Чем известен алкуин история

АЛКУИН (лат. Alcuinus), Альбин (лат. Albinus)

Церковный и политический деятель, богослов, систематизатор знаний.

Родился в знатной англосаксонской семье в Нортумбрии. Учился в Йоркской соборной школе, руководимой сначала архиепископом Эгбертом, а затем Элбертом, во главе которой в 778 встал сам Алкуин. В 781 Алкуин отправился в Рим за паллием для епископа Йоркского Эанбальда. По пути на родину, в Парме, Алкуин встретился с Карлом Великим. Наслышанный об учености и добродетельности Алкуина, король пригласил его к себе на службу. В 782 Алкуин организовал «Придворную Академию» (Academia Palatina), ставшую центром образованности во Франкском государстве. Среди многочисленных учеников Алкуина были Адальгард Корбийский, Амаларий Мецский, Ангильберт Сен-Рикьерский, Рабан Мавр и Эйнхард. В академии изучали не только труды Отцов церкви, но и античных авторов. Подражая древним, Алкуин называл себя «Флакком» (по имени римского поэта Квинта Горация Флакка), а его ученик Ангильберт, написавший впоследствии несколько крупных сочинений, в том числе «Наставление о различении обязанностей», именовался «Гомером». В 796 Алкуина, отошедшего к этому времени от дел, назначили настоятелем аббатства Святого Мартина в Туре. Его усилиями школа при обители приобрела широкую известность, став одним из средоточий латинской культуры во Франкском королевстве; под влиянием и при непосредственном участии Алкуина в курии Карла Великого был подготовлен «Картулярий о занятиях науками» (De litteris colendis, 787) — важнейший для понимания культуры VIII в. документ, обосновывавший необходимость клирикам постигать науки, совершенствовать свои знания и обретать достойную служителей церкви мудрость и благочестие. В разносторонней деятельности Алкуина заметно стремление возродить изучение античных авторов: благодаря ученому каролингская интеллектуальная элита получила возможность ознакомиться с «Категориями» Аристотеля в позднейшей краткой обработке, известной как «Десять категорий» (Decem categoriae). Значителен вклад Алкуина в утверждение преподавания «свободных искусств»; в «Разговоре об истинной философии» он проводит мысль, согласно которой книжная мудрость (sapientia liberalium literarum) — подобие Божественной (sapientia Dei), покоящейся на семи дарах Святого Духа — так же как и высший прообраз обладает семью «столпами» или «ступенями», ведущими человека к постижению Истины. Этими необходимыми элементами восхождения являются грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрология. Без изучения «свободных искусств» невозможно, по мнению Алкуина, не только приумножение знаний, но и обретение добродетельности и безмятежности духа. Алкуина, как ярчайшего представителя «Каролингского возрождения», отличает большое внимание к самым разным областям знания. Мыслитель оставил труды по богословию («О вере в святую и нераздельную Троицу» (De fide sanctae et individuae Trinitatis) и др.), агиографии («О святых Йоркской церкви» (De sanctis Eboracensis Ecclesiae) и др.), астрономии и педагогике («О грамматике» и др.), «О диалектике» и др.). Алкуин — автор нескольких комментариев к книгам Ветхого и Нового Заветов, и исправлений, внесенных им в текст Вульгаты (801) — так называемой «Библии Алкуина». Перу Алкуина принадлежат 294 эпистолы и, возможно, несколько гимнов.

Сочинения:

Алкуин. Послание к королю. Послание к Коридону. Надпись на книге «Песнь песней» / Пер. Б. И. Ярхо;

Стих о кукушке / Пер. М. Л. Гаспарова;

Надпись на помещении для переписывания книг. К своей келье / Пер. С. С. Аверинцева;

Словопрение Весны с Зимой. Загадки / Пер. Б. И. Ярхо;

Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком / Пер. под ред. М. Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970. С. 258–268;

Алкуин. Разговор об истинной философии. Энхиридион, или О грамматике. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком. Письма к Карлу Великому. О святителях и святых церкви Йоркской // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994. Т. I. С. 302–314;

Alcuini. Opera omnia // PL. Paris, 1840. T. 100–101;

Alcuini (Albini). Carmina // MGH. Poet. Berlin, 1881. T. I. Pars 1. S. 160–351;

Alcuini sive Albini epistolae // MGH. Ep. Berlin, 1895. T. IV. S. 1–493, 614–616;

Monumenta Alcuniana // Bibliotheca rerum germanicarum. B., 1873. T. IV.

Источник

АЛКУИН

АЛКУИН (Alcwin) (ок. 730–804), англо-саксонский ученый, теолог, логик, педагог периода Каролингского возрождения. Известен также под именем Флакк Альбин. Родился в Нортумбрии, учился в архиепископской школе Йорка. Здесь же прошла большая часть его жизни: сначала – учитель в школе Эгберта Йоркского, а потом, с 778 – ее глава. В 781 Алкуин отправился в Рим по делам архиепископа. В дороге повстречал Карла Великого, который предложил ему возглавить придворную школу в Аахене.

Алкуин был замечательным педагогом, его роль в создании светского образования трудно переоценить. Написанные им учебники по грамматике, риторике, диалектике и арифметике использовали в школах до конца Средневековья. До сих пор известны некоторые из его логических головоломок, особенно головоломка о волке, козе и капусте: «Один человек должен был перевезти через реку волка, козу и кочан капусты. И не удалось ему найти другого судна, кроме как такого, которое могло выдержать только двоих из них. Задача, таким образом, заключалась в том, как всех перевезти на другой берег целыми и невредимыми. Скажите, кто способен: каким путем они могут перебраться на другой берег невредимыми» (перевод с лат. Е.И.Сухиной из трактата Задачи для оттачивания ума юношей).

Алкуин стал одним из идеологов церковной и образовательной реформ каролингского Ренессанса. В частности, он один из авторов программного циркуляра Карла Великого О необходимости занятий науками (De litteris colendis). Его трактат Об истинной философии (De vera philosophia) вернул средневековой школе античную систему преподавания учебных предметов («семь свободных искусств»), включавшую 2 цикла: тривиум («троепутье», низшая ступень познания) – грамматика, диалектика (логика), риторика и квадривиум («четверопутье», высшая ступень) – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

С трактата Алкуина О диалектике (De dialectica) начинается возрождение логики, основанной на трудах Аристотеля, стоиков и Порфирия. Диалектика у Алкуина имела сугубо конструктивно-языковый характер, это – формальная логика, «рациональная дисциплина изыскания, определения и изложения, обладающая также возможностью отличать истинное от ложного». Она тесно связана с риторикой и отличается от нее тем же, чем «сжатый кулак отличается от раскрытой ладони». Диалектика формулирует предмет речи и непротиворечивую аргументацию, риторика же учит конкретно применять эту аргументацию, т.е. излагать уже найденное.

В 796 Алкуин стал аббатом монастыря св. Мартина в Type. Он значительно расширил монастырскую библиотеку и внимательно следил за работой скриптория. Считается, что под его руководством разработан новый вид книжного письма, известного как каролингский минускул – самый совершенный из всех типов латинского средневекового письма, который впоследствии использовался в печатном деле и дожил до наших дней.

Алкуин ввел в практику каролингского ученого сообщества латинскую переработку Категорий Аристотеля, назвав ее Десять категорий (Decem categoriae) и ошибочно приписав ее перу Августина, Введение в категории Порфирия, Об истолковании Псевдо-Апулея, комментарии Боэция к трактату Аристотеля Об истолковании и др.

Труды Алкуина имели большое значение для формирования римской католической обрядности (в частности, литургии). После Алкуина осталось около 300 писем на латинском языке, дающих широкое представление о быте, нравах, образованности, занятиях, в том числе и научных, в каролингскую эпоху.

Умер 19 мая 804 в Туре.

Другие сочинения: Разговор об истинной философии; Энхиридион, или о грамматике; Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком; Письмо к Карлу Великому (796); О святителях и святых Церкви Йоркской.

Источник

Алкуин

Чем известен алкуин история

Чем известен алкуин история

Алкуин (Флакк Альбин) англ. Alcuin (лат. Flaccus Albinus) ; ок. 735—804) — учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения, учитель Ангильберта и Амалария.

Академическое прозвище Алкуина — Гораций Флакк, в честь римского Горация.

Содержание

Биография

Англосакс по происхождению, Алкуин получил образование в Йорке и достиг огромной для своего времени эрудиции.

По инициативе Алкуина в Туре была предпринята фундаментальная ревизия латинского перевода Библии бл. Иеронима (Вульгаты), так называемая Библия Алкуина (рукопись утрачена; в XX в. предпринимались попытки её восстановления и издания). Среди теологических сочинений Алкуина — «De fide sanctae et individuae Trinitatis», труд, который некоторые медиевисты считают основополагающим для средневековой теологии.

Позднейшие упоминания

В XVIII веке англичанин Джейкоб Айлив опубликовал собственную работу, подделку под перевод книги Йашар (Sefer haYashar), выдавая её за обнаруженный перевод древнееврейской книги, выполненный Алкуином.

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Алкуин» в других словарях:

АЛКУИН — (Alcuin) Флакк Альбин (род. ок. 735, Нортумберленд – ум. 19 мая 804, Тур) – учитель и друг Карла Великого; аббат церкви св. Мартина (с 769). В 801 основал школу, которая благодаря его стараниям стала центром науки. На базе учения о душе Августина … Философская энциклопедия

Алкуин — (Alchvine, ок. 730–804) ученый и поэт, важнейший из вдохновителей так наз. первого (каролингского) Возрождения. Родом англо сакс, А. получил образование в Иорке и достиг огромной для своего времени эрудиции. В 781 отправился с церковно… … Литературная энциклопедия

Алкуин — (Alcuin) (ок. 735 804), англ, ученый и теолог. Учился в кафедральной школе в Йорке и позже возглавил ее. С 782 г. по приглашению императора Карла Великого руководил т.н. Академией при его дворе в Аахене; в числе его учеников были многие… … Всемирная история

Алкуин — (лат. Alcuinus, древнеангл. Ealhwine) диакон, ученый и полит. деятель, вдохновитель Каролингского возрождения; род. ок. 730 в Нортумбрии (Англия), ум. 19.05.804, Тур (Франция). Жизнь и деятельность. А. происходил из знатной англосакской семьи,… … Католическая энциклопедия

АЛКУИН — [англосакс. Alchuine, лат. Alchuinus, Alcuinus, Albinus] (ок. 730 или 735, Нортумбрия, Сев. Англия 19.05.804, Тур, Франкское королевство), англосакс. ученый энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения, ближайший сподвижник… … Православная энциклопедия

АЛКУИН — (Alcum, Alkum, Alcumus), Флакк Альбин (Flaccus Albmus) (ok. 735 19.5.804), англосаксонский ученый и педагог раннего средневековья. Воспитанник, с 778 руководитель Йоркской школы. В 781 переехал с учениками в Зап. Европу. Ок. 790 глава Палатинской … Российская педагогическая энциклопедия

Алкуин — Флакк Альбин (Alcuin; Flaccus Albinus) (около 735 19.5.804), англосаксонский учёный, деятель «Каролингского возрождения» (См. Каролингское возрождение), ближайший советник Карла Великого. А. автор популярных в 9 11 вв. богословских… … Большая советская энциклопедия

Алкуин — (Alcuinus) замечательнейший ученый VIII стол. в смысле ума, знаний и влияния на научное образование своего времени. Он был другом, учителем и советником Карла Великого, происходил из знатного англосаксонского рода; род. около 735 г. Будучи еще… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Алкуин Ф. — (Alcuin), Флакк Альбин (Flaccus Albins) (ок. 735, Йорк 19 V 804, Тур) англо саксонский учёный, муз. теоретик в области церк. музыки, деятель эпохи Каролингского возрождения. Философ, теолог, лингвист; автор трактатов и учебников по… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Алкуин

Алкуин (в латинской форме Flaccus Аlbinus), род. в Иорке ок. 735 г.; ум. в Туре, 19 мая, 804 г.; получил монашеское воспитание в знаменитой школе Йорка, бывшей представительницей ирландской учености на англо-саксонской почве, и в 766 г. сам сделался начальником школы. В 782 г., возвращаясь домой из путешествия в Рим, он встретился в Павии с Карлом Великим, и был приглашен им принять на себя заведывание его дворцовой школой, в которой воспитывались сыновья высшей франкской знати. Он принял это приглашение, и получил себе в заведывание аббатства Вифлеемское в Феррьере, и св. Лупа в Тройе, к которым, в 796 г., было прибавлено аббатство св. Мартина в Туре. Живя, таким образом, при дворе, преподавая самому королю и заведуя школами всего государства, Алкуин сделался одним из самых выдающихся членов того кружка великих людей, которые, имея своим центром самого Карла Великого, стояли во главе всего умственного движения того времени. Карл Великий неоднократно пользовался им как дипломатом, особенно в переговорах с Англией; но по действительному своему положению он был духовным советником короля, и в этой области влияние его было огромное (см. статьи Libri Carolini и Адоиционизм). К концу своей жизни он передал управление нескольких подвластных ему монастырей своим ученикам и сам удалился в монастырское уединение.

Идеалом всей жизни Алкуина было основание такого христианского государства, в котором бы все было проникнуто религиозным духом, и управлялось законами церкви; и он с восторгом и благоговением взирал на осуществление этого идеала, которое, по-видимому, обещали энергия и успех Карла Великого. Богословие, конечно, он считал главным элементом воспитания. Его собственное богословие всецело отличалось положительным характером и, не имея никакой оригинальности, основывалось на отцах и учителях церкви. Он писал как по догматике, – „О Св. Троице“, „Об исхождении Св. Духа“ и проч., так и по экзегетике. В его экзегетических сочинениях преобладает мистико-аллегорический метод. Классическою ученостью, однако, по его мнению, не следовало пренебрегать из-за богословия. Классические и церковные предания тесно связаны между собой; и, соединяя их, христианская церковь становится истинной хранительницей цивилизации. Христианское государство, основанное Карлом Великим, должно сделаться новыми Афинами высшего свойства, – Афинами, в которых Христос есть начальник академии, а семь искусств служат введением к седмиричной полноте Св. Духа. В классической области, однако, сам Алкуин был только компилятором. Он писал по грамматике, риторике и диалектике. Это был плодовитый поэт, но наибольшую славу в литературной области он приобрел своими письмами. По повелению Карла Великого он пересмотрел латинскую Библию в 802 г., – и это одна из его важнейших услуг, так как он привел слово Божие в состояние сравнительной чистоты. См. под сл. „Библейские переводы“.

Источниками жизни Алкуина служат его поэма De Pontifиcibus, его письма и „Жизнь», написанная анонимным автором, но основанная на сообщениях Сигульфа, ученика и сотоварища Алкуина. Лучшее издание его сочинений сделано Фробеном, в Ратисбоне, 1777, в 2 томах. См. также Минь, Патрология, томы 100 и 101. Письма и исторические поэмы были изданы в Monumenta Аlcuin., Дюммлером и Ватфнбахом, Берлин, 1873. См. К. Оerner: Аlcuin und sein jahrhundert, Раderborn, 2 изд. 1881, также в сочинении В. X. Преображенского: Вост. и Зап. школы при Карле Великом». (СПБ. 1881 г.).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Чем известен Алкуин?

Наставник и духовный отец Карла Великого вроде
Точняк. Он еще Историю франков написал
АЛКУИН (Alcwin) (ок. 730-804), англо-саксонский ученый, теолог, логик, педагог периода Каролингского возрождения. Известен также под именем Флакк Альбин. Родился в Нортумбрии, учился в архиепископской школе Йорка. Здесь же прошла большая часть его жизни: сначала — учитель в школе Эгберта Йоркского, а потом, с 778 — ее глава. В 781 Алкуин отправился в Рим по делам архиепископа. В дороге повстречал Карла Великого, который предложил ему возглавить придворную школу в Аахене.

Алкуин
Перевезенцев С. В. Версия для печати
Аннотация редактора
Загрузка/просмотр материалов

В VI—XI вв. христианство распространяется по территории всей Европы, становясь официальной, государственной религией практически во всех тогда существовавших европейских странах. Нередко обращение в новую веру каких-то племен предшествовало их присоединению к тому или иному европейскому государству. Столь же частыми были факты насильственной христианизации, связанные с захватами племенных территорий, не входящих еще ни в одно государство. Так, насильственной христианизации подвергались племена прибалтийских славян, долгое время сопротивлявшиеся экспансии соседних с ними германских государств.

В это время наиболее могущественными и влиятельными церковными организациями в Европе становятся Восточная и Западная Церкви. Обе они с одинаковым упорством вели борьбу с языческими религиями различных племен. В этом смысле можно сказать, что христианские Церкви стремились к уничтожению языческих культов и во многом им это удалось — богатейший мир языческой культуры и мифологии был в итоге вытеснен мифологией и культурой христианской. Однако само язычество было настолько укоренено в сознании людей, что долгое время христианство сосуществовало с язычеством, постепенно приспосабливая его к своим требованиям, а отдельные проявления языческих верований и обрядов сохранились у многих европейских народов до сих пор. Также настойчиво искоренялись и еретические христианские учения, получившие распространение в Европе, например, арианство.

Но постепенно все более усиливались разногласия и между Восточной и Западной Церквами. С одной стороны, это было связано с их борьбой за политическое преобладание в европейских государствах. С другой стороны, — с особенностями самосознания тех народов, которые попадали в сферу влияния Константинополя и Рима. Например, восточным и южным славянским племенам ближе оказалось христианство в том виде, как его понимали на Востоке и у них оно утвердилось в виде православия. А германским племенам — западное христианство, которое и поныне существует в его римско-католической версии.

И само христианство, будучи по сути вненациональной религией, оказалось в итоге приспособленным к различным национальным особенностям тех или иных народов, что в значительной степени повлияло на окончательный раскол между христианскими Церквами, произошедший в 1054 г.

В течении VI—XI вв. на Востоке и Западе формируется разная христианская догматика. Римско-католическая Церковь вообще признает принцип догматического развития, согласно которому Церковные Соборы имеют право принимать новые догматы. Православная Церковь не принимает этого учения.

С этим же связан и тот факт, что в течении нескольких столетий церковные службы в католических церквях велись на латинском языке, Библия разрешалась к публикации и распространению тоже только в латинском переводе, независимо от того, знает латинский язык местное население той или иной страны или нет. Счит

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *