Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии

Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть картинку Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Картинка про Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии

Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению.

Бесплатные занятия с логопедом

Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению. Ребенок может не выполнять самые простые, казалось бы, задания, которые его сверстники выполняют мгновенно. Ребенок может не усваивать учебный материал, его реакции могут быть замедленными – конечно же, родители волнуются. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

Биологические причины задержки в развитии ребенка

Социальные причины задержки в развитии ребенка

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

Лечение ребенка, который отстает в развитии

Если приступить к лечению ребенка, который отстает в развитии, с первых месяцев его жизни, можно проделать существенную работу и добиться очень хороших результатов. Если задержка в развитии ребенка вызвана не биологическими, а социальными факторами (нервная система его здорова), то упорной работой медиков и врачей можно добиться полного выздоровления ребенка. Здесь действует золотой закон: чем быстрее начать работу с ребенком, тем лучше и быстрее проявится результат.

Источник

Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть картинку Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Картинка про Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитииПереживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Дата публикации: 01.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Задержка развития у ребенка до 3 лет

Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть картинку Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Картинка про Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии

Кто в группе риска?

Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

Задержки моторного развития

ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

Задержки психоречевого развития

Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

Самое главное о задержках развития у детей:

Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

Источник

С 6 до 12 месяцев

Может ли ребенок с помощью оттенков плача объяснить вам, что именно ему нужно? Иными словами, плачет ли он по-разному? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Повторяет ли он за вами простейшие слоги? Отвечает ли вам на своем языке, если вы с ним говорите? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Плачущий ребенок успокаивается и расслабляется, когда вы берете его на руки? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Дает ли он трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Он тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас? Оказавшись на руках в вертикальной позиции, он сам обвивает вас ногами. Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

На руках он либо слишком расслаблен, «как тряпочка», так, что вам самой приходится «придавать ему форму» (расставлять его ноги по вашим бокам и обвивать его руками вашу шею), либо скован в напряжении, словно пульсирует и не может расслабиться. Да — «красный флаг».

Ребенок дает себя подмывать, мазать кремом, массировать? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг». (Мой сын, например, при попытке смены памперса всегда вытягивал ноги и сопротивлялся. Приходилось надевать его вдвоем. Он вообще не давал согнуть ему ноги, из-за этого я долго искала дисплазию и даже ездила на рентген. Но оказалось, что это гиперчувствительность к прикосновениям: он весь напрягался, будто по нему пробегал электрический ток).

Ребенок проявляет пищевой интерес к прикорму, если просто положить нарезанный овощ или фрукт на столик? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Если опустить малыша, умеющего ползать, на пол, будет ли он проявлять интерес к игрушкам, которые находятся на расстоянии от него? Будет ли он мотивирован поползти и посмотреть? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Будет ли он следовать за вами по квартире, если он умеет ползать, и искать вас? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Активно ли он интересуется тем, что вокруг него, и тянет ли руки, чтобы все потрогать, подергать и попробовать? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Смотрит ли малыш на вашу реакцию, оглядывается ли на ваше лицо, если что-то происходит? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Любит ли ребенок самостимуляции: стоять на четвереньках и раскачиваться, биться спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас; бурно и подолгу мотать головой? Если да, то «красный флаг».

Есть ли на его личике широкий спектр эмоций? Испуг, удивление, бурная радость, любопытство, отвращение? Да — все в порядке, нет — «красный флаг».

Есть ли у него резкие ночные крики, когда он словно не узнает вас? Или крики сразу после сна? Да — «красный флаг».

С 12 до 24 месяцев

Говорит ли ребенок «мама»? Есть ли к полутора годам в его речи десять первых слов или их части (попытки сказать и повторить): мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».

Если он говорит на «эльфийском» языке — стремится ли он перейти на ваш? Да — все в порядке. Нет, его не беспокоит, что его не понимают — «красный флаг».

Отвечает ли он на вопросы кивками или мотанием головой, «да» или «нет»? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Если вы покажете ему пальцем на что-то отдаленное, будет ли он следить за вашей рукой? Да — норма. Нет (например, вам приходится поворачивать его голову руками) — «красный флаг».

Понимает ли он вашу речь, когда вы просите его совершить простейшее действие («дай мяч», «сядь», «идем за мной»)? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Интересуется ли он первыми детскими книгами, особенно изображениями детей и животных? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Пытается ли он жевать еду? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».

Если вы зеваете, глядя на ребенка, ребенок зевнет в ответ? Если покашляете, покашляет ли тоже? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».

Есть ли у него здоровая настороженность к чужим людям (период «боязни чужих» и прятанья за спину мамы)? Да — все хорошо. Нет (идет к любому взрослому) — «красный флаг».

Вы чувствуете, что его тяжело учить новому, потому что он не слушает вас и не смотрит на вас? Да — «красный флаг».

Проявляет ли он беспокойство от мокрых трусов? Подходит ли к вам, когда описался или обкакался, стремится ли это показать? Да — норма, нет — «красный флаг».

Может ли он показать свой нос, ушки, ручки, ножки? А у вас? А у мишки? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Узнает ли он вас и членов вашей семьи на недавно сделанных фотографиях? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Заметили ли вы утрату каких-либо навыков у ребенка в период от полутора до двух с половиной лет? Да — «красный флаг».

Вы чувствуете, что ребенок ближе к двум годам начал словно отдаляться от вас и предпочитать играть сам по себе? Да — «красный флаг».

Есть ли у него слишком сильное стремление к порядку и чистоте (например, боится уронить даже кусочек еды или плачет и требует мыть руку при соприкосновении с песком)? Да — «красный флаг».

Как он реагирует на вашу злость в случае проступка или на любую фрустрацию? Похожа ли эта реакция на здоровую, или, например, он наносит самоповреждения (кусает сам себя, бьет сам себя). Или не реагирует вообще? Реакция самоповреждения или отсутствие реакции — «красный флаг». Здоровый ребенок расстраивается, может испугаться, заплакать, но не будет наносить себе повреждения. И, конечно, не будет игнорировать вашу реакцию.

С 24 до 36 месяцев

Есть ли у него чувство опасности и чувство страха? Например, он смотрит на вас и останавливается перед дорогой. Да — норма, нет — «красный флаг».

Забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на человека (врача, педагога, Деда Мороза…), а бросается к случайному стимулу, который его зацепил? Да — «красный флаг».

Он не боится убегать от вас и не отзывается на имя на прогулках. Ему не важно, если вы сделаете вид, что ушли. Да — «красный флаг».

Если вы позовете его по имени из кухни (без приставки «иди есть» и без каких-либо других стимулов), а он играет в комнате он придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Если он обнаружил что-то интересное, он подбежит к вам, чтобы поделиться впечатлением? Да — норма. Нет — «красный флаг».

У него проблемы с тем, чтобы спуститься по ступенькам и с бортика. Вы видите, что он плохо держит равновесие и плохо скоординирован. Да — «красный флаг».

Он не следует за вами автоматически, и вам приходится учить ходить его по тротуару или следовать за вами. Да — «красный флаг».

Он избегает ходить с вами за руку и выдергивает ее. Да — «красный флаг».

Он «залипает» на лестницы, кнопки, лифты, однообразные действия и кружения. Да — «красный флаг».

Интересуется ли ребенок новой едой? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».

Если вы передвигаете мебель, достаете из шкафа новую одежду или делаете еще что-то сильно заметно новое проявляет ли ребенок тревогу и стремится ли вернуть все «как было»? Да — «красный флаг».

Понимает ли он смысл совместной игры в мяч? Интересно ли ребенку возвращать мяч вам? Да — хорошо, нет — «красный флаг».

Ребенок отказывается надевать одежду определенного цвета или определенной текстуры, предпочитает ходить голым или, наоборот, только в колготах всегда и везде, потому что хочет ощущения «стянутости», чтобы лучше почувствовать свое тело. Да — «красный флаг».

Если вы предложите ему понятный и интересный ему по возрасту вариант игры будет ли он слушать объяснения и включится ли в игру по вашим правилам? Да — норма. Нет — «красный флаг». Пример: ребенок выстраивает рядок из машин. Вы берете машинки и начинаете катать в них зверей. Норма: ребенок в большинстве случаев заинтересуется другим сценарием игры. «Красный флаг»: ребенок закричит и отберет машинку в свой рядочек.

Ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал для рядочка. Да — «красный флаг».

Ребенок любит лежать на полу и подолгу играть одной игрушкой (например, вращать колесо от машинки или катать ее туда-сюда). Да — «красный флаг».

Просыпаясь утром, он зовет вас? Да — норма. Нет — «красный флаг».

У вас возникает впечатление, будто навыки ребенка нестабильны, и он забывает то, что знал вчера. Вчера он говорил: «Дай пить», сегодня просто кричит, словно забыл, как пользоваться речью. Да — «красный флаг».

Словарный запас накапливается медленно и неравномерно. Он знает сложные названия предметов, при этом не знает, как попросить «дай» или ответить «да». Да — «красный флаг».

Малыш говорит сам с собой (возможно, на «эльфийском» языке) или говорит так, что вам неясно, обращается ли он при этом к вам (он может смотреть в стену или говорить безэмоционально или шепотом). Да — «красный флаг».

Он не может повторить за вами слово. Возможно, пытается, но переворачивает буквы: например, вместо «сок» произносит «кос». Да — «красный флаг».

Он плохо чувствует настоящую боль и никогда не жалуется на больное горло. При этом на ваши прикосновения может реагировать так, будто ему очень больно. Да — «красный флаг».

Он своеобразно решает задачи: какие-то моментально, а какие-то самые простые решить не может. Вам кажется, что его мышление подобно урагану, пролетевшему над свалкой, в результате чего вдруг собрался самолет, а потом ураган улетел и самолет рассыпался. Да — «красный флаг».

Ребенок кажется чересчур самостоятельным и предпочитает все делать сам, очевидно избегая взаимодействия. Ему проще сделать самому, чем попросить помощи. Да — «красный флаг».

Ребенок, наоборот, ничего не пытается делать сам, стремясь оставаться младенцем. Например, не стремится сам раздеться, а «впадает в младенчество» и ложится на пол, приходя с прогулки, и словно «отключается», и это повторяется во многих ситуациях и регулярно, словно что-то мешает ему осваивать новые навыки. Вам кажется, что это что-то перманентно повышенная тревога. Да — «красный флаг».

Норма если малыш понемногу стремится к самостоятельности и даже настаивает на ней, но периодически «откатывается назад» и кричит «помоги». То есть вот такая «переменчивость» то «я сам», то «помоги» со слезами это хорошо.

Ребенок не просится в туалет. Либо он делает свои дела правильно, но сам, не озвучивая потребность вербально, либо вам еще не удалось приучить его к горшку из-за того, что он плохо чувствует сигналы своего тела. Да — «красный флаг».

Может ли он ответить на вопросы «как тебя зовут?», «сколько тебе лет»? Да — норма. Хотя бы на пальчиках и шепотом.

Если вы спрашиваете его: «Что ты хочешь кушать?», ответит ли он вам понятным для вас образом (скажет хотя бы часть слова или откроет холодильник и покажет пальцем)? Да — норма. Нет — «красный флаг».

Повторяет ли он за вами слова как попугай, без понимания смысла? Например, вы просите ему «дай мяч», а он повторяет «дай мяч», но не подает мяча? Или на вопрос «сколько тебе лет?» отвечает: «Лет». Да — «красный флаг».

Ребенок чересчур долго задерживается на оральной стадии развития: не уменьшает количество грудных кормлений, слишком много и долго тянет в рот несъедобное, словно «не насосался», и всячески показывает, что нуждается в оральной стимуляции. У него текут слюни, как у грудничка. Да — «красный флаг».

Или, наоборот, зона его оральной чувствительности настолько низка, что он плохо шевелит языком и губами, не умеет жевать и ничего и никогда не тянул в рот. Да — «красный флаг».

Норма: ребенок постепенно уменьшает потребность в сосании, легко переходит на твердую еду, периодически пробует несъедобные предметы, но не зациклен на этом. Оральная стимуляция важна для развития речи. Если ребенок не чувствует свой рот, губы, язык, у него будут проблемы с речью и не будут налажены взаимоотношения с едой. Но избыточная оральная стимуляция может свидетельствовать о постоянной тревоге, которая характерна для некоторых детей с РАС.

Ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: если идет к цели, врезается и расталкивает всех, любит этим баловаться. У вас возникает ощущение, что другие люди словно кегли для него. Да — «красный флаг».

Беда с различением поведения для «своих» и «чужих» людей: может спокойно подбежать и обнять чужого человека, которого видит в первый раз, может забраться на колени к чужому человеку, если увидит что-то интересное в его руке. Да — «красный флаг».

Вы избегаете посещения детских площадок, потому что вам тяжело контролировать его поведение. Либо ребенок сам избегает детских площадок. Да — «красный флаг».

Они существуют

Если после прочитанного вы чувствуете облегчение, очень хорошо. Мне хотелось бы, чтобы часть родителей, столкнувшихся с вышеназванными «красными флагами», перестали винить в них себя или отрицать их. Нет, это не из-за того, что у вас было кесарево, вы кормили из бутылочки или вышли на работу. Мой сын родился естественным путем, был на грудном вскармливании и получал от меня достаточно внимания и тепла, но до поры до времени не имел возможности корректно на него ответить. Его словно пришлось «приручать», как детдомовца. Это состояние бывает врожденным, словно такие дети появляются на свет уже с колючками и выстраивают слишком жесткие границы. Вы не виноваты в этом.

Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Смотреть картинку Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Картинка про Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии. Фото Чем меньше ребенок двигается тем больше он отстает в нервно психическом развитии

Нередко мама, не видя эмоционального отклика от ребенка, который не успокаивается на руках и все время кричит, впадает в депрессию. Ей кажется, что это она не привязана к ребенку, и она переживает. На самом деле, не видя ожидаемой «обратной связи» от младенца, который, возможно, находится в риске аутистического спектра, мама начинает отстраняться от ребенка и сама. Такой младенец становится ей неприятен по простой причине: наше социальное мышление отвергает белых ворон, то есть тех, кто реагирует непривычным образом. Этот эволюционный механизм взращивался веками, поэтому мама испытывает совершенно нормальные эмоции: ей неприятно общение с ребенком, который дает некорректную обратную связь. Жаль, что психологи часто винят в этом маму, не глядя на возможные проблемы ребенка. Если это расстройство аутистического спектра, то оно не может быть вызвано психологическими проблемами родителей. Скорее наоборот: под влиянием сложного поведения ребенка отношения в семье и самооценка мамы начинают рушиться.

Мама устает сильнее, эмоционально отстраняется, и ее поведение дает ребенку меньше шансов на восстановление и излечение. Я прошла этот путь и хочу сказать: с этим можно и нужно работать еще до того, как будет или не будет поставлен какой-то диагноз. Нужно перестать винить в этом маму и стойко продолжать давать ребенку образец правильного эмоционального отклика со стороны всех членов семьи.

Важно! Не все описанные выше «красные флаги» будут сигнализировать о проблемах в дальнейшем (например, проблемы с плачем по ночам). Кроме того, не все, что является «красным флагом», указывает на диагноз «аутизм» (например, о том, что ребенка сложно успокоить, рассказывают многие родителей детей с СДВГ без РАС).

Если «красных флагов» вы насчитали много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Однако раньше двух лет сделать это будет проблематично. Не всегда выявленные проблемы говорят о расстройстве аутистического спектра или другом стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и с возрастом уйдут сами по себе. Но до этого доставят серьезные неприятности и будут тормозить развитие. Например, сенсорная дезинтеграция и алекситимия. Первое понятие означает, что ребенок некорректно обрабатывает сигналы своего тела и окружающего мира. Он может не замечать, когда пописал или когда ему надо в туалет, в итоге у вас будут проблемы с приучением к горшку. Алекситимия это когда ребенок не может по возрасту правильно выражать свои эмоции и чувства. Со временем он может научиться, но если нужная ступень развития не пройдена вовремя, и ему, и вам будет сложно взаимодействовать.

Загвоздка в том, что при наличии многих проблем из этого списка ребенок может казаться окружающим вполне обычным. Он смеется, что-то говорит, играет, ест, активен, любит общаться с вами (хотя и по-своему, но все-таки общается) и развивается. Поэтому может возникнуть ложное впечатление, что недостающие навыки он доберет сам. Либо что у него и так все в порядке. Не хочет играть по вашим правилам? Может, эта игра ему не интересна. Бежит к любому дяде и не боится потерять маму? Это трактуется как хорошее качество, потому что обычно родители жалуются, что ребенок пуглив и слишком привязан (Боже, дай привязанность всем детям, а если она есть у вашего ребенка радуйтесь!).

Если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы и не откладывать поход к грамотному специалисту. Многое успешно компенсируется, если коррекция была начата своевременно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *