Чем можем помочь классу
Помогите. школе
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам.
Когда речь заходит о взаимодействии школы и родителей, все почему-то считают, что это школа призвана помочь нам: научить нашего ребенка грамоте, воспитать его достойным человеком, научить его трудиться, развить его физически. И мало кто из родителей задумывается над тем, что нужно помогать самой школе. И даже не потому, что наши школы — бедные (хотя это и так). А потому что даже самая хорошая школа и самый хороший учитель просто не успеют сделать всё.
Помогая школе, родители имеют возможность на деле, а не на словах, показать ребенку, что его жизнь, его учеба и его интересы им действительно важны, ведь именно в школе ребенок проводит половину всего своего времени. Это также хороший пример для подражания. А ведь как показывают исследования психологов, дети, чьи родители активно помогают школе, больше любят учиться, лучше учатся, обладают повышенной самооценкой и самоуважением, им больше нравится школа. И речь здесь идет отнюдь не о помощи деньгами. Ребенок должен видеть реальные дела, а не откуп. Помогая школе, вы также сможете ближе познакомиться с учителями и представителями школьной администрации, что, несомненно, пригодится по мере того, как ваш ребенок будет переходить из класса в класс.
И не надо ссылаться на занятость. Конечно, не у каждого родителя найдется время для каждодневной или еженедельной помощи, но несколько раз в течение учебного года помочь школе абсолютно реально. А если умножить эту помощь на число учеников в классе?
Помогайте школе! Ваш ребенок с благодарностью и уважением оценит то, что вам важна эта огромная часть его жизни. Да вы и сами не заметите, как вам это понравится! Вы помолодеете душой, окунувшись в эту атмосферу и вспомнив свое собственное школьное детство!
Как родители могут помочь первоклашке в первые учебные месяцы
День дошкольника расписан по минутам. Но с началом учебы в школе ребенку требуется ничуть не меньше, а, пожалуй, даже больше внимания. О том, как помочь первокласснику в первые учебные месяцы, рассказывает академик РАО, профессор Марьяна Безруких.
Никаких «допов»
Чем меньше у ребенка негативного опыта предшкольного обучения, тем легче проходит адаптация в самой школе. Все зависит от того, насколько адекватной была эта подготовка к школе: не переусердствовали ли родители и воспитатели.
Вводный курс
В этот период детям сложно выполнять интенсивную и монотонную работу, плохо усваиваются новые навыки и действия. Вообще, по мнению Марьяны Безруких, первые месяцы в школе должны быть «вводным курсом», чтобы ребенок освоился в пространстве класса, в смене видов деятельности, в требованиях учителя, темпе работы и во многом другом.
Месяц на привыкание
Исследования показывают: после летних каникул и при переходе из начальной школы в основную сильно проседает качество подготовки детей, они как будто теряют интерес к учебе.
Не зря в рекомендациях для первоклассников есть «постепенное включение в режим учебных нагрузок»: сокращенные уроки, отсутствие отметок и домашних заданий. Увы, все мы знаем, как эти рекомендации соблюдаются.
Битва за «домашку»
В школьную программу не верят?
Трое из четырех российских детей регулярно посещают дополнительные занятия, а еще 14% ребят занимаются дома с родителями, в том числе с помощью различных онлайн-платформ. В среднем российский школьник проводит на допзанятиях от 2 до 5 часов в неделю. При этом почти половина детей (43%) ходит одновременно на несколько разных курсов. Такие данные получили эксперты Международной школы программирования для детей «Алгоритмика», опросив родителей школьников из разных регионов России.
Вырастить гения
Что делать, если родители заметили у ребенка выдающиеся способности? Но при этом не лишать ребенка детства?
— не ставьте ребенка в положение вундеркинда,
— не заставляйте его выставлять себя напоказ,
— позвольте ему нормально общаться в играх с другими детьми,
— поощряйте его хобби,
Как облегчить адаптацию в школе?
Полноценный сон (10-11 часов).
Минимум стресса, спокойные взрослые рядом.
Как понять, что ребенку сложно в школе?
Нарушение концентрации внимания.
Вялость, сонливость или, наоборот, чрезмерное возбуждение.
Как сделать «домашку» без слез?
6. Никаких черновиков: это ненужная двойная нагрузка.
7. Не нужно спешить и раздражаться. Ребенок имеет право на ошибку.
7 ситуаций, когда родители могут помочь учителю
Почему-то родителей и учителей принято разводить по разные стороны баррикад, хотя цель у них одна — хорошее образование ребёнка. У учителей большая нагрузка: нужно готовиться к урокам, вдохновлять учеников, заполнять отчеты. Не каждый попросит помощи у родителей, но многие будут ей только рады. Сергей Галиуллин, психолог и в прошлом преподаватель профессионального колледжа, рассказывает, как родитель может помочь учителю.
Домашние задания
В чём проблема. Ученик не всегда может самостоятельно справиться со сложным домашним заданием. Иногда он не понимает условия, иногда просто не успевает его записать в классе и страдает от этого дома, иногда забывает сделать. А без домашнего задания ученику будет трудно понять материал следующих уроков и уложить знания в голове.
Как помогать. Как минимум нужно спрашивать у ребёнка, нужна ли ему помощь. Если она не нужна, можно просто контролировать результаты — проверять дневник и сделанное задание. А если что-то не получается, то нужно уточнить, с чем именно стоит помочь.
Если ребёнок откладывает задание на поздний вечер, важно настроить режим дня. Если всё время раскидывает тетради и учебники по квартире и из-за этого откладывает домашку — помочь с организацией рабочего места или режимом дня. Если вызывает проблемы задание, подключайтесь сами — в начальной школе задачи бывают хитро придуманы, но обычно не требуют особых знаний, а в средней достаточно внимательно прочитать учебник и условия задачи.
Помогать с домашкой можно вплоть до самого выпуска из школы, просто помощь из полноценной превращается в контроль или ценные советы по выполнению особо сложных задач. И эта помощь не блокирует развитие самостоятельности, ведь в ней иногда нуждаются и взрослые люди. При подготовке к ЕГЭ, например, родитель может сильно помочь морально — поддерживать ребёнка, напоминать ему, что он умеет справляться с трудностями.
Отношение к учёбе
В чём проблема. Учитель должен не только нести знания, но и вдохновлять детей. Но это сложно делать в классах из 25–30 человек. У каждого своя мотивация, и здорово, если учёба — это одна из основных ценностей. А если нет?
Как помогать. Спросите ребёнка, зачем он ходит в школу. Возможно, он ответит, что только ради общения со сверстниками. Это здорово, но мешает сидеть на уроках и слушать учителя. Если ребёнку не хватает общения, постарайтесь вместе понять, как он может его дополнительно получить. Например, предложите ему общаться с друзьями после школы, пригласите их в гости.
Спросите у ребёнка, какие уроки ему интересны. Попробуйте объяснить, что в жизни могут пригодиться знания из разных сфер. Если не получается, задайте вопрос учителю — как пробудить интерес именно к его предмету, подумайте вместе, что может заинтересовать ученика.
Отношение к учителю
В чём проблема. Чаще всего первоклассники изначально уважают учителя — он взрослый и знает что-то, чего не знают они. Но чем старше ребёнок, тем сильнее он может разочароваться в учителях и к каждому следующему приходить уже с предубеждением.
Как помогать. Во-первых, не навязывать свою точку зрения. Если родители хотят обсудить промахи учителя, нужно делать это без ребёнка. Он должен сам сформировать свое отношение к преподавателю, и не нужно ему в этом «помогать». Во-вторых, нужно объяснять функции учителя, рассказывать, чем он может помочь, с каким вопросом к нему можно обратиться.
6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя
Звучит глупо, но учитель иногда забывает показать детям, что он живой и интересный взрослый, и начинает рассказывать материал от «А» до «Я». Поэтому нужно помочь детям увидеть в учителе его лучшие стороны.
Отношение к сверстникам
В чём проблема. Со сверстниками бывает тяжело найти общий язык, особенно тем, кто мало общался с братьями-сестрами или ребятами по двору. К тому же у всех разные ценности, принесённые из семьи, и разные модели поведения: кто-то идет навстречу, кто-то вступает в прямые конфликты, кто-то замыкается в себе. Учитель должен помогать детям в разрешении конфликтов, но он не всегда успевает это сделать за 45 минут урока.
Как помогать. Как минимум разговаривать с ребёнком. С одной стороны, базовые ценности закладываются в три-пять лет, с другой — никогда не поздно их менять. По крайней мере, изменять модели поведения. Ребёнку могут не нравиться его соученики, даже бесить его, но все равно они заслуживают уважения, и говорить «нет, я не хочу с тобой общаться» можно спокойно и доброжелательно. И, конечно, нужно быть примером ребёнку — если он видит спокойствие в родителях, то, скорее всего, скопирует его.
Поведение и состояние ребёнка
В чём проблема. Ребёнок может болеть или испытывать стресс из-за отношений в семье и с друзьями. Это может повлиять и на учебу, и на общение с людьми. Но учитель не может увидеть состояние каждого ученика, поэтому ответственность ложится в том числе и на родителей.
«Повторение, запугивание, плохие оценки не помогут». Нейропсихолог — о рассеянности, причинах дислексии и гиперопеке
Как помогать. Если кажется, что ребёнок стал хуже спать, есть, если у него часто меняется настроение, то стоит обратить на это внимание и понаблюдать. В подростковом возрасте это нормально, а в младшем школьном скорее говорит о перенапряжении. Спрашивайте у ребёнка, что его беспокоит, старайтесь не перегружать его и чаще отдыхайте вместе. Если вы все это делаете и состояние не меняется, нужно обращаться к врачу или психологу.
Обратная связь
В чём проблема. Учитель не знает, как родители относятся к его работе, и может совершать ошибки. При этом мама и папа не всегда говорят об этом учителю сразу, а могут вспомнить свои обиды и претензии только тогда, когда ситуация накаляется. Это не улучшает ситуацию, а только заставляет учителя испытывать вину или злость.
Как помогать. Если вам кажется, что учитель делает что-то не то и не так, скажите ему об этом. Просто говорить нужно вежливо и аргументировать свое мнение. Не просто «мне не нравится, как вы работаете», а «мой ребёнок сильно устает от домашних заданий, точно ли нужно задавать так много?». И не забывайте говорить спасибо, если вам кажется, что учитель хорошо справляется со своей работой.
Организация мероприятий
В чём проблема. Со многими мероприятиями справляется актив школы. Но опыт родителей иногда бесценен: они умеют то, что не по силам ученикам и учителям. К тому же классные мероприятия проще организовать вместе — актив школы не может помогать каждому классруку.
Как помогать. Поговорите с учителем и классным руководителем и узнайте план воспитательной работы на год. Если вы сможете помочь хотя бы с одним-двумя мероприятиями, это уже разгрузит учителя. Подумайте, в чём вы эксперт: можно организовать экскурсию на ваше место работы, или прочитать интересную лекцию, или просто сводить детей в мини-поход в ближайший парк.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio, davooda)
Урок-тренинг «Помогаем сами и принимаем помощь». 1-й класс
Класс: 1
Здравствуйте. Я очень рада вас всех видеть. Как вы уже заметили, что у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.I.И как всегда наше занятие мы начинаем с круга чувств (передаём мячик по кругу). Давайте поделимся нашими чувствами, с которыми вы пришли сегодня на занятия.
Давайте вспомним и расскажем нашим гостям, чем мы занимаемся на наших занятиях. Правильно мы говорим о чувствах.
— А что такое чувства?
— А какие ещё чувства вы знаете?
— А если вам человек не говорит о своём состоянии, мы можем понять, что он чувствует?
— А как мы это поймём? (по выражению лица, мимики и жестам). Я предлагаю вам показать разные чувства при помощи мимики и жестов.
— Кто хочет поиграть? (радость, злость, страх, удивление, обита, восторг).
Молодцы ребята! Вы справились с этим задание! Мы с вами повторили, какие чувства мы знаем!
А теперь двигаемся дальше. Я приготовила для вас сложное задание. Для этого испытания мне понадобиться 3 добровольца!
— Кто желает? Вам надо встать в одну шеренгу плечом к плечу. Перед вами 2 коробки, тот кто стоит по середине, ставит свои ноги в две пустые коробки. Одна коробка предназначена, для его левой ноги, другая для правой. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу, стоящий слева свою правую ногу. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров.
А мы будем поддерживать их, подбадривать.
— Всё ли у вас получилось?
— Трудно ли было договориться?
— Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?
— А почему у вас всё получилось? (потому что мы работали вместе, помогали друг другу).
Вот сегодня мы и поговорим с вами о том, как нужно помогать и принимать помощь от других!
Оказание и принятие помощи является частью отношений между людьми.
Вопросы
— А что такое помощь?
Помощь – это содействие, участие приносящее облегчение (поддержка, взаимовыручка).
— А как вы считаете нужна ли в жизни помощь?
— Как мы можем помочь людям? (иногда достаточно просто взгляда, улыбки, слова, а иногда нужно сделать какой то поступок, оказать услугу).
Каждый из нас что-то хорошо умеет делать, кто-то рисует, учиться, готовит, кто-то сильный и спортивный. Мы можем помочь людям в том, что умеем хорошо делать.
— А какую помощь вы предложили кому либо? (родителям, одноклассникам, окружающим. )
— А если мы с вами пообещали помочь, и не выполнили своё обещание?
— Как мы поступили? (плохо, потому что подвели человека).
— А в вашей жизни были такие случаи?
Из этого мы можем с вами сделать вывод что: Предлагать нужно только ту помощь, которую сможем оказать!
— А как надо предлагать помощь?(деликатно, тактично, что бы не обидеть)
Ну, например вы предлагаете другу помощь, но делаете это не подобающим образом (с насмешкой, снисходительно, очень тихо и он вас не слышит), у вас хорошие намерения, но вы ставите человека в ситуацию когда он не может принять вашу помощь!
Предлагать помощь надо так, как вы бы хотели услышать предложение о помощи!
— А как человек может отреагировать на вашу помощь? (обрадоваться, рассердиться, расстроиться. ) Иногда нам кажется, что человек нуждается в нашей помощи, а он думает что должен справиться с трудностью сам! Люди испытывают разные чувства, услышав предложение о помощи: некоторые испытывают чувства благодарности, другие смущаются, а третьи очень сердятся. Их надо понимать!
Вы имеете полное право предложить свою помощь, но человек имеет такое же право отказаться!
Молодцы! Я думаю, эти не хитрые правила помогут вам в жизни. Слад 4.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Радуга”. Для этого нам нужно поделиться на две команды. Перед вами коробка с карандашами и чистый лист бумаги. Нарисуйте пожалуйста все вместе радугу. Каждый из вас должен принять участие в этом конкурсе. (В одной коробке с карандашами два зелёных карандаша, но нет синего. А в другой коробке два синих карандаша но нет зелёного). Дети должны договориться!
Слайд 5, 6. Пока дети рисуют играет песня про радугу.
— Что вам пришлось сделать, что бы радуга была похожа на настоящею. (попросить карандаш или предложить помощь).
— Трудно было это сделать? А как вы думаете, что труднее сделать: предложить помощь или попросить о помощи? Почему? (могут отказать, а это не приятно. обидно. )
— Чему вы научились сегодня?
— Что ты узнал сегодня о том, как надо просить о помощи?
— Что ты чувствуешь, когда просишь кого-то о помощи?
— Как ты себя чувствуешь, когда кто-то просит тебя о помощи?
Домашнее задание: подумать, чем я могу помочь ребятам моего класса.
Слайд 6. Помните, что Вы не одни в этом мире. Ищите помощь, и вы её найдёте! Будьте готовы принять помощь, если вам её предлагают, и будьте готовы сами помочь в трудную минуту!
Список добрых дел. Начни с себя.
Приведу тут список из 77 добрых дел, которые может сделать каждый, чтобы мир стал лучше.
Хочешь сделать мир лучше? Начни с себя.
1) Убраться во дворе
2) Поменять лампочку в подъезде
3) Пропустить кого-то на дороге
4) Помочь старикам
5) Пообщаться с детьми
6) Стать донором
7) Стать волонтёром
8) Подарить кому-то радость
9) Помочь кому-то на дороге
10) Перевести бабушку через дорогу
11) Уступить место в общественном транспорте
12) Посадить дерево
13) Собрать мусор в парке
14) Почистить парковочное место для соседа
15) Выбросить мусор, который кто-то оставил в подъезде
16) Взять себе домой бездомную кошкусобаку
17) Посетить детский приют, узнать, что им нужно и внести пожертвование
18) Купить букет цветов и раздать девушкам на улице
19) Поучаствовать в благотворительной акции
20) Поддержать незнакомца в благом начинании
21) Увидев парня в шляпе, сказать ему «Крутая шляпа. чувак!»
22) Сделать комплимент незнакомкенезнакомцу
23) Похвалить труд другого человека
24) Помочь соседке спустить коляску
25) Подержать дверь для тех, кто идёт сзади
26) Моргнуть аварийкой «спасибо», когда тебя пропустили
27) Похвалить еду в ресторане
28) Сделать больше, чем требуется
29) Улыбнуться чужому ребёнку в автобусепробке
30) Посетить местный питомник для животных и принести морковку для зайчиков
31) Купить печенек для коллег
32) Сделать подарки соседям в честь своего, их или общего праздника
33) Простить своего врага
34) Поддержать начинающего
35) Обнять своего противника или кого-то ещё
36) Помочь кому-то с переездом
37) Подвезти автостопшика
38) Поделиться своим опытом решения проблемы
39) Купи много мороженного и раздай коллегам в жаркий день
40) Подари то. что тебе уже не нужно тому, кто в этом нуждается
41) Скупи всю петрушку у бабушки на рынке
42) Помочь надеть соскочившую цепь на велосипеде мальчику во дворе
43) Если увидел, что у кого-то на парковке открыто окно или включены фары- найти владельца и рассказать ему об этом
44) Поделиться шоколадкой
45) Помочь кому-то в том вопросе, в котором ты разбираешься
46) Ответить вежливостью на хамство
47) Проявить сочувствие
48) Пропустить кого-то вперёд в очереди
49) Купить еду бездомному
50) Помочь донести тяжёлые сумки кому-то
51) Положить деньги в коробку для сбора пожертвований
52) Купить два билета в кино и подарить их первой попавшейся парочке на улице
53) Покормить уточек на пруду
54) Защитить слабого
55) Поучаствовать во флешмобе «Бесплатные обнимашки»
56) Убрать за собой поднос в зоне фаст-фуда
57) Организовать какое-то мероприятие для детей
58) Задержать автобус, чтобы успели те, кто опаздывает
59) Сделать скворечник
60) Поделиться своей сосиской с собакой на улице
61) Принести игрушек в детский дом
62) Взять с собой на рыбалку мальчика (лучше знакомого), который растёт без отца
63) Сделать бесплатно то, что обычно делаешь за деньги
искренне улыбаться кассиру
64) Купить кофе для себя и человека, который стоит за тобой в очереди
65) Купить «Подвешенный кофе», который сможет забрать кто-то другой
66) Поучаствовать в сборе средств на доброе дело
67) Отнести свою старую, но целую и чистую одежду в пункт сбора одежды для малоимущих
68) Построить детскую площадку во дворе
69) Благоустроить двор
70) Подарить курящему на улице яблоко или конфету в качестве достойной замены сигареты.
71) Подарить кому-то хорошую книгу
72) Личным примером вдохновлять других
73) Оставить щедрые чаевые
74) Рассказать кому-то о хорошем проекте
75) Выслушать того, кто хочет высказаться
76) Подсказать дорогу незнакомцу, а лучше проводить
77) Приютить у себя путешественника или того, кто попал в сложную ситуацию