Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по

Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников в начальной школе

Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников

С 1 класса мы работаем над формированием умения оценить свою работу и работу своих одноклассников. Другими словами самооценке и взаимооценке. В помощь учителю предлагается Личный ежедневник первоклассника. Такой же дневник во 2,3, 4 классах. Этот ежедневник предлагает ученику оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом.

В ежедневнике напротив каждого предмета кружок. На первом уроке учитель с детьми договариваются, за что можно себя оценить и самое главное договариваются как? Разрабатывают вместе алгоритм оценивания своей работы

Что нужно было сделать?

Удалось ли выполнить?

Всё сделано правильно или есть недочёты?

Сделал всё сам или с чьей-то помощью?

Ученик проговаривает этот алгоритм и раскрашивает кружок в своей тетради соответствующим цветом, как и договаривались. Если работа выполнена верно и без помощи, то зелёным цветом, если есть недочёты, то жёлтым, если задание выполнить не удалось, то красным. В конце каждого урока подводится итог, рефлексия своей работы, и эти кружочки заносятся в ежедневник.

Эта работа ведется ежедневно на каждом уроке с 1 сентября 1 класса. С первых уроков мы знакомимся и со шкалой оценивания своей работы. С которой мы знакомили вас на педсовете в прошлом году. Ребёнок оценивает свою работу, ставит крестик на том уровне, где он находится по выполнению этой работы, учитель, проверяя, либо обводит крестик зелёным цветом, либо рисует свой на этой же шкале.

Ученик 1 класса не умеет ловчить и объективно оценивает свою работу. Необъективных оценок нет ещё и потому, что часто работу оценивают вместе с соседом по парте – взаимооценка.

Хорошо, если ученик будет знать, чему именно он должен прежде всего научиться в 1 классе как на уроках по отдельным предметам, так и на всех предметах в целом. Поэтому в начале каждого года обучения мы знакомим ребят с перечнем основных общеучебных и предметных умений. В этих таблицах указаны все наши УУД, дети их называют, Умения этого года или чему я обязательно научусь на уроках по всем предметам. Каждую четверть мы возвращаемся к этой таблице. Читаем умение и предлагаем подумать: умеет ли он это делать. Если ученик даёт положительный ответ, то раскрашивает в соответствующей графе кружок зелёным цветом, если не всегда – жёлтым, не умеет – красным. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником оценивает эти же умения и раскрашивает свой кружок соответствующим цветом.

Таким образом, мы готовим к введению отметки. К концу 1 класса ученик знаком с терминологией, знает нормы оценок и умеет оценить себя и понимает, какую отметку он получит за такое выполнение работы.

Таким образом, формируется самооценка ученика.

С 1 класса каждый родитель также участвует в оценивании предметных умений своего ребёнка. На родительском собрании родители знакомятся с портфолио своего ребёнка, в которое мы собираем все работы ученика, если они выполнены не в тетради. Родителям раздаются Таблицы результатов и предлагается родителям оценить уровень сформированности каждого умения своего ребёнка. Эта работа эффективна, у родителей не возникает вопроса над чем поработать дома дополнительно. И в идеале, если родители аекватно оценивают работу своего ребёнка, то и относительно четвертных оценок также разногласий между учителем и родителем нет. Есть родители, которые формально относятся к этой деятельности. С такими родителями работа проводится индивидуальная.

Источник

Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований

Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Смотреть фото Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Смотреть картинку Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Картинка про Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Фото Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по

Дата публикации: 02.04.2017 2017-04-02

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Т. А. Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований / Т. А. Федорова, И. Н. Оловникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 611-615. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41352/ (дата обращения: 20.12.2021).

В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном определении [14].

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].

Подражание взрослым является психологической особенностью младших школьников. Отсюда формируется интерес детей к профессиям, которые значимы взрослым: учителям, родителям, родственникам. Л. Д. Столяренко дает определение: «Профориентация — это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессий, соответствующих его индивидуальным возможностям» [12].

Известными исследователями (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.) в области профессиональной ориентации школьников разработана современная теория самоопределения. Они считают, что на выбор профессии влияет определенный ряд факторов: осознание значимости труда; умение разбираться в профессиях; учет интересов, склонности личности, наличие знаний [4].

В настоящее время педагогами и психологами (О. Ю. Елькина, Е. А. Климов, Е. Н. Прошицкая, Г. В. Резапкина, С. Н. Чистякова и др.) актуализировались вопросы по профессиональному определению и были проведены исследования по вопросам теории и методики профессионального просвещения школьников. По их мнению, младший школьный возраст является этапом пропедевтической подготовки школьников к выбору профессии, так как учебная деятельность расширяет познание мира профессий и труда [4].

Большой ряд исследований посвящен проблемам профессионального просвещения младших школьников. Научно-обоснованную программу формирования интереса к миру профессий предлагает Т. В. Васильева «Путешествие по городу мастеров» [2, с 2]. Е. А. Климов считал, что формирование представлений о мире труда и профессий реализуются с помощью внеклассных мероприятий и должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения [4].

А. И. Кочетов отмечал что, раннее знакомство с разнообразными видами деятельности человека не только расширяет знания ребенка о профессиях, но также, дает возможности проявления интересов и склонностей детей к профессиям. Так же он утверждал, если с детства человек ставит перед собой цели, связанные с будущей профессией, пытается осознать свое место в жизни и обществе, то данный человек пополнит социально-благополучный контингент молодежи [6].

По мнению А. И. Кочетова: «Школа и учителя не располагают методиками, с помощью которых можно выявить способности и склонности школьников к профессиям. Данные методики как карта интересов, опросники требуют много времени на обработку полученных данных» [6].

По словам А. И. Кочетова, в школах используются методики: сочинения, беседы, наблюдения, с помощью которых отслеживается склонность школьников к профессиям [6].

По мнению С. Н. Чистяковой успешному ознакомлению с миром профессий в процессе учебной деятельности младших школьников, способствует профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у учащихся конкретных знаний о выборе профессии [13].

Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С. Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессиям через решение следующих задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессиях; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].

Как считает Г. В. Резапкина, учителю следует учитывать особенности самооценки младших школьников, так как чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий. Сначала формируется самооценка по отношению к другим, после по отношению к себе, так как младшему школьнику легче оценить результаты качества работы других, чем личностные качества» [10].

С развитием личности младшего школьника, как утверждает Г. В. Резапкина, его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих возможностях, в различных ситуациях, опираясь не на мнение окружающих, а на собственную самооценку [10].

Работа по профессиональному просвещению предполагает понимание понятий: «труд», «профессия», «специальность». Употребляя слово «профессия», имеют в виду общественность людей, занятых определенным видом деятельности, слово «труд» является целесообразной и общественно полезной деятельностью, «специальность» — это профессия [7].

В наше время О. Ю. Елькина связывает профессиональное просвещение в младшем школьном возрасте с формированием его продуктивного опыта. По исследованиям автора было выявлено, что на повышение сформированности в подготовке к выбору профессий у младших школьников оказывают влияние: использование в процессе обучения методики разноуровневых заданий, которые формируют отношение школьников к образу «Я» и трудовой деятельности; применение произведений о труде; применение метода контентанализа сочинений о профессиях; использование игровых средств [2, с. 1].

Таким образом, рассмотрев проблемы профессионального просвещения младших школьников, можно отметить, что согласно возрастным особенностям младших школьников, основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, осознанности роли труда в обществе и как самого человека. Особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональному просвещению.

Для констатирующего этапа исследования были определены два класса: экспериментальный (ЭК) — 10 человек. Учащиеся 1 класс МБОУ «Краснопольская СШ» и контрольный класс (КК) — 9 учащихся 1 класса МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа».

Для понимания выдвинутой проблемы, была проведена индивидуальная беседа с учащимися первых классов для выявления взгляда и отношения к профессиям. Беседа включала четыре вопроса.

Анализ беседы по первому вопросу: «Какие профессии тебе известны?» показал, что 6 учащихся (60 %) экспериментального класса (ЭК) из десяти назвали более трех профессий, а 4 учащихся назвали 3 и менее профессий (40 %).

Учащиеся контрольного класса (КК) показали результат: 5 учащихся назвали более трех профессий — (56 %), 4 учащихся назвали 3 и меньше профессий — (44 %).

Самые распространенные профессии: учитель, воспитатель, водитель, пожарный, доктор, повар, продавец.

Анализ ответов младших школьников на 1 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

Количество профессий

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

Источник

Способность к самовоспитанию на различных этапах возрастного развития

Понятие и основные закономерности самовоспитания как процесса усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Специфика его протекания в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления30.10.2016
Размер файла30,6 K

Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Смотреть фото Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Смотреть картинку Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Картинка про Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по. Фото Чем младше дети тем больше они склонны оценивать свою работу по

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

самовоспитание школьный подростковый

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.

Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Л.Д. Столяренко определяет самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие [10, с. 11].

Цель работы: изучить и проанализировать способность к самовоспитанию на различных этапах возрастного развития.

1. раскрыть понятие и сущность самовоспитания;

2. рассмотреть самовоспитание в дошкольном детстве;

3. охарактеризовать самовоспитание младшего школьника;

4. проанализировать самовоспитание подростков и юношей.

1. Понятие и сущность самовоспитания

В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса.

Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.

Путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д. [6, с. 33].

Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.

Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств.

По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции:

— создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания. Т.е. коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т.д.

— организует этот процесс. Это выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.

Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.

Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации старшеклассников, составлении ими комплексных планов. Диалектика руководства процессом самовоспитания состоит в переводе внешних педагогических требований в требования, предъявляемые школьниками к самим себе.

2. Самовоспитание в дошкольном детстве

Способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, и самым важным путем развития является активная многогранная самореализация.

Процесс детского развития, обусловленный воспитанием взрослых и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Важно подчеркнуть и выделить два типа детской активности:

1. Собственная активность ребенка, полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова.

2. Активность ребенка, стимулируемая взрослым. Он организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными.

Педагогические условия, выделенные педагогом-психологом Андрюшечкиной Серафимой Захитовной, обеспечивают процесс целостной самореализации дошкольника:

— создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

— создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей, обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

— обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

— включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

Гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися способствует взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности.

Гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием.

Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности [1, с. 29].

Развивающая предметно-пространственная среда выполняет информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника. Использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, таких как тренинг, игра, «зажигает искру познания», вызывает реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.

Таким образом, процесс самовоспитания в дошкольном возрасте в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый.

3. Самовоспитание младшего школьника

Способны ли младшие школьники к самовоспитанию для характеристики необходимо выделить особенности их самооценки, самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Самооценка младшего школьника носит процессуальноситуативный характер. Ребенок этого возраста склонен воспринимать личностную оценку взрослого как неоспоримую и окончательную, не сомневаясь в ней.

Несмотря на то что уже ученики первого класса способны охарактеризовать целый ряд нравственных качеств, дети не в состоянии устанавливать связь между своими поступками и качествами, объясняя поведение лишь внешними обстоятельствами.

Он оценивает свое «Я» лишь по непосредственным внешним результатам, успехам или неудачам. Самооценка ребенка и его оценка других детей зависят от конкретной ситуации, т.е. не объективна, часто носит полярный характер и категорична (плохой-хороший) [9, с. 37].

Кроме этого младшему школьнику легче оценить результаты учебной работы или практической деятельности, качества, наблюдаемые в поведении, чем личностные качества и ведущие отношения. Например, первоклассник способен оценить такие качества, как «сильный», «ловкий», «вежливый», но затрудняются в оценке качеств и отношений личности таких, как «добрый», «умный», «порядочный», «ответственный».

Существует также возрастная динамика самооценки в зависимости от возраста младшего школьника по известному ученому А.А. Бодалеву:

— чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий;

— чем младше дети, тем более недифференцированное отношение у них к оценке своих и чужих поступков со стороны взрослых;

— сначала формируются критерии оценки по отношению к другим, а затем по отношению к себе;

— с взрослением младшего школьника у него появляется способность к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;

— к концу младшего школьного возраста появляется способность к самопознанию, т.е. способность осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь.

Таким образом, с развитием личности младшего школьника его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих силах и возможностях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств.

Самоанализ детей этого возраста существенно осложняется общей несформированностью у них логических операций. Поэтому дети не связывают свои поступки со своими качествами, не видят за поступками достоинства или недостатки своей личности. Даже специальное информирование ребенка доподросткового возраста о его достоинствах, особенностях и недостатках, о зависимости поступков от конкретных свойств личности не приводит к установлению им таких связей [4, с. 72].

Ценностные ориентации личности, как известно, задают направление и содержание самовоспитания, обусловливая мотивы ценностного выбора. Особое значение в развитии ценностных ориентаций имеют переходные периоды онтогенеза (В.Д. Сайко).

Переход от дошкольного к школьному возрасту представляет накопление элементов ценностных ориентаций в сфере общественных отношений, включая выделение личных ценностей, их эмоциональное освоение (осознают общественные ожидания, ориентируются на хорошее поведение, начинают осознавать принадлежность к коллективу). При этом, конечно, шестилетний ребенок еще не в состоянии воспринять эталоны поведения как социальную необходимость, не осознает их социальной значимости, а ориентируется на них как на индивидуальную ценность, одобряемые значимыми людьми поступки. Накопленные ценности закрепляются в деятельности первоклассника и постоянно находят свое адекватно мотивированное выражение. Семилетние дети осознают социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение, но от ребенка этого возраста невозможно требовать понимания эталонов поведения как социальной необходимости, осознания их социальной значимости.

К 4-му классу ценностные ориентации школьника начинают складываться в более расширенную, сложную и устойчивую систему. У него развивается потребность выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в группе сверстников, приобщиться к нормам общества, участвовать в выполнении социально значимых дел. Соответственно уточняется и система мотивов четвероклассника. Таким образом, на рубеже подросткового возраста происходит осознание ребенком себя как самодеятельной личности.

4. Самовоспитание подростков и юношей

Подростки в возрасте 12-13 лет впервые начинают задумываться над возможностями физического, интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия. В этом возрасте обостряются внимание к своим недостаткам и стремление их исправить. Но эти недостатки подростки видят в первую очередь в своем физическом развитии, а не в особенностях психики. Среди психологических особенностей первым объектом самокритики подростка становятся недостаточно развитые волевые качества (подверженность влияниям, неумение отстоять свою точку зрения, недостаточная целеустремленность, неумение отдать предпочтение более трудной и отдаленной цели перед ближайшими и легкими). Поэтому многие подростки в качестве средства самовоспитания выбирают занятия спортом, так как он способствует и физическому развитию, и формированию волевых качеств.

Занятия физической культурой и спортом полезны для подростков тем, что являются хорошей школой выработки необходимых качеств личности. Но это не единственное средство волевого развития человека. Качества воли, выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают волевых проявлений в нравственной сфере жизни (иначе бывшие спортсмены не становились бы членами организованных преступных группировок). Волевые качества личности следует вырабатывать в тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых будут проявляться на практике.

В целом самовоспитание личности проходит несколько ступеней развития, выходящих далеко за рамки подросткового и юношеского возраста. Кроме физического и нравственного самосовершенствования, личность предпринимает усилия по профессиональному и социально-мировоззренческому самовоспитанию и достижению целей самоактуализации. Этот процесс продолжается всю сознательную жизнь человека.

Содержание самовоспитания зависит от многих факторов, в том числе от возраста, образа жизни и особенностей личности.

Процесс самовоспитания начинается с самого раннего детства. В дошкольном возрасте ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности.

Что касается младшего школьного возраста, знания ребенка о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих силах и возможностях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку.

В подростковом возрасте, когда процесс самовоспитания приобретает сознательный, целенаправленный характер ребенок сознательно задумываться над возможностями своего самосовершенствования и предпринимает для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия.

Приоритетным многие считают самовоспитание у себя:

— гражданско-патриотических и духовно-нравственных, морально-психологических качеств;

— трудолюбия, привычки достигать всего целеустремленным, упорным трудом и высоким профессионализмом;

— уважения и заботливости к родителям, старикам, ветеранам,

— уважения и гуманного отношения к людям, уважения их прав,

— интересов и мнений;

— демократичности во взаимоотношениях с другими людьми;

— чувств ответственности, долга, порядочности, совестливости;

— общей и профессиональной культуры, эстетических качеств;

— навыков и умений управлять своим поведением и чувствами;

— общительности и культуры общения;

— уважения к законам, народным традициям, культуре, языку;

— уважения к науке и научным знаниям;

— уважения к религиозным взглядам, представителям других конфессий, других национальностей;

В ходе работы над собой используются традиционные методы: самовоспитания, применяемые с учетом задач и намеченного содержания самосовершенствования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений. Понятие самосозидания, его значение и формы осуществления. Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности. Способности и задатки, различия между ними.

контрольная работа [28,4 K], добавлен 19.05.2009

курсовая работа [44,5 K], добавлен 16.02.2011

Динамика психического развития ребенка: в эмбриональном периоде, до 1 года, в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Особенности личности в зрелом возрасте. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 09.11.2010

Задержка психического развития. Гармонический инфантилизм. Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте, характеристики их психологической структуры. Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.

контрольная работа [30,7 K], добавлен 14.10.2008

Психологические особенности развития личности подростков. Понятие «внутриличностные конфликты», их специфика и виды. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей внутренних конфликтов в подростковом возрасте по различным методикам.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 17.04.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *