Чем могу помочь школе
Как родители на самом деле могут помочь школе
Система образования изжила себя. Об это пишут и говорят во всех странах, даже в тех, где эта самая система считается образцово-показательной. Просто мир сильно изменился, а школы — нет. Как оказалось, сдвинуть эту образовательную машину сложно и затратно. Но с другой стороны, без реформ в школе и детских садах никак нельзя.
С нашими школами ситуация еще сложнее. И не только из-за самой системы и педколлектива. Сами родители не хотят и боятся перемен. Они отсиживаются на собрание, готовы сдать любые деньги лишь бы их не трогали, и оживляются только, когда учитель предлагает полистать журнал с оценками.
Мы ждем, когда кто-то придет и наведет порядок в школах. Безусловно, без изменений на государственном уровне нам не обойтись. Но от каждого родителя зависит, будут ли они сдавать деньги на день рождение учителя/директора или эти деньги лучше использовать на нужды детей. Не только от учителей, но и от родителей зависит качество обучения. Поэтому на собрании лучше спросить не об оценках по математике, а имеют ли дети право задавать на уроке вопросы.
О том, почему родителям нельзя прятать голову в песок в школьных вопросах рассказал на своем TED-выступлении учитель Федор Шеберстов.
Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу
Скажите пожалуйста, а вы своего ребенка в школу отдадите? А зачем?
Почему – я понимаю. А где же ещё ему быть, пока родители на работе – дома скучно, во дворе страшно. Да и как без школы (ГИА, ЕГЭ) он сможет дальше – вуз, колледж, работа…
Мой вопрос – когда вы его туда отдаёте на 9 или 11 лет, вы чего от школы хотите, кроме аттестата?
Не знаний, случаем? Поднимите, пожалуйста, руку, кому из вас пригодился в жизни школьный курс химии? А физики? А, пардон, математики (кроме арифметики)?
Есть ещё мнение, что школа – это подготовка к миру взрослых. Мол, как тут с нами такими выжить, если не потренироваться. Социализация, мол.
Мой опыт это не подтверждает. 8 лет за партой в обычной школе – и я усвоил твердо: человек человеку бревно. Если повезло. Да и как там социализироваться – на переменках? В туалете? После уроков? Не сидя же за партой… Сейчас у меня шестеро детей, все пацаны, старшему 28, младшему 4. Двое из старших в школу не ходили, и проблем с социализацией у них нет – людей не боятся потому что.
Так вот, у меня было время подумать, и я точно знаю, чего хочу от школы.
Во-первых, я хочу, чтобы моему ребенку там было хорошо, то есть интересно и не страшно.
Прямо сейчас чтобы было хорошо, не откладывая на 9 лет.
А во-вторых я хочу, чтобы после школы мой ребенок верил в свои силы, был любознательный и упорный. Точка. Китайский выучит сам, если будет нужно. Это формула успеха в мире, где не будет половины сегодняшних профессий. В мире, где рутинные операции будут делать роботы. Все работодатели ищут и не могут найти одного и того же – инициативности и самостоятельности.
Вы когда последний раз были в школе? Два последних года я работаю в программе Учитель для России (УДР – это отважные выпускники лучших вузов страны, работающие учителями в обычных школах). Сейчас у нас 40 школ, из них 7 в Воронеже и области, я в некоторых побывал. А вы знаете, что в школах дети не задают вопросов? Нет задачи такой. Да и боятся многие учителя детских вопросов – а вдруг нет ответа? Не может же учитель ошибиться.
Любознательности мы ждем? Креативности? И у ребенка вашего в школе нет права на ошибку. За ошибку карают. Ошибка – двойка. Девять лет в поисках единственно правильного ответа на чужой вопрос. Инициативность говорите? Критическое мышление?
Так вот, именно мы с вами сделаем так, чтобы школа была интересной и полезной. Кроме нас никто этого не сделает, сверху эти изменения не придут. Нельзя сделать интересно по приказу. Мы только что начали, и все козыри у нас на руках. Школа же для этого – там взрослые, которым платят зарплату за то, чтобы вашему ребенку было интересно и полезно. Это нужно нам, нужно нашим детям, закон об образовании говорит ровно об этом, почитайте. Нам с вами осталось всего лишь разогнать морок.
А для этого сходите, пожалуйста, в школу. Вы были на уроке у своего ребёнка? Нет? Вы сходите. Вот послушайте.
Мои знакомые отдали недавно сына в престижную московскую школу. Рейтинг, чистота, порядок. И попал тот мальчик в класс к заслуженной учительнице России. И чего-то мальчик этот в школу ходить не хотел совсем, а потом родители обнаружили, что по утрам кроватка у него мокрая, начал их сын писаться по ночам. Начали разбираться и выяснили, что у заслуженной учительницы был авторский педагогический прием – “стул позора”.
Провинившийся ученик встает на стул этот, а остальные по очереди его позорят, каждый должен высказаться. Выгнали училку, конечно, хоть и непросто заслуженную выгнать.
Так вот, в школу или садик к своему ребенку. Нельзя? А почему? Законодательных ограничений про это нет. Представьте себя на месте учителя. Приходит к нему родитель, не ругаться и не просить – предложить помощь. Давайте, говорит, посижу на вашем уроке, помогу чем-то, материалы раздать, буйного утихомирить, непонятливому объясню что-нибудь. Во многих школах, а в некоторых странах – и во всех это безусловно приветствуется. Какие могут быть аргументы против?
А можно еще сделать защищенный канал. А можно записывать видео на флэшку, и мы с Вами вдвоем потом запись посмотрим. Директору не покажем, ругать не будет, это для нас только с Вами.
Если вы это сделаете, сдвиг будет тектонический. Но это ещё не всё. Мы знаем, чего хотим, мы поняли, что там происходит, и теперь мы идем к директору школы свериться по целям. Если директор не хочет сделать школу интересной и полезной, дело труба. А если хочет, без нашей помощи ему не обойтись.
Сходите? Или боитесь, что директор вас не пустит на порог? Так, секундочку, вы заказчик: за вашего ребенка государство переводит в школу от 50 до 150 тысяч рублей в год (от региона к региону). И если вы ребенка оттуда заберете, у школы будет на 100 тысяч рублей меньше. У директора нет времени? А я знаком с Ефимом Лазаревичем Рачевским, директором образовательного комплекса Царицыно, 5000 учеников, 400 учителей, тонны общественной нагрузки. Так вот, у него хватает времени на диалог со всеми родителями. Он сам отвечает на их вопросы в интернет-форуме, каждую субботу два часа принимает всех желающих. Я к нему ходил. Без записи. Очереди не было, мы поговорили сколько было нужно.
Идём к директору и спрашиваем: Иван Петрович, а ваша школа сейчас чего полезного даёт детям, и что вам хотелось бы, чтобы давала? Простыми словами, пожалуйста, чтобы я понял? Если хотелка директора вам понятна, спросите, как он этого добивается (есть ли в школе культура уважения, имеют ли дети право на ошибку, задают ли вопросы, что именно дети в школе делают вместе) и спросите, чем ему можно помочь, и деньги здесь, поверьте, не главное.
Я ставлю пять к одному, что если вы захотите поговорить с директором, вы сможете это сделать. А еще пять – что вы будете первым для директора собеседником, который пришел спросить, чего ему надо и чем помочь. А ему очень нужна Ваша помощь. Потому что помощи ему ждать больше неоткуда. Вы спросите его, учителей спросите – когда Система со всеми своими рано, методобъединениями, министерствами и рособрнадзором им помогла в последний раз делать детям интересно и полезно? Вот эти все миллиарды ему чем помогают?
Система не помогает, система требует и контролирует. И даже если придумал министр образования хорошего чего-нибудь, например, чтобы детям в школе интересно было и полезно, замминистра получит приказ обеспечить и отчитаться о:
“формировании ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде”.
Это министр замминистра так попросил. А к учителю представляете, что приехало? Вы не смейтесь, это с вашими детьми закон велит так поступать. То, что я прочел – это ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), если перевести, там написано, что школа должна помочь ребенку стать любознательным, самостоятельным и упорным.
В общем, надо директору помочь. Чем? Вы, случаем, не чиновник? Помогите тогда директору добыть из Системы пользы или хотя бы от нее защититься. Система состоит из людей, и они тоже хотят хорошего, только так же, как и мы, привыкли к этому напрочь абсурдному порядку вещей.
Вы финансист? Эта компетенция в школе точно хромает. Можно оптимизировать бюджет, можно подумать о возможностях экономии и пр. Вы айтишник? Вам тогда просто цены нет. У вас экзотическая профессия? Вы можете рассказать о ней старшеклассникам. Вы консультант, коуч, фасилитатор? Любому директору нужна ваша помощь. Вам 20 лет и Вы нигде ещё не работали? Можете приходить раз в неделю как ассистент сверхзагруженного учителя и помогать ему в работе. Есть сотни способов помочь школе. Позвоните мне, если не знаете как.
Директор, конечно, может вас заболтать, задавить сразу по привычке своим авторитетом и опытом. Я вам помогу, у меня для вас проверочный вопрос.
Спросите директора, зачем в его школе учителя ставят оценки. Почему – мы знаем. И приведите ему такой пример: сейчас многие учителя пользуются программой uchi.ru. Это интерактивный курс по математике для начальных классов, интересный, удобный, умный. Так вот, у них есть статистика: дети, которые попадают в школу, базовый курс первого класса проходят очень по-разному. Некоторые дети проходят за его за 40 часов, другие за 30, за 20.
Много таких, что за 4 часа справляются. Статистика прошлого года на ста тысячах российских первоклашек. Спросите, за что у Вас в школе оценки моему ребенку будут ставить? За прогресс? За усилия? За абсолютный результат? А ещё спросите, как быть с тем, что все дети такие разные?
А они во всем предметам настолько же разные, не только по математике. И если задумался директор, это хороший знак. Нет очевидного ответа на этот вопрос. Над этим думают сейчас во всех странах.
А если директор говорит, что у него всё хорошо, это плохой директор. Он не будет ничего менять в своей школе. А школы обязаны меняться. Их создавали по единому образцу в позапрошлом веке, и они до сих пор такие. Задача той школы – “заточить” ребенка под заказ, как детальку. Нашим детям повезло, им можно быть разными, а поэтому лучшими на свете.
Школа будущего – это школа, где у каждого ученика своя образовательная траектория, где всё способствует развитию Личности. ФГОС так говорит, помните? Но школ таких пока очень мало, во всем мире процент небольшой совсем. Потому что Система не умеет делать разное. Система может производить только измеримый результат, а все человеческое, живое, творческое не меряется. Так что дело за нами.
Забирайте ребенка из плохой школы. А если у вас нет такой возможности, давайте ее менять.
Ищите соратников, читайте книги, врубитесь во ФГОС. Помогайте директору и учителям. Они хорошие, просто очень усталые и не верят уже, что можно иначе. А главное – не предавайте своего ребенка, оставайтесь на его стороне, помогите ему пережить этот опыт с минимальными потерями. Пусть ошибается. Пусть станет автором своей собственной, неповторимой и красивой истории. Поговорите с ним сегодня, а в понедельник в школу.
Задавать вопросы и разгонять морок. У нас получится, я уверен.
Помогите. школе
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам.
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам: научить нашего ребенка грамоте, воспитать его достойным человеком, научить его трудиться, развить его физически. И мало кто из родителей задумывается над тем, что нужно помогать самой школе. И даже не потому, что наши школы — бедные (хотя это и так). А потому что даже самая хорошая школа и самый хороший учитель просто не успеют сделать всё.
Помогая школе, родители имеют возможность на деле, а не на словах, показать ребенку, что его жизнь, его учеба и его интересы им действительно важны, ведь именно в школе ребенок проводит половину всего своего времени. Это также хороший пример для подражания. А ведь как показывают исследования психологов, дети, чьи родители активно помогают школе, больше любят учиться, лучше учатся, обладают повышенной самооценкой и самоуважением, им больше нравится школа. И речь здесь идет отнюдь не о помощи деньгами. Ребенок должен видеть реальные дела, а не откуп. Помогая школе, вы также сможете ближе познакомиться с учителями и представителями школьной администрации, что, несомненно, пригодится по мере того, как ваш ребенок будет переходить из класса в класс.
И не надо ссылаться на занятость. Конечно, не у каждого родителя найдется время для каждодневной или еженедельной помощи, но несколько раз в течение учебного года помочь школе абсолютно реально. А если умножить эту помощь на число учеников в классе?
Помогайте школе! Ваш ребенок с благодарностью и уважением оценит то, что вам важна эта огромная часть его жизни. Да вы и сами не заметите, как вам это понравится! Вы помолодеете душой, окунувшись в эту атмосферу и вспомнив свое собственное школьное детство!
5 идей для школ, работающих в трудных условиях
Основано на реальном опыте российских школ, которые были неблагополучными, но справились с этим.
Хорошо работать в престижном лицее, где много мотивированных учеников и вовлечённых родителей, интересные проекты и поддержка солидных партнёров — вузов и местных администраций. А если вы оказались в школе с дурной славой, куда «приличные» люди детей не отдают, ещё и где-нибудь в глубинке, то что — остаётся плыть по течению? Всё равно ничего не поделаешь? Нет, есть примеры успешных преображений «сложных» школ, руководство и учителя которых поставили себе задачу вырваться из порочного круга.
Высшая школа экономики и «Рыбаков Фонд» проанализировали эти примеры в книге «Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях». Авторы — преподаватели НИУ ВШЭ:
Делимся пятью тактиками, которые позволили «сложным» школам добиться успехов.
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
1. Будьте открытыми
Открытые уроки повышают самооценку педагогов
«Школьники просто издевались над нами», — признавался учитель одной из петрозаводских школ в интервью с исследователями. Учились здесь по большей части дети из бедных семей, живущих в общежитиях неподалёку. Когда нынешний директор пришёл в школу, её ученики стабильно сдавали экзамены хуже всех в городе. Преподаватели избегали публичных мероприятий, страдали от низкой самооценки, работали механически и боялись что-то менять.
Директор решил преобразить школу. Главное, что ему помогло, — открытость. Он вывел учителей из состояния замкнутости и подавленности, подтолкнул к участию в профессиональных конкурсах, предложил проводить мастер-классы и открытые семинары. Педагоги начали ставить себе более высокие цели. Благодаря этому росла их самооценка, а вместе с ней — престиж школы.
В результате туда потянулись молодые преподаватели; опытные — передумали уходить. В глазах родителей учеников авторитет школы тоже вырос.
Публичность помогает осознать свои недостатки
Другую школу из Подмосковья, обветшалую, на грани закрытия, где кабинеты превратились в подсобки, а учителя курили прямо в здании, тоже спасла открытость. Новое руководство смогло очень быстро вернуть школу к жизни — благодаря участию и победам в конкурсах и проектах, в том числе государственного масштаба.
«Победа учителя вносит большие изменения. Учитель уже по-другому работать не может… Все его уроки становятся открытыми», — объясняет директор.
Необходимость публично показать свой профессионализм заставила учителей равняться на более высокие стандарты. Директор объясняет ценность этого опыта так: «Надо себя с другими сравнивать, потому что только в сравнении можно познать, лучше ты или хуже. Сидеть на месте нельзя, надо работать… Увидел, что твои дети неконкурентоспособны, — учись».
Открытые уроки нужны не только учителям, но и родителям
В другой неблагополучной школе — с окраины промышленного города в Сибири — тоже пошли по пути открытости. Сама по себе ухоженная и благоустроенная, эта школа расположена среди ветхих домов, в которых живут необеспеченные семьи. Многие из поселившихся здесь — мигранты из Средней Азии. Мало у кого из родителей учеников есть высшее образование.
Зачастую дети, приходя в первый класс, едва говорят по-русски. Тем не менее руководству удаётся вовлекать в учебный процесс не только их самих, но даже их родителей.
Одна из тактик руководства — позволять мамам и папам посещать занятия. «Родители приходят на уроки и видят проблемы своих детей, могут разобраться, как выставляют оценки», — объясняет один из учителей. Завоевав внимание родителей, школа продолжает вовлекать их в образовательный процесс. «Все родители приходят на праздники в школу, даже неблагополучные», — добавляет заместитель директора.
2. Кооперируйтесь внутри школы и за её пределами
Маленьким школам надо искать поддержку и сотрудничать
Ещё один элемент эффективного антикризисного руководства — готовность к сотрудничеству и взаимопомощи. Возрождающуюся «трудную» школу из Петрозаводска авторы книги сравнивали с другой похожей школой из того же города. Не раскрывая названий этих заведений, исследователи отметили, что в обоих директора уделяли много внимания поиску внешних ресурсов.
Они заручились поддержкой городских организаций — детско-юношеского и молодёжного театрального центров. Из республиканских на помощь пришёл музей Кижи. Благодаря тесному сотрудничеству с некоммерческими фондами появилась возможность отправлять преподавателей на зарубежные стажировки. «Все организации города, которые можно подключать, мы подключаем», — рассказал директор одной из этих школ.
В другой карельской школе, но уже сельской, тоже ценят кооперацию. В школах соседних сёл здесь видят не конкурентов, а партнёров: делятся друг с другом всем, чем можно. Доучившись до девятого класса в своём селе, дети могут переходить в старшие классы в школу соседнего.
«Мои учителя едут в девятый класс соседней школы, дают открытые уроки, смотрят ребят, которые идут к нам в десятый, — рассказывает директор сельской школы. — У некоторых [школ] есть хорошо оборудованные кабинеты физики, а у некоторых нет — и денег, чтобы их наполнить, тоже нет. Зато есть транспорт: значит, едем в другую школу на занятия».
Как отмечают исследователи, подобное сотрудничество могло бы привести к созданию структуры, напоминающей то, что за рубежом называют «школьным округом». Учитывая скудные ресурсы каждой из этих школ по отдельности, такая форма организации может быть перспективной.
Важно воспринимать родителей учеников как партнёров
В родителях руководство школ разглядело партнёров. «Обычно слышишь: родители сдали ребёнка в школу, как в камеру хранения, — и всё, забыли, — поделился учитель четвёртого класса одной из петрозаводских школ. — Сейчас совсем не так. Когда родитель звонит, когда интересуется, — это уже для учителя большая поддержка».
Эффективный способ вовлечь родителей в обучение ребёнка, — давать творческие проекты, подготовкой и защитой которых они занимаются вместе. В подмосковной школе, которую новый директор спас от закрытия, такую проектную деятельность организуют со второго по одиннадцатый классы.
«У нас проекты семейные, когда ребёнок выступает вместе с родителями, — объяснил директор. — И конференции проводим. Когда к столетию школы была объявлена тема „История школы в истории моей семьи“, столько было проектов! До седьмого поколения поднимали».
Курс школы формирует не только руководство
Другая тактика — распределённое лидерство, вовлечение в управление школой как можно большего числа участников. В одной из петрозаводских школ создали, например, орган общественного управления школой, в который вошли родители учеников, и его функции не были чисто номинальными. Следом директор создал совет по развитию качества обучения. Его участники — директор, учителя и родители — сообща наметили пути выхода из кризиса.
Ещё дальше пошли в уже упоминавшейся сибирской школе, где уроки открыты для родителей. Здесь создали совет активных учеников и предложили им самим придумывать сценарии всех школьных мероприятий. Кроме того, в каждом классе среди учеников проводят выборы «мэра», а ежегодно выбирают ещё и «мэра школы». Возможно, это привычные практики для успешных развитых школ, а вот в «проблемных» школах этого как раз обычно не хватает.
3. Участвуйте в проектах, конкурсах, олимпиадах
Это позволит ученикам почувствовать себя успешными
Ещё один шаг к преодолению кризиса, тесно связанный с двумя предыдущими, — активное участие в академических соревнованиях. Именно олимпиады и конкурсы помогли школе из Подмосковья, где классы напоминали подсобные помещения, всего за пару лет превратиться в образцовую и получить статус гимназии.
«Дети вообще не знали, что такое олимпиады, никогда не принимали в них участия. В первый год мы из 25 олимпиад приняли участие в 18, победили в международном конкурсе, — рассказал директор, возродивший школу. — Нам позволили участвовать в нацпроекте, и мы снова стали победителями».
Тематические декады и награды за любые старания
В сибирской же школе, где устраивают выборы «мэра», проводят тематические «декады», длящиеся десять учебных дней. Это могут быть, например, десятидневки русского языка или математики. В течение двух недель ученики участвуют в конкурсах, готовят выступления, пишут тематические сочинения. За дополнительные работы, выполненные по своей инициативе, учеников отмечают высокими оценками. Работы, написанные в ходе декады, размещают потом на стендах в коридорах.
Да и в целом в этой школе стараются награждать детей за любые старания. На линейках здесь дают призы не только победителям конкурсов и «отличникам». «Хорошистов» и тех, у кого за четверть была всего одна тройка, тоже награждают.
4. Нанимайте молодых педагогов и обучайте опытных
Отлично работает наставничество
Многие школы из исследования сделали ставку на обновление преподавательского состава. В одной из упомянутых петрозаводских школ, например, благодаря притоку молодых учителей средний возраст педагогов снизился до 34 лет.
При этом у каждого молодого преподавателя есть опытный наставник. «Друг друга выбрали люди, которые хотели сотрудничать», — объяснил один из учителей. В течение года наставник и новичок еженедельно посещают уроки друг друга. Молодые делятся знаниями о новых технологиях и подходах к обучению, наставники — накопленной мудростью.
«В любой момент, если люди не совпали темпераментами, характерами, взглядами на преподавание, они могут разойтись», — добавляет другой учитель.
Учителя тоже должны учиться
Немалая часть школ из исследования осознала важность непрерывного обучения уже опытных педагогов. В петрозаводских школах учителя стали не только посещать уроки друг друга, но и обмениваться опытом со специалистами других направлений: психологами, социальными педагогами, логопедами, руководителями секций и кружков.
Понимают во всех кризисных школах и важность участия учителей в программах, повышающих их профессионализм. В некоторых учебных заведениях, правда, доходили до крайности, требуя повышения квалификации, по выражению одного директора, «под дулом пистолета».
Другие были более демократичны. Например, одной из школ удалось установить контакт с некоммерческой организацией и отправить 20% педагогов на недельные стажировки в Швецию и Норвегию.
5. Устраивайте внутренние экзамены
Необычная практика, помогающая поддерживать высокий уровень обучения, — внутренние экзамены. К этому средству прибегают в карельской сельской школе. Некогда процветавшее село в девяностые годы изменилось до неузнаваемости. Практически все местные предприятия закрылись, многим людям по сей день приходится ездить на заработки в соседнюю Финляндию. Поскольку родители едва ли могут уделять много внимания детям, их воспитание легло на плечи учителей. И школа справляется с этой задачей.
Чтобы стимулировать детей учиться, уже с пятого класса здесь устраивают итоговые работы для перехода в следующий класс. Если сдать экзамен не получается, ученики две недели занимаются с учителем и идут на пересдачу. В случае новой неудачи детям дают задания на лето. В седьмом классе экзамены уже устные.
«Восьмой класс — три экзамена: русский, математика и уже третий по выбору (тот, который будут потом выбирать в девятом классе), — рассказывает директор. — То есть за восьмой класс ученик уже отчитается, и в девятом ему этот предмет будет легко сдавать».
Таким образом, прогресс детей находится под постоянным контролем педагогов. Что важно — для проверки используют не стандартизированные тесты, пришедшие в школу сверху. Задания для экзаменов разрабатывают сами учителя.
Несмотря на трудные условия, в которых приходится работать школам из исследования, они не только выжили, но и преуспели. А значит, их опыт могут попробовать и другие в похожих обстоятельствах.