Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка

Интегрированный урок (математика + русский язык): «Работа с микротекстом на примере математических задач»

МБОУ «Гимназия» г. Протвино Московской обл.

Интегрированный урок (математика + русский язык) Авторы: учитель математики Лаврентьева Н. С. и учитель русского языка Лобко Н. М.

Продолжительность урока: 45 минут

Тема урока «Работа с микротекстом на примере математических задач»

«Человек достигает результата,

только делая что – то сам…»

Задача урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Деятельностная: формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия;

Образовательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; обобщение и систематизация ЗУН учащихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика», «Языковой анализ текста».

Развивающая: развитие мотивационной сферы (интерес к предмету, к национальному языку); развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); развитие коммуникативных умений (развитие связной монологической и диалогической речи); развитие регулятивных учебных действий умение выделить тему, определить задачи деятельности, самоконтроль, самооценка, самостоятельность деятельности).

Воспитывающая: формирование активной личностной позиции; воспитание культуры умственного труда, культуры поведения, сознательной дисциплины.

Тип урока: урок построения системы знаний

Форма организации урока: урок-практикум.

Актуализация знаний учащихся.

Выполнение заданий (работа с текстом, решение задачи № 1).

Контроль и самоконтроль (заполнение оценочного листа)

Выполнение заданий (работа с текстом, решение задачи № 2).

Контроль и самоконтроль (заполнение оценочного листа)

Подведение итогов урока, предварительная отметка, рефлексия.

Информация по домашнему заданию.

Техническое оборудование урока:

I. Организационный момент.

Раздаточные материалы: листочки для выполнения заданий, листочки для оценки своей деятельности (заполнять на каждом этапе), оценка уроку (анонимно) – можно числом (дань математике) или текстом (дань рус. языку), черновик.

Знакомство с таблицей самоконтроля. (слайд 3)

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель русского языка: Рассказ «Репетитор» относится к тем произведениям Чехова, в которых он откровенно смеется над людьми. Чехов с тонким юмором описывает, как беспомощно трудились над задачей и семиклассник репетитор, и его ученик, 12-летний Петя, пока не выручил их Петин отец, Удодов.

Рассказ А.П. Чехова «Репетитор» начинается с такого диалога:

— Теперь по арифметике. Берите доску. Какая следующая задача?

Петя плюет на доску и стирает рукавом. Учитель берет задачник и диктует:

— «Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу. Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.

— Для чего же вы это делите? Постойте! Впрочем, так. продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!

Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.

«Странно. — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается? Гм. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая. «

Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.

«Гм. странно. Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то».

— Решайте же! — говорит он Пете.

— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.

Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.

— Это задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил. понимаете? Теперь, вот, надо вычесть. понимаете? Или, вот что. Решите мне эту задачу сами к завтраму. Подумайте.

Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.

— И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот извольте видеть.

Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.

— Вот-с. по-нашему, по-неученому.

Учитель математики. Ребята, почему Петя и репетитор не смогли решить задачу? (Ответы учеников).

Учитель русского языка: Решение задач требует не только математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста.

Учитель математики. Действительно, непосредственно к математической деятельности относится сам процесс решения уравнений, неравенств, вычисления значений числовых выражений, тогда как способ их получения в значительной мере связан с лингвистическим разбором текста поставленной задачи. Чем лучше человек знает языковые законы и умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка.

Какая тема нашего урока?

Чем мы будем заниматься на этом уроке? (Слайды 4-5)

III. Выполнение заданий (работа с текстом, решение задачи № 1)

Учитель русского языка. Работать с текстом задачи мы будем по принципу языкового анализа текста.

Работа с текстом задачи 1. (слайды 6- 11)

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) По одному железнодорожному пути в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда.

2) По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда.

3) По двум параллельным железнодорожным путям в разных направлениях следуют пассажирский и товарный поезда.

4) Без остановки проследовали два железнодорожных состава.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?

1) несмотря на время

2) если в это время

3) если к этому времени

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

1) скорости равны (предложение 2)

2) длина равна 1000 метрам (предложение 3)

3) найдите длину (предложение 4)

4) ответ дайте (предложение 5)

4. Укажите верную характеристику пятого (4) предложения текста.

1) простое осложнённое

3) сложноподчинённое с одним придаточным

4) сложноподчинённое с 2 придаточными.

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова Которое из предложения 4.

1) подчинительный союз

2) определительное местоимение

3) имя прилагательное

4) относительное местоимение

6. Укажите значение слова Соответственно в предложении 2.

Учитель русского языка. Ребята чему мы учились, выполняя это задание?(регулятивные умения)

Анализировать текст с целью выделения признаков;

учились находить и представлять нужную информацию;

подводить информацию под понятия (текст, тема текста, основная мысль текста, тематическая цепочка);

учились составлять целое из частей;

Учитель русского языка. (подводит итог этому этапу).Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность. Оцените свою работу.

Учитель математики. Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. А как вы считаете, для решения задач достаточно только научиться читать? А что еще необходимо? Что нужно для того, чтобы правильно решить математическую задачу. (Ответы учеников).

Прочитать задачу, выделить условие и вопрос (требование).

Найти в условии данные и искомые.

Определить тип задачи.

Выбрать способ решения.

Построить вспомогательную модель задачи.

Обдумать план решения задачи.

Проверить решение задачи.

Записать ответ.
В данной задаче достаточно данных и ее можно решить не составляя уравнения, т. е. арифметически.

По двум параллельным железнодорожным путям в одном направлении следуют пассажирский и товарный поезда, скорости которых равны соответственно 50 км/ч и 30 км/ч. Длина товарного поезда равна 1000 метрам. Найдите длину пассажирского поезда, если время, за которое он прошел мимо товарного поезда, равно 4 минутам 3 секундам. Ответ дайте в метрах.

С какой скоростью едет пассажирский поезд относительно товарного поезда?

Какова скорость товарного поезда при этом?

Что нужно сделать с временем?

Зная скорость и время что можно узнать?

Как узнать длину пассажирского поезда?

2. 4мин 3сек=243сек = ч.

Учитель математики. (подводит итог этому этапу). Оцените свою работу.

Выполнение заданий (работа с текстом, решение задачи № 2).(Слайды 16-18)

Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи. Прежде чем решать задачу 2, проведём языковой анализ текста с выполнением заданий.

Работа с текстом задачи 2.

Учитель русского языка. Прочитайте текст и выполните задания, записав ответы словами (1–3) и цифрами (4–6).

(1)Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. (2)Если бы зарплата мужа увеличилась вчетверо, общий доход семьи вырос бы на 189%. (3)Если бы стипендия дочери уменьшилась вдвое, общий доход семьи сократился бы на 3%. (4)Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

1. Укажите способ образования слова Студентки (предложение 1).

2. Выпишите из текста местоимение.

3. Из предложения 2 выпишите подчинительные словосочетания со связью Примыкание.

4. Среди предложений 1—4 найдите простые предложения. Напишите номера этих предложений.

5. Среди предложений 1 — 4 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений текста найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Учитель математики. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.

Объясните, каким образом формируется доход семьи?

С чем может быть связано увеличение дохода семьи?

С чем может быть связано уменьшение дохода семьи? (Ответы учеников)

Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом? Ребята чему мы учились, выполняя это задание?(регулятивные умения)

учились внимательно читать;

работали с нормами морфемным, морфологическим, синтаксическим.

Оцените свою работу.

Как решаются текстовые задачи? Какого типа бывают текстовые задачи? Что нужно для того, чтобы правильно решить математическую задачу. (Ответы учеников)

Задача № 2: Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вчетверо, общий доход семьи вырос бы на 189%. Если бы стипендия дочери уменьшилась вдвое, общий доход семьи сократился бы на 3%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

Учитель математики: Вспомните алгоритм решения задачи

Прочитать задачу, выделить условие и вопрос (требование).

Найти в условии данные и искомые.

Определить тип задачи.

Выбрать способ решения.

Построить вспомогательную модель задачи.

Обдумать план решения задачи.

Проверить решение задачи.

Учитель математики: В данной задаче не достаточно данных и ее можно решить только алгебраическим способом.

Источник

Математика в русском языке

Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть картинку Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Картинка про Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка

Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть картинку Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Картинка про Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка

Содержимое разработки

Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть картинку Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Картинка про Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка

Глава I. История появления цифр ____________________________5

1.1. Что появилось раньше?______________________________5-6

1.2. Симметрия букв и слов ______________________________7

Глава II. Связь лингвистики и математики_____________________8

2.1. Разделы лингвистики _______________________________8-10

2.2. Числительные в текстах____________________________11-12

Глава III. Русский язык в математике _______________________13-14

Учение великого Пифагора целиком основывается на мысли о том, что числа правят миром. Можно продолжить эту идею: не только числа сами по себе, но и числовые закономерности, связи. Числа – это не только обозначения количества или номеров при исчислении, числа – это порядок, развитие памяти и различных операций с ними. Числа – это даты исторических событий, без которых невозможно восприятие и изучение истории. Это экономика, хозяйствование, практически вся наука. Числа – космос, музыка, стихосложение, архитектура, символы, то есть целостная система окружающей нас действительности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что подростки часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробую в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.

Объект исследования – русский язык и математика как науки.

Предмет исследования – употребление чисел в текстах разных стилей речи и жанров, правильное произношение.

Цель исследования – изучить взаимосвязь русского языка и математики.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить необходимую информацию по теме;

выяснить, как в разных разделах языкознания используется математика;

провести опрос и анализ анкет.

Гипотеза исследования – действительно «Без букваря и грамматики не учатся и математике?»

аналитический (анализ научной литературы);

3.структурно-целостный (выход на основное понятие с полным охватом всех его компонентов);

4. статистический (обработка результатов, полученных в ходе

Структура работы состоит из: введения, трёх глав, четырёх подпунктов, заключения, списка литературы, приложения.

Что появилось раньше?

Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

Сотни тысяч обозначались так:

Миллион обозначали из запятых или лучей:

Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.

Симметрия букв и слов.

Закономерно то, что русский язык – один из высокоразвитых языков мира – тесно и глубоко связан с математикой. Дело не только в целой системе числительных, математических терминах и понятиях, но и в традиционных математических «инструментах», представлениях. Интересно наблюдать за тем, как отражается в структуре русского языка принцип симметрии букв и слов. Симметрией называется такое свойство геометрических фигур, при котором возникает некоторая правильность их форм, когда любой точке по одну сторону от центра симметрии соответствует другая точка, которая расположена по другую сторону от этого центра. В русском алфавите написание некоторых букву соответствует вертикальной и горизонтальной симметрии. Все буквы можно разбить на 4 группы.

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

М Н О П Т Ф Х ША Д Ж

Глава II. Связь математики и лингвистики.

Фонетика изучает звуки речи. При выполнении фонетического разбора слова указывается количество слогов, букв и звуков. Это необходимо для того, чтобы сформировать у учащегося представление о том, что количество произносимых звуков безгранично, но количество фонем в каждом языке можно точно подсчитать (так же, как и количество букв в алфавите). Фонетическая система языка должна быть стройной и чёткой: в русском языке 42 фонемы (шесть гласных и тридцать шесть согласных), фонемы – это лингвистические знаки, которые в процессе коммуникации служат для образования (при помощи речевого аппарата) и различения слов.

Словообразование – это один из способов образования слов является сложение. Сложение – это арифметическое действие, предполагающее соединение, слияние чего-либо с чем-либо. Это одна из четырёх элементарных математических операций арифметики, вместе с вычитанием, умножением и делением. А в лингвистике есть такой способ образования сложных слов – сложение.

Лексикология и фразеология. Лексика – совокупность слов того или иного языка. Предметом изучения в лексикологии является слово, оно принадлежит к числу фундаментальных (т.е. основных, слово – это основная значимая единица языка) научных понятий, как число в математике. Кроме этого, русский язык богат многозначными словами, каждое значение многозначного слова пронумеровано в статье словаря.

Источник

«Взаимосвязь наук: математика и русский язык»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

математика и русский язык

Секция «Прорыв в науку»

Руководитель: Саитова Анфиса Нагировна,

1.1 «Без грамматики не выучишь математики» 4

1.2. Множества и подмножества 5

1.3. Симметрия букв и слов. 5-6

1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках. 6-9

1.5. Математика и русская литература. 9-10

2.1. Правила чтения буквенных выражений. 11

2.3. Склонение количественных числительных. 11

Использованная литература 14

Какой предмет важнее – математика или русский язык?

“Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – скажут одни.

Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих сторон, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В. Ломоносов: «Все науки в грамматике нужды имеют».

Вот и мы в своей проектной работе решили проверить, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка и наоборот.

Цель исследования: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.

Гипотеза: межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает интерес познавательный интерес к данным наукам.

Актуальность : учащиеся часто отдают предпочтение какой-то одной области науки и считают, что если в будущем они захотят связать свою жизнь с филологией, например, стать журналистом или окончить институт культуры, то математика им совершенно не пригодится. Попробуем в своей работе доказать обратное и убедить сверстников в том, что даже на таком уроке, как русский язык, математические знания и формулы помогут справиться с поставленной задачей.

Исследование включало в себя ряд этапов:

а) изучение специальной литературы;

б) сбор фактического материала;

в) анализ собранного материала;

г) отбор нужной информации, то есть выбор наиболее ярких конкретных примеров.

В работе использовались поисковые методы исследования, то есть сбор научного материала его анализ и синтез.

Новизна исследования : предпринята попытка провести связь между двумя науками

Область практического использования результатов : на практике теоретическая часть научной работы может быть использована для углубления знаний по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.

I .Математика в русском языке

1.1 «Без грамматики не выучишь математики».

Математика и русский язык. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».

Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.

Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька». Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

Сотни тысяч обозначались так.

Миллион обозначали из запятых или лучей.

Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.

1.2. Множества и подмножества

« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

(С. Ковалевская – русский математик)

Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества. Множество представляет собой объединение некоторых объектов, предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Например. Дано множество слов:

Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В Ì А и

1.3. Симметрия букв и слов

В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, природы и человека. С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Она встречается и в русском языке.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и

горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы:

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж L М Н О П Т Ф Х Ш

А вот такие слова как: ША L АШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.

1.4. Числительные в фразеологизмах, стихотворениях, поговорках.

Связь русского языка с областью математики разнообразно проявляется в мире фразеологизмов, включающих в свой состав числительные. Очень много можно найти в русском языке фразеологизмов, стихотворений, поговорок, пословиц с числительными. Мы постарались найти их с каждой цифрой. Представляем некоторых в таблице:

Один на один. (С. Маршак)

Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.

Обещал ребятам Павлик:

Единицу я исправлю.

Завтра двойку получу

Продают ежам булавки.

раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят. да двадцать бочонков

Нанырявшись по морям,

В два счета – очень быстро.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.

Тринадцать дней и ночей.

За тридевять земель – очень далеко.

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки.

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

На нашей улице шестнадцать домов.

На стене часы висят,

Делят все на шестьдесят.

Все минуты точно делит

На секунды циферблат.

Шестьдесят гусей на тридцать

Помножить я не смог. (А. Барто)

Семь дней в неделе.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

Семьсот тонн металла.

Восемь шариков воздушных-

Восемь братцев непослушных.

Каждый, хвостиком дразня,

Уплывает от меня. (Г. Глушнев)

К восьмистам прибавить двести.

Девять – нечетное число. Арабская цифра 9. Земля – одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят.

Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.

И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать.

Сто ужей на двух ребят

В сто крат – во много раз.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу. (Я. Аким)

На уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл, назвав их одним математическим термином.

1. Хоть пруд пруди (с избытком, хватит всем) (Много)

2. С гулькин нос (гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв) (Мало)

3. От горшка два вершка (вершок – старинная мера длины, равная 4,4см) (Маленький)

1.5. Математика и русская литература.

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи, на которые обычно не обращают внимания, так как они для читателя не главное. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.

«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

Решение : Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2. 3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов

И.С. Тургенев «Муму» «…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Решение: Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:

1) 2*72см = 144см (2 аршина)

2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).

Задача от Григория Остера « 38 попугаев»

История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м.

Итак, математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.

II . Русский язык в математике.

2.1. Правила чтения буквенных выражений

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у «три игрек», а не «три игрека»,5х «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120 «три икс раны ста двадцати», 0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым».

Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.

Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге:

2.3. Склонение количественных числительных.

Например, возьмем число 16849.

И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах

III . Взаимосвязь наук: математика и русский язык

Нельзя обойти вниманием и то, что в рамках русского языка существует огромное количество ребусов, включающих в себя и изображения, и символы, и знаки препинания, и буквы, и цифры. В ребусах и шарадах очень часто переплетаются знания русского языка и мира математики. Цифры помогают ожить словам, слова могут превратиться в цифры.

Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть картинку Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Картинка про Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языкаЧем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть картинку Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Картинка про Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка

4. Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Смотреть картинку Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Картинка про Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка. Фото Чем может помочь учебник математики на уроке русского языка

В своей проектной работе мы хотели показать математику и русский язык как две неразрывные науки. Говорят, что числа правят миром. Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – русский язык. Ещё великий учёный, скульптор, художник эпохи Возрождения Леонардо до Винчи в своё время сказал: «Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство». Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чём говорит. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Трудно в жизни сделать что-то крупное, имея познания только в естественных или гуманитарных науках. «Вдохновение нужно в поэзии, как в математике»,- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают в дальнейшем процессе обучения. Мы поняли, как все наши школьные предметы близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая нам разобраться в трудных вопросах жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *