Чем могло привлечь зрителей современников м горького название пьесы на дне
Смысл названия «На дне»
Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне».
В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над головой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.
«Ночлежка — дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содержалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотворительным обществом или учреждением. Жителей ночлежки составляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места, бродяги и др. Ночлежка работала с 6 ч. вечера до 7 ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, утром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанитария вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников» (Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. — М., 1999.)
Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляровского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, владельцем которой является Костылев. Автор описывает место действия, во многом соответствующее существующим в реальности ночлежкам: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителей и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны». Обстановка этого подвала поражает своей убогостью: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.
Первоначальное название «Ночлежка» носило конкретный характер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. Название пьесы «На дне» — это не только «пещера», в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.
Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»
Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.
Домашнее задание при подготовке к уроку.
Своеобразие драматических произведений (индивидуальное задание).
“Исследование” афиши (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев).
Выразительное чтение 1-го акта по ролям (выбор героя — индивидуальные задания).
Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.
Ход урока
Повторение. Драматические произведения.
Учитель. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?
Драма (греч. — “действие”) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.
Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поётся: “Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать”.
— Чем могло привлечь зрителей — современников М.Горького — название пьесы «На дне?
— “Дном” называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “верхнего течения”, к которому стремятся персонажи.
— Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?
— Лука — один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902 г.: “Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное. и. пробудив к жизни ростки добра”.)
— Имя Лука происходит от слова “лукавый”. Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: “Религия старца лукавого есть религия лжи”).
— В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877–1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике — таким увидел его скульптор. (Учитель подчёркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)
— Сатин — в этом имени звучание слова “сатана”. Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
— О чём говорит род занятий действующих лиц?
— Клещ — слесарь, Квашня — торговка пельменями, Алёшка — сапожник, Кривой Зоб и Татарин — ключники. Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?
— Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.
— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
— Родство супругов Костылёвых и полицейского подчёркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.
— Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Следующий этап урока — чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. “Озяб”, — говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.
Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.
Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает “орудие”, “орган знания”, “разум”. (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает “тёмный человек”. В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: “помолчав”, “вдруг как бы проснувшись”.
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но “никто этого не знает”). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. “Мой организм отравлен алкоголем”. Ремарка “с гордостью” многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С.Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: “Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее”.
Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка “угрюмо”. Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Она уже нашла “возвышающий обман” до прихода Луки.
Лука появляется со словами: “Доброго здоровья, народ честной”. На вопрос Василисы: “Ты кто такой?” отвечает: “Проходящий. странствующий”.
(В дальнейшем один из учащихся выступит с сообщением «Странничество на Руси. Отношение Горького к странникам».)
Выводы после чтения.
В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, — о своём.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог — форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким — каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: “А ниточки-то гнилые. ”; Бубнов — Насте: “Ты везде лишняя”.) Этими словами раскрывается “подтекстовый смысл”: мнимость связей, ненужность этих людей.
Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, “сонное”. Развитие конфликта начинается с появления Луки.
Литература для справок:
1. Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. М., 1968.
2. Горький М. Статья «О пьесах».
3. Кузьмичёв И. «На дне» М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.
Чем могло привлечь зрителей современников м горького название пьесы на дне
Горький менял название пьесы «На дне» четыре раза. Каждый последующий заголовок всё больше и больше отражал суть произведения.
Первоначально пьесы называлась «Без солнца», что означало, что речь идет о людях, чья жизнь проходит без света, без смысла, без надежды. Действительно, жизнь героев превратилась в выживание, они смирились со своим положением и о спасении могут только мечтать. Это название не отражает весь смысл произведения, только отдельные его стороны.
Далее Горький озаглавил данную пьесу «Ночлежка», но и это название было заменено. Этот заголовок показывает только место действия, примерное социальное положение героев, но совершенно не передает смысл. Автор хотел показать нам не только условия их существования, но и то, как они ведут себя в этом положении, как мыслят, о чем мечтают.
Из названий «Дно», «На дне жизни» и «На дне» Горький выбрал последнее не просто так.
Первое из них говорит нам о безвыходности положения ночлежников, совершенно не дает им шанса на спасение, улучшение качества жизни. Это название означает, что они достигли предела, что им не выбраться, что дальше уже ничего нет. «На дне жизни» же обрекает их жизнь на отсутствие смысла, говорит нам об ошибочности их существования, что на самом деле не так. Последнее название дает героям возможность спастись, подняться со дна, чего и добивался Горький. Хоть они и находятся «на дне», они все еще остаются людьми, способными мечтать и размышлять о высоком. Таким образом, только этот заголовок полностью раскрывает смысл произведения и является самым удачным и многозначительным.
Чем могло привлечь зрителей современников м горького название пьесы на дне
Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. Понять, что «дно» в заглавии – это дно общества, где оказались персонажи пьесы, можно из первой ремарки автора, где рассказывается о ночлежке и ее обитателях. Те, кто там живут, – это опустившиеся люди, которым даже некуда падать. Они потеряли дом, работу, семью, человеческие привязанности. В итоге мы понимаем, что заглавие является как бы указанием на то, что пьеса имеет социальную проблематику.
В пьесе автор доказал, что есть такие люди, которые способны остаться людьми, находясь даже на самом «дне» общества. Вместе с тем в своем произведении Горький показал, насколько слабо общество «дна». Персонажи пьесы неспроста оказались в ночлежке, ведь каждый из них озлоблен на жизнь и слабоволен. Эти люди больны, они «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Если говорить кратко, обитатели ночлежки винят в своих бедах кого угодно, кроме самих себя, при этом сами они совершенно безразличны к своей судьбе. Они обвиняют Луку в шарлатанстве, так как тот дал им надежду на лучшую жизнь, а сам при этом исчез сразу после убийства Костылева. Однако Лука совсем не виноват; все дело в том, что духовно ночлежники слабы и беспомощны. Они не могут и не хотят сделать свою жизнь лучше, предпринять хоть какие-то попытки, чтобы с этого самого «дна» наконец подняться.
В заключение хочется сказать, что Горький нашел самое подходящее название для своей пьесы о несчастных нищих людях. В драме автор подробно раскрыл образ каждого босяка, через многих персонажей показал противоположные друг другу философские концепции о человеке, свободе и правде. На «дне» люди не живут, а существуют или обитают, ибо эти условия нечеловеческие (автор сравнивает ночлежку с пещерой), хотя даже в таких условиях некоторые люди способны рассуждать о высоком: о свободе и правде. Изображая босяков, которым не чужды столь серьезные рассуждения, Горький проявил свой гуманизм.
Первые рассказы, посвященные босякам («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди»), написаны таким образом, что эти люди изображены «необыкновенными». Персонажи этих произведений не наделены таким пороком, как жадность. Они не способны душить друг друга из-за вещей и не собирают деньги, иными словами они наделены великодушием и ощущением внутренней свободы, которой нет у «порядочных» мещан. Если же говорить о пьесе «На дне», то тут уже нет и следа того романтического представления о босяках: в этой драме автор не стал облагораживать героев и наделять их подобными качествами. Горький делает акцент на беспомощности ночлежников, анархизме, отсутствии желания изменить жизнь к лучшему и способности к действиям. Мнение Горького о босяках изменилось: босяки – это слабые, беспомощные, озлобленные люди, которым суждено погибнуть на этом дне, так как они не могут и не желают выбраться из него. Отныне автор ищет героев-борцов среди демократической интеллигенции. Подобным персонажам Горький посвятил роман «Мать».
Смысл пьесы «На дне» Максима Горького и ее названия
В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.
История создания
Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.
Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.
Смысл названия
Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Автор даёт возможность читателю самому проявить фантазию и догадаться, о чем его произведение.
На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.
Анализ 4
М. Горький написал произведение «На дне». В нем подробно описана жизнь и быт опустившихся людей. Автор хотел показать читателю, что бывает, когда у человека нет цели в жизни.
Все персонажи пьесы имеют разные характеры и у каждого свой взгляд на жизнь. Они не спорят и не навязывают друг другу свою точку зрения. У каждого героя произведения имеется своя особенная и выработанная годами модель поведения.
Бубнов всегда ищет легкие пути. Он позиционирует себя борцам за правду. Он против лжи. Но, это никому не помогает. Все его действия напрасны.
Еще одного яркого персонажа произведения зовут Сатин. Автор его охарактеризовал как человека, который действует и делает. Он считает, что главное в людях это сила духа и внутренний стержень. Он никогда не унижается. Сатин ведет себя достойно и гордо. Именно благодаря внутренней силе можно преодолеть многие трудности. Мужчина никого не жалеет.
На примере троих основных персонажей автор хотел показать читателю, что всегда нужно действовать, а не говорить. Решительные и смелые люди могут помочь остальным.
Всех жильцов ночлежки объединяет одна беда. У них нет веры в счастливое бедующие. Из-за этого они спиваются и живут бедно. В ночлежке у Костылева собрались персонажи, которые потеряли семью, стали нищими и безнравственными. Все они привыкли к такой жизни. Они уже не стремятся изменить свое настоящее и будущее.
М. Горький писал свое произведение в тяжелый для страны период. Это было время экономического кризиса. Все заводы и производства были остановлены. Безработица процвела, бедных людей становилось все больше. В этот период все стали одинаковыми. Люди лишились своих статусов. Народ стал обижаться на жизнь. Пропала вся вера в достойное и светлое будущее. Люди разочарованны и оскорблены.
Экономический кризис сломал многие жизни. Недавно успешные и перспективные люди очутились на «дне» социальной жизни. Это их ожесточило и сделало равнодушными.
Читая произведение можно сделать вывод о том, что человеку для нормальной жизни нужна мечта. Без нее люди просто начинают существовать и плыть по течению. Только стремления и цели заставляют нас двигаться вперед. Никогда не следует падать духом и опускать руки. Движение – это залог успешной жизни.
Пьеса «На дне» считается психологически тяжелой. Она заставляет задуматься о том, что некоторые жизненные обстоятельства способны сломать человека. Она была написана М. Горьким в сложный для нашей страны период.
Жанр, направление, композиция
Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма». Автор затрагивает именно такие темы и проблемы. Его направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось.
Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.
Суть произведения
Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.
Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.
Характеристика главных героев
На дне социума собрались люди, у которых различные жизненные принципы, но объединенные тем, что застряли в нищете. Со временем она лишает их веры в себя, надежды на светлое будущее. Такие жизненные условия ведут к верной смерти. Основными персонажами являются:
Таким образом, пьеса Максима Горького «На дне» — гениальная работа, которая затрагивает множество актуальных проблем. На примере действующих лиц можно увидеть нежелание достигать целей, отсутствие интереса к своей судьбе. Человек должен надеяться на свои силы, делать всё возможное для изменения жизни в лучшую сторону. Нужно не винить судьбу за неудачи, а наоборот, за счёт полученного опыта идти только вперед.
Главные герои и их характеристика
Философский аспект
В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.
На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».
Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.
Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:
Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.
Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.
Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.
Проблемы
В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.
Действующие лица
Сатин — мужчина лет сорока. В прошлом жил нормальной жизнью, служил телеграфистом, но попал в тюрьму, вступившись за сестру. Теперь зарабатывает шулерством. Предпочитает горькую правду самообману.
Актёр — мужчина лет сорока. В прошлом актёр театра (псевдоним Сверчков-Заволжский). Опустившийся алкоголик. Очень дорожит воспоминаниями о прошлой жизни.