Чем меньше рентгеновского излучения тем больше проникающая способность лучей впр
Чем меньше рентгеновского излучения тем больше проникающая способность лучей впр
На рис. 2б представлен спектр рентгеновского излучения. Изменятся ли и если изменятся, то как значения длин волны λ1 и λ2 при увеличении напряжения на рентгеновской трубке? Ответ поясните.
Рентгеновские лучи (первоначально названные Х-лучами) были открыты в 1895 г. немецким физиком Рентгеном. Открыв Х-лучи, Рентген тщательными опытами выяснил условия их образования. Он установил, что эти лучи возникают при торможении на веществе быстро летящих электронов. Исходя из этого обстоятельства, Рентген сконструировал и построил специальную трубку, удобную для получения рентгеновских лучей (см. рис. 1).
Рентгеновские трубки представляют собой стеклянные вакуумные баллоны с расположенными внутри электродами. Разность потенциалов на электродах нужна очень высокая — до сотен киловольт. На вольфрамовом катоде, подогреваемом током, происходит термоэлектронная эмиссия, то есть с него испускаются электроны, которые, ускоряясь электрическим полем, «бомбардируют» анод. В результате взаимодействия быстрых электронов с атомами анода рождаются фотоны рентгеновского диапазона.
Было установлено, что чем меньше длина волны рентгеновского излучения, тем больше проникающая способность лучей. Рентген назвал лучи с высокой проникающей способностью (слабо поглощающиеся веществом) жёсткими.
Различают тормозное и характеристическое рентгеновское излучение. Электроны могут, встречаясь с анодом, тормозиться, то есть терять энергию в электрических полях его атомов. Эта энергия излучается в виде рентгеновских фотонов. Такое излучение называется тормозным. Тормозное излучение содержит фотоны разных частот и, соответственно, длин волн. Поэтому спектр его является сплошным (непрерывным). Энергия излучаемого фотона не может превышать кинетическую энергию порождающего его электрона. Кинетическая же энергия электронов зависит от приложенной к электродам разности потенциалов.
Механизм получения характеристического излучения следующий. Быстрый электрон может проникнуть внутрь атома и выбить какой-либо электрон с одной из нижних орбиталей, то есть передать ему энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера. Образовавшаяся в результате выбивания вакансия заполняется электроном с одного из вышележащих уровней. Занимая более низкий уровень, электрон излучает излишек энергии в форме кванта характеристического рентгеновского излучения. Наиболее быстрые электроны могут выбить электрон с K-оболочки, менее быстрые — с L-оболочки и т.д. (рис. 2а).
Электронная структура атома — это дискретный набор возможных энергетических состояний электронов. Поэтому рентгеновские фотоны, излучаемые в процессе замещения электронных вакансий, также могут иметь только строго определённые значения энергии, соответствующие разности уровней. Вследствие этого характеристическое рентгеновское излучение обладает спектром не сплошного, а линейчатого вида. Такой спектр позволяет характеризовать вещество анода — отсюда и название этих лучей. На рис. 2б показан характеристический спектр на фоне тормозного спектра.
Чем меньше рентгеновского излучения тем больше проникающая способность лучей впр
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:
масса, индуктивность, плавление, дисперсия, самоиндукция, длина волны.
Выделите среди этих понятий две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий | Перечень понятий |
Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответ их номера.
1) Теплопередача путём электромагнитного излучения возможна только в атмосфере Земли и не наблюдается в вакууме.
2) Все механические процессы в одинаковых условиях протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчёта.
3) Два неподвижных точечных заряда в вакууме действуют друг на друга с силами, обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними.
4) Электромагнитные волны видимого света имеют меньшую длину волны, чем рентгеновское излучение.
5) Фотоны обладают ненулевой массой и могут двигаться в вакууме с скоростями, меньшими или равными 300 000 км/с.
Самолёт летит по прямой равномерно со скоростью 900 км/ч на высоте 9000 м. Систему отсчёта, связанную с Землёй, считать инерциальной. Чему равна равнодействующая всех сил, действующих на самолёт?
Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Для того чтобы исследовать влияние магнитного поля на проводник с током, соберём следующую установку: прямой проводник с током поместим между полюсами дугообразного магнита (см. рисунок). В этом случае ток в проводнике протекает ______________________ магнитным линиям магнита. При замыкании цепи на проводник действует ____________________________, и проводник будет втягиваться в область магнита. Для того чтобы действующая на проводник сила выталкивала проводник с током из области магнита, можно перевернуть дугообразный магнит или ___________________________________.
Список слов и словосочетаний
3) выталкивающая сила
6) сместить ползунок реостата влево
7) поменять полярность подключения источника тока
На рисунке приведены спектры излучения атомарных паров водорода, неизвестного газа и гелия. Какое(-ие) вещество(-а) — водород или гелий — входит(-ят) в состав неизвестного газа?
Рыболов вытащил надувную лодку из воды и оставил её на берегу под палящими лучами солнца. Как за первые минуты пребывания лодки на берегу изменились масса и давление воздуха в лодке? Объём лодки считать неизменным.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
Масса воздуха | Давление воздуха |
К покоящемуся телу, лежащему на шероховатой горизонтальной поверхности, прикладывают горизонтальную силу F. На графике изображена зависимость ускорения тела от приложенной силы. Ускорение свободного падения —
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела. Запишите номера, под которыми они указаны.
1) Если сила, приложенная к телу, меньше 3 Н, то тело движется равномерно.
2) Если сила, приложенная к телу, больше 3 Н, то тело движется равноускорено.
3) Масса тела 0,3 кг.
4) Коэффициент трения тела о поверхность равен 0,3.
5) Недостаточно данных, чтобы определить массу тела и коэффициент трения.
Моющий пылесос подходит как для сухой, так и для влажной уборки и средняя мощность потребления составляет 1600 Вт. Определите среднее сопротивление моющего пылесоса при включении его в сеть с напряжением 220 В. Запишите формулы и сделайте расчёты.
По результатам четырёх измерений учащийся построил точки на графике зависимости силы тока в электрической лампе от напряжения. Погрешность прямых измерений для силы тока равна ± 0,2 А. Погрешность прямых измерений для электрического напряжения пренебрежимо мала.
Какие из четырёх измерений (А–Г) соответствуют закону Ома для участка цепи с учётом погрешности измерений? В ответе запишите буквенные обозначения этих точек на графике.
Буквы запишите в алфавитном порядке.
Исследуя электрическое сопротивление металлической проволоки, учитель в электрическую цепь последовательно к лампе накаливания подключал одинаковые по размеру спирали, сделанные из разных материалов (см. рисунок). При подключении железной спирали можно было наблюдать некоторое ослабление свечения лампы накаливания. При подключении нихромовой спирали свечение лампы накаливания ослабевало в значительно бо́льшей степени.
С какой целью был проведён данный опыт?
Вам необходимо исследовать, как меняется давление воздуха в зависимости от его температуры, если другие параметры воздуха остаются неизменными.
Имеется следующее оборудование (см. рисунок):
— сильфон (прибор, при помощи которого можно изменять объём воздуха; сильфон подключается к манометру);
1. Опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти при-меры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |