Чем может торговать самозанятый на вайлдберриз
Wildberries начинает сотрудничать с самозанятыми
Для онлайн-ритейлера это возможность расширить ассортимент уникальными товарами и обрести заметные конкурентные преимущества. Эксперты считают, что малые производители одежды, обуви, аксессуаров и сувениров будут заинтересованы в работе с площадкой.
Решив сотрудничать с самозанятыми, Wildberries идет по пути китайского маркетплейса AliExpress, который продает товары мелких производителей из Китая. В планах онлайн-ритейлера — привлечь к 2020 году до 3 000 новых партнеров, отмечает «Коммерсантъ». А в целом мелкие производители помогут Wildberries увеличить количество поставщиков до 18 000.
По словам представителей Wildberries, взаимодействие с самозанятыми будет осуществляться в электронном формате на специальном портале. Чтобы сделать площадку более привлекательной для поставщиков, компания снизила для них комиссию — с 38 % до 19 %. А с лета 2018 года для партнеров начали открываться центры экспертизы электронной коммерции, которые выполняют одновременно образовательные и логистические функции. Здесь можно принять участие в обучающих курсах и семинарах по интернет-торговле, а также получить всю необходимую информацию о работе с электронной площадкой.
Пока в качестве самозанятых могут зарегистрироваться те, кто ведет деятельность в регионе проведения эксперимента: Москве, Московской или Калужской областях, Республике Татарстан. При этом сумма дохода нарастающим итогом в течение года не должна выходить за лимит 2,4 млн руб. Также установлены налоговые ставки для самозанятых: 4 % – если доход за товар, работы или услуги поступил от физлица, 6 % – если поступление идет от юрлица или ИП.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
«Как Ozon, Wildberries и Яндекс сотрудничают с самозанятыми»
Режим самозанятости набирает популярность, поэтому большие компании пересматривают правила своей работы. Почему такое сотрудничество выгодно для обеих сторон?
Что компании предлагают самозанятым
Ozon предлагает частично покрывать расходы на мобильную связь и бензин, а также выплачивать бонусы за доставленные вовремя товары. Для расчетов за доставку Ozon выдает каждому курьеру кассовый терминал. С самими курьерами компания рассчитывается через приложение «Мой налог» раз в неделю, по четвергам.
Что это дало самозанятым. Самозанятый может самостоятельно планировать свою нагрузку — он может весь день доставлять заказы по десяткам адресов или доставить всего пару посылок в свободное от основной работы время.
За одну доставку в Ozon курьер получает от 100 рублей. Чтобы получить среднюю зарплату, 50 000 рублей, ему нужно отработать 15 смен и за каждую доставить 30 посылок.
Что это дало компании. Компания оценивает новую систему доставки положительно, поэтому за 2020 год Ozon планирует полностью перейти на курьерскую доставку самозанятыми.
Такое решение было принято по простой причине: многие курьеры совмещают работу в нескольких местах или рассчитывают только на подработку. В таком случае и для компании, и для работника не слишком интересно заключать постоянный договор найма, а самозанятость снимает эту проблему.
Кроме того, такая система позволит запустить курьерскую доставку даже в маленьких населенных пунктах, что поможет доставлять товары быстрее.
Ozon Seller
Что предлагают. Еще один вариант подработки для самозанятого в Ozon — продажа своих товаров через маркетплейс. В октябре 2019 года товары от самозанятых начали принимать в новом сортировочном центре в Казани. Работа строится по стандартным правилам маркетплейса — компания берет комиссию только за доставленные товары и выплачивает деньги дважды в месяц. В личном кабинете у продавца есть доступ к аналитике и финансовым отчетам по каждому товару.
Что это дало самозанятым. Для самозанятых это хорошая возможность расширить географию и объемы своих продаж без расходов на рекламу и продвижение. Нужно зарегистрироваться в сервисе и заполнить карточку товара — товар увидят миллионы покупателей по всей России, а рекламу и доставку возьмет на себя Ozon.
Что это дало компании. Товары от самозанятых значительно расширяют ассортимент интернет-супермаркета. Кроме того, за каждый проданный товар Ozon забирает свой процент комиссии, поэтому компании выгодно продвигать своих продавцов на маркетплейсе.
Wildberries
Что предлагают. В октябре 2019 года Wildberries начал сотрудничать с самозанятыми в качестве поставщиков товаров. В основном к ним относятся начинающие производители одежды, обуви, аксессуаров и сувениров. В июле 2019 года компания начала открывать центры экспертизы. В них круглосуточно принимают товары от локальных поставщиков, а эксперты проводят семинары по интернет-торговле.
Что это дало компании. На Wildberries стали появляться интересные и уникальные товары, которые нельзя найти в обычных магазинах. Это вызывает интерес у тех, кто хочет купить необычные вещи без проблем с доставкой и оплатой, поэтому поток покупателей увеличивается. Таким образом Wildberries получает сильное конкурентное преимущество, а самозанятые будут заинтересованы в работе с такой крупной площадкой.
Самозанятые.рф также готовит к запуску свой маркетплейс. На нем можно будет продавать не только товары, но и услуги. Достаточно зарегистрироваться на сайте или в приложении, найти задание и оставить на него заявку, выполнить и выставить чек. Подпишитесь на уведомления и узнайте о запуске маркетплейса первым.
Яндекс.Еда и Delivery Club
Что произошло. Сервисы доставки еды тоже начали переход на услуги самозанятых. Раньше заказы доставляли через логистические компании: диспетчер получал заказы и распределял их между курьерами. При таком порядке курьеры не могли самостоятельно управлять своим графиком, получали штрафы и теряли часть заработанных денег.
Что это дало самозанятым. При оформлении самозанятости человек работает напрямую с Яндекс.Едой или Delivery Club. Из всей цепочки пропадает звено-посредник в виде логистической компании, через которого проходили все платежи: при любой системе налогообложения с каждой выплаты курьеру удерживали проценты.
Еще один плюс — курьер может самостоятельно распоряжаться своим временем и составлять удобный график. От этого же напрямую зависит и его зарплата: больше доставок — больше денег.
Что это дало компаниям. Яндекс снимает с себя часть налоговой нагрузки: с самозанятыми работать дешевле, чем заключать договоры подряда с ИП или ООО. Также для компании значительно уменьшается объем документооборота, потому что обработать чек проще, чем кипу счетов.
Яндекс.Такси, Ситимобил и Максим
Что предлагают. Один из первых сервисов перевозки, который появился в приложении «Мой налог», — Яндекс.Такси. С тех пор к нему присоединились Ситимобил и Максим.
Раньше схема работы таксистов напоминала ту, которую использовали в доставке еды: таксопарк или логистическая компания распределяла заказы между водителями по их загруженности. А если таксист открывал ИП, то на него ложилась обязанность платить налог и самостоятельно сдавать отчетность в ФНС.
Сейчас для водителей Яндекс.Такси работает система привилегий: есть скидки на заправках и мойках, а также в ресторанах быстрого питания. За оперативное исполнение заказов и положительные отзывы водители получают бонусы, которые можно потратить у партнеров Яндекса.
Заработок таксиста в час зависит от региона, количества заказов и общего отработанного времени за рулем. Чтобы зарабатывать еще больше, можно возить пассажиров на своей машине и не платить комиссию таксопарку.
Что это дало компаниям. Яндекс.Такси теперь появилось даже в отдаленных регионах страны. Это подразумевает рост клиентской базы и лояльности к бренду, а также увеличение штата водителей и скорости исполнения заказов. С каждого заказа Яндекс взимает комиссию в зависимости от выбранного тарифа: «Эконом», «Комфорт», «Бизнес» и так далее. Обычно это 18–20% от суммы за поездку.
Яндекс.Дзен и Яндекс.Толока
Что предлагают. С осени 2019 года Яндекс.Дзен напрямую работает с самозанятыми и выплачивает им полную сумму заработка, без вычета налогов и взносов. Подробно мы об этом рассказали в статье « Официальный автор или блогер: самозанятость в Яндекс.Дзене ».
Следом за Дзеном среди партнерских сервисов в приложении «Мой налог» появилась Яндекс.Толока. В этом сервисе люди обучают поисковых роботов, выполняя простые задания: оценить картинки, просмотреть комментарии, изучить выдачу страниц по запросу. Поскольку такая работа оказалась достаточно простой и привлекательной, сейчас с Толокой работает около 4 млн исполнителей.
Что это дало самозанятым. Выполнение простых задач может приносить 50–100 долларов в месяц — это около 3000–6000 рублей. Деньги можно выводить на карту, но раньше могли быть проблемы с подтверждением таких доходов. Режим самозанятости снимает этот вопрос и делает такой заработок официальным.
На НПД самозанятый сможет получать налоговый вычет, а еще у него не будет ограничений, при оформлении ипотеки или туристической визы.
Что это дало компании. Большое количество дешевых тестировщиков помогает сервисам Яндекса развиваться быстрее и не привлекать для рутинной работы штатных специалистов. У штатных экспертов появляется больше свободного времени для сложных задач, а у компании — больше проектов.
Озон запустил сотрудничество с самозанятыми: требования, условия, нюансы
Ранее с самозанятыми работали только Wildberries и Aliexpress Russia. Недавно к ним присоединился Ozon – один из самых крупных мультикатегорийных маркетплейсов в РФ. Теперь самозанятым предпринимателям доступны гораздо большие возможности в плане развития, нежели при торговле через соцсети или свои сайты.
Главные преимущества – доступ к огромной, многомиллионной аудитории, эффективные инструменты продвижения, которые помогают увеличить продажи. Маркетплейс может стать отличным источником дополнительного дохода для начинающих предпринимателей. При этом поначалу даже не обязательно бросать основное место работы на полную ставку.
В нашем новом материале расскажем об условиях и требованиях, которые выдвигает «Озон» к самозанятым.
Основные условия Ozon для самозанятых
Ozon сотрудничает с продавцами, у которых есть официально оформленный статус самозанятости. Данный факт строго проверяется модераторами на этапе регистрации. Заявки одобряют только уже действующим плательщикам НПД.
Если у вас еще не оформлен статус, займитесь этим вопросом прежде, чем регистрироваться на маркетплейсе. Обратите внимание, что спецрежим доступен не всем.
На нем не могут работать:
В основном ограничения для самозанятых касаются самой продукции и способов ее реализации.
То есть, эта категория может продавать на маркетплейсе товары собственного производства:
Исключение – продукция, подлежащая обязательной маркировке и сертификации. Даже, если она изготовлена собственноручно. Например, детские игрушки, лекарства, обувь, шубы, молочная продукция, торты. Такие товары от самозанятых «Озон» не примет.
Полный перечень подакцизной и маркируемой продукции можно посмотреть на сайте «Честный Знак».
Единственная загвоздка в том, что с 2024 года в РФ, скорее всего, будут маркироваться все товары. Тогда реализация на режиме НПД, в том числе и продукции, сделанной своими руками, станет проблемой.
Доступные модели работы на платформе
Продавать на маркетплейсе пользователи спецрежима могут только с собственного склада. Схема FBO для них недоступна.
Им предлагается 2 модели продаж на выбор:
В стандарт-доставке на схеме RFBS можно выбрать нескольких перевозчиков сразу. Их указывают в методах доставки. Работа с некоторыми организациями на Ozon автоматизирована. Но в большинстве случаев продавцу нужно будет следить за процессами самостоятельно.
Для интегрированных перевозчиков в кабинете указаны актуальные тарифы, география и сроки доставки в разные регионы/города. Чтобы обновить статус отправленных через них заказов, достаточно добавить соответствующие трек-номера в кабинет. После этого система обновляет данные автоматически.
В список интегрированных компаний входят:
Сотрудничая с неинтегрированным перевозчиком, продавец должен сам указывать географию и сроки доставки. По поводу тарифов нужно договариваться напрямую. Также придется отслеживать статус посылок на сайте транспортной компании и менять его в личном кабинете.
Стоимость стандарт-доставки определяется тарифами выбранной логистической службы. В основном это зависит от способа отгрузки, скорости и варианта доставки.
Экспресс-метод предусматривает самостоятельную отправку, через курьера или такси. О стоимости логистики на разных моделях работы расскажем в одном из следующих разделов.
Особенности регистрации и пользования личным кабинетом
Чтобы начать работать на маркетплейсе, самозанятым необходимо выполнить обычную регистрацию. После завершения процедуры платформа даст доступ к личному кабинету для управления продажами.
Там нужно будет указать расчетный счет. Важно, чтобы он принадлежал именно плательщику НПД. Выплаты на него будут приходить 15-го и 25-го числа каждого месяца.
Также предполагается, что самозанятые смогут пользоваться гибким графиком выплат. Это новый финансовый инструмент, в рамках которого чистая прибыль за продажу начисляется ежедневно буквально по нажатию двух кнопок. Он доступен для партнеров, прошедших специальную оценку маркетплейса.
Условия подключения:
В процессе регистрации следует указывать достоверные данные и документы. Договор для самозанятых такой же, как для ИП и ООО.
Если при проверке выяснится, что у продавца нет статуса самозанятого, ему откажут в заключении договора. Проверку делают через ФНС. Если такой факт выяснится в будущем, платформа может приостановить продажи или полностью расторгнуть договор с партнером.
Тем, кто уже раньше регистрировался на «Озон» в качестве самозанятого, необходимо повторить регистрацию с другой электронной почты. Это связано с тем, что на маркетплейсе нельзя изменить информацию в уже созданных личных кабинетах.
Страница регистрации на маркетплейсе
Самозанятым продавцам доступны лишь те услуги и товарные категории, которые не запрещены налоговым режимом. Все остальное в личном кабинете скрыто для того, чтобы селлерам было проще соблюдать законодательство.
Поскольку плательщики НПД продают уникальный товар собственного производства, им придется создавать карточку для каждой позиции самостоятельно. Прикрепиться к чужой в данном случае невозможно.
Оформлять карточки необходимо в соответствии с правилами платформы. Перед этим стоит изучить требования к названиям, фотографиям, описанию.
Желательно указать в карточке, что это уникальное изделие ручной работы:
Работая на маркетплейсе, важно выполнять все требования закона по отношению к самозанятости:
Для отгрузки продукции нужно будет готовить стандартные акты и транспортные накладные. Их можно загрузить с личного кабинета.
«Озон» подчеркивает, что ответственность за соблюдение законодательства и нарушение правил – на предпринимателе.
Если по какой-то причине продавец теряет статус самозанятого (прекращает самостоятельно, теряет право на применение режима), он обязан немедленно сообщить об этом маркетплейсу и приостановить продажу товара по договору. При смене режима налогообложения придется создать новый личный кабинет.
Комиссия для самозанятых
Размер комиссии для продавцов со статусом самозанятости не отличается от тарифов для остальных селлеров. С каждой продажи высчитывается определенная сумма в зависимости от категории продукции. Комиссия в разных категориях составляет от 4% до 15%. С февраля 2021 года ее значительно уменьшили.
Текущие тарифы на некоторые категории:
С полной таблицей комиссии за продажу по категориям можно ознакомиться в разделе базы знаний маркетплейса «Комиссии и тарифы».
На «Озон» бывают случаи, когда в момент оформления заказа товарная категория не определяется. В таких ситуациях берется комиссия в размере 9%.
Сумма оплаты за доставку при работе по схеме FBS формируется с учетом следующих критериев:
Механизм формирования стоимости логистики для продавцов на схеме FBS
К примеру, из Москвы в Казань нужно доставить посылку с одеждой по цене 1 500 рублей. Ее объем – 1,5 литра. Вес – 1,1 килограмм. Расходы за обработку и доставку составят 215,70 рублей:
Селлеры, работающие на RFBS, из Москвы, Подмосковья, Питера и Новосибирска могут выполнять экспресс-доставку по методу «Партнерами Ozon». Это перевозка посылок от склада продавца до конечного потребителя.
В данном случае действует несколько тарифов в зависимости от расстояния:
При отказах от получения посылки к полной стоимости доставки добавляется еще половина суммы тарифа.
Рассчитать потенциальные расходы и ожидаемую прибыль с конкретного товара можно в специальном онлайн-калькуляторе:
Заключение
Раньше «Озон» работал только с самозанятыми курьерами. В последнее время количество запросов на подключение обычных предпринимателей со статусом самозанятости превысило несколько десятков в месяц. Поэтому маркетплейс добавил возможность сотрудничества и с данной категорией продавцов.
Это сделано с целью поддержки начинающих предпринимателей и расширения ассортимента платформы за счет уникальной продукции. Сейчас в России около 2 500 000 самозанятых. По данным аналитиков в 2024 году эта цифра превысит 8 000 000.
Обязательные условия Ozon для пользователей спецрежима:
Процесс регистрации, размер комиссии за продажу и тарифы логистики для плательщиков НПД на «Озон» такие же, как для ООО и ИП.
Задать любые дополнительные вопросы по поводу работы самозанятых на маркетплейсе можно в службу поддержки. Доступ к ней есть в личном кабинете каждого селлера. Все сотрудники службы предварительно прошли специальный курс по оказанию помощи самозанятым. Поэтому селлер может рассчитывать на профессиональные, компетентные ответы по теме.
Какую систему налогообложения выбрать, продавая товары через маркетплейс на примере сотрудничества с WildBerries
Эта статья поможет вам выбрать систему налогообложения для торговли через маркетплейс, подскажет: на что обратить внимание при заключении договора с интернет-магазином, нужно ли применять онлайн-ККТ, а также какие подводные камни могут быть связаны с расчетом налогов, с которыми сталкивались на практике предприниматели, уже ведущие бизнес на WildBerries.
Какой договор заключать с маркетплейсом
Компании и ИП продающие товар через интернет-магазин занимаются дистанционной розничной торговлей. Маркетплейс при этом выступает в роли посредника, разрешая на своей площадке размещать и продавать товар, поэтому обычно он предлагает заключить с ним один из видов посреднического договора (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
По посредническому договору посредник действует в интересах и за счет доверителя. Это означает, что право собственности на товары, переданные на реализацию, к посреднику не переходит, а расходы, понесенные посредником в связи с исполнением договора, должны быть ему возмещены.
Однако те, кто решат сотрудничать с WildBerries увидят «договор о реализации товара» на платформе агрегатора, такая форма договора выбрана интеренет-магазином для страховки собственных рисков связанных с качеством и происхождением товара, но по сути, это те же агентские отношения. Поэтому для продавца ничего не меняется за исключением того, что за качество товара именно он несет полную ответственность перед конечным покупателем.
На что обратить внимание, закупая товар для продажи на маркетплейс
Закупая товар для продажи, обратите внимание на то, чтобы поставщик товара не запрещал вам его перепродавать через маркетплейсы. Такие условия могут быть предусмотрены в договоре поставки (ФЗ №135 от 26.07.2006 года, постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А63-10169/2010 от 14.11.2012 года). Иначе придется судиться и иметь проблемы с производителем товара или его дилером.
Регистрация предпринимательской деятельности для торговли через маркетплейс
Предпринимательство без регистрации уголовно наказуемо (ст. 171.УК РФ), кроме того просто как с физлицом WildBerries не станет с вами подписывать никаких документов. Поэтому придется как-то оформить свою деятельность. Выбирать вы будете из самозанятости, ИП и ООО.
Бизнесменам одиночкам с выручкой до 2,4 млн. руб. в год выгоднее стать самозанятыми. Налог минимальный и никаких отчетов сдавать не надо. Те, у кого есть наемные сотрудники и выше годовые оборот, регистрируют ООО или ИП.
Первый вариант выбирают обычно, когда в бизнес вкладываются несколько партнеров, а через ИП легче выводить наличные, кроме того эта организационно-правовая форма подойдет тем, кто закупает товар в Китае и не может подтвердить документально его приобретение. Ведь ИП в отличие от ООО вести в полном объеме бухучет не обязаны.
Какой выбрать ОКВЭД для торговли через маркетплейс
Не забудьте, перед тем как начать торговать на платформе интернет агрегатора, зарегистрировать в ФНС нужный ОКВЭД. Для этих целей подходит код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Требуется ли покупка онлайн-кассы при торговле через маркетплейс
Какую ставку НПД вправе применять самозанятый, торгующий на маркетплейсе
Начинающие бизнесмены зачастую выбирают самозанятость, возникает вопрос, по какой ставке платить НПД 4% или 6%? Сразу скажу ответ на него спорный, законодательно он четко не урегулирован. Официальных разъяснений чиновников дающих ответ на вопрос тоже нет.
Поскольку деньги самозанятый получит от агента-маркетплейса, а он юридическое лицо ООО «Вайлдберриз», то должна применяться ставка 6%, в тоже время конечными покупателями платформы являются физические лица, что наводит на мысль о правомерности использования ставки 4%.
Налоговики в частных разъяснениях настаивают на ставке 6% из-за того, что деньги не поступают напрямую от физлиц, а их перечисляет организация. Соответственно, и чек в мобильном приложении нужно сформировать с указанием ИНН маркетплейса как покупателя. Аналогичные разъяснения есть на сайте ФНС https://npd.nalog.ru/.
Если вы решитесь применять по НПД ставку 4% исходя из той логики, что участвующий в расчетах посредник интернет-магазин не приобретает права собственности на товары, то высоки риски спора с контролерами. Судебная практика по аналогичным ситуациям на настоящее время не сложилась. По этой причине сложно прогнозировать, на чью сторону в споре встанет суд.
Можно ли применять НПД, если самозанятый производит фасовку чужих товаров, собирая их в наборы и продавая под своим логотипом
Еще один подводный камень, на который нужно учитывать самозанятым, это то в каком случае у вас возникает готовая продукция, подпадающая под НПД, а в каком нет.
Например, если вы закупаете товары у производителя и фасуете ее в новую упаковку под своим логотипом, то продавать такой товар через маркетплейсы, нельзя. В такой ситуации самозанятый не осуществляет дополнительной обработки закупленной продукции, а производит только ее расфасовку для продажи, что не считается производством готовой продукции.
Но если самозанятый покупает готовые футболки или худи и наносит на них рисунок, вышивку, декор и т.д., то это считается производством готового изделия и НПД применять, продавая товар на маркетплейсе допустимо.
Почему ИП нельзя купить патент для торговли через маркетплейс
Если вы решили работать через ИП, первое что приходит на ум купить патент. Ведь в отличие от УСН, и уж тем более ОСНО никаких отчетов в налоговую инспекцию сдавать не требуется. Однако применять ПСН предпринимателю не получится.
При продаже изделий собственного производства нельзя получить патент на розничную торговлю (подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК, письмо Минфина № 03-11-11/7293 от 07.02.2019 года). Кроме того по мнению Минфина и ФНС, при торговле через интернет запрещается применять патент (письма Минфина № 03-11-11/40049 от 03.06.2019 года, № 03-11-09/73386 от 20.08.2020 года, которое ФНС направила инспекциям для использования в работе письмом № КВ-4-3/13872 от 28.08.2020 года).
Что выбрать ОСНО или УСН
После того как вы решили, что открыть ООО или ИП, требуется определиться с системой налогообложения, варианты: упрощенка (УСН) или общий режим (ОСНО). На самом деле выбор между упрощенной и общей системой налогообложения стает только у крупных компаний с годовой выручкой приближающейся к 200 млн. руб.
Ведь на ОСНО самые высокие ставки налогов и самая сложная отчетность. Поэтому по умолчанию, если позволяют обороты выгоднее платить УСН (1-15%), чем 20% НДС, 20% Налог на прибыль или 13% НДФЛ.
При торговле на маркетплейс лучше выбрать УСН «доходы» или «доходы минус расходы»?
Ответ на этот вопрос зависит от трех вещей:
возможность подтвердить расходы документально;
совокупная доля расходов более 60-70%;
наличие бухгалтера, которые будет вести ваш учет.
Например, если вы закупаете товар на китайском сайте и не имеете на него нормальных документов, то вам проблематично подтвердить расходы в целях налогообложения. Кроме того, торгуя на маркетплейсах рентабельной, обычно, считается наценка от 300% и выше. Следовательно, выгоднее применять объект налогообложения «доходы».
Но если вы решите работать на УСН «доходы минус расходы», то на комиссию маркетплейса можно уменьшать единый налог (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Входной НДС, уплаченный посреднику, также принимается в расходах (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Кроме того, при расчете УСН учитываются и другие затраты, которые возмещаются посреднику по условиям договора (например, расходы на перевозку или хранение товаров (ст. 1001 ГК РФ)).
Посмотрим, как считать налог на примере:
Продали на маркетплейсе 100 единиц по 2 500 руб. за штуку = 250 000 руб.
Если УСН считается с доходов, то вы заплатите = 15 000 руб. (250 000 руб. х 6%)
В результате наглядно видно, что оплата УСН с доходов (6%) при торговле на маркетплейсе приводит к меньшим платежам в бюджет.
Но когда доля расходов выше, чем в примере, следует рассчитать, что будет экономичнее в вашей ситуации. Если не выходит определиться самостоятельно, обратитесь за помощью к нужному специалисту, который произведет расчет на ваших цифрах.
Как считается выручка для расчета налогов, за вычетом комиссии маркетплейса или нет
Ответ на этот вопрос больше волнует тех, кто платит 6%, ведь на УСН «доходы минус расходы» агентские услуги учитываются в расходах и там никаких проблем не возникает.
По мнению чиновников, на УСН «доходы» налог рассчитывается со всей суммы, которую заплатил покупатель, а не за минусом комиссии маркетплейса.
В интернете много советчиков, которые рекомендуют поступать иначе и считать налог за минусом комиссии маркетплейса. Только вот ответа на вопрос, что потом говорить инспектору в случае налоговой проверки вы от них не получите. Следует понимать, что отстоять доначисления при неправильном учете доходов через суд в этом случае не выйдет.
Момент признания дохода на УСН
Спорным моментом считается дата, на которую нужно признавать доход для целей налогообложения. Безопаснее считать налог от даты зачисления денег на счет WildBerries. Объясню, почему так:
По общим правилам на УСН моментом признания доходов считается день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Из буквального толкования этой нормы следует, что включить полученную выручку в состав доходов заказчик (комитент, принципал, доверитель) должен на дату зачисления денег на его банковский счет (в его кассу).
Однако по гражданскому законодательству средства, полученные посредником в качестве оплаты за реализованные товары, принадлежат заказчику (п. 1 ст. 996, п. 1 ст. 971, ст. 1011 ГК РФ). Следовательно, у заказчика, который применяет упрощенку, доход возникнет в момент поступления денег на банковский счет, специальный счет (электронный кошелек) или в кассу посредника.
Если применяется УСН «доходы минус расходы», то в расходах признается стоимость товаров реализованных и оплаченных. То есть, если покупатель товар приобрел и оплатил комиссионеру WildBerries, то у Вас возникает и доход и расход.
А если был возврат товара
При возврате товара корректировать расходы не надо, стоимость возвращенного покупателем товара учтите в доходах того периода, на который приходится возврат (п. 1 ст. 346.15, ст. 250 НК РФ).
В доходы включите стоимость товара, по которой он учитывался на дату реализации (т. е. сумму фактических затрат, связанных с его приобретением или созданием). По этой же стоимости возвращенный покупателем товар примите к учету. В дальнейшем вы сумеете использовать полученный назад товар по своему усмотрению (например, продать или использовать как-то иначе).
Дата реализации на ОСНО (для начисления НДС и налога на прибыль)
Торговцы с выручкой более 200 млн. руб. в год применяют ОСНО, у них возникают разные заморочки с датой признания доходов для начисления НДС и налога на прибыль при торговле через маркетплейс. Покупатель магазина вправе на выбор вначале оплатить товар картой, а потом его забрать или сделать заказ на условиях постоплаты, также возможен возврат товара после его выкупа, все эти ситуации имеют нюансы.
У продавца товара на общем режиме налоговая база по НДС возникает на наиболее раннюю из дат: дата отгрузки или дата получения предоплаты. Если имеет место предоплата, то налоговая база определяется дважды на дату получения аванса и затем на дату отгрузки. НДС по возвращенным товарам (или не выкупленным товарам) продавец может принять к вычету по общим правилам.
Под датой отгрузки (передачи) товаров для целей НДС нужно понимать дату фактической отправки (передачи для отправки) товаров от продавца к покупателю. При этом момент перехода права собственности на отгруженные (переданные) товары значения не имеет (письма Минфина № 03-07-11/7135 от 11.03.2013 года, № 07-02-06/14 от 09.02.2011 года).
В таком случае днем отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, который оформлен на покупателя (письма Минфина № 03-07-08/19635 от 16.03.2020 года, № 03-07-15/57115 от 06.10.2015 года, № 03-07-11/80 от 23.03.2012 года, ФНС № ГД-4-3/17114 от 01.10.2015 года).
Если сначала имеет место предоплата (человек на маркетплейсе вначале картой оплатил товар), то на дату получения предоплаты вы обязаны начислить НДС.
Если же отгрузка на условиях постоплаты, то в момент отгрузки (передачи транспортной компании) вам необходимо начислять НДС.
С выручкой для налога на прибыль дела обстоят иначе, ее необходимо признать в момент перехода права собственности на товар (п. 3 ст. 271 НК РФ). Таким моментом является фактическая передача товара покупателю (то есть момент, когда товар будет ему доставлен или когда покупатель заберет его из пункта самовывоза).
Как документально подтвердить, что при передаче товара на склад маркетплейса у вас еще не происходит реализация товара
При передаче товаров со склада организации на склад маркетплейса-посредника, которым выступает интернет площадка Wildberries, можно составить накладную по форме № ТОРГ-12, в которой следует указать, что товары передаются на реализацию по посредническому договору, сделав об этом соответствующую отметку, например, «на комиссию».
Если маркетплейс не подписывает ваши товарные накладные, то оформите передачу товара со своего склада актом приема-передачи с пометкой «для продажи на маркетплейс» или «без перехода прав собственности». Бланк такого акта вы вправе разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике, он может не содержать обязательной подписи принимающей стороны.
Наряду с актом передачу товара подтвердят ведомости приемки товара, опубликованные на портале торговой площадки, а также документы, подписанные перевозчиками. Все эти документы в совокупности подтвердят факт передачи товара на комиссию и снимут у вас риск, связанный с документальным подтверждением того что товар еще не был вами реализован, а лишь передан посреднику для размещения в интернет-магазине.
Какие проблемы могут быть у транспортных компаний, работающих с Wildberries
Если транспортная компания перевозит клиентам товары, в том числе, и товары компании Wildberries при этом размещает на своём сайте и на автомобилях обозначение товарного знака маркетплейса, то при отсутствии договора на использование товарного знака непосредственно с компанией Wildberries у нее могут возникнуть налоговые риски.
Дело в том, что при безвозмездном получении права использования товарного знака в состав внереализационных доходов включается доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен использования аналогичных прав (письмо Минфина № 03-03-06/1/299 от 28.04.2010 года).
Право использования товарным знаком можно передать с помощью лицензионного договора и соглашения о франчайзинге (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака в рекламе и в интернет (пп. 4-5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).
Иными словами право размещать чужие товарные знаки не на товаре тоже требует разрешения, т.к. оно не попадает под случаи исчерпания прав (ст. 1487 ГК РФ). Пользоваться чужим товарным знаком без лицензионного договора нельзя (постановление Суда по интеллектуальным правам № А28-4923/2014 от 19.06.2015 года).
Чтобы избежать проблем транспортной компании безопаснее не использовать рисунок товарного знака Wildberries на автомобилях и сайте, а ограничится упоминанием фирменного наименования, отраженного в ЕГРЮЛ. Тогда не возникнет риска доначисления налогов за безвозмездное пользование чужим товарным знаком.