Чем мне нравятся произведения пушкина

Чем мне нравятся сказки Пушкина и почему

Александр Сергеевич Пушкин написал совсем немного сказок, но любую из них можно назвать шедевром.

Они самобытны, непохожи на стихотворные сказки других поэтов ни сюжетом, ни поэтикой.

Его произведения пронизаны любовью к русской культуре, языку, традициям, истории и народу.

Пушкинские сказки – кладезь народной мудрости и тропинка к истокам русской цивилизации.

Они взращивают в читателе любовь к родному языку и приобщают к культурным ценностям народа.

Это ведет к сплочению народа и воспитывает в людях высшие нравственные качества: любовь к Родине и близким, самоотверженность, смелость, великодушие.

Именно такой народ способен отразить нападение и нанести поражение могущественному коварному врагу. Вот за эту особенность я ценю пушкинские творения больше всего.

Пушкин возвеличивает высокие духовные ценности.

Человек, впитавший в себя высшие нравственные качества, не даст себя обмануть, увести по ложному пути.

Именно подлинные ценности делают возможным существование народа, поэтому в фольклоре делается сильный упор на приоритет высокого нравственного начала. Если же основой народа становятся ложные ценности, это ведет его к неминуемой гибели.

То же самое относится и к отдельному человеку, что ярко демонстрируется в сказках великого русского поэта.

Вот несколько строчек из «Сказки о мертвой царевне»:

«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей…

В своих сказках Пушкин учит читателей великодушию, что можно продемонстрировать примером из «Сказки о царе Салтане»:

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой…

Читая «Сказку о Царе Салтане» и другие произведения Александра Сергеевича, я восхищаюсь красотой и легкостью языка поэмы, его певучестью и необыкновенной выразительностью:

«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…»

Пушкинские волшебные поэмы привлекают к себе внимание чарующей детей и взрослых сказочностью.

Колдун уносит в поднебесье бесстрашного богатыря, который ухватил его за длинную бороду. Золотая рыбка разговаривает и одаривает стариков дорогими подарками. Волшебный меч охраняется огромной живой головой.

В сказках поэта невероятно много чудес. Невозможно не любить и его тонкий юмор.

Сказки Пушкина – многогранные произведения. Они интересны для меня своим сюжетом, поэтикой и глубиной.

Если читать сказочные поэмы Александра Сергеевича внимательно и не жалеть время, чтобы заглянуть в справочники с целью осведомления о значениях старых слов или явлений, можно узнать очень много интересного о культуре и традициях русского народа.

Источник

Мои впечатления от сказок Пушкина

Первое знакомство со сказками А. С. Пушкина обычно происходит в раннем детстве.

Тогда никто не говорит нам, что это гениальные произведения с глубоким смыслом. О символизме образов и сюжетов мы тоже не догадываемся.

Не задумываемся мы и об уроках «добрым молодцам», о которых говорится в финале сказочных историй.

Первым моим впечатлением о сказках Пушкина было ощущение погружения в волшебный мир.

Невозможно было не сопереживать героям, попавшим в беду, хотелось вместе с ними отправиться в полное опасностей и приключений путешествие, сражаться с силами зла и побеждать.

Особенное чувство оставила первая прочитанная сказка – «Сказка о мертвой царевне».

Волшебное зеркало, пугающий образ злобной царицы, таинственный терем в лесу, отравленное яблоко, хрустальный гроб, подвешенный на цепях в пещере.

Мрачноватый поначалу сюжет «Сказки о мертвой царевне» завершается спасением, чудом и воссоединением влюбленных. А злая царица умирает от злобы и зависти.

Окончание сказки напоминает наступление весны после долгой зимы – это победа света над тьмой, избавление от всех бед.

Самой любимой сказочной историей стала «Сказка о царе Салтане».

Это произведение наполнено чудесами. Их свершила Царевна-лебедь, и первым из них стал великолепный город «с теремами и садами», возникший на пустынном острове.

Следующие три чуда царевна сотворила по просьбе Гвидона. Первое – белка-затейница, поющая песенки в саду и разгрызающая золотые орешки. Второе – тридцать три богатыря, выходящие на брег морской. И третье чудо – сама лебедь, превратившаяся в прекрасную царевну, ставшую невестой князя Гвидона.

Удивительное впечатление оставила «Сказка о Золотой рыбке» – история о встрече с существом из иного мира, исполняющим желания.

Казалось бы, можно было пожелать что-то действительно доброе и чудесное, но жадность и властолюбие старухи привели только к страданиям и бедам.

В конце концов, она остается у разбитого корыта, но не вызывает и капли жалости. Сострадание возникает только по отношению к старику, который по-прежнему вынужден жить с вздорной старухой.

Сказки Пушкина остаются в памяти на долгие годы. Их хочется перечитывать, вновь и вновь проживать те ощущения волшебства, которые запомнились с момента первого знакомства с чудесным миром, созданным писателем.

Возвращаясь к полюбившимся историям, я каждый раз ожидаю чуда, и оно непременно случается.

Гениальность произведений писателя заключается в том, что каждый раз его сказки дарят нам драгоценные открытия – новые и сокровенные мысли, идеи, образы.

Источник

за что я люблю стихи пушкина? помогите написать сочинение на тему :за что я люблю стихи пушкина

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

За что я люблю Пушкина? Наверное, за его мудрость и благородство, за умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда очень нелегко. Пушкин пробуждает стремление к высокому, учит любить Родину так, как он ее любил, помогает стать духовно богаче. Меня восхищает в Пушкине жизнелюбие, стойкость характера. Преследования царя и жандармов не сломили поэта. Даже в самые трагические моменты жизни он не впадал в отчаяние. Пушкин верил в добро и красоту человеческой души. Читая его стихотворения, я стремлюсь к жизни, свободной от зла, подлости, жестокости. А его верность и преданность дружбе?

Какая высокая должна быть душа у человека, чтобы так вознести долг, дружбу, верность!
К теме любви Пушкин обращался всю жизнь. С какой искренностью, правдивостью смог он передать чувства молодой девушки в письме Татьяны к Онегину. А кто не представлял себя нежной Акулиной из «Барышни-крестьянки» или пылкой поэтичной Татьяной из «Евгения Онегина»?!

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Эти строки мог написать только искренне любящий человек. Любовная лирика поэта не позволяет сердцу оставаться холодным.
А как Пушкин описывает природу!

Источник

За что вы любите Пушкина?

Откройте любой учебник по литературе и вы там непременно найдёте абзац, в котором говорится следующее: Пушкина читали и любили всегда; во все дни существования российской культуры не бывало на свете более великого поэта; и при жизни, и после смерти Пушкин не имел достойных литературных соперников.

И действительно огромное количество книголюбов называют себя почитателями Пушкина. Однако среди этих людей не найдётся и пяти процентов способных оправдать свою любовь к творчеству поэта. На вопрос «за что вы любите Пушкина?» они отвечают, подобно девятиклассникам перед учителем: «за его вклад в русскую литературу, за его замечательные стихи.»

Мало кто задумывается: если бы Александр Сергеевич не погиб на дуэли может быть тогда его имя не обросло настолько колоссальным вниманием? Ведь именно из-за двухсотлетнего культивирования Пушкинского наследия в массовом сознании образовалась заразительная мысль: если мы любим читать, то мы обязаны любить Пушкина, а причины для этого сами найдутся. Но что это за причины, и должны ли они существовать? Давайте порассуждаем об этом.

Справедливости ради стоит заметить, что Александр Сергеевич действительно много сделал для развития русской литературы. Главным его достижением считается значительное расширение границ поэтической художественной речи. Такие авторы как Сумароков, Тредьяковский, Державин писали в основном для дворянства и были далеки от народных языковых норм. Даже в наше время читая их произведения не многие из нас сумеют обойтись без словаря под рукой. Благодаря Пушкину русский литературный язык стал более доступным в следствии чего к книгам потянулись не только дворяне, но и простой народ. За это он безусловно заслуживает уважения, как литературный деятель. Однако те самые «почитатели Пушкина» называют его настоящим эталоном и выразителем русской поэзии.

По правде говоря влияние Пушкина на дальнейшую судьбу русской литературы распространилось не слишком далеко. Тот же Лермонтов пытался приблизиться к лирическому стилю Александра Сергеевича лишь на раннем этапе своего творчества. Не желая быть постоянным подражателем он постепенно отходил от Пушкинского влияния и в итоге создал собственный стиль. Если Пушкин больше времени уделял форме и чистоте образов не особо заморачиваясь над содержанием, то Лермонтов напротив подчинял форму содержанию, приводя алегорические образы и символы. Лермонтов был вдохновлен поэзией Пушкина, но не являлся продолжателем его традиций.

Вспомним ещё и Гоголя, которого также определяют, как «наследника Пушкина». Однако творческие пути обоих изначально были разными. Пушкин, как писатель изображал жизнь со строгим реализмом, он наблюдал за жизнью, пытался постичь её. Гоголь же описывая жизнь выражал собственные идеи и взгляды. Николай Васильевич и вправду многим обязан своему коллеге и другу. Пушкин хлопотал о постановке Гоголевских пьес, давал ему творческие советы, подкидывал идеи для произведений. Сам же Гоголь, пусть и был под влиянием мнения своего приятеля, все-таки сохранил творческую индивидуальность. Так что едва его можно назвать Пушкинским последователем.

В различных вариантах биографии Пушкина я не встречал ни одного упоминания об окружающей его толпе учеников. Выходит, что он не особо был заинтересован в так называемых наследниках, а изменения, которые поэт внёс в русский литературный язык не являлись частью какого нибудь заготовленного плана. Он делал это по наитию, прекрасно осознавая, какую литературу требовал читатель того времени. Пушкин и вправду сделал литературу другой, но не создал её заново. Великие писатели и поэты, творившие после Пушкина, признавали его как гения, как идейного вдохновителя, но не как учителя. Каждый из них был самобытен и шёл своим отнюдь не Пушкинским путем, а те авторы, которые подстраивались под него, так и остались скучными подражателями.

Из этого следует, что Пушкин не являлся эталоном русской литературы, пусть и был одним из ярчайших её представителей.

О творчестве Пушкина было написано бесчисленное количество статей, большинство из которых словно копируют друг друга. Один из главных элементов, объединяющий такие работы, это утверждение о том, что он был не просто литератором, а настоящим моралистом, духовным учителем, чем-то вроде мессии.

Ранее уже говорилось, что произведения Пушкина имеют чисто описательный характер и не предлагают ничего, кроме жизненных реалий, из которых читатель уже сам должен сделать вывод. Но неугомонные «почитатели поэта» так и ищут в его строках моральные проповеди. Однако прежде, чем определять Пушкина, как духовного учителя необходимо обратиться к его личности.

Современники поэта в своих воспоминаниях описывают его, как человека со взрывным характером и крайне неустойчивой психикой. Он позволял себе неуместные колкости и дерзости при этом сам легко раздражался от самой безобидной шутки в свой адрес. В учёбе он не проявлял особых стараний и даже грубил преподавателям. Так же он очень резко воспринимал критику. Кто-то скажет, что эти черты были свойственны ему лишь в юные годы. Но нет. Дальше становилось только хуже. За неучтивостью и агрессивным поведением следовал безудержный разгул и разврат, соблазнения чужих жён, конфликты доводящие до драк и дуэлей, беспечность и влезание в огромные карточные долги. Но главная черта, присущая Пушкину, это его безпричинная ревность. Подумайте, разве может человек с подобным списком недостатков рассматриваться в роли духовного учителя?

Многие из вас спросят: «неужели у Пушкина не было положительных качеств?». Разумеется были. Иногда он умел вести себя благородно и ценил это в других людях, был красноречивым и невероятно эрудированым. Император Николай 1 называл Пушкина умнейшим человеком России. Простым разговором он мог увлечь кого угодно. Как и в любом человеке в нем было намешано много плохого и много хорошего. Но поймите, этого не достаточно, чтобы говорить о Пушкине, как о моральном идеале.

Поэтому в его произведениях нет никакого духовного наставничества, они находятся за пределами добра и зла и несут в себе не истину, а собственное виденье автора, оставляя читателю самому решать, согласиться с ним или опровергнуть.

Однако произошло то, что должно было произойти. После трагической гибели поэта общество стало забывать обо всех постыдных деяниях, которые он совершал до дуэли с Дантесом и шире открывать глаза на его литературные достижения. До людей дошло осознание того, что они потеряли выдающегося поэта. Именно тогда о нем заговорили, как о светочи культуры, как о солнце русской поэзии. Как бы кощунственно это не звучало, но Александр Сергеевич ушёл из жизни очень своевременно, оставив потомкам огромное количество шедевров и навсегда закрепив за собой статус национального гения.

ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ЛЮБИТЬ ПУШКИНА?

Итак. В ходе данных рассуждений мы пришли к выводу, что Пушкин не был олицетворением всей русской литературы и не являлся моральным авторитетом, а рещающим фактором в обретении всеобщего признания и многовековой славы стала его гибель. Но цель этой статьи не в том чтобы подорвать чьи-то убеждения. Я лишь хотел донести до вас, что будучи книголюбом вовсе не обязательно боготворить Пушкина. Постарайтесь быть честными и ответьте себе на вопрос: действительно ли вам нравится его поэзия? Каждый человек имеет право на собственное мнение и никто не станет вас за это осуждать.

А если вы на самом деле любите Пушкина, то окажите добрую услугу его памяти, отбросьте устаревшие шаблоны и проявите немного искренности, что бы назвать личные причины, по которым вы его полюбили.

Возможно некоторые из вас спросят: «Почему для тебя это так важно?». Да потому что я действительно люблю Пушкина и причин для этого у меня множество. С его поэзией связано одно очень яркое событие в моей жизни. Однажды я давольно сильно разругался с любимой девушкой. Предмет ссоры рассказывать не буду, слишком личное. Скажу лишь, что правда была не совсем на моей стороне. Долгое время я не находил себе места. Пытался позвонить ей, но она не брала трубку. Наконец я решил пойти более романтическим. путем: взял гитару и направился к её дому. Она жила на втором этаже, поэтому мне пришлось лезть на дерево. Помню её ошеломленный взгляд, когда взглянув в окно она увидела меня сидящим на ветке с инструментом в руках. Тогда она открыла форточку и крикнула мне, что бы я немедленно слезал. Но сделав вид, что не услышал её, я начал петь. И как вы думаете, какую песню? Романс на стихотворение «Я вас люблю, хоть я бешусь». Впервые за несколько недель я увидел её улыбку.

Вот что стало главной причиной, по которой я полюбил поэзию Пушкина. Скажу честно, мне мало интересны его литературные достижения и то, каким он был в жизни, я благодарен Пушкину за то, что он стал (пусть и очень маленькой) частью одного из самых чудесных моментов в моей жизни.

Вот такие дела, друзья. Теперь вы расскажите о своём отношении к Пушкину. Не важно, любите вы его или нет. Главное, что бы вы говорили правду.

Источник

Сочинение на тему Творчество Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — это известный русский поэт, прозаик, драматург, который создал множество прекрасных произведений. В его библиографии можно найти произведения на все случаи жизни. Он освятил абсолютно любые проблемы, с которыми может столкнуться каждый человек.

Самые первые произведения Пушкина, с которыми знакомится человек — это сказки. Например, «Сказка о золотой рыбке» учит читателя тому, что нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Старухе, героини сказки, вечно мало было того, чего ей приносил старик от золотой рыбки. И в результате она осталась ни с чем. Эта книга говорит о том, что нужно уметь наслаждаться жизнью, а также не превозносить материальные ценности выше духовных. Главное, это моральное удовлетворение, счастье, говорит автор.

Также Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие сказки как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Конек-горбунок».

Далее человек знакомится с поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Она очень похожа на сказку. На это указывают и волшебные существа, эпитеты, которые украшают героев. В ней, как и положено, добро побеждает зло, Руслан жениться на Людмиле. Они счастливо живут. Это произведение учит быть сильным и храбрым, бороться до конца и добиваться своих целей.

Много создано им стихотворений о природе. Особенно сильно вдохновляла автора осень, которой он посвятил много произведений. Автор видел в ней что-то волшебное, необычное, вдохновляющее. Он описывал ее с разными эмоциями: и с грустью, и с радостью, и с печалью, и с упоением. Писал поэт и о других вещах: о дружбе, о любви к родине, к женщине, о роли поэта в искусстве, в мире. Его стихотворения составляют большую часть его литературного наследия.

Произведения Пушкина всегда легко читать, так как они написаны простым и понятным языком. Но это не делает речь литератора сухой и невыразительной. Наоборот, простота изложения достигается путем использования перекрестной рифмовки, эпитетов, метафор, сравнений. Есть, конечно, в текстах и историзмы, архаизмы. Но можно легко объяснить их значение, используя исторический материал и словари.

Конечно, Александр Пушкин создал множество и других произведений. Это и «Повести Белкина», и «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин», но нам только предстоит открыть прекрасный мир творчества Пушкина, познакомившись с этими произведениями.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в дворянской семье, в XVIII века, а если быть точным, то 6 июня 1799 года, стал самым ярким писателем классической русской литературы.

Он внес огромный вклад не только в русскую, но и в мировую литературу нельзя недооценивать. О его творчестве знают все люди на земле, даже за пределами его родины. Не одно поколение выросло на сказках Пушкина. Все дети знают героев сказок царя Додона; бедного рыбака и золотую рыбку; князя Гвидона и многих других. В этих произведениях зло всегда наказуемо. Во всех сказках имеется глубокий смысл. Его сказки с одной стороны простые, вышедшие из народа, с другой несут образовательную цель.

Все произведения имеют художественную форму, по прочтению этих книг начинаешь верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они имеют народный дух, любовь к окружающему миру.

Пушкина считают основоположником русской реалистической литературы. Все его произведения пронизаны любовью и в тоже время предстают в совершенной художественной форме.

Его стихотворения отражают красоту и эстетику. Они полны сопереживания героям, они нежные и искрение. В его стихотворениях тонко изображен мир, в котором он жил.

Читая стихотворения поэта начинаешь чувствовать, то что чувствовал поэт в момент написания того или иного произведения. А стихи о природе дают возможность почувствовать эмоции поэта в этот момент.

Пушкин любил свою страну и переживал события происходящее в ней. Он сопереживал декабристам. Его волновала тема свободы личности в России. Его стихотворения о любви к Родине будут жить еще очень много лет.

Все его герои любят свободу. Свобода это и идеал и проблема в творчестве Пушкина.

Поэт оставил огромное наследие. Его произведения легко учатся наизусть, и западают в память на всю жизнь.

Хотя Александр Сергеевич прожил не долго, но оставил большое количество произведений, которые стали классикой литературы. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный» знают все наизусть со школьной скамьи.

В романе «Евгений Онегин» поэт показал, что клятва и слово имеет силу. Мораль этого произведения в том, что надо любить друг друга, не отталкивать свою судьбу, а то потом может быть поздно.

Он был мужчиной с большой буквы, вступился за честь жены, вызвал на дуэль профессионального дуэлянта Дантеса. Если бы он на ней не погиб, то наша литература была бы наполнена еще больше гениальными произведениями Пушкина.

5 класс. 7, 10 класс

Другие сочинения: ← Дубровский — благородный герой↑ ПушкинИсторические события в Песне о Вещем Олеге →

LiveInternetLiveInternet

Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А.К. Лядова. И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет: — Милые, любите Пушкина! В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребенок начнет понимать их смысл или хотя бы любить их звучание. Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки.

А между тем в «Царе Салтане», в «Мертвой царевне» и в «Золотом петушке» Пушкин — тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них так же скупы, чувства столь же щедры. Но, пожалуй, в сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, еще лаконичнее и строже, чем в «Онегине», «Полтаве» и в лирических стихах. Зимний пейзаж, являющийся иной раз у Пушкина сюжетом целого стихотворения («Мороз и солнце; день чудесный!» или «Зима. Что делать нам в деревне?»), дается в сказке всего двумя-тремя строчками: …вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Так же немногословно передает поэт в сказках чувства, душевные движения своих действующих лиц: Вот в сочельник в самый в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Одна пушкинская строчка: «Тяжелешенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов. Так печально и ласково звучит это слово «тяжелешенько», будто его произнес не автор сказки, а кто-то свой, близкий, может быть, мамка или нянька молодой царицы. Да и в самом этом стихе, который, при всей своей легкости, выдерживает такое длинное, многосложное слово, и в следующей строчке — «Восхищенья не снесла» — как бы слышится последний вздох умирающей. Только в подлинно народной песне встречается порою такое же скромное, сдержанное и глубокое выражение человеческих чувств и переживаний. Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово.

Просто и прочно строится в «Царе Салтане», и в «Сказке о рыбаке и рыбке», и в «Золотом петушке» фраза. В ней нет никаких украшений, очень мало подробностей. Вспомните описания моря в лирических стихах или в «Евгении Онегине». Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! И сравните эти строки с изображением моря в «Царе Салтане»: Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Здесь очень мало слов — все наперечет. Но какими огромными кажутся нам из-за отсутствия подробностей и небо и море, занимающие в стихах по целой строчке. И как не случайно то, что небо помещено в верхней строчке, а море — в нижней! В этом пейзаже, нарисованном несколькими чертами, нет берегов, и море с одинокой бочкой кажется нам безбрежным и пустынным. Правда, в том же «Салтане» есть и более подробное изображение морских волн, но и оно лаконично до предела: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдете у него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придает особую действенность стиху. Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» — молвил он, Вышиб дно и вышел вон. Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов «поднялся», «уперся», «понатужился», «молвил», «вышиб» и «вышел»! Радость действия, борьбы — вот что внушают читателю-ребенку эти шесть строк. И завершаются они победой: вышиб и вышел.

И в поэмах пушкинских вы найдете такую же цепь глаголов, придающую действию стремительность, — в изображении Полтавской битвы или в описании боевого коня: …Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком.

Сказки не были предназначены для детей. Но как соответствует их словесный строй требованиям читателя-ребенка, не останавливающегося на описаниях и подробностях и жадно воспринимающего в рассказе действие. Как легко запоминается детьми это чудесное шестистишие из «Салтана» («Сын на ножки поднялся»), похожее на «считалку» в детской игре. Оно и кончается, как считалка, словами: «вышел вон». И вся сказка запоминается без труда не только потому, что написана легким и энергическим стихом, но и потому, что состоит из отдельных внутренне и внешне законченных частей.

В сущности, и те две строчки, в которых изображены небо, море и плывущая бочка, тоже представляют собою вполне законченную картину, так же как и строфы, в которых появляются из пены морской тридцать три богатыря или изображается ручная белка в хрустальном домике: Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут… Все эти законченные части сказки представляют собою как бы звенья одной цепи, отдельные звезды, из которых состоит созвездие — сказка. Но для того, чтобы получилось такое созвездие, каждая его составная часть должна быть звездой, должна светиться поэтическим блеском. В сказках Пушкина нет «мостов», то есть служебных строк, задача которых сводится к тому, чтобы пересказывать по обязанности сюжет, двигать действие. Ни в одной строчке поэту не изменяет вдохновение. Пушкинский стих всегда работает и умеет передавать ритм движения, борьбы, труда. Вот как на глазах у читателей мастерит себе лук и стрелу юный князь Гвидон: Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук, Со креста снурок шелковый Натянул на лук дубовый, Тонку тросточку сломил, Стрелкой легкой завострил И пошел на край долины У моря искать дичины. Эти простые и скромные строчки из сказки поражают своей законченностью, сжатостью, эпиграмматической остротой и точностью. Недаром они перекликаются с известной пушкинской эпиграммой: О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь: Ее с конца я завострю, Летучей рифмой оперю, Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую, И горе нашему врагу! Пожалуй, ни один из поэтов так не чувствовал вдохновения борьбы, «упоения в бою», как Пушкин. Во всей мировой поэзии вы вряд ли найдете строки, равные по силе изображению Полтавского боя: …Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… Эти стихи, прочитанные в ранней юности, навсегда остаются в памяти. Лишь какое-нибудь грозное и величественное явление природы сравнится по силе и свежести впечатления с тем могучим разрядом поэтической энергии, который мы ощущаем в изображении Полтавской битвы. Только на вершине вдохновения могли сложиться строки: И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова — В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны… Но Пушкин трезво владеет своим вдохновением. Вслед за этими патетическими стихами, в которых звучат торжественные архаизмы — «сии», «премены», — идут простые, скупые строки: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин… Эти строки придают стихам какую-то суровую, деловою энергию сжатой исторической хроники. Быть может, мы гораздо меньше поверили бы в реальность всей сцены, изображающей объезд войск, если бы вместо строгого ряда прославленных имен нашли в ней поэтическое описание всадников и коней.

Поэт знает, что стремительность эпизода не допускает лишних деталей. И только ритм стихов напоминает читателю о том, что спутники Петра — И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин — скачут верхом. В сказках Пушкин еще реже пользуется поэтическими фигурами, чем в поэмах. Он создает живой, зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам. Один и тот же стихотворный размер передает у него и полет шмеля или комара, и пушечную пальбу, и раскаты грома. Такие стихи требуют от читателя гораздо больше пристального, сосредоточенного внимания, чем многозвонные, бьющие на эффект произведения стихотворцев-декламаторов. Воспитывать это чуткое внимание надо с малых лет. Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *