Чем кормят в школе в 1 классе
Завтрак для первоклассника: чем накормить ребенка утром?
В этом году моя дочь стала первоклассницей, и для меня остро стал вопрос питания ребенка. Еще год назад все было намного проще: дома стакан молока или какао, а завтрак – уже в детском саду. Теперь нужно придумать, чем же накормить ребенка ранним утром, чтобы было вкусно, полезно и заряда энергии хватало на несколько уроков.
Поговорив с мамами нашего класса, я выяснила, что все столкнулись с этой проблемой. Во-первых, если ребенок учится в первую смену, то от пробуждения до прихода в школу проходит совсем мало времени, это значит, первоклассник толком не успевает проснуться, а уже нужно быстро кушать и бежать в школу.
Вторая проблема была озвучена в одной из серий мультфильма «Маша и медведь»: «Дети это не едят! Дети это не хотят!»
А что же хотят дети? Конечно, большинство детей хотели бы видеть на завтрак что-то сладкое. Опрос детей нашего класса (в опросе участвовали 32 первоклассника) показал, что:
В свою очередь, я вспомнила свое детство, в котором по утрам в основном была гречневая каша с молоком или блюда из яиц. В середине 90-х, большинство из родителей не думали о калорийности блюда, белках, жирах и углеводах. Не было доступно столько разной, часто противоречивой информации о еде и продуктах. Сейчас этого всего – море, как маме выбрать то, что пойдет на пользу здоровью ее ребенка?
Буквально лет на пять назад все начали есть на завтрак овсянку на воде и творог, а манную кашу отнесли в разряд едва ли на самой вредной еды. Сейчас стало можно варить кашу на молоке, якобы она так лучше усваивается. Обывателям не так просто во всем это разобраться, понять, что действительно полезно, а что – очередной маркетинговый ход.
Разобраться в правильных завтраках помогла нутрициолог Юлия Бобейка:
Завтракать ребенку нужно обязательно, так как именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Сбалансированный завтрак – гарант того, что ребенок, придя в школу, не побежит тут же покупать себе «вредные» продукты вроде чипсов и газированной воды.
Сбалансированный завтрак должен состоять из «сложных» углеводов, белка и жиров.
Сложные углеводы обеспечат длительный заряд энергии, белок продлит сытость, а правильные жиры напитают клеточки организма, обеспечивая правильную работу всех гормонов, которые как раз состоят из жиров.
Отличным завтраком может стать любая каша: гречневая, овсяная, пшенная, ячневая, пшеничная. В готовую кашу добавьте молоко и 5-10 гр. сливочного масла. Варить кашу все же лучше на воде, или 50/50 воды с молоком. Сваренная таким образом каша сохраняет больше полезных веществ. К завтраку добавьте яйцо, бутерброд из цельнозернового хлеба с кусочком сыра.
— Есть ли продукты, которые помогают проснуться? Еда, которая улучшает работу мозга?
Реклама и телевидение внушили нам, что сладкое полезно для мозга, под его воздействием он «просыпается» и начинает лучше функционировать.
Мозгу нужна глюкоза, которая является единственным источником питания для нейронов его клеток. Мы поступим правильно, если накормим ребенка утром кашей (но не молочным супом), так как все «сложные» углеводы при расщеплении выделяют глюкозу, которая как раз и нужна для питания нейронов клеток мозга. Если ребенок не любит кашу, мы можете накормить его омлетом, но обязательно добавить кусочек цельнозернового хлеба.
— Что лучше съесть, если от пробуждения ребенка до первого урока есть час, а он еще толком не проснулся?
Постарайтесь приучить ребенка обязательно завтракать, ни в коем случае не отпускайте его голодным в школу. У школьника не будет энергии, он слабее других будет усваивать информацию на уроках. Подрастающий организм будет подвержен колебаниям гормонов, которые очень зависят от приемов пищи. Скачок инсулина и кортизола в крови в будущем может отразиться избыточным весом, так как инсулин является жирозапасающим гормоном, а кортизол повышается при длительных интервалах между приемами пищи. Еда, которая съедается на повышенном гормоне, в большей части уходит про запас.
Рекомендации: пусть ребенок просыпается раньше, так у него будет время на «разгон» и для того, чтобы проснуться.
— Если есть кашу на завтрак, то какой отдать предпочтение?
Все каши хороши! Организм славянского человека очень хорошо воспринимает крупяные блюда, он вырабатывает достаточное количество ферментов для их переработки и усвоения. Чтобы ребенок мог получить как можно больше полезных микроэлементов, постарайтесь готовить каждый день разные крупы. Это должна быть каша обязательно долгой варки, время приготовления от 10-15 мин. Особенно полезны блюда из замоченной на ночь крупы, таким образом, из нее уйдет фитиновая кислота, что обеспечит лучшую усвояемость питательных веществ из каши.
— Дети очень любят сухие завтраки, творожки, глазированные сырки – их есть или не есть?
Никаких каш быстрого приготовления и покупных мюсли, эти продукты содержат в себе много сахара, и не имеют никакой питательной ценности для организма. Они не обеспечат длительного насыщения организму, через пару часов ребенок будет голодным.
Творожки и глазированные сырки – абсолютно бесполезные продукты. В них содержится много сахара, красителей, крахмала и трансжиров. Такие продукты призваны вызывать быстрое привыкание вкусовых рецепторов к сладкой и вредной пище. Чем больше ребенок будет есть сладкого, тем больше он его будет хотеть. Минимизируйте потребление таких продуктов, а еще лучше исключите вовсе. Чем натуральнее и проще будет рацион ребенка, тем здоровее, энергичнее он будет.
— Что лучше пить по утрам?
Пусть утро ребенка начинается со стакана воды комнатной температуры. Она поможет организму быстрее проснуться, запустит в работу органы ЖКТ. Из напитков за завтраком подойдет некрепкий чай (желательно, без сахара), травяные чаи из душицы, мяты, иван-чай, чабрец.
— Влияет ли время года на выбор блюда для завтрака?
Обычно нет. Достаточно кормить ребенка не только кашей, но и другими блюдами: омлет, вареное яйцо, домашние бутерброды с сыром, с отварной птицей или запечной говядиной, оладьи, сырники, различные запеканки. Выбор огромен, экспериментируйте, и тогда ваш ребенок с удовольствием будет завтракать.
— Совсем скоро холодная осень, затем зима, нужны ли дополнительные витамины?
Если у ребенка рацион сбалансирован, то необходимости пить дополнительно комплекс витаминов отпадает.
— Какой перекус дать в школу, чтобы он был вкусным и полезным?
Положите ребенку в рюкзак домашние бутерброды. Это может быть лаваш с завернутым в него кусочком отварной курицы, сыра и зелени. Можно приготовить домашнюю, полезную выпечку. Домашняя еда — гарант того, что ребенок не побежит на перемене покупать в столовой пищевой «мусор».
Оказывается, кормить ребенка правильным завтраком не так уж сложно, главное иметь желание и немного настойчивости, чтобы не сдаться сразу, когда вместо полезной каши ребенок выберет кукурузные хлопья.
Редакция благодарит нутрициолога Юлию Бобейка за помощь в подготовке материала.
Как будут кормить детей в школах — изменения с 1 сентября
Тема питания младших школьников актуальна из года в год. Роспотребнадзор периодически вносит изменения в школьное меню для детей. Какие же изменения ждут детей их родителей в 2021-м?
Новые СанПиН по питанию российских школьников
Каждый год малыши привыкли видеть в своих тарелках такие надоевшие блюда: бесконечные манные каши, сосиски, хлеб с маслом. Отныне многие привычные продукты будут исключены из детского меню, а однообразный рацион станет недопустимым. Многие школьники любят быструю высококалорийную еду (пельмени, сосиски), но, по мнению экспертов, такая пища негативно влияет на здоровье детей.
Роспотребнадзор предложил внести в рацион побольше овощей, фруктов. В школах обещают разнообразить меню витаминизированными и полезными продуктами. Оно будет соответствовать возрастным особенностям, сезону и, что немаловажно, вкусовым предпочтениям детей.
Что касается запрещенных продуктов для школьников, то в этот список входят:
Немаловажным изменением является то, что теперь школа во время массовых мероприятий должна обеспечить каждого ученика водой в объеме не менее 1.5 л.
Если среди учеников есть те, кто питается по специальному меню (например, при назначении диеты), то школа должна разрешить приносить ученику еду из дома и есть со всеми ребятами или в другом месте, где разрешается прием пищи.
Бесплатное питание теперь для всех младших классов
С 2020 года все ученики младших классов имеют право питаться бесплатно в учебных заведениях, но возможность обеспечить таким питанием учеников 1-4 классов всех без исключения школ реально появилась только с этого учебного года. Каждый получит еду и напиток за счет государства вне зависимости от наличия льготных категорий.
Также теперь ученики и родители могут не согласиться с составленным меню, если по их мнению оно не совпадает с требованиями о правильном питании.
Ежедневное размещение меню на сайте
По просьбам родителей, педагогов и администрации школ меню с сентября 2021 года можно увидеть на официальном сайте школы.
Такое нововведение позволит не только взрослым и ученикам контролировать рацион, но и Минпросвещение сможет делать определенные выводы и вести статистику питания в школах.
Родители – эксперты и контролеры
Согласно статистике 2020 года, около 70% поставщиков еды для российских школ имели нарушения. Они были связаны со сроком годности продуктов, с условиями хранения либо же с транспортировкой. Все эти ошибки, безусловно, сказывались на качестве блюд, которые употребляли школьники.
Согласно опросам родителей российских школ, 35% были недовольны школьным меню. Его считали либо вредным, либо несытным, либо однообразным. Такие результаты призвали власть обратить особое внимание на питание школьников.
Сейчас многие российские школы практикуют различные мастер-классы и конкурсы для детей и родителей. Например, в Кузбассе родители учеников, прежде чем ввести в меню определенные блюда, сначала дегустируют их. Сейчас там появились блюда не только российской кухни, но и зарубежной.
Также президент РФ активно призывает не только родителей брать участие в составлении школьного меню, но и самих учеников. Глава государства считает, что дети должны есть не только полезно, но и вкусно.
Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?
Школьное питание — вопрос всегда актуальный и, зачастую, болезненный. С одной стороны, всем очевидно, что еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и покрывать потребности растущего детского организма. С другой, она должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, а с третьей — вписываться в бюджет, указанный в тендере.
Разбираемся, как закон регулирует обеспечение учеников горячим питанием и контролирует его качество, кто имеет право на льготные обеды и что делать, если ребёнок жалуется на школьную еду.
Содержание:
Питание в школьных столовых: основные законы
Согласно статье 37 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на образовательные учреждения.
В них приведены следующие требования:
Главное новшество — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», он же СанПиН, который содержит перечень недопустимых для школьного питания продуктов, размеры и массу порций, порядок составления меню, требования к оборудованию и гигиене помещений для приготовления пищи, хранению готовых блюд и пищевых продуктов и др.
По сути, СанПиН — это главный документ, с учётом требований которого должно быть организовано питание в школе.
Также на федеральном уровне регулируют качество питания в школах:
Дополнительно порядок обеспечения детей питанием в учебных заведениях формировать могут региональные законы.
Порядок организации питания детей в школах
Образовательное учреждение может иметь собственную столовую и штат работников либо привлечь специализированные предприятия общественного питания с помощью аутсорсинга, то есть передавая полномочия подрядчику путем заключения государственного или муниципального контракта через Госзакупки.
На основании договора компания, которая выиграла тендер, получает школьный пищеблок в аренду, занимается его оборудованием и содержанием и, в рамках установленного контрактом бюджета, обеспечивает питание учеников.
В большинстве школ сейчас действует именно такая (договорная) схема.
В зависимости от режима функционирования образовательной организации и часов нахождения в ней ученика, ему будет предусмотрено разное количество приёмов пищи:
Для приёма пищи в расписании занятий должна быть предусмотрена перемена продолжительностью не менее 20 минут.
Сколько стоит питание школьников?
Стоимость школьного рациона формируется с учётом сложившихся в регионе цен на продукты, рекомендованные для меню законодательством. Также в неё входит оплата за услуги по организации питания.
Бесплатное питание учеников начальных школ и льготников покрывают муниципальные или региональные бюджеты. Заложенные на это тарифы в разных регионах отличаются:
В зависимости от типа льготополучателя (учащийся с ОВЗ, из многодетной или малоимущей семьи, сирота и т.д.) тарифы могут отличаться в большую или меньшую сторону.
Если ребёнку не положена компенсация расходов питания, его ежемесячно должна оплачивать семья ученика. В каждой школе цена будет отличаться, и почти всегда она будет выше установленного на льготника норматива. Например, в Москве в минувшем учебном году завтрак для учеников 5-11 классов стоил порядка 100 рублей, обед — 180. В Уфе расценки начинались от 60 и 70 рублей соответственно.
Периодически возникают скандалы из-за того, что дети, обеспеченные питанием за бюджетный счёт, получали другие блюда, их порции были меньше.
По закону меню для всех школьников, независимо от их статуса и наличия льгот, должно быть одинаковым. Отличия допустимы лишь по медицинским показаниям.
Льготные обеды: кто может питаться в школе бесплатно?
1 марта 2020 года был подписан Закон об обеспечении учащихся в начальной школе бесплатным горячим питанием. Предполагается, что оно появится во всех образовательных учреждениях страны в срок до сентября 2023 года.
К этому моменту для школ вводится обязанность полностью обеспечить каждого учащегося 1-4 классов как минимум одним горячим блюдом и горячим напитком в день. Что именно это будет — каждое образовательное учреждение решит самостоятельно. Средства на обеспечение этих расходов будут выделены из бюджетов муниципального образования или региона.
Что касается предоставления бесплатного питания ученикам 5-11 классов, то на него может претендовать:
Дополнительные категории получателей социальной поддержки формируются органами местного самоуправления.
Чаще всего бесплатно или со скидкой в школе также могут питаться:
Как оформить бесплатное питание для школьника?
Чтобы получить льготное питание, нужно обратиться в службу социальной защиты населения (если вы проживаете в Москве, можно подать заявление через сайт mos.ru) либо напрямую в школу.
Для этого потребуются следующие документы:
⠀⠀
В случае оформления заявления через соцзащиту, полученную справку необходимо передать классному руководителю. Приложите к ней документы о состоянии здоровья ребёнка, чтобы школа могла сформировать ему отдельное меню, когда это требуется.
Как правило, льгота оформляется сразу на весь учебный год.
Всё про школьное меню
Важность здорового питания для детей объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все.
Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд — всё это строго регламентируется. При этом многие родители сталкиваются с жалобами детей на невкусную еду. Разбираемся, как составляют школьное меню.
Кто составляет меню для школьников?
По действующему законодательству ученики обязательно должны получать горячее питание согласно утверждённому основному меню. Интересы детей, которым по состоянию здоровья положено лечебное и/или диетическое питание, также должны быть соблюдены школой.
Для каждой возрастной группы примерное меню разрабатывают минимум на две недели с учётом предусмотренных потребностей в белках, жирах, углеводах и микроэлементах, а также в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности.
Если еда готовится работниками школы, разработкой меню занимается образовательная организация, а утверждает его директор. Когда питание отдано на аутсорсинг, меню утверждает руководитель предприятия общественного питания либо ИП, предоставляющий услугу, и согласовывает с руководителем образовательной организации.
Раньше основное меню также было необходимо утверждать в Роспотребнадзоре, но СанПиН 2.3/2.4.3590-20, введённый с 1 января 2021 года, этого больше не требует.
Требования к пище в школьной столовой
Питание учеников должно соответствовать возрастным нормам и удовлетворять потребности детского организма в условиях интенсивного роста, быстрого метаболизма, а также высоких умственных нагрузок.
Приложение 10 к СанПин 2.3/2.4.3590-20 указывает, какое количество основных веществ должна содержать пища, но этот параметр можно корректировать с учётом климатических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей.
Основные требования к рациону школьника:
Формирование меню происходит в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности по приёмам пищи. Если суточная норма калорий для школьников, в зависимости от возраста, составляет 2370-2520 ккал в сутки, то на школьный завтрак должно приходиться 20-25%, на обед 30-35%, на полдник 10-15%.
Допускается отклонение от этих норм по отдельным приёмам пищи в течение дня в пределах 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным требованиям.
Из чего готовят школьную еду: перечень разрешённых и запрещённых продуктов
Запрещённые продукты и блюда | Разрешённые продукты и блюда |
Окрошки и холодные супы | Говядина |
Яичница-глазунья | Мясо кролика |
Макароны по-флотски (с фаршем) | Мясо птицы (кура, цыплята-бройлеры, индейка) |
Макароны с рубленым яйцом | Конина |
Жареная во фритюре пищевая продукция | Баранина |
Блинчики с творогом | Рыба: треска, лосось |
Блинчики с мясом | Колбасные изделия, в т.ч. сосиски |
Грибы и всё, что из них приготовлено | Картофель |
Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус | Свёкла |
Консервы с нарушением целостности банок и признаками порчи | Капуста белокочанная, цветная |
Паштеты | Морковь |
Субпродукты, кроме говяжьих | Кабачок |
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы | Бобы (фасоль) и зелёный горошек, в том числе консервированные |
Сырки творожные | Фрукты свежие, консервированные |
Изделия творожные более 9% жирности | Сухофрукты: курага, чернослив, изюм |
Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров | Макаронные изделия, крупы |
Острые соусы, кетчупы, майонез, уксус, горчица, хрен, перец острый | Яйцо |
Карамель, в том числе леденцовая | Сыр |
Кремовые пирожные и торты | Хлеб ржаной и пшеничный |
Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности | Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные 2,5-3,2% жирности |
⠀
Помимо этого запрещено приготовление блюд из мяса диких и сельскохозяйственных животных и птицы, а также рыбы, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу.
Что касается напитков, то под запретом находятся морсы без термической обработки из плодово-ягодного сырья, газированные напитки, включая питьевую воду, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные диффузионные, то есть сделанные на основе жмыха и воды.
Полный перечень можно посмотреть в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Что готовят для школьников и почему им это не нравится?
В СССР школьные обеды готовили, опираясь на рекомендации «Книги о вкусной и здоровой пище». Впервые она вышла в 1939 году, и её авторы — главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян — сочли, что детям вредно всё жареное и острое. Основной упор в меню делался на отварное мясо, бульоны и молочные каши.
Спустя десятилетия рекомендации изменились не сильно — согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов. Приемлемы отваривание, запекание, паровая обработка, тушение и припускание. В идеале должно быть вкусно и полезно. На практике это работает не всегда. Действительно ли школьные столовые предлагают детям правильно питание?
Три основные претензии к школьному меню и с чем они связаны:
Нежелание детей есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей, избалованных сладостями и фаст-фудом. Приготовленные на пару котлеты и творожные запеканки проигрывают бургерам и чизкейку. Ещё один аргумент в защиту еды в школе — ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут его привлекать и в школе.
Дети часто жалуются, что в школьной столовой еда остывшая. Еле тёплый суп или постоявшая каша… Эту проблему необходимо решать со школьной администрацией и поставщиком услуг питания. По нормативам супы, соусы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C. Еда может подаваться к столу холодной из-за нарушения температурного режима подачи, а подогревать уже приготовленное блюда нельзя. В итоге получаем голодных детей.
Частая претензия детей и родителей к школьному питанию — скудный набор блюд и продуктов, из которых они готовятся. Хотя перечень разрешённых продуктов достаточно широкий и, казалось бы, даёт пространство для манёвра, здесь нужно помнить, что нормативами разрешена замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на другой с учётом пищевой ценности. Учитывая бюджеты, которые выделяются на школьное питание, не удивительно, что вместо мяса часто у детей в тарелках сосиски, белая рыба и нелюбимая говяжья печень, а гарниры сделаны из того, что в данный момент дешевле.
Как понять, что детские претензии к невкусной еде обоснованы?
О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости» – разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в отходы. Если на выброс отправилось более 50% предложенной еды, значит, с меню явно не всё хорошо и оно требует корректировок.
Контроль качества питания в школах
Передача на аутсорсинг услуг по предоставлению питания не освобождает школьную администрацию от контроля. Закон также разрешает участвовать в проверках и родителям учеников. Рассказываем, как это устроено.
Требования к столовой, пищеблоку и его работникам
Как и любые работники общественного питания, школьные повара должны иметь медицинские книжки. У сотрудников пищеблока, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией и занятых в приготовлении блюд, не должно быть гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также признаков инфекционных заболеваний. Для допуска к работе проводится их ежедневный осмотр школьным медиком либо назначенным ответственным лицом.
Работники столовой обязаны использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов и менять их согласно инструкции.
В пищеблоке для сырья и готовых к употреблению блюд должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь, упаковка и кухонная посуда.
В конце рабочего дня вся посуда, столовые приборы и подносы должны быть вымыты в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, либо вручную с обработкой дезинфицирующими средствами. При этом для мытья кухонной, столовой посуды и разделочного инвентаря должны использоваться разные ёмкости.
Учащиеся могут допускаться к дежурству по кухне, в том числе к чистке и нарезке сырых овощей, хлеба, к сервировке и уборке столов, а также мытью посуды, но под присмотром взрослых. Все обязательно должны работать в фартуках и шапочках или косынках.
Бракераж в школьной столовой
Бракераж готовой продукции — снятие пробы с блюда для проверки его соответствия установленному внешнему виду и вкусу.
Его проведение — обязанность школы. Для этого ежегодно создаётся специальная комиссия минимум из трёх человек. Директор образовательной организации либо его заместитель — всегда в качестве председателя. Также к бакеражу могут привлекаться медицинский работник, педагоги, повара, представители родительского комитета.
Бакеражная комиссия контролирует все аспекты работы пищеблока, качество продуктов, отслеживает правильность составления ежедневного меню, сроки реализации блюд, а также снимает пробы за 30 минут до начала их реализации.
Родительский контроль
В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». Это совершенно новый документ, не имеющий аналогов ранее.
Он официально предусматривает допуск родителей к контролю качества питания в школах, благодаря чему можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости», а также обсудить с учениками их удовлетворённость ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.
Жалобы и предложения необходимо направить школьной администрации.
Что делать, если в школьной столовой есть явные нарушения?
В этом случае обращайтесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребназдора. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, описать, в чём состоит нарушение, приложить фото и видео при наличии.
За нарушение администрации школы грозит административная ответственность согласно статье 6.6. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».
Что делать, если качество питания в школьной столовой плохое?
Когда поставщик услуги систематически допускает нарушения в организации питания, а качество блюд стабильно неудовлетворительное, необходимо воздействовать на подрядчика, привлекая нормативы и законы, или добиваться его смены.
Для начала нужно фиксировать все факты нарушений в школьной столовой – будь то использование некачественных или запрещённых продуктов, реализация просроченных блюд, их несоответствие нормам по выходу и калорийности и т.д. При этом обязательно нужно составлять соответствующий акт в присутствии представителя поставщика услуги.
Затем директор школы должен потребовать устранить нарушения. Если недочёты сохраняются, устраняются не в полном объёме или допускаются систематически, это основание потребовать расторгнуть контракт по соглашению сторон.
С данной инициативой должна выступить администрация школы.
Поскольку это грозит комбинату питания или ИП внесением в реестр недобросовестных поставщиков, на данном этапе улучшения обычно всё же наступают. Когда этого не происходит, а юридическое лицо, осуществляющее школьное питание, отказывается от добровольного расторжения договора, необходимо обращаться в суд.
Можно ли отказаться от питания в школе?
По закону ни учителя, ни администрация школы не могут принуждать вас оплачивать питание ребёнка в школьной столовой, если он не хочет там есть.
Семья имеет право написать заявление в свободной форме на имя директора образовательного учреждения о том, что вы будете самостоятельно обеспечивать питание ребёнка в течение учебного времени. Требование справки от врача о том, что питание на общих основаниях в школе не рекомендовано ученику в связи с каким-либо заболеванием неправомерно.
Роспотребнадзор также не запрещает ребёнку питаться едой, принесённой из дома. В приложении к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сказано, что «пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления не допускается при организации питания детей», и многие ошибочно восприняли это как запрет на употребление в школе любой принесённой с собой пищи. Однако в действительности это значит, что домашние продукты нельзя использовать именно в организованном питании всей школы.
Школьное питание — тема, которая волнует всех родителей. Качество блюд порой вызывает вопросы, да и детские жалобы на эту тему не редкость. Регулируют качество пищи и порядок её предоставления, в том числе бесплатного, множество нормативов, но и сами родители могут подключиться к процессу контроля. Разобраться во всех нюансах на самом деле не так сложно. Законодательство позволяет добиться существенных улучшений в работе школьной столовой, а также вовсе отказаться от её посещения.
Чем кормить первоклассника? Советы врача-нутрициолога
Первого сентября первоклассники переходят в новый статус (и новую реальность) — из дошкольников они превращаются в школьников. Новые правила поведения, новый режим дня, новые отношения — ко всему этому надо привыкнуть. Как сделать процесс адаптации к школе более гладким, на какие режимные моменты стоит обратить особое внимание, чем кормить вашего маленького труженика, расскажет наш эксперт, врач-нутрициолог Елена Мотова.
Фото: © РИА Новости/Артем Креминский
Недетский стресс
К резко изменившемуся укладу жизни ребёнок должен адаптироваться. Это значит, что первые 3—4 недели в его организме в буквальном смысле бушует буря. Нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая системы работают на пределе своих возможностей. Чтобы понять, какого уровня стресс испытывает ребёнок, представьте, что в один прекрасный день вы должны переехать в другой город, чтобы пойти на работу по новой специальности в неизвестный коллектив со строгим начальником. Да к тому же местные жители говорят на не совсем понятном для вас языке. Период адаптации к школе у первоклассника может длиться от двух месяцев до полугода. Физиологически зрелый, здоровый, уравновешенный ребёнок справится с ним легче, но только в том случае, если к нему не предъявляется чрезмерных требований. Многим детям сложно физически и психологически справляться со школьной жизнью и нагрузками, с этим связаны трудности с адаптацией и возникающие в первом классе проблемы со здоровьем, обучением и поведением.
Для того чтобы детям легче было адаптироваться, они начинают учиться в облегчённом режиме. Уроки должны проходить в первой половине дня, они короткие, в первой четверти допускается три урока, во второй — четыре. Первые полгода не должны задаваться домашние задания, весь первый год дети не получают оценок. Это идеальная модель, рассчитанная на здорового ребёнка. В реальности уроков может быть больше, могут добавляться дополнительные нагрузки в виде кружков, ребёнок не высыпается, не успевает гулять и так далее. Очень важно, чтобы родители помогали ребёнку справляться с возникающими трудностями. Моральная поддержка и доброжелательный интерес к делам ребёнка в школе важны, но это ещё не все. Первокласснику необходим режим дня.
Жить по режиму
И, прежде всего, высыпаться. Ребёнку надо ложиться и вставать в одно и то же время, продолжительность ночного сна должна быть 9,5—10 часов. Если ребёнок хочет спать днём, надо обязательно предоставить ему такую возможность. Чтобы не тратить время утром на поиски брюк или тетради, готовьте портфель и одежду с вечера. Лучший способ справиться со стрессом — физическая активность. Ребёнок не должен сидеть в четырёх стенах с планшетом и телевизором, прогулки на свежем воздухе помогут ему снять напряжение и повысить работоспособность. Не следует готовить уроки сразу после школы. Надо разгрузить голову: пообедать, отдохнуть, погулять. Время приготовления уроков в первом классе не должно занимать весь досуг, к шести часам работоспособность ребёнка падает, так что заканчивайте делать уроки до этого времени.
Фото: © РИА Новости/Артем Креминский
О детских жалобах
Если у ребёнка есть хронические заболевания, пищевые аллергии или непереносимости, любые другие отклонения в состоянии здоровья, вы должны рассказать об этом и школьной медсестре, и учителю. Обязательно обращайте внимание на жалобы ребёнка. Напряжённая адаптация может проявляться головными болями и усталостью. Ребёнок становится плаксивым, у него скачет настроение, могут нарушаться сон и аппетит. Это достаточный повод, чтобы поговорить с учителем или обратиться за помощью к школьному психологу.
Чем кормить?
Прежде всего ребёнку перед школой нужен лёгкий горячий завтрак, содержащий полноценные белки и сложные углеводы. Если утром ваш первоклассник не хочет есть, вполне вероятно, что его ужин приходится на слишком позднее время. Хорошие пищевые привычки надо формировать смолоду, оптимально, когда ужин не является основным и самым калорийным приёмом пищи и ребёнок с аппетитом съедает свой завтрак и обед. Можно давать вашему мальчику или девочке в школу небольшой перекус в ланч-боксе: что-нибудь простое, любимое ребёнком и не являющееся скоропортящимся продуктом. Если вы даёте ребёнку с собой полноценный обед, используйте термос или ланч-бокс с термоизоляцией, чтобы пища не испортилась.
Сейчас, в сезон доступных местных овощей и фруктов, активно включайте их в рацион ребёнка: витамины и минералы из продуктов лучше усваиваются. Если ребёнок ест в школе, уточните, чем именно его там кормят, спросите, нравится ли ему школьная еда. Кормите ребёнка по аппетиту, стараясь чаще включать во время периода адаптации его любимые блюда. Еда первоклассника должна быть вкусной, полноценной, разнообразной, а также адекватной его потребностям в питательных веществах и энергии.
Все школьные трудности преодолимы. Узнавать новое, становиться более самостоятельным для ребёнка не только труд, но и радость. И главный человек, который ему поможет, — это внимательный, думающий, конструктивный родитель.
Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?
Школьное питание — вопрос всегда актуальный и, зачастую, болезненный. С одной стороны, всем очевидно, что еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и покрывать потребности растущего детского организма. С другой, она должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, а с третьей — вписываться в бюджет, указанный в тендере.
Разбираемся, как закон регулирует обеспечение учеников горячим питанием и контролирует его качество, кто имеет право на льготные обеды и что делать, если ребёнок жалуется на школьную еду.
Содержание:
Питание в школьных столовых: основные законы
Согласно статье 37 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на образовательные учреждения.
В них приведены следующие требования:
Главное новшество — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», он же СанПиН, который содержит перечень недопустимых для школьного питания продуктов, размеры и массу порций, порядок составления меню, требования к оборудованию и гигиене помещений для приготовления пищи, хранению готовых блюд и пищевых продуктов и др.
По сути, СанПиН — это главный документ, с учётом требований которого должно быть организовано питание в школе.
Также на федеральном уровне регулируют качество питания в школах:
Дополнительно порядок обеспечения детей питанием в учебных заведениях формировать могут региональные законы.
Порядок организации питания детей в школах
Образовательное учреждение может иметь собственную столовую и штат работников либо привлечь специализированные предприятия общественного питания с помощью аутсорсинга, то есть передавая полномочия подрядчику путем заключения государственного или муниципального контракта через Госзакупки.
На основании договора компания, которая выиграла тендер, получает школьный пищеблок в аренду, занимается его оборудованием и содержанием и, в рамках установленного контрактом бюджета, обеспечивает питание учеников.
В большинстве школ сейчас действует именно такая (договорная) схема.
В зависимости от режима функционирования образовательной организации и часов нахождения в ней ученика, ему будет предусмотрено разное количество приёмов пищи:
Для приёма пищи в расписании занятий должна быть предусмотрена перемена продолжительностью не менее 20 минут.
Сколько стоит питание школьников?
Стоимость школьного рациона формируется с учётом сложившихся в регионе цен на продукты, рекомендованные для меню законодательством. Также в неё входит оплата за услуги по организации питания.
Бесплатное питание учеников начальных школ и льготников покрывают муниципальные или региональные бюджеты. Заложенные на это тарифы в разных регионах отличаются:
В зависимости от типа льготополучателя (учащийся с ОВЗ, из многодетной или малоимущей семьи, сирота и т.д.) тарифы могут отличаться в большую или меньшую сторону.
Если ребёнку не положена компенсация расходов питания, его ежемесячно должна оплачивать семья ученика. В каждой школе цена будет отличаться, и почти всегда она будет выше установленного на льготника норматива. Например, в Москве в минувшем учебном году завтрак для учеников 5-11 классов стоил порядка 100 рублей, обед — 180. В Уфе расценки начинались от 60 и 70 рублей соответственно.
Периодически возникают скандалы из-за того, что дети, обеспеченные питанием за бюджетный счёт, получали другие блюда, их порции были меньше.
По закону меню для всех школьников, независимо от их статуса и наличия льгот, должно быть одинаковым. Отличия допустимы лишь по медицинским показаниям.
Льготные обеды: кто может питаться в школе бесплатно?
1 марта 2020 года был подписан Закон об обеспечении учащихся в начальной школе бесплатным горячим питанием. Предполагается, что оно появится во всех образовательных учреждениях страны в срок до сентября 2023 года.
К этому моменту для школ вводится обязанность полностью обеспечить каждого учащегося 1-4 классов как минимум одним горячим блюдом и горячим напитком в день. Что именно это будет — каждое образовательное учреждение решит самостоятельно. Средства на обеспечение этих расходов будут выделены из бюджетов муниципального образования или региона.
Что касается предоставления бесплатного питания ученикам 5-11 классов, то на него может претендовать:
Дополнительные категории получателей социальной поддержки формируются органами местного самоуправления.
Чаще всего бесплатно или со скидкой в школе также могут питаться:
Как оформить бесплатное питание для школьника?
Чтобы получить льготное питание, нужно обратиться в службу социальной защиты населения (если вы проживаете в Москве, можно подать заявление через сайт mos.ru) либо напрямую в школу.
Для этого потребуются следующие документы:
⠀⠀
В случае оформления заявления через соцзащиту, полученную справку необходимо передать классному руководителю. Приложите к ней документы о состоянии здоровья ребёнка, чтобы школа могла сформировать ему отдельное меню, когда это требуется.
Как правило, льгота оформляется сразу на весь учебный год.
Всё про школьное меню
Важность здорового питания для детей объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все.
Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд — всё это строго регламентируется. При этом многие родители сталкиваются с жалобами детей на невкусную еду. Разбираемся, как составляют школьное меню.
Кто составляет меню для школьников?
По действующему законодательству ученики обязательно должны получать горячее питание согласно утверждённому основному меню. Интересы детей, которым по состоянию здоровья положено лечебное и/или диетическое питание, также должны быть соблюдены школой.
Для каждой возрастной группы примерное меню разрабатывают минимум на две недели с учётом предусмотренных потребностей в белках, жирах, углеводах и микроэлементах, а также в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности.
Если еда готовится работниками школы, разработкой меню занимается образовательная организация, а утверждает его директор. Когда питание отдано на аутсорсинг, меню утверждает руководитель предприятия общественного питания либо ИП, предоставляющий услугу, и согласовывает с руководителем образовательной организации.
Раньше основное меню также было необходимо утверждать в Роспотребнадзоре, но СанПиН 2.3/2.4.3590-20, введённый с 1 января 2021 года, этого больше не требует.
Требования к пище в школьной столовой
Питание учеников должно соответствовать возрастным нормам и удовлетворять потребности детского организма в условиях интенсивного роста, быстрого метаболизма, а также высоких умственных нагрузок.
Приложение 10 к СанПин 2.3/2.4.3590-20 указывает, какое количество основных веществ должна содержать пища, но этот параметр можно корректировать с учётом климатических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей.
Основные требования к рациону школьника:
Формирование меню происходит в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности по приёмам пищи. Если суточная норма калорий для школьников, в зависимости от возраста, составляет 2370-2520 ккал в сутки, то на школьный завтрак должно приходиться 20-25%, на обед 30-35%, на полдник 10-15%.
Допускается отклонение от этих норм по отдельным приёмам пищи в течение дня в пределах 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным требованиям.
Из чего готовят школьную еду: перечень разрешённых и запрещённых продуктов
Запрещённые продукты и блюда | Разрешённые продукты и блюда |
Окрошки и холодные супы | Говядина |
Яичница-глазунья | Мясо кролика |
Макароны по-флотски (с фаршем) | Мясо птицы (кура, цыплята-бройлеры, индейка) |
Макароны с рубленым яйцом | Конина |
Жареная во фритюре пищевая продукция | Баранина |
Блинчики с творогом | Рыба: треска, лосось |
Блинчики с мясом | Колбасные изделия, в т.ч. сосиски |
Грибы и всё, что из них приготовлено | Картофель |
Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус | Свёкла |
Консервы с нарушением целостности банок и признаками порчи | Капуста белокочанная, цветная |
Паштеты | Морковь |
Субпродукты, кроме говяжьих | Кабачок |
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы | Бобы (фасоль) и зелёный горошек, в том числе консервированные |
Сырки творожные | Фрукты свежие, консервированные |
Изделия творожные более 9% жирности | Сухофрукты: курага, чернослив, изюм |
Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров | Макаронные изделия, крупы |
Острые соусы, кетчупы, майонез, уксус, горчица, хрен, перец острый | Яйцо |
Карамель, в том числе леденцовая | Сыр |
Кремовые пирожные и торты | Хлеб ржаной и пшеничный |
Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности | Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные 2,5-3,2% жирности |
⠀
Помимо этого запрещено приготовление блюд из мяса диких и сельскохозяйственных животных и птицы, а также рыбы, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу.
Что касается напитков, то под запретом находятся морсы без термической обработки из плодово-ягодного сырья, газированные напитки, включая питьевую воду, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные диффузионные, то есть сделанные на основе жмыха и воды.
Полный перечень можно посмотреть в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Что готовят для школьников и почему им это не нравится?
В СССР школьные обеды готовили, опираясь на рекомендации «Книги о вкусной и здоровой пище». Впервые она вышла в 1939 году, и её авторы — главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян — сочли, что детям вредно всё жареное и острое. Основной упор в меню делался на отварное мясо, бульоны и молочные каши.
Спустя десятилетия рекомендации изменились не сильно — согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов. Приемлемы отваривание, запекание, паровая обработка, тушение и припускание. В идеале должно быть вкусно и полезно. На практике это работает не всегда. Действительно ли школьные столовые предлагают детям правильно питание?
Три основные претензии к школьному меню и с чем они связаны:
Нежелание детей есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей, избалованных сладостями и фаст-фудом. Приготовленные на пару котлеты и творожные запеканки проигрывают бургерам и чизкейку. Ещё один аргумент в защиту еды в школе — ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут его привлекать и в школе.
Дети часто жалуются, что в школьной столовой еда остывшая. Еле тёплый суп или постоявшая каша… Эту проблему необходимо решать со школьной администрацией и поставщиком услуг питания. По нормативам супы, соусы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C. Еда может подаваться к столу холодной из-за нарушения температурного режима подачи, а подогревать уже приготовленное блюда нельзя. В итоге получаем голодных детей.
Частая претензия детей и родителей к школьному питанию — скудный набор блюд и продуктов, из которых они готовятся. Хотя перечень разрешённых продуктов достаточно широкий и, казалось бы, даёт пространство для манёвра, здесь нужно помнить, что нормативами разрешена замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на другой с учётом пищевой ценности. Учитывая бюджеты, которые выделяются на школьное питание, не удивительно, что вместо мяса часто у детей в тарелках сосиски, белая рыба и нелюбимая говяжья печень, а гарниры сделаны из того, что в данный момент дешевле.
Как понять, что детские претензии к невкусной еде обоснованы?
О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости» – разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в отходы. Если на выброс отправилось более 50% предложенной еды, значит, с меню явно не всё хорошо и оно требует корректировок.
Контроль качества питания в школах
Передача на аутсорсинг услуг по предоставлению питания не освобождает школьную администрацию от контроля. Закон также разрешает участвовать в проверках и родителям учеников. Рассказываем, как это устроено.
Требования к столовой, пищеблоку и его работникам
Как и любые работники общественного питания, школьные повара должны иметь медицинские книжки. У сотрудников пищеблока, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией и занятых в приготовлении блюд, не должно быть гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также признаков инфекционных заболеваний. Для допуска к работе проводится их ежедневный осмотр школьным медиком либо назначенным ответственным лицом.
Работники столовой обязаны использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов и менять их согласно инструкции.
В пищеблоке для сырья и готовых к употреблению блюд должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь, упаковка и кухонная посуда.
В конце рабочего дня вся посуда, столовые приборы и подносы должны быть вымыты в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, либо вручную с обработкой дезинфицирующими средствами. При этом для мытья кухонной, столовой посуды и разделочного инвентаря должны использоваться разные ёмкости.
Учащиеся могут допускаться к дежурству по кухне, в том числе к чистке и нарезке сырых овощей, хлеба, к сервировке и уборке столов, а также мытью посуды, но под присмотром взрослых. Все обязательно должны работать в фартуках и шапочках или косынках.
Бракераж в школьной столовой
Бракераж готовой продукции — снятие пробы с блюда для проверки его соответствия установленному внешнему виду и вкусу.
Его проведение — обязанность школы. Для этого ежегодно создаётся специальная комиссия минимум из трёх человек. Директор образовательной организации либо его заместитель — всегда в качестве председателя. Также к бакеражу могут привлекаться медицинский работник, педагоги, повара, представители родительского комитета.
Бакеражная комиссия контролирует все аспекты работы пищеблока, качество продуктов, отслеживает правильность составления ежедневного меню, сроки реализации блюд, а также снимает пробы за 30 минут до начала их реализации.
Родительский контроль
В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». Это совершенно новый документ, не имеющий аналогов ранее.
Он официально предусматривает допуск родителей к контролю качества питания в школах, благодаря чему можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости», а также обсудить с учениками их удовлетворённость ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.
Жалобы и предложения необходимо направить школьной администрации.
Что делать, если в школьной столовой есть явные нарушения?
В этом случае обращайтесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребназдора. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, описать, в чём состоит нарушение, приложить фото и видео при наличии.
За нарушение администрации школы грозит административная ответственность согласно статье 6.6. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».
Что делать, если качество питания в школьной столовой плохое?
Когда поставщик услуги систематически допускает нарушения в организации питания, а качество блюд стабильно неудовлетворительное, необходимо воздействовать на подрядчика, привлекая нормативы и законы, или добиваться его смены.
Для начала нужно фиксировать все факты нарушений в школьной столовой – будь то использование некачественных или запрещённых продуктов, реализация просроченных блюд, их несоответствие нормам по выходу и калорийности и т.д. При этом обязательно нужно составлять соответствующий акт в присутствии представителя поставщика услуги.
Затем директор школы должен потребовать устранить нарушения. Если недочёты сохраняются, устраняются не в полном объёме или допускаются систематически, это основание потребовать расторгнуть контракт по соглашению сторон.
С данной инициативой должна выступить администрация школы.
Поскольку это грозит комбинату питания или ИП внесением в реестр недобросовестных поставщиков, на данном этапе улучшения обычно всё же наступают. Когда этого не происходит, а юридическое лицо, осуществляющее школьное питание, отказывается от добровольного расторжения договора, необходимо обращаться в суд.
Можно ли отказаться от питания в школе?
По закону ни учителя, ни администрация школы не могут принуждать вас оплачивать питание ребёнка в школьной столовой, если он не хочет там есть.
Семья имеет право написать заявление в свободной форме на имя директора образовательного учреждения о том, что вы будете самостоятельно обеспечивать питание ребёнка в течение учебного времени. Требование справки от врача о том, что питание на общих основаниях в школе не рекомендовано ученику в связи с каким-либо заболеванием неправомерно.
Роспотребнадзор также не запрещает ребёнку питаться едой, принесённой из дома. В приложении к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сказано, что «пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления не допускается при организации питания детей», и многие ошибочно восприняли это как запрет на употребление в школе любой принесённой с собой пищи. Однако в действительности это значит, что домашние продукты нельзя использовать именно в организованном питании всей школы.
Школьное питание — тема, которая волнует всех родителей. Качество блюд порой вызывает вопросы, да и детские жалобы на эту тему не редкость. Регулируют качество пищи и порядок её предоставления, в том числе бесплатного, множество нормативов, но и сами родители могут подключиться к процессу контроля. Разобраться во всех нюансах на самом деле не так сложно. Законодательство позволяет добиться существенных улучшений в работе школьной столовой, а также вовсе отказаться от её посещения.