Чем мне близок и далек базаров

ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК БАЗАРОВ?

ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК БАЗАРОВ?

Событие свершилось, но разум

Оно еще пылким рассказом

Не хлынуло с уст горячо, –

Писал Леонид Мартынов о том, как трудно иногда понять события, участником которых являешься ты сам. В переломные моменты истории на общественную и политическую арену выходили сильные, умные люди с твердым характером и пылким сердцем, искренне стремившиеся найти истину и изменить мир. Вот только пути достижения этой истины они не всегда находили верные.

И вряд ли можно винить в этом только их.

И наука может открыть нам тайны многих явлений жизни человека и окружающего мира. Любой уважающий себя человек должен стремиться к знаниям – в том числе и практическим, чтобы не с чьих-то слов, не по заученным трактовкам, а на собственном опыте убедиться в

Такую науку он решительно отвергает. Он за науку, которая была бы понятна народу, всем людям и каждому человеку в отдельности.

Каждый человек должен стремиться к науке, чтобы лучше узнать самого себя. Базаров – врач по образованию. Но я думаю, что он также врач по призванию: вспомним, с какой самоотдачей он лечил крестьян.

Над методами же своего отца Евгений смеется, потому что они отстали от жизни. А молодой Базаров не может ни минуты оставаться на месте. Он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, постоянно занимается работой, продолжая изучать законы природы и человеческой жизни.

Евгений в любой обстановке, в любом доме занимается делом – естественными науками, проверкой теоретических открытий на практике. Он постоянно идет в ногу со временам. В этом он решительно отличается от остальных героев, в том числе и от своего друга и последователя Аркадия Кирсанова. Аркадий – человек какой-то вялый, слабый, ограниченный, в его характере все чаще ощущается родство с либералами, а не с демократически настроенным Базаровым.

Потому между молодыми людьми нет и не может быть настоящей дружбы: “Ваш брат дворянин, – говорит Евгений Аркадию, – дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами – а мы драться хотим”. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Герой Тургенева искренне считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”.

Конечно, в этом вопросе он, на мой взгляд, сильно “перегибает палку”, сосредоточившись на одной только сухой науке и отбросив духовную составляющую всех жизненных явлений. И уж тем более он не прав, заявляя, что “природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Но кто из нас не ошибается, избирая для себя тот или иной путь самосовершенствования? Ведь именно путем ошибок и их последующего осознания мы часто приходим к пониманию настоящей истины.

И герой Тургенева в конечном итоге начинает видеть, как глубоко он ошибался, его богатый внутренний мир все же вырывается на поверхность. А это говорит о том, что на самом деле Евгений вовсе не бездушное чудовище, каким может показаться на первый взгляд. Да, он отрицает религию.

Но в душе он знает, что люди сильны в своей вере – об этом он открыто говорит отцу: “Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна”. Он отрицает природу, но в конце своей жизни приходит к единению с ней. Он не верит в любовь, но искренне и страстно влюбляется в Одинцову.

И в этой любви наиболее ярко раскрывается характер героя, его сильная натура. В минуту безумно сильной страсти он сумел перебороть себя, взять себя в руки. Это характеризует героя с положительной стороны, как рассудительного, умного и волевого человека.

Евгений Базаров – натура независимая. Он не склоняется ни перед какими правилами и авторитетами. А любые принципы и стереотипы подвергает живому суду мысли.

В этом, на мой взгляд, он абсолютно прав. Потому что нельзя слепо принимать на веру все, что навязывает нам общество – тем более общество, явно уходящее в прошлое, изжившее себя.

Конечно, нельзя и отрицать все безрассудно. В этом я не могу полностью согласиться с героем Тургенева. Даже в старых идеалах и авторитетах есть некие вечные ценности, которые никогда не потеряют своего значения.

К таким ценностям относятся музыка, живопись, литература, над которыми Базаров смеется и значение которых полностью отрицает.

Герой привлекает своей целеустремленностью, силой воли, честностью и открытостью. Он иногда бывает резок и грубоват, но и сам не скрывает этого, говоря, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Евгений просто не способен притворяться или лицемерить.

Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Старые идеи уходят в прошлое, и некоторые представители аристократии стараются “утащить” в это прошлое и весь окружающий мир, всю новую, современную жизнь. Базаров решительно противостоит им, понимая, что страну нужно “вытаскивать из болота”. Для этого необходимы реформы, необходимо пересмотреть и переосмыслить все принципы и нормы, господствовавшие в обществе.

Такие взгляды, по-моему, актуальны в любые времена. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что находимся в той же ситуации, в какой находилось русское общество во времена Базарова. Потому молодежь во многом может брать пример с тургеневского героя.

Конечно, не доходя до таких крайностей, в какие вдавался в своем отрицании и желании перемен Евгений Базаров.

Яркий выразитель демократической идеологии, Базаров до последней минуты остается верен своим убеждениям, своей вере в новую жизнь, своему стремлению к переустройству мира. Такая твердость и постоянство жизненных позиций не могут не вызывать искреннего уважения и преклонения. Если бы в нашем обществе было больше таких людей, наша жизнь была бы намного лучше, и мы бы стремительным шагом продвигались вперед, к великому и прекрасному будущему.

Евгений близок мне также тем, что не приемлет пустословия, красивых, но пустых фраз, фальши и лести. Он бывает довольно циничен, но в то же время всегда остроумен и свои слова нередко удачно облекает в шутливую форму. Гордясь тем, что он “не мягкое существо”, Базаров считает неприемлемыми любые проявления нежных чувств.

Потому демонстрирует безразличие к родным. На самом же деле он очень чуткая натура и под его внешним равнодушием спрятана искренняя большая любовь к родителям. Это становится очевидным, как только мы слышим слова Базарова о них: “Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет, – умирая, говорит Евгений Анне Сергеевне. – Это чепуха, но не разуверяйте старика…

И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…”

Related posts:

Источник

Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

Источник

Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

Источник

Сочинение: Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Чем мне близок и далек базаров. Смотреть фото Чем мне близок и далек базаров. Смотреть картинку Чем мне близок и далек базаров. Картинка про Чем мне близок и далек базаров. Фото Чем мне близок и далек базаров Базаров — личность неординарная, интересная, сложная. Однозначно выразить свое отношение к нему невозможно. Наря­ду с положительными качествами, что так привлекают читателя, в его личности достаточно и негативного, что отталкивает от него.

Безусловно, Базаров умен, смел. К положительным его каче­ствам можно отнести то, что он человек дела. Даже приехав в гости, Евгений продолжает трудиться. Прекрасно, что Базаров никогда не занимается делами поверхностно. У него есть цель в жизни, ко­торой он хочет достичь. Немаловажным достоинством Базарова можно считать исходящую от него силу, энергию. Он не один из многих, он — лидер. Эти качества располагают читателя к нему. Но много в Базарове и такого, что вызывает недоумение, граничащее с неприязнью. Его кредо, его жизненная позиция»зачастую отталки-вают.Так, Базаров считает необходимым разрушение установлен^ ного порядка и коренное переустройство общества. Чем обусловле­но базаровское отрицание? Какова программа общественного пе­реустройства по Базарову?
[sms]

Базаров стоит на том, о в своих решениях и действиях свободный человек нравствен ничем не связан. И опять-таки, это не просто принцип, профессию, науку, семью, брак, альтруистические чувства, такие нрав­ственные категории какдолг, право, обязанность, принципы. База­рову в самомделе чужд альтруизм. Для него нетреальности более не­сомненной, чемзакон борьбы за существование, когда то и дело дают себязнатьинстинкты сильногозверя, для которого все встреченное на пути—либо угроза,либодобыча,либо препятствие.

Нередко Базаров именно использует людей — поступает, как ему хочется, как ему удобно, а все остальное просто не принимает во внимание. Заметно также, что Базаров не только декларирует отрицание искусства; у него действительно нет «художественного смысла», он действительно чужд поэзии и равнодушен к ней. Разу­меется, и в любви Базаров остается самим собой. Он чувствует в Одинцовой силу, равновеликую его собственной: им движет иску­шение борьбы и потребность победы. Невозможность ответного чувства переживается как поражение, ощущение своего бессилия рождает злобу, да и сама базаровская страсть сродни злобе, в ней проглядывает что-то «почти зверское».

Базаров — человек, родившийся «не вовремя». Несмотря на то, что он всегда имеет собственное мнение, жизненные принципы и интересы, в тоже время онотрицаетпрекрасное. В этом и заключает­ся конфликт Базарова с «отцами». Базаров—«новый» человеке об­ществе «обычных» людей. Почему он умирает? Очевидно, ему нет места в этом мире: один против многих.[/sms]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *