Чем красили ткани на руси
Как белили и красили ткани наши предки?
Сколько интересных, но забытых вещей можно найти во время переезда! Недавно в одном из самых далёких шкафчиков нашла свою льняную рубаху, засунутую туда во время другого переезда. Рубаха была вручную сшита моей мамой в тот период, когда я увлекалась историей древних славян и вообще историей древнего мира. Собственноручно обшила по краям стилизованную рубаху красной тесьмой. И благополучно убрала в самое редко посещаемое в шкафу место, т.к. началась учёба в университете, потом нашла подработку, потом уже работу — времени на увлечения оставалось меньше и меньше.
А тут достаю рубаху, любуюсь и вспоминаю. Потом приходит в голову найти купленный когда-то на «Майском дереве» в Выборге поясок. Облачаюсь! Как всё красиво и к лицу… Но заходит муж и спрашивает (потом отнекивался, что в шутку сказал), зачем я натащила на себя этот мешок. Всё, приехали. После некоторого обдумывания решила покрасить рубашку «для большей красивости». И начала искать методы, соответствующие тому времени.
Ввела около десятка бесполезных запросов на Яндексе. Нашла забавный опыт из курса физики с хлором по отбеливанию ткани, но там стоит пометка, что опыт необходимо проводить только «под тягой», т.к. хлор ядовит. Я и не собиралась, конечно, но жаль. Решила перелистать книгу Марии Семёновой «Быт и верования древних славян». А там нашлась целая глава «Беление и крашение».
И начинается она так: «Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом „колорит эпохи“. Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили».
Процесс отбелки можно поделить на несколько этапов. Для начала готовый холст или нити складывали в котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем холсты били специальными деревянными вальками или мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порой по несколько раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. О подобной технологии рассказано в памятниках XVI века. Но домотканые одежды наших предков вовсе не были однообразно бело-серыми. И следует ли забывать о мнении языковедов, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, чем современный?
Древние мастерицы располагали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, — не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.
Вот какие растения использовались нашими пращурами для получения различных цветов.
Красный: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, обожжённая охра.
Жёлтый: купальница, сурепица, бессмертник, дрок, василёк, щавель, череда, ирис, кора дикой яблони, листья берёзы, вереск, орешник, шелуха лука…
Оранжевый: чистотел.
Зелёный: плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синий: кора дуба и ясеня, цветы василька и колокольчика, вайда, ягоды черники.
Малиновый и фиолетовый: ягоды ежевики.
Коричневый: кора ивы, ольхи и крушины.
Чёрный: таволга, толокнянка, подбел.
А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Я уже подобрала себе подходящий способ окраски. Надеюсь, что этот список пригодится не только мне!
СЛАВЯНЕ
Беление и крашение
Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом «колорит эпохи». Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили.
Отбелке часто повергались ещё нити до заправки их в ткацкий станок, а уж готовые холсты – обязательно. Вот как мог выглядеть этот процесс в Древней Руси согласно этнографическим данным.
Для начала готовый холст или нити складывали в обширный котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Древесная зола использовалась любая, кроме черёмуховой; шла в дело и зола от соломы, например от гречишной (гречиха была исключительно популярной культурой). Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Иногда расстилали холсты и по сугробам в ясный морозный день. Считалось также, что хорошо отбеливает ткани роса; для этого холсты нередко оставляли расстеленными на всю летнюю ночь, и это служило поводом для ночных бдений и развлечения молодёжи – парни и девушки вместе ходили «зорить» холсты.
Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем битьё специальными деревянными вальками: на некоторых сохранившихся экземплярах вырезан орнамент – древние языческие символы солнца и грома. В местах, где не использовались вальки, холсты мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порою по нескольку раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили, опуская в воду «разожжённые» (раскалённые) камни. О подобной технологии рассказано в памятниках ХVI века.
Ещё в начале ХХ века для отбелки холстов в домашних условиях русскими использовалась мука, сыворотка, отруби и даже. навоз. Археологам предстоит уточнить, какими именно средствами «домашней химии» пользовались тысячу лет назад наши далёкие предки. Но вот мнение специалистов: орудия и приёмы, употреблявшиеся древними славянами, очень близки, а порой совершенно аналогичны орудиям и приёмам, применявшимся в крестьянском хозяйстве вплоть до ХIХ—ХХ веков. Причём яркие примеры такого рода консерватизма даёт именно выделка тканей!
Вальки для белья: резной с рельефным изображением льва и расписной с изображением цветов в вазе. XIX век
В полной мере относится это и к методам окрашивания материй. Найденные в курганах клочки древних одежд за тысячу, а то и больше, лет в земле стали, как правило, тёмно-коричневыми или чёрными; чтобы установить их первоначальный цвет, потребовались очень сложные лабораторные методы. К работе привлекали даже криминалистов, вооружённых необходимыми приборами. В результате оказалось, что домотканые одежды наших пращуров вовсе не были однообразно бело-серыми, как их нам рисуют порой не вполне знающие люди. Древние мастерицы поистине располагали всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, – не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что овечья и козья шерсть сама по себе бывает разного цвета… Немного удивляет мнение некоторых авторов, полагающих, что тысячу лет назад славянам были известны свойства «лишь части» этих растений. Думается, правы, скорее, те, кто указывает: древние люди знали свойства деревьев и трав существенно полнее и лучше, чем они описаны в современных ботанических определителях. И следует ли отмахиваться от мнения языковедов, утверждающих, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, нежели современный? Взять хотя бы оттенки красного цвета. Слово «багряный» сегодня ещё понимают, когда же произнесёшь «чермный», обязательно переспросят: «чёрный. «, а «червлёный» сочтут то ли «золотым», то ли «червивым».
Рисунок набойки из северянских курганов.
XI–XII века
Вот какие растения использовались нашими предками для получения красного цвета: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, дерябка, сычужник… «Чермный» же и «червлёный» оттенки обязаны своими названиями «червецу» – насекомому, живущему на корнях и листьях некоторых трав. Красную краску давала и обожжённая охра, а также мягкий глинистый железняк, встречавшийся и в Новгородской земле, и на юге Руси.
В жёлтый цвет красили ткани с помощью купальницы, сурепицы, бессмертника, купавки, дрока (одна из его разновидностей так и называется – «дрок красильный»), серпухи, ястребинки, василька, манжетки, щавеля, череды, ириса, золотарника, лядвицы, прыгуна, коры дикой яблони, листьев берёзы, вереска, орешника, шелухи лука.
Оранжевый цвет давал чистотел, зелёный – плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синюю краску получали из коры дуба и ясеня, цветов василька и колокольчика, из вайды, птичьей гречихи, ягод черники.
Резные деревянные набойные доски.
XVIII–XIX века
Малиновый и фиолетовый цвет давали ягоды ежевики, коричневый – кора ивы, ольхи и крушины, чёрный – таволга, толокнянка, подбел.
А ведь эти краски можно комбинировать, добиваясь самых разных оттенков, можно ослаблять или усиливать интенсивность цвета, например от тёмно-синего до голубого!
Славяне хорошо знали, какие растения лучше окрашивают лён, какие – шерсть. Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Красили как готовую ткань, так и нитки перед тканьём для получения пёстрых тканей, например полосатых и клетчатых, для узорного тканья. Набойка рисунка с помощью пропитанной краской деревянной доски была известна по крайней мере с середины I тысячелетия нашей эры: такие ткани найдены археологами. Сперва их сочли привозными, но затем выкопали из земли и набойную доску. Учёные полагают, однако, что набойная техника применялась в основном в городах. В деревне она распространения не получила.
Чем красили ткани на руси
БАБУШКИНЫ КРАСКИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Оглавление
Цветовая гамма одежды Древней Руси.
Красители и типы тканей.
Введение
Выбор темы исследования.
На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?
Цели исследования.
Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.
Задачи исследования.
Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;
Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.
Получить некоторые органические краски растительного происхождения.
Применить полученные краски для окрашивания тканей.
Объект исследования: различные природные материалы.
Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.
Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.
Цветовая гамма одежды Древней Руси
Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.
Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.
Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.
Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.
Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.
Красители и типы тканей
В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.
Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.
Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.
Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.
Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.
Основная часть
Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.
Все используемое сырье я разделила на восемь групп:
1.Овощи.
Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.
Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:
1. Измельчаю кусочек тыквы.
В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.
Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.
Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.
Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.
При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.
2. Ягоды.
Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.
3. Корни растений.
Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.
Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.
4. Цветы растений.
5. Кора растений.
6. Листья растений.
7. Семена растений
8.Мох
Выводы
Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.
Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.
Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.
Заключение
Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.
Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.
В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.
Используемая литература
1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.
2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.
4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.
Чем на Руси красили ткани в красный цвет
Люди всегда стремились продемонстрировать окружающим свою уникальность и богатство. Цвета, которые было получить сложно, являлись в одежде самыми ценными, и явно демонстрировали принадлежностью к знати. На Руси и в Российской империи особо чтился красный цвет, который стал синонимом красивого.
Но получить его было довольно сложно. Пищевые продукты вроде свеклы или ягоды не способны окрасить ткань в красный цвет, в лучшем случае — в розовый, который быстро выгорал на солнце. Поэтому, красную краску для ткани получали из насекомых и растений.
Кошениль (червец)
Кармин до сих пор применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой и парфюмерный краситель.
Добыча кошенильного червеца неоднократно интересовала Российское правительство. Так Екатерина II указом 1768 года считала необходимым «обнародовать печатными листами… в наставление упражняющимся в сыскании в России краски червеца». Позже, в 1804 году, граф Румянцев обратился к князю Куракину с просьбой «собрать сведения о известном в Малороссии червеце».
Кермес
Кермес (разновидность кошенили) — краситель используемый для получения ярко-карминного или алого цвета, известный еще до открытия Америки. Красящее вещество извлекали из насекомых так же, как из кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью.
В XVIII-XIX веках кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество.
Марена (крапп)
Марена (крапп) — краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены. Название растения происходит от праславянского слова марати — «пачкать», «красить». В русском языке, краповым называют оттенок красного, более тёмный и тусклый. Ранее краповое сукно было более дешёвым, чем красное сукно, и использовалось для изготовления ряда элементов военной формы одежды армейских нижних чинов Вооружённых сил России, имперского периода.
Грекам и римлянам марена была известна с глубокой древности. С середины XVIII века она была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии. На Кавказе также существовали значительные маренные плантации около Дербента и Шуши.
Нельзя определить точно, с какого времени в России начали разводить марену. Известно, что в 1745 году Михаил Ломоносов совместно с другими профессорами Академии наук (Гмелином и Сигезбеком) исследовал присланные из Кизляра образцы марены; было предложено произвести опыты с искусственной посадкой марены. В 1787 году правительством были выписаны семена марены из Анатолии, а в 1812 году Императорское вольное экономическое общество назначило золотую медаль и денежную награду за разведение марены лучше дикой астраханской.
Культивирование марены прекратилось лишь в последней четверти XIX века после того, как в 1868 году немецкие химики Гребе и Либерман предложили химический способ получения ализарина содержащегося в ее корнях.
Подмаренник
Растение, которое иногда используется в качестве замены марены. Русское название «подмаренник» объясняется схожестью этого растения с мареной. Изредка в русскоязычных источниках употребляется форма «галиум» — транслитерация научного названия. В. И. Даль в Толковом словаре приводит и другие местные русские названия подмаренника: подмарь, подмарица, рототник, полумаренник.
Гармалa (могильник)
Гармала обыкновенная, или могильник обыкновенный — старинное красильное растение. Из семян получали стойкий краситель для окраски шерсти и тканей в различные яркие тона (от жёлтого до красного). Эту краску раньше называли турецкой, так как в Турции ею красили национальные головные уборы — фески. В кустарном ковровом производстве по сей день пользуются красителем из гармалы
Русские народные названия растения, приведённые Н. И. Анненковым: могильная трава, дикая, чёрная и горная рута, бибика, пёсье дерьмо, пиган, сплотник, стрелина, юзерлик, юзюрлюн.
Орсейль
Орсейль — краситель, добываемый из лишайников, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашеная без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Красящее вещество растения орсеин осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяли при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок.
Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции и имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура. В конце XVIII века краситель ввозили в Гавр, Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века.
Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляли на протяжении ХIV-XIX веков во всех европейских странах в значительных количествах.
Сафлор
Сафлор — однолетнее растение, родиной его является Египет и Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян в цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цветы. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали и высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя (картамина), лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель. Красный краситель сафлора (картамин) окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском.
Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой. В Европе сафлор начали применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревне. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе.
Красный сандал (сантамин)
Красный сандал — краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), и в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Для получения красного оттенка, шерсть предварительно пропитывали винным камнем и хлоридом олова.
Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами.
Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая. Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах.
Чем наши предки ткань красили
Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши.
Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.
Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.
Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.
Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).
Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи. Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.
Желтый и коричневый
Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.
С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).
О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.
Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.
Оранжевый и красный
Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.
В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.
Голубой, синий и зеленый
Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.
Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).
Черный
Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).
«Разноцветные способности» растений
По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.
Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.
Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.
Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано econet.ru
Автор: Валентина Пономарева
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как красили нитки и ткани на Руси? Наглядный пример
Как же окрашивали свои ткани восточные славяне?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, следует оговориться, что органические соединения (в том числе нити и ткани) достаточно плохо сохраняются. Поэтому о текстиле наших предков мы можем судить по не столь многочисленным экспонатам, плюс, со временем они теряют изначальный цвет. Но все-таки до нашего времени дошло достаточно примеров того, как в старину красили ткани. Делая анализ полуистлевших кусочков текстиля, ученые узнают древние секреты.
Исследуя находки, специалисты пришли к выводу, что красили растениями текстиль вплоть до второй половины XIX века. После этого стали популярны и достаточно дешевы анилиновые красители, дающие более яркие оттенки, и старинные рецепты покраски ушли в прошлое. Любопытно, что во времена Первой мировой, когда достать химические красители было проблематично, текстиль снова начали окрашивать «дедовским» способом. Ведь многие еще помнили, как это делается.
Для создания очелья за основу бралась тесьма, которая на картинке ниже представлена под № 7
Вот как происходила окраска у Элизабет:
Красила нитки черной смородиной, мареной красильной и корой дуба:
1.Смородина.
Выдавила сок смородины (меньше 1 кг было), жмых обдавала водой несколько раз чтобы больше красителя выжать, отжимала его. Нитки залила этим соком, стояло несколько часов (может больше), потом полоскала в растворе воды с железным купоросом ( его бросала на глаз). Получились пятна, поэтому решила часть ниток ещё раз прополоскала в таком же растворе. Пятна не убрались, но цвет стал насыщеннее.
2. Марена. Марену замачивала в воде, потом вываривала часа два в воде, вынимала её и в этом растворе некоторое время варила нитки. Это всё на маленьком огне, не доводя до кипения. После полоскала в слабом уксусном растворе. Небольшую часть через некоторое время решила осветлить и прополоскала в растворе с алюмокалиевыми квасцами.
Вторую порцию ниток варила при такой же температуре в растворе марены с небольшим добавлением квасцов. Потом второй раз варила в новом растворе марены, но уже без квасцов.
3. Дуб. Варила несколько часов кору дуба в дождевой воде, потом в растворе томились нитки, разделённые на 3 части и 3 лоскутка льна (тоже без кипячения). Через час-два одну часть просто промыла проточной водой, вторую ополоснула в железном купоросе, а третью в медном. В эту же воду закинула 2 порции ниток, проделала тоже самое. Потом одну ополоснула в железном купоросе, а вторую в квасцах.
А вот результат и уже с височными кольцами
На примере создания этой вещи мы можем проследить, каким трудоемким был процесс создания одежды в старые времена. Кроме того, практически каждый символ нес смысловую нагрузку, соответствовал полу, возрасту и статусу носителя. Не бывало вещей «одноразовых», и потому вещи шились и окрашивались, что говорится «на века».
СЛАВЯНЕ
Беление и крашение
Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом «колорит эпохи». Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили.
Отбелке часто повергались ещё нити до заправки их в ткацкий станок, а уж готовые холсты – обязательно. Вот как мог выглядеть этот процесс в Древней Руси согласно этнографическим данным.
Для начала готовый холст или нити складывали в обширный котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Древесная зола использовалась любая, кроме черёмуховой; шла в дело и зола от соломы, например от гречишной (гречиха была исключительно популярной культурой). Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Иногда расстилали холсты и по сугробам в ясный морозный день. Считалось также, что хорошо отбеливает ткани роса; для этого холсты нередко оставляли расстеленными на всю летнюю ночь, и это служило поводом для ночных бдений и развлечения молодёжи – парни и девушки вместе ходили «зорить» холсты.
Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем битьё специальными деревянными вальками: на некоторых сохранившихся экземплярах вырезан орнамент – древние языческие символы солнца и грома. В местах, где не использовались вальки, холсты мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порою по нескольку раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили, опуская в воду «разожжённые» (раскалённые) камни. О подобной технологии рассказано в памятниках ХVI века.
Ещё в начале ХХ века для отбелки холстов в домашних условиях русскими использовалась мука, сыворотка, отруби и даже. навоз. Археологам предстоит уточнить, какими именно средствами «домашней химии» пользовались тысячу лет назад наши далёкие предки. Но вот мнение специалистов: орудия и приёмы, употреблявшиеся древними славянами, очень близки, а порой совершенно аналогичны орудиям и приёмам, применявшимся в крестьянском хозяйстве вплоть до ХIХ—ХХ веков. Причём яркие примеры такого рода консерватизма даёт именно выделка тканей!
Вальки для белья: резной с рельефным изображением льва и расписной с изображением цветов в вазе. XIX век
В полной мере относится это и к методам окрашивания материй. Найденные в курганах клочки древних одежд за тысячу, а то и больше, лет в земле стали, как правило, тёмно-коричневыми или чёрными; чтобы установить их первоначальный цвет, потребовались очень сложные лабораторные методы. К работе привлекали даже криминалистов, вооружённых необходимыми приборами. В результате оказалось, что домотканые одежды наших пращуров вовсе не были однообразно бело-серыми, как их нам рисуют порой не вполне знающие люди. Древние мастерицы поистине располагали всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, – не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что овечья и козья шерсть сама по себе бывает разного цвета… Немного удивляет мнение некоторых авторов, полагающих, что тысячу лет назад славянам были известны свойства «лишь части» этих растений. Думается, правы, скорее, те, кто указывает: древние люди знали свойства деревьев и трав существенно полнее и лучше, чем они описаны в современных ботанических определителях. И следует ли отмахиваться от мнения языковедов, утверждающих, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, нежели современный? Взять хотя бы оттенки красного цвета. Слово «багряный» сегодня ещё понимают, когда же произнесёшь «чермный», обязательно переспросят: «чёрный. «, а «червлёный» сочтут то ли «золотым», то ли «червивым».
Рисунок набойки из северянских курганов.
XI–XII века
Вот какие растения использовались нашими предками для получения красного цвета: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, дерябка, сычужник… «Чермный» же и «червлёный» оттенки обязаны своими названиями «червецу» – насекомому, живущему на корнях и листьях некоторых трав. Красную краску давала и обожжённая охра, а также мягкий глинистый железняк, встречавшийся и в Новгородской земле, и на юге Руси.
В жёлтый цвет красили ткани с помощью купальницы, сурепицы, бессмертника, купавки, дрока (одна из его разновидностей так и называется – «дрок красильный»), серпухи, ястребинки, василька, манжетки, щавеля, череды, ириса, золотарника, лядвицы, прыгуна, коры дикой яблони, листьев берёзы, вереска, орешника, шелухи лука.
Оранжевый цвет давал чистотел, зелёный – плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синюю краску получали из коры дуба и ясеня, цветов василька и колокольчика, из вайды, птичьей гречихи, ягод черники.
Резные деревянные набойные доски.
XVIII–XIX века
Малиновый и фиолетовый цвет давали ягоды ежевики, коричневый – кора ивы, ольхи и крушины, чёрный – таволга, толокнянка, подбел.
А ведь эти краски можно комбинировать, добиваясь самых разных оттенков, можно ослаблять или усиливать интенсивность цвета, например от тёмно-синего до голубого!
Славяне хорошо знали, какие растения лучше окрашивают лён, какие – шерсть. Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Красили как готовую ткань, так и нитки перед тканьём для получения пёстрых тканей, например полосатых и клетчатых, для узорного тканья. Набойка рисунка с помощью пропитанной краской деревянной доски была известна по крайней мере с середины I тысячелетия нашей эры: такие ткани найдены археологами. Сперва их сочли привозными, но затем выкопали из земли и набойную доску. Учёные полагают, однако, что набойная техника применялась в основном в городах. В деревне она распространения не получила.
Как белили и красили ткани наши предки?
Сколько интересных, но забытых вещей можно найти во время переезда! Недавно в одном из самых далёких шкафчиков нашла свою льняную рубаху, засунутую туда во время другого переезда. Рубаха была вручную сшита моей мамой в тот период, когда я увлекалась историей древних славян и вообще историей древнего мира. Собственноручно обшила по краям стилизованную рубаху красной тесьмой. И благополучно убрала в самое редко посещаемое в шкафу место, т.к. началась учёба в университете, потом нашла подработку, потом уже работу — времени на увлечения оставалось меньше и меньше.
А тут достаю рубаху, любуюсь и вспоминаю. Потом приходит в голову найти купленный когда-то на «Майском дереве» в Выборге поясок. Облачаюсь! Как всё красиво и к лицу… Но заходит муж и спрашивает (потом отнекивался, что в шутку сказал), зачем я натащила на себя этот мешок. Всё, приехали. После некоторого обдумывания решила покрасить рубашку «для большей красивости». И начала искать методы, соответствующие тому времени.
Ввела около десятка бесполезных запросов на Яндексе. Нашла забавный опыт из курса физики с хлором по отбеливанию ткани, но там стоит пометка, что опыт необходимо проводить только «под тягой», т.к. хлор ядовит. Я и не собиралась, конечно, но жаль. Решила перелистать книгу Марии Семёновой «Быт и верования древних славян». А там нашлась целая глава «Беление и крашение».
И начинается она так: «Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом „колорит эпохи“. Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили».
Процесс отбелки можно поделить на несколько этапов. Для начала готовый холст или нити складывали в котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем холсты били специальными деревянными вальками или мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порой по несколько раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. О подобной технологии рассказано в памятниках XVI века. Но домотканые одежды наших предков вовсе не были однообразно бело-серыми. И следует ли забывать о мнении языковедов, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, чем современный?
Древние мастерицы располагали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, — не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.
Вот какие растения использовались нашими пращурами для получения различных цветов.
Красный: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, обожжённая охра.
Жёлтый: купальница, сурепица, бессмертник, дрок, василёк, щавель, череда, ирис, кора дикой яблони, листья берёзы, вереск, орешник, шелуха лука…
Оранжевый: чистотел.
Зелёный: плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синий: кора дуба и ясеня, цветы василька и колокольчика, вайда, ягоды черники.
Малиновый и фиолетовый: ягоды ежевики.
Коричневый: кора ивы, ольхи и крушины.
Чёрный: таволга, толокнянка, подбел.
А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Я уже подобрала себе подходящий способ окраски. Надеюсь, что этот список пригодится не только мне!
Чем красили ткани на руси
БАБУШКИНЫ КРАСКИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Оглавление
Цветовая гамма одежды Древней Руси.
Красители и типы тканей.
Введение
Выбор темы исследования.
На летних каникулах мы с бабушкой ходили в краеведческий музей. Я обратила внимание на одежду наших предков: она была сшита из тканей, окрашенных в разнообразные яркие и насыщенные цвета. Мне стало интересно, чем же окрашивали ткани наши бабушки?
Цели исследования.
Выяснить какими природными материалами могли окрашивать ткань наши предки.
Задачи исследования.
Проанализировать данные в энциклопедической литературе и в сети Internet по теме исследования;
Провести анкетирование среди учащихся нашего класса.
Получить некоторые органические краски растительного происхождения.
Применить полученные краски для окрашивания тканей.
Объект исследования: различные природные материалы.
Методыисследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из книг, журналов, глобальной сети интернет, обобщение.
Проектный продукт: образцы окрашенной ткани.
Цветовая гамма одежды Древней Руси
Издавна на Руси разные слои населения использовали для пошива одежды разные материалы. Древние фрески говорят о том, что одежда знатных людей была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона.
Крестьяне сами изготавливали ткань и окрашивали её с помощью доступных растительных материалов.
Но некоторые художники изображают одежду крестьян яркой и разноцветной.
Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. В притче о доброй жене в «Повести временных лет» упомянуты «червлёны и багряны одеяния». Об этом говорят археологические находки, среди которых более половины — ткани красновато-бурых тонов, хотя попадаются и черные, и синеватые, и зелёные, и светло-коричневые.
Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был «цвет-к-оберег», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.
Красители и типы тканей
В средние века для окраски тканей использовались специализированные красильные центры, работавшие на привозном красителе, так и на местном сырье.
Исследование фрагментов тканей, найденных в ходе археологических раскопок, показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Красили ткани преимущественно растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; жёлтую — из дрока, листьев берёзы; золотисто-коричневую — из шелухи лука, коры дуба и груши.
Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет. Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда её высушенные корни и могли импортироваться.
Материалы археологических раскопок позволяют нам судить обо всём разнообразии тканей, использовавшихся на Руси для пошива одежды. Прежде всего, это были шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон (льна, конопли), а также ткани смешанного типа. Широкое распространение имело сукно и предметы из войлока.
Наиболее распространены были ткани однотонные, сотканные из шерсти естественного белого, серого, коричневого или чёрного цвета, а также белёные и небелёные ткани растительного происхождения. Встречаются и крашеные. Для окраски тканей использовались красители растительного и минерального происхождения, наиболее популярными цветами были синий, красный, зелёный, реже – жёлтый и чёрный (имеются в виду крашеные черные ткани). Чем ярче была ткань, тем больше (и более дорогого) красителя пошло на её изготовление, а значит, тем дороже она была. Помимо однотонных тканей были широко распространены ткани клетчатые и полосатые.
Основная часть
Свою работу я начала с теоретической части проекта, т.е. изучила какую одежду носили наши предки, из какой ткани, чем она была окрашена. Прочитала как приготовить сырье и окрасить ткань.
Все используемое сырье я разделила на восемь групп:
1.Овощи.
Для окрашивания тканей я взяла: тыкву, морковь, лук, свёклу.
Процесс окрашивания рассмотрю на примере тыквы:
1. Измельчаю кусочек тыквы.
В полученный сок опускаю небольшой кусочек хлопчатобумажной ткани и оставляю на 1-1,5 часа.
Вынимаю ткань и ополаскиваю водой.
Ткань сушу, глажу утюгом и вклеиваю в альбом.
Аналогичным образом я окрасила ткань моркови и соком свёклы.
При окрашивании ткани шелухой лука шелуху предварительно прокипятила 10-15 мин.
2. Ягоды.
Для окрашивания тканей я взяла: черешню, малину, чёрную смородину, виноград, чернику.
3. Корни растений.
Для окрашивания тканей, корни растений предварительно измельчила и кипятила в течении 1-1,5 часов. В полученный отвар я помещала ткань и оставляла на 1 час. Измельчённые корни дрока красильного – предварительно замочила в воде на сутки, для их набухания.
Отвары из коры, листьев, семян растений и из мха приготавливала аналогичным образом.
4. Цветы растений.
5. Кора растений.
6. Листья растений.
7. Семена растений
8.Мох
Выводы
Наиболее яркие цвета тканей получились при окрашивании отварами из корней и коры растений. Отвары из листьев и цветов растений окрасили ткани в тёплые, пастельные тона. В некоторых случаях (при окраске соком винограда, отваром корня воронца) ткань окрасилась неравномерно.
Я решила сравнить готовые краски для тканей и краски, которые приготовила сама.
Недостатки – достаточно трудоёмкий процесс изготовления, нет ярких цветов и их неудобно хранить, неравномерно окрашивается.
Заключение
Таким образом, я сделала вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
Большая часть отваров и соков окрасило ткань в тёплые бежево-жёлтые, жёлто-коричневые и красновато-коричневые тона, которые ещё называют охристыми.
Можно сделать вывод, что некоторые художники, дизайнеры одежды ошибочно изображают древние русские народные костюмы простых людей яркими красочными: синими, алыми, зелёными.
В те далёкие времена ткань окашивали разными местными растениями. И только они могли украсить одежду простого народа, в те цвета, которые я получила в результате исследования: в основном, это оттенки тёплых охристых цветов.
Используемая литература
1. Ёлкина И.И.Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.
2. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. М.: Аврора, 2009.
3. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1973.
4. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей: искусство. Часть 2, М.: Авант+, 2005.