Звезда «супер» разбавляется родным растворителем,а так-же очень хорошо идёт уайт спирит. Акриловые краски желательно водой,можно с небольшим добавлением спирта.
Вы ошибаетесь, у нас всего два магазина на весь Львов. Первый в сети супермакетов»Антошка», но туда можно не ходить, и второй непосредственно тот, что вы видели это и есть непосредственно http://a-z-models.com.ua/, только он сейчас поменял адрес, который надеемся будет, впредь, постоянным.
У нас также не шибко разгонишься. Из красок в городе появился ММ лет 10 назад и пропала 2-3 года тому, сидим на старых запасах. Потом в А-Z появилась тамия и тоже пропала. Теперь сидим на Гунзе, Mr.Hobby и Mr.Color, чему все рады, но это стоило усилий и разоворов с владельцем, честь ему и хвала, чтобы он ее заказл и стал дистрибьютором оной. Может вам стоит в вашем славном городе-герое Минске поговорить с вашим владельцем магазина, чтобы закупал товар с учетом пожеланий покупателей. В конце концов есть тырнет, через который достать любые краски не проблема, было бы желание.
Ничего, кроме как дешовое средство для тренировок работы с аэром для начинающих и полностью в этом вопросе согласен с уважаемым tagом. Боюсь, что новички разочаруются, когда увидят как лягла краска, что из этого получилолсь. После таких тренировок, у новичков вообще может пропасть интерес к моделированию и покраске аэром в частности. Если пробовать и тренироваться, то на достойных производителях. ИМХО! Даже моделисты со стажем испытывают некоторые неудобства при смене производителей краски и требуется некоторое время для изучения и адаптации к новым краскам, а начинающему вдвойне-втройне тяжелее.
Вообще-то первую модель обычно не красят, поэтому переходим сразу ко второму шагу развития моделиста – к тому моменту, как он впервые задумался о том, что ворох «голого» пластика, украшенного «переводными картинками», как-то не очень красив…
Часть 1. Самое необходимое
Самое первое, что нужно моделисту, чтобы начать отделывать модели – это деньги. Много денег. Очень много денег. Вне зависимости от того, что и какими способами вы будете красить, вам необходимы следующие вещи:
1. Собственно, сами краски (или эмали)
На различных форумах вы можете встретить ожесточенные споры «какие краски лучше», приводятся веские аргументы, порой дело будет доходить до драки. Не ввязывайтесь в такие дискуссии – во-первых, если вы с этим не работали, то ваше субъективное мнение только «подольет масла в огонь», а во-вторых, «всяк сверчок хвалит свой шесток», и каждый моделист работает теми лакокрасочными материалами, которые смог достать и к которым успел привыкнуть.
Так какую же краску выбрать?
Для окраски практически всех моделей требуются следующие краски:
Как правило, одной баночки хватает на 2-3 модели (если аэрографом красить) и 1 модели при окраске кисточкой, или 8-10 наборов солдатиков. Модель при этом средняя, типа самолета в масштабе 1:72, либо танка или солдатиков в масштабе 1:35. Для аэрографа также существуют специальные краски, очень жидкие, но их пока лучше не покупать – для кисточки они не подходят; в баночках же краска универсальна. Отсюда и разница в расходе краски – при использовании аэрографа краска разбавляется, ее «становится больше» и хватает на большее количество моделей.
2. Грунт
Это такая жидкость, наносимая на модель, которая не дает краске после высыхания отваливаться от этой модели. Для нитрокрасок и красок на водной основе грунты разные, и менять их нельзя.
Есть и еще один нюанс. Если при покраске кисточкой вы кладете нитрокраску на пластик, то она это пластик чуть растворяет, «вгрызается», и грунт не очень нужен; то при покраске водорастворимыми красками грунт необходим всегда – вода пластик не растворяет, и краска капельками соберется на поверхности. Это явление называется «адгезия», т.е. упрощенно «смачиваемость», или способность чего-то равномерно растекаться по какой-либо поверхности. Если не верите, то попробуйте простой водой равномерно «покрасить пластик». При покраске аэрографом грунт необходим всегда, вне зависимости от вида красок – краска ложится на поверхность уже «на излете» малыми порциями, и ей просто не хватит сил нормально «съесть» пластик и «приклеиться» к нему.
3. Лак
Лак необходим для того, чтобы ваша модель долго радовала ваши глаза, и вы спокойно могли бы, допустим после праздника и прелюдного показа ваших достижений, пойти и помыть модель под краном, не боясь испортить декали (переводные картинки) и краску. Лаки также бывают нитро- и водорастворимые. Если вы красили нитрокрасками, то лак может быть нитро- или акриловым (водо- или спирторастворимым); если вы красили водорастворимыми красками, то нитролак может все испортить, поверхность «вздуется» и «поднимется». Кроме этого, при использовании водорастворимых акриловых красок лаком следует покрывать чуть ли не каждый слой – эти краски крайне нежны. Обычно фирмы, выпускающие водорастворимые краски, выпускают и лаки для этих красок, так что покупайте обязательно.
Грунт, лак и краска также продается в аэрозольных баллончиках. Можете покупать как для моделей, так и для автомобилей – лишь бы цвет подошел. Растворитель для них не нужен, они уже разведенные. Но это для экстремалов с большим кошельком – расход лакокрасочного материала большой, а в квартире, помимо модели, вы покрасите все, что будет находится «на линии огня» баллончика.
4. Растворитель
Тут все просто – берите то, что на краске написано. На начальном этапе это убережет вас от лишней нервотрепки. Потом уже, когда у вас будет опыт и куча ненужных баночек с краской, можете начинать экспериментировать, покупать «сторонние» растворители и т.д. Так же как и для лаков, фирмы-производители обязательно выпускают и растворитель (иногда называется разбавитель) для своих красок. Если же написано «Разбавляется водой», то можете смело разбавлять кипяченой, а лучше дистиллированной, если достанете. Сырой из-под крана или родника разбавлять не рекомендуется, все-таки там куча всяких солей, минералов и т.д.
5. Смывка
В отличии от смывки, употребляемой моделистами в смысле «состарить модель», смывка техническая – это жидкость, которой моют кисти, инструмент, руки, мебель и т.д. и т.п. после покраски. В качестве смывки можно использовать тот же растворитель, которым вы краску разбавляли, а можно купить и специальную. Если вы красили эмалями, то смывать можно ее растворителем, а если красками – то лучше использовать специальную смывку. Инструмент лучше мыть сразу по окончании работы, иначе потом засохшую краску замучаетесь отчищать.
6. Тара
Как правило, краски в баночке густые, и эти баночки продаются залитыми «под завязку». Для работы кистью краску можно капать в крышечки от пива или водки, туда же капать растворитель, перемешать и этим красить. После окраски крышечку выбрасывать не надо – во-первых, у вас со временем накопится палитра, по которой вы можете подбирать нужный оттенок для конкретной модели.
Во-вторых в этой крышечке вы можете развести такую же краску еще раз (если попробуете развести другую, то они могут смешаться и получится другой оттенок), и в-третьих, если вы красили эмалью и у вас случится нечаянная царапина на старой модели а краски нет, вы можете попробовать развести то, что осталось в крышечке и этим «замазать». Также рекомендую зайти в аптеку или пройтись по своему дому и спросить стеклянные пузырьки из-под лекарств у старушек. Будьте уверены, они будут безмерно счастливы, если вы предложите им за каждый пузырек денежное вознаграждение. Вам, который покупает краску (а одна баночка стоит не менее двух батонов хлеба), это будет совсем не накладно, и им, в современном мире, будет очень нужно. Если вы стесняетесь, то идите в аптеку и покупайте самые дешевые лекарства в требуемой таре. На сегодняшний момент по цене одной баночки краски можно купить десяток пузырьков с «Нафтизин»ом.
Часть 2. Выбираем способ окраски
Подавляющее число моделистов можно разделить на два противоборствующих лагеря – то, кто красит кисточкой, и те, кто красит аэрографом. Не будем вдаваться в столь жаркие дискуссии, кто сильнее – слон или кит, а попробуем разобраться, чем они отличаются и что нам нужно.
Сейчас нам не важно, как мы будем красить – нам главное получить красивую модель, чтобы в следующий раз нам не сказали «Опять мазней занимаешься». Для первого раза купите модель, которую практически не надо красить – в наборе идет разноцветный пластик. Особенно этим любят баловаться производители, которые выпускают модели машинок и кораблей. Если вы видите большую, красивую, не российскую коробку с машинкой или парусным корабликом, то скорее всего там разноцветная пластмасса, хотя лучше проконсультироваться с продавцом. Вам остается только ее склеить и чуть подкрасить кисточкой для пущего эффекта. Зато вы можете сказать «Я красил!» и продолжать свой нелегкий путь в дальнейшем совершенствовании отделки моделей.
Сделали? Получили согласие домашних (мам, пап, жен, детей и т.д.) на продолжение экспериментов? Переходим дальше – покупаем модель, которую надо красить ВСЮ. ОТ и ДО.
При окраске больших поверхностей уже стоит задуматься – красить кисточкой или аэрографом? Первый способ дешевле и доступнее; зато второй красивее, быстрее и дороже. При окраске кисточками вам нужны только кисточки, а при окраске аэрографом вам нужен аэрограф и еще компрессор. Возьмите лист стекла и попробуйте его покрасить кисточкой так, чтобы было ровно, без бугров и разводов. Получилось? Тогда вам аэрограф не нужен, продолжайте в том же духе. Если не получилось – попробуйте еще раз. Не получается даже после десятого раза? Вы безнадежны, вам придется покупать аэрограф… Или аэрозольные баллончики, на первое время.
Выбрали, чем красить будете? Если кисточкой – то покупайте кисточки, всякие и разные, вкусные и сладкие, беличьи и колонковые, большие и малые, круглые и плоские… Если баллончиком – покупайте нужные цвета. Если аэрографом – то аэрограф и компрессор. В двух последних случаях вам также потребуется вытяжка. Хотя по ценам оба последних способа сравняются к концу первого года, и в дальнейшем аэрограф начнет дешеветь.
Часть 3. Сборка модели под окраску
Сначала внимательно просматриваем инструкцию по сборке. Как правило, она составлена таким образом, что модель после сборки остается недоделанной. Как? Очень просто – после приклейки последней детали вы уже не можете покрасить в большинстве мест.
Часть 4. Отделка модели.
Есть некая последовательность, которой следует придерживаться, если вы хотите получить красивую модель.
1. Подготовка поверхности
Общеизвестно, что на шероховатой поверхности краска держится лучше, чем на полированной. Однако шероховатая поверхность на маленькой модели существенно ухудшает ее вид. Поэтому перед нанесением первого слоя лакокрасочного материала модель следует сделать как можно глаже, а надежность покрытия мы достигнем другим хитрым способом, о котором поговорим ниже.
Большинство моделистов выглаживание модели производит шкуркой. Если вы будете покупать шкурку не в модельных магазинах – то берите М40 и мельче. Если в модельных магазинах – то вам там предложат готовый набор шкурок, это дороже, но и головной боли меньше. Берете шкурку, мочите в воде и трете модель до тех пор, пока не сотрете клеевые швы и заляпанные клеем части до такой степени, что они не будут заметны на ощупь.
Шкурку время от времени надо менять на более мелкую до тех пор, пока вы не ошкурите модель самой мелкой, какая у вас есть. Если на модели много выступающих маленьких частей, вроде заклепок, имитации стыков листов обшивки и т.д., то мучиться вы будете долго. Это не страшно – не стесняйтесь признаваться, что вы одну модель вышкуривали полгода. Во-первых, это подчеркнет вашу терпеливость, а во-вторых это подчеркнет то, что вы относитесь к моделированию вдумчиво, а не тяп-ляп. В дальнейшем вы найдете в себе еще много всего хорошего, а ваши домашние будут безмерно счастливы, что вы не пропиваете зарплату, не шляетесь по ночам, не изменяете жене или просто любимой девушке (некогда просто), и у вас растут золотые руки. Ну, или хотя бы делают вид…
После того, как вы все зашкурили, детали модели надо куда-то насадить (обычно это называется оправкой), чтобы не покрасить себе руки, и после окраски не держать детали до высыхания. Очень редко литники модели сконструированы так, что красить детали можно не срезая их с литников, поэтому в ход может идти все, на что упал глаз – зубочистки, те же литники от моделей, палочки от мороженого и т.д. Надо приклеить деталь к этим оправкам тем местом, которым потом она будет приклеиваться к модели. После этого оправку надо куда-то воткнуть так, чтобы деталь ничего не касалась. На первое время оправку можно класть на край стола и прижимать книгой, а на будущее придумать досочку с кучей дырочек, в которую вы будете вставлять оправки, как карандаши в стаканчик настольного письменного прибора.
Насадили? Все, детали руками больше касаться нельзя.
2. Обезжиривание
Для того, чтобы лакокрасочные материалы лучше держались, модель надо обезжирить. В ход можно пустить все, что под руку попадется – мыло, фэйри, бензин… Все, что растворяет жир. Лучше всего, конечно, обезжиривать тонким слоем спирта, но где же его столько взять? Не знаете, как обезжиривать спиртом? Делаете глоток, дышите на ватку, и этой ваткой, тонким слоем, протираете модель. Да, жалко, что спирт быстро кончился, а модель даже наполовину не обезжирена…
Ну что ж, после обезжиривания надо удалить все следы обезжиривателя – если спирт или бензин, то сам высохнет, а если мыло, фэйри или еще какая кухонная химия – то надо прополоскать модель под струей воды и поставить сушиться. Главное – не касайтесь модели руками. Если увидите соринку или волосок – смахните обезжиренной кисточкой.
3. Первичное грунтование
4. Промежуточное шлифование
Если вы не удовлетворены гладкостью поверхности после грунтования, то промежуточное шлифование – это ваш шанс все исправить. Берете самую мелкую шкурку, какая у вас есть, и шлифуете грунт. На этом этапе уже становятся заметны недочеты, допущенные при подготовке поверхности к нанесению грунта. Если у вас потек от грунта – также сошлифовываем его. Если вы увлеклись, и сошлифовали грунт до пластика, то операцию грунтования в этом месте придется повторить.
5. Окончательное грунтование
Если вы использовали промежуточное шлифование, то вам просто необходимо произвести эту операцию. Во-первых с ее помощью окончательно покрываете всю поверхность, а во-вторых окончательно убеждаетесь в том, что ровность поверхности вас удовлетворяет (на этом этапе вы как бы имитируете нанесение краски). Если поверхность вас не удовлетворяет (видны риски от шкурки), то либо вы шлифовали очень грубой шкуркой, либо при промежуточном шлифовании что-то упустили. Способы устранения неисправностей – повторите пункты 4 и 5 еще раз, уменьшая величину зерна шкурки и увеличивая длительность обработки методом ошкуривания.
6. Нанесение основного тона
Посмотрите внимательно на схему окраски и прикиньте, зон какого цвета больше (по площади). Это и будет основной тон. Исключение составляют светлые тона – желтый, серебряный, красный, голубой, светло-серый и т.д. Если основной тон светлый, то всю модель лучше всего сначала окрасить белой краской (на ней светлые цвета смотрятся ярче), а уж потом нанести основной тон. Основным тоном можно окрасить всю модель при условии, что это не красный цвет. Задувать с одного захода модель не стоит, лучше нанести несколько тонких слоев. Если вы работаете водорастворимыми акриловыми красками, то после нанесения последнего слоя следует покрыть модель бесцветным лаком.
На этом этапе риски от шкурки становятся еще заметнее. Если вы не хотите их видеть, повторите пункты 4 и 6. Если при этом вы опять прошкурили краску и грунт до пластика, то надо выполнить пункты 4, 5, 6; при этом пункт 5 выполняется не на всей модели, а только в тех местах, где вы дошли до пластика.
7. Нанесение камуфляжа
Неосторожным движением кисти или аэрографа вы можете испортить весь внешний вид модели, поэтому внимательно отнеситесь к этой операции. Вообще-то каждый моделист выполняет нанесение камуфляжа своим любимым способом, но есть несколько правил, которых придерживаются все. Вот они: сначала наносятся светлые тона, затем темные; нерабочие (не окрашиваемые) участки закрываются масками (все, что угодно – от листка бумаги и скотча до всяких спецжидкостей). Также, как и при нанесении основного тона, окрашивать с одного захода модель не стоит, лучше нанести несколько тонких слоев. Если вы работаете водорастворимыми акриловыми красками, то после нанесения последнего слоя следует покрыть модель бесцветным лаком. Если камуфляж многоцветный, то лаком следует покрывать после каждого нанесения цвета.
8. Окончательная отделка
Тут уж творите, что хотите – собирайте модель, наносите декали, старьте, смывайте… Нет на этом этапе строгих рекомендаций – каждый сам за себя, каждый строит, что он хочет и как может. Иногда удобнее нанести декали, а потом склеить, а иногда склеить и потом нанести декали. Только вот старить лучше всего после – чтобы старить одновременно и модель, и декаль.
Часть 5. Заключение
Если вы внимательно прочитали всю статью – вы можете заниматься моделизмом! Самое главное терпение, а остальное приложится. Моделизм – он такой, большого времени требует…
Для более детального ознакомления рекомендуются все статьи с данного сайта.
Мастер-класс №5. Пособие для новичков, окраска кистью. Т-34/76 (Звезда 1/72)
Всем привет! Мы посвящаем этот материал в первую очередь новичкам моделизма, тем, кто только начинает свой путь в этом увлекательном хобби.
Вам не понадобятся дорогостоящие материалы и оборудование. Мы покрасим модель и нанесём все следы эксплуатации без помощи аэрографа, только кистями!
Процесс создания модели описан достаточно подробно, наберитесь терпения и прочитайте всё внимательно.
Клей для полистирола лучше купить хороший, расход его небольшой, и хватит надолго. Мы не настаиваем на конкретном производителе. Купите тот, который будет доступен. Самый лучший результат даст тот, в названии которого содержатся слова «EXTRA THIN» или «супертекучий», «затекающий».
Шпаклёвка однокомпонентная, предназначенная для моделизма. Производитель не столь важен, но лучше выбирать «именитые» и проверенные бренды. Для нанесения шпаклевки очень удобно использовать стоматологический шпатель, подойдет и небольшая плоская отвертка.
6
Внимательно изучаем содержимое коробки, видим, что литьё довольно качественное. В наборе присутствует небольшая декаль с опознавательным знаками и надписями
7
Вариант сборки танка один и позволяет собрать модель Т-34-76 образца 1943 года, причём облик и деталировка машины переданы довольно достоверно
8
При отделении деталей от литниковых рамок старайтесь откусывать их с небольшим запасом. То есть лучше зачистить следы от литников потом, срезав лишний пластик, чем шпаклевать следы
9
Хоть производитель и говорит о том, что модель можно собрать без клея, но для того, чтобы получилась не просто игрушка, а модель-копия, клей понадобится. Детали корпуса и башни лучше собрать с клеем. Надо будет немного и шпаклевать, обратите внимание на стыки с обратной стороны гусеничных полок, переднюю и заднюю часть корпуса и стык на башне. Здесь может понадобится шпаклёвка
10
Соединив корпус, мы берём каплю клея на кончик кисточки (она обычно идёт вместе с баночкой текучего клея, но можно использовать ненужную тонкую круглую синтетическую кисть № 0–1 или обычную швейную иглу) и наносим на стыки. За счёт капиллярного эффекта клей растекается по щелям, заполняет их, осталось немного сжать детали и подождать одну-две минуты. Полное высыхание клея занимает не менее суток, спешка тут не нужна
11
При отделении и зачистке катков нужна особая осторожность и аккуратность, не отрежьте лишний пластик и хорошо зачистите места, где детали крепились к литникам
12
Для последующей окраски и тонировки катки удобно насадить на зубочистки
13
Начинаем сборку ходовой части. Соберите гусеницы по инструкции, ведущее и ведомое колесо можно вклеить на места, окрашивать мы их будем вместе с гусеницей. После высыхания можно примерить гусеницы к корпусу. Проверьте, чтобы всё встало ровно и без особых усилий. В случае необходимости подрежьте оси или рассверлите отверстия в катках. Основные опорные катки не устанавливаем
14
Есть небольшая хитрость, которая облегчит вам жизнь в будущем. Оси, на которые надеваются катки, нужно защитить кусочками скотча. Так на них не попадут грунтовка и краска (которые увеличат диаметр осей), что облегчит надевание катков
15
При желании (не обязательно) можно имитировать фактуру литья на башне, хотя в масштабе 1/72 она практически незаметна. Мы возьмём старую синтетическую кисточку и при помощи шпаклёвки нанесём тонкий неравномерный слой на боковые поверхности башни. Чуть подробнее процесс описан здесь. После высыхания всех деталей мы подготавливаем модель к окраске (ее можно «искупать» в тёплой воде с добавкой пары капель любого моющего средства для посуды и хорошо высушить)
16
Очень важный этап работы — грунтовка. Цели у неё две: выявить все ошибки сборки (неровности, стыки, царапины) и создать базу для последующей окраски, т. к. акриловые краски держатся на «голом» пластике не очень хорошо. Если вы увидели, что пропустили где-то стык, потёк клея и прочие дефекты сборки, можно их исправить шпаклёвкой, зачистить и грунтовать повторно.
Старайтесь использовать грунтовки, которые предназначены для полистирола, иначе вы можете повредить модель! Грунт из баллона следует нанести в два-три тонких слоя (с промежутком в 10–20 минут), избегая образования луж и потёков. Если же потёки всё-таки появились, не исправляйте их сразу, по «мокрому». Пусть грунтовка полностью высохнет, а дефекты надо будет сошлифовать мелкой наждачной бумагой (но лучше этого не допускать и потренироваться работать баллоном на ненужном куске пластика или металла). Время полной сушки грунта — сутки
Для окраски модели мы будем использовать доступные краски от «Звезды» из серии «Мастер-акрил». Отличная акриловая краска, которую можно разводить водой, использовать как под кисть, так и под аэрограф. По неофициальной информации, это акрил фирмы Vallejo (Валехо) отечественного разлива.
Это очень важный нюанс, т. к. в продаже можно встретить и акрил старого образца от «Звезды», а это совершенно другая краска. Обращайте внимание на название на крышке и наличие надписи «Мастер-акрил»
Начнем мы с гусениц. Базовый цвет будет грязно-коричневым. Мы смешиваем чёрную (№ 20) и коричневую (№ 38) краску в пропорции примерно 50/50. Краски надо будет немного, удобно для этого использовать упаковку от таблеток или пластиковую палитру. К смеси красок добавьте 30–50% воды. Смесь должна напоминать молоко и быть полупрозрачной.
Кистей будем использовать несколько, самые ходовые — круглые и плоские № 1, 3, 5. Лучше всего использовать качественную мягкую синтетику, её хватит надолго, главное не забывать промывать с мылом после каждого использования.
Краску наносим тонким полупрозрачным слоем. Не пугайтесь, если первый слой не скроет грунтовку и будет просвечивать. Так и должно быть. Дадим высохнуть первому слою 10–20 минут. Если хотите ускорить процесс высыхания, можно подсушить детали обычным бытовым феном (не испортите пластик слишком горячим воздухом!). После этого наносим второй слой. Может понадобится и третий, и четвёртый, всё зависит от того, насколько жидко вы развели краску. Главное правило: лучше несколько тонких прозрачных слоёв, чем один густой и толстый. Из опыта окраски данной модели — хватило трёх слоёв
Продолжение ↓
Ежемесячный конкурс в разделе «Моделизм»
Очень важный этап. Можно сказать — ключевой.
Следует попробовать цвет на небольшом кусочке пластика или металла, на который нанесена та же самая грунтовка, что и на модель. Это поможет избежать ненужных сюрпризов. Акриловые краски могут слегка темнеть или же светлеть после высыхания.
Как и говорилось в п. 18, последовательно наносим несколько очень жидких слоёв краски. Л учше всего это делать мягкой качественной кистью № 3–4
В первую очередь более тонкой кистью прокрашиваем труднодоступные стыки, решётки, мелкие детали. После этого наносим равномерным слоем краску по всей модели более широкой кистью. Старайтесь проходить одну поверхность за один раз, не наносите толстый слой краски на одно место. На фото итог первого слоя.
Будет ещё два аналогичных слоя
21
Пока сохнут корпус и башня, можно нанести металлик на беговые поверхности катков (обратите внимание, на модели два типа катков: с обрезинкой и без). Опять жидко разведя краску (+30–50% воды), тонкой кистью цветом «воронёная сталь» № 08 окрашиваем беговые дорожки (части катка, которые «катятся» по внутренней стороне гусеницы). После полного высыхания краски натираем эти поверхности грифелем от мягкого простого карандаша, имитируя блеск стали
22
На башню нанесено три слоя краски, грунт из-под краски не просвечивает, значит, можно приступать к тонировке. На этом этапе можно покрыть всю модель тонким слоем акрилового водорастворимого матового лака. Методы нанесения такие же, как для базового слоя: 1) хорошо перемешать; 2) развести водой; 3) нанести тонким слоем мягкой кистью. Есть небольшая хитрость : если лак скатывается каплями и не хочет ложиться на краску, в смесь воды и лака можно добавить маленькую каплю моющего средства для посуды (буквально на кончике зубочистки), это добавит смачиваемости нашей смеси, и лак ляжет ровнее и равномернее. После высыхания лака можно приступать к тонировке
Начнём мы с «фильтра». Многие понятия и термины тонировки мы уже ранее расшифровывали в статье о создании масштабной модели танка Т-34/76 (1/35), всё на 99% можно повторить оттуда, некоторые из моментов мы опишем более детально.
Реальный танк подвергался воздействию солнца, дождя, перепадам температур, на него попадали грязь, масло, топливо. Поэтому необходимо уйти от однородного зелёного цвета и немного его усложнить.
Один из приёмов тонировки — эффект под названием «фильтр». Для этого очень жидко разводим коричневую (в нашем случае) художественную масляную краску с уайт-спиритом «Тиккурила» 1050 (этот разбавитель имеет очень слабый запах и очень удобен в работе). Наша смесь должна иметь консистенцию «грязной воды», т. е. краски там должно быть буквально 3–5%. На модель танка в 1/72 хватит 1 мл смеси, не более. Полученным раствором покрываем всю модель мягкой широкой плоской кистью, не допуская потёков и скоплений краски. Слой должен совсем чуть-чуть изменить оттенок базового цвета, его практически не будет видно. Можно проверить действие фильтра на чистой бумаге, она должна слегка изменить оттенок и стать немного грязной. Оставляем сохнуть модель на 1–2 суток. Цвет нашего «фильтра» необязательно должен быть коричневым. Можно пробовать серые и прочие цвета. Каждый придаёт базовому цвету свой оттенок. Очень интересные сочетания даёт применение «фильтров» разных оттенков последовательно, друг за другом. Для информации: «фильтры» можно купить и готовые, многие модельные фирмы выпускают подобную продукцию.
Пришло время нанести декали, это можно сделать и до фильтров, тогда надписи и обозначения будут выглядеть более грязными и тёмными. В идеале для нанесения декалей следует применять специальные жидкости, но можно обойтись и без них. Если поверхность краски достаточно глянцевая и ровная, то большинство декалей переводятся на поверхность без особых проблем. Можно покрыть места, где будут находится декали, тонким слоем глянцевого лака, аналогично тому, как мы наносили слой матового.
Отмачиваем декаль в тёплой воде, сдвигаем её с подложки, наносим на модель и смачиваем кистью сверху спецраствором, ожидаем 5–10 минут, декаль размягчается. После этого её следует прижать слегка смоченной водой ватной палочкой к поверхности и тщательно разгладить. Главное не допустить попадания воздуха между моделью и декалью. Сейчас подобные жидкости производят многие модельные фирмы, но можно использовать одеколон или спирт. Опять же пробуйте на ненужных обрезках декалей и на кусочке пластика, окрашенном базовым цветом и покрытым лаком, тем же, что и ваша модель. Некоторая химия для декалей может повредить нижние слои краски. Тут железно действует правило «7 раз пробуй — 1 раз делай».
Наши эмблемы нужно защитить ещё одним слоем матового лака. Некоторые могут возразить, что для дальнейшей тонировки лучше нанести полуматовый или глянцевый лак. Это не совсем так. Если наносить матовый лак кистью, то в большинстве случаев поверхность получится скорее полуматовой или полуглянцевой, в отличие от нанесения аэрографом
Далее идут традиционные приёмы моделизма: «масляные точки» и «смывка». У нас эти этапы фактически объединены в один.
«Масляные точки» — нанесение мелких точек художественными масляным красками на модель с последующим размытием и растушёвыванием чистой кистью. Они тоже усложняют базовый цвет. Фактически это тоже «фильтр», но который смешивается на модели и имеет разный оттенок на разных частях модели.
1. Наносим мелкие точки белой, жёлтой и коричневой краски на модель, чуть касаясь поверхности. На горизонтальные поверхности (крышки люков, ящиков и пр.) и мелкие выступающие элементы наносим более светлые оттенки. 2. Чистой кистью с небольшим количеством разбавителя размываем эти точки, почти стерев с модели. 3. На поверхности остаётся чуть-чуть краски, которая имитирует выгорание краски и небольшие скопления пыли и грязи. Эффект должен быть еле заметным. Сушить одни сутки минимум
Мы продолжаем, пора подчеркнуть мелкие элементы и детали, дать «больше контраста».
После этого лучше отложить модель на пару дней, пусть художественное масло полностью высохнет, а мы займёмся подставкой
28
Подставку было решено оформить в виде пола ангара из игры, но с необычным воплощением этой идеи. Нам пригодилась бумажная брошюра «КВ-122 и новогодний ангар». Мы распечатали страницу № 13 из брошюры с настройками масштаба 69% (т. к. брошюра имеет масштаб 1/50) и получили размер элементов примерно 1/72, что соответствует нашему танку. Из этой брошюры можно взять бочки и ящики — если их аккуратно собрать и покрыть матовым лаком, то выйдет очень зрелищно и копийно. При желании можно сделать и мини-диораму, полностью собрав ангар из бумаги и картона
29
Основу подставки вырезаем из двух кусков вспененного ПВХ (поливинилхлорид) толщиной 5 мм. Его можно купить в магазинах стройматериалов или «Сделай сам». Этот материал очень легко режется острым ножом. Торцы следует зашлифовать наждачной бумагой, между собой детали склеены суперклеем
30
Пришло время нанести пыль и грязь, увлекаться мы сильно не будем, но немного нанести надо, т. к. танк у нас «не с завода», а повоевавший. Составы для грязи производятся и продаются в готовом виде, но мы сделаем самодельную «алхимию». Возьмём пигмент грязно-коричневого цвета или смешаем несколько оттенков (пигмент придаст не только цвет, но и небольшой объем грязи), смешаем его с водой, каплей ПВА и строительной шпаклёвкой по дереву. В принципе, смесь для грязи может иметь десятки, а то и сотни «рецептов». Главное воссоздать фактуру и цвет. Можно пробовать смешивать акриловые краски, сухую строительную шпаклёвку, зубной порошок и пр.; можно и замешать грязь на основе эмалевых красок (алкидная краска + сухая шпаклёвка + разбавитель), но высохнет быстрее и удалить, в случае ошибок, будет сложнее.
Немаловажный нюанс (как и в случае окраски акрилом): многие смеси для имитации грязи достаточно сильно светлеют после высыхания.
Смесь нанесена старой короткой синтетической кистью на корпус (на днище, под гусеничные полки, за катки и на низ переднего и заднего бронелистов).
31
Больше всего наносим грязи на те места, где она летела из под гусениц и могла налипнуть на реальный танк, включая щитки гусениц. Для этого применяем технику «набрызга». Используем короткую жёсткую кисть с небольшим количеством смеси для грязи. Проводим пальцем по верхней части щетины кисти, щетинки распрямляются и смесь летит с кисти. Следует немного потренироваться с этой техникой, чтобы не «наляпать» на модель лишнего. Если это все таки произойдёт, излишки удаляются чистой кистью, смоченной в воде. Фактически мы плавно переходим к следующей стадии и «потёкам»
32
Очень красивые эффекты даёт размытие границ между чистой поверхностью и грязью. Для этого нужна всего лишь чистая неширокая кисть и вода. Немного смочив кисть, совершая движения сверху вниз, мы делаем плавный переход от чистого к грязи. После каждого движения промываем кисть. Получается эффект, как на реальной бронетехнике, когда дождь и его потёки смывают грязь с корпуса и башни. Можно нанести небольшое количество смеси
33
Гусеницы у нас окрашены в базовый тёмно-коричневый цвет. На них тоже надо нанести небольшие загрязнения. Мы используем ту же смесь, что и на корпусе (пигменты + вода+ ПВА + немного акриловой шпаклёвки). Смесь должна быть довольно жидкой, менее густой, чем при загрязнении корпуса. Наносим её на внешнюю сторону гусениц тонким слоем, даём немного просохнуть. Затем ватной палочкой или чистой тряпочкой стираем лишнее, получается въевшаяся застарелая грязь-пыль.
После полного высыхания грязи наносим на выступающие части гусениц (грунтозацепы, боковые части траков) и на внутреннюю сторону (беговую дорожку, ту часть, которой касаются катки) графит, натирая поверхности мягким карандашом 5-6M, аналогично п. 21.
34
Торцы подставки загрунтованы из баллона и окрашены тёмно-серой краской ( шаровый № 42). Так же как и базовый цвет, мы разводим краску на 30–50% водой и наносим в два-три слоя мягкой кистью. Участок бетонного пола ангара вырезан из распечатки (см. п. 28) и приклеен к подставке обычным универсальным клеем («Момент» и аналоги). Если поверхность получилась слишком блестящей, можно покрыть подставку тонким слоем матового акрилового лака (если вы распечатали «бетонку» на струйном принтере, проверьте, не размажет ли лак чернила)
35
Пришло время установить на модель буксировочные тросы. Это фактически единственная деталь, которую мы переделаем (можно оставить и тросы из набора, аккуратно зачистить и окрасить, если нет желания переделывать). Подбираем подходящую синтетическую нить, в нашем случае она уже серо-чёрная, что облегчит окраску.
Многожильный провод с тонкими проводками нам понадобится, если будет желание сделать антенну для модели. Но это не обязательно, есть много исторических фото, на которых антенна на Т-34 отсутствует.
Пришло время финальных штрихов. Мы устанавливаем тросы на модель, аккуратно закрепляя их пинцетом на капли суперклея.
Для имитации потёртостей на гранях корпуса и башни мы используем (как и при тонировке гусениц и катков) простой мягкий карандаш 5-6M. Аккуратно натираем им грани корпуса, люков и надгусеничных полок и прочие места, где краска могла стираться из-за погоды и действий экипажа. Излишки графита можно растереть жёсткой короткой кистью и даже пальцем.
P.S. Если вас немного пугают премудрости тонировки (начиная с п.23), то можно все приемы и не применять на первой модели, сделайте хотя бы смывку, зрелищность вырастет в разы по сравнению с танком, на который нанесен только базовый цвет.
Вообще-то первую модель обычно не красят, поэтому переходим сразу ко второму шагу развития моделиста – к тому моменту, как он впервые задумался о том, что ворох «голого» пластика, украшенного «переводными картинками», как-то не очень красив…
Часть 1. Самое необходимое
Самое первое, что нужно моделисту, чтобы начать отделывать модели – это деньги. Много денег. Очень много денег. Вне зависимости от того, что и какими способами вы будете красить, вам необходимы следующие вещи:
1. Собственно, сами краски (или эмали)
На различных форумах вы можете встретить ожесточенные споры «какие краски лучше», приводятся веские аргументы, порой дело будет доходить до драки. Не ввязывайтесь в такие дискуссии – во-первых, если вы с этим не работали, то ваше субъективное мнение только «подольет масла в огонь», а во-вторых, «всяк сверчок хвалит свой шесток», и каждый моделист работает теми лакокрасочными материалами, которые смог достать и к которым успел привыкнуть.
Так какую же краску выбрать?
Для окраски практически всех моделей требуются следующие краски:
Как правило, одной баночки хватает на 2-3 модели (если аэрографом красить) и 1 модели при окраске кисточкой, или 8-10 наборов солдатиков. Модель при этом средняя, типа самолета в масштабе 1:72, либо танка или солдатиков в масштабе 1:35. Для аэрографа также существуют специальные краски, очень жидкие, но их пока лучше не покупать – для кисточки они не подходят; в баночках же краска универсальна. Отсюда и разница в расходе краски – при использовании аэрографа краска разбавляется, ее «становится больше» и хватает на большее количество моделей.
2. Грунт
Это такая жидкость, наносимая на модель, которая не дает краске после высыхания отваливаться от этой модели. Для нитрокрасок и красок на водной основе грунты разные, и менять их нельзя.
Есть и еще один нюанс. Если при покраске кисточкой вы кладете нитрокраску на пластик, то она это пластик чуть растворяет, «вгрызается», и грунт не очень нужен; то при покраске водорастворимыми красками грунт необходим всегда – вода пластик не растворяет, и краска капельками соберется на поверхности. Это явление называется «адгезия», т.е. упрощенно «смачиваемость», или способность чего-то равномерно растекаться по какой-либо поверхности. Если не верите, то попробуйте простой водой равномерно «покрасить пластик». При покраске аэрографом грунт необходим всегда, вне зависимости от вида красок – краска ложится на поверхность уже «на излете» малыми порциями, и ей просто не хватит сил нормально «съесть» пластик и «приклеиться» к нему.
3. Лак
Лак необходим для того, чтобы ваша модель долго радовала ваши глаза, и вы спокойно могли бы, допустим после праздника и прелюдного показа ваших достижений, пойти и помыть модель под краном, не боясь испортить декали (переводные картинки) и краску. Лаки также бывают нитро- и водорастворимые. Если вы красили нитрокрасками, то лак может быть нитро- или акриловым (водо- или спирторастворимым); если вы красили водорастворимыми красками, то нитролак может все испортить, поверхность «вздуется» и «поднимется». Кроме этого, при использовании водорастворимых акриловых красок лаком следует покрывать чуть ли не каждый слой – эти краски крайне нежны. Обычно фирмы, выпускающие водорастворимые краски, выпускают и лаки для этих красок, так что покупайте обязательно.
Грунт, лак и краска также продается в аэрозольных баллончиках. Можете покупать как для моделей, так и для автомобилей – лишь бы цвет подошел. Растворитель для них не нужен, они уже разведенные. Но это для экстремалов с большим кошельком – расход лакокрасочного материала большой, а в квартире, помимо модели, вы покрасите все, что будет находится «на линии огня» баллончика.
4. Растворитель
Тут все просто – берите то, что на краске написано. На начальном этапе это убережет вас от лишней нервотрепки. Потом уже, когда у вас будет опыт и куча ненужных баночек с краской, можете начинать экспериментировать, покупать «сторонние» растворители и т.д. Так же как и для лаков, фирмы-производители обязательно выпускают и растворитель (иногда называется разбавитель) для своих красок. Если же написано «Разбавляется водой», то можете смело разбавлять кипяченой, а лучше дистиллированной, если достанете. Сырой из-под крана или родника разбавлять не рекомендуется, все-таки там куча всяких солей, минералов и т.д.
5. Смывка
В отличии от смывки, употребляемой моделистами в смысле «состарить модель», смывка техническая – это жидкость, которой моют кисти, инструмент, руки, мебель и т.д. и т.п. после покраски. В качестве смывки можно использовать тот же растворитель, которым вы краску разбавляли, а можно купить и специальную. Если вы красили эмалями, то смывать можно ее растворителем, а если красками – то лучше использовать специальную смывку. Инструмент лучше мыть сразу по окончании работы, иначе потом засохшую краску замучаетесь отчищать.
6. Тара
Как правило, краски в баночке густые, и эти баночки продаются залитыми «под завязку». Для работы кистью краску можно капать в крышечки от пива или водки, туда же капать растворитель, перемешать и этим красить. После окраски крышечку выбрасывать не надо – во-первых, у вас со временем накопится палитра, по которой вы можете подбирать нужный оттенок для конкретной модели.
Во-вторых в этой крышечке вы можете развести такую же краску еще раз (если попробуете развести другую, то они могут смешаться и получится другой оттенок), и в-третьих, если вы красили эмалью и у вас случится нечаянная царапина на старой модели а краски нет, вы можете попробовать развести то, что осталось в крышечке и этим «замазать». Также рекомендую зайти в аптеку или пройтись по своему дому и спросить стеклянные пузырьки из-под лекарств у старушек. Будьте уверены, они будут безмерно счастливы, если вы предложите им за каждый пузырек денежное вознаграждение. Вам, который покупает краску (а одна баночка стоит не менее двух батонов хлеба), это будет совсем не накладно, и им, в современном мире, будет очень нужно. Если вы стесняетесь, то идите в аптеку и покупайте самые дешевые лекарства в требуемой таре. На сегодняшний момент по цене одной баночки краски можно купить десяток пузырьков с «Нафтизин»ом.
Часть 2. Выбираем способ окраски
Подавляющее число моделистов можно разделить на два противоборствующих лагеря – то, кто красит кисточкой, и те, кто красит аэрографом. Не будем вдаваться в столь жаркие дискуссии, кто сильнее – слон или кит, а попробуем разобраться, чем они отличаются и что нам нужно.
Сейчас нам не важно, как мы будем красить – нам главное получить красивую модель, чтобы в следующий раз нам не сказали «Опять мазней занимаешься». Для первого раза купите модель, которую практически не надо красить – в наборе идет разноцветный пластик. Особенно этим любят баловаться производители, которые выпускают модели машинок и кораблей. Если вы видите большую, красивую, не российскую коробку с машинкой или парусным корабликом, то скорее всего там разноцветная пластмасса, хотя лучше проконсультироваться с продавцом. Вам остается только ее склеить и чуть подкрасить кисточкой для пущего эффекта. Зато вы можете сказать «Я красил!» и продолжать свой нелегкий путь в дальнейшем совершенствовании отделки моделей.
Сделали? Получили согласие домашних (мам, пап, жен, детей и т.д.) на продолжение экспериментов? Переходим дальше – покупаем модель, которую надо красить ВСЮ. ОТ и ДО.
При окраске больших поверхностей уже стоит задуматься – красить кисточкой или аэрографом? Первый способ дешевле и доступнее; зато второй красивее, быстрее и дороже. При окраске кисточками вам нужны только кисточки, а при окраске аэрографом вам нужен аэрограф и еще компрессор. Возьмите лист стекла и попробуйте его покрасить кисточкой так, чтобы было ровно, без бугров и разводов. Получилось? Тогда вам аэрограф не нужен, продолжайте в том же духе. Если не получилось – попробуйте еще раз. Не получается даже после десятого раза? Вы безнадежны, вам придется покупать аэрограф… Или аэрозольные баллончики, на первое время.
Выбрали, чем красить будете? Если кисточкой – то покупайте кисточки, всякие и разные, вкусные и сладкие, беличьи и колонковые, большие и малые, круглые и плоские… Если баллончиком – покупайте нужные цвета. Если аэрографом – то аэрограф и компрессор. В двух последних случаях вам также потребуется вытяжка. Хотя по ценам оба последних способа сравняются к концу первого года, и в дальнейшем аэрограф начнет дешеветь.
Часть 3. Сборка модели под окраску
Сначала внимательно просматриваем инструкцию по сборке. Как правило, она составлена таким образом, что модель после сборки остается недоделанной. Как? Очень просто – после приклейки последней детали вы уже не можете покрасить в большинстве мест.
Часть 4. Отделка модели.
Есть некая последовательность, которой следует придерживаться, если вы хотите получить красивую модель.
1. Подготовка поверхности
Общеизвестно, что на шероховатой поверхности краска держится лучше, чем на полированной. Однако шероховатая поверхность на маленькой модели существенно ухудшает ее вид. Поэтому перед нанесением первого слоя лакокрасочного материала модель следует сделать как можно глаже, а надежность покрытия мы достигнем другим хитрым способом, о котором поговорим ниже.
Большинство моделистов выглаживание модели производит шкуркой. Если вы будете покупать шкурку не в модельных магазинах – то берите М40 и мельче. Если в модельных магазинах – то вам там предложат готовый набор шкурок, это дороже, но и головной боли меньше. Берете шкурку, мочите в воде и трете модель до тех пор, пока не сотрете клеевые швы и заляпанные клеем части до такой степени, что они не будут заметны на ощупь.
Шкурку время от времени надо менять на более мелкую до тех пор, пока вы не ошкурите модель самой мелкой, какая у вас есть. Если на модели много выступающих маленьких частей, вроде заклепок, имитации стыков листов обшивки и т.д., то мучиться вы будете долго. Это не страшно – не стесняйтесь признаваться, что вы одну модель вышкуривали полгода. Во-первых, это подчеркнет вашу терпеливость, а во-вторых это подчеркнет то, что вы относитесь к моделированию вдумчиво, а не тяп-ляп. В дальнейшем вы найдете в себе еще много всего хорошего, а ваши домашние будут безмерно счастливы, что вы не пропиваете зарплату, не шляетесь по ночам, не изменяете жене или просто любимой девушке (некогда просто), и у вас растут золотые руки. Ну, или хотя бы делают вид…
После того, как вы все зашкурили, детали модели надо куда-то насадить (обычно это называется оправкой), чтобы не покрасить себе руки, и после окраски не держать детали до высыхания. Очень редко литники модели сконструированы так, что красить детали можно не срезая их с литников, поэтому в ход может идти все, на что упал глаз – зубочистки, те же литники от моделей, палочки от мороженого и т.д. Надо приклеить деталь к этим оправкам тем местом, которым потом она будет приклеиваться к модели. После этого оправку надо куда-то воткнуть так, чтобы деталь ничего не касалась. На первое время оправку можно класть на край стола и прижимать книгой, а на будущее придумать досочку с кучей дырочек, в которую вы будете вставлять оправки, как карандаши в стаканчик настольного письменного прибора.
Насадили? Все, детали руками больше касаться нельзя.
2. Обезжиривание
Для того, чтобы лакокрасочные материалы лучше держались, модель надо обезжирить. В ход можно пустить все, что под руку попадется – мыло, фэйри, бензин… Все, что растворяет жир. Лучше всего, конечно, обезжиривать тонким слоем спирта, но где же его столько взять? Не знаете, как обезжиривать спиртом? Делаете глоток, дышите на ватку, и этой ваткой, тонким слоем, протираете модель. Да, жалко, что спирт быстро кончился, а модель даже наполовину не обезжирена…
Ну что ж, после обезжиривания надо удалить все следы обезжиривателя – если спирт или бензин, то сам высохнет, а если мыло, фэйри или еще какая кухонная химия – то надо прополоскать модель под струей воды и поставить сушиться. Главное – не касайтесь модели руками. Если увидите соринку или волосок – смахните обезжиренной кисточкой.
3. Первичное грунтование
4. Промежуточное шлифование
Если вы не удовлетворены гладкостью поверхности после грунтования, то промежуточное шлифование – это ваш шанс все исправить. Берете самую мелкую шкурку, какая у вас есть, и шлифуете грунт. На этом этапе уже становятся заметны недочеты, допущенные при подготовке поверхности к нанесению грунта. Если у вас потек от грунта – также сошлифовываем его. Если вы увлеклись, и сошлифовали грунт до пластика, то операцию грунтования в этом месте придется повторить.
5. Окончательное грунтование
Если вы использовали промежуточное шлифование, то вам просто необходимо произвести эту операцию. Во-первых с ее помощью окончательно покрываете всю поверхность, а во-вторых окончательно убеждаетесь в том, что ровность поверхности вас удовлетворяет (на этом этапе вы как бы имитируете нанесение краски). Если поверхность вас не удовлетворяет (видны риски от шкурки), то либо вы шлифовали очень грубой шкуркой, либо при промежуточном шлифовании что-то упустили. Способы устранения неисправностей – повторите пункты 4 и 5 еще раз, уменьшая величину зерна шкурки и увеличивая длительность обработки методом ошкуривания.
6. Нанесение основного тона
Посмотрите внимательно на схему окраски и прикиньте, зон какого цвета больше (по площади). Это и будет основной тон. Исключение составляют светлые тона – желтый, серебряный, красный, голубой, светло-серый и т.д. Если основной тон светлый, то всю модель лучше всего сначала окрасить белой краской (на ней светлые цвета смотрятся ярче), а уж потом нанести основной тон. Основным тоном можно окрасить всю модель при условии, что это не красный цвет. Задувать с одного захода модель не стоит, лучше нанести несколько тонких слоев. Если вы работаете водорастворимыми акриловыми красками, то после нанесения последнего слоя следует покрыть модель бесцветным лаком.
На этом этапе риски от шкурки становятся еще заметнее. Если вы не хотите их видеть, повторите пункты 4 и 6. Если при этом вы опять прошкурили краску и грунт до пластика, то надо выполнить пункты 4, 5, 6; при этом пункт 5 выполняется не на всей модели, а только в тех местах, где вы дошли до пластика.
7. Нанесение камуфляжа
Неосторожным движением кисти или аэрографа вы можете испортить весь внешний вид модели, поэтому внимательно отнеситесь к этой операции. Вообще-то каждый моделист выполняет нанесение камуфляжа своим любимым способом, но есть несколько правил, которых придерживаются все. Вот они: сначала наносятся светлые тона, затем темные; нерабочие (не окрашиваемые) участки закрываются масками (все, что угодно – от листка бумаги и скотча до всяких спецжидкостей). Также, как и при нанесении основного тона, окрашивать с одного захода модель не стоит, лучше нанести несколько тонких слоев. Если вы работаете водорастворимыми акриловыми красками, то после нанесения последнего слоя следует покрыть модель бесцветным лаком. Если камуфляж многоцветный, то лаком следует покрывать после каждого нанесения цвета.
8. Окончательная отделка
Тут уж творите, что хотите – собирайте модель, наносите декали, старьте, смывайте… Нет на этом этапе строгих рекомендаций – каждый сам за себя, каждый строит, что он хочет и как может. Иногда удобнее нанести декали, а потом склеить, а иногда склеить и потом нанести декали. Только вот старить лучше всего после – чтобы старить одновременно и модель, и декаль.
Часть 5. Заключение
Если вы внимательно прочитали всю статью – вы можете заниматься моделизмом! Самое главное терпение, а остальное приложится. Моделизм – он такой, большого времени требует…
Для более детального ознакомления рекомендуются все статьи с данного сайта.
Звезда «супер» разбавляется родным растворителем,а так-же очень хорошо идёт уайт спирит. Акриловые краски желательно водой,можно с небольшим добавлением спирта.
Вы ошибаетесь, у нас всего два магазина на весь Львов. Первый в сети супермакетов»Антошка», но туда можно не ходить, и второй непосредственно тот, что вы видели это и есть непосредственно http://a-z-models.com.ua/, только он сейчас поменял адрес, который надеемся будет, впредь, постоянным.
У нас также не шибко разгонишься. Из красок в городе появился ММ лет 10 назад и пропала 2-3 года тому, сидим на старых запасах. Потом в А-Z появилась тамия и тоже пропала. Теперь сидим на Гунзе, Mr.Hobby и Mr.Color, чему все рады, но это стоило усилий и разоворов с владельцем, честь ему и хвала, чтобы он ее заказл и стал дистрибьютором оной. Может вам стоит в вашем славном городе-герое Минске поговорить с вашим владельцем магазина, чтобы закупал товар с учетом пожеланий покупателей. В конце концов есть тырнет, через который достать любые краски не проблема, было бы желание.
Ничего, кроме как дешовое средство для тренировок работы с аэром для начинающих и полностью в этом вопросе согласен с уважаемым tagом. Боюсь, что новички разочаруются, когда увидят как лягла краска, что из этого получилолсь. После таких тренировок, у новичков вообще может пропасть интерес к моделированию и покраске аэром в частности. Если пробовать и тренироваться, то на достойных производителях. ИМХО! Даже моделисты со стажем испытывают некоторые неудобства при смене производителей краски и требуется некоторое время для изучения и адаптации к новым краскам, а начинающему вдвойне-втройне тяжелее.
Как правильно красить сборные модели танков, кораблей, самолетов, автомобилей и другой техники
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.46 (26 Голоса(ов))
Что требуется для покраски сборных моделей
1 Краска Выбрать краску для моделирования не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Отлично подходят акриловые краски, растворяемые водой, которые можно наносить кистью или распылять аэрографом. Краски для моделирования удобно продаются в наборах, специально подобранных по цвету того или иного вида техники, например, «Военная техника», «Корабли», «Авиация» и т.д. Существуют еще нитрокраски, но это вариант для профессиональных моделистов, за чьими плечами уже не одна окрашенная модель. К тому же стоит учесть, что такие краски имеют очень резкий запах. внимание.
2 Кисти Кисти подойдут любые, по вашему вкусу, главное, чтобы ворс был мягким и не оставлял следов. Хотя в некоторых случаях такие следы могут придать реалистичную фактурность модели. Например, чтобы передать фактуру дерева на досках корабля, можно воспользоваться щетиной небольшого диаметра. Вместо кисти можно использовать аэрограф, но это инструмент, скорее, для профессионалов.
На практике можно и кистью добиться отличных результатов. Берите кисти нескольких размеров, круглые и плоские, чтобы можно было легко красить большие поверхности и маленькие детальки.
3 Грунт При покраске моделей акриловыми красками, грунтовка нужна обязательно, иначе краска попросту «скатится» с поверхности, не окрасив ее. К тому же, с грунтовкой проще выявить непредвиденные неровности на поверхности, чтобы потом зашпатлевать их, зачистить и снова загрунтовать. Модели под нитрокраску грунтовать не обязательно, но все же это будет не лишним для выявления и устранения неровностей. Обязательно выбирайте грунт, подходящий для полистирола, чтобы не повредить модель!
4 Лак Лак является отличной защитой готовой модели от всех внешних факторов. Модель не только можно будет протирать от пыли, но даже полностью «искупать» под краном, не боясь стереть краску или что-то повредить. Для нитрокрасок подойдет как нитро, так и акриловый лак. Но для акриловых красок следует применять только акриловый лак! Иначе слой краски может вздуться.
5 Палитра Краски в баночках густые, их нужно разводить водой и смешивать между собой. Для этого отлично подойдет пластиковая палитра или любая аналогичная емкость.
6 Разбавитель Поскольку речь пойдет об акриловых красках, то для разбавления подойдет обычная вода, лучше всего кипяченая или дистиллированная. Некоторые краски разбавляются спиртом. Можно приобрести и специальные разбавители, подходящие для того или иного типа краски.
7 Растворитель В любой работе с акрилом стоит держать при себе растворитель для акрила. Он поможет сохранить кисти в своем первозданном виде и стереть случайные капли краски.
Потребуется клей для полистирола, лучше всего с пометкой «EXTRA THIN», супертекучий, затекающий, и любой обезжириватель, например, спирт, но подойдет и мыло, средство для обезжиривания ногтей, любое моющее средство для посуды. Понадобятся зубочистки или любые подставки, на которых можно будет закрепить детали для окрашивания. Заранее продумайте, куда поместить еще не высохшие после окрашивания детали. И, наконец, стоит запастись ненужными газетами или укрывной пленкой, полиэтиленовыми пакетами, чтобы не испачкать мебель.
Большое количество лаков, красок и грунтов продаются в аэрозольных баллончиках. Краски не нужно разводить, в целом, такой вариант хорошо подходит для крупных моделей.
Подготовка к работе
Подготовив и защитив рабочую поверхность и мебель вокруг, можно приступать к сборке модели. Аккуратно отсоедините детали от литников и тщательно обработайте наждачкой места срезов, чтобы их сгладить. Внимательно изучите инструкцию и посмотрите, какие места сможете прокрасить после склеивания, а какие нет. Исходя из этого, некоторые детали модели можно сразу соединить между собой. Клей наносите точечно самым кончиком кисти или обычной швейной иглой, затем проклеенные детали плотно прижмите друг к другу и оставьте на несколько минут. Клей полностью высохнет примерно за сутки. Если в модели присутствуют прозрачные детали, их лучше закрыть малярным скотчем.
Подготовленные детали установите на зубочистки или любые другие подставки (оправки). Главное, чтобы в процессе покраски вам не пришлось трогать модель руками. При желании можно присоединить детали к оправкам клеем или двусторонним скотчем. Важно, чтобы после высыхания краски вы смогли без труда снять готовые детали. Не приклеивайте детали теми частями, которые будут окрашены! Старайтесь установить детали так, чтобы окрашиваемые поверхности ничего не касались. Теперь нужно обезжирить поверхность.
Делайте это любым удобным способом, например, смочив в обезжиривателе ватный диск или безворсовую салфетку. Не трогайте деталь руками! Обезжириватели, вроде спирта и бензина, выветриваются сами, а средства для мытья посуды нужно смыть под струей воды, после чего детали должны тщательно просохнуть.
Теперь можно приступать к грунтованию поверхности. Грунтовка покажет, есть ли на поверхности модели неровности. Если они обнаружились, то эти места тщательно обработайте мелкой наждачкой до выравнивания поверхности. В некоторых случаях стоит применить шпаклевку и также зашкурить ее. После этого детали покрываются грунтовкой во второй раз.
Дождитесь полного высыхания деталей и.
Приступаем к покраске
Важно знать! При покраске моделей военной и другой техники не стоит использовать чистые цвета. Даже если цвет кажется насыщенным и однородным, попробуйте добавить в него немного черного, белого или песочно-желтого. Не бойтесь экспериментировать на палитре, и тогда полученный результат будет очень естественным. Например, если деталь выглядит черной, попробуйте покрасить ее темно-коричневым, а черным затемнить некоторые участки.
Покрыв основным цветом детали модели и дождавшись высыхания, можно приступать к тонировке. Для этого можно воспользоваться теми же красками из набора, только сильно разбавив их водой. Можно нанести потемнения или имитировать цветом засохшую грязь. Лучше комбинировать различные цвета тонировки, так модель получится «живее». Существуют так называемые «фильтры», которые немного изменяют оттенок основного цвета, делают его живописным. Для этого можно использовать масляные краски с любым разбавителем для масляных красок, например, с уайт-спиритом. Краска разводится очень жидко и должна походить скорее на акварель, полученной подкрашенной жидкостью покрываем всю модель.
Подойдут коричневый, серый фильтр, охра, а можно нанести несколько фильтров последовательно друг за другом. После нанесения фильтра модель оставляем высыхать минимум на сутки. Можно придать модели еще больше реалистичности. Например, изображение налипшей грязи хорошо получается губкой, а брызги легко изобразить, если набрать краски на зубную щетку и провести по ней пальцем, разбрызгивая краску на нужную поверхность. Добиться фактурности, например, налипших комьев земли, можно, смешав краску с клеем ПВА и шпаклевкой. Втирание краски сухой кистью тоже даст интересные эффекты. А если немного размыть разбавителем некоторые участки на модели, то получится имитация выгорания краски на солнце.
Если в модели присутствует камуфляжная раскраска, то красить нужно от светлых тонов к темным и лучше наносить камуфляж несколькими слоями, закрепляя каждый слой лаком.
Вот и все. Теперь можно показывать друзьям настоящую миниатюрную модель не только собранную, но и покрашенную собственноручно!
Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!
Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине: