Чем может радовать ребенок родителей
Программа психолого-педагогического просвещения родителей «югорская семья компетентные родители» Новосельцева Т. Ф., к пс н
Содержание
Примеры из практики
Представление о проблемах родителей можно получить из следующих описаний, составленных на основании занятия, в котором обсуждалась тема принятия и непринятия ребенка (см. таблицу 1).
Родителям предлагалось ответить на вопросы тренера: «Что вас радует в поведении ребенка?» и «Что вас огорчает в поведении ребенка?» Ниже приводятся некоторые ответы родителей на эти вопросы.
Предпочитаемые и отвергаемые родителями качества детей
Отношение родителей к такому качеству детей, как самостоятельность, носит амбивалентный характер – от принятия до непринятия (слишком самостоятельный). Бывает, что предпочитаемые особенности ребенка тесно связаны, как две стороны одной медали, с теми качествами, которые родителям не нравятся (любознательный – увлекающийся).
В приведенных примерах наиболее часто встречаются ситуации отказа ребенка, они создают для родителей наибольшие трудности в воспитании, уж очень родителям хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения.
Представим еще один пример к этому занятию с фразами непринятия, которые очень легко формулируются по наблюдениям большинства участников группы (пример взят из группы родителей дошкольников).
Фраза ребенка | Ответ на «языке непринятия» | Ответ на «языке принятия» |
Мама, купи… | Как ты мне надоел со своими просьбами | Мне очень хочется купить эту вещь, но у меня нет денег |
Мама, ты, когда ссоришься с папой, ты его все равно любишь? | Это не твое дело | Люди могут ссориться, но вместе с тем продолжать любить друг друга |
Я глупый? | Отстань | Я считаю, что нет. А что случилось? |
Примечание ведущему к информационной части. На этом занятии затрагивается сложная и неоднозначная тема – тема приниятия. Очень важно, как сам тренер относится к этой теме. В психологической литературе часто можно найти «оду» безусловному принятию, рассказывается, как необходимо принимать ребенка во всех его проявлениях. Что психологи навязывают свою точку зрения родителям, что к ребенку надо относиться только с таким безусловным принятием. Вполне понятно, что эти воззрения вызывают у родителей протест или недоумение. Ведь они ставят перед собой воспитательные цели: например, воспитать у ребенка самостоятельность, ответственность, научить его аккуратности, контролировать свою агрессивность и т.п. Часто родители, которые изо всех сил стараются демонстрировать свое безусловное принятие (к ним, кстати, относятся и психологи), не могут привить эти качества и в результате имеют дело с весьма эгоцентричной личностью своего уже выросшего чада (такие примеры приходится, к сожалению, часто наблюдать в обычной жизни).
Э.Фромм еще в 50-е годы писал о важности как безусловной, так и условной любви. Да, родитель имеет право любить ребенка и за что-то, тем самым показывая ему важность каких-то его проявлений. Если раньше можно было говорить, что носителем безусловной любви (или любви с безусловным принятием) является мать, а условной – отец, то сейчас каждый из родителей во многом выполняет обе эти функции. Хотя в конкретной семье ситуация может складываться по-разному, в целом любовь отца все равно более условна, а в формировании отношения к ребенку со стороны матери большую роль играет ее первый опыт общения с ним. Именно в первые годы жизни ребенку необходима ее всепоглощающая любовь, ее безусловное принятие, которое в конечном итоге формирует доверие к миру и чувство уверенности в себе. Недаром у многих народов ребенку до 5-6 лет позволяется очень многое, а затем наступает период научения социальным требованиям и запретам.
Если мать воспитывает ребенка одна, ей приходится сочетать в себе разные качества: принимающего и не принимающего родителя. на самом деле человек живет в мире, где ему что-то нравится, а что-то нет, он испытывает разные чувства и по отношению к своему ребенку : и позитивные, и негативные, потому быть и принмающим и непринимающим для него очень естественно. Иногда, надевая на себя личину принимающего все и вся, человек оказывается неискренен перед собой и другими людьми, а это очень хорошо могут чувствовать его близкие, в первую очередь дети. Ребенок все равно поймет, что родителям не нравится, как он себя ведет.
Занятие 3. Трансактный подход
Цели: научиться различать следующие состояния «Я»: Родитель, Ребенок и Взрослый, знакомство с концепцией «Свинского родителя» Стейнера.
В позиции родителя человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает (свинский родитель). Его взгляды надменны или снисходительны, жесты — указующие или угрожающие, он может проигнорировать или быть навязчив. Основная направляющая поведения — должен.В позиции взрослого человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы: зачем? что происходит? каковы перспективы? какие точки зрения есть еще? и т. п. Он берет ответственность за происходящее на себя. Основная направляющая поведения — надо.
В различных ситуациях общения люди часто действуют дополнительно: позиция ребенка задает у другого человека позицию родителя и наоборот. Позиция взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека. Конечно, в разнообразных жизненных ситуациях важны все три позиции, каждая из них делает наше поведение гибким и приспосабливаемым к обстоятельствам.
Тренер излагает концепцию К. Стейнера, отраженную на рисунке (более подробное ее описание можно найти в работе Е. В. Сидоренко «Опыты реориентационного тренинга»).
ЗР – Заботливый ребенок
СР – Свинсвкий родитель
АД – Адаптированное дитя
МП – маленький профессор
НД – Натуральное дитя
РОДИТЕЛЬ
Взрослый
Дитя
Психологи назвали 13 черт, объединяющих родителей, воспитавших успешных детей
Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.
1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.
«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.
Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.
2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.
Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.
Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.
«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.
3. Родители с большими ожиданиями.
Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.
«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.
Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.
4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.
Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.
Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.
5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.
Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.
«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.
6. Родители, которые реже испытывают стресс.
Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.
А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.
Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.
7. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.
Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.
Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.
Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.
8. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.
Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.
Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.
Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.
Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.
9. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.
Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.
Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.
По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.
10. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.
Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.
Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.
К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.
11. Родители, которые учат детей самоконтролю.
Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.
Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.
12. Родители, которые уделяют внимание своим детям.
Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.
Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.
13. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.
Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.
Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.
Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.
Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.
ЧЕМУ РАДУЮТСЯ ДЕТИ?
Поразительно, но первое, что делает новорожденный, когда начинает ощущать возле себя маму и хоть как-то различать любящие существа, – он улыбается!
Улыбка – это такой фонарик, который, зажигаясь, сигнализирует о том, что человечку радостно на душе.
Что делает любой малыш, сразу по пробуждении, – он улыбается!
И сразу начинает радостно действовать.
Разве только необходимость подкрепиться или усталость могут ненадолго омрачить эту радость жизни. А так – это вечный двигатель, с радостью открывающий каждую йоту жизни.
Для них открывать новое, учиться, видеть что-нибудь красивое и удивительное, общаться – это радость.
Дети радуются, когда у них что-то получается.
Дети просто радуются жизни!
Причём – радуются, не имея далеко идущих целей, а просто присутствуют в каждый момент бытия всей своей душой – и от этого радуются.
Ребёнок весь обращён навстречу радости: он её ищет и старается найти.
По своему состоянию души, ребёнку легче всего общаться с человеком, излучающим жизнелюбие. И как прекрасно, если такими людьми являются родители.
НЕРАДОСТНЫЙ РЕБЁНОК – ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ
Радость настолько естественна для детей, что нерадостный ребёнок должен настораживать, заставляя родителей задуматься о правильности своего воспитательного подхода или о состоянии здоровья малыша.
Однако не надо путать спокойствие некоторых деток с безрадостностью – ведь радость у таких деток есть – она внутри, и имеет более внутренние проявления, которые внимательным взглядом можно разглядеть.
Если же ребёнка ничего не радует или мало что радует – это совсем другое дело. И тут нужно обязательно найти причину.
Скорее всего, мы, родители, недостаточно чутки, чтобы не гасить радость, живущую в душе каждого ребёнка. Просто он со своей неуёмной энергией способен радоваться весь день. А мы, родители, устаём, нам хочется отдохнуть или заняться своими делами.
И давайте будем откровенны: порой нас просто раздражает детская метушня, их болтливость и неугомонность.
Но Слово Божье свидетельствует: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дети, не войдёт в него» (Мф.11:25).
Не небесная ли радость живёт в душе ребёнка?
Не является ли она отблеском Рая в его душе – такой близкой к духовному миру?
Мы гасим радость бытия наших детей своим неумением радоваться жизни. Мы гасим эту чистую радость своей усталостью от жизни – от дел, забот.
Мы даже говорим – тяготы жизни. То есть воспринимаем жизнь тяжёлой, тягостной, безрадостной.
О, если бы мы могли радоваться жизни, то и любые дела наши были бы нам не в тягость. Ведь посмотрите на детей – они ни минуты не сидят без дела!
Не радость ли – то топливо, на котором работают эти «вечные двигатели» – наши дети?
Помню. Моя дочка радостно прыгает на панцирной кровати в гостях у бабушки и на вопрос, зачем она это делает, обезоруживающе просто отвечает прямо в полёте: «Я – маленькая девочка, мне надо попрыгать!».
НЕ ГАСИТЕ РАДОСТЬ РЕБЁНКА!
Ближние должны быть сердечно внимательны к душевным проявлениям ребёнка, чтобы не лишить малыша радости, а также – должны следить за тем, чтобы она сама не иссякала. Безрадостное состояние наступает у детей вследствие болезни или вседозволенности.
При вседозволенности место радостной деятельности по познанию мира и созиданию жизни заменяют желания, на которых в сознании ребёнка делается акцент.
Если желание исполняется – есть радость, если желание не исполняется – нет радости. Причём – любое желание: и неразумное, и непозволительное.
Если родители страдают вседозволенностью – радость их ребёнка потихоньку сходит на нет.
К примеру, он хочет смотреть мультики часами – и это ему позволяется. Думаете, он рад? Конечно, нет!
После нескольких часов, проведённых у экрана, от переутомления и эмоционального истощения он становится ещё более недовольным, плаксивым, истеричным, расстроенным больше, чем был бы, если бы родители дали ему посмотреть разумное количество мультфильмов.
Поэтому разумные рамки, установленные родителями, помогают детям удерживать радость жизни, не зависящую, на самом деле, от исполнения желаний.
Постепенно маленький человек приучается желать доброго и позволительного, и радость его при этом возрастает – потому что он находится в умиротворённом состоянии духа.
А недостаточно развития по возрасту рассудительность ребёнка вполне восполняется зрелой и исполненной любви рассудительностью и заботливостью родительской.
Хотя взрослым нужно очень стараться не злоупотреблять со своей рассудительностью.
В этом плане встречаются прямо-таки пародоксальные примеры!
Например, бабушка в парке во время гуляния с внучкой настойчиво требует, чтобы та пошла играть в песок – тогда как малышка хочет полазить по мостику и по горке.
Или мама до хрипоты заставляет ребёнка съесть «последнюю ложку» каши – в то время, как он уже почти давится предыдущей.
Или отец настаивает, чтобы ребёнку почитать именно ЭТУ книжку или поиграть именно в ЭТУ игру – тогда как ребёнок просит книжку другую и игру другую.
Поэтому здесь очень важно, чтобы взрослые сами не превращались в детей – притом детей вздорных.
ВЗРОСЛЕЮЩАЯ РАДОСТЬ
По мере взросления радость у детей тоже должна «взрослеть».
В поле того, что радует, кроме катания машинок или игр с куклами и игрушками, а также – умений самостоятельно одеться, обуться, покушать и т.д., должны попадать и изучение букв, и обучение чтению, счёту, и многие другие необходимые для дальнейшего развития ребёнка вещи.
Самое же главное, что должно радовать ребёнка – это всё более углубляющееся познание мира, в самом широком смысле этого слова!
Детки, вступая на дорогу знаний, должны учиться получать радость от преодоления себя, от доступного возрасту созидательного труда, получать радость от умения наладить отношения с товарищами, умения помириться, если нужно, найти общий язык, договориться.
Пожалуй, решающее значение в сохранении детьми радости в момент начала систематической учёбы, имеет влияние и мудрое руководство родителей и учителей.
Однако к этому началу ребёнка нужно обстоятельно готовить загодя.
Радоваться учёбе – то есть регулярному сидению за партой, вниманию к словам учителя и выполнению заданий – для него будет немыслимо, если до этого он не испытывал регулярную радость от слушания рассказов и сказок, от выполнения простых заданий, от складывания пазлов и любой другой сосредоточенной деятельности.
Важно помочь подрастающим детям сохранять детскую радость подольше. Ведь как часто мы встречаем среди детишек (а тем более среди подростков) прямо-таки безрадостных, таких себе маленьких старичков – вечно чем-то недовольных, бурчащих, насупившихся, отягощенными не весть откуда взявшимися «проблемами».
На их лицах не лежит печать под названием – «беззаботное детство». Кстати, в этом выражении оба слова – синонимичны друг другу Детство – это время без забот. Беззаботность – это и есть детство.
Но что так гложет современных деток, скажем, в нашей стране? Они раздеты-разуты?
Они голодны? Они не имеют крыши над головой? Они вынуждены сами добывать пропитание? У них СОВСЕМ нет игрушек?
Когда я была ребёнком, бабушка показывала мне, как она делала моей маме, родившейся сразу после войны, куколок из тряпочек, и рассказывала, как мама потом любила и берегла ту единственную куколку, которую ей спустя время купили.
Когда мы были детьми, нам показывали один мультик по телевизору, и мы его ждали и ему радовались. Но когда можно смотреть мультфильмы часами подряд – детская психика не выдерживает. Какая уж тут радость, когда наваливается такая титаническая усталость!
Детям за мультфильмами, компьютерными играми, и вообще времяпрепровождением у монитора или мобильника, вообще недосуг радоваться жизни.
Разве вы никогда не замечали, с какими лицами дети сидят и монитора и КАК они выражают свои эмоции?
Заметьте: не радость – эмоции!
И в этом нет ничего удивительного, потому что радость предполагает активное действование, а пассивное сидение за компьютером, парение в виртуальной реальности не может дать радость жизни, так как в самой виртуальности вместо жизни – лишь её суррогат. Поэтому и радость от этой суррогатной (хоть и очень захватывающей) жизни – суррогатная…
И чем взрослее становится ребёнок, проводящий значительную часть своей жизни в виртуальных вселенных – тем иллюзорнее и дальше от реальной жизни его поводы для радости. И тем более блеклы они.
ГЛАВНЫЙ ВРАГ ДЕТСКОЙ РАДОСТИ
Часто именно вседозволенность и избыток всяких благ так тяготят современных детей.
Они приносят детям пресыщенность.
У ребёнка – целые мешки игрушек, а ему нечем заняться. Внимание его настолько распылено, что ему трудно сосредоточиться на чём-нибудь одном, чем-то увлечься.
Также преизбыточествуют и развлечения для детей.
После разнообразных батутов, домиков-аттракционов, надувных невообразимых горок и т.д., ребёнку кажется пресным просто кататься на качельке или «лепить пасочки» в песочнице.
Хотя замечено: когда у ребёнка под рукой нет игрушки, он превращает в игрушку любой предмет: и палочку, и верёвку, и листик, и полотенце, – всё, что находится под рукой.
Ведь для игры нужно только немного фантазии, желания и радости.
НЕ НАВРЕДИ!
Детский мир здорового ребёнка сплошь состоит из радости.
Дети с радостью занимаются какими-то реальными делами: вытирают стол, поливают цветы, подметают пол, помогают маме готовить (чистят вареные яйца, взбивают омлет и т.д.).
Радость ребёнка – это его энергия и его развитие.
Поэтому можно со всей ответственностью утверждать: если мы гасим познавательную энергию малыша, присаживая его «на иглу» развлечений у монитора – мы гасим в нём радость.
Если в жизни вашего ребёнка не остаётся места живой игре, шуму, возне, крикам, гулянью – это означает, что у него нет детства!
Это означает, что Вы останетесь должны своему ребёнку детство.
Но уже всего через несколько лет этот долг Вам будет уже никогда не отдать.
Мы можем загасить радость ребёнка своей собственной безрадостностью. Ведь чувства очень заражают.
Поэтому нам нужно самим быть людьми жизнерадостными, а если этого нет – то приложить усилия разыскать радость, что говорится, «ради детей».
В одном многолетнем исследовании значения эмоций в судьбе людей, учёные сопоставили детские фотографии людей с их судьбами во взрослом возрасте.
Выяснилась интересная закономерность: те, кто часто улыбался и радовался жизни в детском возрасте, становились успешными взрослыми, и жизнь их складывалась счастливо.
Поэтому родители должны всячески способствовать тому, чтобы их дети росли жизнерадостными и получали радость от естественных вещей, которые и составляют саму жизнь. От творческого освоения мира и жизни, от общения и дружбы, от знакомства с книгой, от игр с детьми, от подвижных игр, от созидательного труда по возрасту, от познания.
Ребёнок должен учиться получать радость от делания добра!
Наличие радости – одно из ярких свидетельств здоровья души, ведь радость – это плод Божьего Духа!