Чем интересно творчество бунина современному читателю
Чем интересно творчество бунина современному читателю
В дискуссии, которая состоялась 15 декабря в Дальневосточном филиале фонда «Русский мир», приняли участие преподаватели, студенты и аспиранты Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), руководство библиотеки им. Н. Н. Муравьёва-Амурского, учителя и ученики школы-интерната для одарённых детей Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ШИОД ВГУЭС), учащиеся школы №28 г. Владивостока, члены Межрегиональной общественной организации «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы», а также учёный секретарь президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук Г. Ф. Низяева, арт-директор галереи «Portmay» А. М. Лобычев и сотрудники Дальневосточного филиала фонда «Русский мир».
Модератором круглого стола выступила к. п. н., доцент кафедры истории русской литературы ХХ века и теории литературы ИРЯЛ ДВГУ Т. Ф. Панченко. Она открыла заседание показом презентационных слайдов, содержащих множество интересных фактов из жизни И. А. Бунина, отзывы других писателей о его нестандартной личности. Также в презентацию были включены стихотворения Бунина, который сам о себе говорил: «Я всё-таки… прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик».
Заседание длилось больше двух часов. Обсуждались различные вопросы, заявленные в программе мероприятия:
Докладчики выступили с сообщениями, познавательную ценность и высокую научность которых трудно переоценить. Однако иногда академичность подачи материала окрашивала яркая субъективная оценка. Так, заведующая кафедрой истории литературы ХХ века и теории литературы И. В. Соколова, представив творчество И. А. Бунина в аспекте его международного признания, зачитала речь писателя, с которой он выступил на церемонии вручения Нобелевской премии, и призналась, что её возмущает тот факт, что автор ни слова не говорит о России. «Ведь, несмотря на отсутствие у Бунина не то чтобы российского, а вообще какого бы то ни было гражданства в момент получения премии, родиной его всё же была Россия», – заметила Ирина Владимировна.
Основная дискуссия развернулась вокруг мнения одного из участников чата, гласящего: «И. Бунин ничем не отличается от современной массовой литературы: те же тривиальные сюжеты о любви, начинаешь читать – знаешь, чем кончится!». Литературоведы сошлись во мнении, что да, бунинские сюжеты банальны, но современный читатель не умеет прочитывать смыслы, заложенные в произведении. Литературный критик А. М. Лобычев предположил, что молодёжь не способна испытывать яркие эмоции, глубоко переживать, ощущать тонкую грань между различными оттенками чувств, поэтому ребятам сложно воспринимать творчество Бунина, который, по выражению Катаева, был в какой-то степени «зверем», настолько сильной, нечеловеческой, способностью восприятия он обладал.
Прозвучало и мнение студентов о высказывании из чата: «По-моему, некорректно сравнивать Бунина с массовой литературой», – заметил учащийся 4 курса ИРЯЛ ДВГУ Александр Нестеров. На его слова откликнулась преподаватель ШИОД ВГУЭС Е. Д. Чаплыгина: «За время своей педагогической деятельности я убедилась в том, что для многих детей важны чёткие доказательства мастерства писателя». Результатом этого диалога стало предложение Т. Ф. Панченко снова собраться за круглым столом в учебно-методическом центре Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» для того, чтобы обсудить способы развития литературоведческих навыков у школьников.
С особым интересом преподаватели, студенты и школьники слушали рассказ А. М. Лобычева о его поездке на могилу И. А. Бунина, которая находится в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены многие русские писатели-эмигранты: Георгий Иванов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и другие.
Интересную часть беседы составило выступление учащихся школы-интерната для одарённых детей ВГУЭС. Говоря о методике преподавания произведений И. А. Бунина в средних учебных заведениях, Е. О. Чаплыгина попросила своих учеников продемонстрировать некоторые работы, посвящённые творчеству писателя. Особо обратил на себя внимание литературоведов смелый опыт стилизации Анны Елановой, продолжившей бунинский «Солнечный удар».
Крупный специалист в области методики преподавания Т. Ф. Панченко поделилась педагогическим опытом и высказала ряд интересных мыслей относительно оригинальности подачи творчества И. А. Бунина школьникам.
Присутствующим было интересно узнать от представителей Владивостокской библиотечной системы о том, что 80 % посетителей читают классику «по заданию» – это, прежде всего, студенты и учащиеся средних образовательных учреждений, но, по словам заведующей библиотекой им. Н. Н. Муравьёва-Амурского А. М. Труновой, в настоящее время появился своеобразный пласт читающей аудитории – это в основном люди среднего возраста, которые перечитывают классическую литературу, стремясь переосмыслить великие произведения.
Круглый стол «Творчество И. А. Бунина и современный читатель» был посвящён годовщинам рождения и смерти автора: 10 (22) октября 1870 г. – 8 ноября 1953 г.
«Дальневосточный филиал фонда «Русский мир», как культурный и интеллектуальный центр Дальнего Востока, не мог не отреагировать на эти события, – заметил директор филиала А. Н. Зубрицкий. – Несмотря на то, что даты не юбилейные, мы сегодня вызвали интерес к творчеству великого русского классика Ивана Алексеевича Бунина. Несомненно, лауреат Нобелевской премии, а Нобелевская премия – это, как заметила Ирина Владимировна Соколова, знак особого отличия, Бунин является талантливейшим русским автором, одним из лидеров русской диаспоры, едва ли не самым ярким представителем русского зарубежья, а значит, и Русского мира. Дальневосточный филиал был и остаётся площадкой, где и дальше в дружеской обстановке будут собираться специалисты, обсуждая важные вопросы по культуре, языку, литературе и искусству России», – подытожил Александр Николаевич.
Дальневосточный филиал благодарит соорганизаторов мероприятия: Азиатско-Тихоокеанскую ассоциацию преподавателей русского языка и литературы и преподавателей Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета.
Особенности творчества Бунина кратко
Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.
Человек творческий и тонко чувствующий, Иван Алексеевич умел предвидеть масштабные события, влекущие серьезные изменения в обществе. Ему пришлось стать свидетелем происходивших на тот момент злодеяний, процветающей жестокости и невежества. С ужасом ожидая развала великой страны, он окончательно определился со своим отношением к революции, ставшей причиной кровопролитной братоубийственной войне. Сложившаяся ситуация стала причиной того, что в скором времени Бунин был вынужден покинуть родную страну. Все эти события оказали значительное влияние на творческую деятельность русского писателя, обозначив ее особенности на многие годы вперед.
К числу наиболее известных произведений, посвященных теме революции 1917 года, следует отнести роман «Жизнь Арсеньева». История выглядит невероятно правдивой, реалистичной. Бунин является одним из немногих авторов, который остался верен собственным убеждениям, отказавшись принять новый порядок, продиктованный революцией.
В конце 80-х годов XIX века Бунин начинает активную литературную деятельность. Первые шаги в творческом пути писателя ознаменовались такими рассказами как «На чужой стороне», «Кастрюк», «На хуторе» и т.д. Центральной темой этих произведений явилась проблема бедности русских крестьян. Тяжесть момента разлуки и драматизм внутренних переживаний автор ярко демонстрирует в рассказе «На краю света», в основе сюжета которого лежит переселение крестьян Украины в Уссурийский край.
В 90-е годы авторский стиль Бунина подвергается некоторым изменениям. Основными чертами произведений того времени становится демократизм, прослеживается знание жизни простых людей, народа. В этот период писатель знакомится с другими авторами, представляющими старшее поколение.
Помимо реалистического направления Бунин в своей работе начинает прибегать к новым необычным для него ранее приемам и построению текста. Например, в созданных на тот произведениях автора прослеживаются некоторые черты импрессионизма. Фабула размыта, в рассказах четко вырисовывается музыкальный ритм.
В частности, рассказ «Антоновские яблоки» наполнен, казалось бы, не связанными друг с другом эпизодами, отражающими постепенное угасание дворянского уклада и окрашенными легкой романтической грустью и тоской. Помимо этого в рассказе присутствуют удивительной красоты пейзажи, наполненные нежностью и любовью к родине.
И все же центральной темой произведений Ивана Бунина остаются проблемы социального характера. В рассказе «Мелитон» речь идет о тяжелой судьбе бывшего солдата Мелитона, которому пришлось пройти через суровое солдатское испытание (его прогнали сквозь строй), а затем лишиться семьи. Или, к примеру, такие рассказы как «Новая дорога», «Руда», «Эпитафия», в которых автор нарисовал обличительные картины социального неблагополучия – страшные картины голода.
Безусловно, в творческой коллекции писателя присутствует множество талантливых произведений, посвященных вечным проблемам жизни и смерти. К таким произведениям Ивана Бунина можно отнести рассказы «Туман», «Тишина». В них также ярко показана неувядающая красота русской природы.
Таким образом, творческий путь знаменитого писателя и поэта был разнообразным, многогранным, философским и социально значимым. Он сделал большой вклад в развитие художественной литературы Серебряного века, оставив в общей коллекции великих произведений отечественного «производства» целый кладезь житейской мудрости, красоты и бесконечного таланта.
2 вариант
И. А. Бунин — выдающийся русский писатель-реалист, поэт, великий художник русского слова. Бунин умел анализировать происходящие события и сумел предвидеть их последствия. Он творил в эпоху разрухи, расцвета жестокости и зла. Развал великой Российской империи, гражданская война, приход к власти большевиков — все это вынудило Ивана Алексеевича покинуть страну. Всё перечисленные факторы сыграли огромную роль на творчестве писателя.
Активная творческая деятельно И. А. Бунина начинается в конце восьмидесятых годов девятнадцатого века. Центральной темой тогда для него была жизнь крестьян. Писатель подробно описывал, как живут обычные крестьяне, их тяжёлую судьбу, бедность. Примерами таких произведений являются: «На хуторе» и «На чужой стороне». Особенно ярко внутренние переживания писателя просматриваются в рассказе «На краю света», где рассказывается о переселении украинских крестьян в Уссурийск.
В девяностые годы происходят некоторые изменения. Теперь произведения Бунина становятся более демократическими, в них прослеживается широкое знание автора о жизни простого народа. В это время Бунин знакомится с писателями «старшего поколения». Также в этот период в некоторых произведениях Ивана Алексеевича прослеживаются импрессионические черты. Яркий пример — рассказ «Антоновские яблоки». На первый взгляд кажется, что рассказ представляет собой несколько эпизодов, совершенно не связанных между собой. На самом же деле рассказ полон грусти и тоски, а также украшен прекрасными пейзажами.
Несмотря на такие изменения, ведущей темой все равно является жизнь народа. Автор смело показывает социальное положение, неблагополучие народа, голод и бедность. Это видно в рассказах «Руда» и «Новая дорога».
Часто в бунинскиз произведениях вечные проблемы жизни скрашивают прекрасные пейзажи. Это прослеживается в рассказе «Тишина».
Бунин был против революции, он отказывался принять новые порядки и остался верен своим убеждениям. Всё это прослеживается в, пожалуй, самом ярком произведении, посвященному революционным событиям, — романе «Жизнь Арсеньева».
Таким образом, творческий путь Бунина долгий, насыщенный и тернистый. На его творчество огромное влияние оказали события, происходящие в то время. Бунина можно по праву считать величайшим писателем Серебряного века, ведь он сделал огромный вклад в развитие русской литературы. После себя писатель оставил ряд выдающихся произведений, описывающий жизнь народа и рассказывающих о переломных исторических событиях нашей страны.
Сочинение
Писатель является яркой фигурой в литературном обществе, создающий свои произведения, относящиеся к реалистическому направлению.
Основным своеобразием творческого наследия писателя является его способность к анализу происходящих событий и умение предвидеть их последствия.
Творческая деятельность писателя приходится на период, когда в стране царит разруха и расцветает зло и жестокость, поэтому при написании произведений автор находится под влиянием развала Великой Российской империи, гражданской войны в стране, расцвета большевистской власти.
Отличительной особенностью творчества писателя является также его способность при описании самых обыденных бутовых сюжетов использование в них особенной изюминки посредством применения разнообразных приемов, мягких штрихов и деталей, акцентируя на них внимание читательской аудитории.
Многие произведения писателя характеризуются отсутствием имен центральных персонажей, однако при этом бунинские рассказы не теряют свою внешнюю занимательность, заведомую исключительность героев, загадочности ситуации.
Писатель использует в своих произведениях особенное красочное, звуковое, чувственное, вещественное описание, раскрывает посредством данного приёма тончайшие и разительные подробности сюжетных деталей и оттенков.
Также характерной особенность бунинского творчества является сюжетная линия, развязка которой зачастую наступает еще в самом начале повествования, иногда посредством намека. При этом использование данного приема способствует лучшему пониманию раскрываемых писателем проблем, а недосказанность сюжета позволяет привлечь читательскую аудиторию к совместному творчеству.
Таким образом, авторские приемы являются средством, позволяющим проанализировать проблемы, поднимаемые писателем.
Основной проблемой, которую затрагивает писатель, помимо тематики любви, красоты окружающей природы, является проблематика жизненного смысла, которая присутствует практически во всех бунинских произведениях и имеет тесное переплетение с любовью, являющейся, с точки зрения автора, целью всей человеческой жизни. Кроме того, во многих произведениях писателя затрагивается социально-философская тематика, раскрывая которую слышится призыв автора о напоминании необходимости проявления истинных человеческих чувств и поступков и отказа от стремления к получению высокого дохода, статуса, положения и желания получения лжеценностей.
Также читают:
Картинка к сочинению Особенности творчества Бунина
Популярные сегодня темы
Отличная новогодняя история! Наверное, все знают сюжет – на новогодние праздники жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень. Это уже очень мило!
Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».
Перед каждым школьником рано или поздно встает дилемма: кем быть?
В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.
Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин.
Иван Бунин и современность: к проблеме понимания творческого наследия писателя 0
В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения удивительного мастера слова, прозаика, поэта, переводчика Ивана Алексеевича Бунина. Юбилей любого писателя — это не только повод поклониться ему, почтить память, но и причина еще раз обратиться к его наследию. Критично, но без критиканства разобраться в том, что он сотворил за свою земную жизнь.
Ивана Бунина по праву называют продолжателем пушкинских поэтических традиций. Большая часть его поэтического наследия посвящена среднерусской природе, Орловщине, оставившей неизгладимый отпечаток в сердце поэта еще с юности. Бунинское созерцание родных просторов наполнено светлой радостью и тихой любовью. Глубоко понимая истинную красоту родной природы, поэт видел в ней воплощение высшего замысла, божественную гармонию. Достаточно вспомнить стихотворения «После дождя», «В лесу», «Апрельский день», «Детство», «Вечер», «В поезде». В последнем стихотворении есть удивительный и истинно национальный образ леса: лирический герой видит из окна поезда «берез веселый хоровод» и «сосен красные колонны под голубым шатром небес». Русская природа для Бунина — это большой дом, родной сердцу поэта, одухотворенный его лирическим воображением.
Настоящим шедевром русской литературы является стихотворение «Листопад», где опять встречаемся с образом дома — расписного терема:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою гурьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой… [1, т. 1, с. 120]
В стихах Бунина звучат темы материнской любви («Помню долгий зимний вечер», «Мать»), крестьянского труда («Урожай», «Осенняя ночь»). В стихотворениях «Крещенская ночь», «Ангел», «В Гефсиманском саду», «Христос воскрес! Опять с зарею…» отразились христианские мотивы. Много стихотворений написано Буниным о странствиях и экзотике дальних уголков земли. Но ни в одном нет такой пронзительной грусти, какую мы встречаем в стихотворении «Родине», написанном, когда Бунину был всего двадцать один год:
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою
Убогим видом черных хат…
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него ко дню свиданья
Последний грошик сберегла [1, т. 1, с. 78].
Это ли не портрет отечественных либералов всех времен, который рисует Бунин? Перед нами образ, близкий библейскому Хаму, глумящемуся над родителем. Сегодня возникает ощущение, что бунинское стихотворение обращено и к лауреату Нобелевской премии 2015 года Светлане Алексиевич («У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд»), без стыда издевающейся над Россией и Советским Союзом.
Вручение премии Альфреда Нобеля в 1933 году Ивану Бунину было недружественным актом норвежского комитета по отношению к Советской России. И тогда не мог западный мир отказать себе в удовольствии уколоть нашу страну. Но Бунин — настоящий мастер, Бунин — создатель разных по мысли, но одинаково превосходно написанных произведений русской литературы. Он идеологически разошелся с Советской Россией, но не расстался в своем сердце с Родиной. Свидетельство этому посмертное возвращение творчества писателя в Россию.
Еще в советские годы многие критики не без основания называли Светлану Алексиевич пацифисткой, диссиденткой и говорили, что она клевещет на Советский Союз. Да и как писать о Родине по-другому, когда жизненное и творческое кредо сформулировано Алексиевич так: «Если оглянуться назад, вся наша история — это огромная братская могила, море крови». Вспомним бунинское: «Так сын, спокойный и нахальный, / Стыдится матери своей…» А ведь еще в последние годы существования «империи зла», разрушению которой так радовалась и до сих пор радуется Алексиевич, она получила Всесоюзную премию Ленинского комсомола, литературные премии имени Николая Островского и Константина Федина, а также орден «Знак почета». И, фрондерствуя, не отказалась ни от чего.
Но вернемся к Бунину.
Писатель, в отличие от новоиспеченной лауреатки, понимал, что такое Россия, Родина, каким должен быть русский человек. И это понимание выразилось и в его лирике, и в его прозе.
Немало искушений преодолевал в своей жизни Иван Бунин. Одно из них — модернизм.
И в поэзии, и в прозе писатель остался реалистом. Его не повергли могучие волны декадентства и модернизма. «Милый Жан! Укрой свои бледные ноги!» [4, с. 371], — дразнил Антон Чехов Ивана Бунина в одном из писем. Дразнил, как бы подчеркивая: столько кругом поэтов и прозаиков, поддавшихся искушению модернизма. А Бунин со своей приверженностью к традициям реализма как с неукрытыми и выставленными напоказ бледными ногами… После смерти Чехова ни футуризм, ни акмеизм, ни иное модное течение не увлекло писателя, не сдвинуло в сторону. Бунин с иронией откликался о современниках-модернистах, что особенно ясно отразилось в автобиографических «Окаянных днях».
В прошлом году писатель, критик, публицист Лидия Андреевна Сычева с трибуны одной из литературных площадок провозгласила, что главной идеей русской литературы является женитьба.
Не соглашусь с такой формулировкой, потому что женитьба — это только один из переходных периодов в жизни, начало испытаний и трудного пути к сохранению любви.
Думается, главная идея русской литературы — согреть ближнего своим сердцем, жить для него, стать для него опорой или, как любил говорить Василий Розанов, стать «костылем». Взамен западному идеалу «человек человеку — соперник, конкурент» русский мир через отечественную литературу провозгласил лозунг «человек человеку — костыль». Костылем, опорой для близких становятся многие герои русской литературы от эпохи Древней Руси до наших дней (можно вспомнить пушкинских Татьяну Ларину (опора для своего мужа), Петрушу Гринева и Марию Миронову, Платона Каратаева Льва Толстого и Соню Мармеладову Достоевского, Василису Ильиничну Мелехову из «Тихого Дона» и платоновского Юшку, старуху Дарью из повести Распутина и крестьянские образы Василия Белова).
Иван Бунин усвоил этот завет русской литературы еще в юности. Усвоил и выразил в прозаических произведениях…
Бедная, но ладная, полная светлой любви и трудолюбия крестьянская жизнь изображена в раннем рассказе «Кастрюк» (1892). Его главный герой — полунемощный старик, который не может сидеть без дела. Он должен быть полезным семье, людям. Поэтому, когда домочадцы приходят с поля, он вместе с детьми отправляется в ночное, а там, перед сном: «…Дед постлал себе у межи полушубок, зипун и с чистым сердцем, с благоговением стал на колени и долго молился на темное, звездное, прекрасное небо, на мерцающий Млечный путь — святую дорогу ко граду Иерусалиму» [1, т.2, с. 29].
Такой же отзывчивый и добрый характер у много повидавшего в жизни, потерявшего семью крестьянина-отшельника по прозвищу Мелитон (рассказ «Мелитон» 1900–1930). Он смиренно живет, ест только постное, усердно молится и объясняет барину: грехи есть у каждого, и у него их немало. «На то и живем-с, чтобы за грехи каяться», — проговаривает герой свое понимание жизни. («Родным братом» бунинского Мелитона становится во второй половине ХХ века рубцовский «Добрый Филя»). Русское нестяжательное начало ярко отразилось в нищем из рассказа «Птицы небесные» (1909).
Гимном русской песне, трогательной и задушевной, стал рассказ «Косцы» (1921). Красота крестьянской песни заключается, по мысли Бунина, в способности соединить внешнее и внутреннее, в почти соборном соединении всего того, что живет в России: «Прелесть ее была в том, что … она была связана со всем, что видели и чувствовали мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем… Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу» [1, т. 5, с. 70].
Даже если бы Бунин не написал больше ничего в прозе, он, как автор названных рассказов, был бы достоин Нобелевской и любой другой премии. Ведь в этих произведениях не только проросли традиции русской классики, но и заложены зерна отечественной «деревенской» прозы и иных свершений русской литературы ХХ века.
А ведь были еще десятки и сотни рассказов, в том числе «Антоновские яблоки», и большое повествовательное полотно «Жизнь Арсеньева», предельно критичные повести «Деревня» и «Суходол», хлесткие «Окаянные дни» и чувственно-страстные «Темные аллеи»…
Как и многие русские писатели XIX–XX веков, Иван Бунин выступил против бездуховного потребительского идеала, крайнего индивидуализма и бездуховности. В начале ХХ века он обличил стремление передовых стран развивать свою цивилизацию за счет варварского выкачивания ресурсов из других территорий.
Одно из первых произведений на эту тему — не всем известный «Господин из Сан-Франциско», а рассказ «Братья» (1915). В учебнике Анатолия Андреевича Волкова «Русская литература ХХ века (дооктябрьский период)», изданном еще в 1966 году, дана прекрасная и предельно актуальная характеристика социальной проблематики этого бунинского произведения: «Рассказ “Братья”… — это яркое обличение империалистических хищников-англичан, хозяйничавших на Цейлоне. В этом рассказе Бунин раскрыл гнусность колониальной политики, бездушие и жестокость “цивилизаторов”, не знающую границ колониальную эксплуатацию. Одна за другой проходят страшные, вызывающие негодование картины бесчеловечного, жестокого обращения рыцарей чистогана и наживы с местным населением: издевательства над рикшами, насилия над женщинами, торговля живым товаром, массовые убийства туземцев» [2, с. 320]. Такое понимание западного колониализма, отображенное Буниным более ста лет назад, актуально и в наши дни. События в Афганистане, Ираке, Ливии, Югославии, Сирии и других странах свидетельствуют о неизменности, постоянстве политики западных государств.
В исповеди англичанина из рассказа «Братья» Бунин обозначает причину крайне эгоистичного поведения Запада, о которой в советском учебнике было не принято говорить: «Бога, религии в Европе давно уже нет, мы при всей своей деловитости и жадности как лед холодны и к жизни и к смерти…» [1, т. 4, с. 276].
Безбожное сознание находится в центре рассказа «Господин из Сан-Франциско». Пока господин, его семья и все, кто путешествует на корабле, развлекаются и много едят, весь простой люд на Капри встречает Рождество. Это различие в ощущении времени героями рассказа не бросается в глаза, но оно особенно ярко проявлено в сцене со спускающимися с гор двумя абруццкими горцами, остановившимися помолиться около статуи Пресвятой Богородицы.
Безбожное и бесчеловечное отношение на Западе к телу умершего человека Бунин изобразил в рассказе «Огнь пожирающий». Для повествователя дико видеть, с каким ледяным спокойствием и горделивым торжеством обставлена так привычная для европейцев церемония кремации.
Но есть одна сфера писательского сознания, куда Бунин не смог полноценно впустить русский идеал. Это изображение взаимоотношений мужчины и женщины. Во взаимоотношениях влюбленных нет места расчету. Но и русскому идеалу сострадательной, самоотреченной любви здесь тоже не нашлось места.
В рассказах Ивана Алексеевича Бунина о любви герои не становятся друг другу помощниками. Они живут по принципу «человек человеку — никто». Их взаимное сочувствие начинается тогда, когда начинается страстная, чувственная влюбленность и заканчивается с ее завершением. А остается только трагическая горечь воспоминаний и ощущение одиночества.
Характерный признак большинства произведений писателя о любви заключается в том, что вступающие в любовные отношения люди как бы напрочь забывают о своей семье, человеческой нравственности, правилах приличия. Даже не забывают, они просто существуют вне этих правил.
Герои-любовники Бунина как в ранних рассказах, так и в цикле «Темные аллеи» живут вне веры, вне истории, вне Родины, вне национальных нравственных заветов. В рассказе «Чистый понедельник» влюбленные — обеспеченные и порхающие по ресторанам, театрам, монастырям и церквям бездельники («Богатые лентяи, живущие только собственными желаниями и удовольствиями», — так сказал мой сын, прочитав этот рассказ).
Название этого произведения отсылает нас к одному из самых строгих в христианском понимании дней Великого поста — понедельнику первой седмицы, наступающему сразу после Прощеного воскресенья. По давней христианской традиции этот день, знаменующий вхождение в пост, православные проводили с особым религиозным благоговением.
Художественное отображение поведения верующих в чистый понедельник можно найти в повести «Лето Господне» Ивана Шмелева. Все детали быта призваны настраивать человека в этот день на духовный лад, на стремление к внутреннему обновлению и очищению: отсутствие занавесок в доме, окуривание комнат уксусом, колокольный благовест, молитва Ефрема Сирина, которую читает маленький Сережа. Герои стремятся не грешить в этот «великий день» [5, с. 261].
Бунинские герои не ощущают святости первого дня Великого поста. Они идут смотреть театральный капустник, курят, пьют шампанское, танцуют «полечку», и все это заканчивается постелью.
«Смирись, гордый человек! Потрудись, праздный человек!» — восклицал в речи о Пушкине Ф.М. Достоевский. У Бунина в рассказах о любви гордый пребывает в своей гордыне, а праздный не желает даже думать о необходимости трудиться. Все существо героев занимает любовь-страсть. И какой бы сильной она ни была, она все равно проходит. Она неудержимо улетучивается.
Но сегодня удивляет не сама по себе концепция любви в рассказах писателя. Ведь художник имеет право свободно выражать свое понимание различных явлений жизни.
Удивляет то, что цикл рассказов «Темные аллеи», как и рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь» и некоторые другие любовные истории изучаются в современной школе. Какой идеал любви должны воспринять дети? Кем они должны вырасти? Будут ли они стремиться к семье после усвоения бунинского взгляда на любовь, которая для него страстное и всегда трагически обреченное на взаимное непонимание чувство?
Ведь семьи в традиционном понимании этого слова персонажи любовных рассказов писателя не образуют и не имеют. Даже если, как в рассказах «Ворон» или «Натали», мы видим семью, родственников, люди в ней изображены чужими друг другу.
Любви как взаимопонимания и взаимопомощи нет в семье даже между братьями и сестрами. И, конечно, о детях, об этой великой составляющей человеческого бытия, об этой вершине подлинной любви, без достижения которой нет ничего впереди, герои писателя никогда не задумываются. Их любовь бездетна. Они не способны для кого-нибудь жить, кроме себя. Они, особенно герои-мужчины, беззаботные скитальцы, страдающие от трагического одиночества или по-своему наслаждающиеся им, но всегда не умеющие его преодолеть. Не семейная целомудренная возвышенность, а телесно-чувственное начало доминирует в произведениях о любви.
«“Темными аллеями” греха» [3, с. 270] назвал русский философ Иван Ильин цикл поздних любовных рассказов Бунина. И с этим суждением трудно не согласиться.
Подводя итог, зададимся вопросом: нужен ли нам сегодня Бунин?
Ответ один — да, несомненно.
Во-первых, нужен, чтобы по-настоящему почувствовать подлинную красоту родной природы с помощью удивительно проникновенной лирики и чувственного прозаического слова.
Во-вторых, чтобы понять сущность народного характера, его святыни, полюбить его всем сердцем.
В-третьих, чтобы осознать, к какой духовной пропасти ведут самодовольство и эгоцентризм европейской цивилизации.
В-четвертых, нужен, чтобы, осмысляя решение темы любви мужчины и женщины в его рассказах, окончательно осознать, к какой страшной бездне ведет чувственная любовь, лишенная духовного основания, насколько разрушительна для любого человека любовь-страсть. Чтобы понять, что это великое чувство, не связанное с такими центральными понятиями, как самоотверженность (жертвенность), ответственность, семья и дети, ведет человека к духовной гибели.
Примечания
1. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. — М., Хужожественная литература, 1966.
2. Волков А.А. Русская литература ХХ века (дооктябрьский период). — М.: Просвещение, 1966. — 528 с.
3. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев.//Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6: Кн. 1/ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. — М.: Русская книга, 1996. — 560 с.
4. Переписка А.П. Чехова. В 2-х т. Т.2./Сост. и коммент. М. Громова и др. — М.: Художественная литература, 1984. — 439 с.
5. Шмелев И.С. Лето Господне / Предисл. О. Михайлова. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 653 с.