Чем интересно средневековье для современного человека

30 интересных и странных фактов о Средневековье

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

Каждая эпоха приносит свои обычаи, верования и традиции. И европейское Средневековье – один из очень богатых на странности периодов.
Средние века единодушно считаются неудачным временем для жизни: еда была скучной и скудной, города были грязными, медицина – почти нулевой, а жизнь – короткой и опасной. Но живущие в этих условиях люди создали некоторые из самых странных и причудливых обычаев в человеческой истории.

1. Суд над животными

Жизнь в Средние века могла быть трудной, и это касалось не только людей. Все виды животных от домашнего скота до насекомых немедленно предавались суду, если их подозревали в нарушении закона. Существуют записи о как минимум 85 судебных процессов над животными, происходивших в Средние века, и эти истории варьируются от трагических до абсурдных.
В 1474 году суд признал петуха виновным в “противоестественном преступлении”, заключающемся в откладывании яйца. Крысы часто оказывались адресатами судебных повесток с требованиями покинуть помещение. В 1596 году в Марселе и вовсе состоялся суд над… дельфинами.

Но самыми заядлыми преступниками были свиньи, осуждённые за нападения на детей. Да, несмотря на мирную внешность, свиньи действительно иногда делают это. Большинство из них были признаны виновными и приговорены к смертной казни через повешение или сожжение на костре. В 1386 году осужденная свинья была одета в жилет, перчатки, панталоны и человеческую маску для судебного процесса.

2. Странная обувь

Одежда была чрезвычайно важна для средневековой элиты как способ показать свое богатство и превосходство над бедными. Из-за этого по Европе прокатились различные модные тенденции, не имеющие ничего общего с практичностью. Например, писком моды одно время считались длинные остроносые мужские туфли. Они назывались краки или пулейны. Чем длиннее была обувь, тем больше было богатство владельца и, следовательно, социальный ранг. Зачастую ботинки были настолько длинными, что их пришлось укреплять китовым усом. А некоторым аристократам приходилось привязывать носки своих ботинок к леггинсам, чтобы нормально ходить. Даже крестоносцы носили модную обувь, но если им нужно было быстро убежать, они отрубали концы своих ботинок.

3. Модные мужчины

Мужчины конца 14-го века стремились демонстрировать свои тела в весьма откровенной одежде, одевая короткие туники с обтягивающими колготками. Картину дополнял гульфик – мешочек, прикрепленный спереди к мужским брюкам и прикрывающий самые интимные части тела. На первых порах он выполнял функциональную роль, но потом стал чисто декоративным, украшался каменьями и вышивкой. Священники были в ужасе от новой моды и резко её осуждали. Но когда моду волновали такие мелочи?

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

4. Туфли на платформе

В Средневековой и ренессансной Европе для дворянства было обычным носить высокие туфли на очень высокой платформе (из пробки или дерева), называемые “чопины”. Это было не только модно, но и спасало от обильной уличной грязи средневековых городов. Чем выше чопины, тем выше статус владельца – они могли быть высотой до полуметра!

5. Бледный вид

Аристократическая бледность была особо популярна в Англии в начале XVI века. Вдохновлённая Елизаветой I, элита общества предпочитала наносить на себя тонны пудры, чтобы придать коже откровенно нездоровый цвет.

Дамы отбеливали лицо свинцовой косметикой, которая помогала скрыть шрамы от оспы. К сожалению, она была ядовитой и унесла множество жизней. Альтернативой была молотая яичная скорлупа и “жир Бэрроуза” – вонючий свиной жир, который сушили на солнце, пока он не становился белым. Тяга к прекрасному доходила до крайностей: порой женщины рисовали голубые жилки, создавая эффект бледной до прозрачности кожи.

6. Безволосые лица

Хотя сегодня многие женщины тратят деньги, чтобы подчеркнуть свои ресницы и брови, в Средние века все было совершенно иначе. Дамы выщипывали всё это, а иногда даже волосы на лбу, что считалось красивым и аристократичным. Кожу прижигали различными горячими составами, чтобы избавиться от нежелательных волос навсегда. Оставшуюся шевелюру модницы стягивали на затылке и надевали конусообразный головной убор под названием геннин, который подчёркивал статус и принадлежность к знати.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

7. Жернова на шее

Ещё один модный тренд от несравненной Елизаветы I – гигантские воротники из накрахмаленной ткани. Их называли рафы, горгеры или попросту “мельничьи жернова”. Когда в 16 веке производство крахмала было запущено на широкую ногу и люди увидели, как он действует на ткань, объёмные воротники из льняного батиста и кружева стали самостоятельной частью одежды. В разгар этой моды в 1580-е – 90-е года рафы стали настолько огромными, что конструкцию приходилось поддерживать проволокой или деревянной рамой. Современник этого явления писатель Филипп Стаббс свидетельствует, что в плохую погоду любителей крахмальных воротничков просто сдувало, и они падали под порывами ветра.

8. Браки поневоле

Как мы знаем из книг и фильмов, браки высшего класса редко заключались по любви, а скорее для политической и социальной выгоды. Но на самом деле, даже бедняки не были абсолютно свободны в этом вопросе. Крестьянам, работающим на помещиков, не дозволялось заключать браки без разрешения хозяина. А овдовевшей женщине господин мог назначить мужа по своему усмотрению. Женщины, как и почти во всех аспектах средневековой жизни, не имели права голоса, и выдавались замуж независимо от своих желаний. Причём очень рано. Фактически, люди считались готовыми к вступлению в брак, как только их тела достигали половой зрелости, начиная с 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков.

9. Никакой личной жизни

Церемония бракосочетания, как мы её знаем сегодня, была совсем другой. Длительное время не существовало никакой официальной церемонии. Люди могли договориться и стать мужем и женой в считанные минуты, хоть на улице, хоть на сеновале. Это, конечно, приводило к большой неразберихе, поэтому в XII веке создание семьи было объявлено святым таинством, которое должно освящаться Богом и фиксироваться документально.

Супружеская жизнь, особенно среди новобрачных из высшего общества, была далеко не личным делом. Первая брачная ночь рассматривалась не как интимная сторона жизни, а скорее как юридический акт, который требовал наблюдения свидетелей. Некоторые пары были избавлены от взглядов роскошью постельного занавеса, но так везло далеко не всем.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

10. Футбол на выживание.

Идея о спорте как о мирном соревновании в средние века ещё не созрела. В те времена на своей родине футбол был далёк от того, во что мы играем сегодня. В нем участвовали свиной пузырь и любое количество игроков. Могли играть целые деревни. В одной дошедшей до нас книге правил для “масленичного футбола” перечислены все средства, которые могут быть использованы для того, чтобы забить гол, за исключением умышленного убийства. И вместо того, чтобы пинать мяч, разгорячённые игроки частенько начинали избивать друг друга. Это была, по существу, настоящая война, и когда она разворачивалась в населённых районах, она вызвала полный хаос, множество разрушений и даже смертей. Звучит невероятно, но футбол был запрещён в Англии в 1314 году. решил, что этого достаточно, и запретил игру, постановив: “под страхом тюремного заключения такие игры не будут проводиться в городах” – такой указ издал Эдуард II.

11. Умеренное питание

Как правило, люди кушали дважды день: обед в полдень и легкий ужин вечером. Завтрак считался допустимым для женщин, детей и тех, кому предстояла тяжёлая физическая работ. В остальных случаях он считался излишеством и чревоугодием. Система двухразового питания оставалась широко распространенной вплоть до позднего Средневековья.

12. Кулинарные изыски

Если Вы были бедным человеком в Средние века, еда, по большей части, была скучной, скучной и повторяющейся. Однако для богатых пиршества и наслаждения едой были важной частью жизни. Знать ценила в еде не только питательность, но и необычный внешний вид. К столу подавали запечённых лебедей и павлинов в полном оперении (повара восстанавливали его после приготовления), композиции из кур, сидящих верхом на поросятах, а также “химер”, изготовленных сшиванием курицы и задней части поросёнка.

13. И рыба, и мясо

В дни поста средневековые европейцы лакомились мясом бобров и дельфинов, которые из-за их отличных плавательных способностей причислялись к рыбам. Кстати, содержимое желёз бобра использовались ещё и в кондитерском деле.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

14. Cock ale

Петушиный эль готовили так: измельчали варёного петуха и смешивали с четырьмя фунтами изюма, мускатным орехом, мускатным цветом и половиной фунта фиников. Всё это “мариновалось” в эле в течение недели, а затем ещё 30 дней бродило в бутылке. Для современных людей может звучать кошмарно, но в средневековье это был популярный напиток для застолья!

15. Пироги с живой начинкой

Чтобы гости не заскучали, на стол иногда подавали пироги, содержащие живых лягушек или дроздов (их прятали туда уже после выпекания). Средневековую публику очень веселило, как начинка в панике разбегалась и разлеталась их разрезанного пирога.

16. Несладкая жизнь

Простые люди подслащивали пищу мёдом, в то время как богатые семьи тратили целые состояния на сахар, ввозимый из недавно открытого Карибского бассейна. При этом чистка зубов популярностью не пользовалась, и богатые сладкоежки страдали кариесом. Одной из жертв заболевания стала английская королева Елизавета I, при которой почерневшие зубы стали модным символом достатка. С другой стороны, бедняки тоже не могли похвастаться идеальными зубами. Хотя они не ели сладостей, они ели хлеб с песком. Он попадал в тесто из каменных жерновов, используемых для измельчения зерна, и это заставило зубы быстро изнашиваться.

17. Планирование семьи

В Средние века была контрацепция настоящей проблемой. В некоторой степени контролировать рождаемость помогало убеждение, что лучшее время для зачатия – это время менструации. А методы контрацепции включали ношение на шее мешочка с яичками ласки, ушной серой или маткой мула, костями чёрной кошки или ослиного помета. Возможно, это действительно заставляло мужчин держать дистанцию.

18. “Рваный” сон

В Средние века люди ложились спать через пару часов после наступления сумерек, просыпались через несколько часов на один-два часа, а затем снова спали до рассвета.

В течение этого периода бодрствования люди отдыхали, ходили в гости или исполняли супружеский долг. Самые несчастные из них занимались работой, незаконченной днём. Ссылки на “первый” и “второй” сон начали исчезать лишь в конце 17-го века. Некоторые учёные даже предполагают, что такая организация отдыха была более рациональной, чем современная, а бифазный сон является естественным процессом с биологической основой.

19. Удобства на высоте

Туалеты в средневековых замках всё-таки были, хотя и аскетичные. Чаще всего это был “унитаз” из доски с дырой и канализационной системой в виде ещё одной дыры в полу. Такая туалетная комната располагалась в выступе на стене замка, и отходы жизнедеятельности низвергались вниз на землю. Иногда для этого строили специальную трубу, иногда обходились без такой роскоши. Кстати, в туалетной комнате часто хранили одежду, так как аммиачные пары убивали всех блох.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

20. Ужасы медицины

Кровопускание было обычной медицинской практикой в Средние века. Удаление “плохой крови” практиковали по поводу и без. Средневековые европейцы были настолько увлечены этим, что у них были тексты, советующие, дни каких святых лучше всего подходят для кровопускания, и карты, показывающие, какие части тела лучше всего надрезать в соответствии со знаком зодиака.

Благодаря своим интересным физическим качествам, ртуть имела славу лекарства от множества болезней. Люди прикладывали её к больным частям тела или сразу вдыхали токсичные пары. А ещё многие люди верили, что младенцы не способны чувствовать боль. В результате медицинские операции иногда проводились на детях без использования какой-либо анестезии. Как ни странно, это убеждение продержалось очень долго.

21. Стрижка, кровь и бинты

В Средневековой Европе цирюльники были не просто парикмахерами, но также стоматологами и хирургами. Они вырывали зубы, хирургически лечили катаракту и даже делали ампутации. В Европе до сих пор традиционной эмблемой парикмахерской является красный столб с белой спиралью. А в старые времена это был просто столб, на котором сушились многократно стиранные окровавленные бинты. Ветер обматывал их вокруг столба и получалась та самая спираль.

22. Королевское исцеление

Среди многих болезней, косивших людей в Средние века, была форма туберкулеза, которая вызывала характерный симптом: чёрные пятна по всей шее. Считалось, что единственным лекарством от недуга было прикосновение короля или королевы. Один только Генрих IV приложил руку к лечению 1500 человек, хотя не ясно, скольким из них это помогло.

23. Убийство как лекарство

24. Старые люди существовали

Короткая средняя продолжительность жизни в средневековой Европе (30 лет) была обусловлена, главным образом, очень высокой детской смертностью. Если бы в те времена вы дотянули до двадцати, то могли бы рассчитывать, что проживете ещё лет сорок.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

25. Танцующая чума

Танцевальные припадки – одна из самых странных загадок средневековья. В июле 1518 года жители города Страсбург были поражены внезапным и, казалось бы, неконтролируемым стремлением танцевать. Массовое помешательство началась, когда женщина женщина по фамилии Троффеа вышла на улицу и молча начала танцевать. В течение недели к ней присоединились ещё три дюжины горожан, дальше – больше. К августу танцевальная эпидемия унесла жизни 400 человек, умерших от истощения, инфарктов и инсультов. Безумие прекратилось только тогда, когда танцоров отнесли в храм и заставили молиться об отпущении грехов.

Эта история кажется полной выдумкой, но она была хорошо задокументирована и повторялась несколько раз в разных регионах: в Швейцарии, Германии и Голландии.

26. Почему Моисей с рогами?

В Средние века художники и скульпторы имели странную привычку изображать Моисея с рогами на голове. Даже Микеланджело учёл эту необычную для библейского пророка деталь в своей статуе для римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Разгадка проется в трудностях перевода. В большинстве переводов Библии говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай с Десятью Заповедями, его лицо “сияло”. Но в оригинальном написании древнееврейское слово могло означать либо “луч света”, либо “рог”. И в эпоху Средневековья была напечатана копия Библии, в которой действительно говорилось, что Моисей спустился с Синая с рогами в голове.

27. Немного о научных представлениях

Вопреки распространённому убеждению, даже в Средние века люди уже не считали, что наша планета плоская. Зато верили, что черви, насекомые и мыши способны спонтанно самозародиться из грязи и мусора, а железо можно “улучшить” до золота.

28. Рыжая магия

Рыжие люди считались подозрительными и опасными. “Не надо красить её волосы в красный цвет и тем самым предвещать ей адское пламя.” – писал Святой Иероним, в своём письме о воспитанию дочерей. В то же время, люди верили, что рыжие люди имеют магические свойства. Например, Феофил Пресвитер утверждал, что кровь рыжеволосого человека необходима для превращения меди в золото. А моча рыжеволосых мальчиков использовалась для изготовления цветного стекла и витражей.

28. Маленькие животные

Интересно, что в Средние века сельскохозяйственные животные были гораздо меньше, чем современные. Так, в районе 10-го века взрослая свинья весила около 70-80 кг, овца – 20 кг., корова – до 250 кг. В 1700 году средний вес быка, проданного на убой, составлял всего 168 кг. Для сравнения, в начале ХХ века бык весил в районе 650 кг, овца – 50-150 кг, а свинья – 100-200 кг.

Крупный рогатый скот, по-видимому, имел среднюю высоту в плече всего 115 см. – это рост трёхлетнего ребёнка! Однако коров разводили не для мяса – они были слишком дороги для этого. Вместо этого КРС играли роль “сельскохозяйственной техники” – тянули плуги, телеги и т.д. Так что средневековый идеал коровы был компактным (чтобы затраты на кормление были низкими), но всё ещё достаточно сильным, чтобы таскать тяжести.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

29. Почему копилки делают в виде свиней и поросят?

Ответ кроется в средневековой Европе! Среднеанглийское слово “пигг” (pygg) обозначало типу глины, из которой делали кувшины или горшки. Глиняные банки использовались хранения монет, а к 18 веку, благодаря созвучию с “pig” (свинья) превратились в “поросячьи банки” и, наконец, привычные нам фигурные копилки для мелочи.

30. Что скажет покойник?

Существовало поверье, что мёртвые тела сохраняют крошечную искру жизни и поэтому являются магическими. Это лежало в основе юридической практики, которую называли “Cruentation” (от латинского слова cruentatio, означающего окрашивание кровью). Если в присутствии подозреваемого труп начинал самопроизвольно кровоточить или пускал пену изо рта, это доказывало вину убийцы. Этот следственный метод всерьёз использовался ещё в 17 веке. Этот ритуал отражён в литературе, например, в шекспировской пьесе “Ричард III”, в сцене похорон короля Генриха VI.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

31. Демонические кошки

Суеверия, окружающие черных кошек, уходят корнями в далекое прошлое. Фактически, в 1232 год, когда папа Григорий IX опубликовал работу, описывающую ритуалы с участием кошек, которые ведьмы использовали для вызова Дьявола. Это “откровение” вызвало массовое истребление животных, что предположительно привело к увеличению популяции чумных крыс. В последнее время учёные считают, что чуму переносили блохи, а не сами крысы. Но крысы переносили блох.

32. Детский крестовый поход

Из всех безрассудных идей Средневековья одной из самых выдающихся стал крестовый поход детей. В 1212 году более 30 000 подростков отправились в Святую Землю для мирного обращения мусульманского населения и освобождения Иерусалима. Согласно сохранившимся записям, дети добрались только до Италии, прежде чем торговцы, обещавшие доставить их к месту назначения, продали юных подвижников в рабство.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада» (Pour les siècles des siècles. Civilisation chrétienne de l’Occident médiéval). Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.

Олег Воскобойников,
профессор Школы исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ

Французская книга с русской душой

Что можно нового сказать Франции – стране медиевистики, родине Жака Ле Гоффа, – о средневековой истории и культуре?

Медиевистика на французском языке – действительно одна из самых развитых. Может быть, я и не решился бы никогда писать о Франции на французском языке, но в этом есть своя логика. Я учился в парижской Высшей школе социальных наук, защитил там диссертацию и поэтому считаю, что могу говорить о Средневековье более или менее с французскими исследователями наравне. Мои учителя – известные историки, в том числе Жан-Клод Шмитт, ученик Ле Гоффа и, следовательно, представитель четвертого поколения школы «Анналов». Со многими французскими историками я дружу и сейчас. Мой друг Николя Вейль-Паро, основавший серию медиевистической литературы в парижском издательстве, предложил мне открыть ее обобщающей книгой о средневековой цивилизации. Это сильно переработанная версия моей более ранней книжки «Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада».

В книге речь идет и о романском, и о германском мире?

В ней представлена вся средневековая цивилизация с акцентом на Францию, Италию, Германию, которые мне знакомы лучше, чем другие страны. Но нашлось место и Англии, Пиренеям, Византии, даже Руси. Я старался внести компаративный аспект, сравнить Запад и Восток. Я писал по-французски, но не стремился быть французским историком. Скорее, хочется быть чем-то вроде Карамзина или Герцена – чувствовать себя дома в разных странах. Но все же я остаюсь русским историком и написал об этом в предисловии к книге. Поэтому французский читатель без труда найдет чисто русские ассоциации.

Например?

Рассуждая о том, как греко-римская словесность и философия превращаются в христианское мировоззрение, я цитирую стихотворение «Тема» Бориса Пастернака. Для первых отцов церкви языческая философия – это, говоря словами поэта, «домыслы в тупик поставленного грека». Когда я перевожу эту строку на французский язык, сохраняя размер, они мне говорят: «А это что?». Пастернак, отвечаю. Имя знакомое, но не Бодлер и не Верлен. Не менее экзотично для французского уха будет звучать и «Иоанн Дамаскин» (поэма) Алексея К. Толстого. Для французов византийский, православный мир – темный лес. Они католики до мозга костей, хотя и пережили Просвещение, несколько революций, постмодернизм и Мишеля Фуко. Я не католик, но я понимаю их мир. Просто я смотрю на него немного другими, не их глазами.

Примерно так же на французский мир смотрит знаменитый французский писатель Андрей Сергеевич Макин, политический эмигрант родом из Красноярска, выпускник МГУ, автор прекрасного романа о России «Французское завещание». Возможно, инстинктивно и я пытаюсь смотреть на Францию и Запад русскими глазами, а на Россию – французскими.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

Средневековый бум

Термин восходит к XV-XVI векам. Используя его, гуманисты хотели подчеркнуть, что они возрождают цивилизацию после тысячелетия «готского» варварства.

Из лекции Олега Воскобойникова: «Гуманисты — от Петрарки до Флавио Бьондо — отделяли себя от предыдущего времени, а Средние века – от античности, которую они пытались возродить. Справедлива периодизация, которая делит Средневековье на раннее и позднее. Ранние Средние века длятся с V века по 1000 год (причем 1000 год — дата довольно условная, не привязанная к конкретному событию). Позднее Средневековье — с XI по XV век. Существует и другой принцип, который делит эпоху на раннее, высокое и позднее Средневековье. Высокое Средневековье — это период примерно с 1000 года до начала XIV века, то есть от Оттона III до Данте. А XIV–XV века, по выражению историка Йохана Хейзинга, — это «осень Средневековья», или позднее Средневековье.

Как построено повествование книги? Вокруг персоналий, проблем?

Повествование построено по проблемному и хронологическому принципам. Мы берем рубеж античности и Средних веков и заканчиваем эпохой Данте. Мне интересно, во что верили люди тех времен, что они думали о человеке, о звездах, о животных, каковы особенности так называемого символического мышления. Книга рассчитана на три уровня прочтения: первый – для ученых-медиевистов, второй – для всех ученых-гуманитариев, третий – для широкой аудитории. На русскую книгу я в свое время получил реакции со всех трех фронтов.

В обыденном сознании Средневековье – это чума, мракобесие, процессы над ведьмами, Столетняя война, алхимия. Однако сейчас Средневековье очень модно. Многие смотрят квазисредневековые сериалы («Игра престолов», «Викинги») и ходят на рыцарские турниры. В Музеях Кремля был ажиотаж вокруг выставки о Людовике Святом, в подготовке которой Вы участвовали. Что мы ищем в той эпохе?

Любая цивилизация устает от самой себя. И наша цивилизация новейшего времени с ее нанотехнологиями и «успешными» войнами в горячих точках немного устала, возможно, напугана. Ей, как всякому страусу, хочется спрятать голову в песок.

Кроме того, есть банальный человеческий интерес. Вопреки словам Пушкина («русский человек ленив и нелюбопытен»), русский человек как раз неисправимо любознателен. Есть нечто особенное, налет космополитизма в этом интересе к западному Средневековью.

Кроме того, мы с вами поколение людей, более или менее повидавших мир. Мы видели эти города, храмы, памятники, мозаики, фрески. Хочется узнать, что это все значит. И медиевистика как наука должна объяснять людям смысл всех этих произведений.

Что касается чумы, то главный всплеск «черной смерти» был в середине XIV века, то есть ближе к концу Средневековья. Столетняя война тоже была в середине XIV века. Охота на ведьм велась, скорее, в эпоху Возрождения. Алхимия больше интересует современных телевизионщиков, чем собственно средневековых людей. Эти стереотипы сами по себе ничего не объясняют.

А успех сериала «Игра престолов» связан с любовью к экзотике, к рыцарям, к страстям, вроде бы похожим на наши, но в сказочной обертке.

У образовательных порталов тоже явный интерес к медиевистике. Кроме того, есть феномен в социальных сетях – паблик «Страдающее Средневековье».

Внимание «Арзамаса», «ПостНауки» и «Magisteria» к медиевистике – это лакмусовая бумажка, сигнал того, что людям это действительно интересно. Я не слыхал о каких-то образовательных ресурсах во Франции, сопоставимых с нашим «Арзамасом» или «ПостНаукой». Возможно, это наше «ноу-хау». Но популяризации исторического знания я учился у тех же «Анналов».

Феномен «Страдающего Средневековья» генетически связан с нами, преподавателями, – этот паблик создали наши ученики. И теперь я нуждаюсь в их поддержке при создании магистерской программы «Медиевистика». Мне кажется, это хороший знак, что мы нужны друг другу.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

Душа Средневековья

Какое место в книге уделено религии?

Вся книга о вере. Я предлагал в качестве названия хитрый оксюморон: «Par raison de la foi»», – меня очень привлекает концепция разумной веры. Для меня западный католицизм в пору расцвета – в XII-XIII вв. – это специфический сплав поэзии и прозы, разума и веры. Средневековым людям хотелось верить, но разум периодически подсказывал: материя первична. И они пытались эти вопросы для себя решить.

Казалось бы, и на Востоке, и на Западе верили в Христа и Богоматерь, молились иконам, украшали храмы. Но стоит зайти в храм, постоять на службе, и ты почувствуешь всеми пятью чувствами, что это два разных мира. В целом восточнохристианская вера в своих глубинных измерениях – не такая, как на Западе. Поэтому я могу назвать главу, например, «Бухгалтерия морали» («Du bien et du mal, ou La comptabilité transcendantale»).

Западные люди пытались «просчитать» мораль?

Пытались. Хотя наша современная православная мораль – тоже меркантильная: можно согрешить, главное – покаяться, можно и в конкретной валюте. Но «comptabilité» – это одновременно и бухгалтерия, и рациональность, желание все разложить по полочкам или развесить на ветвях «древа». Для каждой «полочки» – свой круг ада. Вся эта «схоластика», уверяю вас, – предшественница наших нанотехнологий и сверхзвуковых скоростей.

Человек постоянно взвешивал грехи – какой тяжелее?

Ну да, человек жил 50-60 лет на этой земле, и ему хотелось понять, куда он попадет после смерти. Но к тому, что его жизнь не прекращается со смертью, средневековый человек относился более серьезно, чем мы. У него была стихийная система трансцендентных ценностей.

Он что, все время «трансцендировал»?

Да, наедине с собой. А стихийная эта система потому, что она постоянно менялась. Средневековый мир был не догматичнее, чем наш с вами. Внутри христианства, как только копнешь, увидишь столько вариаций, что понимаешь, что средневековый человек был не менее свободен, чем мы.

Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть фото Чем интересно средневековье для современного человека. Смотреть картинку Чем интересно средневековье для современного человека. Картинка про Чем интересно средневековье для современного человека. Фото Чем интересно средневековье для современного человека

Профессия святого

Вы пишете в книге о средневековой литературе?

Да, в книге много о словесности. Я старался говорить об известных авторах (Блаженном Августине, Данте, Бернарде Клервоском, Петре Абеляре). Но, наряду с ключевыми фигурами, я рассматривал фигуры второго и даже третьего порядка, анонимные тексты на латыни и некоторых других, новоевропейских языках. Меня часто интересуют вероучительные тексты с иллюстрациями: средневековая книжная миниатюра для меня любимый документ той эпохи.

Жизнь святых – один из главных сюжетов Средневековья. Выясняется, что типы святых бесконечно разнообразны…

История святых – это история людей, которые могли грешить, но потом каялись так, что попали в святые. И это всем нам надежда.

Действительно, святые, при всей схожести их подвигов и житий об этих подвигах, очень разные. Так же как и иконы. В одном зале ты никогда не найдешь двух одинаковых икон, они всегда будут чем-то отличаться. Со святыми столько замечательных историй случалось, что это невозможно не рассказать.

Одновременно святой — «герой нашего времени». Каждая эпоха ставит памятники тем, кого она боготворит. Человек признается святым, потому что активно участвует в этой жизни, помогает слабым, сирым, вдовым, выкупает пленников, кормит хлебом тысячу людей, исцеляет. И одновременно он уходит из этого мира, чтобы молиться за этот мир.

Из лекций Олега Воскобойникова: «Одни святые были великими аскетами, другие — великими организаторами христианской общины, третьи — просветителями. У русских просветители — прежде всего Кирилл и Мефодий, общеславянские святые. Есть князья-просветители – Владимир, княгиня Ольга, первая крестившаяся из наших варягов, пришедших на Русь. Пока христианство было гонимым, именно мученическая кончина давала шанс получить венец на небесах. И когда христианство стало официальной религией и в церквах стали изображать святых, то они часто изображались с пальмовой ветвью или с венками. И венок, и пальмовая ветвь — это еще дохристианские символы победы».

Есть ли у святых своя иерархия? И кто на вершине пирамиды? Фома Аквинский? Блаженный Августин?

Фома – просто представитель определенного тип святого, как бы святого-философа. Фома сделал Аристотеля, верившего в вечность мира, принадлежностью христианской философии, его причисление к лику святых в начале XIV века стало своего рода компромиссом между традиционной христианской системой ценностей и новым рациональным мировоззрением.

Кто вам близок из католических святых? Франциск Ассизский?

Мне близок и святой Петр Дамиани. Он был очень образованным человеком XI века, при этом сильно критиковал науки. Казалось бы, это мракобесие; но, когда вчитываешься, то понимаешь, что это из любви к знаниям. Он ругал ученых, что называется, конструктивно и уж точно никого не сжигал на костре. Я люблю одновременно и аскета Бернарда Клервоского, и гонимого им Абеляра, «нашкодившего» магистра. Первый – великий святой, второй же – провозвестник современного стиля мышления.

Если честно, я бы в святые вывел Данте. Ни один средневековый человек с таким совершенством не воплотил средневековую картину мира в одном поэтическом произведении. Это же чудо! Но Рим никогда не канонизирует того, кто лучшие свои стихи посвятил не жене, а другой женщине, да еще и поставил под сомнение примат папства. Я имею в виду его трактат «Монархия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *