Чем кормят в самолете
Бортовое питание и напитки в самолете во время COVID-19: всё, что нужно знать, и всё, что можно взять
Когда пандемия только началась, было много разговоров о том, как изменятся перелеты и бортовое питание после COVID-19. Тогда многие утверждали, что маски на борту будут обязательны со взлета до посадки, некоторые авиакомпании уберут из салонов средние кресла, а вопрос «можно ли брать еду в самолет?» отпадет сам собой, потому что предлагать меню в полете перестанут и сухпаек из дома будет единственным вариантом перекуса. Сейчас, когда авиасообщение по всему миру снова набирает скорость, мы можем видеть реальные изменения в полевых (а точнее, воздушных) условиях.
Новые правила и протоколы безопасности дали путешественникам много важной информации, которую нужно принять во внимание. Мы собрали самые главные обновления о том, как теперь вести себя в аэропорту и на рейсе.
Авиационная индустрия все еще экспериментирует с разными способами обеспечить соблюдение социальной дистанции между пассажирами, сотрудниками аэропорта и членами экипажа авиакомпаний. Поэтому можно ожидать, что правила будут меняться по мере того, как становится понятно, что работает, а что нет. Чтобы наверняка узнать актуальные требования, всегда сверяйтесь с официальными сайтами аэропортов и авиакомпаний.
О том, чем отличается бортпитание на обычных рейсах и у лоукостеров, какое меню в экономе и бизнес-классе, нальют ли в самолете воду бесплатно, как заказать специальное питание на борту, а также где и как готовят самолетную еду, читайте в нашей статье «Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании».
Бортовое питание после COVID-19: ответы на частые вопросы
Разумеется, перелеты в посткоронавирусную эпоху здорово отличаются от того, к чему мы привыкли. Многие авиакомпании по-прежнему предлагают бортовое питание после COVID-19, но есть и те, кто совсем отказался от обслуживания на борту, чтобы снизить количество контактов между пассажирами и экипажем.
В любом случае бортовое питание после COVID-19 наверняка будет не таким, каким вы его помните по путешествиям до пандемии. Даже если ваша авиакомпания продолжает предлагать еду и напитки во время рейса, на меню и сервис влияют такие факторы, как время перелета, на борту какого именно перевозчика вы летите и в какой класс обслуживания вы купили авиабилет.
В экономклассе (и в поездах) сейчас обычное дело — предлагать пассажирам снэки в индивидуальной упаковке и ограниченный набор напитков в баночках. Тем, кто летит первым классом, вместо нескольких смен блюд все чаще выдают один предварительно упакованный поднос с едой и напитками или, в некоторых случаях, запечатанную коробку.
Напитки больше не разливают из одной тары — эту практику заменили на отдельные бутылочки и баночки для каждого пассажира. То же самое касается и алкоголя, включая виски, вино и пиво. Некоторые авиакомпании вообще перестали предлагать алкоголь на борту.
«Аэрофлот»
Еда и напитки на борту «Аэрофлота» во время пандемии предлагаются либо в герметичной индивидуальной упаковке, либо после термической обработки во время рейса.
Изменились и правила насчет того, можно ли брать еду в самолет на рейсах «Аэрофлота». Собственные продукты и напитки пассажиров, включая детское питание, можно проносить на борт только в невскрытой герметичной упаковке.
United Airlines
На рейсах короче 2 часов 20 минут пассажиры экономкласса United Airlines могут получить только напитки по заказу, а снэки на борту не предлагают. Если рейс дольше 2 часов 20 минут, пассажирам выдают герметично упакованные закуски, бутылку воды и дезинфицирующие салфетки.
Пассажиры первого класса на рейсах короче 1 часа должны заказывать напитки заранее. Если перелет подольше — им раздают снэки в индивидуальной упаковке с водой и антисептическими салфетками.
Пассажиры экономкласса на дальнемагистральных рейсах могут рассчитывать на легкую закуску антре, снэк и упакованный десерт, запечатанный обед в середине перелета и перекус незадолго до посадки. Обладатели билетов по тарифам Polaris и Premium Plus получают питание на время перелета на одном запечатанном подносе, а не в несколько подходов.
Lufthansa
Авиакомпания Lufthansa заявила, что меняет свое бортовое питание после COVID-19 как минимум до 31 августа 2020 года. Обслуживание в экономклассе зависит от длительности перелета:
• на рейсах короче 50 минут: без напитков;
• на рейсах дольше 50 минут: дают бутылку воды на пассажира;
• на рейсах дольше 150 минут: предлагают снэк и обычный выбор напитков;
• на рейсах дольше 180 минут: пассажиров угощают дополнительным вегетарианским сэндвичем (предзаказ спецпитания по-прежнему доступен).
В бизнес-классе пассажирам предлагают обычное бортовое питание. Заранее заказать специальный набор еды и напитков тоже можно.
Qatar Airways
Широкий выбор напитков по-прежнему доступен на всех рейсах Qatar. Бортовое питание после COVID-19 зависит от длины рейса:
• короче 2 часов: снэк;
• дольше 2 часов: главное блюдо;
• дольше 7 часов: главное блюдо и снэк;
• дольше 12 часов: два главных блюда и снэк.
Предзаказ бортового питания для пассажиров первого и бизнес-классов временно закрыт. Общественные зоны и лаунжи в салоне самолета — тоже. Еда и напитки на борту для таких пассажиров доступны по особым правилам:
• предоставляют приветственные напитки и освежающие салфетки;
• раздают одноразовые карточки с меню;
• обеды по заказу сервируют на индивидуальных подносах;
• предлагают полноценный выбор еды и напитков.
Причина, по которой авиакомпании отменяют бортовое питание после COVID-19 или изменяют подход к нему, — желание обеспечить безопасное расстояние между пассажирами и членами экипажа. Как и до пандемии, большинство перевозчиков позволяют приносить свою еду в салон самолета, если она отвечает правилам безопасности аэропорта и прошла соответствующий контроль. Еда должна помещаться в вашу ручную кладь.
Путешественникам разрешено проносить еду через контроль безопасности в аэропорту. При этом нужно обязательно вынуть все продукты и снэки из ручной клади при досмотре и выложить их на ленту отдельно — точно так же, как вы выкладываете жидкости.
Вот примеры твердых продуктов питания, которые разрешено брать с собой в самолет:
• детское питание;
• хлеб;
• торт;
• конфеты;
• каша;
• твердый сыр;
• шоколад;
• приготовленные мясо, морепродукты и овощи без подливы, соусов и других жидкостей;
• печенье;
• крекеры;
• сухофрукты;
• орехи;
• пироги;
• пицца;
• сэндвичи;
• снэки.
А вот еда и напитки на борту, которые на досмотре в аэропорту считаются жидкостями и должны быть упакованы в тару не больше 100 мл:
• мягкий сыр;
• горячий шоколад или шоколадный крем;
• спреды, пасты и намазки;
• подливка;
• мед и кленовый сироп;
• хумус;
• мороженое;
• варенье, джем и мармелад;
• масло и уксус;
• арахисовое масло;
• аджика, сальса и другие соусы;
• йогурт.
Многие фрукты и овощи запрещены к провозу на самолете из-за риска распространения инвазивных вредителей растений.
Не забывайте, что окончательное решение о том, можно или нельзя провозить определенные продукты питания в ручной клади, всегда остается за офицером контроля безопасности.
В некоторых аэропортах по всему миру ввели новое правило: теперь на борт там можно взять только один предмет ручной клади. Это сделано, чтобы сократить время ожидания, избежать очередей и ускорить посадку и высадку пассажиров. Такое правило, например, действует на рейсах «Победы» и других авиакомпаний в Турцию. Обязательно проверяйте актуальные требования к ручной клади на сайтах аэропорта и своего перевозчика.
В разных аэропортах по-разному, но в целом на воздушных вокзалах разных стран сейчас работает куда меньше кафе и магазинов, чем до пандемии. Одни рестораны и торговые точки в аэропортах стоят закрытыми, другие сократили рабочие часы или предлагают только еду, напитки и другие товары навынос. Надежнее всего заглянуть на сайт своего аэропорта накануне вылета, чтобы, если что, захватить с собой перекус из дома.
Жидкости в емкостях до 100 мл каждая, включая алкоголь, по-прежнему разрешены к провозу в самолете. Все емкости должны умещаться в один прозрачный пакет на зип-застежке размером до 20×20 см. При этом обычно в салоне самолета запрещено распивать личный алкоголь, если обратное не предусмотрено правилами авиакомпании. Брать на борт безалкогольные напитки, которые вы приобрели в терминалах аэропорта, как правило, можно.
Носить маску, которая полностью закрывает лицо и рот, обязательно во время всего перелета. Однако, само собой, авиакомпании понимают, что есть и пить в маске невозможно. Поэтому на время приема пищи или пока утоляете жажду, маску на борту самолета можно снимать. Сразу после этого ее нужно как можно скорее надеть обратно.
Среди авиакомпаний, которые требуют носить маски в течение всего рейса, — «Аэрофлот», «Победа», S7, Utair, «Уральские авиалинии», Lufthansa, Virgin Atlantic, United, Southwest, Delta, Cathay Pacific, Air Canada, TAP Air Portugal и многие другие.
Qatar Airways — единственная на данный момент авиакомпания, которая просит пассажиров экономкласса надевать еще и защитные экраны для лица поверх масок (перевозчик выдает все это бесплатно). Пока едите и пьете, эти защитные экраны тоже можно снимать. Пассажиры бизнес-класса могут носить или не носить защитные экраны по своему усмотрению.
Как меняются путешествия из-за коронавируса
Как видите, с момента начала пандемии многое поменялось. Последние месяцы мы в прямом эфире наблюдали за тем, как авиакомпании приноравливаются к беспрецедентным условиям и оперативно вводят все новые меры безопасности — даже бортовое питание после COVID-19 стало другим. По мере того как эпидобстановка в мире меняется, перевозчики продолжат менять правила перелетов так, чтобы пассажиры чувствовали себя максимально защищенно.
Пробегитесь по чек-листу для путешествий в 2020 году, чтобы быть в курсе основных правил аэропортов и авиакомпаний в период пандемии: соблюдение двухметровой дистанции, ношение масок, регулярное мытье рук — это еще не все новые нормы. Следите за рекомендациями местных властей, консультируйтесь с врачом, если неважно себя почувствуете перед поездкой, в пути или после путешествия, и главное — берегите себя.
Узнайте, куда можно поехать!
Уже не терпится отправиться в новое приключение? Выберите следующее направление на нашей интерактивной посткоронавирусной карте мира. А чтобы не пропустить момент, когда откроется определенная страна, подписывайтесь на рассылку: мы пришлем письмо и сразу подберем выгодные авиабилеты.
Хотите узнать больше интересного?
С каждым днем мир просыпается от коронавирусной спячки и постепенно распахивает двери. Читайте, как безопасно путешествовать в новых условиях:
Мы каждый день отслеживаем новости про коронавирус и путешествия: сохраняйте страницу в закладки, чтобы быть в курсе карантинных мер и открытия границ.
Skyscanner — самый большой в мире поисковик путешествий, помогающий экономить на авиабилетах, отелях и прокате машин.
Питание в самолете: что нужно знать
Путешествующих на рейсах длительностью более 2 часов интересует, кормят ли в самолете. Кто из пассажиров двух- или трехклассного воздушного судна может получить питание? А как обстоит дело в самолетах экономкласса? Особенно важно это знать, если полет длится более 2 часов.
Условия питания
Они зависят от нескольких условий:
Авиаперевозчики постоянно конкурируют в области сервиса на борту. Они предлагают пассажирам не только более комфортные условия для перелета, но и питание в самолете. У некоторых перевозчиков эта услуга платная. Ее необходимо оплатить при покупке авиабилета или непосредственно на борту. У других — она входит в стоимость перевозки. В любом случае пассажиру предложат прохладительные напитки и легкие закуски.
Совет! Перед покупкой билета необходимо ознакомиться с правилами питания и его предоставления на определенном рейсе.
Согласно тарифам обслуживания, еду в самолете подают бесплатно пассажирам первого и бизнес-класса. Им предлагают блюда, которые приготовлены на уровне ресторанной кухни.
При полете в экономклассе пассажирам предоставляют стандартное питание без всяких излишеств. Аналогичная ситуация и при полетах на лоукостерах. В некоторых случаях на них не подают еду.
К сожалению, не все могут употреблять стандартную пищу. Например, у человека запрет по религиозным убеждениям. Или он должен соблюдать диету. В этом случае необходимо заранее подать заявку на создание индивидуального меню на борту воздушного судна. Как правило, такая услуга платная. Но бывают и исключения, когда пассажир летит в классе повышенной комфортности.
Еду на борту подают в том случае, если полет длится более 3-х часов. В этом случае пассажир получает горячее питание. При двухчасовом полете можно перекусить холодными закусками.
Что подают при коротком и при длительном перелете
Чем кормят пассажиров в самолете, зависит от продолжительности полета. На рейсах, длительностью не более 3-х часов, подают на выбор такое меню:
Бюджетные авиакомпании в этом случае предлагают пассажиру отведать свежие фрукты, молочную продукцию или перекусить сухим завтраком.
Совет! О питании на борту нужно узнать заранее. Сделать это можно на сайте авиаперевозчика.
Согласно правилам, пассажирам, которые летят 3-6 часов, предложат горячую пищу. Они могут выбрать следующее:
На некоторых рейсах это меню немного сокращено. Пассажир может отведать только морепродукты и салаты. На десерт подают выпечку, конфеты и пирожные.
Примечание! Бюджетные авиалинии иногда не соблюдают установленных правил. Они не кормят бесплатно пассажиров, поскольку стоимость билета на рейс довольно низкая. Клиент может на борту приобрести все необходимое для перекуса.
На рейсах продолжительностью от 6 часов пассажирам предложат обед и ужин. Они состоят из следующего:
В ночные рейсы также предусмотрена подача питания. Кроме холодных закусок, пассажир может отведать горячие блюда с салатом. Для перекуса на борту имеются бутерброды, молочная продукция, выпечка, мюсли и прочее.
На бюджетных рейсах питание в ночное время ограничивается подачей скромных порций и холодных закусок. А выдача пищи осуществляется только один раз за рейс (dinner).
Интересно! Это не означает, что пассажир бюджетной авиалинии останется голодным. На борту ему предложат выбрать из меню блюда, но только за определенную плату.
Поэтому многие путешественники запасаются едой дома. На борт они проносят контейнеры с холодными закусками и сладости.
Еда в эконом-классе
Если полет длится менее 2-х часов, пассажир может перекусить легкими закусками. Ему предложат на выбор бутерброды, сэндвичи, кексы. Из напитков: чай, кофе, вода, сок.
Горячее питание предоставляется в том случае, если полет длится более 2-х часов. Питание может быть двух- и трехразовым. Это зависит от длительности полета.
Состав основного меню:
Могут предложить мясную нарезку. В нее входит колбаса, куриный рулет и ветчина. Также предлагается рыбная нарезка. Обязательно предоставят несколько кусочков хлеба или свежую булочку. К ним подадут сливочное масло и джем.
Как правило, авиакомпании ограничивают возможность употребления спиртных напитков в экономклассе. Пассажир их может приобрести на борту.
Если клиент нуждается в особом питании, ему необходимо предупредить об этом авиакомпанию. За определенную плату ему на борт доставят все необходимое. Если нет возможности оплатить такую услугу, нужно запастись продуктами из дома. При этом надо соблюдать правила перевозки продуктов в салоне самолета. С ними можно ознакомиться на сайте авиаперевозчика.
Обозначения типов предоставления питания на борту в билете
Пассажир может заранее ознакомиться с информацией о предоставляемом меню в самолете. Она указана на авиабилете.
Обозначение | Меню |
В или изображение чашки | Завтрак |
L, D или изображение скрещенных вилки и ножа | Горячий обед и ужин |
S, булочка, вилка с ножом | Холодные закуски |
Х | Многоразовое питание |
Питание ограничено — это означает, что пассажиру во время полета предложат выпечку и чашку горячего чая.
Кормят ли лоукостеры?
Питание пассажирам не всегда предложат. Обусловлено это низкой стоимостью на авиабилеты. Пассажир может приобрести обед, завтрак или ужин непосредственно на борту.
На некоторых рейсах клиентам предложат чашку чая, свежую выпечку. Эта услуга может быть платной и бесплатной. Поэтому, при полете на лоукостерах лучше приготовить еду в самолет самостоятельно.
Спецпитание: кошерное, халяль, веган, без глютена в разных авиакомпаниях России и мира
Особое питание на борту воздушного судна заказывают предварительно. Сделать это могут пассажиры первого, бизнес- и экономкласса. Для этого нужно позвонить сотруднику авиакомпании, высказать свои пожелания.
Важно! Заказ на спецпитание производят не позднее 24 часов до вылета самолета. В некоторых авиакомпаниях этот временной промежуток сокращен до 48 часов.
Выбрать можно из таких видов меню:
Стоит отметить, порции особого питания немного больше, чем стандартные. Они могут быть бесплатными (если авиабилет стоит дорого), платными (при полетах в эконом- и туристическом классе), с частичной оплатой (это оговорено в условиях покупки билета).
Варианты диетического питания:
Каждому виду питания присвоен определенный код. Сообщив его сотруднику авиакомпании, пассажир на борту получит то, что заказал.
Выбор религиозного питания:
Меню надо заказать за сутки до вылета.
Виды вегетарианского питания:
Выбор продукции зависит от длительности полета.
Для детей на борту также предоставляют отдельное меню. Можно выбрать питание для грудничков и детей от двух до двенадцати лет. В приготовлении продуктов не используют острых специй. Блюда оформляют интересно. Некоторые авиаперевозчики маленьким пассажирам дарят игрушку. Для грудничков предоставляют смеси быстрого приготовления.
Совет! Питание для грудного ребенка лучше взять из дома. Особенно, если он аллергик. На борту не такой большой выбор этой продукции.
Если возраст ребенка превышает 13 лет, ему предлагают блюда из стандартного меню.
Когда лучше заказать спецпитание? Сделать это нужно как можно раньше. Например, «Аэрофлот» принимает заказы на особое питание не позднее 36 часов до вылета. У «Уральских авиалиний» сделать это можно за сутки до полета. Аналогичные требования у компании «ТрансАэро».
Авиаперевозчик «Air France» предлагает сделать заказ на спецпитание за 48 часов до полета, «Lufthansa» — за сутки. Пассажир может заказать особое меню за 72 часа до вылета у компании «Qatar Airways», у «Cathay Pacific Airways» — за 24 часа. Пассажиров, которые заказали особое питание, обслуживают в первую очередь.
Внутренняя кухня и рейтинг авиаперевозчиков
Пищу для самолетов готовят в специальных производственных цехах. Ее сортируют, маркируют. Согласно ГОСТам и ТУ она хранится на временном складе. После этого ее упаковывают в контейнеры и доставляют на борт. При заказе стюардесса разогревает ее и подает клиенту.
На первом месте по сервису и популярности среди пассажиров находится компания «Аэрофлот». Питание делится на две группы:
Бортовое меню изменяют каждый месяц. В него включено детское, вегетарианское и диетическое питание. Выбрать его можно при оформлении авиадокумента.
Второе место по праву принадлежит компании «Emirates». Она предлагает пассажирам разнообразное меню для эконом- и бизнес-класса. При его разработке учтены традиции стран прилета. То есть, пассажир может уже в самолете попробовать традиционную кухню государства, в которое летит.
В бизнес-классе выбор до 5 блюд. Также есть возможность насладиться чашкой дорого чая или кофе. Пассажирам предлагают на выбор несколько марочных вин.
«Turkish Airlines» — компания, которая признана лучшей по питанию на борту в 2013 году. На некоторых рейсах в состав летного экипажа входит шеф-повар. Предоставляется разнообразное меню не только для пассажиров бизнес-класса, но и для экономического.
Наиболее скромный выбор блюд у авиакомпании «Ютэйр». Они предлагают пассажирам мясную закуску, овощи, рыбу или курицу, десерт. Из напитков: чай, кофе и вода.
Пассажир должен заранее ознакомиться с информацией о питании на борту самолете, на который приобретает билет.
Скидки и полезные ссылки для путешественников
Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании
На каких условиях предоставляют бортовое питание
Бортовое питание может быть организовано тремя способами:
Меню иногда можно узнать заранее. «Аэрофлот» приводит примеры бортового питания для перелетов разной дальности, а Emirates показывает меню для конкретного рейса.
Перелет без бортпитания — это законно?
Да, не кормить пассажиров на борту законно. Авиакомпания не обязана предоставлять еду даже при долгом перелете.
В России это прописано в статье 98 Федеральных авиационных правил:
«Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».
В других странах — свои законы, но принцип тот же: авиакомпания сама решает, включать ли бортовое питание в стоимость билетов и в каком объеме.
Как узнать, будут ли кормить в самолете
Перед бронированием авиабилета прочитайте раздел о бортовом питании на сайте перевозчика. Там должно быть указано, в каком объеме предоставляется питание в разных классах обслуживания. Если не нашли, позвоните в кол-центр авиакомпании или напишите в службу поддержки.
Если еда включена в цену билета, то когда и сколько раз будут кормить
Как правило, если перелет длится меньше 1 часа, еда не положена вовсе, но могут предложить напитки.
На рейсах до 3 часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич, бывают йогурты, шоколадки и орешки.
На рейсах дольше 3–4 часов полагается горячее питание, в зависимости от времени вылета это может быть завтрак, обед или ужин.
Если перелет длится 6–8 часов, к основному приему пищи добавляется один перекус.
Если лететь дольше 8 часов, горячей едой кормят два раза.
Это в теории. Детали в разных авиакомпаниях отличаются, как небо от земли. На двухчасовом перелете одного перевозчика пассажирам экономкласса приносят кексик и стакан воды, на другом — сэндвич с теплым хлебом и красной рыбой, сок и неплохой кофе.
Сколько раз будут кормить на конкретном рейсе, большие ли порции, положена ли горячая еда или только закуска, предложат ли пиво или вино — зависит от авиакомпании.
Какое бортпитание в экономклассе в России
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 1 до 2,5 ч — снэк
На рейсах от от 2,5 до 4 ч — сэндвич
На рейсах от 4 ч — горячее питание
На рейсах от 2–3 до 4 ч — холодная закуска
На рейсы больше 4 ч — горячее питание
На рейсах «Уральских авиалиний» любой длительности из Жуковского в Прагу, Рим, Симферополь, Прагу, Париж и Ниццу не предоставляется ни холодного, ни горячего питания. Узнать, какое питание на вашем рейсе, можно на сайте авиакомпании.
Можно ли просить добавку бортового питания и напитков
Да, добавку в самолете попросить можно.
На вопрос «Вам сок или воду?» смело отвечайте «И то, и другое». В классических авиакомпаниях без проблем нальют не один, а несколько стаканчиков напитков. Бывает, что стюарды отказывают, но это скорее исключение.
Если остались голодны, вежливо попросите второй комплект еды. Когда другие пассажиры закончат обедать и бортпроводники убедятся, что осталась свободная порция, скорее всего, вам ее принесут.
Лишние наборы бортового питания есть на большинстве рейсов, и если они никому не пригодились, их выкидывают.
Дают ли бесплатно воду на борту
В России — да. Если вы попросите у бортпроводника воды, он обязан налить ее бесплатно. В «Победе» грозились брать по 5 рублей за одноразовые стаканчики (при этом сама вода оставалась бы бесплатной), но от идеи отказались.
В Европе и Америке нет законов, обязывающих бесплатно предоставлять воду в полете. Большинство авиакомпаний по всему миру вам в такой просьбе не откажут, особенно если дадите свою бутылку. Но если на просьбу принести стакан воды вам предлагают купить бутилированную воду, не возмущайтесь: это законно.
В зоне вылета некоторых аэропортов есть фонтанчики с питьевой водой, которую можно набрать в свою пустую бутылку и легально взять в салон. Только проверьте, проходит ли лишняя бутылка воды по требованиям к ручной клади.
Какое бортовое питание у лоукостеров
Лоукостеры экономят на всем, чтобы держать цены авиабилетов на низком уровне. Бортпитание у них не включено в стоимость билета и не предоставляется бесплатно на рейсах.
Еду на борту лоукостеров предлагают за доплату. Заказать можно заранее на сайте авиакомпании (это дешевле) или во время полета у бортпроводников (дороже и меньше выбор горячих блюд). Бывает, что доступен только выбор на борту. Изредка авиакомпания не предоставляет питание даже за дополнительные деньги — так, например, заведено у «Победы».
Примеры цен на платную еду у авиакомпаний-лоукостеров при заказе на борту:
Чем отличается бортовое питание в экономе от условий в бизнес-классе
Бортпитание для пассажиров в эконом- и бизнес-классе различается по меню и подаче, примерно как в столовой и ресторане.
Меню в бизнес-классе всегда аппетитнее и богаче. Если пассажирам предлагают алкоголь, то в бизнес-классе он более высокой ценовой категории (как вариант в экономе его может вообще не быть). Блюда подают в фарфоровой и стеклянной посуде, приборы — металлические.
Еда в экономклассе скромнее, чем в бизнесе, в пластиковой посуде и с одноразовыми пластмассовыми вилками и ложками.
Что такое специальное питание на борту и как его получить
Спецпитание — это бортовое питание для людей, которые не могут или не хотят есть стандартную самолетную еду.
Заказать спецпитание у большинства классических авиакомпаний можно бесплатно. Если сделаете заказ, на борту другим пассажирам предложат обычный выбор «курица или рыба», а вам принесут спецпитание.
Бывает, что спецпитание заказывается за дополнительную плату, например, у S7. У лоукостеров вся еда платная, при этом бывает выбор блюд, который подходит для людей с разными медицинскими или диетическими потребностями.
Зачем заказывать спецпитание
Если вы вегетарианец, веган, болеете диабетом, поститесь или исповедуете джайнизм, то обычные самолетные блюда вам не подойдут. Вместо них выберите спецпитание, которое подходит вам по состоянию здоровья, религиозным убеждениям или соображениям диеты. Cправки для заказа спецпитания не нужны.
Спецпитание может заказать любой человек ради разнообразия и любопытства. Как правило, оно богаче и вкуснее стандартного набора и приносят его раньше, чем обычную еду другим пассажирам.
Если летите вдвоем или втроем, можно выбрать три разных спецпитания и перераспределить блюда между собой так, чтобы все остались довольны.
Отдельное питание есть для младенцев и детей старше двух лет. В некоторых авиакомпаниях оно присваивается автоматически. Если хотите заказать ребенку другое питание, свяжитесь с авиакомпанией или поменяйте сами в личном кабинете.
Как заказать спецпитание для перелета
Удобнее всего выбрать спецпитание одновременно с бронированием билета. Если вспомнили позже, зайдите на сайт авиакомпании и добавьте спецпитание в личном кабинете.
Если заказали билет через посредника, найдите билет по коду бронирования на сайте авиакомпании или обратитесь в кол-центр. Главное — успеть заказать не позднее чем за 48–24 часов до вылета рейса (зависит от авиакомпании), иначе еду не успеют подготовить к вылету.
Какое бывает спецпитание на борту
Одни перевозчики предлагают два–три варианта спецпитания, другие — все двадцать. Вот примеры популярных наборов спецпитания с кодами ИАТА:
Иногда перевозчики предлагают собственные, ни на что не похожие наборы спецпитания. При вылете «Аэрофлотом» из Шереметьево можно заказать питание «Русское» и полакомиться блюдами национальной кухни.
Примеры спецпитания в «Аэрофлоте»
Кошерное питание
Веганское питание
Фруктовая тарелка
Детское питание
Можно ли брать в самолет свою еду
Чаще всего брать свою еду на рейс разрешается.
Еда в ручной клади должна соответствовать правилам авиационной безопасности: твердое — можно, жидкое и гелеобразное — нельзя. Подходят яблоки, орехи, батончики мюсли, бутерброды с твердым сыром. Не подходит йогурт, кефир, мягкий сыр, джем. Подробнее о требованиях к еде в ручной клади. Ryanair из соображений безопасности запрещает садиться в самолет с горячими напитками.
Бывает, что на сайте авиакомпании прямо написано: свою еду на борту есть нельзя. Такие правила у AirAsia, Scoot и Tigerair. Это означает, что вы имеете право пронести бутерброд в ручной клади, но съесть его можно только после перелета. На практике бортпроводники обычно закрывают глаза на проголодавшегося пассажира, который закусывает своим яблоком, крекерами или булочкой. При этом курицу-гриль могут попросить убрать в ручную кладь до конца полета.
Где и как как готовят бортовое питание
Блюда для самолетов готовят на земле — в аэропортовых цехах бортового питания. У каждой авиакомпании утверждено свое меню, в котором прописана каждая деталь от веса вареных спагетти до количества долек яблока.
Крупные производства бортпитания сами делают всю еду от котлет до круассанов. Готовую пищу быстро охлаждают или замораживают так, чтобы она не пострадала при разогреве в самолете.
Охлажденные обеды и ужины кладут в касалетки, небольшие коробочки из алюминиевой фольги, и маркируют наклейками. Круглые наклейки обозначают тип блюда: красный — мясо, желтый — курица, белый — омлет, коричневый — свинина, голубой — рыба; прямоугольные наклейки — дни недели.
Еду, столовые приборы, салфетки и наборы из соли, сахара и перца распределяют по подносам или ланч-боксам. Готовые наборы складывают в авиационные тележки, выборочно перепроверяют, пломбируют и доставляют на борт. В самолете бортпроводники разогревают касалетки до 75–80 °C в центре порции и предлагают пассажирам.
На борту питание выдают таким образом, чтобы продукты с коротким сроком хранения пришлись на первую часть полета, хорошо хранящиеся — на вторую. Если заявленный срок хранения — 3 часа, а самолет задерживают, то скомплектованное бортовое питание уничтожают и вместо него привозят другое.
Почему еда в самолете кажется невкусной
Пониженное давление, сухой воздух и фоновый шум влияют на обоняние и рецепторы вкуса, поэтому еда в самолете кажется пресной. Чтобы пассажирам понравилось бортовое питание, его адаптируют к полетным условиям — например, слегка пересаливают и используют специи.
Восприятие умами (это вкус высокобелковой еды) на борту падает не так сильно, как соленого и сладкого. Этим объясняют любовь авиапассажиров к томатному соку, который кажется вкусным за счет высокого содержания глутаминовой кислоты (природного глутамата).
Наливают ли в экономклассе алкоголь
Дадут ли алкоголь бесплатно при перелете классическим перевозчиком, зависит от авиакомпании, направления и длительности перелета. «Аэрофлот» предлагает пассажирам экономкласса вино на рейсах от 3 часов и пиво на рейсах от 6 часов на определенных направлениях. В S7 алкоголь в экономклассе не предоставляется, купить его на борту тоже нельзя. «Россия» и «ЮТэйр» бесплатно не нальют, но по меню в кармашке кресла можно купить банку пива.
«Люфтганза» знаменита выбором бесплатного пива и вина в неограниченном количестве. British Airways бесплатно подает алкоголь на длительных рейсах, а на коротких его можно купить, выбрав из обширного меню. Turkish Airlines не дает алкоголь на внутренних рейсах, но предлагает на международных. Полностью запрещен алкоголь на рейсах EgyptAir, Royal Brunei Airlines и Saudi Arabian Airlines.
На борту лоукостеров пассажиры заказывают алкоголь за дополнительную плату. Бутылочка просекко объемом 187 мл у Ryanair обойдется в 493 ₽, «Бифитер» или «Чивас Ригал» объемом 50 мл на борту flydubai — в 511 ₽. Бывает, что у лоукостеров нет алкоголя в меню — как у индийской авиакомпании Indigo или на многих рейсах AirAsia.
Можно ли в самолет со своим алкоголем
Пропустят ли алкоголь в ручную кладь, зависит от страны и авиакомпании. Чаще всего разрешают взять только алкоголь из дьюти-фри в запечатанном пакете. Если свой алкоголь разрешен, то для провоза в ручной клади он должен быть в фирменных бутылочках максимум по 100 мл и в прозрачном закрывающемся пакете вместе с другими жидкостями.
Употреблять принесенный с собой алкоголь на борту запрещено. Можно пить только то, что предлагают бортпроводники бесплатно или за доплату. Если очень хочется, а рейс безалкогольный — выпейте бокальчик в аэропорту перед взлетом.
Про еду в самолёте
Гражданская авиация появилась в начале XX века, а вот кормить на борту стали только через 30 лет (хотя до этого иногда брались бутерброды). Почему? Холодильники были, место было, всё было хорошо, да?
Туалета не было. Туалеты в самолётах начали ставить только в 30-х годах, и тогда же начали радовать пассажиров едой.
В 1936 году United Airlines идёт дальше — ставит на борт духовки. В каждый свой рейс американские авиакомпании закладывали по жареной курице с диким количеством сахара. Всё, как они любят.
В 40-е и 50-е кормили чаще всего как в ресторане, потому что летали очень обеспеченные граждане.
Вот реклама тех времён:
В 60-х стало ещё лучше. Сегодня не в каждом ресторане можно увидеть такую картину, как на Скандинавских авиалиниях, где подавали целый окорок. Шикарный стол был и у наших авиакомпаний. Особенно при перелётах на дальние расстояния и на рейсах, которые летели за границу. Еду для таких маршрутов готовили в лучших ресторанах Советского Союза. И сегодня ряд ресторанов продолжают готовить еду для авиационного питания, но не для эконом-класса.
Сейчас порции стали делать маленькими. Если класть много еды, то пассажиры, которым и так нехорошо из-за пониженного давления, повысят утилизацию туалетов. Это значит, что придётся строить дополнительные, а это очень дорого. Поэтому еды дают ровно столько, чтобы вы не фотографировали её со словами «вот ведь жлобы же, а!», но и не перегружали туалет.
Лётная подготовка еды
Еду готовят прямо в аэропортах. Везти её откуда-то ещё, проходить контроль — потерять в качестве. В каждом аэропорту есть один цех для доготовки и приготовления. В Шереметьево три цеха питания, из них два — это общие цеха, которые готовят для всех авиакомпаний. И третий цех — это специализированный цех авиакомпании «Аэрофлот».
Еду готовят в среднем за 2 часа до вылета, чтобы еда, опять же, не перележала. За 30 минут до посадки всю еду на специальных тележках в специальных контейнерах на специальных автомобильчиках перевозят уже непосредственно в самолёт.
Причём авиакомпании всегда делают столько еды, сколько людей на рейсе. Бывает, что кто-то покупает билеты в самый последний момент. Тогда этому человеку также нужно привезти питание. Без питания по количеству пассажиров самолёт не улетит. Это правило. Поэтому если вы сидите в своём кресле и думаете, какого чёрта не взлетаем, когда все пассажиры на месте, то причиной может быть допогрузка питания. Такие дела. Некоторые компании сразу грузят больше, потому что это выгодно. Некоторые грузят чуть меньше, потому что кто-то спит, а кто-то просто не хочет есть и не берёт порцию.
Среди компаний, готовящих обеды на заказ, они номер один во всём мире: LSG Sky Chefs — обеды для 300 авиакомпаний, 460 миллионов штук в год. Они везде. Меняется только слово в названии: LSG Lufthansa Sky Chefs, LSG Аэрофлот Sky Chefs, LSG Singapore Airlines Sky Chefs. И так далее. В общем, они есть в каждом аэропорту. Будете лететь в следующий раз, обратите внимание на машины, которые везут еду на борт.
Как готовят? Вначале в специальный цех привозят продукты в контейнерах, готовят на территории аэропорта, потом всё это кладётся в касалетку. Кто-то ещё называет их кесалетками. Это специальный контейнер из алюминия, в котором подаются горячие обеды на борту. Дальше всё это укладывают в контейнеры для охлаждения или, наоборот, поддержания горячей температуры. Сюда за ними приедут машины и увезут на самолёт. На борту еду только разогревают в специальных печах. Кладут касалетки рядами и доводят до определённой температуры, затем вынимают и подают уже в горячем виде пассажирам.
Если маршруты до 2–3 часов, то горячее питание сразу кладут и туда, и обратно (то есть самолёт, например, летит из Москвы в Санкт-Петербург и сразу обратно). Если самолёт летит больше 3 часов, то еда готовится в обратную сторону уже во втором аэропорту, откуда самолёт будет возвращаться. Все напитки идут в обе части оборотного рейса.
Виды питания
Виды бывают самые разные: низкокалорийная еда, диетическая, бессолевая, диабетическая и тому подобное. Виды питания доступны не только для самых крутых авиакомпаний — сегодня это требование для всех авиаперевозчиков. Единственное — нужно заранее сообщить, какую еду вы хотите. «Аэрофлот» просит сделать это не менее чем за 36 часов до вылета. В этом нет ничего сложного для сотрудников авиакомпании. Если вы страдаете диабетом, то просто нужно заблаговременно об этом сказать. Вам дадут еду для диабетиков, и всё будет хорошо.
Ещё существует особое меню для вегетарианцев, которое, в свою очередь, делится на несколько категорий: только растительные продукты, меню с яйцами и молочными продуктами, азиатское вегетарианское питание и так далее. Это применимо не ко всем авиакомпаниям, но вы также можете об этом заранее заявить.
Есть миф, что кошерное питание часто с самыми здоровыми порциями. Можете проверить, только прочитайте сначала, какой цирк вам устроят, чтобы никто, кроме вас, не касался вашей еды.
В бизнесе чаще всего есть выбор как в ресторане. Есть свои стандарты приготовления. Например, для бизнес-класса «Аэрофлота» готовят повара из «Пушкина», который находится недалеко от Красной площади. Каждый год они согласовывают новое меню.
Кроме того, бизнес-класс обслуживает отдельный персонал — выделяется 1–2 стюарда. Плюс там стеклянная посуда, металлические приборы, иногда даже фарфор. На некоторых рейсах вам и с позолотой что-то подадут — та же Qatar Airlines или кто-то из азиатских компаний.
Что делать, если я проспал обед? Меня накормят?
Да, накормят. Правда, выбора у вас уже не будет, потому что два варианта блюд предлагали вначале. Например, рыба с макаронами или картошка с мясом. Раз проспали, получаете то, что осталось. Но если вы уснули, а кто-то просит ещё один обед — не волнуйтесь. Лишние порции отправят в отходы по прилёте в аэропорт.
Что едят пилоты на борту?
Пилоты питаются по бизнес-меню, но не это самое примечательное. Помните, пилотов же несколько. Обычно два. Так вот, у них никогда не бывает одинакового питания. Почему? Чтобы не отравились оба сразу. Это правило работает в абсолютно всех авиакомпаниях мира.
Сколько напитков можно просить на борту?
Если не летите лоукостером, то напитки обычно безлимитные. За исключением алкогольных. Но после введения запрета на распитие алкогольных напитков на борту на российских рейсах это запрещено, хотя на международных, вернее, на иностранных, алкоголь по-прежнему есть.
Почему почти везде есть томатный сок?
Когда мы летим на высоте 9000–10 000 метров, вкусовые параметры большей части продуктов меняются. На такой высоте уменьшается восприятие рецепторами сладкого и горького, да и солёного тоже. По сути, вся еда опресняется, поэтому многое из продуктов воспринимается совершенно иначе. А томатный сок как раз сохраняет свои вкусовые качества. Томатный сок есть в меню в 9 из 10 случаев.
По какому принципу раздают питание?
Раздают питание в зависимости от внутреннего распорядка авиакомпании, но обычно начинают с носа. Если самолёт большой, то две тележки идут навстречу друг другу. Здесь нет чётких правил, это определяют уже самостоятельно в каждой авиакомпании.
Как определяют, сколько должно быть куриных блюд, а сколько рыбных?
Обычно везут в соотношении 60 на 40 в пользу курицы. К тому же авиакомпании ведут статистику и точно знают, что чаще выбирают пассажиры.
Чем кормят?
В мире подают не только картошку с мясом, как это делают у нас. Некоторые авиакомпании возводят бортовую еду в отдельный вид искусства. Пробежимся по некоторым блюдам самолётной еды, которые заслуживают внимания.
Delta Air Lines известна мороженым. На самом деле, мало где подают мороженое. Будете лететь Delta по внутренним американским направлениям — помните, что это самое дорогое мороженое в вашей жизни, скорее всего (с учётом стоимости его транспортировки). Air New Zealand подаёт тушёную говядину в вине. Alaska Airlines специализируется на говяжьей грудинке, приправленной чили. Считается деликатесом. Hawaiian Airlines важно показать свою культуру и свою традиционную кухню, поэтому они делают специфический кусок мяса в специфической подливке из довольно-таки дорогостоящих продуктов. И это в экономклассе. Путешествие на Гавайи начинается с Локо-Моко. LATAM Chile (бывшие LAN Airlines) утверждает, что у них самые крутые сэндвичи. Хотя это просто слоёное тесто с сыром и ветчиной, как у нас в ларьке в метро. Virgin America даёт огромную коробку такоса в экономе.
Кто самый «вкусный» у нас?
У нас за прошлый год пассажиры оставили 22 тысячи отзывов. Мы используем их, чтобы показывать, что вас ждёт в самолёте, ещё до выбора рейса — ну, мы любим путешествовать и уверены, что многим важно знать, брать еду с собой или нет. И сколько. Поэтому отдельно собираем информацию по питанию.
Возглавляют десятку «самых вкусных» авиаперевозчиков две иностранные компании: «Узбекистон Хаво Йуллари» и «Эйр Астана». Вкусно и много, и очень красивое оформление. При перелёте более 6 часов «Узбекистон Хаво Йуллари» предлагает лёгкий завтрак, как дополнение к основному питанию. Бортовое питание перевозчика «Эйр Астана» любят за «домашний» вкус и за то, что много мяса в порциях. Есть вино и пиво. На коротких перелётах — вполне приятный лёгкий завтрак с пересушенными булочками. А на третьем месте российский перевозчик «АЛРОСА» — у них есть еда на коротких рейсах, потому что конкуренты там же не кормят совсем. Есть выбор из трёх блюд. «Эйр Молдова», судя по детализации, вошла в топ из-за вина.
Вот ТОП-10 по отзывам российских пассажиров:
Авиакомпания | Страна | Оценка (питание) |
1. Узбекистон Хаво Йуллари | Узбекистан | 9,33 |
2. Эйр Астана | Казахстан | 8,77 |
3. АЛРОСА | Россия | 8,64 |
4. Эйр Молдова | Молдавия | 8,53 |
5. Белавиа | Белоруссия | 8,39 |
6. Аэрофлот | Россия | 8,26 |
7. S7 Airlines | Россия | 8,14 |
8. Fly One | Молдавия | 8,05 |
9. Аврора | Россия | 7,99 |
10. Ред Вингс | Россия | 7,94 |
Перевозчики из-за пределов СНГ часто оцениваются ниже из-за непривычности блюд, поэтому далеко не всегда у них есть шансы попасть в самый верх рейтинга именно российских пассажиров.
«Аэрофлот» пассажиры принимают за эталон сравнения. В отзывах почти обо всех авиакомпаниях встречается упоминание «Аэрофлота» в том или ином виде. И сам «Аэрофлот» тоже сравнивается с собой на международных рейсах — там куда вкуснее, чем на внутренних.
Бортовое питание и напитки в самолете во время COVID-19: всё, что нужно знать, и всё, что можно взять
Когда пандемия только началась, было много разговоров о том, как изменятся перелеты и бортовое питание после COVID-19. Тогда многие утверждали, что маски на борту будут обязательны со взлета до посадки, некоторые авиакомпании уберут из салонов средние кресла, а вопрос «можно ли брать еду в самолет?» отпадет сам собой, потому что предлагать меню в полете перестанут и сухпаек из дома будет единственным вариантом перекуса. Сейчас, когда авиасообщение по всему миру снова набирает скорость, мы можем видеть реальные изменения в полевых (а точнее, воздушных) условиях.
Новые правила и протоколы безопасности дали путешественникам много важной информации, которую нужно принять во внимание. Мы собрали самые главные обновления о том, как теперь вести себя в аэропорту и на рейсе.
Авиационная индустрия все еще экспериментирует с разными способами обеспечить соблюдение социальной дистанции между пассажирами, сотрудниками аэропорта и членами экипажа авиакомпаний. Поэтому можно ожидать, что правила будут меняться по мере того, как становится понятно, что работает, а что нет. Чтобы наверняка узнать актуальные требования, всегда сверяйтесь с официальными сайтами аэропортов и авиакомпаний.
О том, чем отличается бортпитание на обычных рейсах и у лоукостеров, какое меню в экономе и бизнес-классе, нальют ли в самолете воду бесплатно, как заказать специальное питание на борту, а также где и как готовят самолетную еду, читайте в нашей статье «Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании».
Бортовое питание после COVID-19: ответы на частые вопросы
Разумеется, перелеты в посткоронавирусную эпоху здорово отличаются от того, к чему мы привыкли. Многие авиакомпании по-прежнему предлагают бортовое питание после COVID-19, но есть и те, кто совсем отказался от обслуживания на борту, чтобы снизить количество контактов между пассажирами и экипажем.
В любом случае бортовое питание после COVID-19 наверняка будет не таким, каким вы его помните по путешествиям до пандемии. Даже если ваша авиакомпания продолжает предлагать еду и напитки во время рейса, на меню и сервис влияют такие факторы, как время перелета, на борту какого именно перевозчика вы летите и в какой класс обслуживания вы купили авиабилет.
В экономклассе (и в поездах) сейчас обычное дело — предлагать пассажирам снэки в индивидуальной упаковке и ограниченный набор напитков в баночках. Тем, кто летит первым классом, вместо нескольких смен блюд все чаще выдают один предварительно упакованный поднос с едой и напитками или, в некоторых случаях, запечатанную коробку.
Напитки больше не разливают из одной тары — эту практику заменили на отдельные бутылочки и баночки для каждого пассажира. То же самое касается и алкоголя, включая виски, вино и пиво. Некоторые авиакомпании вообще перестали предлагать алкоголь на борту.
«Аэрофлот»
Еда и напитки на борту «Аэрофлота» во время пандемии предлагаются либо в герметичной индивидуальной упаковке, либо после термической обработки во время рейса.
Изменились и правила насчет того, можно ли брать еду в самолет на рейсах «Аэрофлота». Собственные продукты и напитки пассажиров, включая детское питание, можно проносить на борт только в невскрытой герметичной упаковке.
United Airlines
На рейсах короче 2 часов 20 минут пассажиры экономкласса United Airlines могут получить только напитки по заказу, а снэки на борту не предлагают. Если рейс дольше 2 часов 20 минут, пассажирам выдают герметично упакованные закуски, бутылку воды и дезинфицирующие салфетки.
Пассажиры первого класса на рейсах короче 1 часа должны заказывать напитки заранее. Если перелет подольше — им раздают снэки в индивидуальной упаковке с водой и антисептическими салфетками.
Пассажиры экономкласса на дальнемагистральных рейсах могут рассчитывать на легкую закуску антре, снэк и упакованный десерт, запечатанный обед в середине перелета и перекус незадолго до посадки. Обладатели билетов по тарифам Polaris и Premium Plus получают питание на время перелета на одном запечатанном подносе, а не в несколько подходов.
Lufthansa
Авиакомпания Lufthansa заявила, что меняет свое бортовое питание после COVID-19 как минимум до 31 августа 2020 года. Обслуживание в экономклассе зависит от длительности перелета:
• на рейсах короче 50 минут: без напитков;
• на рейсах дольше 50 минут: дают бутылку воды на пассажира;
• на рейсах дольше 150 минут: предлагают снэк и обычный выбор напитков;
• на рейсах дольше 180 минут: пассажиров угощают дополнительным вегетарианским сэндвичем (предзаказ спецпитания по-прежнему доступен).
В бизнес-классе пассажирам предлагают обычное бортовое питание. Заранее заказать специальный набор еды и напитков тоже можно.
Qatar Airways
Широкий выбор напитков по-прежнему доступен на всех рейсах Qatar. Бортовое питание после COVID-19 зависит от длины рейса:
• короче 2 часов: снэк;
• дольше 2 часов: главное блюдо;
• дольше 7 часов: главное блюдо и снэк;
• дольше 12 часов: два главных блюда и снэк.
Предзаказ бортового питания для пассажиров первого и бизнес-классов временно закрыт. Общественные зоны и лаунжи в салоне самолета — тоже. Еда и напитки на борту для таких пассажиров доступны по особым правилам:
• предоставляют приветственные напитки и освежающие салфетки;
• раздают одноразовые карточки с меню;
• обеды по заказу сервируют на индивидуальных подносах;
• предлагают полноценный выбор еды и напитков.
Причина, по которой авиакомпании отменяют бортовое питание после COVID-19 или изменяют подход к нему, — желание обеспечить безопасное расстояние между пассажирами и членами экипажа. Как и до пандемии, большинство перевозчиков позволяют приносить свою еду в салон самолета, если она отвечает правилам безопасности аэропорта и прошла соответствующий контроль. Еда должна помещаться в вашу ручную кладь.
Путешественникам разрешено проносить еду через контроль безопасности в аэропорту. При этом нужно обязательно вынуть все продукты и снэки из ручной клади при досмотре и выложить их на ленту отдельно — точно так же, как вы выкладываете жидкости.
Вот примеры твердых продуктов питания, которые разрешено брать с собой в самолет:
• детское питание;
• хлеб;
• торт;
• конфеты;
• каша;
• твердый сыр;
• шоколад;
• приготовленные мясо, морепродукты и овощи без подливы, соусов и других жидкостей;
• печенье;
• крекеры;
• сухофрукты;
• орехи;
• пироги;
• пицца;
• сэндвичи;
• снэки.
А вот еда и напитки на борту, которые на досмотре в аэропорту считаются жидкостями и должны быть упакованы в тару не больше 100 мл:
• мягкий сыр;
• горячий шоколад или шоколадный крем;
• спреды, пасты и намазки;
• подливка;
• мед и кленовый сироп;
• хумус;
• мороженое;
• варенье, джем и мармелад;
• масло и уксус;
• арахисовое масло;
• аджика, сальса и другие соусы;
• йогурт.
Многие фрукты и овощи запрещены к провозу на самолете из-за риска распространения инвазивных вредителей растений.
Не забывайте, что окончательное решение о том, можно или нельзя провозить определенные продукты питания в ручной клади, всегда остается за офицером контроля безопасности.
В некоторых аэропортах по всему миру ввели новое правило: теперь на борт там можно взять только один предмет ручной клади. Это сделано, чтобы сократить время ожидания, избежать очередей и ускорить посадку и высадку пассажиров. Такое правило, например, действует на рейсах «Победы» и других авиакомпаний в Турцию. Обязательно проверяйте актуальные требования к ручной клади на сайтах аэропорта и своего перевозчика.
В разных аэропортах по-разному, но в целом на воздушных вокзалах разных стран сейчас работает куда меньше кафе и магазинов, чем до пандемии. Одни рестораны и торговые точки в аэропортах стоят закрытыми, другие сократили рабочие часы или предлагают только еду, напитки и другие товары навынос. Надежнее всего заглянуть на сайт своего аэропорта накануне вылета, чтобы, если что, захватить с собой перекус из дома.
Жидкости в емкостях до 100 мл каждая, включая алкоголь, по-прежнему разрешены к провозу в самолете. Все емкости должны умещаться в один прозрачный пакет на зип-застежке размером до 20×20 см. При этом обычно в салоне самолета запрещено распивать личный алкоголь, если обратное не предусмотрено правилами авиакомпании. Брать на борт безалкогольные напитки, которые вы приобрели в терминалах аэропорта, как правило, можно.
Носить маску, которая полностью закрывает лицо и рот, обязательно во время всего перелета. Однако, само собой, авиакомпании понимают, что есть и пить в маске невозможно. Поэтому на время приема пищи или пока утоляете жажду, маску на борту самолета можно снимать. Сразу после этого ее нужно как можно скорее надеть обратно.
Среди авиакомпаний, которые требуют носить маски в течение всего рейса, — «Аэрофлот», «Победа», S7, Utair, «Уральские авиалинии», Lufthansa, Virgin Atlantic, United, Southwest, Delta, Cathay Pacific, Air Canada, TAP Air Portugal и многие другие.
Qatar Airways — единственная на данный момент авиакомпания, которая просит пассажиров экономкласса надевать еще и защитные экраны для лица поверх масок (перевозчик выдает все это бесплатно). Пока едите и пьете, эти защитные экраны тоже можно снимать. Пассажиры бизнес-класса могут носить или не носить защитные экраны по своему усмотрению.
Как меняются путешествия из-за коронавируса
Как видите, с момента начала пандемии многое поменялось. Последние месяцы мы в прямом эфире наблюдали за тем, как авиакомпании приноравливаются к беспрецедентным условиям и оперативно вводят все новые меры безопасности — даже бортовое питание после COVID-19 стало другим. По мере того как эпидобстановка в мире меняется, перевозчики продолжат менять правила перелетов так, чтобы пассажиры чувствовали себя максимально защищенно.
Пробегитесь по чек-листу для путешествий в 2020 году, чтобы быть в курсе основных правил аэропортов и авиакомпаний в период пандемии: соблюдение двухметровой дистанции, ношение масок, регулярное мытье рук — это еще не все новые нормы. Следите за рекомендациями местных властей, консультируйтесь с врачом, если неважно себя почувствуете перед поездкой, в пути или после путешествия, и главное — берегите себя.
Узнайте, куда можно поехать!
Уже не терпится отправиться в новое приключение? Выберите следующее направление на нашей интерактивной посткоронавирусной карте мира. А чтобы не пропустить момент, когда откроется определенная страна, подписывайтесь на рассылку: мы пришлем письмо и сразу подберем выгодные авиабилеты.
Хотите узнать больше интересного?
С каждым днем мир просыпается от коронавирусной спячки и постепенно распахивает двери. Читайте, как безопасно путешествовать в новых условиях:
Мы каждый день отслеживаем новости про коронавирус и путешествия: сохраняйте страницу в закладки, чтобы быть в курсе карантинных мер и открытия границ.
Skyscanner — самый большой в мире поисковик путешествий, помогающий экономить на авиабилетах, отелях и прокате машин.
Продукты и питание на борту самолета
Всегда ли кормят в самолете и сколько раз? Где готовят еду для пассажиров? Как заказать спецпитание во время перелета для ребенка, диабетика, постящегося? Почему отличается меню на разных рейсах и у разных перевозчиков? Можно ли в самолете есть свои продукты? Все о самолетной еде в блоге Юнитикет.ру.
Кормят ли в самолете
Существует три варианта организации питания во время авиаперелета:
Предлагать ли пассажирам еду и если да, то в каком виде и объеме, решают сами перевозчики. Право российских авиакомпаний не предоставлять питание закреплено в Федеральных авиационных правилах, ст. 98.
Если вопрос еды в самолете принципиален, перед перелетом позвоните в колл-центр авиакомпании или изучите подробности организации питания на ее официальном сайте.
Сколько раз кормят во время перелета
Если питание оплачивается дополнительно, вам сразу обозначат во сколько и как будут кормить на борту. Гораздо реже пассажирам сообщают подробности, если оно входит в стоимость билета.
Количество и качество еды в самолете зависит от продолжительности перелета:
Это общепринятые сроки. Но придерживаются их не все. Например, в Нордвинд действует более простая система: при перелете до 5,5 часов — напитки, более 5,5 часов — горячее питание.
Качество питания на борту самолета
Всю еду для авиапассажиров готовят в цехах бортового питания. Готовые блюда охлаждают так, чтобы при разогревании их вкусовые качества не испортились. После этого еду раскладывают в коробочки из фольги и маркируют с помощью наклеек. Цвет указывает на содержимое контейнера (желтый — курица, голубой — рыба и т. д.). Затем питание отправляют на борт. Если срок хранения еды небольшой, а рейс задержали — партию уничтожают и берут новое питание.
Так выглядит обед при перелете длительностью более 3-х часов
Состав ланч-боксов зависит от уровня авиакомпании. Чем солиднее перевозчик, тем лучше кормят во время перелета. Разнообразие меню зависит от типа рейса (на чартере оно скромнее, на регулярном — интереснее) и от класса обслуживания.
В состав полноценного приема пищи входит:
Дают ли в самолете добавку
Если понравилась еда в самолете, но одной порции оказалось мало, можно попросить у стюардессы добавку. Ее выдадут после того, как все пассажиры получат свои порции. Обычно свободные наборы питания остаются, только вряд ли будет выбор, как при обычной раздаче ланч-боксов.
Когда стюардесса предлагает напитки, можно взять сразу несколько стаканчиков
С напитками все проще: взять несколько стаканчиков можно сразу. Особенно если в качестве добавки пассажир хочет воду. Если речь идет о соке, стюардесса может предложить подождать, пока свои напитки получат все пассажиры.
Попросить воды можно в течение всего полета.
Один нюанс: если в российских авиакомпаниях питьевую воду дадут, причем бесплатно, то в иностранных могут отказать. Это редко, но бывает, и вполне законно.
Спецпитание во время перелета
Многие перевозчики предоставляют возможность заказать специальную еду вместо обычной для людей с особой системой питания — по медицинским показаниям, личным или религиозным убеждениям. Услуга замены меню чаще всего бесплатная и не требует никаких справок.
Детские блюда не только подходят юным путешественникам по составу, но и часто радуют их своим видом
Всего существует около 20 видов спецпитания. Некоторые перевозчики предоставляют только пару наиболее популярных вариантов, другие — почти все.
Иногда авиакомпании предлагают эксклюзивные варианты. Например, у Аэрофлота есть вариант специального русского меню, где блюда основаны на национальной кухне.
Заказывать особое питание нужно заранее. Не позднее, чем за 36 часов до вылета.
Этой опцией можно воспользоваться, если вы хотите получить на борту более вкусный обед или ужин. Как правило, спецпитание выглядит интереснее, чем обычное. А еще его разносят в первую очередь.
Из российских авиакомпаний самый разнообразный выбор бесплатных специальных меню у Аэрофлота и России. Перевозчики S7 и Уральские авиалинии предоставляют его за дополнительную плату, Ютэйр не предлагает.