Чем итальянцы фаст фуд обогатили
Лучшая уличная еда, которую вы можете попробовать в Италии
Многие люди не связывают Италию с уличной едой, но они будут приятно удивлены узнав о многочисленных блюдах которые предлагают итальянские мастера быстрого и вкусного питания. Для вас мы готовы представить 12 лучших уличных продуктов Италии, и даже не пытайтесь покинуть страну не попробовав хотя бы пять из них.
1. Свежие морепродукты во фритюре
Джелато — это не единственное блюдо, которое вы можете попробовать в Италии из рожка, также вы можете отведать свежие, жаренные морепродукты, которые подаются в бумажном рожке на улицах многих итальянских портовых городов. Вы можете быть уверены, что морепродукты действительно свежайшие, так как чаще всего их готовят прямо у рыбацких лодок, которые каждое утро прибывают в порт. Морепродукты окунаются в кляр, а затем хорошенько обжаривают во фритюре, все достаточно быстро и просто, а самое главное вкусно. В зависимости от улова, вам могут приготовить смесь кальмаров и креветок, а также разнообразную маленькую рыбку. Немного сбрызните сверху лимонным соком и наслаждайтесь блюдом прогуливаясь по местным улочкам.
2. Stigghiola (жареные кишки ягненка и козленка)
На улицах многих стран вы обязательно найдете какую-то разновидность жареного мяса на палочке, и Италия не является исключением. Но это не просто привычный нам шашлык — это любимая сицилийская стиггиола, она представляет собой овечью (иногда козью или куриную) кишку, приправленную солью, зеленью, которую жарят на решетке. Вы конечно, можете противиться данному блюду, но оно считается довольно популярным, почти идентичные версии стиггиолы вы можете встретить в Уругвае, Аргентине, Турции и Пекине.
3. Аранчини (рисовые шарики с начинкой)
Если жареные кишки для вас слишком, мы рекомендуем попробовать приятные на вкус аранчини (в переводе с итальянского «маленькие апельсины»). Золотистые, обжаренные во фритюре рисовые шарики являются хрустящими снаружи, а внутри они наполнены мясным фаршем, горохом или сыром. Деликатес возник в далеком X веке на Сицилии, но до сих пор это одно из самых популярных уличных продуктов в стране. Обязательно закажите к рисовым шарикам острый соус, он дополнит вкус этого замечательного блюда.
4. Сэндвич с селезенкой (Pani ca’ meusa)
Если вы уже посещали Палермо, наверняка, вы видели как этих красавцев продают на каждой улице. Это популярный сицилийский сэндвич, который включает в себя измельченные телячьи легкие и селезенку (дословно с итальянского pani ca meusa означает «хлеб с селезенкой»). Поверьте нам, на вкус это лучше, чем кажется — если бы вам не сказали, что в составе селезенка, сами бы вы навряд ли догадались. Сочетание нежного мяса, тертого сыра и мягкой булочки с кунжутом, делают это блюдо очень ароматным и вкусным. Прежде чем поедать сэндвич сбрызните его соком лимона, это придаст ему нотки свежести.
5. Панцеротти (итальянские пирожки)
Родиной панцеротти принято считать юг Италии, а именно Апулии. Панцеротти — это фаршированные пирожки в виде полумесяца, похожи они на маленькие кальцоне, но из более мягкого теста. Наиболее популярной начинкой считается смесь из сыра и помидоров, но также существуют множество других вариаций. После того как пирожки набиты начинками их обжаривают до тех пор пока они не станут хрустящими. Со временем панцерроти перестали быть строго уличной и появились во многих ресторанах по всему миру, но мы все же считаем, что ничто не сравнится с едой на салфетке, поедаемой на улице.
6. Зэпполе (Zeppole)
Если вам когда-либо приходилось посещать итальянские пекарни или бывать на уличных итальянских ярмарках, вы наверняка уже отведали один (или десяток) этих восхитильных жареных шариков. Утверждают, что Зэпполе — очень хорошо обжаренные шарики теста — возникли в Неаполе, но вы можете их найти на улицах по всей стране. В настоящее время zeppole могут быть наполнены заварным кремом, шоколадом или различным желе. Но иногда ничто не сравниться с оригинальным рецептом: прямо из фритюрницы, слегка посыпанных сахарной пудрой поданные в бумажном пакете.
7. Панини с порккетой (panino con porchetta)
Поркетта — наверное самая популярная уличная еда во всей центральной Италии, вы обязательно найдете белые грузовички, которые продают панини по всей Умбрии, Тоскане, Лацио, Абруццо. Чтобы приготовить поркетту, свинину потрошат, затем заправляют солью и набивают её различными травами, а потом готовят на вертеле. После свинина нарезается на ароматные, сочные кусочки и либо съедается прямо так, либо же подается между хрустящим хлебом (панини).
8. Пьядина (Piadina)
Пьядина — является одним из немногих вегетарианских блюд продающихся на улицах Италии. Блюдо достаточно простое, лепешка готовится из муки, соли, оливкового масла и воды. Традиционно лепешку выпекали в печи в придорожных кафе, современные же продавцы используют металлические сковородки и решетки. Пьядина может быть подана самостоятельно или же начинённая различными начинками. Закажите самый простой вариант из свежей моцареллы и цикория, это очень простая, здоровая и дешевая еда.
9. Лампредотто (Lampredotto)
Прежде чем попробовать вкусный лампредотто, вам скорее всего придется отстоять в длинной очереди из местных жителей. Как и pani ca meusa, это звучит не очень аппетитно, но поверьте оно очень ароматное. Готовится блюдо из желудка коровы, приготовленного в пикантном бульоне из помидоров, лука, сельдерея и петрушки. Лампредотто подают на тарелке (как изображено на фото) или же в виде сэндвича. Если вы все таки выберете сэндвич, рекомендуем взять булочку bagnato, которую смачивают в варочном бульоне, а затем увенчивают соусом сальса верде. Bon Appetit!
10. Панелле (panelle)
Панелле, возможно, являются самым простым из всех итальянских блюд: нутовая полента, которая нарезается толстыми ломтиками, а потом обжаривается в оливковом масле. Затем оладьи подаются самостоятельно, с крокетами или же в виде сэндвича (все варианты изображены на фото). Из-за своих незамысловатых ингредиентов и простоте в приготовлении, панелле считается крестьянской пищей. Это может быть и так, но люди все равно с удовольствием едят это блюдо, почти каждый день (можно украсить блюдо небольшим количеством сыра Пекорино Романо или сбрызнуть соком лимона).
11. Оливки алла Асколана (Olive All’Ascolana)
Что же такое оливки по асколански — это золотистые шарики под хрустящей панировкой внутри которых находятся нежные асколанские оливки, фаршированные пряным мясом, а иногда пармезаном. Очень аппетитная и ароматная закуска, которая понравится каждому.
12. Крема-Фритта (Crema Fritta)
В прохладные месяцы почти каждый уличный рынок или ярмарка в Венеции наполненный пьянящим ароматом crema-fritta — это густой заварной крем, который окунается в панировку, а затем обжаривается во фритюре (да, вы правильно поняли, это жареный заварной крем). Хрустящая крема-фрита подается в бумажном кульке, чтобы вы могли насладиться данным блюдом прогуливаясь по улочкам. Кушать её стоит пока она еще теплая и имеет липкую консистенцию.
Итальянский фастфуд в России: пинса вместо пиццы и еда навынос
Всегда надо изучать спрос и учитывать культуру, ментальность и вкусы потребителя
Мастер-класс по приготовлению неаполитанской пиццы «Пепперони»
Ломаем стереотипы
Маркетинг ресторана с доставкой пиццы
Владельцы новой пиццерии Pinsа Maestrello итальянцы Джулия Маэстрелло и Фабио Брессан в сотрудничестве с шефом Маттео Кастанья открыли первое свое заведение в августе прошлого года, а летом нынешнего презентовали вторую точку на Даниловском рынке. Они не боятся определения «фастфуд», но уточняют: «Это Italian Fast Food», где от итальянского — более 16 видов пинс в меню, обслуживание реально fast, а food — исключительно свежий и высшего качества. Встретились с Фабио и Джулией в их корнере на Даниловском, чтобы выяснить, как можно запустить проект, в который на протяжении полугода будут выстраиваться очереди.
ПОЧЕМУ ПИНСА ПОБЕДИЛА ФОРМАТ TAKE AWAY
Мы давно хотели открыть пиццерию в российской столице, но понимали, что подобных заведений много и необходимо предложить новый формат. В Москве потребитель всегда ищет что-то новое. Тогда мы отправились в Рим к Маттео, который ставил кухню во многих пиццериях не только в Италии, но и в Америке. Нам было необходимо мнение профессионала относительно нашего проекта. На тот момент планировали открывать заведение в формате «пицца аль тальо» (pizza al taglio). Это классический вариант пиццерий в Италии с продажей пиццы порционно навынос. Но у нас были сомнения относительно этого формата. В Италии таких заведений тысячи, но в России иной климат, большую часть года здесь холодно, и есть пиццу на ходу будут разве что только летом, а в остальное время продажи будут проседать. Тогда Маттео предложил нам рассмотреть вариант с пинсой. Подумали, почему бы и нет! Пинса готовится быстрее, само тесто легче (за счет долгой расстойки и большого количества воды), а ведь жители столицы следят за своим здоровьем и фигурой. Оно отличается от пиццы — тесто более воздушное, хрустящее, легче усваивается. Идея нам понравилась.
Вернувшись в Москву, начали искать подходящую площадку для своего проекта. Это оказалось совсем не простым делом. Прошло полгода, прежде чем мы нашли подходящее помещение на Покровке. Локация не самая простая — вокруг много ресторанов и кафе рангом и средним счетом на порядок выше, а вот заведений в стиле фаст кэжуал практически нет, они в этом окружении просто не выживали. Но находящиеся по соседству от нового помещения «Братья Караваевы» дали нам понять, что в этом районе все же существует прослойка жителей и служащих, у которых востребованы заведения, где можно быстро и недорого перекусить.
Мы рискнули и в августе этого года открыли первую точку Pinsа Maestrello.
ГЕРОИЗМ И ОТВАГА: ОБ ОПЫТЕ И ПЛАНАХ
В первый год приезда в Москву я стажировался на кухне ресторана своего отца, работал барменом и познавал изнутри специфику этого бизнеса. Я понял, что мне нравится и интересна эта сфера деятельности. Тогда еще не было такой высокой конкуренции на ресторанном рынке, и мы вместе с Джулией открыли небольшой винный бар с демократичными ценами на еду и с отпускной ценой на вино не намного выше магазинной. Мы сами разрабатывали меню, барное предложение, составляли винную карту. Это был наш первый опыт на рынке фудсервиса, и он нам очень помог с нашим главным проектом — Pinsа Maestrello. Он дал ту базу знаний, которая необходима для запуска сетевого проекта. Мы лучше узнали город, столичного потребителя, цифры (расходы-доходы заведения и т.д.).
Сейчас, по прошествии почти года со дня открытия первой точки, мы уже видим, что и как можно было сделать подругому, где мы допустили ошибки. Но уверены, что не прогадали с форматом. Успех заведения прежде всего объясняется правильной ценовой политикой: сегодня люди не готовы переплачивать за имя, бренд, пафосную атмосферу ресторана. Они хотят получить качественную еду по доступной цене. А главное — столичный потребитель сейчас много путешествует (в том числе и по Европе) и понимает, какое качество сколько стоит. И не хочет быть обманутым. А у нас честный проект.
Мы, итальянцы, — люди очень суеверные, опасаемся загадывать. Составляя бизнес-план, мы не закладывались на возможное масштабирование проекта. Да, мечтали об успехе, о том, что за первой точкой появится и вторая, но не хотели забегать вперед. Сосредоточились на том, чтобы все сделать без ошибок при запуске на Покровке. Но, продумывая оборудование кухни и интерьер зала, составляя меню и подбирая подрядчиков, все же не забывали о том, что, возможно, проект окажется успешным и мы решимся на вторую точку. Так что разрабатывали все таким образом, чтобы в случае успеха масштабировать проект было проще и легче. За год работы заведения у нас стабильно хороший поток клиентов, и уже поступают предложения о покупке франшизы. Но мы пока категорически против расширения бизнеса по такой схеме — это долгая работа, это обязательное открытие фабрики-кухни для сохранения качества и пр. Поэтому, пока не будет собственной сети из 4–5 заведений, о франшизе речи не идет.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
12 млн — денежный лимит на запуск одной точки (с учетом первого взноса и залога за аренду)
1,5 года — срок возврата инвестиций на 50% возросли затраты от первоначальных расчетов (но не превысили лимит)
за 1 месяц вышли на операционный ноль
450 руб. — средний чек на Даниловском рынке
550–600 руб. — средний чек на Покровке
400–600 транзакций ежедневно проводится в заведении на Покровке
250 руб. — цена пинсы «Маргарита» в Pinsa Maestrello
23 пинсы в меню Pinsa Maestrello
Увы, запланированный бюджет на старте превысили почти на 50%. Большую часть этих денег «съела» аренда, Покровка — локация дорогая. Хотя метраж помещения скромный: около 50 метров на втором этаже и 60 на первом, а посадочных мест — 38. Стоимость ремонта за 1 кв.м была «подъемной», но нам не повезло с подрядчиками: строительная компания не соблюдала сроки, некоторые работы были сделаны некачественно. Наученные горьким опытом, открывая вторую точку на Даниловском рынке, мы более тщательно искали ремонтников и в этот раз с выбором не ошиблись: корнер был построен буквально за месяц!
Мы верили в успех заведения с первого дня, и это помогало преодолевать трудности. Так, первоначально не рассчитали загрузку кухни и не учли долгое время расстойки теста (для пинсы оно расстаивается 72 часа). Это привело к тому, что мы были вынуждены объявлять sold out и закрывать заведение раньше положенного. И это несмотря на серьезную подготовку: рассчитывая средние продажи, мы изучили средние чеки во всех соседних заведениях, проанализировали их загрузку в праймтайм и были уверены, что максимум наших ежедневных продаж — 400 пинс, а на деле в некоторые дни продаем до 600.
О второй точке мы думали, но понимания формата и места открытия не было. Зимой к нам поступило предложение от Ginza встать на Даниловском. На этом фудкорте не было до сих пор ни одной концепции с пиццей. И это был большой плюс этой локации по сравнению с другими рынками. Кроме того, Даниловский — первый рынок, открывший фудкорт, и до сих пор он остается модным местом. Поэтому мы приняли приглашение и открыли здесь точку.
ПОДГОТОВКА БОЕМ: МАРКЕТИНГ НА МЕСТНОСТИ
Мы вышли в операционный ноль достаточно быстро. А план по чекам начали делать в первый же день. Помогла удачная маркетинговая кампания, которую мы запустили задолго до открытия: в течение нескольких месяцев подогревали интерес к заведению, так что в момент открытия у наших дверей стояли длинные очереди.
Если вы хотите с первых же дней качать трафик, необходимо подключать все каналы связи с потенциальным клиентом: профильные издания, социальные сети, интернет-площадки…
За три месяца до открытия мы начали активное продвижение, а за месяц до дня Х максимально усилили свое присутствие в медийном пространстве. Так что, когда в первый день работы мы задержались с открытием, перед дверями заведения выстроилась огромная очередь, Маттео был шокирован — такого в Италии не встретишь. Нам на руку сыграл и тот факт, что мы вынужденно отсрочили дату открытия — это только усилило интерес к проекту.
Помогли и публикации в профильных информационных изданиях: «выстрелил» рассказ о нас и нашем заведении, опубликованный в «Афише». На этапе открытия мы сотрудничали с пиар-агентством, которое помогло с раскруткой.
Если говорить о важности маркетинга, то мы его ставим на третье место в списке важных слагаемых успеха любого заведения, где на первом — локация, а на втором — соотношение цены и качества продукта. Все говорят, что при удачно выбранной локации остальное неважно, место будет работать на тебя лучше любого маркетинга, но по нашему опыту пиар очень важен.
ОДНО ЦЕЛОЕ: О НЮАНСАХ РАБОТЫ В ПАРТНЕРСТВЕ
Партнеры в бизнесе нужны всегда. Редко кто отваживается на рынке фудсервиса работать в одиночку и брать на себя управление всеми сферами деятельности компании. Бывают ссоры и разногласия, но мы всегда стараемся совместными усилиями найти верное решение. Маттео живет в Риме и нечасто бывает в Москве, так что в операционную деятельность он не вмешивается. Да, на первоначальном этапе, когда шли ремонтные работы, возникало много задач, требующих незамедлительного решения, что рождало много споров, шла «притирка». Но сейчас, когда процессы отлажены, каждый из нас троих взял на себя определенный фронт работы: Джулия — лицо фирмы, она занимается маркетингом и управлением персонала, на мне — операционная деятельность, Маттео — это кухня.
Сейчас, когда мы обсуждаем дальнейшие этапы развития, тоже много спорим. У Маттео за плечами — огромный опыт работы на итальянском и американском рынках, мы же работаем здесь и лучше понимаем российского потребителя. Например, долго спорили о ценах, Маттео не понимал, почему за свой продукт он должен просить в России меньше, чем в Италии. Он вложил в него столько же труда, взял продукты того же качества… Нам стоило больших усилий, чтобы убедить его, что мы предлагаем клиентам конкурентоспособную цену. Он не жил здесь, когда евро с 50 рублей скакнул до 100, ему сложно ориентироваться в специфике российского ценообразования.
ПРОДУКТОВАЯ КОРЗИНА: РУССКАЯ МОЦАРЕЛЛА И ИТАЛЬЯНСКАЯ ПИНСА
Муку закупаем у поставщиков, работающих с итальянскими мукомольными фабриками. Все овощи, используемые в начинках для пинсы, привозят в рестораны ежедневно. Моцареллу из-за санкций берем российского производства. Кому как не нам, итальянцам, судить о качестве этого сыра? Стоит отметить, что есть производители, которые варят очень хороший сыр. Мы пробовали разные сыры: какие-то вели себя лучше, какие-то хуже, но много достойных образцов. Моцарелла, которую мы покупаем, производится под контролем итальянских технологов, так что она ничем не уступает по качеству аутентичной. В России очень вкусное молоко, из него можно и нужно варить вкусный и качественный сыр. О том, что мы не ошиблись с продуктами и форматом, говорят отзывы наших клиентов: 99,9% довольны качеством нашего продукта.
ИЗ РУК В РУКИ: ОСОБЕННОСТИ ДОСТАВКИ
Мы работаем с Яндекс.Еда. Нас устраивают формат сотрудничества и качество предоставляемых услуг. У компании идет акцент на хорошие фотографии блюд, выверенное описание. В их пуле нет «проходных» заведений, работающих исключительно на доставку. Они делают очень хорошую селекцию партнеров. А нам делать свою доставку — это отдельный бизнес. Очень сложный.
15+ итальянских застольных привычек, которые чтут местные, а иностранцы абсолютно не понимают в закладки 4
Согласно результатам опроса, итальянская кухня по популярности находится на первом месте в мире. Наверное, даже в самых отдаленных уголках планеты нет такого населенного пункта, где нельзя было бы купить пиццу. Но самая популярная кухня — вовсе не значит самая знакомая.
Капучино пьют только на завтрак
В Италии существуют строгие правила относительно употребления кофе. Например, капучино или другой кофе с молоком пьют только на завтрак, а в заведениях не заказывают после 11 утра. И кстати, в Италии в капучино и латте никогда не добавляют корицу.
На завтрак едят сладости и не едят яйца
Итальянцы не признают плотные завтраки, предпочитая по утрам кофе и что-нибудь сладкое — например, рассыпчатое печенье, которое они макают в чашку. Есть яйца на завтрак в Италии не принято, их могут готовить только в отелях или ресторанах, рассчитанных на туристов.
Еду можно запивать только водой
В Италии обычно не запивают еду молоком — считается, что оно вредит правильному пищеварению. Также не пьют сок или сладкую газировку — эти напитки меняют вкус пищи. По этой же причине и кофе заказывают только после трапезы. Газированными напитками в виде исключения можно запивать пиццу.
Хлеб подается без сливочного масла, а также его не едят с пастой
В хороших ресторанах еще до того, как гость сделает свой заказ, на стол приносят хлебную корзину и масленку с ножом. В Италии практически не подают сливочное масло к хлебу (иногда могут подать оливковое). Дело в том, что итальянцы не воспринимают хлеб как закуску и считают, что ни к чему наедаться до того, как принесли основное блюдо. Также хлеб никогда не едят с пастой.
С помощью хлеба доедают остатки
Если итальянец пригласил вас на обед к себе домой, вы наверняка увидите «скарпетту». Так называют кусочек хлеба, которым собирают остатки еды с тарелки. Считается, что это лучшая похвала повару. В ресторанах это менее уместно, но в целом простительно.
Между основными приемами пищи не принято перекусывать
Еда в Италии возведена в ранг сакрального действа, поэтому итальянцы редко перекусывают между основными приемами пищи. Известный кулинар и отец современной итальянской кухни Пеллегрино Артузи в одной из своих книг писал, что между обедом и ужином должно пройти 7 часов — именно столько времени необходимо для полного переваривания пищи.
Во время трапезы также не принято спешить. Есть снеки или полуфабрикаты перед телевизором — это тоже не про итальянцев. Они тратят много времени на приготовление пищи и порой еще больше на процесс ее употребления.
Обед состоит из нескольких блюд, которые подают в строгом порядке
Главный прием пищи в Италии традиционно состоит из нескольких блюд. Сначала подаются закуски — antipasto, затем первое блюдо — это может быть паста или ризотто, после этого второе блюдо — мясо или рыба с гарниром или салатом, затем по желанию сладости, фрукты и кофе. Пропустить один из этапов можно, нарушить очередность — ни в коем случае.
Салат заправляют оливковым маслом с бальзамическим уксусом и едят только вместе со вторым блюдом
«Итальянской» или «греческой» заправки для салата в Италии не существует. По большому счету никаких других заправок для салата, кроме бальзамического уксуса и оливкового масла, в Италии не используют. Практически все итальянские салаты легкие и простые, так как их едят с плотным вторым блюдом и никогда не сочетают с первым (пастой или рисом).
«Большие» салаты — insalatona — могут содержать вареные яйца, ветчину, тунец, горошек или кукурузу. Такие блюда иногда относят к antipasto (закускам, которые подают перед первым блюдом), а в некоторых случаях они даже могут заменить целую трапезу.
В блюда из рыбы и морепродуктов никогда не добавляют сыр
Кому-то может показаться, что тертый пармезан придаст итальянскую нотку любому блюду, но это не так. Пармезан отлично сочетается с пиццей, пастой и ризотто, но все зависит от соуса: если там присутствует рыба или морепродукты, сыр не кладут. Кроме того, если блюдо предполагает наличие сыра, официант сам его принесет.
Спагетти не едят с фрикадельками и курицей
Казалось бы, макароны — идеальный гарнир к мясу, но существует неписаное итальянское правило: не есть пасту и мясо с одной тарелки, поэтому фрикадельки и котлеты в Италии придется сочетать с чем-то другим.
Также практически не найти в Италии пасты с соусом на основе курятины. Курицу традиционно едят в качестве второго блюда, а те немногие региональные блюда, которые включают в себя птицу и пасту, более-менее известны только в тех регионах.
Спагетти не едят ложкой и не режут ножом
Использовать ложку для поедания спагетти допустимо только маленьким детям. Взрослые должны есть их только одним способом: накручивая на вилку. Также недопустимо разрезать спагетти ножом, чтобы их укоротить. Перед варкой длинные виды пасты тоже не ломают.
Кстати, варят спагетти и другие макароны в изрядно соленой воде на сильном огне, чтобы они не слипались, до состояния al dente — когда они остаются слегка твердыми и на вкус многих неитальянцев недоваренными.
Пиццей не принято делиться
Да и в целом у итальянцев не принято заказывать одно блюдо на несколько человек. Этому правилу следуют даже дети. Исключение составляют закуски и десерты.
Привычных названий пиццы нет в меню
Большинство названий пиццы, привычных для остального мира, итальянцам незнакомы. Например, здесь нет «мясной», «гавайской» пиццы или самой популярной — «пеперони». Есть вероятность, что, заказав пеперони, турист получит несколько обычных перчиков, ведь peperoni на итальянском — это множественное число от peper — перец. Чтобы отведать пиццу с колбасой, нужно попросить pizza al salamino, pizza diavola или pizza calabrese.
Овощи и фрукты принято чистить
В гостях не следует начинать трапезу до тех пор, пока кто-нибудь не скажет: «Buon appetito!»
Во время семейного обеда, а родственники в Италии собираются вместе каждое воскресенье, неприлично начинать есть, пока кто-нибудь не скажет: «Buon appetito!» (Приятного аппетита!). До этих слов не стоит даже наливать в стакан напиток. Также не принято вставать из-за стола, пока остальные еще не закончили обед.
Детей можно брать с собой всегда
Итальянцы обожают детей и считают, что брать их с собой уместно всегда и везде. Даже в ресторан, даже если время ближе к полуночи, потому что в Италии их не принято укладывать спать рано.
Если бы вы жили в Италии, какие правила вам было бы соблюдать сложнее всего, а какие, наоборот, вы готовы перенять с легкостью?