Чем интересно творчество державина

Русская литература 18 века

Особенности поэзии Державина

Державин определил поэтический облик екатерининской эпохи. Познакомимся поближе с его оригинальным творческим миром, свободным от груза ответственности первопроходцев.

Поговорим о Гаврииле Романовиче Державине (1743—1818) и узнаем, как складывалась его карьера и что особенного в его поэзии.

👤 Для понимания его поэзии стоит помнить, что Державин был крупным государственным деятелем и к службе относился серьезно. В его стихах политические темы всегда обусловлены глубоко личными переживаниями.

🛡 Карьера Державина началась с военной службы. В 1762 году он был рядовым Преображенского полка — того самого, что привел на трон Екатерину. В 1773 его отправили в штаб генерала Бибикова, который руководил подавлением пугачевского восстания. Державин вел хронику событий. Желание разобраться в причинах бунта сыграло важную роль в формировании его мировоззрения.

📯 Главные политические вопросы Просвещения — об ответственности власти, об общественном договоре — для Державина связаны больше с его собственной, очень эмоциональной реакцией на провалы в государственном управлении, чем с влиянием европейской философии.

🎵 К литературной славе он шел медленно. Ода «Фелица» в 1782 году понравилась Екатерине и моментально сделала Державина звездой — с этого момента и до 1803 года обе его карьеры будут успешны.

🎓 Державин был правителем (губернатором) Олонецкого наместничества (Петрозаводск) и затем Тамбовского; два года руководил Коммерц-коллегий (внешняя торговля), еще два года, уже при Александре I — был министром юстиции. Параллельно он постепенно получал общее признание как ведущий поэт поколения.

❓ Что особенного в поэзии Державина?

✍️ Державин видит в поэзии самовыражение, а не воплощение общего идеала. Он не отрицал классицистическую эстетику и, на первый взгляд, продолжил ломоносовскую традицию торжественных и духовных од. Но даже по интонации легко уловить, что его поэтическая позиция совершенно иная.

🎼 Например, уже в ранней оде «На рождение в Севере порфиродного отрока» (это будущий Александр I) формально все вроде бы по ломоносовским правилам. Грандиозная мифологической картина: Борей, воплощение северной зимы, смиряется перед царственным младенцем, и гении несут ему дары. Только картина зимы совсем не космическая, и мифологические персонажи ведут себя по-домашнему:

«Петь не смели птичек хоры,
Пчелы прятались в дуплах;
Засыпали нимфы с скуки
Средь пещер и камышей,
Согревать сатиры руки
Собирались вкруг огней».

А когда тон становится серьезным, даром царевичу становится очень важный для Державина совет:

«Будь страстей твоих владетель,
Будь на троне человек!»

Владеть страстями — это типично классицистическое требование, а вот «быть человеком», то есть не идеальным или великим человеком, а сохранить в себе человеческое вообще — это личная державинская тема.

📗 Одну из лучших книг о Державине написал поэт Владислав Ходасевич («Державин», 1916). Он точно определил, что нового в поэзии Державина на фоне эпохи:

«Додержавинская лирика почти сплошь была условна. И внешний мир, и собственные свои чувства поэты изображали в их «идеальном», несколько отвлеченном, чистейшем и простейшем виде. Они не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первый начал изображать мир таким, как представляется он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».

Остановимся подробнее на самой известной оде Державина — «Фелица», которая посвящена Екатерине II.

👑 Имя Фелица взято из «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала Екатерина для своего внука Александра. В сказке героя похищает киргизский хан, а дочь хана Фелица помогает герою в испытаниях. Поэтому в оде Фелицу называют «киргиз-кайсцаской царевной». Так Державин сразу позиционирует свое сочинение как литературную игру.

✍️ За этой игрой, однако, вся его эстетическая концепция.

📖 Когда Державин напишет свою версию «Памятника», то залогом своего бессмертия он назовет именно «Фелицу»:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

🔎 Что такое «забавный русский слог»? «Забавный» здесь означает непринужденный, легкий стиль, уместный в баснях и комедиях, но не в торжественной оде.

💎 «Фелица» начинается традиционным восхвалением «богоподобной царевны» и ее мудрости, но, стоит появиться самому лирическому герою, хвала становится все менее торжественной. К достоинствам Фелицы добавляются совсем прозаические: хорошо, что она не играет в карты, не любит маскарады, не ездит «к духам», то есть к масонам, и не «донкишотствует».

📜 Мало того, что весь этот список не из одического лексикона — после него герой надолго забывает о Фелице и рассказывает о самом себе. Ода превращается в описание будничной жизни человека, который предается мечтам и простым земным наслаждениям.

❕ Никто в России до Державина не писал с таким удовольствием о радости жизни. Литература и просвещение тоже попадают у него в бытовую сферу, и читает герой только приключенческие повести:

Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой,
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки ре́звимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю.

👩🏻 Фелица вроде бы противопоставлена герою, она-то занята серьезными делами, но восхищается он тем, что она проста и любезна, прощает дурачества и терпит, что о ней говорят «быль и небыль».

🐻 Серьезный тон в оде возникает с неожиданно страшным образом:
«Стыдишься слыть ты тем великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить».
Настоящая антитеза Фелице — не праздный, но симпатичный герой, а эта медведица, образ дикой жестокости.

🧡 Идея, что власть должна быть человечна и держаться на заслуженной любви, а не на страхе и не на поклонении — в центре державинской картины мира. Она звучит во всех его политических текстах, только со временем его голос будет все жестче: такие тексты, как «Вельможа» или «Властителям и судиям» читаются как анти-«Фелица».

Чем интересно творчество державина. Смотреть фото Чем интересно творчество державина. Смотреть картинку Чем интересно творчество державина. Картинка про Чем интересно творчество державина. Фото Чем интересно творчество державина Чем интересно творчество державина. Смотреть фото Чем интересно творчество державина. Смотреть картинку Чем интересно творчество державина. Картинка про Чем интересно творчество державина. Фото Чем интересно творчество державина

Ода «К царевне Фелице». Страница из рукописного тома «Сочинений» Державина

Давайте обсудим философскую лирику Державина и разберем несколько его стихотворений, чтобы понять, о каких темах говорит поэт.

📖 В лирике Державина большое место занимают стихотворения, посвященные крупным философским вопросам. С «Фелицей» их роднит акцент на личном и человеческом. Для Ломоносова поводом задуматься было созерцание северного сияния или солнца — Державин же всегда начинает с мысли о месте человека в мире, о жизни и смерти, о скоротечности времени.

✍️ Это, конечно, не по правилам элегии «на смерть»: Державин чересчур буквален и, главное, снова пишет о себе, а не об адресате.

⚡️ Жизнь человека — постоянный риск, мы все находимся «бездны на краю» (что повторит Пушкин в «Пире во время чумы»), век проходит, как сон. Державин, однако, ведет стихотворение от ужаса к благословению, от смерти к жизни: раз «Жизнь есть небес мгновенный дар», то незачем скорбеть.

2️⃣🖋 Самый впечатляющий образец державинской философской оды — «Бог» (1784). В ней те же темы доведены до максимума, ведь речь идет действительно о смысле всего бытия.

📜 Ода открывается величественным рассуждением о безмерности и непостижимости божественного. Впрочем, даже в разговоре о необъятном и вечном найдется очень конкретный образ: звезды сравниваются с «пылинками инея».

🗣 Позже Державин сам прокомментирует эти «пылинки» в «Объяснениях» к собранию сочинений: «Обитателям токмо Севера сия великолепная картина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в большие морозы, по большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет, и пары, в ледяные капли обратившиеся, вниз и вверх носясь, как искры сверкают пред глазами». Без этой конкретики описывать все мироздание для него невозможно.

👤 Ода начинается с мысли о Боге, но ведет к мысли о себе. Все стихотворение движется скачками от полюса к полюсу, от малого к огромному, и человек оказывается суммой всех контрастов:

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

👁 Эта знаменитая «эгоцентрическая» строфа дублирует начальное рассуждение о всеохватности Бога, и доказательство бытия Божия Державин выводит исключительно из изумленного взгляда человека на самого себя.

📖 Давайте прочитаем стихотворение Г.Р. Державина «Кузнечик» (1802).

👉 Какие кузнечики, цикады или другие насекомые в поэзии вам вспомнились после прочтения стихотворения Державина?

Источник

Творчество Державина. Новаторство в творчестве Державина

Юные годы

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

«Беседа любителей русского слова»

После отставки Гавриил Державин полностью посвятил себя литературе. Он писал трагедии, комедии и оперы для театра, создавал поэтические переводы Расина. Также поэт сочинял басни («Жмурки», «Выбор министра»), работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». «Заметки», как называл их автор, содержали теорию стихосложения и примеры — поэзию разных периодов, начиная с древнегреческой. В 1812 году поэт написал сказку «Царь-девица».

Гавриил Державин организовал литературный кружок «Беседа любителей русского слова». В него вошли писатели Дмитрий Хвостов, Александр Шишков, Александр Шаховской, Иван Дмитриев.

«Голова его была хранилищем запаса сравнений, уподоблений, сентенций и картин для будущих его поэтических произведений. Говорил отрывисто и не красно. Но тот же самый человек говорил долго, резко и с жаром, когда пересказывал о каком-либо споре по важному делу в Сенате или о дворских интригах, и просиживал до полуночи за бумагой, когда писал голос, заключение или проект какого-нибудь государственного постановления».

«Беседчики» придерживались консервативных взглядов на литературное творчество, выступали против реформ русского языка — их отстаивали сторонники Николая Карамзина. «Карамзинисты» были главными оппонентами «Беседы», позже они сформировали общество «Арзамас».

Последним произведением Гавриила Державина стало неоконченное стихотворение «Река времен в своем стремленьи…». В 1816 году поэт скончался в своем новгородском имении Званка.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью. Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие. После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

Державинская поэзия пиров и застолий

Тема роскошных пиров и застолий шагнула в поэзию Державина из реальной жизни. Будучи в молодости мушкетером Измайловского полка, 19-летний Державин стоял на часах во время пиров и праздников, проводимых в велико лепных дворцах Москвы. Во времена Державина была мода описывать праздники, на которых присутствовали высокие особы, и печатать подобные описания отдельными книжками. Здесь, в сочетании стихов и прозы, была важна каждая деталь, подробность, чтобы изобразить все «великолепие и изобилие угощения владычицы», — писал Державин. Широка и картина, охватывающая щедрость государыни: «злато и сребро» Сибири, «редкие рыбы седых океанов», «тельцы и дичь» Украины, «с Дона сладкие и крымски вкусны вина». Вот уж поистине дипломатия государственного служащего: не забыть ни о ком и ни о чем: «Оби лье жирное здесь простирает длань»!

В 1780 г. в оде «К соседу моему господину Н. » автор напрямую касается жизни петербургской знати:

Кого роскошными пирами

Из венских чистых хрусталей,

Кого столь славно угощаешь

И для кого ты расточаешь

Сокровища казны своей?

Первым поэзию русской жизни, выраженную в этих стихах («сластей и ананас ов горы», «подносят вина чередой,/ И алиатико с шампанским,/ И мозель с сель терской водой»), почувствовал Белинский, считая эту оду одним из лучших произведений Державина: «Сколько в этих стихах одушевления и восторга В этом виден весь дух России 18 века, когда великолепная роскошь прохлады, п иры, казалось, составляли цель и разгадку жизни».

Главная сила поэзии Державина – в неизвестной классицизму изобразительности. Он обрел новую степень поэтической свободы, смело смешивая стилистические пласты. Исследователь творчества Г. Р. Державина литературовед Н Зубков о. Сам же Державин свои главные заслуги видит в том, что он «истину царям с улыбкой говорил».

Все ценности: Бог, государство, во главе которого должен стоять мудрый царь, верное служение царю – остаются незыблемыми, и только сам поэт ощути л в себе способность выбирать точку зрения, глядеть на «высокий» предмет не только издали и снизу вверх, но и вблизи, и наравне, тут же с непринужденностью переходя к предмету «низкому». Без поэтической смелости не нашла бы выражения и гражданская: невозможно было бы «истину с улыбкой говорить». Сам Державин называл свою поэтическую свободу «пареньем».

Оказалось, что мир в поэзии может быть показан зримо и ощутимо. Поэты русс кого классицизма, описывая, например, природу, в десятках стихотворений не упоминали ни одного названия дерева или животного, ни одного звука, кр оме пастушьих свирелей. У Державина любое стихотворение непременно наполнено множеством наименований самых разных предметов и звуков. Особен но прославились державинские описания обедов и пиров, опирающиеся как н а традиции фольклора, так и на исторические особенности времени: «шекснинска стерлядь золотая» («Приглашение к обеду»), «там славный окорок вест фальской,/ там звенья рыбы астраханской» («Фелица»), «что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером/ там щука пестрая – прекрасны!» («Евгению. Жизнь званская»). Самые «затертые» аллегории Державин умел оживить и сделать зри мыми, и здесь высокое и забавное не мешают друг другу.

Свободный переход от «высокого штиля» к просторечию и наоборот – самая характерная черта державинского стиля, который сам автор называл «забавным русским слогом». «Забавный» не значит непременно смешной, ближе к истине это причудливый, своевольный. По эстетическим законам классицизм а высоким слогом описывается «высокий» предмет, «низким» — низкий, но у Державина поэзия обрела силу делать поэтическим все, к чему ни притронется.

Свобода Державина кажется тяжелой, неуклюжей. Пушкин назовет его стихи « дурным переводом с какого-то чудесного подлинника». И эта оценка понятна. Не могут не резать слух строки вроде «Рев крав, гром жолн и коней ржанье» (кравы – коровы, жолн – вид дятла). Но именно Державину Пушкин был обязан главным своим достижением – освобождением от заданных наперед правил поэтического слова. У Державина первого в России поэтический образ перестал зависеть от предмета рассуждения. Державин нашел поэзию и в русском гостеприимстве: «сядь, милый гость» («Гостю»), и в домовитости:

Счастлив тот, у кого на стол

Хоть не роскошный, но опрятный

Родительские хлеб и соль

Каждый год 3 июля справлялся его день рождения, а 13-го, еще пышней, именины. Хозяин сиял радушием, выказывая себя благосклонным и хлебосольным санов ником и расточителем:

Я озреваю стол и вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером

Там щука пестрая – прекрасны!

Державин хотел – хотел воинских парадов и подвигов, славы и богатства, х отел любви, хотел есть и пить – хотел жизни. Наивно-гастрономическое, грубочувственное отношение Державина к миру внесло новую ноту в поэзию 18 века:

Поэзия тебе любезна,

Приятна, сладостна, полезна,

Как летом вкусный лимонад.

Державин ценит земные блага и земные блюда; хоть и свидетельствует о нем князь Вяземский, что он был больше гастрономом в стихах, чем на деле, лаком ка и хлебосол, наклонный к теме гостеприимства, он охотно развертывает с вою скатерть-самобранку, на которой есть все, на что способно воображение поэта. Красочность материального мира, изображенного поэтом, безусловно, близка к искусству натюрморта, ведущему начало от фламандской школы живописи и имеющему широкое распространение при оформлении обеденной залы. Какой поистине фламандской радостью бытия проникнуто описание в стихах Державина обеденного стола! Но возникает необходимость останови ться на влиянии искусства живописи на искусство поэтического слова.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

• название любого стихотворного произведения Державина одой;

• использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

• сочетание в одном стихотворении разных размеров;

• использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда — использование вольного стиха;

✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

• разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

• стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

• использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

— выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

— связь речи с фольклором;

— отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

• использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в «высоких» жанрах, например в оде.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Традиция русского пира в устном народном творчестве

Традиция русского пира, хлебосольства ведет свое начало от фольклора. Вспомните наиболее свойственную русской народной сказке концовку: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». (Сказки «Иван Быкович», «Сивка-бурка»). Известны и другие концовки: «Приехал Иван-царевич домой и устроил пир горой». («Кащей Бессмертный»). В сказке « Про Емелю-дурака» читаем: «А по приезде задали пир на весь мир». Пир символизировал собою благополучное завершение дела, осуществлен ие мечты, достижение желаемого.

Баба Яга встречает Ивана расспросами, а он ей отвечает: «Ты сначала добра молодца накорми-напои, баню истоп и, а потом уж и спрос веди». Ведущийся исстари обычай угощать вошедшего в д ом путника означал гостеприимство хозяев и отражал веру людей в то, что з а добро им отплатится добром же.

Мечта о благоденствии, о богатом урожае запечатлена в народной сказке «Репка»: «Выросла репка большая-пребольшая». Что это, как не желание жить безбедно, иметь в течение года полные закрома и обильную еду? Известно, что основным продуктом питания русского народа были зерновые и репа. Само выражение «пир на весь мир» идет от фольклора. Многие русские пословицы и поговорки запечатлели уважительное отношение народа к еде, угощению, пи рогам, русскому хлебосольству: «Есть – лучше дела нету», «Клади в рот густо, не будет в брюхе пусто», «У нас на Руси прежде гостю поднеси», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Красен обед пирогами», «Большому куску рот радуется». В этих и многих других пословицах отражена жизнь народа, е го коллективное сознание, его понимание нравственных правил и норм.

В языческих представлениях об усопших сильна была вера в то, что душа покойного еще остается некоторое время на земле, следит за осуществлением обряда похорон, и поэтому необходимо оказать усопшему почести, устроить поминальный обед, причем сытный, из любимых блюд усопшего, и любой имел право сесть за стол. Исследователь обычаев, мифов, преданий наших предков историк и фольклорист А. Н. Афанасьев представил богатый материал по изучению воззрений славян на природу и, в частности, проведению пиров в честь на родных праздников: «В мае на семик после песен и гуляний следует общий пир, изготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из мирского сбора муки, мол ока, яиц и других припасов; на покупку вина и пива назначаются денежные вз носы».

Пиршества, сытные обеды сопровождали жизнь народа в наиболее знаменательные моменты, а также воплощали его мечты о счастливой и благополучной жизни. Отсюда берет свое начало и широко распространенный сказочный сюжет о скатерти-самобранке, причем достается она бедным, но готовым подели ться с другими последним куском людям. В произведениях устного народного творчества отразилась не только повседневная жизнь народа, но и его психология, его сознание, быт и культура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *