Чем может руководствоваться человек совершая выбор в своей жизни
Психология выбора
Вроде бы совершенно простое слово – «выбор». Но как много всего в нём заключено! Сделать выбор – что может быть проще? Нужно всего лишь выбрать – определиться с каким-то вариантом. Но почему сделать этот самый пресловутый выбор бывает так сложно? И – вот парадокс – чем больше у человека вариантов, тем сложнее выбрать что-то одно.
По какой причине, стоя лицом к лицу перед необходимостью выбора, человек может вообще отказаться что-либо выбирать или предоставить эту прерогативу кому-то другому? Что заставляет человека постоянно откладывать принятие решения?
И это касается не только тех случаев, когда речь идёт о чём-то глобальном, но и, казалось бы, совершенно тривиальных ситуаций…
Психология выбора
Одним из известных американских специалистов в области экзистенциальной психологии – Сальвадором Мадди было отмечено, что всегда, когда человек оказывается перед необходимостью выбора, он должен вспоминать, что в действительности у него имеется только два варианта – либо сделать выбор в пользу своего прошлого, либо — в пользу будущего.
Что такое выбор в пользу прошлого?
Выбором в пользу прошлого можно считать тот выбор, который человек делает в сторону того, что ему знакомо и привычно. Совершая такой выбор, человек руководствуется принципами стабильности, нахождения в зоне комфорта, уверенности в завтрашнем дне, ведь, по сути, здесь не требуется предпринимать каких-то особых усилий и что-то менять. К тому же, имеет место страх неизвестности, т.к. человек не знает, что может повлечь за собой непривычный выбор в будущем.
Что такое выбор в пользу будущего?
Совершая же выбор в пользу будущего, человек автоматически обрекает себя на тревогу, ведь перед ним во всей красе предстают непредсказуемость и неизвестность, т.к. предсказать будущее нельзя, другими словами: будущее является для человека «тёмной лошадкой». Отсюда и появляются беспокойства и страхи. Но важно понимать, что личностный рост и личностное развитие возможны только в будущем.
Из всего этого следует вывод: всегда, когда мы должны что-то выбирать, мы должны делать выбор либо в пользу нашего сокровенного спокойствия, либо в пользу терзающей нас тревоги. И первый из этих путей приведёт нас назад, а второй будет вести вперёд.
Но как же осуществить выбор? Как понять, правильным он будет или нет?
Что затрудняет человеку выбор?
В понимании правильности выбора и заключается вся «соль» вопроса выбора. Если сказать немного иначе, то показатель правильности выбора обуславливается его результатом, а этот результат может быть только в будущем, которое ещё не наступило, ведь мы живём в настоящем.
Приходя к пониманию этого, люди довольно часто предпринимают всевозможные попытки как-то повлиять на результат выбора, ожидая наиболее подходящего для него момента. Но это и служит причиной, во-первых, промедления, а во-вторых, несовершения выбора вообще. Согласитесь, принять решение завтра нельзя – все наши отговорки, типа: «Потом», «Чуть позже», «Завтра» и т.п. – это лишь иллюзия, а сами эти моменты в большинстве случаев так никогда и не наступают. Любые решения, любые выборы должны осуществляться именно сейчас. И это «сейчас» является начальной точкой процесса реализации нашего выбора.
Есть и ещё кое-что, что затрудняет человеку выбор – это та цена, которую он готов за него заплатить. Эта цена представляет собой ту жертву, которую он приносит в пользу реализации своего выбора. Если же человек не готов или ещё хуже – не хочет «платить» — это является чистой воды готовностью стать жертвой. Почему?
Человек-жертва, как и любой другой, конечно же, обладает способностью принимать решения. Но вот как только появляется необходимость платить цену, от него начинают поступать всяческие жалобы на тему того, как ему «страшно-плохо-больно-жалко» или он вообще начинает искать «крайних» — тех, на кого бы свалить ответственность. По этой причине, принимая какое-то решение, всегда следует задумываться о его последствиях – о том, чем придётся поступиться. Здесь и нужно научиться задавать себе правильный вопрос: «А стоит ли это того?». Только осознавая саму ценность совершаемого выбора, человек становится способным изменить свою жизнь или оставить всё, как было раньше.
Но что ещё немаловажно – это способность брать на себя ответственность и понимать, что именно ты в ответе за то, что происходит с тобой и в твоей жизни – ты ответственен за то, какие последствия влечёт за собой тот или иной выбор.
Последствия выбора
Наиболее животрепещущим последствием любого выбора является то, что выбор чего-то одного подразумевает отказ от чего-то второго, третьего и т.д. Если мы открываем одну «дверь», нам приходится закрывать вторую. Именно поэтому, чем больше альтернатив имеет человек, тем сложнее ему приходится. В таких ситуациях люди и произносят сакраментальную фразу, что они «разрываются на части». Здесь же возникает и такой внутриличностный конфликт: «Нужно и хочется», «Не нужно и не хочется», «Нужно и не хочется», «Не нужно и хочется». И конфликт этот, непременно, должен быть разрешён. Разрешить же его человек может, прибегнув к нескольким хитрым способам.
Как сделать выбор?
Всего можно назвать три способа осуществления выбора без ущерба для себя.
Способ первый: Постараться осуществить несколько выборов одновременно. Но тут уместно вспомнить известную пословицу: «На двух стульях не усидишь». Но усидеть на двух стульях удастся вряд ли. В итоге получается, что человек выбор так и не делает, а это означает, что он остаётся на том же самом месте.
Способ второй: Оставить себе отходные пути. Человек вроде бы принимает решение и что-то делает, но то и дело мысленно возвращается к точке отсчёта, размышляя о том, что, быть может, стоит выбрать другой вариант. Результатом такого «выбора» станет то, что все решения и действия будет представлять собой движение «вилами по воде» или, как сейчас говорят: «Ни о чём», ведь чтобы выбор возымел какой-то эффект и принёс результат, необходимо выбрать один вариант окончательно и бесповоротно, напрочь забыв о другом/других вариантах.
Способ третий: Плыть по течению. Здесь всё просто: человек не предпринимает абсолютно никаких действий, и надеется на то, что выбор осуществится сам собой, без его непосредственного участия. Возможен и другой вариант: человек может ждать, пока кто-то выберет за него, чтобы смириться и оградить себя от забот. Однако этот способ коварен: несмотря на то, что время от времени сами собой происходящие выборы могут повлечь за собой вполне благоприятные последствия, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев всё происходит с точностью, да наоборот, т.е. совершенно не так, как человеку бы того хотелось.
И что же из всего этого следует? Как нужно размышлять и чем следует руководствоваться при необходимости совершения выбора?
Итог вышесказанному
Да, выбор иногда представляет собой непростую задачу. Но наиболее серьёзные и даже тяжёлые последствия может повлечь за собой не его совершение, но отказ от него. И нередко случается так, что именно этот отказ становится причиной душевных терзаний, чувства вины и разочарования, сожалений и неудовлетворённости, внутренних конфликтов, потери жизненного тонуса и желания что-либо делать, ведь несовершённый выбор – это, в первую очередь, упущенные человеком возможности. Примеров можно назвать массу, но главная идея заключается в том, что прошлого уже не вернуть.
Люди могут говорить, что они ни о чём не жалеют, и на всё «воля Бога»; что, несмотря ни на что, они продолжают жить и двигаться дальше; что всё былое осталось в прошлом и т.д. Но всё это будет напоминать самообман, если только человек не осуществил самую настоящую трансформацию своей личности. В остальных же ситуациях опыт прожитых дней всегда и всюду остаётся с ним. Наибольшей глупостью, которую вообще может сделать человек, является его нежелание осознать, что когда-то в прошлом он совершил не тот выбор – совершил ошибку.
И уже с учётом всего того, что мы сказали, можно составить небольшой алгоритм совершения правильного выбора. И выглядеть он будет примерно так:
Только так вы сможете не только научиться совершать в своей жизни преимущественно правильные выборы, но и без сожаления идти по пути длиною в целую жизнь.
Выбор в жизни человека.
Выбор в жизни человека
В каждом нашем дне присутствует выбор. И в каждом дне для нас есть выбор. Выбор, как необходимость и выбор, как возможность. Это неотъемлемая составляющая часть человеческой жизни. Практически каждое, принятое нами, решение, важное и не очень, чего бы оно не касалось, осуществляется через выбор. За свою жизнь мы совершаем множество выборов, абсолютно разного уровня, разного характера и значимости, в различных сферах нашей жизни и на различных её этапах.
Как живописное полотно рождается из маленьких и крупных мазков кисти художника, так и картину своей жизни человек пишет мазками собственных выборов и решений. Выборов повседневных и таких, что впоследствии становятся поворотными моментами жизни.
Именно выбор, который осуществляет человек, является важным формирующим фактором в жизни. Обладая движущей и направляющей силой, выбор оказывает основное влияние на её ход. Как известно, далеко не все зависит только от сложившейся ситуации и обстоятельств. Определяющее значение имеет именно то, какова реакция человека, его решения и поступки в данных условиях. Другими словами, значение имеет именно то, каким есть его выбор. Выбор, сделанный нами сегодня, создаёт наше завтра.
Не зависимо от того, совершаем ли мы выбор в какой-либо повседневной и, по сути своей, не значимой ситуации, либо же принимаем важное решение, способное повлиять на нашу дальнейшую жизнь, и в том и в другом случае выбор затрагивает нашу личность, проявляет её. И если выбор совершается нами самостоятельно, осознанно и осмысленно, то он определяет и раскрывает нашу личность в полной мере, обретая характер личностного выбора.
Каждому человеку в определённый момент жизни приходится сталкиваться с необходимостью выбора, имеющего судьбоносное значение. И стоит заметить, чем больше человек привык совершать осознанные, самостоятельные личностные выборы в своей повседневности, тем выше будет его готовность к принятию важных решений, тем сознательнее будет подход к осуществлению выбора в ответственный момент.
Но как часто перед выбором мы останавливаемся в нерешительности. Как часто нам бывает сложно сделать выбор и двигаться дальше. Мы понимаем, что выбирая один вариант, другой мы отвергаем. Выбирая одну возможность, для другой мы закрываем дверь. Нас пугает неизвестность, возможность ошибиться, нам мешает непонимание себя, своих желаний и, порой, даже того, для чего мы этот выбор делаем. Выбор – это решение задачи. А для верного решения, в первую очередь, необходимо понять суть задачи.
Никто не застрахован от ситуаций, в которых, по разным причинам, бывает сложно сделать выбор. И, тем более, не возможно всегда быть уверенным, что твой выбор окажется всегда правильным. Но чем лучше человек знает себя, свои жизненные ценности и приоритеты, чем яснее и чётче его представление о том, чего он хочет в жизни – тем проще и определённее для него становится процесс выбора. Потому что человек, в таком случае, понимает суть поставленной перед ним задачи, осознаёт смысл и цену своего выбора.
Важным условием так же есть осознание того факта, что каждый из нас сам ответственен за свой выбор. В первую очередь перед самим собой. Не беря на себя ответственности за свою жизнь, за своё «Я», человек тем самым лишает себя силы, принимает роль жертвы обстоятельств или марионетки в чужих руках. Стоит ли говорить о том, что без самостоятельного движения по жизни человек вряд ли сможет дать полноценное развитие и реализацию собственной личности. Принятие ответственности даёт человеку возможность быть сильнее обстоятельств, самому задавать и менять направление движения, а не плыть по течению. И не важно, сделали ли мы свой выбор или вообще отказались от принятия решения, позволив тем самым решать за нас другому человеку, случаю или времени – при любом варианте результат будет принадлежать нам. Вопрос лишь в том, окажется ли он для нас удовлетворительным. И значение имеет только это. У нас есть выбор – либо самим предпринимать действия, прикладывать усилия и ответственно строить свою жизнь самостоятельно, либо же находиться во власти обстоятельств и других, более сильных и решительных людей. Быть или казаться?
Все наши выборы, хоть и совершаются на разных уровнях и в различных сферах, на самом деле, есть частью единого целого. Это единое целое есть суть нашей жизни – наше предназначение. То, что должен и может реализовать только сам человек. И никто другой за него этого сделать не сможет. А это значит, что нужно иметь смелость, желание и стремление жить собственной жизнью, каждый раз делая осознанный личностный выбор, в независимости от его уровня сложности и важности.
Каждый человек индивидуален, каждый имеет своё жизненное предназначение, сокрытое в его личности. И суть важным есть прожить свою жизнь, в полной мере проявляя свою личность и индивидуальность, пройти свой путь, реализовать свое предназначение, каждый день делая свой выбор.
(Учащиеся обменивают жетоны на жизненные ценности)
УЧ. Все ли жетоны израсходованы? Почему? Почему не хватило?
Хотели бы вы изменить свое решение? Почему?
Подведем итог, давайте увидим общую картину Вашего выбора. Я предлагаю всем пройти к доске и прикрепить стикеры по группам (образование, любовь и дружба, слава, здоровье, материальные блага).
УЧ. Это был ваш выбор для себя. ОН есть всегда. ОН рационален (так как мы выбираем для себя). Мы всегда чем- то жертвуем. НО в жизни есть другие ситуации. Когда нужно сделать выбор в пользу другого человека (слайд).
Мальчик, подающий надежды, одаренный ребенок.
ПАРЕНЬ, единственный кормилец многодетной семьи.
Профессор, работающий над внедрением лекарства от рака.
Политик, депутат государственной думы.
(В результате работы получаются группы). Выбор труден? Смогли бы вы прийти к одному решению? Скажите, выбор рационален?
(Возврат к слайду) Выбор есть, мы жертвуем, но выбор не всегда рационален Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить?
УЧ. Возьмем обыденную ситуацию. Школа. Перемена. Уйти или не уйти с урока? Группа слева приводит доводы – ЗА, справа – ПРОТИВ. (Один из учеников должен выслушать доводы и выбрать ЗА и ли ПРОТИВ).
(Возврат к слайду) Выбор есть, мы жертвуем, выбор рационален? На сколько, актуальна эта тема? Каждый выбирает для себя. Выбираем тоже – как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя! Я желаю Вам легкого выбора, о котором бы Вы не пожалели.
Чем должен руководствоваться человек при выборе жизненного пути? По тексту В. П. Аксёнова (ЕГЭ по русскому)
На протяжении всей жизни человек сталкивается с выбором, но порой он невероятно сложен. Так чем должен руководствоваться человек при выборе жизненного пути? Именно эту проблему поднимает в тексте
Автор рассматривает данную проблему на примере беседы двух друзей Саши Зеленина и Алеши Максимова. Саша говорит: «. на распределении я услышал, что в этом поселке два года не было не было врача, и попросил туда назначение».
Автор показывает, что Саша высоко нравственный человек, ведь он решил стать врачом в небольшом поселке, потому что понимал, что он нужен жителям. Он совершил благородный поступок, сделал выбор не в пользу своих желаний, а в пользу тех людей, которые действительно нуждаются в помощи. Он достойно проявил свои лучшие качества, смог подавить свои желания во имя других людей.
Также стоит обратить внимание на мысль автора о том, что данный поступок Зеленин считает своей обязанностью перед людьми: «Поехать туда — мой гражданский долг». Моральные устои Саши просто не позволили бы ему оставить несчастных жителей поселка на «произвол судьбы». Он понимает, что его врачебный долг состоит в том, чтобы спасать нуждающихся. он не может поступить иначе, ведь его душа будет несчастна, если он не поможет тем людям. Саша понимает, что думать при выборе своего пути надо не только о своих амбициях, но и о благополучии других людей. Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать, чем должен руководствоваться человек при выборе жизненного пути.
Размышляя над данной проблемой, автор приходит к выводу, что, когда человек стоит на распутье дорог и размышляет о вариантах своего будущего, он не должен зацикливаться на
своих стремлениях, он должен задуматься о других людях, о той пользе, которую он может принести. Автор убежден, что высоко нравственный человек не совершит выбор, основываясь лишь на собственных намерениях, лишь на собственной воле.
Нельзя не согласиться с позицией автора, ведь люди, думающие только о себе, к концу жизни понимают, что они несчастны, что они прожили жизнь зря, ведь одна из целей человеческого бытия состоит в том, чтобы любить ближнего, быть готовым помочь в трудную минуту любому, будь то близкий тебе человек или же незнакомец. Нельзя потратить жизнь только на себя. Эгоистичные люди могут думать, что добились успеха, отгородившись от общества и лишь идут к своей цели, совершенствуя самих себя, но на самом деле их душа несчастна, ведь любой человек, выбравший путь одиночества, в конце придет к выводу, что его жизнь была вовсе не жизнью, а просто существованием, бессмыслицей.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что прав был В. П. Аксёнов, сказав, что при выборе жизненного пути необходимо руководствоваться не своим благополучием, а чужими желаниями и интересами.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Психология принятия решений или Как мы делаем выбор?
На протяжении всей жизни человеку приходится делать выбор. В какой университет поступить, на какой машине ездить, или что купить на ужин. Возможность выбирать — это проявление свободной воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Вместе с тем, выбор всегда сопряжен с трудностями. Хотя бы потому, что придется отказываться от одного в пользу другого.
Маркетологи и продавцы на протяжении десятилетий пытались понять психологию принятия решений. И им удалось сделать определенные выводы. Сегодня эти наработки могут помочь интернет-предпринимателям повысить конверсию и превратить потенциальных клиентов в реальных покупателей.
Что такое выбор?
Начнем с основ. Американская компания Merriam-Webster, издатель справочников и словарей, определяет принятие решения так — это возможность выбирать между двумя и более позициями.
Так называемая «теория выбора» Уильяма Глассера (William Glasser) основывается на том, что человек делает выбор, дабы удовлетворить пять своих основных потребностей: безопасность, любовь, самореализация, свобода и развлечения.
Шина Айенгар (Sheena Iyengar), профессор Колумбийского университета Бизнеса, изучающая психологию выбора, предлагает третье определение: «Выбор — это предпочтение человека. Есть люди, замечающие даже малейшие различия между, казалось бы, одинаковыми вещами. Именно в том, чтобы выбрать один продукт из двух на первый взгляд идентичных, и кроется суть явления».
О предпочтениях
Есть еще один термин — предпочтения человека. В соответствии с теорией Merriam-Webster: «Это склонность, связанная с темпераментом или мировоззрением, иногда неосознанное решение».
Предпочтения заложены в нашем сознании. Они формируются на протяжении всей жизни, и часто человек даже не может объяснить, почему ему нравится определенная вещь.
Например, кто-то больше хочет завести собаку, чем кошку. Из-за чего? Причина в том, что собаки более дружелюбны, привлекательны и добры. Большинство людей смогут ответить на этот вопрос. С другой стороны, многие не найдут объяснения тому, почему они предпочитают красный цвет синему. Им нравится — и все. В этом и состоит разница между осознанными и неосознанными предпочтениями.
Ассоциации и их влияние на поведение
В психологии ассоциации определяются как «часто неосознанная реакция в ответ на раздражитель». Был проведен эксперимент, по результатам которого определено влияние ассоциаций на поведение человека.
В исследовании принимали участие две группы людей. Одной было предложено прочесть фразу «желтый банан», другой — «желтое небо». В первом случае заминок не возникло, а во втором — большинство людей запнулись перед тем, как произнести «небо», и удивились именно такой связи слов. Этот эксперимент демонстрирует то, что ассоциации чаще всего возникают на бессознательном уровне.
Ассоциации и выбор
Ассоциации оказывают большое влияние на то, какой выбор сделает человек. И это доказывается еще одним экспериментом, проведенный в 2001 году Фредериком Броше (Frederic Brochet). Ученый предложил респондентам оценить вино из двух разных бутылок. Он упомянул о том, что один из предоставленных экземпляров стоит дороже второго. На деле же в две бутылки налили одинаковый напиток. Большинство людей, попробовав оба вида, сказали, что дорогой — вкуснее и «интереснее», тогда как дешевый проигрывает по многим параметрам, и отдали предпочтение первому.
Результаты эксперимента демонстрируют связь между ассоциациями и выбором. Дорогой — значит качественный, лучший. И поэтому именно данный товар более популярен. Проблема таких неосознанных ассоциаций в том, что они исключают понимание реального качества продукции.
Предпочтения и выбор
Как было сказано выше, предпочтения бывают осознанными и неосознанными. Второе в психологии относят к поведенческим тенденциям, влияющим на выбор человека. Перечислим четыре фактора, определяющих бессознательное принятие решения.
1. Выбор зависит от «первого впечатления»
2. Выбор зависит от контекста
3. Выбор зависит от окружения
Многие называют это «стадным чувством» — когда новый человек в группе выбирает то же самое, что и большинство других членов сообщества. Он делает это потому, что боится выделиться и навлечь на себя осуждение.
4. Выбор зависит от «страха потери»
«Страх потери» — известная в психологии теория, она применима и к тому, как человек делает выбор. Если он боится потерять или упустить какую-либо вещь, то наверняка выберет именно ее — просто потому, что потом ее не будет.
Почему выбирать всегда сложно?
«Три месяца назад я собрал вещи и переехал в другой город, потому что подписал контракт на работу с компанией, о существовании которой узнал совсем недавно» или «Вчера я купил два вида сыра, оба никогда не пробовал».
Очевидно, что ошибка в выборе сыра является гораздо менее болезненной, чем выбор неудачного места работы. Кроме того, сыр можно просто не есть, или вернуть в магазин, то есть изменить свое решение. И все же, человек, который это написал, сказал, что выбрать переезд в другой город ему было гораздо проще, чем взять сыр.
Избыточный выбор
В среднем, в супермаркете бывает в наличии более 30 000 наименований разных продуктов. Даже без проведения экспериментов можно сказать, что выбор сложно сделать, когда перед глазами такое количество товаров.
Шина Айенгар провела эксперимент в магазине города Пало-Альто, где было представлено 348 видов варенья. Она вынесла стенд с 6-ю сортами за пределы магазина и увидела, что прохожие мало обращают внимание на представленные продукты. Когда на стенд добавили баночки с другими сортами, желающих попробовать джемы прибавилось, но выбор покупатели делали долго.
Такой вот парадокс: предлагаешь меньше — не обратят внимания, предлагаешь больше — потребители мучаются с выбором. Нужно искать «золотую середину».
Выбор требует энергии
«Я стараюсь сократить возможность выбора в мелочах. Не хочу думать о том, что мне заказать на обед, или что носить. Потому что есть слишком много других вопросов, по которым нужно принимать решения» — так однажды сказал Барак Обама, президент США.
И не только он следует этой логике. Создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг, и «отец» корпорации Apple Стив Джобс носили каждый день практически одно и то же. И не потому, что они не разбираются в моде. Выбор требует напряжения и провоцирует усталость.
Как облегчить процесс принятия решения?
Есть некоторые решения, которые никогда не будут даваться легко. Но к счастью для маркетологов и продавцов, это не относится к ним. Есть конкретные и вполне реальные способы, с помощью которых можно сделать процесс покупки приятнее и проще. Эти методы почерпнуты из книги «Как облегчить выбор» уже известной нам Шины Айенгар.
Столкнувшись с проблемой изобилия, люди с меньшей вероятностью что-то выберут. Об этом мы писали выше. Хитрость заключается в том, чтобы найти баланс между слишком широким ассортиментом и достаточным количеством товара. Это сложно, но если компании удастся это сделать, успех обеспечен. Когда производитель Proctor&Gamble сократил линейку Head&Shoulders с 26 до 15 продуктов, продажи увеличились на 10%.
2. Больше конкретики
«Чтобы люди быстрее определялись с выбором, они должны четко понимать возможную выгоду от покупки того или иного товара» — говорит Шина Айенгар.
3. Классифицируйте продукты
Вспомните супермаркет, где в наличии находится более 30 000 товаров. А теперь представьте, что молоко будет стоять на полке рядом с шампунями, а мыло — рядом с мясом. Это хаос. Поэтому работают умные мерчандайзеры, и мы, заходя в супермаркет, не чувствуем себя потерянными в таком изобилии.
4. Начните с простого
Если бы вам предложили укомплектовать самостоятельно автомобиль, с чего бы вы начали? Немецкий производитель автомобилей предоставил возможность покупателям создать свою модель машины. Выяснилось, что когда сначала давалось меньше позиций для выбора, то решения принимались медленно. После, выбирая из 56-ти различных цветов для автомобиля, потребители стали более активными.
Выбор может быть трудным, но мозг человека действительно способен на многое, ведь известно, что для имитации 1 секунды мыслительного процесса понадобится 82 944 процессора.
Начиная с простого, и постепенно усложняя выбор, вы делаете принятие решения легче, чем в случае, когда вы предоставляете сразу много альтернатив.
Вместо заключения
Мотивы принятия решений не всегда рациональны. Скажем больше — они почти всегда иррациональны. Выбор зависит от множества факторов: даже от того, позавтракали ли вы или что надели утром.
Знание психологических факторов, влияющих на этот процесс, поможет маркетологам и продавцам улучшить бизнес и увеличить продажи.