Чем интересна работа официанта
Лайфхак: профессия официант — описание, плюсы и минусы
Официант – это сотрудник зала заведения общественного питания. Профессия официант в привычном нам понимании появилась на рубеже девятнадцатого века. С тех пор описание не менялось, менялись лишь некоторые стандарты обслуживания, а также функциональные требования к специалистам. Работа барменом официантом сложна и проста одновременно — просто устроится на работу, даже студенту, но быть хорошим официантом это большой труд и умение.
В заведениях, где барная стойка ставилась, как дополнение к столикам для гостей, появился бармен-официант – он стоит за стойкой, а когда приходят гости – выходит встречая и обслуживая их в зале. Существует мнение, что его обязанность – принять заказ, принести блюдо, но это не так. Главная, основополагающая задача представителей этой профессии – сделать так, чтобы клиенты захотели снова вернуться сюда.
Официант: кто это и чем занимается
Специалист, пройдя небольшое обучение, начинает работать. За ним закрепляется несколько столиков для гостей. Когда хостес, или один из официантов, стоящих на входе перед заведением приглашает посетителей выбрать себе место. Сотрудник, за которым закреплён столик: уже берет достаточное количество меню и винных карт, идет встречать гостей.
Перед этим ресторанный работник приводит в должное состояние столики, предназначенные для гостей: меняет скатерти, если они загрязнились, убирает крошки, посуду, оставленные предыдущими посетителями, обновляет столовые приборы.
Подав меню гостям, официант отходит, изредка бросает взгляд на клиентов заведения, чтобы понять, когда гости будут готовы сделать заказ.
Дальше его действия становятся полностью механическими:
Подав напитки и продукты, работник вряд ли сможет расслабиться, ведь его ждет еще несколько столиков. Поразительная «оперативная память» содержит все: как расставлять блюда, когда принести напитки, по какой очередности обслужить столики.
А вот к профессии официант-бармен добавляется еще одна забота: пока он выполняет свои прямые обязанности, разливая напитки посетителям за барной стойкой, «краем глаза» приходится поглядывать на гостей, сидящих за столами. Постоянные перебежки по залу, от стойки к столикам – это настоящая тренировка, потому что действия должны быть еще более быстрыми, чем у официанта, чтобы все успевать. Как вишенка на торте выделяется особый навык — умение эффектно подавать напитки.
Профессия официант – это не монотонная работа, где абсолютно все делается на автомате. Хороший мастер идеально знает правила этикета, содержание меню, он может посоветовать выбрать блюдо.
Частичное обслуживание официантами одного столика можно объяснить сплочённостью коллектива, один официант может подменить другого, убрать грязную посуду со стола. Такой коллектив старается на благо заведения, это – команда.
Самое приятное в работе – это чаевые. Их делят двумя способами:
Официант: обязанности
К обязанностям относятся:
Как получить профессию
Есть два уровня специалистов, грань между которыми очень размыта:
Новички устраиваются в сетевые и мелкие рестораны и кафе, редко идут работать в ночные смены.
Профессионалы начинают свой путь, выучившись в средних специальных заведениях по специализации «Сервис», выбирая профили обучения: «Официант» и «Обслуживание в сфере общественного питания».
Параллельно с учебой многие студенты подрабатывают во все тех же сетевых и мелких заведениях. Выпускников с достаточным опытом работы и почти готовым дипломом об образовании по специальности принимают на работу заведения классом выше.
Официант плюсы и минусы профессии
Требования к официанту
Из требований можно перечислить следующие:
Где работать
Начинающие официанты могут найти работу в любом из заведений – достаточно прийти и высказать свое желание. Один минус – если рекрутер посчитает Вас непривлекательным, то вряд ли поставит на «контактную» работу с посетителем.
Профессионалы ищут работу в гостиницах и ресторанах в центре города.
Зарплата
Размер оклада любого сотрудника, работающего на полную ставку, по всей России составляет от 15 до 25 тысяч рублей. Уровень заработной платы по России не выходит за рамки 30 000 рублей, а в Москве средний показатель равен 40 000 – 45 000 рублей. Для бармена-официанта в Москве этот показатель больше всего на пару тысяч рублей. К слову здесь также, как и в Санкт-Петербурге можно найти элитные заведения, где с учетом чаевых официанты получают более 100 000 рублей ежемесячно.
Тип занятости
Тип занятости зависит от режима работы ресторана. Чаще всего один рабочий день заключается в 12 часов, а график работы – 2/2. Он считается самым удобным для такой сложной работы, также всегда можно договориться об удобном режиме. Когда достаточно персонала у заведения есть возможность дать человеку выходной.
Заметки официанта. О самой интересной работе в мире
Подпишись на наш канал в Телеграме , чтобы быть в курсе последних новостей ресторанного бизнеса!
В предыдущих выпусках «Заметок официанта» были в деталях описаны мытарства стажера, который только пришел на работу в своей первый ресторан. В новой части наш герой рассказывает о том, что происходит после того, как стажер получает заветную карту и проходит официальное посвящение в официанты.
Все-таки официанты — главные люди в сфере общественного питания, хотя многие постоянно об этом забывают и недооценивают их роль в ресторанном бизнесе.
Давайте представим, что из обычного, классического ресторана на пару часов пропадают все повара. Крах и всеобщая паника? Не думаю. Ведь можно просто посидеть, попить вина, обсудить последние новости за чашкой кофе или полистать ленту инстаграма (как раз занимает примерно пару часов).
Уберем на то же время всех менеджеров. Здесь уж точно ничего не изменится. Хотя существует вероятность, что дела пойдут даже лучше. Меньше нервов – максимум продуктивности. Множество опытных официантов могут выполнять почти все менеджерские обязанности (но об этом позже).
Теперь уберем барменов. 95% официантов знают, как приготовить кофе, заварить генмайчу, и уж тем более в курсе, как достать из коробки бутылку воды без газа комнатной температуры. Ну а смешать апероль шприц можно с закрытыми глазами.
Парковщики, гардеробщики, хостес – я думаю, без них можно прожить пару часов. Сам припарковал машинку, курточку повесил рядом на стул, ну а проводить до стола тебя может твой лучший друг — официант.
Таким образом напрашивается нехитрый вывод: единственные сотрудники, без которых заведение «встанет», – официанты.
(Про управляющего и шеф-повара я здесь не говорю, поскольку я НЕ работал на этих должностях и не могу знать всех тонкостей и степени их значимости в жизни ресторана).
«Но менеджер тоже может обслужить столы, а бармен вынести напитки?»
По сути, да. Но на практике этого никто никогда не делает, и в отсутствие достаточного количества персонала на официантов просто падает в два-три раза больше работы.
Главная проблема в том, что официантам не дают осознать их значимость, нужность, всячески приземляя, подрезая крылья, а порой — откровенно втаптывая в землю. Сложившийся в России стереотип убеждает нас, что в официанты идут не особо удачливые, ничего не добившиеся в жизни люди. И порой это очень давит. Но, знаете, когда выходишь со смены с двадцатью тысячами чаевых в кармане, давление резко уменьшается. Впереди только светлое будущее, ром и пиастры.
Я оттрубил в общей сложности около 7 лет, обслуживая и обхаживая русский и иноземный люд. Не могу сказать, что эти годы были лучшими в моей жизни. Случались непростые времена, но в целом работы интереснее я себе представить не могу (только если вы не дрессировщик панд и не Киану Ривз).
Да, иногда проскакивали мысли:
Вот бы сейчас в офис, да на пятидневочку с 9 до 18!
Но там же никакой романтики! Что детям будешь рассказывать, ты, работник офиса?
(А мне не нужно было идти после работы куда-то, я злоупотреблял прямо во время работы! А потом еще и после. Знаю, хвастаться тут абсолютно нечем, но кто еще в России может позволить себе работать в таком свободном режиме?).
Так что мне хочется в красках рассказать о всех аспектах этой самой интересной в мире работы (кроме панд и Киану). Если что-то упустил – значит, об этом нужно было умолчать. А вообще – ловите все без прикрас. Вперед.
Форма. Чуть выше я уже рассказал о некоторых аспектах амуниции официанта. Хочется добавить, что, если ресторан супер-лакшери сегмента, скорее всего, придется носить брюки, рубашку и бабочку. Это самая убогая форма в мире, так как большинство офиков покупают самые дешевые вещи. А что может быть хуже чиповых классических брюк и криво скроенной белой рубашки?
Свой фартук официант получает в ресторане и даже расписывается за его получение, ведь в случае увольнения казенное имущество необходимо будет сдать. Иначе не видать тебе расчета.
Новые фартуки – непозволительная роскошь, которую можно найти только в недавно открывшихся местах. Смех смехом, но иногда сотрудники вынуждены самостоятельно подшивать и ставить заплаты на фартук, дабы не опозориться перед гостями.
Лучшие фартуки — те, что завязываются на поясе. Их почти не замечаешь. На моем первом месте работы фартуки надевались через шею, и после нескольких месяцев появились неприятные ощущения в спине, да и голова начала болеть гораздо чаще обычного. Пришлось смириться, так как форма официантов, как и дизайн ресторана, является частью общей концепции, которую не будут менять из-за каких-то мигреней.
Что лежит в карманах фартука официанта?
Это известно одному богу. Но вообще, стандартный набор должен выглядеть так:
Отдельно есть карман для чаевых.
Почему некоторые предметы в двойном экземпляре? Чтобы второй при случае можно было отдать гостю.
Если ты закончил путь стажера и стал официантом совсем недавно, это сразу бросается в глаза. Отглаженная форма, в наличии даже не две, а три зажигалки, в глазах готовность выполнить любое указание менеджера, а желание заработать просто запредельное.
Опытный официант ведет себя немного по-другому. Выполняя свои обязанности, он как бы делает миру одолжение. Обязательными являются длинные, тяжелые, скорбные вздохи, дающие понять, как же ты устал один тащить дармоедов и нахлебников в лице всего ресторана. Нужно научиться вести себя так, чтобы менеджер или любое вышестоящее руководство десять раз подумало, прежде чем обременить тебе какой-то дополнительной работой.
Хоть я и не служил, но опытный официант и правда похож на «деда». Стажеры выполняют всю тяжелую и грязную работу; с поварами можно договориться на более жирные и толстые куски мяса в супе. Угостить такого важного человека сигаретой считается праздником, а уж похвала от него и вовсе делает бренное существование новичка осмысленным.
Если только что получивший карту «зеленый» официант выслуживается перед гостем, дабы угодить ему как можно больше, то старожил часто норовит всем своим видом показать, какая высокая честь оказана этим плебеям. А после молча подливает в чайник кипяточку — об этой и о других привычках гостей, которые бесят официантов, речь пойдет в следующих частях.
Личный опыт: устраиваемся официантом и узнаем все тайны ресторана
Во Владимире множество кафе и ресторанов: от фастфуда до высокой кухни. Чуть ли не у каждого горожанина есть в этом обширном списке свои любимчики и аутсайдеры. Мы, словно критики Мишлен, раздаем в уме «звездочки». Но видим лишь одну сторону, фасад. А что творится внутри? Как там все устроено? Вот и мы решились на эксперимент. Чтобы узнать всю правду о «внутренней ресторанной кухне» Владимира, одна из журналисток на время стала. нет, не Еленой Летучей, но. официанткой.
Плюсы и минусы профессии
Особенно популярна эта работа среди студентов и мам с маленькими детьми, которым крайне необходим дополнительный доход. Гибкий график, вроде «2 через 2», а также ежедневные чаевые — это значительный плюс в копилку семьи. Хотя, конечно, будем честны: данная работа не считается во Владимире престижной.
Трудоустройство
Одно дело — обслуживать людей в рядовом кафе, а другое — в заведении, где владельцы придумали что-то новенькое. Я решила пойти по второму пути и отправилась на собеседование в ресторан с платным входом. Да-да, оказывается, в нашем городе и такой есть.
На собеседовании я узнала подробности. Оказывается, речь не просто про хитрую уловку маркетологов. Все предельно честно и выгодно. Заплатив за вход определенную сумму, гость спокойно может попробовать изысканные блюда, вроде «карпаччо из креветок» или «пасту ди Маре», по себестоимости. Это показалось мне крутым решением! Человек, понимая выгоду, делает хороший заказ, а в конце вечера получает вполне демократичный счет. Ну как тут не дать на чай официанту? В итоге довольны все.
Но кроме «фишки» ресторана на собеседовании конечно, оговорили условия работы. В первую очередь график. Как я и предполагала, сменный. Плюс мне разъяснили, что я должна оформить медицинскую книжку, а также у официантов есть свой дресс-код. Важны аккуратность, ничего кричащего в облике. Аккуратно убранные волосы, ухоженные руки. Идеально, если лак на ногтях неяркий. Ценятся строгость и умеренность.
Курс молодого «бойца»
А дальше началось самое интересное — погружение в профессию. С тонкостями работы меня знакомили управляющий ресторана и более опытные коллеги-официанты. Даже в завязывании фартука есть свои секреты. И до чего дошел прогресс! Оказывается, теперь не нужно поднимать палец вверх или кричать «Официант!». Достаточно нажать специальную кнопку — такие есть на каждом столе. У официанта же на руке специальные часы, на них и приходит сигнал. Этим чудом техники я тоже научилась пользоваться. Ух, как же мощно они вибрируют — точно не оставишь гостя без внимания!
А также мне показали, как и чем обрабатывать столы, чтобы все было чисто и стерильно. Я и не догадывалась, что официанты еще и такие миссии выполняют! Конечно же, было знакомство с коллективом. Не только с официантами: работниками кухни, бара. Ребята оказались очень приятными и дружелюбными.
Ну и самое ответственное — сервировка стола и подача блюд. К моему огромному удивлению, оказалось, что я совершенно не умею это делать. На «репетиции» моя спина то и дело гнулась, пальцы отказывались держать тяжеленные тарелки, да и поднос дрожал! Я испытала настоящий стресс. Одно дело — написание текстов, а другое — обслуживание людей и работа с посудой. Мне кажется, другие официанты с интересом наблюдали за тем, как я старалась выглядеть уверенной и дружелюбной. Но, пожалуй, получалось неправдоподобно.
Первый рабочий день
Ресторан открывается в 12:00, но перед нами поставили задачу явиться на рабочее место за 1,5 часа, чтобы переодеться и все приготовить.
Руки дрожали, а в голове проносились картинки вроде разливающегося супа или переворачивающегося подноса. Но нет, оказалось, что все это лишь глупые страхи. Обучение и поддержка других официантов помогли. К приходу гостей я расслабилась и смогла влиться в работу.
Хочется отметить, что сам процесс получения и оформления заказа оказался достаточно любопытным. Мы привыкли видеть официантов с блокнотами, но не знаем, что происходит дальше. Оказывается, не нужно с этими записями бежать сначала в бар, а потом на кухню, оглашая во всеуслышание заказ, необходимо лишь просто подойти к специальному экрану, выбрать нужный столик, а также блюда по меню. Вся информация тут же сохраняется и автоматически выводится на чеках. Их получает бар, а также кухня. Четко и просто. А вот далее уже все зависит от слаженной работы команды ресторана. Кухня должна приготовить выбранные блюда за определенное время, чтобы клиент остался доволен и не убежал в расстроенных чувствах. Бар должен также быть начеку, ведь кому-то нужно подавать напитки сразу, а кому-то в определенное время, например — строго с горячими блюдами.
Когда же я заходила на кухню, то отмечала про себя слаженную работу поваров. Тут некогда отдыхать. Даже если людей за столиками в начале дня не так много, как в вечернее время, существуют блюда, ингредиенты которых должны пройти специальную обработку и подготовку. Получается, что кухня работает без перерывов, а не только тогда, когда приходят гости.
Столкнулась я в свой первый рабочий день и с тем, что не знала меню ресторана настолько, чтобы искренне порекомендовать что-то гостям. Зазубренное название блюда и цены — это одно, а вот личный «вкусовой опыт» — другое. Также мне пришлось придумывать ответ на вопрос вроде: «Какое количество креветок будет в ризотто с морепродуктами?». Оказывается, хороший официант должен уметь грамотно ответить даже на такое. Ну, и он обязан знать все о степени прожарки стейков, детальном составе салатов и многое-многое другое.
Свое личное знакомство с блюдами ресторана я начала с первого перекуса. И это было, наверное, самое феерическое впечатление! Где вы видели работу, на которой кормят вкуснейшими блюдами, да еще два раза в день?! Я решила попробовать салат с тунцом, жареным картофелем, каперсами и яйцом-пашот. Воспользовавшись служебным положением, нагло наблюдала, как его готовят, потому что было действительно любопытно. И, к счастью потребителя, но к скуке журналиста, не углядела ничего криминального. Все свежее, все очень аппетитное. Скушала я этот салат за считанные минуты.
И снова вернулась к новой «работушке», которая закончилась лишь в 00:00. Более двенадцати часов, представляете? Ноги гудели, спина тоже давала о себе знать, а я мечтала лишь об одном — кроватке. Много лиц, много еды, много общения. Если кто-то мне скажет, что работа официантки — это просто и не очень престижно, я рассмеюсь тому в лицо! Попробуйте-ка пробегать на ногах столько времени, не перепутать заказы, улыбаться, вежливо отвечать даже на самые неожиданные вопросы, не хамить в ответ на заигрывания и быть аккуратно-прекрасной. Да я всем официантам готова памятник при жизни теперь поставить, честное слово!
О доходах официантов
По моим наблюдениям:
Средние чаевые с обслуживания — от 0 руб. до 100 рублей.
По данным коллег-официантов:
Средние чаевые с обслуживания — от 0 руб. до 300 рублей.
По данным коллег-официантов:
Средняя з/п официантов во владимирском ресторане среднего уровня: 20 000 рублей в месяц.
В летний сезон з/п может быть от 20 000 до 50 000 рублей в месяц.
Многое зависит от самого заведения и цен в меню. Публика бывает разная: кто-то считает нужным оставлять чаевые, а кто-то — нет. Оказывается, мы до сих пор не смогли полноценно перейти на европейский и американский тип обслуживания с %.
Диалог с коллегой
В самом конце рабочего дня мне удалось пообщаться с коллегой-официанткой Татьяной Баландиной. Я тайно и искренне восхищалась ее прямой спиной и умением ловко приносить несколько блюд за раз. Оказывается, Татьяна в данной сфере работает уже 8 лет:
— В данный момент для меня это удобная работа, поскольку дома маленький ребенок. Если в другом месте вы будете получить з/п 1 или 2 раза в месяц, то здесь вы зарабатываете свой «чай» каждый день.
— Но многое в ресторанной сфере зависит от сезона, как я поняла, это так?
— Везде своя система. Все рестораны разные. По з/п вне сезона официант получает до 25 000 руб. Это достойная оплата труда. Не сезон — часть января и февраль, когда люди потратились и по заведениям ходят меньше. Еще не сезон — сентябрь и октябрь. Видимо, после сборов в школу. Самый пик и горячая пора для официанта — лето. Можно заработать до 60 000 рублей.
— Сегодня я убедилась, что гости бывают совершенно разные. А вы сталкивались с необычными ситуациями в своей работе?
— Да, запомнился мне один случай. Работала я тогда в крутом ресторане, и приехал к нам знаменитый сомелье с девушкой. Они заказали дорогое шампанское стоимостью 23 000 рублей, которое я должна была открывать. Честно, так нервничала, аж вся вспотела! За такую-то сумму! Думала, а если я не справлюсь?! Но все получилось. Гостям так понравилось обслуживание, что они весь вечер потом говорили мне комплименты, мол: «Девушка, вы так красиво улыбаетесь, улыбнитесь еще!». Этот случай отлично запомнился. Эмоционально вышло. Все же не каждый день приходится открывать такое дорогое шампанское и обслуживать таких знатоков ресторанного дела.
— Не чувствуете себя после стольких лет работы официанткой отличным психологом? Ведь к каждому гостю нужен свой, индивидуальный подход.
— Согласна, невольно становишься психологом. Видно людей: кто и что хочет. Все по-разному ведут себя: те, у кого денег особо нет, или те, у кого все в порядке с финансами. Кто-то к ценам долго приглядывается, а кто-то любит «шикануть». Обычно те, у кого есть деньги, и они стабильно ходят в рестораны, делают четкий заказ. Им нравится что-то определенное, и они не экономят на еде. Эти люди ориентируются в заведениях и блюдах. А есть очень серьезные клиенты, с которым нужно четко, холодно и строго общаться. Они часто очень привередливы. Встречаются и те, кто сразу переходит на «ты». Я стараюсь со всеми быть на «одной волне». Работа официантки хороша тем, что она не надоедает. Каждый день разные люди и разные ситуации. Это здорово!
О ресторанных блогерах
Ну, и не удержусь, поделюсь новыми знаниями о закулисье «ресторанной кухни». Вы наверняка знаете о множестве food-блогеров, они регулярно критикуют в Instagram заведения, работу официантов, приготовление блюд и прочее. Но насколько это мнение экспертно? Можно ли ему доверять? Когда я работала официанткой, то узнала интересную «фишку» — весь чай в заведении был натуральный, но для удобства и лучшей заварки его помещают в специальные пакеты, а только потом — в чайничек. Каково же было мое удивление, когда, открыв свой Instagram, «наткнулась» на пост девушки, критиковавшей этот самый «ненатуральный» чай. Были у нее и другие аргументы «против» ресторана. И только после работы официантом я поняла, насколько необоснованной была критика! Спросила у коллег: «Зачем?». И вот что узнала. При желании можно в сеть написать разгромный пост, привести «убойные» аргументы, включить в речь названия даже несуществующих блюд (что прозрачно для официантов, но непонятно для обывателя) и таким образом «испортить репутацию» любого заведения во Владимире! Ну, и конкуренцию никто не отменял.
Так что, уважаемые читатели, будьте бдительны. Лучшее мнение о ресторанах — ваше личное. Нет, работать официантами я вас, конечно, не призываю, но доверять своим ощущениям и обращать внимание на детали советую.