Чем может быть опасен автобус
Маршрутки — самый опасный транспорт в России
На втором месте почему-то самолёты.
Общественное мнение — довольно интересная штука. Оно далеко не всегда объективно, но может показать отношение людей к тем или иным вопросам. ВЦИОМ провёл опрос среди 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Социологи хотели узнать, какой транспорт по их мнению самый опасный. Результаты оказались довольно интересными.
Маршрутки действительно опасны
Самым опасным транспортом названы маршрутки. Так решило 47 % россиян. Удивляет ли кого-то это? Не думаю.
У маршрутчиков дичайшая конкуренция. Они готовы пойти на высокие риски, лишь бы побыстрей подъехать к остановке. Посмотрите, как некоторые из них «ловко обходят пробки» в Екатеринбурге:
А иногда они не могут поделить остановку и создают проблемы для всех участников движения. Например, в апреле 2018 года в Туле столкнулись две маршрутки возле остановки. Мало того, что они могли кого-то задавить, так ещё за ними образовалась пробка. Знаете, что сказал один из этих горе-водителей? Вот что:
Да замотали лезть со второго ряда.
Водитель маршрутки из Тулы
Маршрутки ещё и неэффективный транспорт. Они могут провезти всего 480 человек за час, в то время как обычный троллейбус — 4500 человек. С метро и трамваями, думаю, сравнение излишне.
Урбанисты давно выступают против маршруток. Например, Вукан Вучик считает, что из-за маленьких автобусов все называют обычный общественный транспорт неэффективным.
Менее востребованные и менее выгодные маршруты отдаются общественному транспорту. Маршрутки же «отбивают» пассажиров. Все эти социальные услуги с билетами — тоже оставляют общественному транспорту. А потом вы называете его неэффективным.
Урбанист, профессор Пенсильванского университета
Второе место за самолётами
Теперь к странностям: 38 % опрошенных считают самолёты опасным видом транспорта, 23 % боятся междугородних автобусов и только 17 % считают городской транспорт опасным. Этого я немного не понял. С каких пор самолёты вдруг стали настолько опасны? Давайте обратимся к статистике.
В 2016 и 2017 годах в 26 авиакатастрофах погибло 347 человек. А на дорогах за один 2017 год только Россия потеряла 19 000. Впрочем, учитывая, что СМИ чаще рассказывают о падениях самолётов, чем об авариях, а статистику смотрят не всё, не удивительно, что 38 % опрошенных считают самолёты опасными.
Насколько опасно ездить на автобусах?
Более пяти миллиардов пассажиров пользуются услугами рейсовых автобусов и автобусов международного сообщения. Но насколько это безопасно? Мы задали этот вопрос экспертам – поспешите и вы узнать ответ.
Правила для водителей
Водители автобусов наряду с обычным водительским удостоверением должны иметь также разрешение на перевозку пассажиров. Удостоверение водителя нужно продлевать каждые пять лет. Тренинги по технике безопасности не только входят в образовательный курс, но и являются неотъемлемой частью курсов повышения квалификации. Установлены нормы, действующие по всей Европе, сколько времени водитель может проводить за рулем. После 4,5 часов необходимо сделать перерыв.
Ремень безопасности
С 1999 года использование поясных ремней безопасности в автобусе считается обязательным. Если же пассажир сознательно отказывается от ремня, то этот выбор лежит только на его ответственности.
Кто контролирует автобусы?
Туристические автобусы ежегодно должны проходить техническую экспертизу. В дополнение к этому, каждые три месяца транспортное средство проходит проверку безопасности. В каждом автобусе должны быть три отдельных системы торможения, антиблокировочная тормозная система и устройство, ограничивающее скорость езды до 100км/ч. Качественный пассажирский салон также обеспечивает защиту пассажиров в случае опрокидывания автобуса.
Где лучше всего выбрать место?
Самыми безопасными считаются места в середине автобуса, со стороны входа, на отдаленном от окна сидении. Наиболее опасными считаются места в первом ряду.
Как выбраться из автобуса, попавшего в аварию?
В первую очередь нужно вести себя спокойно и не поддаваться панике. На каждом окне есть аварийный молоток, с его помощью необходимо выбыть стекло наружу. Если вы выбираетесь через дверь, сначала пропустите сидящих перед вами пассажиров, не создавайте скопления людей, лучше выбраться через среднюю дверь, не стоит бежать назад!
Подготовка к поездке
Проверьте состояние автобуса и шин. Если что-то вызовет у вас сомнения, то стоит позвать ответственного за поездку и сообщить ему о том, что вас насторожило. Когда вы уже заняли свое место, изучите обстановку. Где находится ближайший выход? Где найти аварийный молоток? Исправны ли система регулировки сидения и ремень безопасности? Осмотрите соседей по автобусу: это те люди, которым, в случае аварии придется помогать или те, которые смогут помочь вам. Если вы путешествуете с детьми, то вы должны взять с собой специальное детское кресло.
Смертельный маршрут: почему автобусы в России небезопасны
Расскажем, как участившиеся аварии сфере автобусных перевозок привели к общегосударственной «ревизии» системы безопасности дорожного движения и к инициативам на тему введения новых ограничений
То, что меры по борьбе с аварийностью нужны, сомнений не вызывает. Ситуация с безопасностью на автобусном транспорте кардинально отличается от общей статистики ДТП отнюдь не в лучшую сторону. Если в целом за январь-июль 2015 года количество аварий сократилось по сравнению с прошлым годом на 8 % (количество погибших — на 15 %), то их число по вине водителей автобусов за 7 месяцев текущего года увеличилось на 5,6 %. В этих ДТП погибло 184 человека (увеличение на 37,3 %) и было ранено 4004 человека (рост на 9,8 %). Обсуждение темы на государственном уровне спровоцировали крупные ДТП с участием автобусов, этим летом унесшие жизни нескольких десятков человек. Так, в конце июля аварии с участием пассажирского транспорта произошли в Чечне и Красноярском крае (по 11 погибших). А в начале августа в Хабаровском крае столкнулись два рейсовых автобуса — 60 человек получили ранения, 16 погибли. Водитель, который по версии следствия спровоцировал аварию, вылетев на встречную полосу, арестован. Также причиной аварии в МВД назвали небезопасное проведение строительных работ.
НЕ ДЕШЕВЫЕ РЕШЕНИЯ — ЭФФЕКТ СОМНИТЕЛЬНЫЙ
Борьба с высокой аварийностью в РФ ведется на федеральном уровне: с 2012 года в стране действует целевая программа с бюджетом около 33 млрд руб. Деньги тратятся на установку камер, барьерные ограждения, освещение, светофоры, пропаганду безопасной езды. Однако трагедия с автобусами в Хабаровском крае навела власти страны на мысль, что этого недостаточно.
После аварии состоялось экстренное совещание у президента РФ Владимира Путина, где он потребовал покончить с ростом аварийности. Основное слабое звено — как раз пассажирские перевозки. Чиновники приняли дополнительный план срочных мер по борьбе с ДТП, но в итоге как раз пассажирскую сферу они затронули лишь косвенно и касаются в первую очередь «пьянки за рулем». Кроме того, для снижения смертности на дорогах правительство планирует до конца 2015 года «уточнить» требования к перевозчикам. Однако сами участники рынка опасаются усиления административного прессинга. Об этом, в частности, говорилось по следам хабаровской аварии на пресс-конференции в агентстве городских новостей «Москва».
«Нам надо не допустить такой ситуации, когда из-за тех или иных административных мер объем автобусных перевозок будет уменьшаться, а мобильность населения будет компенсироваться за счет личного транспорта, — предостерегает коммерческий директор пассажирского автопредприятия Владимир Рабинков. — В такой ситуации будет еще больше аварий и еще больше погибших». Участник рынка приводит в пример детские перевозки, где сегодня ситуация по его мнению близка к абсурду. «Чтобы везти детей 2–3 часа, мы несколько дней должны собирать соответствующие справки и согласования. Проще отказать в перевозке, и тогда дети поедут в общественном транспорте, с остановками и пересадками, а это намного опаснее», — комментирует Рабинков.
Другим непродуманным решением он считает ограничение возраста автобусов до 10 лет. Зная, что срок эксплуатации автобуса на подходе, владелец перестает обслуживать и ремонтировать транспортное средство должным образом: «Сейчас вложусь, а завтра автобус запретят». И многие ограничиваются только сиюминутным, экстренным ремонтом. Это наносит колоссальный ущерб безопасности дорожного движения. «В европейских странах никто и не помышляет о введении подобных возрастных ограничений, но там хорошо действует система техосмотра, а у нас она не работает вообще», — делает вывод Владимир Рабинков.
ВОДИТЕЛЬ — ФАКТОР РИСКА
Какие меры нужны на самом деле для улучшения ситуации в сфере пассажирских перевозок? Международный опыт показывает, что 85 % аварий случаются по вине человеческого фактора, 9 из 10 ДТП происходят в результате ошибочных действий водителей. Об этом рассказал еще один участник мероприятия — глава представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Дмитрий Чельцов. Согласно статистике, малый процент составляют ДТП по причине плохого состояния дорог или транспортного средства. «Большое количество аварий происходит с участием водителей, стаж которых составляет более 10 лет, — подчеркнул эксперт. — Причиной становится излишняя самоуверенность и спокойствие водителя, результатом чего являются обгоны в неустановленных местах, опасные перестроения».
Согласно его рекомендации, необходимо поднимать вопрос о регулярном повышении квалификации водителей пассажирского транспорта. Эксперт приводит пример наших соседей из Беларуси, где эта практика уже более десяти лет является обязательной. Каждый водитель помимо водительского удостоверения должен иметь свидетельство о профессиональной компетентности, которое возобновляется каждые 5 лет.
Однако финансовое состояние транспортных предприятий ухудшилось, вследствие чего организация полномасштабного обучения водительского состава с отрывом от производства — это сложный и затратный проект. Указавший на это Владимир Рабинков предлагает более простой выход из ситуации — создание доступных учебных материалов в электронном виде, например, на сайте ГИБДД или общественных организаций. «Ответственный по БД будет следить за обновлением этих материалов, распечатывать их и вкладывать в каждый автобус. Водитель в паузы на рабочем месте изучил, ответственный по БД проверил — эффект, я вас уверяю, будет», — резюмировал Рабинков.
ГОНКИ ЗА РУЛЕМ
Еще одна категория предложений на эту тему касается контроля за слишком «спешащими» водителями. В Госдуме предлагают обязать перевозчиков ставить ограничители скорости на все пассажирские автобусы и грузовики. Пока что они обязательны к установке только на грузовиках (более 3,5 т), перевозящих опасные грузы, а также на детских автобусах. Как рассказал член комитета по транспорту Александр Старовойтов, механические или электронные ограничители необходимо ставить в зависимости от разрешенной скорости на том участке дороги, где проходит маршрут. Поправки в ПДД предполагается подготовить в осеннюю сессию. «Ограничители скорости — самое простое и дешевое решение для всего транспорта, который занимается пассажирскими и коммерческими перевозками», — заявил Старовойтов. В поправках в ПДД народный избранник собирается прописать ответственность за отсутствие приборов. «Если поставить ограничение на педаль, то прекратятся «гонки», которые иногда устраивают перевозчики», — заявил депутат.
У массового внедрения нововведения по стране, конечно, будут и минусы. Например, экономические: установка заглушек стоит в среднем 10–15 тыс. руб. А исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников предвидит нарушение транспортной системы страны в целом. «Сколько дней придется ехать на автобусе до Крыма или как можно будет довезти скоропортящиеся продукты до места назначения? Если искусственно замедлить дорожные потоки, то экономика ровно в два раза упадет», — считает эксперт.
В ГИБДД Хабаровского края предложили использовать как ограничители скорости ГЛОНАСС — ими необходимо оборудовать все междугородние автобусы. С этой идеей ведомство вышло на правительство РФ. Если бы оба водителя пассажирских автобусов, которые столкнулись на трассе «Хабаровск — Комсомольск», двигались с разрешенной скоростью, аварии можно было бы избежать, заявили ГИБДД края.
ТАХОГРАФЫ: ПРОФАНАЦИЯ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ?
Один из важнейших аспектов темы безопасности пассажирского транспорта — тахографы. «Если посмотреть статистику, огромное количество ДТП происходит в 5–6 утра, — указывает депутат Александр Старовойтов. — Водитель, находящийся на смене по 12–16 часов, не в состоянии концентрироваться на дороге, он просто может уснуть».
Однако иметь у себя на борту тахограф недостаточно, главное — его правильная эксплуатация. «Сейчас контрольные органы занимаются проверкой наличия тахографа. Есть тахограф — замечательно, а включен ли он и дает ли четкие показатели?» — задается вопросом депутат. То, что приборы в основном выключены, по его словам, доказывает статистика ГИБДД: за отсутствие или неисправность тахографа штрафуют куда чаще, чем непосредственно за нарушение режима труда и отдыха.
При этом законопослушные водители зачастую попросту вынуждены нарушать нормативы из-за дефицита стоянок, добавляет Старовойтов. Другая проблема — отсутствие ответственности за неиспользование тахографов на транспортных средствах, принадлежащих физическим лицам. Этим пользуются некоторые транспортные компании, которые оформляют свою технику на физлица и не оснащают ее контрольными устройствами.
Также проблемой безопасности пассажирского транспорта, по словам Старовойтова, являются нарушения в области предрейсового контроля. В частности, профанируется медицинский осмотр: «Медик, который работает на компанию, выдает путевые листы на месяц вперед, и фактического прохождения технического и медицинского осмотра не происходит».
В сфере маршрутных перевозок тахографы и вовсе необязательны, однако именно здесь как раз и происходит львиная доля нарушений режима труда и отдыха. «Водитель может в 6 утра выехать на линию и целый день до 12 ночи один работать», — говорит Владимир Рабинков. Поэтому решение очевидно — необходимо обязать и владельцев маршрутных такси оснастить машины тахографами. В Госдуме этот вопрос обсуждают, заверил депутат Старовойтов, но до решения пока далеко.
Рейс в никуда
Авария произошла вчера в 5 часов 15 минут на 65 км автодороги М-4 «Дон». Водитель микроавтобуса «Мерседес Вито», двигаясь из Тулы в Москву, врезался в грузовик «Скания», который остановился на этой же полосе из-за затруднения в движении. После столкновения микроавтобус загорелся. Огонь потушили проезжавшие мимо водители и прибывшие на место аварии сотрудники дорожно-патрульной службы.
В результате ДТП погибли четверо мужчин, в том числе водитель микроавтобуса, и две женщины. Пострадали два человека, в том числе девочка 8 лет, которая с тяжелыми травмами доставлена в центральную районную больницу города Домодедово.
На месте аварии работали инспекторы Центрального управления Госавтодорнадзора по Москве и Московской области.
Еще интереснее тот факт, что автомобиль принадлежит несовершеннолетнему, а за рулем находился его 39-летний отец. Это, кстати, довольно частый случай. Машину регистрируют на ребенка, а управляют ею родители. Таким образом водители избегают штрафов от комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений. Дело в том, что эти штрафы оформляются не в отношении водителя, а в отношении собственника автомобиля. А несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности по Кодексу об административных правонарушениях.
Автобусы все чаще убивают
Главная проблема заключается в том, что перевозчики не соблюдают лицензионных требований, зачастую управляют неисправными автобусами. Отсутствует контроль как за техническим состоянием автобусов, так и за самими водителями.
Водителей никто не проверяет
Понятно, что нелегальные водители не проходят никакого предрейсового медицинского осмотра. Поэтому в каком состоянии они садятся за руль, одному Богу известно. В результате в прошлом году выявлено более 2,5 тысячи водителей автобусов, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования.
Понятно, что такие водители вряд ли будут соблюдать режим труда и отдыха. В прошлом году ГИБДД выявила более трех тысяч таких нарушений. Также выявлено свыше 32 тысяч нарушений правил использования тахографов.
Контроль только на бумаге
Раньше у нас была налажена работа ГИБДД с автопредприятиями. Но более половины всех автобусов уже не принадлежит юридическим лицам и находится в частном владении. А частников никто не контролирует.
В свое время были предложения запретить частным лицам право регистрации автобусов. И оставить его только за юридическими лицами. Но дальше предложения дело не продвинулось.
Да, ответственность частников приравняли к ответственности юридических лиц. Но на транспортное предприятие воздействовать проще, чем на частное лицо.
Поддельный техосмотр
Проходить техосмотр автобусы должны два раза в год. Но проходят ли они его?
Напомним аварию с автобусом, которая произошла в феврале этого года в Калужской области. Тот автобус, которому более 30 лет, прошел техосмотр в Норильске. Но у нас нет дорожного сообщения с этим городом. Понятно, что это был поддельный техосмотр.
Еще в сентябре 2017 года на заседании президиума Государственного совета правительству РФ поручалось разработать и внести в Госдуму законопроект по участию ГИБДД в проведении технического осмотра автобусов. И такой законопроект был не только подготовлен, но и рассмотрен в первом чтении. Однако второго чтения пока еще не было.
Примечательно, что сами пассажиры не сильно заботятся о собственной безопасности. Госавтоинспекция провела опрос, в котором выяснилось, что 40 процентов респондентов воспользовались бы услугами нелегального перевозчика, зная о его статусе, если это удобнее или выгоднее.
Безопасность на транспорте
Общественный транспорт в последнее время становится частой мишенью для атак террористов, поэтому необходимо уделять постоянное внимание обеспечению личной безопасности. Вот ее основные общие правила:
Основные требования к личной безопасности в поезде такие же, как для других транспортных средств. Но есть и некоторые особенности:
• Покупая билеты, отдавайте предпочтение центральным вагона. В случае железнодорожной катастрофы, они страдают намного меньше, чем головные или хвостовые.
• Выбирайте сидячие места против движения поезда.
• Не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие.
• Не выключайте свет в купе.
• Держите дверь купе закрытой.
• Документы и бумажник держите в надежном месте, а портфель ближе к окну.
• Особенное внимание уделяйте своим вещам на промежуточных остановках.
ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ
Телефон доверия УФСБ России по Ульяновской области: (8422) 42-08-94
Телефон доверия УВД по Ульяновской области (8422) 67-88-88
Оцените возможные источники угроз для пострадавшего, а также для лица, которое будет оказывать ему помощь. При реальных опасностях неоправданно не рискуйте своей жизнью.
Не стремитесь извлечь пострадавшего из машины без наличия для этого следующих причин:
— нахождение в машине представляет опасность для его жизни – возможное возгорание, падение с обрыва и.т.п.;
Перед извлечением пострадавшего из машины в первую очередь обеспечьте к нему максимально возможный свободный доступ.
При извлечении избегайте причинения дополнительных травм, без особой необходимости не изменяйте положение тела, это может привести к усилению болевого шока. Особенно осторожно действуйте при подозрении на повреждение позвоночника.
При необходимости извлечения с изменением положения тела пострадавшего все движения должны быть плавными, а перемещать и поворачивать его нужно как минимум втроем. Один – держит голову, другой – плечи и верхнею часть туловища, третий – область таза и ноги. Лучше если ноги будет держать четвертый человек. Если помощников нет и надо извлекать одному, используйте прием с перекрещиванием рук, помогающий зафиксировать положение тела пострадавшего:
— захватите пострадавшего за предплечья, пропустите свои руки подмышками;
— левой рукой захватите правое предплечье, а правой рукой – левое;
— оттащите (не переносите) пострадавшего в безопасное место;
— при отсутствии сознания зафиксируйте шейный позвонок руками или воротником и переверните пострадавшего на живот.
Если пострадавший в сознании, выясните о полученных травмах, болевых ощущениях.
Если пострадавший самостоятельно не может покинуть машину и состояние его здоровья позволяет ждать приезда скорой помощи и спасателей в салоне, психологически поддержите и ободряйте его. Голову потерпевшего лучше зафиксировать руками, обеспечив голове и шее неподвижное положение.
Если человек лежит на проезжей части, перенесите его на обочину, тротуар, чтобы избежать случайного повторного наезда. Нельзя класть пострадавшего на спину, голова должна быть наклонена в сторону.
Не раздевайте пострадавшего без крайней необходимости – холод может усугубить последствия. Для доступа к поврежденному участку одежду разрезайте. Если одежду необходимо снять, то снимайте сначала с неповрежденной конечности, затем с туловища и только потом с поврежденной.
И помните, нельзя быть равнодушными к чужой беде!