Чем мне нравится классическая музыка
Для чего нам слушать классическую музыку?
Каждый сам выбирает чем ему заниматься. По определению человек должен любить и уважать себя, выбирать то, что принесет ему пользу. Это касается всего, образа жизни, питания, спортивных нагрузок, режима, тех занятий, на которые не жалко потратить свободное время.
Телевизор называют зомбоящиком. Неизвестно что там говорят, правду ли доносят до нас СМИ, или же искажают информацию? Может развлекательные программы созданы, чтобы отвлекать массу от реальных проблем?
Безусловно, каждый выбирает на что потратить свое свободное время. Может даже открыть для себя совершенно новое занятие. Учиться никогда не поздно.
Почему нужно слушать классическую музыку?
Классическая музыка положительно влияет на человека, это было неоднократно доказано. Классика существует во всем, одежде, искусстве, еде, музыке. Когда надеваешь классическую одежду, чувствуешь себя совершенно по-другому, не хочется сутулиться, мусорить, ругаться. Кому то это покажется очень скучным, кто-то получает удовольствие и наслаждение. Так и в музыке. Все относятся к ней совершенно по-разному.
Но очень небольшое количество людей ценят классику. Для маленьких детей, подростков и для многих взрослых это скучное занятие. Тех, кто ходил в музыкальную школу учителя заставляли слушать классическую музыку и уметь разглядывать в ней что-то особенное, понимать, о чем она, составлять структурный план, разделять на составляющие. Кому-то это нравилось, другие же возненавидели классическую музыку. Мне кажется, посещение занятий для тех, и других, в любом случае принесло свои плоды. Способ преподавания музыкальной литературы довольно интересный.
Почему нужно слушать классическую музыку? Дети, например, слушают классическую музыку и рисуют образы, которые она вызывает у них в голове. Это помогает им развивать образное, абстрактное, творческое мышление, умение видеть прекрасное в окружающем, что очень важно для жизни в современном мире.
Зачем нужно слушать классическую музыку?
Изучая биографию композиторов, можно многое сопоставить и понять лучше музыку и людей, которые жили в то время, либо прочувствовать переживания самого композитора, влияния на него, на фоне событий происходящих в его жизни.
С чего начать знакомство с классической музыкой?
Если же Вы уже задались вопросом «Почему нужно слушать классическую музыку?», и твердо решили разнообразить свой репертуар, стоит учитывать ряд вещей. В самом начале знакомства с классикой, Баха или Бетховена очень сложно воспринимать. Мне кажется, будет лучше, если начать с того, что наиболее близко русскому человеку. Прекрасным началом будет музыка русских композиторов 19 века. Она встречается довольно часто в нашей повседневной жизни, исполняется на концертах, используется в рекламе, фильмах.
Например, самые известные балеты Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Наверное, каждый слышал о его операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
Римский-Корсаков Н. А.: композитор, педагог, дирижер, музыкальный критик, возглавлял «Могучую кучку». Автор 15 опер, 3 симфоний, камерно-инструментальной, вокальной, духовной музыки. Самые известные произведения: Испанское каприччио, сюита Шехеразада, 3 симфонии( последняя не закончена). Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Моцарт и Сальери». Концерт для фортепиано с оркестром. Кроме того, Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.
Достойны внимания музыкальные творения на произведения великих литературных классиков. Например, такие произведения есть у композитора 20 века Георгия Свиридова – «Поэма памяти Сергея Есенина». Потрясающие и очень необычные 10 картин о крестьянской жизни.
Другие произведения: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину, опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на сюжет драмы Пушкина.
Почему стоит ходить на оперы?
Если человеку не приходилось бывать на опере, то ему однозначно стоит посетить оперный театр. Интересно открыть для себя новый жанр, расширить свой кругозор.
Вопрос «Зачем слушать классическую музыку?» время от времени возникает у каждого человека. Ответ на него у каждого свой, но, вне всяких сомнений, стоит уделять больше внимания классической музыке, ведь она дает нам связь с прошлой эпохой, позволяет с ней сблизиться, вносит необычное в повседневное. Массовая культура предлагает нам совсем иное, но классика достойна внимания не в меньшей степени.
Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко
Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.
Фото белгородской филармонии
Зачем мне это нужно?
— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.
Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.
Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.
Как выбрать музыку?
— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.
Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.
Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.
Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.
Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.
Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии
На что обращать внимание?
— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!
Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.
На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.
Мне всё равно не понятно
— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.
Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.
Книги
— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».
Передачи и лекции
— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!
Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.
Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.
Что не стоит делать?
— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».
По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.
Что может говорить о твоём характере твоя любимая музыка?
Знаете ли вы что музыка сохраняет молодость нашего мозга?
Рэперы делают упор на материальную сторону жизни, подкрепляя это чувствами и эмоциями. Даже самая чувственная песня про любовь в этом стиле музыки может иметь хотя бы одну строчку об общественном статусе, о деньгах, об уважении, о бизнесе.
Рэп — это музыка улиц, как принято говорить, поэтому психологи выделили некоторые особенности людей, которые слушают такую музыку. Эти люди чтят неписанные законы и мораль, но не в отношении всех людей, а только по отношению к самым близким. Эти люди редко нарушают обещания, они на своей волне.
Рэперы обладают высокой самооценкой. Это практически факт. Те, кому нравится этот жанр музыки, обычно, знает себе цену и не дает себя в обиду. Это самостоятельные люди, а также щедрые во многом, временами ветреные и непонятные остальным.
Поклонники жанра «хип-хоп» – ярко выраженные экстраверты. Они любят общаться и делиться эмоциями с окружающими. Едва ли такие люди будут слушать музыку в одиночестве, надев наушники. Они обожают подпевать любимым исполнителям и двигаться в такт зажигательным ритмам. Фанатов хип-хопа отличает ещё одна особенность. Они, не задумываясь, говорят всё, что приходит им в голову. Такие вот дерзкие и прямолинейные люди!
Звуки скрипки, фортепиано, органа, виолончели — это всё удел людей собранных. Эти люди хотят быть непохожими ни на кого, но не возводят это в абсолютную степень. Им не нужно что-то доказывать, потому что они оперируют фактами. Эмоции им не чужды, но негатив они излучать умеют «будь здоров». Их лучше не выводить из себя. Помните, что если человек увлекается прослушиванием классической музыки, то лучше не играть с огнем, пытаясь вывести его на эмоции.
Это может показаться немного страшным, но, по статистике, причинение тяжких физических увечий в состоянии аффекта производится именно любителями Баха, Шопена, Бетховена и прочих. Эта музыка не спокойна — она не обладает расслабляющим действием. Она провоцирует на размышления, она стимулирует работу мозга. Именно поэтому такую музыку любят математики, программисты. Не всегда это так, но зачастую. Если разделять любителей музыки по типу темперамента, то классику любят истинные холерики.
Тяжелые гитарные риффы, барабаны, громкие крики и мощь — это удел людей эмоциональных, чувствительных и скрытных. Такие люди не будут рассказывать вам о своей несчастной любви, а если и будут, то шокируют вас этим. Внешне такие люди выглядят зачастую как белые вороны, но внутри они являются олицетворением красоты.
Такую музыку слушают очень талантливые люди. Они могут быть ленивыми, но обожают работать на результат. Они любят физический и умственный труд одинаково, поэтому им чуждо разделение на какие-либо фракции. Любители метала и хардкора универсальны в выборе профессий. Зачастую поклонники гитар, барабанов, длинных волос являются очень творческими личностями. Они любят рисовать, писать, сочинять музыку самостоятельно.
Фанаты рок-музыки предпочитающие классическое направление этого жанра, способны погружаться в работу с головой, но в то же время им свойственна беспечность. Любимые композиции они часто связывают с яркими событиями в жизни, поэтому музыка для них нечто вроде «регулятора настроения». В отличие от поклонников иных жанров, они достаточно эгоистичны. Это подтвердит каждый, кто столкнулся с ярыми фанатами рок-музыки на многолюдных музыкальных фестивалях и попытался занять удобное место для обзора шоу. Это не так легко, как кажется!
А что можно сказать о характере любителей джаза, блюза и фолка? Они, как и поклонники классики, относятся к категории мыслителей. Для них музыка – зарядка для ума, а не для тела. В таких людях однозначно есть творческая жилка. Кроме того, их отличает небывалая широта взглядов. Люди с подобными музыкальными вкусами лишены предрассудков, и неважно, идёт ли речь о политических воззрениях или просто о новом опыте.
А вот поклонники кантри-музыки обычно консерваторы. Их совершенно не привлекает неизведанное. Такие люди, как правило, слывут трудоголиками. Они непритязательны, общительны, во всех отношениях приятны. К ним можно обращаться в тяжёлых ситуациях, ведь они способны сопереживать окружающим.
Любители данного жанра отличаются заниженной самооценкой, очень высоким уровнем креативности, неусидчивостью, и их совершенно нельзя назвать неженками. Тут также стоит оговориться: именно это течение чаще всего «не по-настоящему» называется любимым, в данном случае из-за моды.
Популярную музыку, которую изо дня в день крутят по радио, слушают те, кому хочется отдохнуть. Это люди, которые всегда тяжело работают. Они не серые и незаметные. Любители попсы не должны восприниматься как обыватели, серая масса. Это те люди, которым нужна свобода, но они сами об этом не догадываются.
Поп-музыку слушают те, у кого в жизни есть стабильность, а также те, кого все устраивает. Узнать таких людей очень просто — в машине и дома они слушают радио. Те же, кто предпочитает конкретного исполнителя, немного отличается. Это уже больше человек жизнерадостный и позитивный. Эти люди пытаются идти в ногу со временем. Они любят все новое и высокотехнологичное.
Электронная музыка — это выбор людей, которые, по мнению психологов, любят быть впереди. Они обожают, когда на них смотрят, когда ими восхищаются. Не имеет значения, медленная эта музыка или это какой-нибудь drum and bass. Любители «электроники» всегда на своей волне. Они забывчивы, за ними всегда по пятам идет их непростой характер.
Зачастую электронную музыку любят люди помоложе, потому что она стала модной только в конце 20 века, но это уже является просто понятным фактом, а не выводом психологов.
Как полюбить классическую музыку, если ты не музыкант? Личный опыт постижения
Когда родилась классическая музыка, фонограммы не существовали. Люди приходили только на настоящие концерты с живой музыкой. Может ли понравиться книга, если её не читать, но приблизительно знать содержание? Можно ли стать гурманом, если на столе хлеб и вода? Можно ли полюбить классическую музыку, если иметь о ней бытовое поверхностное представление или не слушать вовсе? Нет!
Нужно обязательно попробовать получить ощущения от увиденного или услышанного события, чтобы иметь своё мнение. Так и классическую музыку нужно слушать дома или на концертах.
Лучше слушать музыку, чем стоять в очереди.
В семидесятые годы по радио часто транслировали передачи с классической музыкой. Я от случая к случаю слушала отрывки из опер и почти полюбила классическую музыку. Но мне всегда думалось, что эта музыка должна быть ещё прекраснее, если побывать на настоящем концерте в театре.
Однажды мне очень повезло. Меня от организации направили в командировку в Москву. В советские времена часто отправляли сотрудников на повышение квалификации в большие города. Меня поселили в общежитие университета имени Губкина. Соседки по комнате в свободное время занимали очереди за редкими вещами. А вечерами хвастались модными покупками.
Но мне казалось, что не стоит тратить в столице время, простаивая в огромной очереди за вещами. Мода через год пройдёт, а знания и впечатления остаются надолго, их можно передавать потомкам. И решила посмотреть, что же собой представляет знаменитый Большой театр и попытать там счастья.
Первое посещение Большого театра.
Площадка перед театром была ярко освещена. Между гигантскими колоннами толпились люди. Одни просили лишние билетики, а другие их предлагали. Один молодой человек в серой куртке стоял около входа, у него было несколько билетов. Он заметил меня и строго велел стоять рядом с ним, потом взял за руку и бесплатно провёл мимо контролёров театра.
Молодой человек выглядел очень скромно, а места оказались в ложе на престижном втором этаже. Вид на сцену был идеальным. Шла опера Евгений Онегин. Звуки настоящей живой музыки отражались от струн оркестра и гармоничными волнами распространялись от партера и между балконами, поднимаясь до великолепных старинных люстр.
На мой взгляд, чтобы слушать классическую музыку нужно:
Мой спутник несколько раз уходил по служебным делам, а один раз принес для меня хрустальный бокал с шампанским. В антракте он рассказывал о театрах Москвы. Сказал, что обычно никому не разрешает ему звонить, но меня может ещё провести на оперу. К сожалению, двадцать пять лет назад не было мобильной связи и не на каждый телефон можно было дозвониться.
Чудесные совпадения и сюрпризы.
В день моего приезда из Москвы в Ростов я включила телевизор. По первой программе показывали оперу Евгений Онегин. Было ли это напоминанием о посещении Большого театра или неожиданным совпадением?
Говорят, что у Чайковского тоже было чудесное совпадение с героями Пушкина. Он получил послание с объяснением в любви от красивой девушки Антонины. Под впечатлением от прочитанного письма он и взялся за работу над оперой Евгений Онегин, которому по сюжету объяснялась в чувствах Татьяна Ларина.
Я побежала к телефону- автомату, но так и не дозвонилась своему «принцу», который случайно из-за своего доброго характера, дал мне почувствовать себя Золушкой на чужом балу. Впечатление от настоящего чуда живой музыки профессиональных исполнителей Большого театра у меня осталось на всю жизнь.
Эту историю я рассказала своим детям. Они любят слушать и исполнять рок. Но они со мной согласны, что любить классическую музыку можно, особенно в живом исполнении. Они мне сделали приятный сюрприз, на электрогитарах исполняли весь вечер классику. Снова в душе появилось ощущение восхищения, когда в нашем доме возникли живые настоящие звуки произведений.
Классическая музыка украшает нашу жизнь, радует и даёт возможности для интересного общения и сближения разных людей по статусу и по возрасту. Но полюбить её случайно нельзя. Для прослушивания живой классической музыки нужно с ней встречаться – желательно подобрать время, обстоятельства, обстановку и профессиональное исполнение, и просто прийти на встречу с музыкой, как на встречу с дорогим человеком!