Чем легенда об арионе напоминает миф литература 6 класс
Урок литературы в 6 классе на тему «Легенда об Арионе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разработка включает в себя план-конспект урока с использованием технологии смыслового чтения и презентацию к уроку по данной тематике.
Показ дает наглядные данные к каждому этапу планового урока:
1. Проверка знаний по теме «Мифы Древней Греции»
2.Тема урока: Геродот «Легенда об Арионе»
3.Работа над понятием «легенда».
4.Краткая информация о Геродоте.
5.Знакомство с новыми словами: кифара и кифареды.
6. Чтение «Легенды об Арионе» Геродота и беседа по вопросам.
Тексты дополнены иллюстрациями – рисованными изображениями Ариона.
Цель урока: достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
2.Личностный результат – умение выражать своё отношение к героям, событиям;
3. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Задачи формирования УУД:
— умение формулировать проблему урока;
— умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
— развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ;
— осуществлять совместную познавательную деятельность;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— развивать умение высказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
— воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;
— умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
— умение проговаривать последовательность действий на уроке;
— умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
— умение оценивать свои учебные действия.
Тип урока: открытие новых знаний.
1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.
2. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.
3. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.
1. Развивать логически связную речь при ответе учеников.
2. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.
3. Развивать навык работы с легендами.
1. Воспитывать коммуникативные умения учеников.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» автор Коровина В.Я., компьютер (презентация), толковые словари.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом…
Проверка домашнего задания.
Верно ли утверждение?
Задание: Выберите верные утверждения: (П)
Вывод: что мы знаем о мифах?
верные ответы-1-а,3-г, 4-д, 5-е, 6-е, 11-л, 13-н. Соберите слово из полученных ответов
11, 5, 3, 6, 13,4, 1. Какое слово получилось?
А) Сообщение темы урока. Легенда. Знакомо ли вам это слово, это понятие? Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии. Попробуйте сформулировать проблему урока. Какая задача перед нами сегодня стоит? Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу?(версии). Ответ на эти вопросы мы и будем искать.( Рег.)
Б) Слово учителя. Все мы часто слышим: » Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!» На экраны вышел художественный фильм «Легенда № 17», посвященный одному из самых ярких хоккеистов планеты всех времен Валерию Харламову.
А что такое легенда на самом деле? Какое бы определение вы дали, исходя из этих высказываний? Что вы думаете по этому поводу? (мозговой штурм).
Работа в парах (К) – запись в тетради ассоциаций.
Учащиеся от каждой парты зачитывают свои варианты ответов. Примерное определение учитель записывает на доске.
— легенда, как и миф, появилась в далекой древности?
— в легендах рассказывается о реальных людях и подлинных исторических событиях?
— легенды, как и мифы, не имеют автора?
Проверим нашу версию.
В) Работа с учебником стр. 185.(П)
-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Г) Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожигова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.
3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).
-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии
— легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд.
Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
Почему Арион стал героем легенды? (ответы детей)
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».
— Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так: На Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона – изображающий человека на дельфине.
Чтение легенды учителем с остановками. Какое диво могло приключиться в жизни Периандра? Что это за диво? Почему диво величайшее?
1 От слов «А корабельщики задумали злое дело…» Какой вопрос возникает?
Что задумали корабельщики? Почему автор их дело называет «злым»? Как поведет себя в сложившейся ситуации Арион?
2 До слов «В таком отчаянном положении…» Какой выбор сделает Арион? Зачем Арион решил перед смертью пропеть торжественную песнь? Почему просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»?
3 До слов «Затем он…» Как, по-вашему, будут дальше развиваться события? Как поведут себя корабельщики?
4 До слов «Между тем корабельщики отплыли в Коринф». Что было дальше? Как бы вы закончили это произведение? (Работа в группах) Зачитать варианты продолжений.
Чтение текста учителем До конца.
4. Размышляем о прочитанном. Жизненные испытания Ариона и … его чудесное спасение. Беседа по вопросам.
Когда и где произошли легендарные события?
Почему Арион оказался именно на этом корабле?
Каким показан Периандр?
Что вас особенно привлекает в образе Ариона?
Что главное мы узнаём из легенды?
5. Подведение итогов.
Что такое легенда? Можно ли назвать это произведение легендой?
Задача: Необходимо убедить наших гостей в том, что произведение…. Найдите не менее 3-х аргументов, доказывающих вашу правоту.
Постараюсь убедить Вас в том, что_____________________________________________
Во- вторых, _______________________________________________________________
В- третьих, ________________________________________________________________
Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование.
Легенда, как и миф, появилась_________________________________
Легенды, как и _____________, __________________автора.
Легенду об Арионе записал _______________________________.
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания)
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Пришла пора оценить свой труд на уроке.
-Кто считает, что сегодня весь урок работал отлично?
— Кто считает, что ему немножко не хватило активности, смелости?
— В чём вы испытывали затруднения? Регулятивные
Д/з. Подготовьте пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона.
Найдите общность и различие мифа и легенды.
C писок литературы и используемых ресурсов:
Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев. —
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя, _М.: Баласс, 2011
Учебник «Литература» В. Я. Коровина 6 класс, – М.: Просвещение,2014г
Чем легенда об арионе напоминает миф литература 6 класс
Единое национальное тестирование
История Казахстана
Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана
Всемирная история
Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.
Математика
Онлайн тесты и шпаргалки по математике.
Химия
Онлайн тесты и шпаргалки по химии.
Физика
Онлайн тесты и шпаргалки по физике.
Биология
Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.
География
Онлайн тесты и шпаргалки по географии.
Русский язык
Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Новости сайта
Казахстанские школьники завоевали 11 медалей на международной олимпиаде по физике
11 медалей завоевали казахстанские школьники на первой международной олимпиаде по физике имени аль-Фергани, которая прошла в Узбекистане. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РК.
Всего в олимпиаде приняли участие около 130 школьников из 18 стран, в том числе из России, Азербайджана, Беларуси, Румынии и других.
По итогам двух этапов казахстанские школьники завоевали две золотые, шесть серебряных и три бронзовые медали.
Золотыми призёрами стали Алишер Еркебаев и Нурдаулет Назарбай, серебряные медали завоевали Даниил Шатохин, Оразхан Хайдар, Динмухаммед Сапыбек, Ердаулет Нахып, Бернар Шамгонов и Диас Еспан, бронзу Казахстану принесли Бексултан Шарип, Аскар Касымов и Нуржан Хасенов.
«Конкуренция на олимпиаде была очень высокой, так как большинство участников занимают лидирующие позиции в рейтинге Международной олимпиады по физике (IPhO). Наши ребята показали блестящие результаты и достойно представили Казахстан на мировой арене. Сейчас центр «Дарын» Министерства образования и науки работает над проведением олимпиад различных уровней для того, чтобы у наших школьников были все условия для участия в международных олимпиадах», – отметила председатель комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова.
Урок по литературе для 6 класса « Легенда как древний жанр устного народного творчества. Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе с использованием материала об Угличе в 6 классе.
Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.
Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.
1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.
2. Познакомить с некоторыми легендам, возникшими на Угличской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом.
3. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.
4. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.
5. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей.
1. Развивать память учеников.
2. Развивать логически связную речь при ответе учеников.
3. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.
4. Развивать навык работы с легендами.
1. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Воспитывать коммуникативные умения учеников.
3. Воспитывать дисциплинированного ученика.
Оборудование: карточки с текстами легенд об Угличе, стихотворений об Угличе, учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.
1. Организационный момент, сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое легенда, предание, когда и как они создавались, познакомимся с некоторыми из легенд о городе Угличе, так же прочитаем легенду об Арионе и проанализируем её особенности.
-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожигова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.
3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).
-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии
— легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд. Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
4. Беседа по вопросам.
Когда и где происходит действие легенды об Арионе?
Почему Арион оказался именно на этом корабле?
Каким показан Периандр?
Что вас особенно привлекает в образе Ариона?
Почему это произведение называется легендой? Докажите.
Что главное мы узнаём из легенды?
6. Работа над стихотворением А.С.Пушкина.
-Легенда об Арионе, как и многие мифологические образы и произведения, вошла в мировую культуру. Сюжет стихотворения А.С.Пушкина «Арион» относит нас к этой легенде.
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В грудь мощны вёслы. В тишине
На руль, склоняясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я – беспечной веры полн –
Пловцам я пел…Вдруг лоно волн
Измял с налёту вихорь шумный…
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
— Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
7. Легенды города Углича (слово учителя).
— В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые связаны с нашей Угличской землёй, и дошедшие до наших времён. Мы много говорили об истории происхождения города Углича, о названии города. Есть в Угличе легенды, которые жители города словно бы оставили «для внутреннего употребления» и рассказывают далеко не каждому. Впрочем, не исключено, что пройдёт немного времени, и эти предания будут столь же популярны, как и сказ о царевиче Димитрии.
( Учитель знакомит с некоторыми легендами).
На левом берегу Волги, на ручье Кука, до сих пор сохранился межевой камень, которым обычно отделялись владения одного рода от соседской земли, на этом камне отчётливо виден отпечаток огромной петушиной лапы. Такой же камень стоял в деревне Петухово у разрушенной Петуховой церкви. Легенда гласит, что перед польским нашествием и в дни смуты на угличскую землю из глухого леса прилетел огромный петух. Он садился на один из камней и громким криком возвещал о приближающейся беде. В 1917 году, когда церкви сметали с лица земли, снесли и Петухову церковь. Камни из её фундамента и тот самый межевой камень были расколоты и пущены на строительство дорог. А второй камень сохранился. Предание это ещё не исследовано. Но некоторые краеведы считают, что петух тут вовсе не при чём, ведь племена Верхневолжья не поклонялись этой птице. Просто трезубец был одним из охранительных знаков рун, который означал мир и спокойствие. Да-да, он очень похож на известную нам пацифистскую « курью ножку», из-за этого эту легенду так и называют.
Ещё говорят, это вторая легенда, что на речке Карёге появляется русалка. Садится она на камень, который торчит из обмелевшей речки, и плачет. Предание гласит, что в русалку превратилась девушка, утопившаяся в этой речке из-за несчастной любви много лет тому назад.
И по сей день краеведы и археологи находят на волжских берегах Углича, рядом с достижениями цивилизации, следы древних захоронений. Кто знает, может быть, эти поиски обогатят историю новыми сказаниями.
Царевича Димитрия называют «человек-легенда», и он причислен к разряду святых, так как, по убеждению многих:
— было убито безгрешное невинное дитя,
— мощи его после вскрытия гроба остались нетленными,
— те, кто прикасался к его мощам, исцелялся от недугов, болезней.
8. Чтение и анализ отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».
-И не виноват Углич, что на его долю выпало нести через века кровавую историю о гибели Царевича. А она живёт-бытует словно уже сама по себе, вроде тех сказок, что ветер по свету носит. И, конечно, любой человек творческий просто не может не коснуться её как-либо в своих произведениях.
-Эта тема нашла своё отражение и в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов», в которой он отразил основные моменты этого события. ( Чтение и анализ отрывков)
Учащимся на карточках выданы отрывки из поэмы:
1) «Тогда я в дальний Углич 3) «- Димитрий жив.
Пришёл я в ночь. Наутро час обедни Царевич жив! Ну подлинно чудесно.
Вдруг слышу звон, ударили в набат, И только-то?
Спешу туда ж – а там уже весь город. Кот б ни был он, спасённый ли царевич,
Гляжу: лежит зарезанный царевич; Иль некий дух во образе его,
Царица мать в беспамятстве над ним, Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,
Кормилица в отчаянье рыдает…» Но только там Димитрий появился».
2) «Тут народ 4) « Три дня
Вслед бросился бежавшим трём убийцам; Я труп его в соборе посещал,
Укрывшихся злодеев захватили Всем Угличем туда сопровождённый.
И привели пред тёплый труп младенца, Вокруг его тринадцать тел лежало,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал – Растерзанных народом, и по ним
И в ужасе под топором злодеи Но детский лик царевича был ясен
Покаялись – и назвали Бориса». И свеж и тих, как будто усыплённый;
Глубокая не запекалась язва,
Черты ж лица совсем не изменились.
Нет, государь, сомненья нет: Димитрий
5) « В вечерний час ко мне пришёл однажды Вот Углича достиг я, прихожу
Простой пастух, уже маститый старец, В святой собор, и слушаю обедню,
И чудную поведал он мне тайну. И, разгорясь душой усердной, плачу
И с той поры не знал ни дня, ни ночи Из глаз моих слезами вытекала.
До старости…» Когда народ стал выходить, я внуку
В глубоком сне, я слышу, детский голос Царевича Димитрия. – И мальчик
Ты в Углич-град, в собор Преображенья; Я тихую молитву сотворил,
Там помолись ты над моей могилкой, Глаза мои прозрели; я увидел
Бог милостлив – и я тебя прощу. И божий свет, и внука, и могилку».
— Но кто ж ты? – спросил я детский голос. Вот, государь, что мне поведал старец.
— Царевич я Димитрий. Царь небесный Я посылал тогда нарочно в Углич,
Приял меня в лик ангелов своих, И сведано, что многие страдальцы
И я теперь великий чудотворец! Спасение подобно обретали
Иди, старик. – Проснулся я и думал: У гробовой царевича доски».
Что ж? может быть, и самом деле бог
Мне позднее дарует исцеленье.
-На основе этой легенды создано немало стихотворений, в которых показано отношение угличан к событию, ставшему образом и символом города.
9. Чтение и анализ стихотворений.
В древнем Угличе тайн немерено. Город на высоком волжском берегу,
Не смотри, что все на виду. Куполами храмов озарённый,
Быль теперь уже далью времени В незапамятные времена
В небыль прячется на ходу. Угличем он наречён был.
За грехи, за ту кровь безвинную, Много повидал он на своём веку
Что отец так безбожно лил, Жизнь его была не гладкой.
Пролил Дмитрий здесь кровь невинную, В нём Димитрй_царевич зарезан был,
Так ли было, иль показалося, Как крепкий гранит,
Кто же сможет решить сейчас? История эту тайну хранит…
Слишком мало следов осталося Надежда Муравьёва
Как, наверное, и от нас, (из поэмы «Углич – частичка России»)
Как бы ни было-исцеление
Отрок людям несёт святой.
Для душевного очищения
Ты его для себя открой…
Какие легенды города Углича вы узнали?
С какой легендой мы с вами познакомились?
Что интересного узнали?
Какие признаки легенды мы нашли в легенде об Арионе?
Какие ещё легенды вам известны? Постарайтесь узнать новые легенды.
1.Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. В.П. Полухина. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.
2.Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.
3. А.С.Пушкин « Борис Годунов» (отрывки из поэмы).
4. Вся Ярославская область. «Юность». /Авт.-сост. Светлана Кулакова. – М.: № 39. – 2002.
5. Углече Поле. Историко-краеведческий и литературный журнал. №2, 2006г.
Предполагаемые результаты урока.
Урок литературы. Легенда об Арионе.
Содержимое разработки
Легенды, как и мифы, рассказывали об исторических событиях и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
В чём же разница между мифом и легендой?
Сравнение мифов и легенд
Относится к эпическим жанрам устного народного творчества и характеризуется широким обобщением символических образов.
Жанр народного эпоса, в основе которого лежат реальные события.
Повествует о жизни бессмертных богов.
Смертные герои, которым часто покровительствуют высшие силы.
Временной охват событий значительно шире, чем в легендах.
События ограничены временными рамками.
Фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.
Основной приём построения сюжета — гипербола (преувеличение).
Одна из самых красивых легенд Древней Греции — это «Легенда об Арионе» древнегреческого историка Геродота.
Геродот — первый древнегреческий историк. Жил в V веке до Рождества Христова. Совершая дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории»..
Арион — это реальное историческое лицо. Он жил в VII веке до нашей эры и являлся несравненным, великим кифаредом Древней Греции.
Кифаред — древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте древних греков, родственном лире.
Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра, коринфского тирана-правителя. Затем он решил отправиться в Тарант, город на Сицилии, куда его пригласили принять участие в музыкальном празднике. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: выбросить Ариона в открытое море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. В таком отчаянном положении Арион упросил корабельщиков позволить ему спеть в полном наряде певца. Он облачился в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песню., после чего ринулся в море. Но последняя песня великого музыканта привлекла стаю дельфинов. Один из дельфинов подхватил Ариона на спину и вынес к острову Тенару.
Завладев богатствами Ариона, корабельщики отправились в Коринф. Когда корабельщики прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и стал расспрашивать о судьбе Ариона. В это время вошел Арион в том самом наряде, в котором он бросился в море.
Почему это произведение
В «Легенде об Арионе» Геродот говорит о спасительной силе искусства, об обаянии и таланте певца, о ценности жизни и превосходстве человеческого достоинства над алчностью и вероломством.
Урок по литературе для 6 класса « Легенда как древний жанр устного народного творчества. Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе с использованием материала об Угличе в 6 классе.
Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.
Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.
1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.
2. Познакомить с некоторыми легендам, возникшими на Угличской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом.
3. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.
4. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.
5. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей.
1. Развивать память учеников.
2. Развивать логически связную речь при ответе учеников.
3. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.
4. Развивать навык работы с легендами.
1. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Воспитывать коммуникативные умения учеников.
3. Воспитывать дисциплинированного ученика.
Оборудование: карточки с текстами легенд об Угличе, стихотворений об Угличе, учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.
1. Организационный момент, сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое легенда, предание, когда и как они создавались, познакомимся с некоторыми из легенд о городе Угличе, так же прочитаем легенду об Арионе и проанализируем её особенности.
-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожигова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.
3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).
-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии
— легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд. Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
4. Беседа по вопросам.
Когда и где происходит действие легенды об Арионе?
Почему Арион оказался именно на этом корабле?
Каким показан Периандр?
Что вас особенно привлекает в образе Ариона?
Почему это произведение называется легендой? Докажите.
Что главное мы узнаём из легенды?
6. Работа над стихотворением А.С.Пушкина.
-Легенда об Арионе, как и многие мифологические образы и произведения, вошла в мировую культуру. Сюжет стихотворения А.С.Пушкина «Арион» относит нас к этой легенде.
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В грудь мощны вёслы. В тишине
На руль, склоняясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я – беспечной веры полн –
Пловцам я пел…Вдруг лоно волн
Измял с налёту вихорь шумный…
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
— Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
7. Легенды города Углича (слово учителя).
— В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые связаны с нашей Угличской землёй, и дошедшие до наших времён. Мы много говорили об истории происхождения города Углича, о названии города. Есть в Угличе легенды, которые жители города словно бы оставили «для внутреннего употребления» и рассказывают далеко не каждому. Впрочем, не исключено, что пройдёт немного времени, и эти предания будут столь же популярны, как и сказ о царевиче Димитрии.
( Учитель знакомит с некоторыми легендами).
На левом берегу Волги, на ручье Кука, до сих пор сохранился межевой камень, которым обычно отделялись владения одного рода от соседской земли, на этом камне отчётливо виден отпечаток огромной петушиной лапы. Такой же камень стоял в деревне Петухово у разрушенной Петуховой церкви. Легенда гласит, что перед польским нашествием и в дни смуты на угличскую землю из глухого леса прилетел огромный петух. Он садился на один из камней и громким криком возвещал о приближающейся беде. В 1917 году, когда церкви сметали с лица земли, снесли и Петухову церковь. Камни из её фундамента и тот самый межевой камень были расколоты и пущены на строительство дорог. А второй камень сохранился. Предание это ещё не исследовано. Но некоторые краеведы считают, что петух тут вовсе не при чём, ведь племена Верхневолжья не поклонялись этой птице. Просто трезубец был одним из охранительных знаков рун, который означал мир и спокойствие. Да-да, он очень похож на известную нам пацифистскую « курью ножку», из-за этого эту легенду так и называют.
Ещё говорят, это вторая легенда, что на речке Карёге появляется русалка. Садится она на камень, который торчит из обмелевшей речки, и плачет. Предание гласит, что в русалку превратилась девушка, утопившаяся в этой речке из-за несчастной любви много лет тому назад.
И по сей день краеведы и археологи находят на волжских берегах Углича, рядом с достижениями цивилизации, следы древних захоронений. Кто знает, может быть, эти поиски обогатят историю новыми сказаниями.
Царевича Димитрия называют «человек-легенда», и он причислен к разряду святых, так как, по убеждению многих:
— было убито безгрешное невинное дитя,
— мощи его после вскрытия гроба остались нетленными,
— те, кто прикасался к его мощам, исцелялся от недугов, болезней.
8. Чтение и анализ отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».
-И не виноват Углич, что на его долю выпало нести через века кровавую историю о гибели Царевича. А она живёт-бытует словно уже сама по себе, вроде тех сказок, что ветер по свету носит. И, конечно, любой человек творческий просто не может не коснуться её как-либо в своих произведениях.
-Эта тема нашла своё отражение и в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов», в которой он отразил основные моменты этого события. ( Чтение и анализ отрывков)
Учащимся на карточках выданы отрывки из поэмы:
1) «Тогда я в дальний Углич 3) «- Димитрий жив.
Пришёл я в ночь. Наутро час обедни Царевич жив! Ну подлинно чудесно.
Вдруг слышу звон, ударили в набат, И только-то?
Спешу туда ж – а там уже весь город. Кот б ни был он, спасённый ли царевич,
Гляжу: лежит зарезанный царевич; Иль некий дух во образе его,
Царица мать в беспамятстве над ним, Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,
Кормилица в отчаянье рыдает…» Но только там Димитрий появился».
2) «Тут народ 4) « Три дня
Вслед бросился бежавшим трём убийцам; Я труп его в соборе посещал,
Укрывшихся злодеев захватили Всем Угличем туда сопровождённый.
И привели пред тёплый труп младенца, Вокруг его тринадцать тел лежало,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал – Растерзанных народом, и по ним
И в ужасе под топором злодеи Но детский лик царевича был ясен
Покаялись – и назвали Бориса». И свеж и тих, как будто усыплённый;
Глубокая не запекалась язва,
Черты ж лица совсем не изменились.
Нет, государь, сомненья нет: Димитрий
5) « В вечерний час ко мне пришёл однажды Вот Углича достиг я, прихожу
Простой пастух, уже маститый старец, В святой собор, и слушаю обедню,
И чудную поведал он мне тайну. И, разгорясь душой усердной, плачу
И с той поры не знал ни дня, ни ночи Из глаз моих слезами вытекала.
До старости…» Когда народ стал выходить, я внуку
В глубоком сне, я слышу, детский голос Царевича Димитрия. – И мальчик
Ты в Углич-град, в собор Преображенья; Я тихую молитву сотворил,
Там помолись ты над моей могилкой, Глаза мои прозрели; я увидел
Бог милостлив – и я тебя прощу. И божий свет, и внука, и могилку».
— Но кто ж ты? – спросил я детский голос. Вот, государь, что мне поведал старец.
— Царевич я Димитрий. Царь небесный Я посылал тогда нарочно в Углич,
Приял меня в лик ангелов своих, И сведано, что многие страдальцы
И я теперь великий чудотворец! Спасение подобно обретали
Иди, старик. – Проснулся я и думал: У гробовой царевича доски».
Что ж? может быть, и самом деле бог
Мне позднее дарует исцеленье.
-На основе этой легенды создано немало стихотворений, в которых показано отношение угличан к событию, ставшему образом и символом города.
9. Чтение и анализ стихотворений.
В древнем Угличе тайн немерено. Город на высоком волжском берегу,
Не смотри, что все на виду. Куполами храмов озарённый,
Быль теперь уже далью времени В незапамятные времена
В небыль прячется на ходу. Угличем он наречён был.
За грехи, за ту кровь безвинную, Много повидал он на своём веку
Что отец так безбожно лил, Жизнь его была не гладкой.
Пролил Дмитрий здесь кровь невинную, В нём Димитрй_царевич зарезан был,
Так ли было, иль показалося, Как крепкий гранит,
Кто же сможет решить сейчас? История эту тайну хранит…
Слишком мало следов осталося Надежда Муравьёва
Как, наверное, и от нас, (из поэмы «Углич – частичка России»)
Как бы ни было-исцеление
Отрок людям несёт святой.
Для душевного очищения
Ты его для себя открой…
Какие легенды города Углича вы узнали?
С какой легендой мы с вами познакомились?
Что интересного узнали?
Какие признаки легенды мы нашли в легенде об Арионе?
Какие ещё легенды вам известны? Постарайтесь узнать новые легенды.
1.Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. В.П. Полухина. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.
2.Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.
3. А.С.Пушкин « Борис Годунов» (отрывки из поэмы).
4. Вся Ярославская область. «Юность». /Авт.-сост. Светлана Кулакова. – М.: № 39. – 2002.
5. Углече Поле. Историко-краеведческий и литературный журнал. №2, 2006г.
Предполагаемые результаты урока.
Конспект урока по литературе в 6 классе «Легенда об Арионе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сообщение темы урока. Легенда. Знакомо ли вам это слово, это понятие? Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии. Попробуйте сформулировать проблему урока. Какая задача перед нами сегодня стоит? Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу?(версии). Ответ на эти вопросы мы и будем искать.( Рег.)
Слово учителя. Все мы часто слышим: » Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!» На экраны вышел художественный фильм «Легенда № 17», посвященный одному из самых ярких хоккеистов планеты всех времен Валерию Харламову.
А что такое легенда на самом деле? Какое бы определение вы дали, исходя из этих высказываний? Что вы думаете по этому поводу? (мозговой штурм).
Запись в тетради ассоциаций.
Учащиеся от каждой парты зачитывают свои варианты ответов. Примерное определение учитель записывает на доске.
— легенда, как и миф, появилась в далекой древности?
— в легендах рассказывается о реальных людях и подлинных исторических событиях?
— легенды, как и мифы, не имеют автора?
Проверим нашу версию.
Работа с учебником стр. 185.
-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожигова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.
3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).
-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии
— легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд.
Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
Почему Арион стал героем легенды? (ответы детей)
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».
Чтение легенды учителем с остановками.
Размышляем о прочитанном. Жизненные испытания Ариона и … его чудесное спасение. Беседа по вопросам.
Когда и где произошли легендарные события?
Почему Арион оказался именно на этом корабле?
Каким показан Периандр?
Что вас особенно привлекает в образе Ариона?
Что главное мы узнаём из легенды?
5. Подведение итогов.
Что такое легенда? Можно ли назвать это произведение легендой?
Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование.
Легенда, как и миф, появилась_________________________________
Легенды, как и _____________, __________________автора.
Легенду об Арионе записал _______________________________.
Конспект урока «Легенда об Арионе» 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разработка урока литературы по программе В. Я. Коровиной – 6 класс.
Тема урока: Легенда. Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии.
Разработка включает в себя план-конспект урока с использованием технологии смыслового чтения и презентацию к уроку по данной тематике.
Показ дает наглядные данные к каждому этапу планового урока:
1. Проверка знаний по теме «Мифы Древней Греции»
2.Тема урока: Геродот «Легенда об Арионе»
3.Работа над понятием «легенда».
4.Краткая информация о Геродоте.
5.Знакомство с новыми словами: кифара и кифареды.
6. Чтение «Легенды об Арионе» Геродота и беседа по вопросам.
Тексты дополнены иллюстрациями – рисованными изображениями Ариона.
Цель урока: достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
2.Личностный результат – умение выражать своё отношение к героям, событиям;
3. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Задачи формирования УУД:
— умение формулировать проблему урока;
— умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
— развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ;
— осуществлять совместную познавательную деятельность;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— развивать умение высказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
— воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;
— умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
— умение проговаривать последовательность действий на уроке;
— умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
— умение оценивать свои учебные действия.
Тип урока: открытие новых знаний.
1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.
2. Познакомить учащихся с легендой об Арионе.
3. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Арионе.
1. Развивать логически связную речь при ответе учеников.
2. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.
3. Развивать навык работы с легендами.
1. Воспитывать коммуникативные умения учеников.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» автор Коровина В.Я., компьютер (презентация), толковые словари.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом.
Проверка домашнего задания.
Верно ли утверждение?
Задание: Выберите верные утверждения: (П)
Вывод: что мы знаем о мифах?
верные ответы-1-а,3-г, 4-д, 5-е, 6-е, 11-л, 13-н. Соберите слово из полученных ответов
11, 5, 3, 6, 13,4, 1. (легенда)
А) Сообщение темы урока. Легенда. Знакомо ли вам это слово, это понятие? Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии. Попробуйте сформулировать проблему урока. Какая задача перед нами сегодня стоит? Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу?(версии). Ответ на эти вопросы мы и будем искать.( Рег.)
Б) Слово учителя. Все мы часто слышим: » Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!» На экраны вышел художественный фильм «Легенда № 17», посвященный одному из самых ярких хоккеистов планеты всех времен Валерию Харламову.
А что такое легенда на самом деле? Какое бы определение вы дали, исходя из этих высказываний? Что вы думаете по этому поводу? (мозговой штурм).
Работа в парах (К) – запись в тетради ассоциаций.
Учащиеся от каждой парты зачитывают свои варианты ответов. Примерное определение учитель записывает на доске.
— легенда, как и миф, появилась в далекой древности?
— в легендах рассказывается о реальных людях и подлинных исторических событиях?
— легенды, как и мифы, не имеют автора?
Проверим нашу версию.
В) Работа с учебником стр. 185.(П)
-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных
исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)
Г) Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».
В словаре С.И.Ожигова:
«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».
В.И.Даль даёт такое определение этому слову:
«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».
Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.
3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).
-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии
— легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд.
Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
Почему Арион стал героем легенды? (ответы детей)
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».
— Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так: На Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона – изображающий человека на дельфине.
Чтение легенды учителем с остановками. Какое диво могло приключиться в жизни Периандра? Что это за диво? Почему диво величайшее?
1 СТОП. от слов «А корабельщики задумали злое дело…» Какой вопрос возникает?
Что задумали корабельщики? Почему автор их дело называет «злым»? Как поведет себя в сложившейся ситуации Арион?
2 СТОП до слов «В таком отчаянном положении…» Какой выбор сделает Арион? Зачем Арион решил перед смертью пропеть торжественную песнь? Почему просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»?
3 СТОП до слов «Затем он…» Как, по-вашему, будут дальше развиваться события? Как поведут себя корабельщики?
4 СТОП до слов «Между тем корабельщики отплыли в Коринф». Что было дальше? Как бы вы закончили это произведение? (Работа в группах) Зачитать варианты продолжений.
Чтение текста учителем До конца.
4. Размышляем о прочитанном. Жизненные испытания Ариона и … его чудесное спасение. Беседа по вопросам.
Когда и где произошли легендарные события?
Почему Арион оказался именно на этом корабле?
Каким показан Периандр?
Что вас особенно привлекает в образе Ариона?
Что главное мы узнаём из легенды?
5. Подведение итогов.
Что такое легенда? Можно ли назвать это произведение легендой?
Задача: Необходимо убедить наших гостей в том, что произведение…. Найдите не менее 3-х аргументов, доказывающих вашу правоту.
Постараюсь убедить Вас в том, что_____________________________________________
Во- вторых, _______________________________________________________________
В- третьих, ________________________________________________________________
Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование.
Легенда, как и миф, появилась_________________________________
Легенды, как и _____________, __________________автора.
Легенду об Арионе записал _______________________________.
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания)
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Пришла пора оценить свой труд на уроке.
-Кто считает, что сегодня весь урок работал отлично?
— Кто считает, что ему немножко не хватило активности, смелости?
— В чём вы испытывали затруднения? Регулятивные
Д/з. Подготовьте пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона.
Найдите общность и различие мифа и легенды.
C писок литературы и используемых ресурсов:
Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев. — СПб.: Скифия, 2009.
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя, _М.: Баласс, 2011
Учебник «Литература» В. Я. Коровина 6 класс, – М.: Просвещение,2014г