Чем меньше размеры живого организма тем как правило

Задания олимпиады по экологии для 7 класса

Задания по экологии для 7 класса

Задание №1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально- 25баллов.
Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов:

1) Кто выдвинул специальный термин «экология»?

2) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) Антропогенные факторы среды.

б) Биотические факторы среды.

в) Абиотические факторы среды.

г) Техногенные факторы среды.

3) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

4) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

г) Нет правильного ответа.

6)Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) Одну популяцию одного вида.

б) Две популяции одного вида.

в) Две популяции двух видов.

г) Одну популяцию двух видов.

7) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

8) Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых икра:

а) Имеет крупные размеры.

б) Охраняется самкой.

в) Плавает в толще воды.

г) Закапывается в песок.

в) Актиния и рак-отшельник.

10)Особь – это:
а) биологический вид
б) отдельно взятый живой организм
в) сообщество животных
г) семья живых организмов

11) Экология в переводе с греческих слов означает:
а) тепло, свет;
б) растения, животные;
в) дом, жилище.
г) защита окружающей среды

12) Птицы метят свои территории:
а) экскрементами
б) звуками
в) перьями
г) гнездами

14)Фитоценоз – это:
а) разные виды животных
б) разные виды растений
в) разные виды бактерий
г) разные виды грибов

15) Среда обитания – это:
а. хищники, влияющие на организмы.
б. только свет, влияющий на организмы;
в. только вода, влияющая на организмы;
г. живая и неживая природа влияющая на организмы;

16)Автотрофами являются:
а) бактерии
б) растения
в) насекомые

17). Какие особенности не характерны для обитателей почвенной среды:
а) наличие жабр;
б) кожное дыхание;
в) удлиненное тело;
г) роющие конечности

18) Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?
а) егерь;
б) лесник;
в) браконьер.
г) наблюдатель

19) Экология – наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду

б) влияние загрязнений на здоровье человека

в) влияние деятельности человека на окружающую среду

г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами

20) В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:

а) зеленые растения

21)Атмосферный воздух наименее загрязнён:

г) возле промышленных предприятий

22) Из перечисленных деревьев хвойными являются:

23) Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:

б) рядом с оживлённым шоссе

г) на территории промышленного

24)Животное, которое нападает на другое животное, поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, относится к числу:

25.Чем меньше размеры живого организма, тем, как правило:

а)больше скорость его размножения

б) медленнее он размножается

в) ниже у него интенсивность обмена веществ

Задание №2. «Задание с обоснованием». Выберите правильный ответ (2 балла) и обоснуйте свой выбор (3балла). максимальное количество баллов за задание – 25б.

а) в выросшем лесу можно сразу же осуществлять сбор грибов

2. Бабочка Аполлон (семейство Парусники) занесен в Красную книгу России, Украины, Белоруссии, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, а также в Красную Книгу Ивановской области. Для увеличения численности этого вида в первую очередь необходимо:

а) посадить леса на месте лугов

б ) восстанавливать и расширять биотопы вида, прекратить распашку лесных опушек, высаживать нектароносные растения для бабочек и кормовые — гусениц.

в) размножать аполлона в искусственных условиях;

г) сократить площадь лугов за счет посадки лесных культур.

3. До недавнего времени болота старались осушать и мелиорировать для оптимизации природных ландшафтов. Однако в настоящее время проекты осушения болот были признаны антиэкологичными, так как для учёных стала очевидной огромная роль болот в биосфере, которая заключается:

а) в аккумуляции азота и фосфора в связанном состоянии

б) в поддержании стабильности климата Земли

в) в регулировании количества выпадающих на сушу осадков

г) в сохранении разнообразия болотных видов животных

4. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:

а) снижение количества дорожно-транспортных происшествий

б) улучшение работы дорожных служб

в) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями

5. Сплошная вырубка участка таёжного леса может привести:

а) к увеличению пожароопасности и возгораемости лесов

б) к созданию условий для размножения вредящих лесу организмов

в) к развитию эрозионных процессов и заболачиваемости части вырубки

г) к химическому загрязнению водоёмов

2. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей
А) еж
Б) полевой слизень
В) орел
Г) листья растений
Д) лисица

3. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии)
А) заселение кустарниками
Б) заселение лишайниками голых скал
В) формирование устойчивого сообщества
Г) прорастание семян травянистых растений
Д) заселение территории мхами

Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над первоцветами кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей. Растения и животные готовятся к жаркому лету.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 7 КЛАСС

Задание №1 (каждое задание-1 балл (25б.)

Задание №2. «Задание с обоснованием»(25б.) Правильный ответ (2 балла) обоснование (3балла), максимальное количество баллов за задание – 25б.

1.Ответ-г. Примерное обоснование следующее: Лесоводы учитывают симбиоз деревьев и грибов, получающих взаимную выгоду. Для нормального развития многие виды растений в том числе и голосемянные, такие как сосна, нуждаются в симбиозе с определенными микоризными грибами. Микориза (греч. μύκης — гриб и ρίζα — корень) (грибокорень) — симбиотическая ассоциация мицелия гриба с корнями высших растений. Гриб получает от дерева углеводы, аминокислоты и фитогормоны, а сам делает доступным для поглощения и всасывания растением воду и минеральные вещества, прежде всего соединения фосфора. Кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания, что особенно важно, когда оно растёт на бедной почве.

4. Ответ – в. Примерное обоснование следующее: При работе автомобиля на газовом топливе основным преимуществом является значительно меньшее загрязнение окружающей среды, особенно снижается выброс оксида углерода.

5. Ответ – В. Примерное обоснование следующее: При сплошной вырубке таёжного леса (зона избыточного увлажнения) происходит усиление поверхностного стока на лесосеках и, как следствие, изменение гидрологического режима территории. Одновременно с заболачиванием отдельных участков может наблюдаться усиление водной эрозии, выражающееся в росте оврагов и появлении оползней.

Задание №4. Прочитай текст, найди в нём экологические ошибки и подчеркни их. Обоснуй свой выбор. Каждый правильный ответ оценивается в5б. Максимум-20б.

Источник

Часть 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

По экологии. 2017-18 уч. год.

Класс

Часть I Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов(правильный ответ — 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

I.В целях восстановления растений, занесённых в Красную книгу, выполняются посадки:

1. ландыша майского; 4. полыни горькой;

2. борщевика Сосновского; 5. одуванчика лекарственного;

3. подорожника большого; 6. первоцвета весеннего.

II. Были уничтожены человеком:

2. бобры; 5. утконосы;

3. дронты; 6. кенгуру.

III.Удаление сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника проводится с целью:

1.обеспечения топливом городских котельных;

2. обеспечения топливом местного населения;

3. профилактики пожаров;

4. профилактики инфекционных заболеваний растений;

5. улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;

6. расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников.

IV. Укажите варианты, в которых растения леса принадлежат одному ярусу:

1.ландыш, медуница, лютик; 4. боярышник, лещина, лиственница;

2. ландыш, шиповник, ель; 5. ель, сосна, кукушкин лён;

3. дуб, берёза, кувшинка; 6. ясень, дуб, береза

V.Леса называют «лёгкими планеты», потому что они:

1. потребляют крахмал и целлюлозу; 4. поглощают углекислый газ;

2. производят крахмал и целлюлозу; 5. поглощают кислород;

3. выделяют углекислый газ; 6.выделяют кислород.

VI. Дождевые черви могут быть использованы человеком для получения:

1.дёгтя; 4. пестицидов;

VII. Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в:

1.улучшении дыхания листьев; 4. сохранении созревших семян от поедания;

2. защите зимующих частей растений; 5. притяжении солнечных лучей;

3.защите растений от излишнего испарения; 6. предохранении от поедания животными.

VIII. К косному веществу биосферы относятся:

1. известняк 4. животные

IX К поведенческим адаптациям животных относятся:

1. спячка; 4. соответствие формы тела предметам;

2.миграция; 5. сходство с ядовитыми видами;

3.замедление обмена веществ; 6. покровительственная окраска

X. Консументами второго порядка можно назвать:

1. травоядных; 4. плотоядных;

2. паразитов; 5. растительноядных;

4. автотрофов; 6. хемотрофов.

Часть2. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко

письменно его обоснуйте (ответ и обоснование — от 0 до 3 баллов).

I. Территории, специально предназначенные для отдыха людей, — это агроценозы. Да – Нет

Ответ и обоснование:

II. Живые организмы в биосфере распределены равномерно. Да – Нет

Ответ и обоснование:

III. Рельеф местности относится к абиотическим экологическим факторам. Да – Нет

Ответ и обоснование:

IV. Мхи заселяют скальные породы прежде кустарников. Да – Нет

Ответ и обоснование:

V. Средой обитания для паразитов является организм хозяина. Да – Нет

Ответ и обоснование:

Часть 3 Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

(выбор правильного ответа — 2 балла; обоснование — от 0 до 2 баллов; всего за задачу — 4 балла).

I. В ряде регионов России приняты Постановления о правилах уборки листвы на озелененных территориях лесопарков, парков, скверов и бульваров. В соответствии с этими Постановлениями уборка листвы на территориях указанных объектов не производится. Это решение принято в связи с тем, что:

А) ухудшается визуальное восприятие ландшафта;

Б) нарушается процесс почвообразования;

В) снижаются выбросы в атмосферу парниковых газов;

Г) увеличивается биоразнообразие этих территорий.

Ответ и обоснование:

Задания
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

По экологии. 2017-18 уч. год.

Класс

ЧастьI. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее правильным. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1) Кто предложил специальный термин «экология»?

а) Ч Дарвин. б) Э. Геккель. в) Аристотель. г) В.И. Вернадский.

2) Оболочка Земли, населенная живыми организмами:

а) биосфера б) тропосфера в) биогеоценозом г) экосферой

3) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида. б) две популяции одного вида.

в) две популяции двух видов. г) одну популяцию двух видов.

4 ) Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

а) задерживает тепловое излучение Земли

б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

в) образовался в результате промышленного загрязнения

г) способствует разрушению загрязнителей

5) Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…

а) антропогенные факторы среды. б) биотические факторы среды.

в) абиотические факторы среды. г) техногенные факторы среды.

7) Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) гидрофиты. б) мезофиты. в) гигрофиты. г) ксерофиты

8) Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?

а) почва б) водная среда в) воздушная среда г) другие организмы

9) Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:

а) антропогенные б) абиотические в) биотические г) климатические

10) В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?

а) появление нового паразита. б) увеличение численности жертв

в) увеличение численности хищников г) правильного ответа нет

11) Модель «хищник-жертва» может быть применима при описании отношений:

а) заяц-беляк — тимофеевка луговая б) серый (обыкновенный) волк — заяц-беляк

в) тасманийский волк — заяц-беляк г) серый (обыкновенный) волк — тимофеевка луговая

12)Какие из перечисленных бытовых отходов не относятся к опасным:

а) батарейки и аккумулятор б) лаки, краски и косметика

в) вещи из текстиля и шерсти г) медицинские препараты

13) Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:

а) чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера

б) плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы

в) чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения

г) плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.

14) Чем меньше размеры живого организма, тем, как правило:

а) больше скорость его размножения б) медленнее он размножается

в) ниже у него интенсивность обмена веществ г) дольше он живет

15) Наибольший диапазон толерантности у насекомых обычно имеют…

а) взрослые особи и личиночные стадии б) взрослые особи и покоящиеся стадии=

в) личиночные и эмбриональные стадии г) молодые особи и покоящиеся стадии

ЧастьII. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко

письменно его обоснуйте (ответ и обоснование — от 0 до 3 баллов).

1.Виду свойственна только одна определённая ниша независимо от места его обитания и географического района. Да – Нет

Ответ и обоснование:

2. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование. Да – Нет

Ответ и обоснование:

3. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия. Да – Нет

Ответ и обоснование:

4. Любая популяция имеет «запас прочности», то есть может сохраняться при некотором изменении влияния контролирующих факторов. Да – Нет

Ответ и обоснование:

5. Возрастная структура популяции определяется внешними условиями и не зависит от жизненного цикла вида. Да – Нет

Ответ и обоснование:

6. абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов. Да – Нет

Ответ и обоснование:

7. Хищничество, как правило, полезно для популяции жертв. Да – Нет

Ответ и обоснование:

8. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность в фитоценозе. Да – Нет

Ответ и обоснование:

9. Сукцессия может быть, как автотрофной, так и гетеротрофной. Да – Нет

Ответ и обоснование:

10. Биоритмы каждого человека индивидуальны. Да – Нет

Ответ и обоснование:

Часть 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

(выбор правильного ответа — 2 балла; обоснование — от 0 до 2 баллов; всего за задачу — 4 балла).

Почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля северных оленей

1) увеличивается численность оленей

2) волки разносят споры ягеля

3) экскременты волков являются необходимым удобрением для роста ягеля

4) волк уничтожает бабочек, улиток, насекомых, питающихся ягелем.

Ответ и обоснование:

Задания
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

По экологии. 2017-18 уч. год.

Классы

ЧастьI. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее правильным. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Разница между рождаемостью и смертностью:

а) прирост; б) численность;

в) удельная рождаемость; г) удельная смертность.

2. Укажите относительно постоянные свойства среды на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов:

а) ветер; б) влажность;

в) осадки; г) сила тяготения.

3. К основным уровням организации жизни относятся:

а) биосфера, социосфера, ноосфера; б) неживое, живое, духовное;

в) гидросфера, атмосфера, литосфера; г) клетка, орган, организм.

4. Виды ископаемых растений, животных, сохранившиеся до наших дней, – это:

а) виоленты; б) космополиты;

в) реликты; г) эндемики.

5. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды, называются:

а) пойкилотермными; б) гомойотермными;

в) гидротермными; г) мезотермными.

6. Участие особей одного вида в распространении особей другого называют:

а) форической связью; б) топической связью;

в) трофической связью; г) фабрической связью.

7. Население почвы составляют организмы:

а) гидробионты; б) атмобионты;

в) аэробионты; г) эдафобионты.

8. Термин «биосфера» ввёл в научную литературу:

а) В. И. Вернадский; б) Э. Зюсс;

в) В. Н. Сукачёв; г) Э.Леруа.

9. Холодолюбивые организмы – это:

а) криофилы; б) гигрофилы;

в) термофилы; г) ксерофилы

10. Животные, имеющие постоянную температуру тела, называются:

а) пойкилотермными; б) гомойотермными;

в) гидротермными; г) ксеротермными

11. Сообщество животных – это:

а) фитоценоз; б) зооценоз;

в) биогеоценоз; г) агроценоз.

12. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:

в) биом; г) сообщество.

13. Организмы, обитающие в узком диапазоне значений экологического фактора, называются:

а) эврибионты; б) стенобионты;

в) ксенобионты; г) поллютанты

14. Зона наиболее благоприятных значений экологического фактора называется:

а) пессимум; б) оптимум;

в) минимум; г) зона выносливости

15. В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел термин:

а) биотоп; б) экология;

в) биогеоценоз; г) экосистема.

16. Зона угнетающего действия экологического фактора называется:

а) пессимум; б) оптимум;

в) максимум; г) зона выносливости

17. Сфера разума, согласно работам В. И. Вернадского, – это:

а) ноосфера б) биосфера

в) гидросфера г) литосфера

18. Канцерогенами называют вещества, вызывающие у человека:

а) психические расстройства; б) раковые заболевания;

в) инфекционные заболевания; г) аллергические реакции.

19. Наличие болезнетворных бактерий в питьевой воде относится к загрязнению:

а) физическому; б) химическому;

в) биологическому; г) механическому.

20. Искусственная экосистема, возникшая в процессе сельскохозяйственной деятельности человека, называются:

а) агротоп; б) агросоюз;

в) агроэкосистема; г) антропоэкосистема

ЧастьII. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко

письменно его обоснуйте. (ответ и обоснование — от 0 до 3 баллов).

1. Уменьшение толщины озонового слоя приводит к повышению уровня заболеваний кожи. ДА-НЕТ

2.Наибольшую биомассу на Земле имеют редуценты и консументы суши. ДА-НЕТ

3. Закон падения природно-ресурсного потенциала гласит – любая природная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно. ДА-НЕТ

4. Открытость экосистемы заключается в том, что экосистема может существовать только тогда, когда в нее будет осуществляться приток энергии извне. ДА-НЕТ

Часть 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

(выбор правильного ответа — 2 балла; обоснование — от 0 до 2 баллов; всего за задачу — 4 балла). Сначала запишите букву правильного ответа и обоснование, потом обоснование к каждому неправильному ответу

Задание 1. Нередко использование химических препаратов (пестицидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывает на следующий год еще большую вспышку их численности. Наиболее вероятной причиной этому является:

А) Пестициды перестают быть эффективными в результате привыкания к ним вредителей сельскохозяйственных культур

Б) Пестициды подавляют как вредителей, так и одновременно их естественных регуляторов (хищников и паразитов)

В) Пестициды в первый год оказывают угнетающее действие, а на второй год – стимулируют развитие вредителей

Г) Пестициды усиливают репродуктивные функции вредителей

Ответ и обоснование:

Задание 2. Характерное для морских экосистем преобладание биомассы растительноядных животных над биомассой водорослей обусловлено:

А) Существенными различиями продолжительности жизни продуцентов и консументов.

Б) Разобщенность продуцентов и фонда доступных биогенов

В) Геобиохимическими процессами в водных экосистемах.

Г) Преобладание организмов с фильтрационным типом питания и короткой продолжительностью жизни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *