Чем интересно творчество гоголя современному читателю
Чем может быть интересна современному читателю книга Гоголя?
В самом начале 1847 года вышла в свет книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Неожиданная для тех, кто не знал об усилении религиозных настроений писателя, она породила множество толков и слухов. Читатели (как частные лица, так и литераторы) в большей их части не приняли книгу, что болезненно поразило автора. В современном литературоведении и ход работы Гоголя над «Выбранными местами», и рецепция их в более поздней литературе достаточно глубоко осмыслены, и ни у кого нет сомнений, что книга представляет собою чрезвычайно важный момент в творческом и духовном развитии писателя.
Но в чём заключается универсализм её содержания, способный вызвать к ней интерес не только у филологов, но и у гораздо более широкого читателя? Прежде всего напрашивается ответ, порождённый новизной содержания книги и уже сформулированный мыслителями первых десятилетий XX века: Гоголь совершал (а можно сказать, намечал, опробовал) поворот культуры от эстетики к религии. Но всё-таки не менее важно и другое. Круг вопросов, охваченных в книге, достаточно широк. И как бы ни тяготел Гоголь к проповедничеству (и даже, по мнению некоторых исследователей, к апостольству), он не пренебрегал “делом жизни”. Именно она — предмет его дум, “страхов и ужасов”, надежд.
А вместе с тем в «Выбранных местах» не менее принципиальным для Гоголя является тезис: “Нищенство есть блаженство, которого ещё не раскусил свет” (VIII, 337). Можно было бы выделить и ряд других авторских суждений, смысл которых раскрывается далеко не сразу. Неожиданно, на первый взгляд, звучат слова: “Моли Бога о том, чтобы. встретилась тебе какая-нибудь невыносимейшая неприятность на службе, чтобы нашёлся такой человек, который сильно оскорбил бы тебя и опозорил так в виду всех, что от стыда не знал бы, куда сокрыться, и разорвал бы за одним разом все чувствительнейшие струны твоего самолюбия” (VIII, 348). Каков же контекст этих и подобных им, “странных” авторских рассуждений? Когда начинается конкретный разговор о “деле жизни” и что означает выражение “прочное дело жизни”?
Мотив путешествия, заявленный также уже в Предисловии, сохраняет свою актуальность на протяжении всего повествования и приобретает символический смысл. Это путешествие “во Святую Землю”, к которому давно готовится автор; это и путешествие в глубины собственного “я”, предпринятое ради самосовершенствования; это своеобразное ретроспективное путешествие в историю русской поэзии, позволяющее понять, в чём её “существо” и “особенность”; это путешествие по России, рекомендуемое всем, кто хотел бы Россию узнать и послужить ей, и потому сформулированное автором в императивной форме, — “Нужно проездиться по России”. Реальная поездка по России, предлагаемая читателям, и процесс углублённого постижения человеческой души сакрализуются, что позволяет автору, как бы он ни умалял себя, осознавать своё мессианское предназначение. Тем более странным может показаться желание и готовность автора сойти с неких высот духа и погрузиться в “дрязг” жизни.
Обращает на себя внимание то, что главы, посвящённые практике жизни, упрятаны вглубь книги. Читатель вначале знакомится с темами, во многом привычными (хотя и неожиданно поданными). В следующих друг за другом главах-письмах поднимаются проблемы красоты («Женщина в свете»), болезни («Значение болезней»), духовного и общественного призвания словесности («О том, что такое слово», «Чтения русских поэтов перед публикою», «Об Одиссее, переводимой Жуковским», «О лиризме наших поэтов»), сущности и роли духовенства («Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве»), функциональности общественной полемики («Споры»), просвещения («О театре, одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности», «Просвещение»), эстетического и духовного труженичества («Карамзин», «Четыре письма по поводу “Мёртвых душ”»). Как итог осмысления этих проблем появляется глава «Нужно любить Россию». И лишь затем, вслед за тезисом, в котором прочитывается одновременно и дидактизм, и размышление (“Нужно проездиться по России”), автор отправляется в свою поездку, в которой “губернатор”, “помещик”, “священник”, “генерал-губернатор”, “губернаторша”, будучи погружены в плоть жизни, позволяют автору понять, как соотносятся человек и его “место”. Глава, открывающаяся фразой: “Нет выше званья, как монашеское” (VIII, 301), завершается утверждением: “Монастырь ваш Россия!” (VIII, 308). Мир и монастырь, удаление от мира и служение миру — одна из важнейших гоголевских проблем, поданная в книге как актуальная не только для России в целом, но и для каждого человека.
“Проездиться по России” полезно каждому, как официальному, так и частному лицу. Кстати, Гоголь в данном случае выразил не только собственную духовную потребность, но угадал и потребность времени: во второй половине 1840-х годов совершают свои поездки по России многие деятели, в том числе столь идеологически различные, как В.Г. Белинский и С.П. Шевырёв. Вступая со своими героями в мысленный диалог (форма писем принципиальна для Гоголя: она позволяла озвучить голоса многих лиц, составляющих нацию, но при этом произнести и своё веское слово), автор предстаёт одновременно человеком, лишь смиренно, почти ученически приближающимся к безусловным истинам и смело открывающим их другим.
М ы готовы ожидать, что познакомившийся к середине 1840-х годов с чрезвычайно широким кругом христианских источников Гоголь выразит свою учительную позицию, размышляя о религиозно-духовном призвании человека. Что же касается практики жизни, то здесь он скорее учится, чем учит. Ведь недаром, находясь за границей, Гоголь просил присылать ему описание русской жизни, а эпистолярный диалог с А.О. Смирновой, бывшей в ту пору губернаторшей в Калуге (к ней он обращался с подобными вопросами), включил в книгу. Свою оценку “нынешнего времени” — “велико незнанье России посреди России” (VIII, 308) Гоголь относил и к себе, признаваясь А.О. Россету: “Я болею незнаньем, что такое нынешний русский человек на разных степенях своих мест, должностей и образований” (X, 279). Однако автор «Выбранных мест» счёл возможным давать советы и “губернаторше”, и “помещику”, и “священнику”, и “занимающему важное место”, и даже “жене. в простом домашнем быту”.
Гоголь по-своему реабилитирует те сферы жизни, которые классической русской литературой были вытеснены на периферию. В 1840-е годы своё место в литературном процессе занимает “натуральная школа”, которая изучает социальные типажи, “среду”; но писателей этой школы более всего занимают именно социальный и бытовой срезы жизни. Социально-бытовая жизнь рассматривалась сквозь своеобразную литературную лупу, в подобной позиции между авторами и их героями не могло быть равенства.
Для Гоголя практика жизни — это не любопытный, тем более не экзотический материал; это и есть сама жизнь. Он восстанавливает её в своих правах. И человек, занятый практическим делом, в соответствии с этим заслуживает не меньшего внимания, чем “поэт” или “исторический живописец”. “Расторопный и бойкий купец”, “порядочный и трезвый мещанин”, ещё не ставшие в ту пору равноправными героями литературных произведений, в гоголевской книге пока не индивидуализированы, но упомянуты таким образом, что их органичное место в национальном контексте не подлежит сомнению.
В книге явственна полемика с теми многочисленными и разнообразными теориями, которые создавались лучшими умами Западной Европы на протяжении нескольких веков и с энтузиазмом воспринимались в России, — теориями, в которых формулировались, как скажет автор «Выбранных мест», “мысли о счастии всего человечества”. Девятнадцатый век, по Гоголю, — это время, “когда обнять всё человечество, как братьев, сделалось любимой мечтой молодого человека; когда многие только и грезят о том, как преобразовать всё человечество, как возвысить внутреннее достоинство человека” (VIII, 411). Этой “мечте”, этому отвлечённому направлению Гоголь противопоставляет нечто прагматичное и чуть ли не ничтожное, привязанное к ежедневности жизни. От “мечты”, от “утопии” Гоголь хотел бы возвратить мысль современного “молодого человека” к настоящему: “Позабыли все, что пути и дороги к этому светлому будущему сокрыты именно в этом тёмном и запутанном настоящем, которого никто не хочет узнавать. ” (VIII, 320).
“Настоящему” служат любимые герои Гоголя во втором томе «Мёртвых душ» — помещик Костанжогло и откупщик Муразов. В “запутанное настоящее” погружена в «Выбранных местах» “губернаторша”, не всегда готовая смириться со своим положением. Несовершенным, “тёмным” настоящим обусловлены дисгармоничные отношения “помещика” и “священника”, которые автор мечтает исправить, предлагая практические — то наивные, то утопические — советы. В книге Гоголя утопическое легко улавливается, но автор всячески старается дистанцироваться от него. Выстроить не утопическое время и пространство в своей книге, а, напротив, осязаемое, реальное, узнаваемое, в чём может найти себя любой человек, — гоголевская задача.
Не желая оставлять вне своего внимания ни одну сферу жизни, автор советует “жене” разделить семейные “деньги на семь почти равных куч” и детально раскрывает их предназначение, включая в текст многообразие бытовых мелочей жизни: “В первой куче будут деньги на квартиру, с отопкою, водой, дровами и всем, что ни относится до стен дома и чистоты двора”, “во второй куче — деньги на стол и всё съестное. ”, “. в третьей куче — экипаж: карета, кучер, лошади, сено, овёс. ” (VIII, 338) и т.д. Подобный педантизм, детальность описаний бытовой жизни, которой Гоголь вовсе не был великим знатоком, не могли не удивить читателей книги.
Знакомясь с этими и близкими им по духу гоголевскими рассуждениями, можно испытать неоднородные чувства: признать новизну авторской позиции; отметить наивность дидактических советов; задуматься над тем, насколько тесно оказываются взаимосвязаны в жизни её высокий смысл и обыденные мелочи. Автор погружает нас в глубины повседневности, чтобы мы признали её как нечто своё, нас не унижающее, и вместе с тем чтобы мы “вынырнули” из её глубин, не поддались целиком её власти. Каждый раз, давая практические, конкретные, подчас досадно однозначные советы, автор поясняет, почему они так важны. Не следует “жене” брать деньги из одной “кучи”, чтобы израсходовать их на что-то другое — потому что только так можно выработать “крепость воли”: “Укрепясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесь нечувствительно в деле душевного порядка” (VIII, 340). Советуя “губернаторше” смотреть на весь город, детально ею изученный, “как лекарь глядит на лазарет” (VIII, 310), автор уверен, что это пробуждает сострадание и нравственное чувство — “вы можете иметь большое нравственное влияние, хотя и не имеете власти, установленной законом” (VIII, 314). В деревне, где трудится усердно “помещик”, “мужики лопатами гребут серебро”, но только в той деревне, в которую “заглянула. христианская жизнь” (VIII, 324). “Занимающий важное место” может иметь большое влияние на своих подчинённых и улучшить их жизнь лишь в том случае, если ему самому доступно “смирение”.
М ожно сказать, что Гоголь удивительно разумно организует свою книгу, рассчитывая на то, что будет понят внимательным читателем. Внутри тех глав, где речь идёт о практике жизни, устанавливается некое равновесие между материальным и духовным: отдаётся должное тому и другому. Общий же контекст книги таков, что приоритет духовных, христианских ценностей не подлежит сомнению (однако ещё раз отметим, без уничижения насущных трудов и забот человека). Текст насыщен христианскими реминисценциями, но ориентированность на высшую истину проступает не только в прямой или опосредованной апелляции к библейским текстам, но и в оперировании теми понятиями, категориями, которые, становясь своеобразными лейтмотивами, несут в себе, как может показаться, сугубо светский смысл. Проследим некоторые из них.
Размышляя о служебной деятельности чиновников, автор задумывается и о том, что значит для служащего человека занимаемое им “место”. Рядом с этим понятием тотчас появляется другое — “поприще”. Каждое место, в том числе самое незначительное, — это поприще, на котором проявляет себя человек. Поэтому автор готов и “занимающему важное место” назвать “несколько подвигов таких, которых никто теперь не может сделать, кроме генерал-губернатора” (VIII, 319), и перед женщиной очертить её “небесное поприще”. Но главное, чтобы любое своё место как поприще воспринял сам человек: “Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол. Нужно подумать теперь о том всем нам, как на своём собственном месте сделать добро” (VIII, 225). К этой мысли, в той или иной форме, автор обращается на протяжении всей книги.
Ещё одно понятие, принципиальное для «Выбранных мест», — “красота”. Не случайно оно заявлено в одной из первых глав. Гоголь оперирует этим словом таким образом, что позволяет говорить о двойном (и, следовательно, сложном, противоречивом) смысловом его наполнении. Функционально красота призвана противостоять “охлаждению душевному”, “беспорядку общества”, “нравственной усталости”, то есть оживотворять жизнь, забывающую своё высокое предназначение. Христианское принятие той красоты, которая есть добро, близко Гоголю. Но автор «Выбранных мест» поместил это понятие в такой контекст, который выходил за пределы христианского истолкования. Один смысловой ряд в книге — “красота”, “чистота”, “невинность”; другой — “красота”, “прелесть”, “власть”, “тайна”. Гоголю-художнику знакома таинственная, непредсказуемая власть красоты. Поэтому, обозначив подвижные семантические границы понятия, допустив синонимичность “красоты”, “прелести” и “чистоты”, утвердив право “красоты” “повелевать” миром (чтобы укрепить присущую ему, но подчас иссякающую “жажду добра”), автор «Выбранных мест» достаточно долго не упоминает это понятие и лишь в завершающей главе («Светлое Воскресенье») готов предостеречь от “гордости чистотой своей”, и, следовательно, от гордости красотой.
В итоге оказывается, что та или иная категория, идея, взятая сама по себе, не гарантирует безупречности воплощения её в жизнь. “Поприщем” то или иное “место” делает сам человек; невинной и чистой становится “красота”, сопряжённая с “чистотой душевной”. Ибо не только “красота женщины ещё тайна”, но и жизнь — тайна.
Особые обязанности возлагает на человека дар слова. Как бы ни уравнивал автор “поэта” с другими, не желая предоставлять ему особый статус (“Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своём поприще” — VIII, 229), он не может, да и не хочет умалить особую обязанность, лежащую на тех, “у которых поприще — слово, и которым определено говорить о прекрасном и возвышенном” (VIII, 232).
Можно видеть, что автор беспрестанно уточняет себя. Он, действительно, многого ожидает от людей, занятых “делом жизни”, но “прочным делом жизни” становится в конечном итоге то многообразие духовного труда, который созидается “священником”, “историческим живописцем”, “поэтом”. Автор полон уважения к практику, который, не умерщвляя души, становится “богат, как Крез”, но преисполнен восхищения и теми, кто способен раздать своё имущество нищим и отправиться по России “подвизаться в ней”. Невозможна для Гоголя абсолютизация какого-либо образа жизни и занятия. Поэтизация богатства или поэтизация бедности, взятые сами по себе, — не более чем дань времени, проявление зависимости от меняющихся ориентиров истории, отдающей предпочтение то бедности, то богатству. Одно, по Гоголю, не подлежит власти времени — духовные ценности, охраняемые христианством. “Прочное дело жизни” — это дело жизни, опирающейся на неизменный фундамент веры, и это есть дело души.
П афос гоголевской книги — не в поучении, а в приглашении к совместному осмыслению сложных вопросов жизни. Положения, высказанные нередко в альтернативной форме, — это и итог авторских размышлений, и толчок к дальнейшему додумыванию сказанного. Может быть, и стоит поразмышлять над вопросами, сформулированными Гоголем, например, такими, как: “Устроить дороги, мосты и всякие сообщения. есть дело истинно нужное; но угладить многие внутренние дороги, которые до сих пор задерживают русского человека в стремленьи к полному развитию сил его и которые мешают ему пользоваться как дорогами, так и всякими другими внешностями образования, о которых мы так усердно хлопочем, есть дело ещё нужнейшее” (VIII, 352).
“Прежде чем приходить в смущенье от окружающих беспорядков, недурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу. Лучше в несколько раз больше смутиться от того, что внутри нас самих, нежели от того, что вне и вокруг нас” (VIII, 345).
“Свобода не в том, чтобы говорить произволу своих желаний: да, но в том, чтобы уметь сказать им: нет” (VIII, 341).
“Клянусь, человек стоит того, чтоб его рассматривать с большим любопытством, нежели фабрику и развалину. Попробуйте только на него взглянуть, вооружась одной каплей истинно братской любви к нему, и вы уже от него не оторвётесь — так он станет для вас занимателен” (VIII, 304).
“Нет, человек не бесчувствен, человек подвигнется, если только ему покажешь дело, как есть” (VIII, 307).
“Друг мой! Мы призваны в мир не за тем, чтобы истреблять и разрушать, но, подобно самому Богу, всё направлять к добру, — даже и то, что уже испортил человек и обратил во зло” (VIII, 277).
Примечания
1 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; Л., 1952. Т. VIII. С. 299. В дальнейшем сноски даются на это издание в тексте, с указанием тома и страницы в скобках. Здесь и далее курсив Гоголя. — Е.А.
2 См. об этом: Воропаев В.А. “Сердце моё говорит, что книга моя нужна. ” // Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990; Духом схимник сокрушённый. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя в свете православия. М., 1994; Гончаров С.А. Творчество Н.В. Гоголя и традиции учительной культуры. СПб., 1992; Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997; Виноградов И.А. Н.В. Гоголь — художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М., 2000.
3 См. об этом: Николаев О.Р. Проблемы историзма в творчестве Н.В. Гоголя 1820–1830-х гг. Автореферат-диссертация на соискание учёной степени канд. фил. наук. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
Полтора века спустя. Гоголь в современном литературоведении
Воропаев В. А. (Москва), д.ф.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова / 2002
В литературоведении, как, впрочем, и во всех явлениях культуры, необходимо применять один критерий оценки произведений писателя и его личности — православный, взятый из Евангелия. Наиболее показательна в этом отношении — Нагорная проповедь Христа. Даже Лев Толстой, отвергавший Православие, считал ее величайшим из нравственных наставлений, в котором вырисовывается идеальная личность человека, — таким, каким он должен быть. При таком подходе не возникает загадок — все становится на свои места. Применительно к Гоголю можно сказать, что в этом случае его произведения более раскрываются перед читателем, помогают ему осмыслить и свою жизнь, и духовный путь России, крепче утвердиться в вере. Теряют всякое значение домыслы чуждых Гоголю исследователей. Приходится, однако, отметить, что у многих поколений русских читателей Гоголь был, по сути, отнят. Теперь положение несколько изменилось.
Но дело даже не в том, что фрейдизм был осужден известными учеными-литературоведами, а в том, что он совершенно несостоятелен как наука. Писателя нужно судить по законам, им самим над собой признанным (вспомним слова Пушкина). Гоголь, как и любой классик русской литературы признавал над собой один закон — Божий. По этому закону и нужно судить его.
Итак, давайте посмотрим, что сделано, каковы эти тенденции, как они выражаются в современных исследованиях. Разбор монографий пока оставим в стороне. Рассмотрим сегодняшнее гоголеведение в следующем порядке: публикация новых текстов Гоголя; переиздание недоступных широкому читателю работ о Гоголе (отечественных и эмигрантских); формирование центров изучения Гоголя в памятных местах; появление первого тома нового Академического издания сочинений писателя.
В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» Гоголь указал на три источника самобытности, из которых должны черпать вдохновение русские поэты. Это народные песни, пословицы и слово церковных пастырей (в другом месте статьи он называет церковные песни и каноны). Можно с уверенностью сказать, что эти источники имеют первостепенное значение и для творчества Гоголя.
В свое время профессор Г. П. Георгиевский, хранитель рукописей Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека) напечатал подготовительные материалы Гоголя фольклорного и этнографического характера, свидетельствующие о серьезности научных занятий писателя. Выписки Гоголя из творений святых отцов и учителей Церкви, Кормчей книги и служебных Миней открывают новое в его духовно-творческих устремлениях. Отсюда тянутся нити к «Размышлениям о Божественной Литургии» и второму тому «Мертвых душ», «Выбранным местам из переписки с друзьями» и «Авторской исповеди».
Нельзя не сказать еще об одном издании — недавно выпущенном И. А. Виноградовым томе «Неизданного Гоголя». На этом следует остановиться.
Сравнительно с текстами других классиков русской литературы ХIХ века находки автографов Гоголя исключительно редки. Спустя полтора века после смерти писателя публикация таких материалов всегда есть результат долгих поисков, связанных с работой в архивах, тщательным изучением источников, биографии писателя и его окружения. Эта работа предполагает доскональное знание исследовательской литературы и наследия Гоголя, а также понимание проблем, стоящих перед современной литературоведческой наукой. Публикация целой книги гоголевских автографов (около двадцати пяти печатных листов) — факт поистине уникальный. Новые тексты Гоголя найдены, собраны, приведены в порядок, атрибутированы и тщательно прокомментированы. Им предпослана вступительная статья, которая привлекает и своей глубокой серьезностью, и любовью к Гоголю, и живостью изложения. Как не порадоваться успеху гоголеведа, трудами которого составлена эта удивительная по своей значимости и редкости материала книга, — Игоря Виноградова, автора многих научных трудов (в том числе и монографии «Гоголь — художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания», изданной ИМЛИ РАН в 2000 году).
Особый интерес у читателя могут вызвать материалы из «Книги всякой всячины» Гоголя, публикуемые в данном издании. Множество разнообразных сведений из разных областей современной писателю жизни в России и на Западе, науки, культуры, отчасти истории, находим здесь. Превосходные рисунки Гоголя (тушью) сопровождают описания вооружения и музыкальных инструментов древних греков. Чертежи Солнечной системы по древним и новейшим представлениям. Более двух десятков рисунков писателя публикуются рядом с его новыми текстами.
Повторим, что книги, подобные «Неизданному Гоголю», появляются крайне редко, и они всякий раз есть событие в науке.
В Приложении публикуются «Материалы по изучению масонского и декабристского движения, полученные Гоголем от декабриста И. А. Фонвизина и Н. Н. Шереметевой», включающие выписки из неизданных сочинений графа М. М. Сперанского, а также переписка Шереметевой с князем И. С. Гагариным, перешедшим в 1842 году в католичество. Все эти документы ярко иллюстрирует одну из малоизученных страниц религиозной жизни России в первой половине ХIХ века.
Гоголь был знаком как с некоторыми декабристами, в частности, с И. А. Фонвизиным и Г. С. Батеньковым, пытавшимися оказать на него соответствующее (масонское) влияние, так и с князем И. С. Гагариным. Не разделяя их образа мыслей (отчасти схожего с идеями известного зальцбруннского письма В. Г. Белинского), Гоголь не уходил от общения с ними, движимый христианским чувством сострадания. Однако одновременно с этим Гоголь испытывал к декабристскому движению и его идейной сущности профессиональный интерес как писатель, что нашло отражение в реминисценциях как во втором (в большей степени), так и в первом томе поэмы «Мертвые души».
В издании представлены материалы, открывающие новые грани восприятия современниками «Выбранных мест из переписки с друзьями». Это прежде всего письма Надежды Николаевны к Гоголю, в которых она высказывает собственное суждение о книге, а также сообщает мнения других. Шереметева была одной из немногих, разделявших умонастроение Гоголя в 1840-е годы, а потому и последняя его книга оказалась ей особенно близка.
В последнее время образовались Гоголевские научные центры — в Нежине, Санкт-Петербурге и Москве. Так, при Нежинском государственном педагогическом университете имени Николая Гоголя создан Гоголевский научно-методический центр, который с 1996 года выпускает «Гоголеведческие студии» — единственное на сегодняшний день специальное периодическое издание по проблемам гоголеведения. В семи выпусках издания в достаточной мере отражена картина современного литературоведения. Последний, восьмой выпуск, только что вышедший из печати, представляет собой «Летопись жизни и творчества Николая Гоголя. Нежинский период (1820 — 1828)». Это значительное достижение. Создание Гоголевской летописи — одна из насущных задач гоголеведения. К безусловным достоинствам издания стоит отнести библиографические публикации.
В Санкт-Петербурге при кафедре русской литературы Российского государственного педагогического университетата имени А. И. Герцена сформировалась группа исследователей, выпустивших несколько гоголевских сборников.
И, наконец, в Москве на базе Городской библиотеки имени Н. В. Гоголя, в стенах, где жил и умер Гоголь, начинает развиваться научная деятельность. Мы с вами присутствуем на Вторых Гоголевских чтениях. По материалам Первых чтений вышел сборник, презентация которого состоится сегодня. Мне приходилось выступать в печати с предложением создать в библиотеке не только музей, но Гоголевский научно-исследовательский центр — может быть, Гоголевский Дом (по аналогии с Пушкинским Домом). Здесь можно было бы вести большую работу — приглашать чтецов, ставить гоголевские пьесы, собирать картины, рисунки, пополнять библиотеку. Пусть бы сюда стекалось все, что относится к имени Гоголя. Пригодился бы центру и второй флигель.
Вышел в свет первый том нового Академического издания собрания сочинений Гоголя, куда вошли «Вечера на хуторе близ Диканьки». Об этом важном событии в гоголеведении следует сказать особо. Нельзя не заметить, что авторы комментариев к ранним произведениям Гоголя неправомерно выводят поэтический мир гоголевских повестей из немецкого романтизма, где человек как бы не может противостоять мировому злу. При всей яркости и художественном богатстве первых произведений Гоголя в них присутствует твердый и ясный взгляд на силы зла — взгляд православного христианина. Они у Гоголя неизбежно оказываются попранными и побежденными Божественной силой, подобно тому, как попраны и побеждены бывают бесы на православной иконе, какими бы страшными они там ни были изображены. Змей тут пронзен копьем святого великомученика Георгия Победоносца.
Если же герои Гоголя оказываются подчас устрашены и даже побеждены бесовскими кознями, то это свидетельствует лишь о том, что в них самих был тот духовный изъян, который открыл к ним доступ и дал возможность так дерзко хозяйничать в их душах бесовской силе. Человеческие страсти и пороки — вот причина разгула и временной победы темных сил. Об этом тонко (так, что совершенно не видят этого иные современные ученые-литературоведы), но твердо и ясно говорят нам произведения молодого Гоголя.
Между тем, современные ученые очень часто хотят показать не то, как и что писал Гоголь, а то, как они — ученые — пишут о Гоголе. Вместо того, чтобы идти за писателем, умалив свою личность перед громадностью его таланта, они используют его творчество как отправную точку для демонстрации собственных знаний — будь то история, искусство, этнография или мифология. Например, схемы, выработанные В. Я. Проппом для народной волшебной сказки, механически накладываются на гоголевские произведения. Издание изобилует оскорбительными для памяти Гоголя фрейдистскими комментариями, которые я не считаю возможным даже цитировать.
Здесь только одна фраза звучит по-русски — цитата из Гоголя. Научность подобного стиля гипертрофирована, выглядит почти пародийно.
В заключение скажем об одном распространенном заблуждении. Будто бы у Гоголя была душевная болезнь, приведшая его к смерти. Этот ложный взгляд, имевший место среди современников Гоголя и не раз опровергнутый, сегодня снова получает как бы новую жизнь. Переиздана книга доктора В. Ф. Чижа «Болезнь Н. В. Гоголя», опубликовано сочинение профессора Д. Е. Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни», в котором одна из глав посвящена Гоголю. Есть уже несколько его изданий. На основании недостовеpных сведений, взятых из тpетьих pук, ученый констатирует у Гоголя наличие душевной болезни. Не буду останавливаться на этом. В «Сретенском альманахе», вышедшем недавно в издательстве Сретенского монастыря, напечатана моя статья «О причинах смерти Николая Гоголя», где дано опровержение подобных домыслов.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что в отечественном гоголеведении существуют как достижения, так и негативные тенденции. Наиболее значимые публикации связаны с православным литературоведческим подходом к изучению жизни и творчества великого русского писателя, память которого мы отмечаем в этом году. С другой стороны, очевидны несостоятельность предвзятого отношения к Гоголю, умозрительность и откровенная псевдонаучность методов изучения, применяемых к его творчеству.