Чем левша удивлял иностранцев

Приключения Левшы в Аглии! Чем он удивлял иностранцев, что его особенно поразило у английских мастеров

Глава 16
Взяли англичане левшу на свои руки, а русского курьера назад в Россию отправили. Курьер хотя и чин имел и на разные языки был учен, но они им не интересовались, а левшою интересовались, – и пошли они левшу водить и все ему показывать. Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, – на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит. А придет праздник, соберутся по-парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно, как следует.
Левша на все их житье и на все их работы насмотрелся, но больше всего внимание обращал на такой Предмет, что англичане очень удивлялись. Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Все обойдет и хвалит, и говорит:
– Это и мы так можем.
А как до старого ружья дойдет, – засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет:
– Это, – говорит, – против нашего не в пример превосходнейше.
Англичане никак не могли отгадать, что такое левша замечает, а он спрашивает:
– Не могу ли, – говорит, – я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?
Ему говорят:
– Которые тут были, те, должно быть, глядели.
– А как, – говорит, – они были: в перчатке или без перчатки?
– Ваши генералы, – говорят, – парадные, они всегда в перчатках ходят; значит, и здесь так были.
Левша ничего не сказал. Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал и говорит англичанам:
– Покорно благодарствуйте на всем угощении, и я всем у вас очень доволен и все, что мне нужно было видеть, уже видел, а теперь я скорее домой хочу.

Источник

Н. С. Лесков. «Левша» (1881). 6 класс

Сказка — ложь, да в ней намёк. На что «намекает» странная история о тульском кузнеце, посрамившем англичан? В помощь школьнику. Вторая неделя декабря

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

Текст: Ольга Лапенкова

Вот и Левша: самобытный русский гений, который не прочёл ни одного учебника, до всего дошёл своим умом, — а занимается, прямо скажем, ерундой. Ну какая практическая польза от кро-о-ошечных железочек, которыми можно подковать стальную блоху, — и тем более от гвоздиков, на которых эти подковы держатся? А на каждом гвоздике-то имя мастера выбито.

И ладно бы только странное «хобби» главного героя: в мире множество бесполезных, но оттого не менее милых занятий — вроде художественной резьбы по арбузной кожуре или коллекционирования карманных календариков. Но почему, скажите на милость, Левша не остался в Англии, где он мог бы сделать головокружительную карьеру? Поступил бы на службу, получал отличную зарплату, учился и трудился в своё удовольствие — и пользовался повсеместным уважением… Женился бы, наконец, завёл детей — и твёрдо знал, что они не будут ни в чём нуждаться. А он — ни в какую: везите меня обратно в Тулу, и всё тут! Помните эту сцену из предпоследней главы?

С точки зрения здравого смысла, слова Левши — полная бессмыслица. Но Лесков — не первый российский автор, который писал, что родину любят не за что-то, а скорее вопреки. Как тут не вспомнить строки М. Ю. Лермонтова:

Наиболее же ёмко об этом написал Ф. И. Тютчев. Ему хватило всего четырёх строк, которые знает наизусть, пожалуй, каждый школьник:

Увы, на родине таланты Левши так и не оценили по достоинству. Более того: когда тульскому кудеснику потребовалась помощь, без «тугамента» (то есть без документа — Лесков мастерски «коверкал» слова, пародируя разговорную манеру речи) его даже в больницу не положили…

Но не будем изменять доброй традиции: остановимся, пока не дошло до спойлеров. Лучше посмотрим на персонажа, который, в противоположность Левше, убеждён, что в России нет и не может быть ничего путного. И это — не кто иной, как император Александр I!

Своенравный государь

Стальная блоха появилась в сказе Лескова не из воздуха: её привезли из Англии государь Александр Павлович и донской казак Платов. Прежде чем «познакомить» читателя с Левшой, автор подробно — и очень смешно — описал, как государь путешествовал по Европе с верным помощником. Александр I всё время удивлялся заморским диковинкам и уговаривал спутника, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся», а Платов как мог его разубеждал. Взять хотя бы этот эпизод:

Но вот англичане поднесли Александру I крошечную «сориночку» в бриллиантовом футляре и уговорили государя посмотреть в микроскоп (у Лескова «мелкоскоп») — и оказалось, что это малюсенькая «нимфозория», то есть, попросту говоря, блоха, сделанная из стали. Тут Платов уже не смог ничего возразить, и вдохновлённый император с удовольствием отдал за диковинку немалые деньги.

Привезя «игрушку» домой, император быстро о ней забыл. И, думается, так бы и лежала блоха без дела, но на престол взошёл другой монарх — Николай I, который «в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил». Николай Павлович с удовольствием согласился с предложением Платова отправить диковинку в Тулу и повелел:

Казалось бы — вот он, истинный патриот: никаких крайностей! Новый император уважает мастерство англичан, но и своих людей в обиду не даёт, потому что твёрдо знает: не перевелись талантливые люди в России!

Но почему же тогда при новом государе нисколько не улучшилось положение простых трудяг — таких, как бедный Левша? И даже если настолько талантливый мастер не снискал на родине ни богатства, ни славы, то что говорить о менее одарённых, но настолько же честных, трудолюбивых и преданных Отечеству людях, которые, может, подкову для «нифмозории» не сделают, но вылезут из кожи вон, чтобы прокормить семью?

Где лучше? где нас нет

Итак, «Левша» — произведение не только о социальном неравенстве (хотя и о нём, конечно, тоже), но и о стереотипах — порой смешных, а порой и грустных. Две крайности — привычка ругать абсолютно всё русское и восхищаться всем иностранным (либо наоборот) — никуда не делись и спустя полтора века. Чтобы в этом убедиться, можно послушать выступления сатирика М. Н. Задорнова (1948—2017), который прославился серией миниатюр об американцах — и о том, как их воспринимают русские. Вот, например, небольшой отрывок из концертной программы «Я люблю Америку» (2004):

Фраза «Ну тупые!», которой сатирик завершал такие анекдоты, стала крылатой, из-за чего Задорнова многие критиковали: зачем же, мол, так унижать уроженцев США? В ответ на подобные выпады юморист написал статью «Американцы не тупые», где пояснил: он смеётся не над глупостью отдельных людей, живущих за рубежом, а над самим желанием объявить какой-то народ «особенным» — и неважно, в хорошем или плохом смысле. Что же касается наших соотечественников, Задорнов никогда не отказывал им в уме, бытовой смекалке, стойкости и оптимизме — но вместе с тем нещадно критиковал многие особенности нашей повседневной жизни. Вот другой отрывок из той же концертной программы:

И смешно, и грустно. В общем, всё как Лесков завещал.

Источник

Урок по литературе. Н.С.Лесков «Судьба Левши»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

3 час. Тема: «Судьба левши»

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа с текстом и анализ.

— Как показаны Платов и Николай I в 11 и 12 главах?

Читаем 13 главу по ролям.

— Как изображён левша? Как он держится с царём и его окружением?

( Левша, как говорит Платов, был «в очень злом виде»: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван». Обратим внимание на уменьшительные суффиксы, которые усиливают впечатление жалкого вида левши. Однако он ведёт себя довольно уверенно, «не конфузится», разговаривает с царём смело, «просто», а не как придворные – «с лестью или хитростью». Царь противопоставлен вельможам в духе народных представлений о «добром царе», поэтому он внимательно слушает левшу, разговаривает с ним почти на равных, а поняв, что же сделали мастера, «обнял. и поцеловал» неумытого, неубранного левшу.)

Читаем 14 главу по ролям.

— Как наградили левшу за его удивительное мастерство?

(«Платов ему сто рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Вспомним, что государь Александр I англичанам за блоху миллион рублей дал. Левшу отправили к англичанам, сто «показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть». Заметим, что с Платовым отношения у левши налаживаются – тот даже своей «кислярки» на дорогу прислал.)

— Расскажите о приключениях левши в Англии.

(Пересказ 15 и 16 глав – 2-3 человека.)

— Почему англичане стараются напоить левшу? Чем он удивлял иностранцев? Что его поразило у английских мастеров?

(Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров. Им не верится, что левша не знает даже арифметики. Они предлагают левше остаться: «мы вам большую образованность придадим». Левша соглашается погостить, его водят по заводам и всё показывают. Левша же «больше всего внимание обращал. как старые (ружья) в каком виде состоят». Англичане не могут понять, что же так удивляет левшу.)

— Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой?

— Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?

(Патриотизм, преданность своему делу, своей родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество.)

— Почему английский «полшкипер» держал пари с левшой?

(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию левша, и поэтому решил напоить его. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог.)

— Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?

(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам и в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».)

— Почему предсмертные слова левши не передали государю?

(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и надалёким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ левши и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.)

— Кто же виноват в страшной судьбе левши?

— Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?

(Несмотря на то, что сказ кончается трагически – левша умирает в больнице для бедных, общий пафос его оптимистический, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа. Эта мысль и в последней главе рассказа.)

— Чем последняя, 20 глава, отличается от остальных? Какова главная мысль этой главы?

(Это эпилог. Он отличается от сказа по стилю: это речь автора, его реплика по поводу темы сказа. Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Высказывает убеждение в том, что машины только губят «артистическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью»,)

III . Описание иллюстраций и устное рисование

Рассмотрим рисунки Н.Кузьмина и Кукрыниксов, изображающие левшу.

— Каким увидели левшу художники? Каков левша в вашем представлении?

(На рисунке Кузьмина левша изображён, когда он рассматривает «аглицкую блоху» и прикидывает, как можно англичан превзойти. Рисунок передаёт сметливость левши, его цепкий ум. На рисунках Кукрыниксов левша показан жалким, вызывающим сочувствие. Он теряется среди блестящий царедворцев, а у «Обухвинской больницы» выглядит совсем беспомощным – его, как мешок с костями, тащит могучий городовой. У этих рисунков, скорее, обличительный пафос.)

Слушаем варианты изображения левши – 3-4 человека.

Итак, рисунки передают основные мысли автора: с одной стороны, гордость за талантливость и патриотизм русского народа, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия, безответственного и преступного к нему отношения со стороны властей.

Д/з: прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Источник

День левши. Чем они отличаются от правшей и почему левшей нельзя переучивать

Н. С. Лесков написал много произведений о народе. Это один из первых русских писателей, описавших простого русского крестьянина со всеми свойственными ему индивидуальными чертами. Поначалу современники не ценили творчество Лескова, так как оно казалось им непонятным, но со временем вклад писателя в область литературы стал очевидным. Он работал в разных жанрах, но сказ «Левша» относится к былинному жанру, в котором все происходящие события тесно переплетаются с реальной жизнью.

Было решено отправить мастера с его работой в Англию. С тех пор у Левши была непростая судьба. Он из простого, никому не нужного и неприметного работника превратился в человека, о котором писали газеты, и к которому было приковано всеобщее внимание. В Англии мастер всем понравился. Его даже пытались всячески склонить остаться там жить и даже уже присмотрели невесту. Но гордый мастеровой сказал, что дома ему лучше, да и русская вера она самая правдивая. С тоской он смотрел на свои берега с палубы корабля и знал, что не смог бы стать своим на чужой земле.

3 час. Тема: «Судьба левши»

I
. Проверка домашнего задания.
II
. Работа с текстом и анализ.
— Как показаны Платов и Николай
Iв 11 и 12 главах?
(Симпатии рассказчика всё больше склоняются в сторону царя: «Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал». На недоверие Платова отвечает:» Я знаю, что мои меня не могут обманывать». Платов же – «струсил», «хоть никакого в свете неприятеля не пугался», что ему придётся отвечать перед государём за невыполненную работу тульских мастеров. Платов, не разобравшись, срывает зло на левше: «словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». И всё же уважение рассказчика к Платову сохраняется: «царедворцы… все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, — потому они его терпеть не могли за храбрость».)

Читаем 13 главу по ролям.

— Как изображён левша? Как он держится с царём и его окружением?

(Левша, как говорит Платов, был «в очень злом виде»: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван». Обратим внимание на уменьшительные суффиксы, которые усиливают впечатление жалкого вида левши. Однако он ведёт себя довольно уверенно, «не конфузится», разговаривает с царём смело, «просто», а не как придворные – «с лестью или хитростью». Царь противопоставлен вельможам в духе народных представлений о «добром царе», поэтому он внимательно слушает левшу, разговаривает с ним почти на равных, а поняв, что же сделали мастера, «обнял… и поцеловал» неумытого, неубранного левшу.)

Читаем 14 главу по ролям.

— Как наградили левшу за его удивительное мастерство?

(«Платов ему сто рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Вспомним, что государь Александр I англичанам за блоху миллион рублей дал. Левшу отправили к англичанам, сто «показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть». Заметим, что с Платовым отношения у левши налаживаются – тот даже своей «кислярки» на дорогу прислал.)

— Расскажите о приключениях левши в Англии.

(Пересказ 15 и 16 глав – 2-3 человека.)

Почему англичане стараются напоить левшу? Чем он удивлял иностранцев? Что его поразило у английских мастеров?

(Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров. Им не верится, что левша не знает даже арифметики. Они предлагают левше остаться: «мы вам большую образованность придадим». Левша соглашается погостить, его водят по заводам и всё показывают. Левша же «больше всего внимание обращал,… как старые (ружья) в каком виде состоят». Англичане не могут понять, что же так удивляет левшу.)

— Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой?

— Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?

(Патриотизм, преданность своему делу, своей родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество.)

— Почему английский «полшкипер» держал пари с левшой?

(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию левша, и поэтому решил напоить его. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог.)

— Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?

(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам и в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».)

— Почему предсмертные слова левши не передали государю?

(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и надалёким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ левши и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.)

— Кто же виноват в страшной судьбе левши?

— Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?

(Несмотря на то, что сказ кончается трагически – левша умирает в больнице для бедных, общий пафос его оптимистический, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа. Эта мысль и в последней главе рассказа.)

— Чем последняя, 20 глава, отличается от остальных? Какова главная мысль этой главы?

(Это эпилог. Он отличается от сказа по стилю: это речь автора, его реплика по поводу темы сказа. Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Высказывает убеждение в том, что машины только губят «артистическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью»,)

III
. Описание иллюстраций и устное рисование
Рассмотрим рисунки Н.Кузьмина и Кукрыниксов, изображающие левшу.

— Каким увидели левшу художники? Каков левша в вашем представлении?

(На рисунке Кузьмина левша изображён, когда он рассматривает «аглицкую блоху» и прикидывает, как можно англичан превзойти. Рисунок передаёт сметливость левши, его цепкий ум. На рисунках Кукрыниксов левша показан жалким, вызывающим сочувствие. Он теряется среди блестящий царедворцев, а у «Обухвинской больницы» выглядит совсем беспомощным – его, как мешок с костями, тащит могучий городовой. У этих рисунков, скорее, обличительный пафос.)

Слушаем варианты изображения левши – 3-4 человека.

Итак, рисунки передают основные мысли автора: с одной стороны, гордость за талантливость и патриотизм русского народа, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия, безответственного и преступного к нему отношения со стороны властей.

Н. С. Лесков показывает трагическую судьбу мастера в России, «Левши». Главный герой произведения, отличающийся своим талантом, оказывается ненужным в своей стране, на благо которой он хотел творить и работать.

Тест на леворукость

Обычно тест на леворукость проводят в пять лет, так как до этого времени дети могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Только по тому, что ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой, считать его левшой не совсем правильно, так как настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо – «ведущие».

Чтобы понять, какое ухо является «ведущим», ребенка обычно просят взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Ухо, к которому ребенок приложит будильник, и будет «главным».

Чтобы определить «ведущий» глаз, нужно свернуть лист бумаги в трубочку, дать его ребенку в обе руки и попросить через эту «подзорную трубу» посмотреть на различные предметы. Лист будет поднесен именно к «ведущему» глазу.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

Сюжет

Левше и другим тульским мастерам было поручено важное для страны дело — доказать, что в России есть мастера не хуже иностранных. Героям удалось в короткий промежуток времени подковать блоху, которую сделали англичане и которой восхищался бывший император Александр I.

Свою работу поехал презентовать в Лондон Левша. Англичане были удивлены и восхищены подкованной блохой. Высоко оценив талант Левши, они просили его остаться работать у них. Но главный герой отказался, понимая, что не сможет жить без своей Родины.

По пути домой Левша и английский представитель заболели. По приезде спутника Левши сразу отвезли и вылечили, а его самого — оставили умирать равнодушные люди. Финал жизни главного героя по-настоящему трагичен: возвращаясь на Родину, чтобы трудиться на ее благо, никому не нужный Левша умирает. Такова судьба великого профессионала.

Не переучивать!

Интересные факты:
— В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей» — ген LRRTM1, который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. — Согласно археологическим данным, после первоначально одинакового использования обеих рук произошла асимметрия в сторону использования правой. — Единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости, нет. Французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя – так как сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей. В частности, дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер. При этом левши более непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда и произрастает склонность к плаксивости, капризы, вспышки ярости и гнева.

Такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины, у многих из них хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Что касается минусов и сложностей, то многие левши начинают говорить позже, чем их сверстники, имеют трудности с произношением некоторых звуков, с письмом, чтением и математикой.

В любом случае, психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Переучивание приводит к разнообразным неврозам, могут возникнуть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

История праздника

Впервые этот день был отмечен 13 августа 1976 года по инициативе Lefthanders International.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев
Том Форд, знаменитый левша

Цель акции — обратить внимание производителей различного оборудования на проблемы левшей: при работе на оборудовании для правшей левши совершают неестественные для них движения, в результате чаще получают нервный и мышечный стресс. Вследствие чего, согласно проведенному в США в 1991 году исследованию, левши чаще гибнут в авариях на производстве. Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (США, штат Канзас). Ассоциацией подготовлен «Билль о левшах».

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

Как помочь ребенку-левше?

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. При изучении алфавита рекомендуется опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на крендель или очки, а «Х» – это шагающий человечек, «Ч» – перевернутый стул и так далее.

Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. При этом почерк у детей-левшей имеет наклон влево, либо может не иметь его совсем.

Рабочее место левши должно быть организовано особым образом. В школе такой ребёнок должен сидеть слева от соседа, чтобы не сталкиваться при письме локтями, и как можно левее от доски, чтобы ведущие глаз и ухо были направлены к источнику информации. При занятиях, связанных с письмом, свет должен падать справа. Тетрадь же должна лежать с наклоном вправо, а правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

Обобщение

Левша обладает настоящим русским характером, это собирательный образ, который вобрал в себя лучшие черты русского народа. Поэтому, раскрывая трагичную судьбу мастера Левши, Н. С. Лесков хочет продемонстрировать не только жизнь одного человека, а жизнь всех творческих людей в России. Судьба профессионалов своего дела, которые оказываются совершенно ненужными собственному государству, действительно трагична. Усугубляется все тем, что Левша в сказе Н. С. Лескова как мастер ценится за рубежом, но в собственной стране к нему относятся равнодушно. Власти не ценят тех людей, которые могут делать по-настоящему ценные вещи, они лишь восхищаются делами иностранцев, как это делал Александр I, который не верил в способности русского народа.

Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное сознание национальной ответственности. Обдумывая сложившуюся ситуацию, они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «…аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.

В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.

Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающих творческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.

С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно», что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.

В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись…»

Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденции горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.

Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.

Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.

Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят но обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своего возницу ударами нагаек «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали.

Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.

Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно». Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.

Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

«Левые» линейки, ручки и точилки

Для левшей продают специальные письменные принадлежности: точилки с резьбой против часовой стрелки, ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и даже линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке. Производители многих товаров стараются ориентироваться не только на правшей, но и на левшей, заметно облегчая им жизнь.

В частности, кухонные ножи европейского стиля являются симметричными. Для левшей есть также специальные штопоры, компьютерные «мышки» и клавиатуры, хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты.

Платов

Казак, родом с Дона, участник войны 1812 года, в которой заслужил награды:

«…мои донцы?молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали»

«…сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах»

«Платов встал, подцепил на себя ордена и пошел к государю…»

Внешность имеет примечательную – «выдающийся» нос и усы:

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил…»

«…а тот идет только из усов кольца вьет»

Особые приметы: израненные руки:

«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить….»

«…показал кулак – такой страшный, багровый и весь изрубленный, кое?как сросся…»

На момент повествования Платов сопровождает Александра I в европейских поездках:

«…император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться… при нем был донской казак Платов…»

Персонаж отличается мужеством, которое признают окружающие:

«Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?»

«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь…»

Придворные его не слишком любят:

«А царедворцы они его терпеть не могли за храбрость»

Кроме того, блестящий военный довольно необразован, с точки зрения тех же придворных, например, он не знает и не хочет знать иностранных языков:

«…особенно в больших собраниях, где Платов не мог по?французски вполне говорить…»

Нельзя, однако, считать казака неучем, так как нежелание изучать языки объясняется его убежденностью в том, что русским это не нужно:

«…и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения»

Он вовсе не считает образование бесполезным, более того, полагает его необходимым для русских мастеров:

«…государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия…»

Придворный убежден, что русское не может быть хуже иностранного:

«…Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем?нибудь отведет…»

«Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»

Он даже может пойти на кражу, если считает, что это будет полезно для России:

«…а Платов взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли»»

Автор наделил персонажа многими чертами, характерными для русского человека. Он хитер:

«Спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по?донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не уступили… Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…»

Не любит, когда создают искусственные трудности, но может искренне посочувствовать:

«Сходил бы ты лучше к казаку Платову – он простые чувства имеет»

Терпеть не может ждать:

«…а зубами так и скрипит – все ему еще нескоро показывается. Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости, чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала»

Ездит он тоже всегда с максимальной скоростью, причем не жалеет ни людей, ни животных:

«Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал»

«А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся»

Если же ему кажется, что дело нарочно затягивают, то становится откровенно жесток:

«Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит»

Легко может обидеть подневольных людей:

«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть…»

«…как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак…»

При этом он религиозен:

«…дерябнул хороший стакан, на дорожний складень Богу помолился…»

«…и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел»

Платов вовсе не картонный персонаж. Несмотря на всю его заявленную в начале повести храбрость, он вполне искушен в придворных правилах, отлично знает крутой нрав Николая I и не только не лезет без необходимости на рожон, но даже откровенно побаивается нового государя:

«…спорить не смею и должен молчать»

«Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный.. И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил…»

В конце повести он сетует на то, что:

«…я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают…»

Любопытный факт. Прототип Платова – реальный граф Платов умер еще при Александре I, до самой смерти командуя Донским казачьим войском.

Источник

Приключения Левшы в Аглии! Чем он удивлял иностранцев, что его особенно поразило у английских мастеров

Глава 16
Взяли англичане левшу на свои руки, а русского курьера назад в Россию отправили. Курьер хотя и чин имел и на разные языки был учен, но они им не интересовались, а левшою интересовались, – и пошли они левшу водить и все ему показывать. Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, – на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит. А придет праздник, соберутся по-парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно, как следует.
Левша на все их житье и на все их работы насмотрелся, но больше всего внимание обращал на такой Предмет, что англичане очень удивлялись. Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Все обойдет и хвалит, и говорит:
– Это и мы так можем.
А как до старого ружья дойдет, – засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет:
– Это, – говорит, – против нашего не в пример превосходнейше.
Англичане никак не могли отгадать, что такое левша замечает, а он спрашивает:
– Не могу ли, – говорит, – я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?
Ему говорят:
– Которые тут были, те, должно быть, глядели.
– А как, – говорит, – они были: в перчатке или без перчатки?
– Ваши генералы, – говорят, – парадные, они всегда в перчатках ходят; значит, и здесь так были.
Левша ничего не сказал. Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал и говорит англичанам:
– Покорно благодарствуйте на всем угощении, и я всем у вас очень доволен и все, что мне нужно было видеть, уже видел, а теперь я скорее домой хочу.

Источник

Чем богородский Левша удивил иностранцев…

Вятский мастер продемонстрировал на Парадельфийских играх деревню, сделанную с помощью ножа и прутиков.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

22 страны, 52 региона России, 12 площадок и более 300 произведений о любви, счастье и мечтах. В Ижевске завершились II Международные Парадельфийские игры. В числе их участников был и Виктор Северюхин, умелец из богородского села Ухтым, и сопровождающая его председатель районной организации инвалидов Галина Береснева

Про то, что не передать словами

Работы Виктора Северюхина, изображающие деревенские усадьбы в миниатюре, не раз демонстрировались на районных и областных выставках декоративно-прикладного творчества. Ему был посвящён снятый районной организацией инвалидов фильм «Богородский Левша». А недавно мастер получил приглашение на Парадельфийские игры – состязания в сфере искусства для людей с инвалидностью.
Кроме Виктора Северюхина и Галины Бересневой Кировскую область на играх представлял председатель Подосиновской районной организации инвалидов Сергей Бушмакин, который принял участие в конкурсе фотографий и в номинации «Вокал». Возглавляла делегацию председатель Зуевской районной организации инвалидов Нурия Иванова.

Торжественное открытие игр состоялось в Государственном цирке Удмуртии. Его фойе и коридоры были оформлены стендами с сувенирами, рассказом о национальных ремёслах и традиционных костюмах. Гостей с песнями встречали художественные коллективы.

Программа торжества раскрывала незнакомую гостям Удмуртию: цветок италмас, природные красоты, национальную культуру. Особенно тепло зрители встретили известный коллектив «Бурановские бабушки».

– Всё было очень торжественно. Флаги Аргентины, Португалии, Франции, Италии, Китая, Японии, Венгрии, других стран… Атмосфера – словами не передать! Как будто все вдруг стали частью единого целого, – делится впечатлениями Галина Береснева.

В жизни разные, в искусстве – равные

На выставке было представлено более 500 картин.

– Затаив дыхание, все наблюдали за мастер-классом художника, родившегося без кистей, но сумевшего создать настоящие шедевры живописи, – делится Галина Ивановна. – Его работа, написанная во время мастер-класса, была продана сразу. С большим удовольствием понаблюдали мы и за номерами участников такого направления, как «жестовая песня». Сумашедшая энергетика! Зрелище – глаз не оторвать. Сильное впечатление оставили танцы на колясках участников номинации «Хореография». И, конечно, финальный аккорд – гала-концерт, где зрители могли увидеть наиболее яркие выступления. Например, поразил участник из Республики Тыва, исполнивший в технике горлового пения под аккомпанемент смычкового эгила песню, посвящённую Енисею.

Китай – лидер в групповом первенстве

Жюри было не просто выбрать лучших: каждый из участников уникален, у каждого своя история достижений и преодоления.

– Открытием игр стал юный певец из Самары Даниил Хачатуров, который потерял зрение в результате онкозаболевания. 11-летний Данил не только прекрасно поёт, но и сам пишет музыку, – рассказывает Галина Ивановна. – Участники танцевального ансамбля из Китая – глухие и слабослышащие люди. Их танец с веерами – пример отточенности и мастерства, помешать которому не могут никакие ограничения. Кстати, именно китайская сборная на Парадельфийских играх завоевала больше всего призов в разных видах искусства и стала победителем группового первенства. Второе место в групповом зачёте досталось Белоруссии.
Завершились Вторые Парадельфийские игры грандиозным фейерверком. Эстафету (а вместе с ней и статуэтку дельфина – символ Международных Парадельфийских игр) передали Новосибирску.

«Главное – не победа…»

С Парадельфийских игр делегация областной организации инвалидов привезла медаль, которую Сергею Бушмакину вручили за третье место в конкурсе фотографий. А «Богородского Левшу» Виктора Северюхина пригласили в гости специалисты Санкт-Петербургского многофункционального центра развития для детей, чтобы он провёл мастер-классы для детей с ментальными нарушениями развития.
Богородчане, кстати, совсем не расстроились, что не удостоились награды.

– Главное, – подчеркивает Галина Береснева, – не победа, а открытие новых возможностей, мощный стимул расти дальше.

Председатель районной организации инвалидов выразила искреннюю благодарность организаторам, участникам и волонтёрам мероприятия, а также Кировской областной организации инвалидов (председатель А.С. Шалагинова) за финансирование поездки на игры.

Александра СОБОЛЕВА
Богородский р-н

Источник

Загадка левшей

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Мир никак не может определиться, хорошо или плохо быть левшой. В зависимости от времени и страны отношение к ним меняется от презрения и опаски до почтения и некоторой зависти. И в наши дни эти люди остаются загадкой.

Дети богов или подручные сатаны?

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Правда, в странах, где ценились магические таланты, загадочных леворуких людей считали родственниками богов, а потому уважали и почитали как вестников удачи.

Это мнение было распространено у кельтов, в Древней Индии и у народов Крайнего Севера (например, у эскимосов).

Итак, с древних времен левшей не любили во многих странах, но настоящая беда настигла их после начала европейской «охоты на ведьм». Приспешником сатаны объявлялся всякий, отличающийся от других, а левши как никто другой подходили под это обвинение. Недаром одним из прозвищ дьявола было Леворукий.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев Одной из причин осуждения Жанны д’Арк, согласно легенде, послужило именно то, что французская героиня была левшой.

Прошли столетия, но в отношении к левшам почти ничего не менялось. В 1921 году вышла научная работа по психологии, в которой те, кто использовал для ежедневных действий левую руку, прямо назывались слабоумными.

Зато к концу XX века возобладало противоположное мнение: левшизм начали рассматривать как признак гениальности. Этот вывод ученые сделали на том основании, что многие из знаменитых политиков, живописцев, литераторов предпочитали управляться в жизни левой рукой.

Откуда они взялись?

В мире насчитывается с десяток версий происхождения «породы» левшей. Условно их можно разделить на три группы: общественно-социальную, медицинскую и фантастическую.

К первой относится мнение о равном изначальном количестве правшей и левшей, условно составлявших два разных племени. Правши, как более сильные, победили и обустроили мир так, как им было удобно. Из левшей же уцелели только лучшие, и с тех пор их порода постоянно совершенствуется, в то время как правши «опочили на лаврах» и постепенно вырождаются, лишенные необходимости бороться за выживание.

Вроде бы противоположная, но отчасти родственная первой теория гласит, что левши в древности составляли некую высшую касту правителей и наставников, которая по определению не могла быть многочисленной. Со временем общественные границы между кастами стерлись, а признаки высших людей сохранились до наших дней.

Медицина также не осталась в стороне от проблемы возникновения левшей. Некоторые из медиков рассматривают леворукость как отклонение от нормы, наследственную болезнь, которую нужно лечить.

Предполагается, что обследования беременных женщин с применением ультразвука могут вызвать затем леворукость у новорожденных. Отмечен также ряд случаев вынужденной леворукости: при травме или заболевании правой руки, длящемся более полугода, человек поневоле начинает пользоваться другой рукой, и это свойство остается с ним даже после выздоровления.

И наконец, самая таинственная теория происхождения леворуких людей гласит, что они произошли от союза пришельцев из параллельной вселенной и земных женщин. Пришельцы будто бы были похожи на людей внешне, но отличались сверхспособностями, которые и передали своим земным потомкам.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

Как выжить в «правом» мире

Однако леворукие вполне приспособились, ведь правая рука у них разработана гораздо лучше, чем левая рука у правшей. Кроме того, в наши дни выпускаются инструменты и другие товары специально для левшей, хотя их пока не так уж и много.

А еще ученые установили, что левши часто талантливей правшей в области математики, архитектуры и в любой другой деятельности, требующей развитого пространственного мышления.

Но даже в том случае, когда ситуация, казалось бы, безвыходная, левши умудряются найти обходное решение и выйти победителями в единоборстве с обстоятельствами. Психологи приводят по этому поводу один интересный случай.

Восемнадцатилетняя девушка мечтала стать филологом, но на вступительных экзаменах ее ожидало серьезное испытание. Дело в том, что левой рукой она писала аккуратно и разборчиво, но делала по нескольку ошибок почти в каждом слове.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

С помощью репетитора она написала левой рукой десяток сочинений на самые распространенные темы и зрительно запомнила их наизусть. Один из выученных текстов помог ей на экзамене, и через пять лет девушка благополучно получила вожделенный диплом филолога. Неудивительно, что при таком упорстве в достижении цели многие левши становятся знаменитостями.

Гибкость психики, отменно развитое стратегическое мышление и, наконец, прекрасная интуиция позволяют левшам легко сделать политическую карьеру. К многочисленной когорте леворуких политиков относятся Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Уинстон Черчилль, Махатма Ганди и многие другие.

Интересно, что несколько левшей стали американскими президентами: Гарри Трумэн, Рональд Рейган, Джордж Буш, Билл Клинтон и Барак Обама. Вероятно, это обусловлено тем, что на территории США проживает до 30% левшей.

Поскольку у леворуких людей лучше развито образное мышление, за историю цивилизации они успели прославить себя в искусстве. Весь мир знает левшей-художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрека. Александр Пушкин и Лев Толстой принесли славу левшам в литературе. Леворукие Моцарт и Бетховен, Пол Маккартни и Джимми Хендрикс отличились на «музыкальном фронте».

С тех пор он отмечается ежегодно, чтобы рассказать мировому сообществу о проблемах и достижениях леворукой части человечества. Кто знает, может быть, однажды наступит время, когда на нашей планете левшей окажется больше, чем правшей?

Екатерина КРАВЦОВА

Источник

Правда и выдумки о Левше

Известный тульский филолог Михаил Майоров издал брошюру «Миф о Левше: судьба без жизни», в которой, мягко говоря, подверг сомнению сложившийся у нас образ Левши как символ тульского рабочего мастерства.

О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.

Карикатура на оружейника

– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?

– Удалось ответить?

– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного. Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл. Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев
11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.

– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?

– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей. Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».

– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.

– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу. Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства. После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».

Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.

Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.

– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.

– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев
Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.

Левша или левша?

– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.

– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо. Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой. Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».

– Да еще и левша со строчной буквы.

– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину. В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии. С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.

– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?

– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д. Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей. Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.

– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?

– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.

– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.

– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.

Миф «Сурнин – Левша» не обоснован

– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.

– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.

– Миф именно навязан?

– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.

В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина. Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов. Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.

Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»

– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?

– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша». При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши. Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».

Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов». Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.

– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.

– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина. Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев
Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.

Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть фото Чем левша удивлял иностранцев. Смотреть картинку Чем левша удивлял иностранцев. Картинка про Чем левша удивлял иностранцев. Фото Чем левша удивлял иностранцев

– А миф стал историческим фактом?

– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами. Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов. Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.

Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.

Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *