Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

Отличие лирических произведений 20 в. от произведений лирики 19 в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности лирики 19 века

После поэтической реформы середины 18 века развитие русской литературы продолжилось в рамках силлабо-тонической системы. Происходит постепенное реформирование не только поэтического строя, но и стиля. Со временем поэзия избавилась от архаичности, обилия слов церковнославянского происхождения, чрезмерной патетики. Все перечисленные признаки были свойственны родоначальникам русской силлабо-тонической системы – М. Ломоносову, В. Сумарокову, А. Тредиаковскому, В. Капнисту и т.д. Избавляется поэзия и от подражательности западным образцам. В лирике, наряду с гражданскими темами, отражается внутренний мир человека, его переживания, чувства, отклики на окружающий мир. Большая заслуга в этом поэтов-романтиков. Один из первых романтиков В. А. Жуковский познакомил русских читателей с образцами западноевропейской поэзии в собственных поэтических переложениях и переводах (например, «Рыцарь Тогенбург», «Прощание Гектора с Андромахой», «Перчатка», «Кубок» Ф. Шиллера, «Лесной царь» И.-В. Гете, «Эллизиум» Ф. фон Маттисона, «Сельское кладбище» Т. Грэя, «Замок Смальгольм» В. Скотта и т.д.).

В. Жуковский стал первым оригинальным поэтом-романтиком, которого волновали такие темы, как:

Первая половина 19 века стала расцветом русской лирики. Недаром это время назвали «Золотым веком» русской поэзии. Славу русской поэзии составили творения А. Пушкина, Ф. Глинки, М. Лермонтова, И. Козлова, Д. Веневитинова, Ф. Тютчева, В. Кюхельбекера, А. Дельвига и т.д. Они открыли русской поэзии широкий путь в мировую литературу.

А.С. Пушкин, владея в совершенстве поэтическим мастерством, вывел отечественную поэзию на новый уровень, охватив все существовавшие поэтические формы и жанры, темы и мотивы. Пушкин дал новое видение природы и человека, страстей и стихий, поэтического творчества и познания, покоя и свободы.

М. Лермонтов открыл нового героя – романтика-борца. Его лирический герой борется не только с обществом и окружающим миром, но и с судьбой, с самим собой, с непостижимыми всевластными силами, управляющими жизнью человека. В его лирике звучат тираноборческие и богоборческие мотивы.

Готовые работы на аналогичную тему

Философская лирика Ф. Тютчева стала важным этапом развития русской лирики 19 века. Тютчев, изображая мир человеческих отношений и чувств, его состояние и состояние окружающего мира, созвучное чувствам лирического героя, обращается к высшим проблемам человеческого бытия и задается вечными, не повседневными вопросами. Именно поэтому его лирику называют философской.

Поэзия рубежа веков

Конец 19 – начало 20 веков стали серьезным этапом в развитии русской поэзии. Существовавшие поэтические правила и законы не могли удовлетворить художников, силлабо-тоническая система уже не позволяла поэту в полной мере выразить свой внутренний мир, рамки жанровой системы оказались тесны, поэтому возникла необходимость в новых формах творчества. Перед поэтами появились новые пути творческого поиска в сфере стихотворной формы, нового звучания поэзии, поэтического языка, новых образов и тем, неизвестные ранее. В отличие от лирики 19 века, поэзия рубежа веков представляет собой не единую монолитную систему, а множество течений, направлений, групп. Иногда творчество одного поэта представляло целое течение (поэзия М. Цветаевой, например). В этот период происходит продуктивная творческая борьба – за нетрадиционные формы, за читателя, за право называться «первым» в художественных открытиях и т.д.

Молодых поэтов (например, А. Крученых, В. Маяковский) не устраивало то, что делали их старшие современники – символисты, которые во многом опирались на прежнюю систему стиховых форм.

Даже привычная графика перестала устраивать поэтов. Стали появляться новые формы записи, например, «говорящие» знаки препинания М. Цветаевой и А. Блока, «лесенка» В. Маяковского.

В. Маяковский разбивает стих, переносит каждый сегмент на новую строчку, делает его выделенным ритмически и по смыслу. У Цветаевой тире становится смысловым, значимым, противопоставляющим. Он разделяет два мира – земной и небесный.

Поэты чаще обращаются к стилизации древней поэзии. Древние, почти забытые размеры приобретают новое звучание (например, гекзаметр). Осваиваются непривычные восточные традиции (например, «танка», подражания Н. Гумилева китайской поэзии). В этот период появляются мистификации, например, Е. Васильева «создала» таинственную Черубину де Габриак и на протяжении года писала стихи от имени выдуманного персонажа.

Лиазновская группа поэтов

Первым послевоенным объединением художников и поэтов стала Лиазновская группа. Эстетика этой группы противостояла официальной литературе. В произведениях «лиазновцев» изображались неприглядные стороны быта, а авангардные приемы совмещались с жестким натурализмом.

Название группы произошло от железнодорожной станции Лианозово, недалеко от которой жили участники группы Игорь Холин и Евгений Кропивницкий.

Лиазновцы описывали картины мрачного быта рабочих, которые жили на окраинах Москвы в коммунальных бараках. Стихи о них стали настолько популярны, что в какой-то момент лиазновцев стали называть барачной школой. Для героев стихов лиазновцев характерны постоянные конфликты, жестокие нравы, обесценивание человеческой жизни, индивидуальности.

Произведения лиазновцев вызывают ощущение пустоты, которая скрывается за повседневностью. Сталинские репрессии, война разрушили привычный мир. На его месте с бешеной скоростью возникает новая реальность. Однако за суматохой проступает болезненный разрыв – герои произведений словно живут в странном полусне, из которого не могут выбраться.

В 60-е годы поэты переключились с картин барачной жизни на изучение устройства разговорной речи. В повседневном советском языке они пытаются найти ответ на вопрос, почему мир так жесток и абсурден. Позже задача лиазновцев будет развиваться в творчестве поэтов-концептуалистов.

Источник

Основные черты русской литературы 19-20 веков (Литература XIX века)

Литература — это вид искусства, который смог совместить в себе все. Здесь и исторические факты оживают и играют новыми красками, и философия веков раскрыта с разных точек зрения. В литературе каждый творец может самовыразиться и высказаться о том, что так его волнует. И каждое событие в нашем мире способно повлиять на ее формирование.

Так литература 19-20 веков обрела особый характер. Она прошла этапы становления и развития России, застала множество кровопролитных войн и переворотов. Таким образом литература этого времени обретает военный характер. Произведения великих авторов посвящены этой тематике. Самыми яркими из них являются «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, роман-эпопея, посвящённый отечественной войне 1812 года.

В 20-ом же веке произведения литераторов посвящены уже более страшной и кровопролитной Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Произведения Александра Твардовского, Константина Симонова и по сегодняшний день трогают наши сердца.

Рубеж этих наполнен разнообразием литературных направлений. Здесь мы знакомимся с символистами, акмеистами, футуристами. Все они в своих произведениях рассказывали проблемы общества, личности человека того времени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что литература того времени наполнена вечными проблемами, и ответами на них. Авторы в своих произведениях говорили и кричали о том, что актуально и в наши дни.

Каждому из нас важно уделять время для чтения литературы, ведь в ней через судьбы персонажей рассказывается жизнь каждого человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Чем литература 19 века отличается от литературы 20 века? Приведите не менее 3 примеров. Очень надо

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

Ответ:

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

Ответ:

о сравнению с литературой 19 века, русская литература 20 века попала под влияние марксистско-ленинской идеологии. Если в 19 веке основой, на которой базировались все произведения, была религиозная философия, история, верность традициям, то в 20-м все больше внимания уделяется политике и истории. Следовательно, вся литература этого периода делится на три категории: «советская» (призванная воспевать славу партии, или должна хотя бы не противоречить партийной идеологии), «русская зарубежная» (та, что написана за рубежом), и «задержанная». К последней относятся те литературные произведения, которые были написаны в советские времена, однако, не были представлены читатеям из-за цензурного запрета. Другим отличием литературы двух веков стало появление в 20-м веке новых литературных направлений, в частности, экофутуризма, символизма, кубофуруризма, акмеизма.

Объяснение:

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

Из за того что один из слуг Троекурова оскорбил Дубровского, сказав что, некоторым помещикам лучше бы жилось у нас на пспрне чем на своих усадьбах. На что Троекуров остался на стороне своего слуги, а Дубровский не хотел унижаться не перед кем, в следствии чего он лишился своей усадьбы (из за Троекурова).

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

Мне известны четыре версии возникновения такого псевдонима писателем.

«Крестьянская». Она берёт своё начало в детстве писателя, говорят, что в одном из селений, что не совсем честным путём приобрела его мать (кулак-баба, как позднее назовёт её Салтыков-Щелрин) Ольга Михайловна Салтыкова/Салтычиха, Заозерье жило много крестьян с фамилией Щедрин.Возможно, детские впечатления и заставили взять этот псевдоним.

«Семейная». Писатель женился по очень большой любви на бедной дворянке, много трудился и как вице-губернатор, и как писатель, обеспечил безбедную жизнь для своей любимой жены. Говорят, что его сын Константин в своих воспоминаниях писал, что, возможно, именно его мать, понимая щедрость мужа, и случайно поспособствовала появлению такого псевдонима.

«Французская». В 1857 году в С-П вышла книга «Губернские очерки» автора, чьё имя было указано на обложке звали Н. Щедрин. Очерки касались устройства жизни России не только в глухих губерниях, но и указывали на тяготы жизни в стране, излагались либеральные, непривычные для России взгляды, словно позаимствованные из идей французской революции 1848 года.

«Разкольничья». Будучи сослан в ссылку, писатель принужден был принять участие в расследовании уголовного дела с участием раскольников, один из свидетелей, кого допрашивал Салтыков-Щедрин, поразил его умом, выдержкой, а фамилия этого старого человека была Щедрин.
Наверное, можно назвать ещё одну, и снова из воспоминаний сына Константина: «семейно-писате­льскую». По воспоминаниям последнего, его мать посоветовала взять мужу псевдоним «Щедрин» из-за той щедрости, которой он наполнял свои произведения злой иронией. — 3 года назад

Источник

Русская литература 20 века

теория по литературе 📖 разное

Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.

Дореволюционная литература

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 векаКонец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.

Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».

Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.

В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).

После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.

Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).

Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.

Довоенная литература

Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.

Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.

Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.

Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.

В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».

В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.

Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.

Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.

В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».

В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».

Литература, посвященная Великой Отечественной войне

Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).

В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.

В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.

Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.

Литература второй половины XX века

В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.

В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.

В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).

В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.

С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).

С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.

Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.

Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.

Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.

Источник

Направления русской литературы конца XIX начала XX века

Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых

Особенности литературы конца XIX начала XX века

Русская литература конца XIX начала XX века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце XIX – начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Реализм и модернизм существовали ранее, как единое целое размежевались и породили множество литературных явлений. Новые веяния и споры можно объяснить только тем, что различные литературные школы не могли найти точек соприкосновения и спорили в рамках реализма, создавая противоположные точки зрения на литературу и искусство. Ключевым предметом спора было место человека в искусстве.

Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это привело к развитию реализма в литературе.

Конец XIX начало XX века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце XIX века, быстрое развитие капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране.

Голодное крестьянство и мелкая буржуазия были неудовлетворенны вялой и безвольной политикой царя в начале XX века. Попытки реформ провалились. Кроме того, Россию втянули в ненужную для государства и народа Войну. Все эти трагичные события нашей истории нашли отражение в литературе начала XX столетия.

Модернизм, появившийся в это время, породил четыре перспективных направления: футуризм, символизм, имажинизм и акмеизм. Ярким представителем футуризма был Владимир Маяковский. Его знаменитое стихотворение «Облако в штанах» является эталонным стихотворением в жанре.

В этот период в литературе появились произведения, которые относились к декадансу. Знаковым автором в данном направлении является поэтесса Зинаида Гиппиус. Как и все европейские веянья, декаданс прошел через призму великой русской культуры и породил «русский декаданс». Долгенко А. Н. говорит о нем следующим образом: «Сложный и неоднозначный по природе, он был тесным сплетением философско-эстетических и литературно-художественных черт, которые далеко не всегда, даже условно, можно отделить друг от друга».

В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели. Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи, составили рассказы и «эпизоды» из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и «эпизоды» из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана «Летопись народного разорения», в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].

В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией «серебряного века» и акмеизм. В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.

Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Смотреть картинку Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Картинка про Чем литература 20 века отличается литературы 19 века. Фото Чем литература 20 века отличается литературы 19 века

В 30-х годах XX столетия зародился социалистический реализм. Родоначальником стал Максим Горький. Его правдивый взгляд на действительность со всеми её изъянами – это летопись эпохи. Соцреализм стал культовым течением и в 1932 году был одобрен Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Социалистический реализм положил начало для многих течений в литературе и искусстве, дав толчок советскому кинематографу, неповторимой живописи и архитектуре.

Характеристика литературных направлений конца XIX начала XX вв.

На фоне изменений в политике и обществе конца XIX начала XX вв. в России сформировались и функционировали 3 ключевых направления в литературе:

Модернизм и декаданс проникли в русскую литературу как протест против позитивизма и реализма, укоренившихся в литературе. И модернизм и декаданс пришли к нам из Европы. Декаданс был широко распространен во Франции.

Декадентство в литературе и искусстве – это ответ на упадок европейской культуры, кризис европейского общества, негативно затронувший духовные и психологические аспекты жизни.

Основным представителем декаданса является Зинаида Гиппиус. Её творчество очень спорно. Её мироощущения балансировала на грани сумасшествия. Она страдала от многих расстройств психики и пыталась все время начать жить полноценной жизнью, но это у неплохо получалось.

О, ночному часу не верьте!
Он исполнен злой красоты.
В этот час люди близки к смерти,
Только странно живы цветы.
Темны, теплы тихие стены,
И давно камин без огня.
И я жду от цветов измены, –
Ненавидят цветы меня.
Среди них мне жарко, тревожно,
Аромат их душен и смел,-
Но уйти от них невозможно,
Но нельзя избежать их стрел.

Позитивизм процветал в России XIX века. Будучи философским течением, он распространил свое влияние и на литературу того времени. Первым романом, написанным в русской литературе под влиянием позитивизма, стал роман Тургенева «Отцы и дети» году. В 80–90-х гг. его влияние ослабевает. Вместе с этим появляется все больше критиков позитивизма.

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук

В начале ХХ века позитивизм возрождается на волне социально-экономических потрясений. После революции он не сдает позиции.

Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].

В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.

Сравним два появившихся в начала XX века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба «Маленький человек» и поэма представителя реализма М. Горького «Человек».

У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него «человек» является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.

Поэма М. Горького «Человек» насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.

Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.

Однако не только реализм правит балов в литературе конца XIX начала XX вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.

Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].

Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» которая увидела свет в 1892 году. Течение «символизм» берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.

В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.

Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.

Очень важен для литературы конца XIX начала XX вв. модернизм.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]

Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *