Чем лечат невроз у детей
Неврозы и астено-невротические состояния у детей
Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.
Причины
Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).
Кроме того, существуют провоцирующие факторы:
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.
Отдельно выделяют формы реактивных состояний:
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
Динамика невротических расстройств
Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.
Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.
Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
детский невроз
о проблеме
Детский невроз (неврастения) – реакция ребёнка на острую или хроническую (продолжительную), а также внезапную психологическую травму или ситуацию.
Проявляется невроз у каждого конкретного ребенка по-разному, в зависимости от возраста, характера травмирующей психологической ситуации, а также от эмоционального склада ребёнка. Ребенок, имеющий невроз, может грызть ногти или карандаши с ручками, сосать палец или губу, теребить или даже выдергивать волосы, заикаться и иметь другие патологические проявления в своем поведении.
Развитие детского невроза зависит от наличия неблагоприятного фона и/или провоцирующих факторов.
Обстоятельства, формирующие неблагоприятный фон, могут иметь физиологический или психологический характер.
К физиологическим обстоятельствам относятся: заболевания матери в период беременности, гипоксия головного мозга (ППЦНС) и другие осложнения в родах, а также последствия полученных ребенком травм и перенесенных им заболеваний.
К психологическим обстоятельствам относятся отношение к ребенку в семье и способ его воспитания: неприятие ребенка (нежелание родителей заниматься ребенком, игнорирование его просьб и желаний), гиперопека (лишение самостоятельности, нежелание строить партнерские отношения, выполнение действий за ребенка), авторитарность в семье (жесткие требования абсолютного подчинения взрослым, отсутствие возможности высказывать и иметь свое мнение, постоянное принятие всех решений за ребенка), вседозволенность (полное лишение ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие правил, границ, любых норм и порядка в семье), запугивание (угрозы отдать в милицию, оставить на улице).
Провоцирующие факторы делятся на две категории: кратковременные и хронические.
К кратковременным провоцирующим факторам относятся: чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка, внезапный испуг.
К хроническим провоцирующим факторам относятся: резкие изменения привычного образа жизни (смена места жительства), новый коллектив (детский сад, школа), семейные изменения (развод родителей, появление отчима или мачехи, рождение второго или появление приемного ребенка).
В своей ежедневной практике мы выяснили, что, в подавляющем большинстве случаев, детский невроз развивается на фоне нарушенного мозгового кровотока и при наличии внутричерепного давления. В условиях дефицита кислорода головной мозг ребенка патологическим образом реагирует на эмоциональные и психические нагрузки. Здоровая нервная система устойчива к любым факторам, адаптация ребенка к новым условиям проходит гладко и без последствий. Ребенок, имеющий хроническую гипоксию головного мозга, с трудом переживает обычные жизненные ситуации, а при возникновении серьезной проблемы, имеет место психологический срыв и появляются стойкие проявления детского невроза.
В конечном итоге решающее значение имеет не один из вышеперечисленных факторов, а их комбинация.
В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.
Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности. Он проявляется такими признаками, как неуверенность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боятся всего нового, одиночества, темноты. Навязчивые движения чаще всего проявляются морганием, нахмуриванием лба, гримасничаньем, покусыванием губы, подергиванием головой, рукой или ногой, сопением носом, покашливанием и др. Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений не осознается ребенком.
Для истерии характерны следующие симптомы: повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм, типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
Вовремя не распознанный и не леченный невроз у маленького ребенка перерастает в невротическое состояние в подростковом возрасте, и в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада взрослой личности.
стандартное лечение
Главным средством является психотерапия и индивидуальная работа с семейным психологом или педагогом-психологом. В психотерапии выделяют следующие направления: изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция; ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; песочная терапия; аутогенная тренировка (внушение) используются преимущественно у подростков.
Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток.
Методы физиотерапии: электросон, подводный массаж, кислородные или хвойные ванны.
наше лечение
Наше лечение детского невроза предполагает комплексный подход, сочетающий медицинскую и психологическую помощь.
Для устранения гипоксии головного мозга мы применяем собственный запатентованный метод восстановления мозгового кровотока (Патент № 2587960) в сочетании с приёмом нутрицевтиков, в том числе аминокислот, сеансами остеопатии и рефлексотерапии. В ряде случаев проводится курс психокоррекции.
В течение 1 – 2 месяцев нормализуется работа нервной системы и ребенок становится эмоционально стабильным, исчезает тревога, патологические проявления, проходит заикание, он не теребит волосы, губы, уши, перестает грызть ногти, ручки, карандаши во время письма и т.д.
стоимость лечения
Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.
Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.
В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.
Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.
При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.
начало лечения
Лечение детского невроза в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.
Невролог на приёме выяснит все обстоятельства, которые могли привести к формированию детского невроза (информация о протекании беременности и родов, о перенесенных операциях или травмах шеи и головы в первые годы жизни ребенка), при необходимости назначит дополнительные обследования (УЗДГ сосудов головного мозга, ЭЭГ, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника и черепа), установит диагноз и разработает индивидуальный план лечения.
Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.
Позволяет определить вероятную причину детского невроза
Что такое неврозы у детей
Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора.
Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек.
Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.
Причины неврозов у детей
Причины неврозов у детей бывают самые разнообразные, но наиболее встречаемые это семейно – бытовые. Часто конфликты внутри дома, дисгармония в семье, эмоциональный стресс и сформированная психическая травма приводит к состоянию «невроз у ребенка». Симптомы складываются из-за невозможности пережить данную ситуацию самому малышу.
Причины неврозов у детей могут так же складываться из внутриличностных конфликтов, когда происходит противоречие между влечениями и запрещающими действиями. Возможно, неврозы у детей возникают как защитная реакция на стресс организма.
К факторам, формирующим неврозы у подростков можно отнести психологическую предрасположенность. Определенные особенности личности, например, истерический тип, может формировать в неблагоприятных социальных условиях развитие изменения нервной системы.
Неврозы у детей дошкольного возраста часто формируются вследствие наследственных факторов, перенесенных травм и заболеваний. Течение родов и беременности так же играет большую роль в определении понятия невроз у ребенка. Симптомы зависят от причины, условий, возраста и скорости развития данного состояния.
Симптомы неврозов у детей
Неврозы у детей имеют свои особенности.
Они незавершенные, остаточные с преобладанием соматовегетативных расстройств.
Можно выделить несколько групп навязчивости (мысли, страхи, действия), сверхценные (страхи, идеи), ритуалы. Навязчивости это патологические страхи, мысли, действия, которые возникают помимо его воли.
К основным детским страхам можно отнести это боязнь темноты, уродства (особенно у девочек подростков), одиночества и т.д. основными периодами навязчивостей будут являться 3, 7, 11-13 лет.
Сверхценные идеи, страхи это идеи, стоящие во главе всех остальных. Например, боязнь смерти. Ребенок делает все чтобы не заболеть, умереть, может носить бредовый характер.
Ритуалы это извращенная реакция ребенка на стресс с формированием защитной реакции в виде рефлекса. Например, перед тем как заснуть ребенок проверяет что под диваном, роняя при этом ручку (специально из раза в раз). Совершение ритуалов происходит по задуманному плану.
Все это невроз у ребенка.
Проявление неврозов у детей различны, но имеют схожие причины и симптомы. Неврозы у подростков могут протекать в виде агрессии по отношению к самому себе (попытки суицида, мысли), а так же по отношению к окружающим.
Лечение неврозов у детей
Неврозы у детей должны корригироваться под контролем врача невролога, так как такое состояние может спровоцировать развитие психических заболеваний.
Все состояния, связанные с нарушением поведения, истерических состояний, резкого ухудшения состояния (боли, кратковременная потеря зрения, нарушение движений), патологические привычные движения (детские тики) нуждаются в лечение. Неврозы у детей лечат медикаментозно.
Наблюдение проводит так же врач психиатр, так как невроз может служить начальным симптомом другого заболевания. Неврозы у детей дошкольного возраста требуют пристального внимания со стороны родителей, так как основная причина связана в семейно-бытовой обстановке или обстановке дошкольного учреждения.
Проводят физиотерапевтическое лечение. Неврозы у детей хорошо поддаются методам физиотерапии, обнаружен положительный эффект от ТКМТ (транскраниальной магнитотерапии).
Профилактика неврозов у детей
Сводится к уменьшению физической и умственной нагрузки ребенка, создания благоприятной домашней обстановки, положительные эмоции малыша помогут справиться с недугом. Неврозы у подростков проходят профилактику при помощи длительных бесед с психологом и родителями.
Если неправильно проведена профилактика и симптомы все нарастают, то такое состояние нуждается в лечение. Неврозы у детей могут формировать дезадаптацию ребенка в коллективе. Неврозы у подростков связаны со стремлением к совершенству, юношескому максимализму и требуют понимания со стороны родителей.
Гродненская областная детская клиническая больница
Детский невроз:
как его приобретают?
Перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное — понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но, поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина кроется в них самих.
Как сформировать у своего ребенка невроз?
1. Наладить сложные взаимоотношения со своим супругом. Без проблемного общения невроз у вашего ребенка не сформируется.
2. Не нужно стремиться выполнять свои родительские обязанности. Старайтесь как можно больше отдыхать от своих детей!
3. Не заниматься воспитанием ребенка, а передавать эту почетную обязанность другому члену семьи, например, бабушке.
4. Нужно жить своей жизнью. Вы же себя не реализовали! Поживите пока для себя. Это ничего, что вам 30–40 лет. Вы еще маленький (маленькая) и сами нуждаетесь в опеке.
5. Нужно жить легкой жизнью, думать о сегодняшнем дне, и не брать в голову такие пустяки, как воспитание ребенка.
Причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а в свою очередь, и причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, неспособности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянной любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много.
Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но, так как в большинстве семей уже есть дети, то, прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве.
Как избежать развития невроза?
Невроз страха
Когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6-ти лет. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера.
Источником всевозможных страхов ( смерти, болезни, пожара, лифта, машины и т.д.) чаще всего является мать, тревожная по характеру и всего этого боявшаяся в детстве.
Дети подсознательно и незаметно усваивают родительский способ поведения.
Как побороть этот невроз?
Родители, поборите свои страхи! Иначе вам не решить эту проблему.
Неврастения
Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь, не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению. Ребенок при неврастении становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Так же могут отмечаться повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются.
Говорить в данном случае о здоровой психике ребенка не приходится — конфликт родителей с ними воспринимается последним как собственная неполноценность.
На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам А. И. Захарова, родители по его просьбе подсчитали, сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований (не просьб, обращений, а требований и приказов).
Другой причиной подобного невроза может быть:
— переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье;
— неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье;
— несправедливые упреки в адрес старшего ребенка.
Все это, как правило, оборачивается нервными срывами, тиками, а в худших случаях — неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего «рейтинга» у родителей.
Что делать родителям?
1. Равномерно распределять свое внимание на детей.
2. Десять раз подумать, а потом высказывать свой упрек ребенку.
3. Проявлять максимум внимания и любви.
Истерический невроз
Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу / не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.
Например, у ребенка может подняться температура, разболеться живот или начаться рвота, потому что ему не хочется идти в детский сад. Или, если ему что-то не дали, ребенок может описаться или обкакаться. «Заболевания» могут быть самыми разными: недержание мочи, рвота, ощущение кома в горле, нарушение координации движений, нарушения чувствительности в определенных частях тела, а иногда, даже, судороги и параличи.
При этом ребенок «болеет» «не специально» и сам верит в своё заболевание. Не стоит пугаться, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер.
Причины возникновения такого поведения обусловлены непоследоватетьностью в воспитании родителей и ближайшего окружения бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить «педагогическую чуткость». «Ребенку нельзя говорить „нет“», — говорит она маме, и выполняет абсолютно все требования внука. Когда же бабушка уехала, невозможно было объяснить ребенку, почему ему запрещают то, что вчера разрешали.
Другую причину истерического невроза обуславливает обратная сторона такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового.
Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкаются на стену непонимания — всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. «Ты нам такой не нравишься», — как бы говорят родители. Таких детей называют «невостребованными».
Невроз навязчивых состояний
Чаще такие повторяющиеся действия самому ребенку неприятны и он стремится от них избавиться.
Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент. Например, вашего ребенка облаяла собака, резко просигналила машина, он испытал на себе несправедливость учителя. Однако надо помнить, что основа невроза закладывается в раннем детстве.
На самом деле, никто не требует совершенства от родителей. Все имеют право на ошибки. Но многих из них можно было бы избежать! Для начала, решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Если малыш часто видит ссоры родителей, то впоследствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь, родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье.
Ясное понимание этого гарантирует в будущем психическое здоровье вашего ребенка, а так же то, что большинство ваших проблем не перейдет бесполезным багажом в жизнь ваших внуков…
Врач-невролог по экстренной помощи Олиферчик В.В.
Невроз у детей: лечение, как справиться
Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.
В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.
Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.
Как вести себя родителям
Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.
1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.
2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов. Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.
3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.
4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.
Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
Как научить ребенка справляться с негативом
Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть. Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым.
Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:
Чем лечат невроз у детей
Невроз у детей – это функциональное расстройство нервной системы, которое обусловлено сильным внутренним конфликтом и сопровождается неустойчивым настроением, повышенной тревожностью, страхами, фобиями, соматическими симптомами и др.
Причины неврозов у детей
Под привычным термином «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Все они являются следствием глубинных внутренних конфликтов ребенка.
Невротические расстройства могут формироваться в раннем детстве и являются остановленными, неудовлетворенными базовыми потребностями.
Сначала появляется некое сильное желание, которое рождает определенный импульс для его удовлетворения. Так детки, испытывая голод, криком зовут маму, сообщая ей о своей потребности. Если ребенок не получает желаемое, в нем рождаются чувства страха, одиночества, злости и крик усиливается.
Часто родители называют его истерическим. Ребенок не успокаивается, отказывается от предложенной еды. И если в этот момент он будет получать агрессивную или безразличную реакцию со стороны родителей, то импульсы на удовлетворение потребностей и эмоциональные реакции могут быть остановлены.
В психике ребенка формируется определенная картина мира: желать чего-то или проявлять свое неудовлетворение либо не безопасно, либо бесполезно. Импульсы останавливаются, замораживаются и формируют разнообразные симптомы (энурез, энкопрез, страхи, фобии, истерики, психосоматические расстройства и др.).
Конечно, этот пример является несколько утрированным. Только сильная травмирующая ситуация может привести к развитию невротического расстройства у ребенка. Однако следует помнить, что детская психика еще только формируется и очень уязвима к травмирующим факторам. И длительное нахождение в стрессовой ситуации также оказывает влияние на формирование невроза.
Как правило, неврозы зарождаются и развиваются под воздействием социальной сферы, в первую очередь внутри семьи. И если вовремя не лечить его, с возрастом невроз становится частью личности.
Также на развитие невроза у ребенка оказывают влияние физиологические факторы, такие как индивидуальные особенности психики, особенности раннего развития ребенка и генетическая предрасположенность
Виды неврозов у детей
Ориентируясь на Международную классификацию болезней (МКБ-10) и специальную литературу можно выделить несколько групп детских неврозов.
Симптомы невроза у детей
Все неврозы обладают своей специфичной группой симптомов. Одни являются достаточно выраженными и заметными, другие часто списываются родителями на детские капризы или способы манипулирования.
Однако любой стойкий симптом требует внимательного отношения со стороны родителей.
Все симптомы неврозов можно разделить на психические и физиологические.
Психические симптомы неврозов у детей:
Физиологические симптомы невроза у детей:
Симптомы детских неврозов обширны и устойчивы. Как правило, родители замечают, что в привычном поведении ребенка что-то изменилось и это изменение стабильно сохраняется в течении продолжительного времени.
Лечение детских неврозов
Детская психика достаточно гибкая. Она только формируется, а значит все невротические расстройства могут быть успешно вылечены. Если родители заметили наличие какого-то симптома или изменения в поведении ребенка, следует обратиться к специалисту за консультацией.
Для лечения детских неврозов требуется медицинское обследование ребенка. Это необходимо, чтобы врач выявил или исключил наличие физиологического расстройства. Педиатры и невропатологи могут назначить ребенку необходимую фармакологическую терапию для лечения заболевания.
В тех случаях, когда диагноз исключен, а медицинская помощь ребенку не показана или заключается только в симптоматической терапии, родителям следует проконсультироваться с детским психотерапевтом.
Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей
Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Неврозы у детей
Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.
МКБ-10
Общие сведения
Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.
Причины
Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:
Патогенез
Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.
Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.
Классификация
Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:
Симптомы неврозов у детей
Астенический невроз (неврастения)
Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.
Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.
Истерический невроз
К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.
У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.
Невроз навязчивых состояний
Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.
Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.
Депрессивный невроз
Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.
Системные (малосимптомные) неврозы
Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.
Осложнения
Диагностика
Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:
Лечение неврозов у детей
Консервативное лечение
Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.
Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:
Психотерапия
Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.
Физиотерапия
Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.
Прогноз и профилактика
Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.