Чем лечились в средневековье
«Как это устроено»: «Темные времена». Медицина Средневековья
Хорошее знание исторических фактов убеждает в том, что развитие западноевропейской цивилизации отнюдь не остановилось с наступлением эпохи, которую традиционно называют Средневековьем (V-XV вв.). Деятели культуры средневекового Запада, вопреки устоявшемуся мнению, не порывали «связь времен», а перенимали опыт античности и Востока и в итоге внесли свой вклад в развитие европейского общества.
В Средние века комплекс астрологических, алхимических и медицинских знаний был одним из важнейших направлений научного знания (наряду с физико-космологическим, оптическим, биологическим). Именно поэтому в распоряжении средневекового пациента были высококвалифицированные доктора, получившие образование в медицинских школах и университетах, и госпитали, где они могли получить уход и лечение (включая и хирургические операции).
На зарождение и развитие больничного дела в эпоху Раннего Средневековья во многом повлияла христианская идея благотворительности, которая реализовалась в заботе за старыми и больными членами общества. Здесь еще не преследовалась цель заниматься лечением недугов – целью было создание более комфортных условий жизни для неблагополучного населения.
Так появились первые госпитали (буквально – помещение для приезжих), которые не были госпиталями в современном понимании, а больше походили на приюты для оказания первой помощи бездомным больным. Зачастую это были специально отведенные помещения в соборах и монастырях.
В госпиталях не проводили лечение, а просто присматривали за людьми. Рост населения городов обусловил появление городских госпиталей, где забота о духовном здоровье сопрягалось уже с заботой и о физическом. Городские госпитали были похожи на современные больницы: они представляли собой общие палаты с кроватями, на которых размещались больные.
Потребность в медицинской помощи привела к открытию специальных рыцарских орденов с функцией медицинского обслуживания; например, орден Святого Лазаря занимался уходом за прокаженными, количество которых было довольно велико. Со временем лечебное дело стало светской практикой, а госпитали стали нуждаться в большем количестве специалистов. Подготовкой кадров занимались медицинские учебные заведения.
Чтобы стать врачом, средневековому студенту нужно было сначала получить духовное или светское образование, состоявшее из «семи свободных искусств», которые в свое время входили в систему античного образования. К моменту поступления в медицинское учебное заведение необходимо было освоить грамматику, риторику, диалектику, математику, геометрию, астрономию и музыку. Появлению высших школ Европа обязана Италии, где в IX веке уже функционировала Салернская врачебная школа и работала группа не только практикующих врачей, но и преподающих искусство врачевания.
Благодаря деятельности представителей школы города Салерно европейская медицина объединила в себе античную и арабскую традиции врачевания. Именно Салернская школа стала выдавать первые лицензии на занятие врачебной практикой. Обучение в этой школе длилось 9 лет и состояло из подготовительного курса, изучения медицины и врачебной практики. Студенты изучали анатомию и хирургию, оттачивая навыки на животных и человеческих трупах.
В стенах Салернской школы появились такие знаменитые трактаты, как «Хирургия» Роджера Салернского, «О природе человеческого семени» Абеллы, «О женских болезнях» и «О составлении лекарств» Тротулы, «Салернский кодекс здоровья» Арнольда, коллективный труд «О лечении заболеваний». Безусловно, средневековые врачи были хорошо осведомлены о строении тела, симптомах множества заболеваний, наличии четырех темпераментов. С XII века врачебные школы стали превращаться в университеты.
Средневековый университет обязательно имел в своей структуре медицинский факультет. Медицинский факультет (наряду с юридическим и теологическим) был одним из высших факультетов, на которые студент имел право поступить только после окончания подготовительного факультета. Получить степень магистра медицины было очень непросто, и половина поступающих не справлялась с этой задачей (принимая во внимание, что абитуриентов было и так не очень много). Теория медицины преподавалась студентам на протяжении 7 лет.
Как правило, университет не зависел от Церкви, представляя собой автономную организацию, имеющую свои законы и особые права. Прежде всего, это отразилось на разрешении проводить вскрытие трупов, что с христианской точки зрения было тяжелым грехом. Однако университеты добились разрешения на анатомирование, результатом чего стало открытие в 1490 году в Падуе анатомического театра, где посетителям демонстрировалось устройство человеческого тела.
В средневековой Европе термин «медицина» употреблялся по отношению ко внутренним болезням, специфику которых изучали студенты-медики по книгам античных и арабских авторов. Эти тексты считались каноническими и буквально заучивались студентами наизусть.
Самым большим минусом был, конечно же, теоретический характер медицины, не позволяющий применять знания на практике. Однако в некоторых университетах Европы врачебная практика была обязательным компонентом обучения. Образовательный процесс таких университетов и спровоцировал рост госпиталей, где студенты лечили людей в рамках практики.
Алхимические знания западноевропейских врачей послужили толчком к развитию фармацевтики, оперирующей огромным количеством ингредиентов. Через алхимию, которую часто называют лженаукой, медицина пришла к расширению знаний о химических процессах, необходимых для создания действенных лекарственных средств. Появились трактаты о свойствах растений, о ядах и т. п.
Хирургическая практика в период классического Средневековья в основном ограничивалась удалением мозолей, кровопусканиями, заживлением ран и другими незначительными вмешательствами, хотя имелись примеры ампутаций и трансплантаций. Хирургия не была основной дисциплиной в университетах, ей обучали непосредственно в госпиталях.
Потом хирурги, коих было немного, объединялись в своеобразные цеха для ведения врачебной деятельности. Актуальность хирургии позднее возросла в связи с переводом арабских текстов и многочисленными войнами, оставляющих множество людей искалеченными. В связи с этим стали практиковаться ампутации, лечение переломов, обработка ран.
Одной из самых печальных страниц в истории средневековой медицины, без сомнения, можно назвать ужасные по масштабу вспышки инфекционных болезней. На тот момент медицина оказалась недостаточно развитой, чтобы противостоять чуме и проказе, хотя определенные попытки были сделаны: в практику входит карантин, открываются лазареты и лепрозории.
С одной стороны, средневековая медицина развивалась в тяжелых условиях (эпидемии чумы, оспы, проказа и др.), с другой же – именно эти обстоятельства способствовали революционным изменениям и переходу от медицины Средневековья к медицине Возрождения.
Как средневековые лекари исцеляли абсолютно все недуги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще с древних времен люди использовали каннибализм в ритуальных целях, а также чтобы излечиться от болезней. Так, древнеримские лекари советовали своим пациентам пить кровь только что убитых гладиаторов.
По всей Европе XVII века пользовался популярностью порошок из перетертого человеческого черепа, на котором вырос мох. Это действенное кровоостанавливающее средство, хотя еще в те годы многие врачи отмечали, что с тем же успехом можно использовать простой крахмал.
Для стимулирования роста волос люди пили «волосяной ликер», а припудренные волосы были лекарством от желтухи. Для лечения старческой катаракты фармацевты делали порошок из высушенных человеческих экскрементов, которым пациент посыпал больные глаза.
В лечении такого рода не отказывали себе даже монархи. Для короля Англии Карла II придворные медики готовили «Королевские капли». Их рецепт прост: человеческий череп перетирался в порошок, который разводился спиртом. Когда король находился при смерти, придворные лекари безумно поили его этим снадобьем, а также делали травяные клизмы.
Лучшим средством для изготовления лекарств в XVII веке считались египетские мумии, но это товар дефицитный и недешевый. Поэтому тела казненных преступников и бедняков фармацевты раскупали нарасхват.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Медицина Средневековья: жить или не жить?
Культ здорового тела врачам Средневековья был неведом.
Жители средневековой Европы не ходили в фитнес-центры, не посещали процедурные кабинеты, не сидели на диетах и не консультировались у врачей-специалистов. Культ здорового тела им был неведом. В подавляющем большинстве они толком не знали свою телесную оболочку и едва могли справиться с недугами самостоятельно. Медицина тех лет только накапливала знания, а новые методики проходили апробацию.
Врачи Средневековья
Одним из слабых мест медицинской практики средневековой Европы являлось отсутствие основательной теоретической базы. Опыт античных врачевателей почти полностью канул в лету, а первые медицинские трактаты появляются на юге под влиянием греко-иудейской традиции и арабской науки.
В раннехристианской традиции телесная оболочка совершенно никого не интересовала: все лишения и недуги церковь толковала исключительно как расплату за грехи. Работы античных авторов не читались и находились под запретом. Авторитет Священного писания, согласно Блаженному Августину, непререкаем. Регионы, впитавшие в себя наследие достижений античной науки, ещё с VI века пытались не нарушать интеллектуальную цепочку развития. До севера этот полезный опыт шел очень медленно.
Как «чёрная смерть» повлияла на развитие медицины в Европе в Средневековье
В XII веке первыми интеллектуальными опусами в области врачебного дела разродились такие центры как Кордова, Салерно, Палермо. В 1316 году итальянец Мондино де Луцци опубликовал свою работу под названием «Anathomia». А в 1376 году в Монпелье открывается медицинский факультет. Знаменитая и ужасная «чёрная смерть» стала мощным импульсом, который заставил медиков тех лет повысить свой уровень знаний. Ренессанс с его тягой к прекрасному тоже сыграл немалую роль в становлении лечебного дела. К XV веку значительно возросло количество медицинской литературы.
Если в целом охарактеризовать систему здравоохранения Средневековья (хотя этот термин едва ли применим к данной эпохе), можно сказать, что уровень образования врачевателей был крайне низким.
«Пугающий и презираемый маг»
Кто же лечил жителя средневековой Европы? Врачи (они же physici) прошли огромный путь трансформации и профессионального становления. В большинстве своём публика довольствовалась советами и действиями недоучек из монастырей или сельских знахарей. Первые выпускники с учёными степенями по медицине также не обладали достаточным опытом.
При всех особенностях христианской догмы, тело оставалось опорой души. Его нужно было спасать. На первых порах церковь предоставляла полный спектр услуг. Условно назовём их «ритуальными». Избавляли от недугов и болезней реликвии многочисленных святых и паломнические экспедиции. Один христианский святой мог вылечить сыпь, другой — помочь в борьбе с лихорадкой. Тексты XI века сообщают нам о букете совершенно ординарных хворей, вызванных недостаточным и неправильным питанием. Гораздо реже встречались болезни, следствием которых стали раны или отравления.
Альтернативу представляла народная или сельская медицина, с которой так яростно боролись представители местной церковной организации. Колдунов и ведьм сжигали на кострах и обвиняли в ереси. Большое количество костоправов коптилось на огне, а обыкновенные шарлатаны попадались под горячую руку духовных лиц куда реже.
Как правило, местный доктор — старуха, ведьма. Она — посредник между тёмной силой и телесными немощами. Её знания относительно полезных свойств растений и режимов питания пользовались авторитетом, так как имели ощутимый эффект.
Ещё одним центром «неофициальной медицины» была еврейская община. Её представители бродили по населённым пунктам и носили с собой различные атрибуты: мешочки, амулеты, пузырьки Отличались от большинства местных лекарей тем, что умели промывать желудки, пускать кровь, ставить банки, считать пульс и производить анализ мочи. Евреи имели представление о медицинских традициях Древнего Востока, античного Запада, а также развитых регионов того времени: они штудировали труды Авиценны, Константина Африканского, Галена, Маймонида и Аверроэса. Все плюсы образования евреев-лекарей разбивались об огромную стену невежества и незнания большей части населения Европы. Если их советы и средства оказывались бессильными перед лицом серьёзной болезни или вспышки эпидемии, то весь народный гнев обрушивался именно на их головы.
Профессиональные медики (mire) начали мелькать на страницах исторических сочинений и документов около IX века. В одном капитулярии «отца Европы» Карла Великого 800 года нашлось место для списка целебных растений. Знания средневековых врачей базировались на сочинениях античных теоретиков медицины — Гиппократа, Галена, Орибазия. Появление в адаптированном виде персидских трактатов в Западной Европе XII века дало ощутимый результат. Медики познакомились с ролью спинного мозга и системы кровообращения, а также получили представление о наследственности и функциональной гармонии организма. Церковь подобные открытия, мягко говоря, не приветствовала: церковные соборы в Труа 1163 года и Латеране 1215 года наложили ряд запретов на действия лекарей. К примеру, вскрытие тела категорически не дозволялось и приравнивалось к чёрной магии. И только к концу XIII века религиозные оковы стали падать: в европейских университетах появились медицинские факультеты и мир узнал о Бэконе, Неккаме, Фоме Кантипратанском и Альберте Великом. На рубеже XIV-XV столетия началось формирование научной медицины.
«Ну что, лечить или пусть живёт?»
Человек заболел. Он плохо представляет, что с ним конкретно происходит, так как не обладает достаточным уровнем знаний о своём теле. Одно дело — хронические или врождённые болезни. Они не обсуждались и не лечились. Глухой прикладывал к уху рожок, хромой ходил с посохом, немой получал порцию насмешек, а слепые (коих по понятным причинам в Средние века было огромное количество) не имели средств для облегчения своего недуга. Горячка, зуд, понос, слабость, кашель — это всё лишь симптомы без четких медицинских характеристик. В источниках гораздо больше говорилось о чревоугодии, алкоголизме, венерических заболеваниях и их последствиях.
Хирургическое вмешательство в Средние века — удовольствие явно не для слабонервных. До 1215 года его практиковали монахи, однако папа Иннокентий III запретил заниматься медициной чёрному духовенству. Их опыт передавался крайне скверно людям, которые большую часть времени проводили в уходе за домашним скотом. Вырывание больных зубов, удаление катаракты и даже трепанация — средневековая хирургия имела представление о подобных вещах, но одно неверное действие могло привести к летальному исходу. К вмешательству в тело человека прибегали только в самых экстренных случаях.
Катаракта извлекалась иглой или ножом, позднее стали использовать шприц. С затруднениями в мочеиспускании справлялись, применяя металлический катетер. Стрелы из тела доставали при помощи специальной ложки, а раны лечились прижиганием. Калённым железом избавляли людей и от геморроя. Можно только посочувствовать страдающему подобным недугом.
Панацея Средневековья — кровопускание. Пиявки и вскрытие вен — традиционные процедуры европейских врачей, которые, по их мнению, могли спасти от всех невзгод.
Чтобы окончательно не отправить на тот свет пациента, врачеватели пытались хоть как-то утолить его боль. Зелья и растворы из сока болиголова, опия, белены, уксуса подавались страдающему от болей. Неумелое использование подобных средств было опаснее кривых рук доморощенного хирурга. Только к XVI веку благодаря знаменитому швейцарскому алхимику Парацельсу средневековая цивилизация познакомилась с эфиром.
Молитвы и ритуалы местных целителей внушали надежду в наивные души на выздоровление. Такая практика в основном не увенчалась чудесным исцелением и избавлением от всех проделок тёмных сил.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Статья Девида Мортона*.
Внимание: не для слабонервных.
1. Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно
Не секрет, что в Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало. Словом, не лучшее время, чтобы стать пациентом, но. если Вы цените свою жизнь, выбор был не велик.
Чтобы облегчить боль, Вам пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз.
Но был и успех. Археологи на раскопках в Англии обнаружили череп крестьянина, датированный примерно 1100 годом. И по видимому его владельца ударило чем-то тяжелым и острым. При более тщательном осмотре обнаружилось, что крестьянину сделали операцию, которая спасла его жизнь. Ему сделали трепанацию — операцию, когда в черепе просверливают дырочку и через нее вынимают осколки черепной коробки. В следствии чего давление на мозг ослабло и мужчина выжил. Можно только догадываться как это было больно! (Фото из Википедии: Урок анатомии)
2. Белладонна: сильное обезболивающие с возможным летальным исходом
Сок болиголова сам по себе мог запросто привести к смертельному исходу. «Обезболивающее» же могло ввести пациента в глубокий сон, позволив хирургу заняться своим делом. Если им сильно переборщить, то пациент мог даже перестать дышать.
3. Колдовство: Языческие ритуалы и религиозная епитимья как форма лечения
Ранняя Средневековая медицина чаще всего представляла собой гремучую смесь язычества, религии и плодов науки. С тех пор как церковь получила больше власти, проведение языческих «ритуалов» стало наказуемым преступлением. Среди таких наказуемых преступлений, возможно, было и следующее:
«Если целитель, приближаясь к дому, где лежит больной, увидит рядом лежащий камень, перевернет его, и, если он [целитель] увидит под ним какое-нибудь живое существо — будь то червь, муравей иль другая тварь, то целитель может с уверенностью утверждать, что больной выздоровеет.» (Из книги «The Corrector & Physician», англ. «Напривитель и медик»).
4. Хирургия глаз: болезненно и грозит слепотой
Операция по удалению катаракты в Средние века обычно предполагала наличие какого-либо особо острого инструмента, например, ножа или большой иглы, которым протыкали роговицу и пытались вытолкать хрусталик глаза из образовавшейся капсулы и вытолкать ее вниз к нижней части глаза.
Как только мусульманская медицина получила широкое распространение в средневековой Европе, техника проведения операций над катарактой была улучшена. Для извлечения катаракты теперь использовали шприц. Нежелательную затуманивающую зрение субстанцию просто высасывали им. Полый металлический подкожный шприц вставляли в белую часть глаза и успешно удаляли катаракту, просто высасывая ее.
5. У Вас затруднение мочеиспускания? Вставьте туда металлический катетер!
Застой мочи в мочевом пузыре из-за сифилиса и других венерических заболеваний без сомнений можно назвать одним из самых распространенных заболеваний того времени, когда антибиотиков просто не было. Катетер для мочи — это такая металлическая трубка, которую вставляли через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь. Впервые ее начали использовать в середине 1300-х годов. Когда трубкой не получалось достичь цели для того, чтобы устранить преграду испусканию вод, приходилось придумывать другие процедуры, некоторые из них были весьма изобретательны, но, вероятнее всего, все были достаточно болезненные, впрочем как и сама ситуация.
6. Хирург на поле брани: стрелы вытаскивать — это тебе не в носу ковырять.
Наконечники боевых стрел не всегда приклеивали к древку, чаще они прикреплялись теплым пчелиным воском. Когда воск затвердевал, стрелами можно было без проблем пользоваться, но после выстрела, когда нужно было вытащить стрелу, древко стрелы вытаскивалось, а наконечник не редко оставался внутри тела.
Одно из решений этой проблемы — это ложка для стрел, созданная по идее арабского медика по имени Альбукасис (Albucasis). Ложка вставлялась в рану и прикреплялась к наконечнику стрелы, чтобы ее можно было спокойно вытащить из раны не причиняя ущерба, т. к. зубцы наконечника были закрыты.
Раны подобные этой также лечились прижиганием, когда накаленный до красна кусок железа прикладывали к ране, чтобы прижечь ткань и кровеносные сосуды и предотвратить кровопотерю и инфекции. Прижигание часто использовалось при ампутации.
На иллюстрации выше можно увидеть гравюру «Израненный человек», которая часто использовалась в различных медицинских трактатах для иллюстрации тех ран, которые полевой хирург может увидеть на поле боя. (Фото: FM)
7. Кровопускание: панацея от всех болезней
Медики Средневековья верили, что большинство человеческих болезней — это результат избытка жидкости в теле (!). Лечение же состояло в том, чтобы избавиться от излишней жидкости, откачав большое количество крови из тела. Для этой процедуры обычно использовалось два метода: гирудотерапия и вскрытие вены.
При гирудотерапии медик прикладывал к пациенту пиявку, кровососущего червя. Считалось, что пиявок нужно класть на место, которое больше всего беспокоит пациента. Пиявкам позволяли кровопийствовать пока пациент не начнет падать в обморок.
8. Деторождение: женщинам говорили — готовьтесь к вашей смерти
Деторождение в Средние века считалось настолько летальным действом, что Церковь советовала беременным женщинам заранее готовить саван и признаться в содеянных грехах на случай смерти.
Акушерки были важны для Церкви из-за их роли в крещении при чрезвычайных ситуациях и их деятельность регулировалась римским-католическим законом. Популярная средневековая пословица говорит: «Ведьма — хорошо, но акушерка лучше» («The better the witch; the better the midwife»). Чтобы обезопаситься от ведьмовства, Церковь обязывала акушерок получать лицензию у епископов и давать клятву не применять магию на работе при родах.
В ситуациях, когда ребенок рождается в неправильной позиции и выход затруднен, акушеркам приходилось разворачивать ребенка прямо в чреве или трясти кровать, чтобы попытаться придать более правильное положение плоду. Мертвого ребенка, которого не удалось извлечь, обычно резали на кусочки прямо в матке острыми инструментами и вытаскивали специальным инструментом. Оставшуюся плаценту извлекали с помощью противовеса, который вытаскивал ее силой. (Фото: Википедия)
9. Клистир: средневековый метод введения лекарств в анус
Самой популярной жидкостью, заливаемой клистиром, была теплая вода. Тем не менее, иногда использовались и различные мифические чудодейственные снадобья, например, приготовленные из желчи голодного хряка или уксуса.
В 16 и 17 веках средневековый клистир заменила более привычная нам клизменная груша. Во Франции, такое лечение даже стало довольно модным. Королю Людовику XIV поставили 2,000 клизм за все время своего правления. (Фото CMA)
10. Геморрой: лечим агонию ануса закаленным железом