Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

БАБУШКИНЫ КРАСКИ

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Оглавление

Цветовая гамма одежды Древней Руси.

Красители и типы тканей.

Введение

Выбор темы исследования.

На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?

Цели исследования.

Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.

Задачи исследования.

Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;

Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.

Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

Применить полученные краски для окрашивания тканей.

Объект исследования: различные природные материалы.

Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.

Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.

Цветовая гамма одежды Древней Руси

Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.

Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.

Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.

Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.

Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.

Красители и типы тканей

В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.

Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.

Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.

Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.

Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.

Основная часть

Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.

Все используемое сырье я разделила на восемь групп:

1.Овощи.

Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.

Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:

1. Измельчаю кусочек тыквы.

В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.

Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.

Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.

Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.

При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.

2. Ягоды.

Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.

3. Корни растений.

Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.

Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.

4. Цветы растений.

5. Кора растений.

6. Листья растений.

7. Семена растений

8.Мох

Выводы

Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.

Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.

Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.

Заключение

Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.

Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.

В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.

Используемая литература

1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.

2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.

4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.

Источник

Как красили нитки и ткани на Руси? Наглядный пример

Как же окрашивали свои ткани восточные славяне?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, следует оговориться, что органические соединения (в том числе нити и ткани) достаточно плохо сохраняются. Поэтому о текстиле наших предков мы можем судить по не столь многочисленным экспонатам, плюс, со временем они теряют изначальный цвет. Но все-таки до нашего времени дошло достаточно примеров того, как в старину красили ткани. Делая анализ полуистлевших кусочков текстиля, ученые узнают древние секреты.

Исследуя находки, специалисты пришли к выводу, что красили растениями текстиль вплоть до второй половины XIX века. После этого стали популярны и достаточно дешевы анилиновые красители, дающие более яркие оттенки, и старинные рецепты покраски ушли в прошлое. Любопытно, что во времена Первой мировой, когда достать химические красители было проблематично, текстиль снова начали окрашивать «дедовским» способом. Ведь многие еще помнили, как это делается.

Для создания очелья за основу бралась тесьма, которая на картинке ниже представлена под № 7
Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси
Вот как происходила окраска у Элизабет:

Красила нитки черной смородиной, мареной красильной и корой дуба:
1.Смородина.
Выдавила сок смородины (меньше 1 кг было), жмых обдавала водой несколько раз чтобы больше красителя выжать, отжимала его. Нитки залила этим соком, стояло несколько часов (может больше), потом полоскала в растворе воды с железным купоросом ( его бросала на глаз). Получились пятна, поэтому решила часть ниток ещё раз прополоскала в таком же растворе. Пятна не убрались, но цвет стал насыщеннее.
2. Марена. Марену замачивала в воде, потом вываривала часа два в воде, вынимала её и в этом растворе некоторое время варила нитки. Это всё на маленьком огне, не доводя до кипения. После полоскала в слабом уксусном растворе. Небольшую часть через некоторое время решила осветлить и прополоскала в растворе с алюмокалиевыми квасцами.
Вторую порцию ниток варила при такой же температуре в растворе марены с небольшим добавлением квасцов. Потом второй раз варила в новом растворе марены, но уже без квасцов.
3. Дуб. Варила несколько часов кору дуба в дождевой воде, потом в растворе томились нитки, разделённые на 3 части и 3 лоскутка льна (тоже без кипячения). Через час-два одну часть просто промыла проточной водой, вторую ополоснула в железном купоросе, а третью в медном. В эту же воду закинула 2 порции ниток, проделала тоже самое. Потом одну ополоснула в железном купоросе, а вторую в квасцах.

А вот результат и уже с височными кольцами
Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

На примере создания этой вещи мы можем проследить, каким трудоемким был процесс создания одежды в старые времена. Кроме того, практически каждый символ нес смысловую нагрузку, соответствовал полу, возрасту и статусу носителя. Не бывало вещей «одноразовых», и потому вещи шились и окрашивались, что говорится «на века».

Источник

Натуральное крашение ткани. Красный цвет

Самым популярным цветом для одежды в древности был красный. Людям при создании жилища и одежды всегда хотелось быть подальше от природы, создавать новое, яркое и уникальное. Цвета, которые было получить сложно, являлись в одежде самыми ценными, дорогими, и являлись принадлежностью знати. Красный — один из таких цветов.
Все мы с детства помним словосочетания «красна девица», «красно солнышко», «Красная Площадь» — выражение традиционного понятия о красивом. Один из самых ярких, необычных для повседневной жизни средневековья, богатых и знатных цветов определял понятие красивого в целом.

Зачем это надо сейчас?
В наши дни, когда можно пользоваться стойкими красителями, произведенными на фабрике, возникает вопрос: зачем нужно аутентичное крашение. Ответ однозначный — нужно. И нужно для того, чтобы быть ближе к природе, чтобы развивать свои творческие способности и получать интересные и, порой, неожиданные результаты. Чтобы занять ребенка увлекательным делом, чтобы получать ни на что не похожие покраски для дальнейшего создания одежды, кукол, домашнего текстиля. Цвета получаются яркие и интересные, правда не всегда получатся одинаковые цвета по одному рецепту, поскольку сырье и условия крашения, время покраски всегда немного отличаются.

Что можно красить?
Красить можно лен, хлопок, шерсть, шелк и другие натуральные волокна — пряжу и ткани. В зависимости от типа волокна, краска будет впитываться с большей или меньшей силой, от этого зависит и интенсивность цвета. Шерсть и шелк приобретут более яркие цвета. На ровность окрашивания может влиять влажность, новизна ткани, химический состав воды, дата выпуска химикатов, опыт красильщика, особенности инструментов, время покраски, наличие или отсутствие закрепителя, и другие факторы. Раствор должен быть свежим и правильно приготовленным.

Есть люди, которые считают, что в красный можно покрасить любой красной ягодой или, например, свеклой. Разочаруем — это не так. От ягод чаще всего получается цвет сизый, серый или розовый, от свеклы может получиться как серый, так и оранжевый, весьма неяркий и быстро выгорающий цвет. Поэтому предлагаем вам ягоды и овощи скушать, так от них будет гораздо больше радости и пользы. А красить мы будем растениями и веществами, которые использовали с глубокой древности, они проверены многократными опытами и дают действительно яркие цвета. Чем могли красить в древности, если под рукой не оказывалось ярких химических красителей красного цвета? Существуют довольно яркие аналоги, которые можно получить из растений, о них мы и расскажем.

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Красители

Марена (крапп) — краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum) — мы его поместили на заглавном фото. Растение известно с глубокой древности во всех частях цвета, в основном, хорошо себя чувствует в Средиземноморье и причерноморье. Грекам и римлянам марена была известна под названием Erytrodamus и Vorentia. С середины XVIII века марена была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии, на Кавказе. Для крашения используются только корни марены, которые необходимо собрать, промыть, нарезать и высушить. О марене мы расскажем поподробнее немного ниже, а пока расскажем еще о нескольких красильных растениях и насекомых.

Кошениль — краситель, который получают путем экстракции из высушенных самок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellirera (а затем разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Насекомых собирают, умерщвляют горячей водой или сушат в коробках при высокой температуре в специальных печах. Сухая кошениль похожа на зерно буровато-серебристого цвета, состоит из воска кокцерина. Мы ей красили, но это требует отдельного специального рассказа. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название «канцелярское семя». Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году. Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке и свету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной). Цвет получается сказочный, похожий на фуксию, малиновые оттенки, винно-красный и другие яркие тона с уклоном в малиновый, они более холодные по цвету чем те, которые получают от марены. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой и парфюмерный краситель.

Кермес — краситель, известный еще до открытия Америки и добываемый из самок червеца Cuccus ilicia, живущего на листьях кустарникового дуба Quercus ilex (Европа, Северная Африка). Кермес заменил пурпур, но впоследствии был вытеснен мексиканской кошенилью. Существует несколько разновидностей кермеса: польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики; восточный кермес, или армянская кошениль Poiphyraphora Hamelii, распространенная на корнях злаковых растений в солончаках Араратской долины. Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков — червец, у чехов и — червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии — червенец). Красящее вещество извлекали из насекомых так же, как из кошенили. Краситель — кермесовая кислота, близкая карминовой. В XVIII-XIX веках кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. В кермесе содержится меньше красителя, чем в кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью. Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество.

Орсейль — краситель, добываемый из лишайников Roccella tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашеная без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции и имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура. В конце XVIII века краситель ввозили в Гавр, Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века. Красящее вещество растения орсеин осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяли при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок. Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляли на протяжении ХIV-XIX веков во всех европейских странах в значительных количествах.

Сафлор (Carthamus tinctorius) — однолетнее растение, родиной его является Египет и Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян в цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цветы. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали и высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя (картамина), лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель. Красный краситель сафлора (картамин) окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой. В Европе сафлор начали применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревне. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе.

Красный сандал — краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева Pherocarpus santalinus, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон. Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Шерсть окрашивали сандалом непосредственно, однако обычно и в этом случае краситель закрепляли по хромовой протраве. Довольно красивый красный оттенок на шерсти получался при предварительном пропитывании шерсти винным камнем и хлоридом олова. Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая. Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах.

Фернамбук — бразильское дерево или цезальпиния (Cacsalpinia), относящееся к семейству Fabaceae и произрастающее в Америке и Ост-Индии. В продаже имелось несколько сортов фернамбука, отличающихся местом произрастания и оттенком даваемого цвета. Красящий бесцветный пигмент дерева — бразилен — экстрагировали водой из размельченных древесных стружек, а затем экстракты под действием кислорода окрашивались в красный цвет, так как бразилен окислялся в окрашенный бразилеин. Прежде перед крашением измельченной стружке давали претерпеть ферментативный процесс, в результате чего окраска всегда была более яркой и интенсивной. Для крашения шерсти (реже шелка) применяли соли алюминия, олова и хромовой кислоты, а еще чаще их смесь, и при этом получали довольно яркие оттенки красного цвета. Крашение вели в кислой среде. В конце XIX века фернамбук применяли только в ситцепечатанье, причем окраски отличались очень низкой прочностью к свету и мылу. Протравами служили соли олова и алюминия. Часто красное дерево применялось в смеси с мареной для окрашивания тканей в различные оттенки красного цвета.

Подмаренник — растение, которое иногда используется в качестве замены марены. Русское название рода «подмаренник» объясняется схожестью этого растения с мареной (Rubia) — травянистым растением, которое с древности было известно своими красильными свойствами (название марены происходит от праславянского слова марати — «пачкать», «красить»). Изредка в русскоязычных источниках употребляется форма «галиум» — транслитерация научного названия. Оттенки красного можно получить при использовании алюминиевых протрав. Цвета красивые, но не очень интенсивные.

Крашение мареной в оттенки красного, розового, бордового

Рассмотрим подробно крашение мареной красильной. Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие и яркие «лаки» с различными оксидами металлов. С оксидом железа образуются «лаки» черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами — ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами — огненно-красного цвета.

Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнантовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Таким образом окрашивали кумач на ситцевых фабриках России. Турнантовое масло во второй половине XIX века постепенно вытеснялось касторовым маслом, получавшим название ализариновое масло. В России, особенно в северных районах, наряду с широко распространенной мареной для окрашивания одежды и бытовых тканей использовали корень подмаренника, содержащий те же красители, но в незначительных количествах. К концу XIX века искусственный ализарин, полученный в 1870 году, полностью вытеснил марену, культивирование и сбор которой постепенно потеряли свое значение. Синтетический ализарин сохранил прекрасные прочностные свойства натуральной марены, но уступил ей по красоте даваемого цвета. Хотя, судя по образцам ранних и поздних фабричных тканей можно сказать, что мареновое ализариновое крашение мягче и глуше по цвету, чем синтетическое.

Для крашения нам понадобится:
— бак для крашения;
— измельченные корни марены (чем мельче, тем лучше. Индусы и узбеки красят корнями, измельченными в порошок);
— вода (желательно дистилированная или мягкая с минимумом примесей, так как они влияют на цвет);
— протрава (алюминиевая или любая другая на выбор, это зависит от того, какой оттенок вы хотели бы получить);
— емкость с водой для полоскания.

Пропорции следующие:
Перед тем, как окрашивать ткань, рекомендуем протравить её в специальном растворе. Протравный раствор из расчета на 100 г материала состоит из 2-3 л воды и 10 г алюмокалиевых квасцов. Квасцы можно купить в аптеке или в магазине с химическими реактивами. Квасцевать можно во время крашения или после него, но предварительное и ровное квасцевание станет залогом хорошо впитавшейся краски и ровности окраски в целом.

Красильный раствор следует заготовить заранее. Примерно за 10-12 часов до крашения следует замочить измельченные корни марены в воде из рассчета 2-3 литра воды на 100 г ниток/ткани, корни взвесить в соотношении один к одному, то есть 100 г красителя на 100 г материала.
Время крашения зависит от того, насколько интенсивный цвет вы хотите получить. Имейте в виду, что при высыхании краска светлеет. После окрашивания следует выполоскать ткань или нитки в слабом растворе уксуса или лимонной кислоты для закрепления.

Вот примеры тканей и ниток из льна, шерсти, хлопка и шелка, которые мы красили по этому рецепту:

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

А вот еще несколько вариантов покраски мареной, когда используются другие протравы и добавки. Большинство сизых и бордовых тканей и ниток выкрашены мареной с содой, калием железосинеродистым, каустическим поташом. Коричневые оттенки можно получить с добавлением уксуса, но, по-моему, это бесполезная трата краски. Материалы для покраски — это лен, хлопок, шерсть и шелк.

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Приятного вам творчества и отличных красильных результатов!

Источник

Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

БАБУШКИНЫ КРАСКИ

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Оглавление

Цветовая гамма одежды Древней Руси.

Красители и типы тканей.

Введение

Выбор темы исследования.

На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?

Цели исследования.

Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.

Задачи исследования.

Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;

Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.

Получить некоторые органические краски растительного происхождения.

Применить полученные краски для окрашивания тканей.

Объект исследования: различные природные материалы.

Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.

Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.

Цветовая гамма одежды Древней Руси

Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.

Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.

Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.

Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.

Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.

Красители и типы тканей

В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.

Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.

Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.

Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.

Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.

Основная часть

Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.

Все используемое сырье я разделила на восемь групп:

1.Овощи.

Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.

Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:

1. Измельчаю кусочек тыквы.

В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.

Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.

Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.

Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.

При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.

2. Ягоды.

Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.

3. Корни растений.

Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.

Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.

4. Цветы растений.

5. Кора растений.

6. Листья растений.

7. Семена растений

8.Мох

Выводы

Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.

Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.

Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.

Заключение

Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.

Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.

В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.

Используемая литература

1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.

2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.

4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.

Источник

Чем наши предки ткань красили

Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши.

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси
Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи. Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано econet.ru

Автор: Валентина Пономарева

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

СЛАВЯНЕ

Беление и крашение

Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом «колорит эпохи». Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили.
Отбелке часто повергались ещё нити до заправки их в ткацкий станок, а уж готовые холсты – обязательно. Вот как мог выглядеть этот процесс в Древней Руси согласно этнографическим данным.
Для начала готовый холст или нити складывали в обширный котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Древесная зола использовалась любая, кроме черёмуховой; шла в дело и зола от соломы, например от гречишной (гречиха была исключительно популярной культурой). Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Иногда расстилали холсты и по сугробам в ясный морозный день. Считалось также, что хорошо отбеливает ткани роса; для этого холсты нередко оставляли расстеленными на всю летнюю ночь, и это служило поводом для ночных бдений и развлечения молодёжи – парни и девушки вместе ходили «зорить» холсты.
Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем битьё специальными деревянными вальками: на некоторых сохранившихся экземплярах вырезан орнамент – древние языческие символы солнца и грома. В местах, где не использовались вальки, холсты мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порою по нескольку раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили, опуская в воду «разожжённые» (раскалённые) камни. О подобной технологии рассказано в памятниках ХVI века.
Ещё в начале ХХ века для отбелки холстов в домашних условиях русскими использовалась мука, сыворотка, отруби и даже. навоз. Археологам предстоит уточнить, какими именно средствами «домашней химии» пользовались тысячу лет назад наши далёкие предки. Но вот мнение специалистов: орудия и приёмы, употреблявшиеся древними славянами, очень близки, а порой совершенно аналогичны орудиям и приёмам, применявшимся в крестьянском хозяйстве вплоть до ХIХ—ХХ веков. Причём яркие примеры такого рода консерватизма даёт именно выделка тканей!

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси
Вальки для белья: резной с рельефным изображением льва и расписной с изображением цветов в вазе. XIX век

В полной мере относится это и к методам окрашивания материй. Найденные в курганах клочки древних одежд за тысячу, а то и больше, лет в земле стали, как правило, тёмно-коричневыми или чёрными; чтобы установить их первоначальный цвет, потребовались очень сложные лабораторные методы. К работе привлекали даже криминалистов, вооружённых необходимыми приборами. В результате оказалось, что домотканые одежды наших пращуров вовсе не были однообразно бело-серыми, как их нам рисуют порой не вполне знающие люди. Древние мастерицы поистине располагали всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, – не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что овечья и козья шерсть сама по себе бывает разного цвета… Немного удивляет мнение некоторых авторов, полагающих, что тысячу лет назад славянам были известны свойства «лишь части» этих растений. Думается, правы, скорее, те, кто указывает: древние люди знали свойства деревьев и трав существенно полнее и лучше, чем они описаны в современных ботанических определителях. И следует ли отмахиваться от мнения языковедов, утверждающих, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, нежели современный? Взять хотя бы оттенки красного цвета. Слово «багряный» сегодня ещё понимают, когда же произнесёшь «чермный», обязательно переспросят: «чёрный. «, а «червлёный» сочтут то ли «золотым», то ли «червивым».

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси
Рисунок набойки из северянских курганов.
XI–XII века

Вот какие растения использовались нашими предками для получения красного цвета: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, дерябка, сычужник… «Чермный» же и «червлёный» оттенки обязаны своими названиями «червецу» – насекомому, живущему на корнях и листьях некоторых трав. Красную краску давала и обожжённая охра, а также мягкий глинистый железняк, встречавшийся и в Новгородской земле, и на юге Руси.
В жёлтый цвет красили ткани с помощью купальницы, сурепицы, бессмертника, купавки, дрока (одна из его разновидностей так и называется – «дрок красильный»), серпухи, ястребинки, василька, манжетки, щавеля, череды, ириса, золотарника, лядвицы, прыгуна, коры дикой яблони, листьев берёзы, вереска, орешника, шелухи лука.
Оранжевый цвет давал чистотел, зелёный – плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синюю краску получали из коры дуба и ясеня, цветов василька и колокольчика, из вайды, птичьей гречихи, ягод черники.

Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть фото Чем красили ткани в старину на руси. Смотреть картинку Чем красили ткани в старину на руси. Картинка про Чем красили ткани в старину на руси. Фото Чем красили ткани в старину на руси
Резные деревянные набойные доски.
XVIII–XIX века

Малиновый и фиолетовый цвет давали ягоды ежевики, коричневый – кора ивы, ольхи и крушины, чёрный – таволга, толокнянка, подбел.
А ведь эти краски можно комбинировать, добиваясь самых разных оттенков, можно ослаблять или усиливать интенсивность цвета, например от тёмно-синего до голубого!
Славяне хорошо знали, какие растения лучше окрашивают лён, какие – шерсть. Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Красили как готовую ткань, так и нитки перед тканьём для получения пёстрых тканей, например полосатых и клетчатых, для узорного тканья. Набойка рисунка с помощью пропитанной краской деревянной доски была известна по крайней мере с середины I тысячелетия нашей эры: такие ткани найдены археологами. Сперва их сочли привозными, но затем выкопали из земли и набойную доску. Учёные полагают, однако, что набойная техника применялась в основном в городах. В деревне она распространения не получила.

Источник

Как белили и красили ткани наши предки?

Сколько интересных, но забытых вещей можно найти во время переезда! Недавно в одном из самых далёких шкафчиков нашла свою льняную рубаху, засунутую туда во время другого переезда. Рубаха была вручную сшита моей мамой в тот период, когда я увлекалась историей древних славян и вообще историей древнего мира. Собственноручно обшила по краям стилизованную рубаху красной тесьмой. И благополучно убрала в самое редко посещаемое в шкафу место, т.к. началась учёба в университете, потом нашла подработку, потом уже работу — времени на увлечения оставалось меньше и меньше.

А тут достаю рубаху, любуюсь и вспоминаю. Потом приходит в голову найти купленный когда-то на «Майском дереве» в Выборге поясок. Облачаюсь! Как всё красиво и к лицу… Но заходит муж и спрашивает (потом отнекивался, что в шутку сказал), зачем я натащила на себя этот мешок. Всё, приехали. После некоторого обдумывания решила покрасить рубашку «для большей красивости». И начала искать методы, соответствующие тому времени.

Ввела около десятка бесполезных запросов на Яндексе. Нашла забавный опыт из курса физики с хлором по отбеливанию ткани, но там стоит пометка, что опыт необходимо проводить только «под тягой», т.к. хлор ядовит. Я и не собиралась, конечно, но жаль. Решила перелистать книгу Марии Семёновой «Быт и верования древних славян». А там нашлась целая глава «Беление и крашение».

И начинается она так: «Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом „колорит эпохи“. Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили».

Процесс отбелки можно поделить на несколько этапов. Для начала готовый холст или нити складывали в котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем холсты били специальными деревянными вальками или мяли ногами.

«Зорили» и отбивали холсты порой по несколько раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. О подобной технологии рассказано в памятниках XVI века. Но домотканые одежды наших предков вовсе не были однообразно бело-серыми. И следует ли забывать о мнении языковедов, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, чем современный?

Древние мастерицы располагали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, — не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.

Вот какие растения использовались нашими пращурами для получения различных цветов.
Красный: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, обожжённая охра.
Жёлтый: купальница, сурепица, бессмертник, дрок, василёк, щавель, череда, ирис, кора дикой яблони, листья берёзы, вереск, орешник, шелуха лука…
Оранжевый: чистотел.
Зелёный: плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синий: кора дуба и ясеня, цветы василька и колокольчика, вайда, ягоды черники.
Малиновый и фиолетовый: ягоды ежевики.
Коричневый: кора ивы, ольхи и крушины.
Чёрный: таволга, толокнянка, подбел.

А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Я уже подобрала себе подходящий способ окраски. Надеюсь, что этот список пригодится не только мне!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *