Чем красят морские суда
Производство и реализация
Полезные советы
Спецпредложения
Помощь специалиста
Новое в блоге
Назначение органосиликатных композиций
Судовые краски, краска для судов
В судоремонте и судостроении применяют широкий спектр лакокрасочных материалов, способный защитить от коррозии корпуса судов. Защита нужна судам как снаружи, так и внутри (трюмы), в защите нуждаются палубы, жилые помещения и другие элементы корабля. И здесь на помощь приходят судовые краски (судовые лкм).
Важно учитывать при выборе краски для судов тот факт, что к воздействию на пленки судовых красок (лкм) различных атмосферных факторов, добавляется постоянное воздействие на корпус судов воды разной степени солености и повышенной влажности внутри помещений. Поэтому к выбору краски важно подходить очень ответственно и тщательно готовить поверхность к окрашиванию.
После того, как подготовка поверхности корпуса судов снаружи ниже ватерлинии завершена, ПВЛ и в трюмах производят окрашивание поливинилбутиральными, сополимерно-виниловыми, эпоксидными грунтовками. После грунтования наносят винилово-эпоксидные или полиуретановые эмали. Применение алкидных грунтовок не допускается.
С целью увеличить срок службы защитных покрытий днищ судов и ПВЛ, а также для предотвращения обрастания днищ водорослями и микроорганизмами разрешено применение противообрастающих поливинилхлоридных эмалей, содержащих в качестве биоцидов оксиды меди. Корпуса судов выше ватерлинии допускается окрашивать эмалью ПФ-167 по алкидным грунтовкам, но целесообразно использовать полиуретановые, уралкидные и винилово-эпоксидные эмали и грунтовки, обеспечивающие длительную и надежную антикоррозионную защиту. Жилые помещения судов можно окрашивать пентафталевой эмалью ГФ-218 холодной сушки.
Компания «СпецЭмаль» предлагает широкий спектр судовых красок и грунтовок, это могут быть различные лакокрасочные материалы для судостроения и судоремонта. В нашем ассортименте различные судовые грунты: грунтовка ВЛ-02 и ВЛ-023 (для защиты металла при межоперационном хранении, а также вместо оксидирования и фосфатирования ), грунтовка ЭП-0259, грунтовка ЭП-057 и другие грунты.
Завод «СпецЭмаль» предлагает широкий спектр судовых эмалей и красок, выбор очень широк. Это могут быть такие лкм, как эмаль ЭП-46У (для антикоррозионной защиты в судостроении, используют для окраски подводной части судов в условиях пресной и морской воды), краска КО-42Т, эмаль ХС-416, эмаль ХС-720 (противокоррозионная защита подводной и надводной части судов) и другие краски для судов и судовые эмали.
Мы также предлагаем заказчикам подобранные специалистами нашей компании готовые комплексы. Обратитесь к нашим специалистам по каналам связи!
Компания СпецЭмаль Продает лакокрасочные материалы специального назначения: маслобензостойкие, для транспорта и сельхозтехники, электроизоляционные, огнезащита и многие другие. Мы также производим огнезащитные материалы для металла, дерева, пластика, бетона, текстиля. Выбор ЛКМ на различной основе: КО, ФЛ, ХП, ЭП, ВЛ, ГФ, АК, АС, ХС гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: краска алюмол, эмаль эп-56, грунтовка ас-071, грунтовка гф-021, эмаль ко-198.
Подготовка к окраске
Чтобы окрасочная пленка прочно прилипла к поверхности, соблюдают определенные правила окраски речных судов. Подготовительный этап включает следующие мероприятия:
Плохая подготовка поверхности ухудшает защитные свойства краски и снижает ее износостойкость.
Технология окраски судов в покрасочных камерах
Покраска кораблей, морских судов и подводных лодок осуществляется как ручным, так и механизированным способом. Последний из них применяется в том случае, когда речь идет об окрашивании ровных поверхностей, занимающих большую площадь.
Производительность механизированной окраски на порядок выше, чем использование кистей. Однако следует учитывать, что расход материала увеличивается в несколько раз. Труднодоступные участки гораздо легче покрасить вручную. Кистевая окраска гарантирует более стойкое сцепление окрасочной пленки с поверхностью.
Услуги покраски кораблей оказывают многие промышленные и коммерческие организации.
Для образования равномерной красочной пленки оборудование плавно перемещают. Распылитель держат на расстоянии не менее 25 см от поверхности. Придерживаются перпендикулярного направления струи по отношению к участку окрашивания. Каждую следующую полоску наносят таким образом, чтобы она закрывала предыдущую хотя бы на 1 см.
Краски, содержащие ядовитые компоненты, к примеру, ртуть, свинец или сурьмин запрещается наносить распылителем.
Когда краскораспылитель окажется на уровне нижней или верхней кромки, оборудование отключают на несколько секунд. В этом случае удается снизить риск подтеков.
Результат окрашивания во многом зависит от грамотного выбора размера сопла и уровня давления подаваемого воздуха. Как правило, к промышленным распылителям прилагаются паспорта, где указаны рекомендации производителя по соотношению вязкости краски и диаметра сопла.
Под высоким давлением лакокрасочных материалов (ЛКМ) расходуется больше, если используется широкое сопло. Для регулировки количества поступающей в распылитель краски на бачке прибора устанавливают редуктор. Пульсирующая струя свидетельствует об избыточном воздухе и недостатке красящего вещества. В противоположной ситуации, когда из устройства вылетают крупные брызги, следует увеличить подачу воздуха и уменьшить количество краски.
Внутренние помещения, где планируется проводить работы с краскораспылителем, оборудуют хорошей вытяжкой. В противном случае работники обязаны надевать респираторные маски, защитные перчатки и костюмы. Кратко перечислим порядок действий при окраске судов:
Больше о технологии окраски в кораблестроении можно узнать из соответствующей статьи, посмотрите!
Какие лакокрасочные материалы применяют для окраски кораблей?
Для защиты деревянных и металлических элементов, из которых построено морское судно, существуют специальные типы лакокрасочных покрытий.
Зачастую краски наносят в несколько слоев. Первый слой называют грунтом. Данное покрытие должно обладать максимально надежными антикоррозионными свойствами.
Помимо пленкообразователя на стадии производства в краску добавляют пигмент, придающий цвет и повышающий устойчивость конструкции к атмосферным осадкам и соленой воде. Сопротивляемость перед коррозией напрямую зависит от удельного веса входящего пигмента. Широко употребляются следующие пигменты:
Пленкообразователи – это вещества, которые способны объединять пигментные частицы и создавать крепкую пленку на поверхности металла или дерева.
В состав красок входят также разнообразные виды олифы и лаки. Олифы – производные органических продуктов. К натуральным олифам относят жидкости, изготовленные из льняного, конопляного и других растительных масел.
В нормативных требованиях окраски судов упоминается, что приготовление судовых красок должно выполняться на основе натуральных природных олиф.
Кроме пленкообразующих компонентов для выпуска красок используют лаки. Речь идет о растворенных естественных или искусственных смолах. Высушенная поверхность, окрашенная лаками, блестит и имеет плотную пленку. Различают масляные и синтетические лаки.
Загустевшую краску можно развести растворителями – летучими соединениями, которые растворяют затвердевшие лакокрасочные материалы до нужной вязкости. В их группу входят:
При окраске военных кораблей и грузовых судов днища обрабатывают поливинилхлоридными эмалями, которые содержат оксид серы, предотвращающий обрастание поверхности водорослями и микроорганизмами. Полиуретановые, уралкидные и винилово-эпоксидные эмали и грунтовочные составы, обеспечивающие стойкую антикоррозийную сохранность, целесообразнее использовать при окрашивании корпуса, а стены в помещениях для персонала предпочтительно покрывать пентафталевой эмалью холодной сушки.
Шаровая окраска кораблей подразумевает маскировку судна специальными серо-дымчатыми ЛКМ. Вариантом маскировочной окраски является цвет камуфляж.
В заключение стоит добавить, что судовые краски служат не только для украшения и обновления корпуса, палубы и трюма. Применяемые эмали и грунтовки должны в первую очередь оказывать положительное воздействие на мореходные качества корабля.
Важными условиями качественной покраски водного транспорта являются хорошее оборудование и профессиональный подход. Наша компания уже более 10 лет занимается проектированием и производством покрасочных, дробеструйных и дробеметных камер разной степени сложности. Камеры изготавливаются как по типовым, так и по индивидуальным проектам с учетом всех пожеланий и в рамках заявленного бюджета.
Нужна консультация эксперта? Позвоните по телефону или заполните онлайн-заявку!
Особенность судовых красок
Отличительная особенность судовых красок
Особенность судовых красок в том, что эти лакокрасочные материалы разработаны специально для покраски морских, речных судов, кораблей, яхт, барж. Эти покрытия, благодаря своей высокой стойкости к воде, долго служат целям защиты корпуса судна от агрессивного влияния воды, абразивов, ветра, температур и ультрафиолета.
Наибольшей степенью защиты обладают именно краски для морских судов, поскольку наиболее разрушительна именно морская среда. Если не использовать качественную антикоррозийную защиту, то ржавчина полностью разрушит корпус буквально за 5-10 лет.
Особый вид судовой краски – противообрастающие судовые краски.
Эту уникальную категорию ЛКМ еще часто называют «необрастающими» красками или «необрастайкой». Благодаря содержанию в них биоцида на покрашенной противообрастающими красками поверхности разнообразные ракушки и водоросли не могут селиться. Помимо биоцида и высокого содержания одновалентного оксида меди, противообрастающие покрытия Wilckens являются еще и самополирующимися красками – постепенное сбрасывание верхних слоев, к которым все же смогли прикрепиться организмы. Это значительно продлевает срок службы корпуса судна, самого защитного покрытия и позволяет экономить топливо благодаря сохранению гладкости поверхности.
Современные требования к противообрастающим краскам на судах продиктованы AFS-конвенцией 2001. Поэтому в данной специализированной группе красок не допускается использование олова. Поставляемые нами судовые противообрастающие краски имеют сертификат о типовом одобрении Морского регистра на соответствие требованиям данной конвенции. Этот документ – пропуск судна в порты мира, обязательный в комплекте документов на судно; для кораблей такой документ тоже важен, но предъявляется уже по собственному желанию. А так же имеют Типовой сертификат соответствия German Lloyd (GL –BS 1189 HH). Типовой сертификат соответствия SeeBG (№500 001) для противообрастающих покрытий, соответствующий требованиям International Convention on the Control of Harmful Anti –fouling Systems on Ships (Международная конвенция по контролю за вредными системами противообрастающих покрытий на судах).
Какие бывают категории судовых красок?
– Краски для подводного борта:
Краски для подводного борта наносятся на поверхность судна ниже ватерлинии, то есть на ту часть судна, которая всегда погружена в воду. Антикоррозийные свойства должны быть наилучшими, а слой покрытия – максимально толстым. Толщина покрытия зависит от срока до следующего докового ремонта.
Для покраски подводного борта наилучшим образом подходит послойное нанесение составов, так называемых «подводных грунтов» – эпоксидных материалов с последующим нанесением, при необходимости, противообрастающих покрытий Ecomar или специальной краски для судов ледового класса. Эпоксидные грунты Eposist при окраске образуют толстый слой, что позволяет экономить на работах – меньше слоев нужно делать, быстрее сохнет обработанная поверхность, меньше затрат на аренду доков.
– Краски для надводного борта:
Краски для надводного борта применяются как при ремонте в доке, так и при подкраске в ходе эксплуатации судна. Такие краски обладают высокой степенью истираемости и эластичности, устойчивы к механическому воздействию. При окраске надводного борта популярны простые в использовании однокомпонентные схемы, с применением грунта и верхнего покрытия на основе винил-акрила или алкида.
Отличный результат показывают и эпоксидно-полиуретановые схемы с использованием эпоксидного грунта Eposist и эластичного финишного покрытия, обладающее повышенной стойкостью к выгоранию и воздействию солнечной радиации – полиуретановые краски Wilkotan.
– Краски для надстроек, включая палубные краски:
Краски для надстроек, включая палубные краски, очень просты в использовании и наносятся обычно в рабочем режиме судна – при переходах или во время стоянок. Важные для таких красок характеристики – высокая скорость высыхания, атмосферостойкость и легкость в нанесении. Как правило, это однокомпонентные судовые грунты и эмали, обладающие повышенной стойкостью к истиранию.
Для круизных же судов и яхт больше подходят эпоксидно-полиуретановые схемы – более простые и надежные, но при этом и более дорогие.
– Специальные судовые краски и лаки:
Специальные судовые краски и лаки, применяемые для различных специальных нужд на судах и кораблях. Чтобы окрасить нагревающиеся выхлопные трубы, а также коллекторы, необходима термостойкая краска. Чтобы палуба приобрела привлекательный вид, требуется алкидно-уретановый лак для отделки палуб «Яхтный». Чтобы защитить клюзы, цепи, якорь и другое в ведении боцмана, нужны другие краски. Питьевые танки нуждаются в окраске особыми составами – пищевой краской Novotekt RS. Это специальные толстослойная двухкомпонентная не содержащая растворителей эпоксидная краска для покрытия танков питьевой и пресной воды имеющее гигиенический сертификат Минздрава России.
Еще остались вопросы? Звоните – наши специалисты помогут подобрать правильные краски для ваших нужд
Эффективным и самым распространенным способ защиты от коррозии остается покраска кораблей перед началом эксплуатации или в рамках техобслуживания. Чтобы получить достойный и надежный результат важно придерживаться существующих рабочих схем. Технология окраски в кораблестроении является точной и выверенной. Произвольные упрощение или изменение регламентированных процедур, замена материалов недопустимы.
Технология окрашивания кораблей
Операция покраски днища корабля должна обеспечить этой части наиболее стойкое покрытие: обновление защитного слоя здесь будет невозможно до следующего захода в док.
Для подводных зон используются на выбор краски:
Имеет значение и какой краской красят корабли, и количество наносимых слоев. Для участков, контактирующих с водой, нанесение происходит в четыре прохода с полноценными периодами высыхания. При этом носовая оконечность и сварные швы дополнительно покрываются еще дважды.
Правильная покраска кораблей и судов любой компании требует в качестве финишного покрытия использовать необрастающие составы, содержащую опасные для живых организмов ртутно-мышьяковые соединения. Ядовитая пленка формируется в два слоя поверх антикоррозионного лака, если судно ходит в умеренных или южных широтах, и в один – для северных морей. Для единиц, работающих на рейдах в северных акваториях, а также в пресной воде, технология окраски кораблей нанесения необрастающих красок не предусматривает.
Для подводных участков судов с малым водоизмещением допустимо применение термопластических красок при нанесении разогретыми до 120˚С поверх каменноугольного лака. Такое покрытие способно защитить как от коррозии, так и от закрепления на поверхности водной флоры и фауны.
Пояс переменной ватерлинии покрывают одним из видов следующих составов:
Для надводных частей корпуса применяют поверх грунта эмали:
Палубы окрашивают в зависимости от интенсивности использования конкретных участков. Так, для зон, используемых для проведения швартовочных работ, рекомендуются нескользящие пентафталевые составы. Основная же площадь обрабатывается эпоксиэфирными эмалями.
Для окраски судовых помещений используют краски эмалевые или масляные, свободные от содержания токсичных компонентов. Наиболее приемлемыми являются не поддерживающие горение пентафталевые краски. Показана для этих целей и водоэмульсионные краски, которые также негорючи и не имеют запаха.
Помещениям для обычных грузов подойдут пентафталевые эмали, а для трюмов с химически активными веществами лучше использовать эпоксидную шпаклевку в несколько слоев или составы на основе полиуретана. Для танков, содержащих топливо, необходимы специальные эмали. Балластным емкостям и другим объемам повышенной влажности подойдут водостойкие покрытия – этиленовые краски. Цистерны под питьевую или техническую воду следует покрывать кремнийорганическими или основанными на калиевом стекле красками.
Способы нанесения краски
Существуют несколько способов, которыми осуществляется покраска в кораблестроении. Два наиболее распространенных: распыление и втирание.
Втирание
Втирание производится кистями вручную и гарантирует поверхность высокого качества, но занимает немало времени. Самый ответственный этап – нанесение грунта рекомендуется производить именно таким способом. Последующие слои кладутся после высыхания предыдущих, причем чем дольше в разумных пределах этот период, тем лучше. С другой стороны, многие виды красок деградируют от воздействия воздуха и ультрафиолета, поэтому важно найти золотую середину в интервале нанесения слоев.
Качество нанесения определяет и уровень вязкости краски. Излишне жидкая консистенция служит причиной появления наплывов и потеков, обратная ситуация порождает рябь и полосы от волоса кисти. Избыток влаги в воздухе или в краске приводит к появлению дефектов в виде пузырей и пор.
Распыление
Применение электростатических распылителей позволяет добиться наибольшей экономии расхода краски. Запрещается пользоваться распылителями для нанесения токсичных или ядовитых красок. Также нельзя использовать воздушные распылители для создания грунтовочного слоя. Для того, чтобы покрытие было ровным и стойким, необходимо строго придерживаться технологического процесса покраски судна краскораспылителем.
В последние десятилетия набирает популярность как подводная очистка кораблей, так и окраска. Водная среда предъявляет особые требования к консистенции и составу краски. Нанесение происходит на смоченную поверхность, что возможно только при высокой вязкости используемого состава. Под водой работают стандартные методики: распыление и втирание краски. В первом случае нанесение субстрата производится безвоздушным способом.
Покрасочное оборудование для кораблей
Разнообразное покрасочное оборудование для кораблей также определяет результативность, эффективность и качество процесса. Можно выделить следующие инструменты.
Отдельным видом оборудования является и окрасочная камера для кораблестроения, которая позволяет производить все работы в любой сезон вне зависимости от погодных условий.
Эллинг
Полная окраска для кораблестроительных компаний может проводится в специальном сооружении – эллинге. В закрытом помещении создается микроклимат с оптимальными температурой и влажностью, что способствует наиболее эффективной работе. Ремонтные помещения для судов с большим водоизмещением сооружения уникальные. Так на Севмаше имеется док-эллинг площадью 373 х 78 м 2 с тремя стапельными линиями. Некрупные судоремонтные предприятия имеют крытые доки значительно более скромных размеров.
Для судов с малым водоизмещением, таких как любительские яхты, покрасочная камера для кораблестроения может быть организована в подходящем по размерам боксе при соблюдении следующих условий:
Лакокрасочное покрытие, каким бы качественным оно ни было, имеет ограниченный срок службы. Персонал, работающий на судне, должен регулярно проводить технический осмотр на предмет деградации поверхностей, и при обнаружении дефектов устранять по возможности оперативно.
Важными условиями качественной покраски кораблей являются хорошее оборудование и профессиональный подход. Наша компания уже более 10 лет занимается проектированием и производством покрасочных, дробеструйных и дробеметных камер разной степени сложности. Среди реализованных проектов присутствуют и покрасочные камеры для водного транспорта разных видов и габаритов. Камеры изготавливаются как по типовым, так и по индивидуальным проектам с учетом всех пожеланий и в рамках заявленного бюджета.
Нужна консультация эксперта? Позвоните по телефону или заполните онлайн-заявку!
Судовые эмали: назначение и особенности применения
В процессе эксплуатации суда подвергаются постоянным нагрузкам: на них воздействует вода разной температуры и степени солености, воздух и живые микроорганизмы. Для защиты морских и речных судов применяются профессиональные корабельные краски.
Краски обеспечивают судну эстетичный внешний вид, а также надежную антикоррозионную защиту и защиту от обрастания. После нанесения и высыхания они образовывают ровную однородную матовую пленку, стойкую к истиранию и закреплению микроорганизмов.
Особенности корабельных красок:
Как использовать судовую краску
Перед окраской производят тщательную подготовку поверхности: очищают от загрязнений, удаляют коррозию, грунтуют (грунтом ВЛ-02). Если участок поверхности судна сильно поврежден, нужно удалить все слои испорченного покрытия.
При незначительных повреждениях можно провести частичную обработку. Если порог повреждений превышает 20%, участок обрабатывают полностью. Прочность покрытия легко проверить с помощью воздействия сильной струи воды или специальной металлической щетки.
Окрашивание корпуса или подводной части судна проводят кистью, валиком или установками безвоздушного распыления строго по технологии: от этого зависит износостойкость покрытия. Расход судовой краски в зависимости от ее вида варьируется в диапазоне 180-325 г/м².
Рекомендуется наносить эмаль в два-четыре слоя. Срок высыхания одного слоя составляет не более 3-х часов. Желательно проводить покраску в защищенном от погодных факторов (ветра, дождя, тумана) месте.
Альтернативные варианты использования корабельной краски
Эмали для окрашивания судов могут с успехом применяться и в других сферах, например, при оформлении дачного участка. За счет отличной стойкости к влаге, перепадам температур и коррозии они являются прекрасным материалом для покрытия поверхностей из металла: заборов, оград, различных декоративных конструкций.
Какую эмаль выбрать
Для окрашивания необходимо выбирать качественные ЛКМ от надежных производителей. В настоящее время на российском рынке представлены достойные отечественные аналоги импортных красок. Например, противообрастающая эмаль для окрашивания катеров ХС-5226 и судовая эмаль ХС-436 от ООО «ТД Лакокраска-Я».
Продукция отличается высоким качеством (производится по ГОСТ), экономичной ценой и сроком службы не менее 2,5 лет. Как правило, производители судовых материалов предлагают краски в промышленной фасовке по 25 и 55 кг. Для бытового использования это много. В ООО «ТД Лакокраска-Я» можно приобрести краску в фасовке от 1 кг. Это удобное и экономичное решение.
Материал предоставлен компанией «Лакокраска-Я»
Чем красят корабли
Окрашивание до настоящего времени считается самым эффективным и простым способом предохранить корпус судна от ржавления и агрессивного воздействия морской воды. А для кораблей военного назначения наружная окраска является фактором, имеющим тактическое значение. Дело в том, что военный корабль в любое время суток должен быть плохо различимым на водной поверхности.
Традиционный цвет военных судов – серый, имеющий разнообразные оттенки. На военном жаргоне такой цвет часто называют «шаровым». Конкретную цветовую гамму подбирают в зависимости от оттенка воды в той части моря или океана, где судно преимущественно используется. К примеру, военные суда, плавающие в океанских водах, имеют слегка голубоватый оттенок. А для флота, выполняющего задачи в Средиземном море, характерен зеленоватый цвет обшивки.
Суда гражданского назначения окрашивают чаще всего в черный цвет, который справедливо считается наиболее практичным. А вот надпалубные постройки могут иметь самые разнообразные оттенки. Обычно конкретная компания, которой принадлежит судно, использует принятые в ее символике цветовые решения. Нижняя часть корпуса судна как военных, так и гражданских судов окрашивается особыми составами, способными предохранять обшивку от воздействия ржавчины и водорослей.
Лакокрасочные покрытия наносят на окрашиваемые поверхности последовательно несколькими тонкими слоями. При этом создается прочное пленочное покрытие, которое после высыхания надежно удерживается силами сцепления. Окраске предшествует грунтовка и шпатлевка поверхности. От такой предварительной подготовки всецело зависит качество сцепления состава с поверхностью, а также защитные свойства и стойкость краски.
К покрытию подводной части судна предъявляются самые высокие требования. Поэтому здесь используют материалы, обладающие антикоррозионными свойствами: краски на основе битума, каучука, винила и акрила. Широко используются в окраске корпусов эпоксидные красители. Надводные части корабля красят, как правило, масляными красками, в состав которых входит олифа. Внутренние элементы конструкции судов окрашивают обычными декоративными красками самых разных оттенков.
На судоверфи покраску судна стараются провести в сжатые сроки – за несколько дней. Обычно даже огромные корпуса красят не автоматы, а бригады рабочих. На каждом этапе ведется контроль качества покраски. Его задача – проверка соблюдения технологии и выявление возможных дефектов окрашивания. Начинается окраска судна с его корпуса, после чего ведется отделка надпалубных построек и внутренних помещений корабля.
История создания судовых покрытий
История судоходства охватывает огромный период времени. Она началась раньше, чем появились первые описания и письменные свидетельства о состоянии вопросов, связанных с мореходством. Но даже самые ранние сообщения содержат упоминания о трудностях, возникающих при эксплуатации различного вида судов. Судовые покрытия претерпевали изменения за счет добавления или изменения тех, или иных свойств. Какими материалами пользуются сейчас читайте в текущей статье.
Корпус корабля, погруженного в морскую воду, подвергается ее воздействию, что создает две главные угрозы: физическую и биологическую. К физической угрозе относится коррозия, так как в соленой воде металлы корродируют, поэтому поверхность корпуса корабля должна быть защищена от разрушения. Это относится, естественно, только к металлическим конструкциям и стало насущным лишь в XVIII в., когда корабли начали изготавливать из железа; до этого времени все судна были деревянными. Однако коррозионная активность морского воздуха и влаги в отношении железа была известна еще до начала практического применения металла в кораблестроении.
Так, еще в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) есть указание о применении олова для защиты железа от коррозии. Впоследствии при выплавке железа стали применять легирующие добавки (никель, хром, кобальт), что дало возможность ослабить действие коррозии на получаемую нержавеющую сталь, но поверхностное корродирование, хоть и с малой скоростью, все равно имеет место в соленой воде.
Современное круизное судно
Были разработаны разнообразные антикоррозионные покрытия для судов, которые рассмотрены в статье “Противокоррозионные покрытия”. Однако защитные антикоррозионные лакокрасочные покрытия, хоть и служат преградой, препятствуя доступу воды и воздуха к поверхности металла, но не могут полностью гарантировать отсутствие очагов коррозии. Одной из причин возникновения очагов коррозии является биообрастание. В числе активных обрастателей, например, морские желуди, имеющие конусообразные раковины с острыми краями, которые, приближаясь к покрытию, могут нарушать его целостность.
Вторая угроза — биологическая, которая заключается в обрастании корпуса любого деревянного или металлического судна микроорганизмами, бесчисленное количество которых обитает в морской воде. Они образуют на поверхности корпуса корабля слои микро и макроразмеров: бактериальные слои, микро и макроводоросли, различные морские животные организмы.
И коррозия, и в еще большей степени обрастание способствуют огрублению поверхности корпуса корабля, что увеличивает сопротивление и приводит к снижению его скорости, а следовательно, увеличению расхода топлива. Так, при микрообрастании — образовании слоя слизи — потребление топлива возрастает на 1-2 %. Влияние макрообрастания зависит от природы обрастателей: водоросли повышают расход топлива до 10 %, а такие живые организмы, как балянусы и мидии, — до 40%.
Кроме того, обрастание приводит к коррозии, что существенно увеличивает расходы на ремонтные работы. Но если предотвратить развитие коррозии можно относительно легко путем применения соответствующих покрытий, то предотвратить обрастание значительно труднее, особенно при длительной стоянке судна. Очень агрессивное обрастание наблюдается во время плавания в тропических и субтропических водах, например из Европы в Латинскую Америку или Азию.
Рассмотрим, как развивался процесс защиты кораблей в историческом аспекте.
Современным историкам известны старые манускрипты, посвященные морскому флоту. Некоторые из них были написаны приморскими народами древнего мира. Но в этих документах ничего не сообщается об обработке кораблей, они посвящены описанию состава флота, виду кораблей (рис. 1-3), длинных походов и морских сражений. Корабли того времени были большими. Так, древние египетские корабли достигали 160 футов длины. Люциан описал египетские корабли, которые во времена Римской империи имели 180 футов длины, более четверти этого размера в ширину и 44 фута от палубы до киля.
В те времена уделялось большое внимание украшению надводной части корпуса корабля. Длинные галеры викингов Драккары викингов были очень красивы: боковые части обычно красили красным цветом, пурпурным с золотыми полосами, обычно использовали контрастные цвета и блестящие полоски металла.
Рис. 1 Галера викингов
Самое раннее упоминание об обрастании можно найти у Аристотеля в IV в. до н.э. Позже Плутарх описывал случаи сильного обрастания, когда корабль не мог двигаться с полной скоростью, а иногда даже останавливался, привязанный к одному месту в океане из-за огромного количества водорослей и морских организмов на корпусе.
Рис. 2 Римское судно
Бороться с обрастанием начали уже в древние времена. Известен папирус, датированный 412 г. до н.э., содержащий инструкцию по обработке корпуса корабля. Мышьяк и серу смешивали с маслом и наносили на борт корабля. Для защиты деревянного корпуса применялся также воск, его использовали в горячем виде. Процесс стал известен под названием «энкаустик» или «корабельная краска». Согласно Плинию, такое покрытие никогда не будет портиться от солнца, ветра и соленой воды.
Древние финикийцы и карфагеняне обычно применяли смолу или медные листы, накладывая их на дно судна. Использовали также воск, деготь, асфальт. Эти вещества упоминаются в описаниях, но цель их применения не указана. Возможно, их использовали не только для предотвращения обрастания, но и для борьбы с корабельными червями, которые встречаются в определенных частях океана и наносят огромный ущерб деревянным частям корабля, сделанным даже из такой прочной древесины, как дуб.
Рис. 3 Греческое судно
Греки применяли воск и деготь с III в. до н.э. Кроме того, древние греки и римляне обшивали днища свинцовыми листами, которые прикрепляли к корпусу медными или позолоченными гвоздями обычно поверх изоляционного слоя из бумаги или ткани. Предполагается, что тогда же на корпусах кораблей были впервые обнаружены коррозионные поражения, что заставляло отказываться от использования свинцовых листов.
В XIII-XV вв. обычно применяли деготь, а иногда его смесь с маслом, смолой или каучуком. Большой венецианский флот для защиты корпусов использовал деготь. Во времена походов Васко де Гама (1469-1524 гг.) португальцы покрывали внешний корпус судна смесью смолы и серы, слоем толщиной несколько дюймов.
В Англии в XV в. для защиты применяли свинцовые листы: в период правления Генриха IV (1421-1471 гг.) подробно описан корабль, отделанный свинцовыми листами. Защита свинцовой обшивкой была распространена в XVI в. в Испании, Франции, Англии. От этого способа отказались, когда в 1682 г. специальная комиссия провела исследование и установила, что свинцовая обшивка хорошо предохраняет корпус от морских червей, но плохо защищает от обрастания. Однако ее использовали для защиты днища вплоть до XVIII в.
В годы правления Генриха VIII (1509-1547 гг.) было построено самое большое судно того времени — парадный королевский корабль «Великий Генри». Высокая часть корабля была украшена готическими окнами и панелями, художественно окрашенными и позолоченными. В то время для защиты корпуса корабля на его борта накладывали деревянные щиты на слой из шерсти животных и дегтя. Это предотвращало проникновение червей, хотя существенно удорожало стоимость судна. Деревянную обшивку применяли, начиная с XV в. В подробном описании строительства французского корабля «La Couronne» в 1636 г. указано, что для защиты корпуса его обмазывали смесью асфальта, серы, мелко разрубленной коровьей шерсти и измельченного стекла, затем накладывали деревянные щиты толщиной 0,5 см из более дешевых видов древесины, которые также смазывали. Рецепты смазочных средств были разными, но в основном все они содержали серу. На рис. 4 показан вид готового судна.
Рис. 4 Вид судна «La Couronne»
В XVIII в. после отказа от применения свинца вновь стали пользоваться деревянной обшивкой. Иногда ее закрепляли железными или медными гвоздями со свинцовыми головками. При этом иногда их располагали так тесно, что головки соприкасались и создавали впечатление сплошного листа.
Деревянные обшивки этого времени также часто красили разными смесями дегтя и жира с серой и другими ингредиентами.
В XVIII в. для защиты деревянного корпуса корабля начали применять обшивку из медных листов (рис. 5). Это было первое эффективное антиобрастающее покрытие, оно же с успехом защищало и от морских червей. Во времена Петра I в России строили деревянные суда с обшивкой нижней части медными листами, а в верхнюю часть окрашивали для придания декоративного вида.
Рис. 5 Фрагмент медной обшивки борта корабля
К 1783 г. весь английский военный флот имел медную обшивку, к началу XIX в. примеру Великобритании последовали Испания и Франция (рис. 6). Этот метод применялся до тех пор, пока не появились суда из железа.
Рис. 6 На старинной картине показана обшивка корпуса клипера медными листами
До наших дней в мире сохранился только один старинный корабль, изучение которого позволяет с большой достоверностью узнать о материалах, применявшихся для отделки.
Это шведский корабль XVII в. «Васа» (Vasa), на котором сохранилось более 95% первоначальных элементов конструкции, а также сотни резных скульптур. «Васа» является уникальной художественной ценностью и одной из интереснейших достопримечательностей мирового масштаба.
Флагман шведского королевского флота, самый крупный корабль с наиболее тяжелым вооружением на Балтике, вызывавший восхищение и гордость у жителей Стокгольма, был спущен на воду летом 1628 г. и затонул в день выхода в первое плавание. Корабль был поднят на поверхность лишь в 1961 г., а 16 августа 1990 г. вокруг него на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых в Стокгольме. Его здание, построенное специально для экспозиции корабля, позволяет осмотреть «Васу» со всех сторон на различной высоте.
Поднятый корабль тщательно изучали специалисты, в частности были проведены физико-химические исследования красок, которыми пользовались при строительстве «Васы».
В результате ученые выделили пигменты, входившие в их состав. В разделе, посвященном строительству корабля, представлены минеральные, растительные и синтетические пигменты, которые применяли в XVII в. для изготовления корабельных красок (рис. 7).
Рис. 7 Пигменты, применяемые при окраске кораблей в XVII в.
Это наиболее интересная коллекция исторических пигментов для судовых красок из всех известных экспозиций мореходных музеев мира (см. таблицу).
Минеральные пигменты | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Синий – минерал азурит | Голубой – пигмент азурит | Желтый – аурипигмент (сульфид мышьяка) | Зеленый – минерал малахит | Светло-зеленый пигмент малахит | Серый – минерал гематит | Красный пигмент гематит (оксид железа) |
Минеральные пигменты | ||||||
Светло-красный – пигмент ртутная киноварь | Серый с вкраплениями – минерал ртутная киноварь | Рыжий – красная охра | Светло-желтый – светло-желтая охра | Желтый – желтая охра | Темно-желтый – минерал охра | |
Растительные пигменты | ||||||
Черный – сажа из костей | Черный – сажа печная | Коричневые корешки – корень марены (краппа) | Малиновый крапплак (ализарин) | Коричневый – бразильский лак (бразилин) | Темно-синий – индиго | |
Синтетические пигменты | ||||||
Светло-желтый – свинцовый желтый | Белый – свинцовые белила | Рыжий – свинцовый сурик | Серый – кобальтовый колчедан | Голубой – смальта |
На рис. 8 показаны дизайн и окраска средневекового корабля, поражающие разнообразием и яркостью цветов, что было возможно благодаря большому выбору различных пигментов. По происхождению использованных пигментов можно с большой долей вероятности проследить географию мореплавания того времени. Понятно, что шведские корабли в XVII в. путешествовали от Индии до Бразилии, а также, что в те времена существовал уже довольно большой ассортимент судовых красок и покрытий различного назначения. В частности, применялись противообрастающие краски, для приготовления использовали свинцовый сурик.
Рис. 8 Восстановленная окраска корабля «Васа»
В XVII в. появились первые патенты на способы окраски корпусов кораблей. W. Beale первым получил патент на краску, содержащую порошок железа, меди и цемент. В 1670 г. Р. Howard и F. Watson запатентовали краску на основе дегтя, смолы и пчелиного воска. В 1791 г. W. Murdock запатентовал биоцид — смесь сульфида железа, порошка цинка и мышьяка. Затем было оформлено много патентов, большинство из которых были невоспроизводимыми.
В 1854 г. J. Mc. Innes запатентовал композицию, которая нашла широкое применение. Она содержала смесь сульфата меди со стеаратом («металлическим мылом»). Состав использовался в горячем виде по быстросохнущей грунтовке, состоящей из смолы и оксида железа. Подобный продукт был позже выпущен в продажу под названием Italien Moravien и применялся даже в XX в.
В конце XVIII — начале XIX вв. корпуса кораблей стали изготавливать из железа. Хотя вначале преобладали определенные предубеждения против использования металла, тем не менее дефицит древесины и успешное применение паровых машин заставило обратиться к замене древесины железом. Деревянные корабли не выдерживали вибрацию при установке на них паровых машин, кроме того, они были ограничены в размерах и мощности. Даже корабли с улучшенной конструкцией экономически не могли сравниться с кораблем, изготовленным из железа.
В начале XIX в. началось движение судов между США и Англией. В облике парусных судов многое начало меняться. Эти суда стали популярными у пассажиров, и дизайну уделялось много внимания: борта красили в яркие цвета с белыми полосами, а для внутренней отделки применяли светлые тона.
Линейные корабли XVIII в.
На ранних этапах истории строительства железных кораблей было обнаружено, что обшивку медными листами нельзя использовать из-за опасности коррозионного процесса. Железо и в меньшей степени его сплавы корродируют в соленой морской воде, поэтому эти материалы нуждаются в защите от коррозии. В это время было проведено много исследований, для защиты железа испытывались разные металлы и неметаллы (резина, эбонит, пробка, эмали, глазури, стекло, цемент). В 1824 г. был открыт способ катодной защиты, о котором сообщил сэр Гемфри Дэви в серии докладов, представленных Лондонскому королевскому обществу.
После продолжительных испытаний его впервые применили на судне «Самаранг» в 1824 г. Анодные протекторы из железа были установлены на медную обшивку корпуса судна ниже ватерлинии, что значительно снизило скорость коррозии меди. Медные листы, медленно разрушаясь, освобождают ионы меди, проявляющие альгицидное действие. Катодная защита в настоящее время используется для защиты морских судов от коррозии (преимущественно протекторная защита). Она эффективна против питтинговой коррозии, и с ее помощью можно защищать такие металлы, как нержавеющая сталь и алюминий.
Положительные результаты были получены при покрытии железа цинком, так как в этом случае обеспечивается защита от коррозии и одновременно предотвращается обрастание. Оцинковка до сих пор является одним из распространенных способов защиты стальных изделий от коррозии. Использовались также деревянные щиты, которые накладывали на металлический корпус.
Их вклинивали между рубцами на корпусе или закрепляли болтами, а затем покрывали медью. Деревянные листы в этом случае служили лишь для изоляции меди от железа. Хотя этот способ с успехом был применен во время испано-американской войны (1898-1899 гг.) и использовался британским и американским флотом, он был слишком дорогим, чтобы найти широкое распространение.
Наиболее простым и доступным способом, нашедшим широкое применение, оказались лакокрасочные покрытия.
Современное пассажирское судно
Источник: shipspotting.com
Вторым и более важным направлением в создании судовых покрытий являются антиобрастающие композиции. Их разработка, в конечном счете, привела к созданию ЛКМ, заменивших медную обшивку. Как было упомянуто выше, уже в XVII-XVIII вв. появились патенты на композиции, содержащие соединения меди. Но внедрение новых разработок в практику часто заканчивалось неудачами. Адмирал Эдвард Бельхер по этому поводу сказал, что они больше способствуют обрастанию, чем устраняют его. Наиболее успешной нашедшей практическое применение была композиция Italien Moravien, упомянутая выше. Немного позже, в 1863 г., была запатентована успешно применяемая антиобрастающая композиция, содержащая оксид меди, деготь и растворитель типа бензина или нафты. Несколько позже была изготовлена краска на основе шеллака, содержащая в качестве биоцида мышьяк. Покрытия на ее основе обладали и антикоррозионными, и антиобрастающими свойствами.
В разработках того времени в качестве биоцидов использовали медь, мышьяк и ртуть, в качестве связующих — льняное масло, шеллак, деготь, другие смолы, растворителей — скипидар, нафту, бензин. К концу XIX в. наиболее часто применяли краски на основе шеллака, горячие пластичные краски — композиции типа Italien Moravien и различные медьсодержащие составы. Эти композиции обычно наносили поверх антикоррозионного покрытия на основе шеллака или чистого шеллачного лака или поверх этой же композиции, но не содержащей биоцида. Днище корабля покрывали горячими пластичными красками. Деревянные корабли также обшивали медными щитами, эти поверхности были эффективны против обрастания, но часто имели непродолжительный срок службы; кроме того, этот способ был дорогостоящим.
Современное грузовое судно
Промышленные антиобрастающие покрытия для днищ кораблей начали применять в США в 1908 г., хотя эти составы еще не были стандартизированы. В 1908 г. производство таких ЛКМ было начато в Норфолке. В состав красок в качестве биоцида входила суспензия оксида ртути в шеллаке. В композицию добавляли оксид цинка, цинковую пыль и индийскую красную, т. е. оксид железа. Хотя впоследствии состав композиции менялся, связующее шеллачного типа использовалось до 1926 г.
От шеллака отказались, так как его получали из Индии в ограниченном количестве и он был дорогим. Дальнейшие исследования показали возможность использования для замены шеллака доступного и дешевого материала — канифоли. Кроме того, необходимо было заменить оксид ртути — очень токсичный и дорогой продукт. Взамен оксида ртути и мышьяка в качестве биоцида нашел применение уже проверенный оксид меди.
Большое внимание уделялось также горячим пластичным композициям. В начале XX в. лучшим антиобрастающим ЛKM считалась горячая пластичная краска Italien Moravian, но в 1908 г. официальное признание получила краска на основе шеллака. В 1922 г. в результате испытаний покрытий на ее основе в условиях годичного плавания были подтверждены их отличные антиобрастающие свойства. Но производство горячих пластичных красок требует специального оборудования, работа с ними затруднительна. Это привело к разработке новых, более удобных композиций, известных под названием холодные пластики, которые можно наносить кистью. Они отверждаются за счет испарения растворителя.
Корабль, перевозящий корабли
В XX в. создание антиобрастающих ЛКМ шло ускоренными темпами. В связи с тем что вопросы экологии становятся все более актуальными, одним из главных направлений разработки стал отказ от применения токсичных веществ — биоцидов, входящих в состав антиобрастающих композиций. В 1974 г. компания International Paint представила первое самополирующееся антиобрастающее покрытие, в 1999 г. внедрена в практику революционная технология получения покрытий с низкой поверхностной энергией. В 2002 г. специалисты International Paint разработали систему антиобрастающих покрытий смешанного типа — самополирующихся с контролируемым выщелачиванием связующего.
В 2007 г. было предложено следующее поколение антиобрастающих покрытий на основе фторполимеров. В 2013 г. компания International Paint представила инновационные материалы на основе фторполимеров, которые позволяют блокировать влияние слоя слизи (бактерии и диатомовые водоросли). В результате последовательных разработок, которые описаны в статье “Противообрастающие покрытия”, были созданы и внедрены в промышленность антиобрастающие краски, не содержащие биоцидов.
Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter
Краска для алюминиевых лодок и катеров
Как подготовить лодку или катер к покраске? Что для этого нужно? Какая краска лучше? Все эти вопросы мучают тех, кто хочет “отреставрировать” свою старенькую лодку, но не знает с чего начать и какие материалы выбрать для удачной покраски.
Краска для алюминиевых лодок и катеров
Краски могут быть разными (алкидными, эпоксидными, полиуретановыми, акриловыми и т.д.), а вот требования к ним остаются одинаковыми: краска для лодки должна обладать высокой прочностью к истиранию, механическим, биологическим, химическим раздражителям и в итоге создать индивидуальный «узнаваемый» внешний вид.
Предлагаем разобраться, какие материалы выбрать, если мы хотим покрасить лодку, исходя из следующих условий:
Подготовка к покраске лодки
Если краска практически не повреждена, и вы хотите просто ее обновить, то снимать покрытие не нужно. Достаточно обработать корпус судна абразивной губкой, чтобы добиться лучшего сцепления старой и новой краски. Соответственно, если нужен только «точечный» ремонт, то и обрабатывать необходимо участки с поврежденной краской.
Есть два способа:
Помните, что шлифование – достаточно агрессивный способ очистки. При заводской покраске алюминиевый сплав корпуса лодки был обработан, в результате чего на нем появился плакируемый (анодный) слой. Его легко отличить по желтоватому цвету. Плакируемый слой предназначен для того, чтобы остановить дальнейший процесс окисления алюминия. А ещё на этот слой хорошо ложится грунтовка и краска. Поэтому если есть возможность, то анодный слой лучше не сдирать. Но, если имеются места, стертые до металла, с поврежденным плакируемым (анодным) слоем, то их нужно тщательно зашлифовать.
Смывка краски: Смывки имеют преимущество над механическим шлифованием, так как не повреждают клёпки. Тем не менее, при соскабливании отслоившейся старой краски старайтесь не повредить защитный слой металла. Лучше смывать краску на свежем воздухе, солнечным теплым днем или в хорошо проветриваемом помещении, но, однозначно, не на холоде, т.к. тогда смывки медленнее вступают в реакцию с краской. Полезно будет обрабатывать поверхность смывкой частями, по 1-1,5 м, накрывая пленкой для ускорения реакции.
Чем смыть краску?
Для этого хорошо подойдет коррозионно-инертное средство Смывка краски Elcon S, которая эффективно удаляет краску на алкидной, акриловой, масляной, битумной, латексной, эпоксидной, полиуретановой, мочевино-формальдегидной, перхлорвиниловой, нефтеполимерной основах. Смывка краски наносится ровным слоем и выдерживается на поверхности до растрескивания и вспучивания лакокрасочного покрытия, после чего его нужно удалить с помощью шпателя, деревянного скребка или жесткой щетки.
Также подойдет усиленный состав Удалитель ЛКМ NEOMID. Он применяется для удаления лакокрасочных покрытий на масляной, алкидной, фенолформальдегидной, эпоксидной, эпоксиэфирной, перхлорвиниловой и акриловой основе с поверхности металла. Снимает даже полимерную краску. Данное средство стоит равномерно нанести на поверхность шпателем или кистью слоем 1-2 мм. Время выдержки состава: 10-25 минут. По истечению времени отслоившуюся краску снять шпателем.
Чтобы остатки смывки не вступили в реакцию с вновь наложенными красками, поверхность корпуса лодки хорошо моют несколько раз мыльным раствором и обезжиривают (уайт-спиритом, растворителем 646, ацетоном и т.д.). Особенно тщательно надо вымывать смывки под заклёпками, иначе оставшаяся часть может вспучивать грунт. Перед наложением грунтовки нужно дать корпусу лодки просохнуть.
Шпатлевать ли поверхность лодки?
Грунтование корпуса лодки
Учтите, что после зачистки и обезжиривания нужно как можно быстрее покрыть поверхность грунтовкой. Если вы оставите обработанный наждачкой алюминий на воздухе, то через непродолжительное время он начнет темнеть – это результат процесса окисления, а на окислившийся алюминий грунтовка и краска ложатся плохо. Вот почему так важно наложить первый слой грунта как можно скорее.
Учитывая специфический характер цветного металла, используем грунт именно для этого материала – кислотную грунтовку ВЛ-023 или грунтовку ВЛ-02. Возможно также использование эпоксидных грунтовок.
Грунт ВЛ-023 – это двухкомпонентный материал: основа и кислотный разбавитель. Основой грунтовки является суспензия пигментов и наполнителя в растворе поливинилбутираля и идитольной смолы в смеси летучих органических растворителей. В качестве кислотного разбавителя выступает спиртовой раствор ортофосфорной кислоты. ВЛ-023 создает антикоррозийный фосфатный слой на окрашиваемой поверхности.
Грунтовка ВЛ-0 универсальна, наносится практически на все металлические поверхности (не рекомендуется для чугунного и стального литья) и используется в комплексном покрытии с большинством шпатлевок и финишных эмалей. Покрытие, образуемое грунтовкой ВЛ-02, повышает коррозионную стойкость металла, что ведет к увеличению срока эксплуатации, а также улучшает адгезию лакокрасочного покрытия. Системы покрытий с грунтовкой ВЛ-02 могут эксплуатироваться на открытом воздухе в различных климатических зонах. Смешав основу грунтовки и кислотный разбавитель, выдержите состав 20-30 минут и можете наносить в 1-2 слоя. Помните, что жизнестойкость смеси ограничена в зависимости от температуры окружающего воздуха, например, при температуре от + 10 С до + 20 С — 8 часов, от + 20 С до + 30 С — 6 часов, поэтому разводить грунтовку лучше небольшими порциями.
В чем отличие грунтовок ВЛ-02 и ВЛ-023?
Окрашивание корпуса лодки
Переходим к покраске. Чем же покрасить алюминий, обработанный грунтовкой? Существует множество систем покрытия: акриловая, эпоксидная, полиуретановая, алкидная, алкидно-уретановая, перхлорвиниловая система. Кратко остановимся на некоторых из них.
Какой краской красить лодку?
Эпоксидные покрытия отлично ложатся на алюминий и дюралюминий, стойко переносят воздействие как пресной, так и морской воды, долговечны, устойчивы к механическим нагрузкам. Если эпоксидные материалы использовались как грунтовочный слой, то эпоксидную эмаль (ЭП-140) можно использовать и в качестве финишного покрытия подводной части лодки.
Минус эпоксидных красок в том, что они не устойчивы к ультрафиолетовым излучениям, со временем лакокрасочное покрытие на солнце тускнеет и покрывается белым налетом (отмеливает). Поэтому для покраски надводной части рекомендуется использовать не эпоксидные, а полиуретановые краски. Полиуретановые краски имеют полную совместимость с эпоксидными, демонстрируют отличные декоративные, защитные, УФ-стойкие свойства, но плохо выдерживают постоянное погружение в воду, в отличие от эпоксидных. Поэтому на практике лучше использовать комплексные эпоксидно-полиуретановые системы, а не чисто эпоксидные или чисто полиуретановые. Среди полиуретановых лучше выбирать двухкомпонентные покрытия, так как они гораздо прочнее однокомпонентных аналогов. Данная система покрытия обеспечивает высокое качество, но является достаточно дорогой в исполнении.
Отличается стойкостью к воздействию бензина, керосина, смазочных материалов, кроме синтетических масел. Используется для кокпита, днища лодки и бортов, при этом в качестве грунтовочного слоя применяется грунтовка ВЛ-02 или ВЛ-023 в 1-2 слоя, укрываемая сверху эмалью ХВ-16 или ХВ-124 в 2 слоя. Вариант простой в исполнении, широко применявшийся в советское время, несколько уступающий по стойкости покрытия эпоксидо-полиуретановому, но более доступный по ценовому диапазону.
Подразумевает применение красок на основе алкидных соединений, которые наиболее доступны широкому потребителю. Алкидная эмаль обладает механической прочностью и стойкостью к воздействию нефтепродуктов. Самой известной и универсальной алкидной эмалью является всем знакомая эмаль ПФ-115. Ее трудно назвать стойкой к воздействию воды, поэтому лучше применять ее для покраски внутренних деталей лодки, бортов, палубы, а также в тех случаях, когда просто нет смысла делать дорогой ремонт, т.к. лодка не новая и вы хотите, чтобы она просто прослужила сезон.
На самом деле существует множество современных алкидно-уретановых и алкидно-акриловых грунт-эмалей и эмалей для яхт, катеров и лодок с высокой долговечностью и стойкостью. Данные краски являются однокомпонентными, они менее привередливы к условиям нанесения и инструменту. При их использовании для покраски лодки можно смело рассчитывать, что результат сохранится несколько лет.
Например, для декоративной покраски металлической части судна, находящейся выше ватерлинии, можно использовать грунт-эмаль алкидно-уретановую АУ-0133. Она образует матовое покрытие, маскирует конструктивные дефекты изделия. При применении грунт-эмали в качестве финишного покрытия система из 2-3 слоев обеспечивает защитные свойства в течение нескольких лет.
Также для декоративной покраски надводной части лодки хорошо подойдет грунт-эмаль «Пентакрил». Материалы на алкидно-акриловой основе быстросохнущие, удобные в работе, экономичные. После высыхания грунт-эмали образуется гладкая, однородная без расслаивания, оспин, потеков и морщин поверхность с высокой твердостью и длительным сроком эксплуатации. С точки зрения блеска, Пентакрил обычно образует полуматовую или полуглянцевую поверхность. Покрытия устойчивы к воздействию воды.
Чем покрасить дно лодки?
Если поиск подходящего материала для покраски надводной части судна не представляет особых трудностей, то найти прочную к истиранию и постоянному нахождению в воде краску достаточно не просто. Для этих целей отлично подходит эмаль ХС-436, которая предназначена для повышения коррозионной стойкости покрытия корпуса по грунтовке ВЛ-02 или ВЛ-023.
Эмаль ХС-436, будучи профессиональной судовой эмалью, используется для защиты от коррозии района переменной ватерлинии корпуса судна, а также подводной части корпусов различных судов (в том числе, эту краску используют для судов ледового плавания). Допускается нанесение на эмаль противообрастающих покрытий.
Чем лучше покрыть деревянные детали внутри лодки?
Для защитно-декоративного покрытия любых деревянных поверхностей, в том числе яхт и лодок, кроме различных эмалей используется также алкидно-уретановый лак «NEOMID яхтный лак». Он образует высокопрочное, атмосферостойкое и износоустойчивое покрытие, стойкое к воздействию воды и бытовых моющих средств. Сохраняет и подчеркивает естественную структуру древесины.
Чем лучше убрать ржавчину, если есть поверхности из черного металла?
Если какие-либо детали подверглись коррозии, лучше всего эту поверхность обработать преобразователями. Преобразователи останавливают и предотвращают коррозионное разрушение, могут использоваться для подготовки поверхности металлов перед нанесением лакокрасочных покрытий, т.к. обычно образуют защитное цинковое покрытие. После нанесения преобразователя химическая реакция происходит в течение 20-30 минут, и появляется белый налет. Среди проверенных преобразователей можно назвать быстрые и эффективные отечественные средства Антиржавчина NEOMID 570 или преобразователь ржавчины Elcon P.
Какой способ нанесения краски лучше?
Для окраски корпусов лодок может применяться как метод пневматического распыления, так и метод контактного нанесения при помощи старого доброго валика или кисти. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Краскопульт, безусловно, позволит справиться с покраской лодки гораздо быстрее и лучше подойдет, например, при нанесении полиуретановых красок. Но при этом потребуется много дополнительных усилий для защиты поверхностей, не требующих окрашивания. Их необходимо будет заклеить, что повлечет за собой дополнительные временные затраты. Кроме того, если красить на открытом воздухе, то при распылении краски приходится учитывать ветер – это создает дополнительные трудности и перерасход материала.
Для того, чтобы добиться высокого качества окрашивания, покраску желательно осуществлять в чистом, непыльном помещении, в котором нет насекомых, так как они могут прилипнуть к слою свежей краски.