Чем интересуется ваш ребенок как ответить
Чем интересуется ваш ребёнок?
— У меня для вас новость,— сказал отец, войдя в комнату детей.
— Завтра, в выходной день, мы с мамой решили поехать за город. Великолепно проведем время!
— Ур-р-р-а-а!— закричал десятилетний Сильвек.— В футбол сыграем, покупаемся!
— Ну уж нет! — столь же громко заявила Малгося.— Я не поеду!
— Одну мы не оставим тебя дома. Чем ты будешь заниматься, решаем мы с мамой.
— Мне пятнадцатый год, и я хотела бы сама решать вопросы, касающиеся меня.
— Я думал, ты обрадуешься нашему предложению. Ты пойми, эта поездка — удовольствие не только для тебя, а для всей семьи.
— Не хочу,— упиралась Малгося.— В мяч я играть не люблю, лодкой тоже меня не соблазнишь.
— И чем же ты будешь заниматься дома?
— Буду читать, слушать магнитофон, приведу в порядок свою коллекцию открыток и фотографий. А потом в тишине позанимаюсь математикой.
Предложение поехать за город, отдохнуть и позаниматься спортом двое детей одной и той же семьи восприняли совершенно по-разному. Сын был в восторге. Дочь, наоборот, категорически отказалась принять участие в поездке. Столь различная реакция детей обусловлена, прежде всего, разницей в их интересах. Сильвек проявил интерес, свойственный большинству мальчиков его возраста. Он любит занятия спортом, подвижные игры, требующие ловкости. У него нет энтузиазма к учебе, поэтому его обрадовала перспектива провести выходной день за городом, у реки. Малгося на четыре года старше брата, у нее совсем другие интересы. Качественная сторона ее интересов определялась не только возрастом и общим уровнем развития девочки, но и особенностями ее развития.
Интересы ребенка, прежде всего, зависят от его возраста. Некоторые из них характерны только для определенного возраста и связаны с процессом развития.Характер интересов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, способствует пробуждению его интересов, создает возможности для целенаправленных контактов.
Чтобы пробудить у ребенка интерес, например, к музыке, надо предоставлять ему возможность чаще слушать музыку, обращать его внимание на некоторые мелодии, беседовать на музыкальные темы.
Для того чтобы приобщить ребенка к чтению, необходимо возможно раньше познакомить его с книгами. Подбирать и читать надо такие рассказы и стихи, которые бы своим содержанием могли заинтересовать ребенка.
Маленьким детям надо предоставлять возможность широкого общения с доступными ему элементами действительности. Ребенок может проявить интерес к чему-либо только тогда, когда ему есть из чего выбирать. Большую роль в развитии интересов детей, особенно дошкольников, играют родители.
У детей более старшего возраста многие интересы формируются под влиянием учебы в школе. Влияние родителей в это время несколько ослабевает, хотя всегда играет определенную роль.
Развитие интересов часто зависит от способностей. Больший интерес вызывает у ребенка тот учебный материал, который он быстрее усваивает. Если школьник легко решает математические задачи, он охотнее принимается за них, чем за выполнение других уроков, так как процесс решения задач и достигаемый при этом успех доставляют ему удовлетворение. Такое отношение к предмету дополнительно закрепляется хорошими отметками, похвалами учителей и родителей. Однако безусловной, прямой зависимости между способностями и заинтересованностью нет. Бывает так, что ребенок не проявляет интереса именно к той области знаний, в которой у него могли бы проявиться способности, и, наоборот, он интересуется тем, что ему меньше всего дается.
В формировании личности ребенка развитие интересов играет огромную роль. Проявляя интерес к окружающему миру, ребенок обогащает запас своих знаний. Характер интересов серьезно влияет на отношение ребенка к школьной учебе, на выбор направления дальнейшего образования и приобретение профессии. Интересы определяют также и способы использования свободного времени. Об этом надо задумываться в раннем возрасте ребенка, так как умение правильно и эффективно проводить время, отведенное на отдых, способствует умственному и физическому развитию человека, а также помогает ему готовиться к будущей самостоятельной жизни.
Реализация интересов редко осуществляется индивидуально, в одиночку. Обычно это происходит в компании, при общении со взрослыми и ровесниками. Поэтому от характера интересов зависит и выбор друзей.
Знание интересов ребенка позволяет родителям понять его отношение к учебе. Общие познавательные интересы, которые в большей или меньшей степени проявляются у каждого ребенка младшего возраста (семи-восьмилетние дети в основном охотно учатся), в последующие годы становятся более конкретными, как бы специализируются.
Чтобы получить образование, ребенок должен изучать ряд обязательных дисциплин. Некоторые предметы он изучает без интереса, по необходимости, что, безусловно, сказывается на оценках его успеваемости.
Чем многограннее интересы ребенка, тем лучше он изучает школьные предметы, тем шире его кругозор и позитивные возможности для полноценного познания той или иной дисциплины.
На формирование правильного отношения к учебе огромное влияние оказывают также и внешкольные интересы. Чаще всего эти интересы помогают учебе, так как связаны с некоторыми школьными дисциплинами (например, любовь к животным — с биологией и географией, интерес к технике — с физикой, математикой и т. д.). Иногда внешкольные интересы ребенка настолько велики, что начинают отрицательно сказываться на результатах учебы (например, бесконтрольное увлечение чтением, спортом). Надо воспитывать у ребенка ответственность, добросовестность, умение заставлять себя заниматься обязательной деятельностью, откладывая реализацию своих интересов на специально выделенное свободное время.
Изучая интересы своих детей, родители могут оказывать основное влияние на развитие способностей и полезных увлечений ребенка. Для этого необходимо:
? в процессе воспитания устранять или снижать те интересы, которые затрудняют в настоящий период выполнение своих обязанностей;
? помогать ребенку в развитии и формировании полезных интересов, обогащающих его личность;
? способствовать формированию разнообразных интересов, чтобы избежать ограниченности увлечений, так как только специальная направленность интересов обедняет интеллект ребенка, ослабляет его общее развитие;
? помогать ребенку закреплять неожиданно возникшие полезные интересы, которые кажутся кратковременными и изменчивыми;
? объяснять детям отрицательные последствия неправильной реализации некоторых даже полезных интересов. Иногда ребенок, увлекаясь той или иной деятельностью, ведет в основном сидячий образ жизни, что ухудшает физическое, а следовательно, и духовное развитие человека;
? пробуждать, вызывать интерес к различным областям знаний у тех детей, которые не проявляют его сами (наиболее трудный случай).
Работа над развитием и формированием интересов у детей требует от родителей большого терпения, тактичности и умения. Родители могут, например, понять, что интересы их девяти — одиннадцатилетнего ребенка к природоведению связаны с возрастным периодом его развития, представляют большую ценность в формировании личности, однако рассчитывать на их постоянство не следует, так как его основной интерес может проявиться в будущем к другой профессии. Но для того чтобы это понять, надо изучать своего ребенка систематически с младенческих лет. Только тогда родители могут уловить тревожные сигналы зарождающихся, еще легко устранимых нежелательных явлений. Ликвидировать пробелы в воспитании всегда возможно, но порой очень трудно, так как это требует больших усилий.
Приведем пример. Артуру шестнадцать лет. В младших классах школы он учился хорошо, позже его успеваемость стала хуже, он имел только удовлетворительные отметки. Восьмой класс закончил с трудом. Его родители не видели возможности для сына окончить среднюю школу. Он не мог выбрать профтехучилище для дальнейшей учебы, так как сам не знал, что его по-настоящему интересует. В то же время запросы его были весьма высокие. Он не хотел заниматься физическим трудом, даже квалифицированным, ссылаясь на то, что его родители имеют высшее образование. Не задумываясь о будущем, лишь бы где-нибудь учиться, он поступил в экономический техникум. Но уже через несколько месяцев он отказался заниматься в этом техникуме, так как экономика совсем не интересовала подростка. Благодаря стараниям родителей Артур попал в училище художественных ремесел, но и эта профессия оказалась ему не по душе. Специалисты определили, что у Артура способности выше среднего уровня, однако у него нет определенных интересов. Подростка направили в вечернюю школу рабочей молодежи. Но и там он учиться не стал. Дальнейшая его судьба вызывала серьезные опасения.
Что же произошло с юношей, если проанализировать его воспитание?
Два фактора, на наш взгляд, стали причиной возникновения сложной ситуации. Первый — отсутствие чувства долга и ответственности, а также навыков систематического труда. Сам подросток не очень-то понимал эти свои серьезные недостатки, а родители не воспитывали у него любовь к труду. Второй фактор — отсутствие положительных интересов, вернее, каких-либо интересов.
Артур не занимался ни одним видом спорта. Иногда оп смотрел телевизионные передачи, но не задумывался над ними. Он не утруждал себя чтением книг. Порой слушал грампластинки, но сам не пел и не играл ни на каком инструменте. Сам он хотел быть «кем-то», но не знал кем. Он хотел быть «кем-то» только потому, что жил в семье с высоким жизненным уровнем и у него были завышенные потребности. Как он будет удовлетворять их, когда родители перестанут содержать его и придет пора начинать самостоятельную жизнь? Какой жизненный путь выбрать такому человеку?
Если бы родители Артура тщательно следили за его развитием, то еще в то время, когда сын был совсем маленьким, заметили бы, что мальчик, не делая ничего плохого и не доставляя им хлопот, ни к чему не проявляет интереса, что внешне его развитие как будто протекает нормально, а на самом деле ребенок растет каким-то «неопределенным», «безликим». Если бы родители вовремя поняли это, они приняли бы меры к тому, чтобы пробудить у него интерес к той или иной науке, к определенному виду деятельности. Такая попытка не была даже предпринята, и это поставило подростка в весьма затруднительное положение.
Чем шире интересы ребенка, тем богаче его духовный мир, тем разнообразнее возможности для занятий и развлечений в свободное время, тем увереннее он выбирает будущую профессию.
Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания.
Чем увлекаются наши дети
Пожалуйста, поделитесь у кого как.
Что ваши детки могут делать часами, самозабвенно, кружки исключаем.
-Сидит за компом и изучает города и страны на Гугль Ёрз
-Мастерит невероятные сооружения из одинаковых деревянных брусков, это игра такая строительная, деревянные бруски, мы купили 10 наборов, чтоб было из чего строить
-К сожалению, дурацкие мультики и вообще телевизор
Почти 10. Чтоб прям часами- то только майнкрафт. В отсутствии оного- лего или энциклопедии про космос.
Дочке 15, если ее не дергать и отнять вайфай, то часами рисует или лепит из пластилина. Лепит принцесс и платья на них)) Кроватки, гостей, и остальную кукольную жизнь.
Младшей почти 7, часами может играть в птиц. Вьет гнезда, высиживает, птенцов у нее уже больше ста, и всех по именам знает.
дочка 13 лет, увлекается старым советским кино, изучает фильмографии старых актёров, их биографию, читает книги только связанные с этим.
катается на велосипеде под любимую музыку и чередует с бегом трусцой, играет в бадминтон и волейбол с друзьями.
всё, наверное, часами больше ничего не делает, всё остальное дозировано и прерывисто.
Сын 2 года 2 часа подряд может с машинками(вертолётами итд) и пупсиками играть, если машинок выложено много и пупсиков, то там длинная ролевая игра. Больше ничего пока.
Кошка, конееееечно, есть )))) и Вы не представляете себе какая это жертва с моей стороны. Несколько лет назад клялась себе, что больше кошек у меня никогда не будет,но этого ребёнка просто бесчеловечно было бы оставить без кошки Что не мешает нам знать в лицо всех окрестных кошек микрорайона, иметь несколько подшефных уличных кошек которых мы кормим, ходить в сад/школу/бассейн определённой дорогой, на которой нам обязательно встретится Мурка/Снежок/Рыжик, мечтать о том, чтобы наша стерилизованная кошка родила когда-нибудь котят, ну и вообще.
Я придумывать ваще не умею. Придумывает сказки у нас папа, каждый вечер перед сном. При этом он фигово читает вслух, так что мы вот так дополняем друг друга.
Анкета родителей. Цель: Выявить интересы и увлечения школьников, возможности и условия их реализации.
Цель: выявить интересы и увлечения школьников, возможности и условия их реализации.
Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету.
Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:
1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:
— слушать и читать книги, журналы, газеты;
— работать на компьютере;
— посещать театры, концерты;
— посещать музеи, выставки;
— играть на музыкальных инструментах;
— помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;
— заниматься в кружках технического творчества;
— заниматься рукоделием (шить, вязать);
— заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);
— играть в различные подвижные игры;
— заниматься физкультурой и спортом;
— проводить время в компании с друзьями;
— что еще (допишите) __________________________________________________________
2. Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:
Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия ___________________________________________________________
3. Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:
4. Чем увлекаются члены Вашей семьи
5. Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:
— научно-техническое (техническое творчество);
6. Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-пятикласника
Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности школьников.
Цель: выявить интересы и увлечения школьников, возможности и условия их реализации.
Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:
1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:
— слушать и читать книги, журналы, газеты;
— работать на компьютере;
— посещать театры, концерты;
— посещать музеи, выставки;
— играть на музыкальных инструментах;
— помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;
— заниматься в кружках технического творчества;
— заниматься рукоделием (шить, вязать);
— заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);
— играть в различные подвижные игры;
— заниматься физкультурой и спортом;
— проводить время в компании с друзьями;
— что еще (допишите) __________________________________________________________
2. Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:
Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия ___________________________________________________________
3. Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:
4. Чем увлекаются члены Вашей семьи
5. Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:
— научно-техническое (техническое творчество);
6. Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка.
Ребенок с увлечением: он — личность!
Как выбрать хобби для ребенка? Чем увлекаются дети?
Маленькой принцессе из сказки «Спящая красавица» феи открыто предоставили свои дары. Сказали, например, «будешь петь, как соловей». И танцевать. Так решился вопрос с принцессиными увлечениями. В нашей жизни феи действуют скрытно и незаметно. Никто не обещает младенцу: будешь, мол, писателем. И потому выбор хобби у ребенка происходит «методом проб и ошибок».
Играть на скрипке или препарировать головастиков? Полезные увлечения детей
Иметь увлечение в любом случае полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и увлечения учат детей быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду.
Увлечения, которые близки по сути основной деятельности (психологи называют их «предпринимательскими») несут тренинговый эффект. Например, шахматы развивают память и учат просчитывать будущее.
Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.
Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.
Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.
Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!
Что влияет на выбор хобби для ребенка?
Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.
7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка
Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если.
Проблема 1. Ничем не интересуется
Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.
Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.
Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе
Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.
Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.
Проблема 3. Меняем как перчатки
Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. «Среднестатические» ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.
И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в «брошенном» увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.
Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру
Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в «серьезный» спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже «тюфяки» с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.
Проблема 5. Хобби не соответствует полу
Решение. Многие родители опасаются «немужских» увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более «потходящими» ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: «Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор».
Проблема 6. Одержим коллекционированием
Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.
Когда вы признали за ребенком право собирать то, что ему нравится, покажите ему картинки и фото с изображениями того, как хранятся схожие коллекции, как его собратья по увлечению проводят сборы и выставки. Вместе продумайте собственные способы хранения и демонстрации коллекции. Можно постараться рационально организовать место в его шкафу или на полках в детской так, чтобы коллекция была и видна, и доступна.
Проблема 7. Тащит в дом животных без разбору
Решение. Общение с «братьями нашими меньшими» учит ребенка ответственности и заботе. Если ребенок интересуется животными гораздо больше, чем прочие члены семьи, то стоит подыскать кружок с живым уголком или то, что раньше называлось «станцией юннатов». Общение со зверюшками в специально отведенных для этого местах сохраняет нервы родителям и чистоту в доме. Решение содержать животное в доме надо принимать только всем вместе.
Статья предоставлена журналом «Первоклассные родители»