Чем мне нравится микула селянинович
Былина «Микула Селянинович»
Читательский дневник по былине «Микула Селянинович»
Название: «Микула Селянинович»
Главные герои: Микула, Вольга.
Второстепенные герои: дружинники.
Характеристика главных героев былины:
Микула — Пахарь, оратарь.
Спокойный, сильный, уравновешенный, неторопливый.
Солидный, справедливый, добрый.
Вольга — Русский богатырь.
Смелый и сильный. Торопливый, импульсивный.
Характеристика второстепенных героев:
Дружинники — сильные, но самоуверенные.
Краткое содержание былины «Микула Селянинович»
Могучим вырос богатырь Вольга. Умел обращаться в зверей разных.
Когда подрос, собрал он себе дружину, все молодцы умелые и сильные.
Отправился Вольга с дружиной собирать дань с городов мелких.
Увидел в поле оратаря, и бросился следом, но догнать не мог.
Только на третий день догнал Вольга пахаря, познакомился, и тот согласился с князем за оброком ехать.
Но забыл вынуть сошку из земли, а вся дружина Вольги не могла её поднять.
Звали пахаря Микула, и выдернул он сошку одной рукой.
Помог Микула Вольге оброк собрать, да лихих людей наказать.
План былины:
Основная мысль произведения «Микула Селянинович»
Главная мысль былины в том, что труд на земле делает человека богатырём.
Основная идея былины в том, что богатырь, бьющий врага, не лучше того, кто обрабатывает поле.
Чему учит былина
Былина учит уважать любой труд, не лениться, приносить пользу людям.
Учит бороться с воровством, обманом, мздоимством.
Учит не задаваться и не кичиться своей силой.
Краткий отзыв по произведению «Микула Селянинович» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала о том, что труд ратный и трудовой равны между собой.
Воин-богатырь Вольга оказался равным пахарю-богатырю Микуле.
А в чём-то даже уступал ему.
Это очень увлекательная, интересная и поучительная былина.
В ней говорится о том, что воин Вольга признал, что пахарь Микула является ему ровней.
Ведь на стороне Микулы стояла сама земля.
Мне очень нравятся оба главных героя.
Вольга нравится своей горячностью, силой, смелостью, решительностью и напором.
Микула нравится своей уверенностью, спокойствием, надёжностью.
Они очень разные, но при этом оба берегут родную землю.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что любой труд почётен, если он направлен на благо Родины.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тут поехал Вольга со всей дружиной.
Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слёз с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст.
Микула Селянинович – как простой пахарь превзошёл всю княжескую дружину?
Когда речь заходит о русских богатырях, мы чаще всего вспоминаем знаменитую троицу (Илья-Добрыня-Алёша), а вот имя Микулы Селяниновича остаётся незаслуженно забытым. А ведь он был одним из главных силачей Руси, верным защитником родины, преданным сыном земли, впитавшим её силу.
Он трудолюбив и горд, решителен и отважен, а одержать победу над ним было невозможно, ведь ему покровительствовала сама Мать-Сыра Земля. О Микуле Селяниновиче сложено немало преданий, но самым известным остаётся сказание о его противостояние с князем Вольгой. Каким же был Микула Селянинович? Что олицетворял богатырь? И с каким христианским святым связывают его образ?
Образ Микулы Селяниновича
Чаще всего в былинах богатыри предстают отважными воинами, что находятся на службе у местного правителя. Однако Микула Селянинович кажется очень необычным на их фоне. Он демонстрирует нам превосходство крестьянской силы над военными принципами.
В легендах отмечалось, что “весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля”. Микула считался сыном земли, которая одарила его своей необыкновенной силой. При этом богатырь не кичился своей мощью, оставаясь простым пахарем. Образ Микулы Селяниновича – это действительно пример “человека из народа”, что жил и трудился на благо родины, защищал соотечественников, оберегал покой.
Николай Константинович Рерих «Микула Селянинович», 1910 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Воинская и крестьянская силы
Поскольку в славянской традиции было выражено возвеличивание крестьянского труда, то и Микула Селянинович стал одним из центральных образов фольклора. Самым известным преданием о нём стала былина о противостоянии богатыря и князя Вольги Всеславьевича.
Как гласит былина, однажды князь объезжал свои земли во время сбора подати. Увидев, что вдалеке кто-то вспахивает поле, он остановил коня и дружину, пожелав получше рассмотреть пахаря. Увиденное потрясло Вольгу.
Перед князем стоял высокий крепкий мужчина, который создавал борозду на целине. Он с лёгкостью выкорчёвывал деревья, создавая участок для поля. Под плугом Микулы Селяниновича не мог устоять даже могучий дуб, который с корнями вылетал из земли. Вольга Всеславьевич был ошеломлён – такой силы ему видеть не доводилось.
Mикyлa Ceлянинoвич – бoгaтыpь-aгpapий. Вcю cвoю cилy oн вклaдывaeт в зeмлeдeлиe и ceмью / alluz.ru
Конечно, князю стало интересно, что за человек перед ним. Микула Селянинович представился, немного рассказал о себе. Выяснилось, что это он проучил сборщиков налогов, что с простых людей “драли три шкуры”.
Кроме того, Микула отметил, что не так давно на дороге у его селения орудовали разбойники. Именно он и сумел остановить их бесчинства, разбросав бандитов в разные стороны.
Богатырь Вольга Всеславьевич – нeпpocтoй бoгaтыpь, oн oблaдaeт cпocoбнocтью к oбopoтничecтвy, пoнимaет язык звepeй и птиц / © Константин Васильев / nevsepic.com.ua
Вольга Всеславьевич сразу понял, что перед ним – не простой мужик, а настоящий богатырь. Он предложил Микуле вступить в его дружину. Тот согласился, однако заметил, что сначала следовало бы проверить силу воинов князя. Пахарь подготовил им испытание.
В первую очередь, следовало вынуть из земли соху, что осталась после работы Микулы. Как отметил богатырь, инструмент следовало извлечь и положить за ракитов куст, чтобы соха не мешала.
Послал князь пятерых своих сильнейших воинов. Все вместе они безуспешно пытались выдернуть соху из земли, да только усилия их не увенчались успехом. Тогда Вольга приказал помочь им ещё десяти воинам. Однако и целой группе лучших солдат князя не удалось извлечь инструмент – настолько глубоко и крепко он засел в целину. Усмехнулся Микула Селянинович, подошёл к сохе и одним движением руки поднял её над головой.
Это предание весьма необычно. Здесь идёт речь о противостоянии, однако не подразумевается вооружённый конфликт. Напротив – противоборствующими сторонами выступают военная мощь и особенная крестьянская сила, причём последняя одерживает верх.
Силу богатырскую получил Микула от самой матушки-Земли / © Stepan Gilev / artstation.com
Встреча Микулы и Святогора
Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.
Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?
Микула предложил Святогору поднять свою котомку / © Георгий Юдин / obraz.volxv.info
Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.
Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.
Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com
Отец богатырш
Микула Селянинович стал не просто известным богатырём-пахарем, но и отцом знаменитых богатырш – Василисы и Настасьи. А вот о его супруге былины ничего не говорят, поэтому можно только догадываться, кто ею мог быть.
В христианских верованиях образ Микулы Селяниновича соединился с Николаем Чудотворцем. Примечательно, что этого святого считали покровителем урожаев, помощником в планировании полевых работ. Празднество, посвящённое Николаю, совпадало со старинным праздником матери-Земли.
Андрей Петрович Рябушкин «Настасья Микулишна», дочь Микулы Селяниновича,1898 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Микула Селянинович – знаменитый русский богатырь, о котором часто забывают, оставляя его образ в тени Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Но именно Микула в большей степени являлся олицетворением простого крестьянина, что своим ежедневным тяжким трудом и великой силой достоин особого уважения. Он сумел доказать, что не воинское искусство, а единство и помощь от земли – главная сила человека.
Сочинение по теме «Микула Селянинович»
Сочинение «Микула Селянинович»
Вариант 1
В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.
В начале былины прославляется молодой князь. Он был сыном Святослава. Когда родился он, засияло в ясном небе солнце красное. Этот эпитет уже располагает к князю. Рассказывается о том, что Вольга рос да сил набирался, да премудрости постигал. А как стал он воином рослым и сильным, так собрал себе дружину из витязей храбрых. А сам стал во главе ее.
Был у Вольги дядюшка – князь Владимир. Он пожаловал своему племяннику три города. И отправился молодой князь собирать дань с них.
Вот тут-то и начинается самое интересное. По дороге встречает Вольга с дружиною другого богатыря. Только тот, в отличии от него, — крестьянин, простой землепашец. И, как бы славен не был князь, в былине в каждой фразе дальше будет показываться превосходство оратая над ним.
Конечно, в песне немало преувеличений. Но, ведь на то она и есть, чтобы восхвалять. Так, образ простого землепашца рисует народ ярко. Говорится, что одет он в праздничную одежду: кафтан на нем из бархата, сапоги сафьяновые. И, при этом он находится в поле за работой. А соха его и вовсе отделана серебром, да красным золотом.
Описывается и внешность пахаря. Хорош он собой. А из описания этого ясно, что с большой любовью запечатлел народ образ этого героя. Сразу возникают мысли о том, что немало он хорошего сделал для родной стороны. Да и в конце былины, когда мы узнаем имя этого доброго молодца, говорится, что народ любил его и уважал.
Основной идеей этого произведения является превосходство недюжинной силы простого человека. Микула занимается тяжелым крестьянским трудом, который непосилен дружинникам княжеским. Ему незнакома лень. Трудолюбие, так же, прославляется в этой былине. И, показывается, что обычный крестьянин сможет защитить свою родную землю.
Ведь даже Вольга, который тоже был витязем славным, увидав удаль и силушку этого пахаря, зовет с собой его в дальнейший путь. А этот молодец, как дальше становится ясно, превосходит нескольких его воинов, да и самого князя тоже. Это показано тем моментом, когда дружинники князя пытались тщетно сдвинуть с места соху Микулы. А сам он поднял ее с легкостью.
И еще многими моментами показывается это. Воспевая этого крестьянина, народ навеки запечатлел образ человека сильного, готового прийти на подмогу, не боящегося врага.
Читайте также сочинение на тему “Народные промыслы”.
Вариант 2
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
У оратая сапожки из зелена сафьяна
Шилом пяты., носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять колодцев да ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, го у них ничего не получается.
Вариант 3
Былины по сюжету схожи со сказкой, так же в них прослеживаются выдуманные, приукрашенные эпизоды. Однако, никто не может заявлять наверняка, что герои тех давних сказаний не существовали на самом деле. Внимательно вникнув в происхождение слова «былина», можно найти единый корень слова «быль». Следовательно, персонажи былин реально жили на этом свете, к таким относится и герой Микула Селянинович.
Впрочем, начало сказания повествует нам о другом главном герое – князе Вольге. Он мудр, храбр, силен и имеет мощную дружину. От родного дяди, князя Владимира, ему достались три города, и он отправляется обследовать свои новые владения. По пути к своим землям и происходит знакомство Вольги и Микулы. Выехав в открытое поле, путники услыхали насвистывание пахаря и скрип его орудия, но потребовалось целых три дня чтобы повстречать его лично. Настолько силен был Микула, что его голос был слышен за километры. Описывая данного положительного персонажа, народ специально приукрасил этот момент, чтобы выделить его среди простого люда.
Спустя три дня дружина во главе с князем приблизилось к богатырю. Вольга очень удивился тому, какой пахарь обладает силой, возделывая землю, с легкостью выдергивает пни и выкидывает огромные камни в ущелье. Такая работа дается ему очень легко, и богатырь совсем не чувствует устали. Также князь обратил внимание на орудие труда крестьянина, соха отделана серебром и золотом, а кобыла при нем одета в дорогие шелка, которые стоят очень дорогих денег.
Помимо всего прочего, наряд оратая также выделял его среди простого рабочего народа. Одет он был в богатое одеяние, кафтан был расшит из черного бархата, что по тем временам считалось большой роскошью даже для богача. На ногах надеты сафьяновые сапоги на каблуке, что выглядело очень роскошно, модно и престижно. Лицо молодого крестьянина было весьма привлекательным, ясные голубые глаза, темные брови и шикарные кудри на голове. По описанию внешности можно представить себе сильного, серьёзного и привлекательного богатыря. Такому подробному описанию внешности оратая народ специально придал большое значение, чтобы выделить Микулу среди простого люда и сделать из него идеального персонажа.
Естественно Вольга заинтересовался таким необычным незнакомцем и между ними завязался разговор, князь поведал Микуле куда он с дружиной направляется. Микула предупредил его об опасности таящейся на дорогах и рассказал о своих деяниях, как с помощью кулаков расправился с тысячью жадными разбойниками. Но описывает подвиги Микула без какого-либо хвастовства, потому что считает это обычным поступком. Такой рассказ впечатлил Вольгу и он пригласил его пополнить ряды его дружины.
Отправившись в путь, Микула вспоминает что забыл спрятать свою сошку в куст. Вольга отправил сделать это пятерым своим воинам, однако они не справились с заданием. И даже большое количество дружинников с места не смогли сдвинуть сошку. Микула же взял сошку без труда одной рукой.
По приезду в город, князь настолько сдружился с Микулой что предложил ему стать наместником в его владениях.
Сочинение по былине “Вольга и Микула Селянинович”
В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей – выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины “Вольга и Микула Селянинович” – простой мужик, оратай:
– Как орет в поле оратай, посвистывает.
– Сошка у оратая поскрипывает,
– Омешики по камешкам почиркивают…
В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и “шляпа пуховая”, и “кафтанчик у него черна бархата”. Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
– У оратая сапожки из зелена сафьяна – Шилом пяты, носы остры…
Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда “пять молодцевда ведь могучих” пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
– На своей на кобыле соловенькой
– Приехал ко сошке кленовенькой,
– Он брал-то ведь сошку одной рукой,
– Сошку из земли он повыдернул.
Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество – это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
Вольга и Микула Селянинович — характеристика героев былины
Былина Вольга и Микула
Вольга и Микула Селянинович
Былина “Вольга и Микула Селянинович” создавалась на протяжении нескольких веков. Окончательный вариант сложился на русском Севере гораздо позже времён Киевской Руси. Её герои — князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович. Неизвестно, жил ли когда-нибудь Микула Селянинович, а вот князь Олег Святославович — реальное историческое лицо (Вольга — это народный вариант имени Олег). Олег Святославович был двоюродным братом Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого.
На этом примере мы еще раз убеждаемся, что былинное время, былинное пространство и былинные герои не совпадают с историческими событиями.
Итак, былина “Вольга и Микула Селянинович” повествует о встрече двух богатырей: один из них князь, другой — крестьянин. В момент встречи каждый из них занимался своим делом: князь ехал воевать, пахарь работал в поле. Сказитель подробно описывает труд пахаря:
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Образ крестьянина представлен как красиво и ухожено одетый человек. Но крестьяне не могли работать в такой одежде, которая описана в былине: бархат кафтана стал бы грязным, зелёные сапоги приобрели бы совсем другой цвет, на каблуках по полю вообще не пройдёшь, в пуховой шляпе работать жарко. Но у былины есть свои правила: богатырь должен быть красивым. Поэтому оратай одет в праздничную одежду.
Былина “Вольга и Микула селянинович” содержит свои особенные художественные черты. А колорит народного языка просто впечатляет. Она наполнена повторами и эпитетами, с помощью, которых и описываются предметы, например как «сошка»:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
Также сказитель с помощью эпитетов описывает и портрет героя, быт и одежду, в которую одеты герои былины.
Два образа в былине “Вольга и Микула Селянинович” противопоставлены друг другу. Будничный труд крестьянина поставлен в былине выше воинского. И недаром. Во времена Киевской Руси любой крестьянин-пахарь мог стать воином, но не каждый воин может справиться с тяжёлым крестьянским трудом. Есть, конечно, версии и противоположные этой, что в былине представлены нам два языческих бога – земледелия и охоты.
Силу пахаря, да и его не подъёмный труд, с которым не может справиться воин, мы видим в описании эпизода, когда Вольга Святославович направляет дружину для работы сошкой. Но дружина не смогла даже сошку из земли вытянуть. А когда приехал крестьянин он ее одной рукой выдернул да землю с нее вытряхнул. В словах Вольга Святославовича мы чувствует не только похвалу селянина, но и гордость за богатыря крепкого, который справился со своим делом, непосильным для его дружины.
В произведении чувствуется уважительное и ласковое отношение крестьянину, сказатели используют ласковые слова, когда называют героя: оратай, оратай-оратаюшко. В конце баллады мы узнаем имя крестьянина, когда он отвечает на вопрос Вольги — Микула селянинович. И когда Микула рассказывает о своих делах похвальных, впечатление о том, что он хвастается, не создается. Так как он сам рассказывает о том, что его мужики будут похваливать, за пиво хорошо сваренное.
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Образ Микулы Селяновича знаком большинству из нас по школьной программе седьмого класса ещё советских времён. Образ богатыря пахаря более всего почитался на Руси крестьянством. Ему были посвящены крестьянские праздники, в его честь бытовали брачины-микульщины. Он почитался в народе покровителем крестьянства и звался Святым Николаем.
Его характер – это душа русского крестьянина землепашца. Широкая, раздольная и добрая. И сам он и его поступки символизируют силу народа, без которого княжеская власть ничего не стоит. В качестве примера можно привести момент, когда по просьбе Микулы дружинники безуспешно пытаются вытянуть соху из земли. Даже вся дружина в три десятка не смогла этого сделать, Микула Селяновиц спокойно поднимает соху одной рукой и бросает его «за ракитов куст».
Здесь – наглядный пример силы русского мужика крестьянина, на котором и держалась во все времена Русь, а затем и Россия. В дальнейшем мы будем связывать самого Микулу, его поступки с образом русского крестьянина. Согласно былинам, главное для Микулы труд на земле, которая его кормит и даёт силу такую, что только он может поднять «сумочки перемётные», в которых заключена сила земли.
Основные черты его характера – доброта, скромность, бесконфликтность, простота, умение отдохнуть и с мужиками пообщаться, трудолюбие. Для народа он есть живое олицетворение всех вышеперечисленных качеств. Вся его жизнь связана с трудом на земле. Земля – основа жизни, для него всё связано с ней. Именно поэтому Микула Селянович и стал обобщённым символом русского крестьянства со всеми присущими ему чертами характера и души.Очень примечателен и поучителен эпизод, где Микула своей сохой посрамляет ведовство и колдовство Вольги Святославича.
Характеристика героя, его поступки дают нам представление обо всех простых крестьянах Руси, на которых держалась, держится и будет держаться русская земля, не смотря на все усилия воронов, пытающихся её растащить.