Чем можно объяснить множественность определений рынка
Сущность и структура рынка
Главная > Реферат >Экономическая теория
1.1 Условия возникновения рынка………………………………………..
1.2 Множественность определений рынка. Эволюция взглядов на
1.3 Функции и роль рынка в экономической системе……………………
Виды рынков и классификационные признаки………………………
Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка………….
Список источников литературы……………………………………………….
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства
изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Еще А.Маршалл отмечал необходимость того, чтобы применяемые
экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нужно проследить, как изменялось представление о том или другом понятии в процессе исторического развития, и определить, что сегодня подразумевается под ним. 1
Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической
теории, одно из основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, в распространенных на Западе теориях это понятие, хотя и является ключевым, имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. В рамках этих теорий рынок берется как некая данность, требующая ответа на вопросы: что такое рынок, условия возникновения, функции рынка, а также его структура. Данная работа посвящена исследованию перечисленных вопросов.
Условия возникновения рынка.
Рынок – это сфера обмена экономическими благами, сфера действия товарно-
денежных отношений. По словам Н.Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. 2
Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами,
которые вызывают необходимость существования товарного производства. Среди этих причин: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста.
Отсюда ясны и важнейшие исторические условия возникновения рынка.
Условие первое – общественное разделение труда и специализация.
Общественное разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. 3
В основе экономического развития лежит естественное разделение
труда – разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Известны четыре общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от сельского хозяйства; выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала; выделение НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ). Помимо такого деления различают также профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление не готового до конца продукта, а его элементов.
Базирующаяся на разделение труда ориентация производителей на изготовление
Специализация дает производителю немало преимуществ. Это объясняется
принципом сравнительного преимущества, т.е. производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
Условие второе – экономическая обособленность производителей, полностью
независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д. Хайман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. 5
Эти два условия выражают противоречие рыночной экономики, которое
проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
Условие третье – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в
сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, расходы по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие –
самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.
1.2 Множественность определений рынка. Эволюция взглядов на рынок.
Понятие «рынок» множество, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его
однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли,
рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время.
С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за
рынками закрепляются определенные места, рыночные площади.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного
С дальнейшем развитием возможность разрыва купли-продажи уже не отражает
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то
Но это всего лишь одна сторона рынка. Такие определения неполны, так как не
охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства
В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение
Рынок рассматривают также как систему или тип общественных связей между
В товарных отношениях, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль
Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-
экономические, а также организационно-экономические отношения, это дает основание рассматривать его в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости (рис. 1).
1 – рынок как самостоятельная
2 – государство как подсистема
3 – натуральное хозяйство как
Рис.1 Экономическая система как совокупность подсистем 7
Как видно из рис.1 в экономической системе взаимодействуют три
самостоятельный подсистемы. В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и экономическая система в целом: если преобладает рынок, система – рыночная; если преобладает государство, система административно-командная; если – натуральное хозяйство, такова и система.
Рассмотренные определения свидетельствуют о различных ступенях в
историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления.
1.3 Сущность рынка: функции и роль в экономической системе.
Сущность рынка отражается в главных его экономических функциях, выражающих
основное назначение данной категории и отражающих ее сущность(рис. 2)
Рис. 2 Главные экономические функции рынка 8
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства
(производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
Регулирующая функция рынка является основной. В условиях неплановой
экономики рынок выступает главным регулятором производства. Именно он определяет количество, ассортимент, качество продукции. Рынок стихийно управляет размещением ресурсов и по регионам и по отраслям.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать
новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Ценообразующая (эквивалентная) – это установление ценностных эквивалентов
для обмена продукции. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных
Посредническая функция обеспечивает встречу экономических обособленных
производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся
цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере
потребления и установление соразмерности спроса с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь
Из функций рынка логически вытекает его роль в процессе общественного
воспроизводства. Понятия «функция» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса.
Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:
выдавать сигнал производству c помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;
уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства – это как бы «санитарный» аспект. 10
Такова сущность рынка как политэкономической категории.
II Структура рынка
2.1. Виды рынков и классификационные признаки
Общенациональный рынок складывается из отраслевых рынков, которые в свою
очередь делятся на более узкие рынки. В самых общих чертах структура рынка такова.
Во-первых, существует рынки ресурсов – рынок природных ресурсов, рынок труда, рынок капиталов, рынок технологий и т.д. Во-вторых, существуют рынки потребительских благ – рынок товаров и рынок услуг.
В зависимости от степени преобладания того или иного вида конкуренции
различают четыре основных типа рынка: рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.
Классификационные признаки и виды рынков 11
Степень экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (продавцов и покупателей)
Рынок совершенной конкуренции (конкурентный). Характеризуется множеством продавцов и покупателей одного продукта, свободной конкуренцией участников сделок.
Олигополия (в том числе дуополия). Соответствует небольшое число продавцов и множество покупателей. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Дуополия соответствует рыночная власть двух продавцов, и это – частный случай олигополии.
Чистая монополия. Возникает если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует.
Монопсония – соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция покупателей отсутствует.
Объект купли-продажи (вид продаваемого товара)
Рынок товаров и услуг (потребительский) – представлен продовольственными, промышленными товарами, рынком бытовых и коммунальных услуг.
Рынок средств производства – включает рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств, а также рынок земли и природных ресурсов.
Рынок жилья, зданий, сооружений непроизводственного назначения.
Рынок труда – продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников.
Финансовый рынок – рынок денег, валюты, ценных бумаг, капитала.
Степень охвата рыночного производ-ства
Стихийный – нерегулируемый рынок, отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс.
Теневой (нелегальный) – регулируется криминальными структурами
Виды продаж товаров и услуг
Продажа за наличные деньги
Продажа по безналичным расчетам
Продажи под залог имущества
2.2 Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка
Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм,
опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. 12
Основные элементы инфраструктуры современного рынка – это:
биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
кредитная система и коммерческие банки;
эмиссионная система и эмиссионные банки;
система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
налоговая система и налоговая инспекция;
система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов;
профсоюзы работающих по найму;
специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованные характер деятельности
рыночных субъектов, ее элементы не связаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка :
облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;
повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и
рис. 3 Инфраструктура рынка 13
1 Г.П.Журавлева учебник Экономическая теория. Микроэкономика-1,2 М.: Дашков и К, 2008
2 А.И.Добрынин, Г.П.Журавлева учебное пособие Общая экономическая теория СПб.: Питер, 2002
3 Ю.И. Фединский справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам М.: Экзамен 2002
4 Ю.И. Фединский справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам М.: Экзамен 2002
5 Д.Хайман учебник Современная микроэкономика: анализ и применение М.: 1992
6 Учебно-методические материалы в помощь студентам, аспирантам и преподавателям. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2006
7 П.И.Гребенев учебник Экономика. Курс основ. М.: ВИТА, 2000
8 П.И.Гребенев учебник Экономика. Курс основ. М.: ВИТА, 2000
9 Анатомия экономической классики. М.:1993
10 П.И.Гребенев учебник Экономика. Курс основ. М.: ВИТА, 2000
11 Учебно-методические материалы в помощь студентам, аспирантам и преподавателям. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2006
12 Г.П.Журавлева учебник Экономическая теория. Микроэкономика-1,2 М.: Дашков и К, 2008
13 Г.П.Журавлева учебник Экономическая теория. Микроэкономика-1,2 М.: Дашков и К, 2008
§ 2. Множественность определений рынка. Эволюция взглядов иа рынок. Рыночная экономика
Мы уже знаем, что рынок — это обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н. Бухарина, рынок — это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Среди этих причин: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста.
Отсюда ясны и важнейшие исторические условия возникновения рынка.
Условия возникновения рынка
Первое условие — общественное разделение труда и специализация.
Общественное разделение труда — это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
В основе экономического развития лежит естественное разделение труда — разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от сельского хозяйства; выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала; выделение НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ). Помимо такого деления различают также профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.
В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов.
Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и мх элементов называется специализацией.
Специализация дает производителю немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т. е. производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей. Так, два производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй ■— три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя равна двум блузкам, а у второго —- трем блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви — у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму на производстве блузок.
Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой —- всеобщего обособления (ограничения) производителей.
Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, расходы по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т. д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом л статье “Природа фирмы” (1937). Он доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности определены (специфицированы) слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой. Снижение этих издержек возможно на пути совершенствования юридических норм, укрепления этического фундамента, честности, ответственности, создания мягкой инфраструктуры рынка.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.
Эволюция взглядов на понятие рынка
Понятие “рынок” многогранно, он многолик, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь, Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время.
C развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до нашего времени как одно из значений слова. До недавнего времени в бытовом представлении россиян рынок как место купли-продажи ассоциировался с колхозными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное представление о рынке даже в самом простом его понимании.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие “рынок” приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик А- О. Курно считает, что под термином “рынок” следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий райок, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются, В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты,
C дальнейшим развитием возможность разрыва купли- продажи уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства —
сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения]. которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике “Политическая
экономия» (М.: Политиздат, 1988. С. 511) указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Такой же позиции придерживаются авторы учебника «Экономика» (ML, 1994, С. 15).
В толковых словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова приводится значение рынка как места розничной торговли и сферы товарного обмена. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных— отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер. «Основы маркетинга”) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл. “Принципы экономической теории”).
Но это всего лишь одна сторона рынка. Такие определения неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
C появлением товара “рабочая сила” рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Воспроизведенный аспект характеристики весьма важен. Понятие “рынок” расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляются такие определения рынка, как “совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме” [18] или
“сфера реализации части совокупного общественного продукта, в которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ” (А, В. Орлов, Ф. А. Крутиков),
Между определением рынка как сферы обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений — наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношения, выражающие сущность категории “рынок”.
Как известно, существуют два типа хозяйственных связей:
♦ натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
♦ товарные, осуществляемые посредством рынка.
Характерными чертами второго типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, конкуренция. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т. д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам, скорее, приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи. Отсюда, будет справедливым понимание рынка как конкурентной формы связей между хозяйственными субъектами.
Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы, Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы. Возникают глубокие диспропорции, всеохватывающий дефицит, экономические интересы утрачивают свою роль движущей силы экономического развития.
То, что рынок включает не только отношения по купле- продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т. д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т. д.), дает основание рассматривать его в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично экономическую систему можно представить рис, 5.3.
В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные подсистемы. В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и экономическая система в целом: если преобладает рынок, система — рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, система — административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, такова и система.
Рис. 5.3. Экономическая система как совокупность подсистем
Рассмотренные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как
экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. Обобщающая характеристика рынка представлена на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Обобщающая характеристика рынка.
Иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и услуг, определяемые соотношением спроса и предложения, которые относятся не столько к аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления. Условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.