Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую

Презентация к уроку

Цель: познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства.

Задачи:

Форма урока: комбинированный медиаурок.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: Авторская презентация “Искусство барокко”, произведения Л. Бернини, В.В. Растрелли, П. Рубенса, М. Караваджо, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса.

Музыкальный ряд: произведения К. Монтеверди, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди.

Структура урока:

Ход урока

I. Организационный момент. Поверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока.

III. «Погружение» в эпоху:

Учитель.

«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Сообщение экспертов: (Слайд 3)

Существует несколько версий происхождения термина:

В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: за ним признали право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Учитель. (Слайды 4-5)

Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.

Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.

Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Характерные черты барокко: (Слайд 6)

Барокко в архитектуре (Слайды 7-16)

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Устный анализ архитектурных ансамблей эпохи барокко:

Учитель.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.

«Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» – заявляет философ Декарт. Поэтому барокко – это ещё век Разума и Просвещения.

В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» – геометрической правильности построений на плацу.

IV. Выступления поисковых групп. «Великие творцы эпохи барокко»

1 поисковая группа – «Лоренцо Бернини». (Слайды 17-25)

Скульптуры «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины», «Давид».

Вопрос аудитории: Какие великие скульпторы также обращались к библейскому сюжету о Давиде?

Одну из лучших своих композиций «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.

Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Шедевр Л. Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра. Киворий (балдахин) расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св. Петра в Риме. 1657-1663 гг.

2 поисковая группа – «Архитектор В.В. Растрелли». (Слайды 26-30)

3 поисковая группа – «Дивное узорочье» московского барокко». (Слайды 31-33)

Барокко в живописи. (Слайды 34-35)

Учитель.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира.

Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо.

Выступления поисковых групп «Великие живописцы барокко»

4 поисковая группа – «Микеланджело да Караваджо». (Слайды 36-41)

«Вакх с чашей в руках». «Юноша, с фруктами». «Лютнист». «Отдых на пути в Египет». «Экстаз Святого Франциска». «Поднятие Христа».

5 поисковая группа – «Петер Пауль РУБЕНС». (Слайды 42-49)

«Битва амазонок с греками». «Союз Земли и Воды». «Автопортрет с Изабеллой Брант».

Барокко в литературе. (Слайды 53-58)

«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там – фонтана украшенье –
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
Жорж де Скюдери, “Аларих, или побежденный Рим” 1654

Учитель.

В эпоху барокко реальный мир воспринимался как иллюзия, сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”.

Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.

Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов

Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос – излюбленная фигура барочной риторики):

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле…
Грифиус

В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.

Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус

Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы.

В их числе называют обычно итальянского поэта Т. Тассо, испанского драматурга Т. де Молина и П. Кальдерона (в пьесе “Жизнь есть сон” – герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни – победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У. Шекспира.

Каковы же характерные особенности литературы барокко?

1) противопоставление жизни и смерти; 2) контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.

Музыкальная культура барокко. Общая характеристика (Слайды 59, 60)

Выступления поисковых групп «Композиторы эпохи барокко» (Слайды 61-64)

Клаудио Монтеверди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах. Антонио Вивальди.

(Во время выступлений учащихся звучат фрагменты произведений композиторов)

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

Сохранило ли барокко черты Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

Учитель. В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

VI. Домашнее задание:

заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко» (Слайд 67)

Характеристика эпохи барокко
Эстетическая программа (главные задачи искусства)
Взаимоотношения личности и общества (природы, государства)
Основные представители
Тематика произведений
Особенности изображения
· в архитектуре
· в живописи
· в музыке
· в литературе

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

Библиографический список:

Источник

Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую

Изобразительное искусство барокко

В изобразительном искусстве барокко, так же как и в архи­тектуре, преобладали монументальные декоративные компози­ции на религиозные и мифологические темы, парадные портре­ты, предназначенные для украшения интерьеров дворцов.

Живопись барокко. Творчество Рубенса

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и вырази­тельно представлено декоративной монументальной живо­писью, покорявшей и ослеплявшей современников своим празд­ничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов. Перед зрителем представали разверзшие­ся небеса, стремительно несущиеся в разные стороны группы людей и ангелов, обрамлённые причудливыми очертаниями пышных архитектурных форм. Небо и земля, свет и мрак, силы ада и рая — всё переплеталось в этих аллегорических компози­циях, вовлекая зрителей в неукротимое движение и бурное ки­пение страстей.

Монументальная живопись барокко расширяла границы ре­ального пространства, подчёркивала идею беспредельности ми­ра. Она всё больше напоминала мистическое или театральное действие. Главные её темы — торжество Божественной справед­ливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и свя­тых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограничен­ной власти государства и церкви.

К выдающимся художникам барокко можно отнести фламанд­ского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577—1640), принадле­жавшего к числу «универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют отклик­нуться на самые различные стороны жизни» (М. В. Алпатов).

При упоминании имени Рубенса приходят на память пыш­ные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены

охоты и битв, вакханалии, великолеп­ные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопа­дами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей. В каждом своём произведении Рубенс не только передавал сходство с натурой, но и наделял полотно жизненной силой, энергией, доставлял радость зрителю. Он умел наполнять интенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прика­салась его кисть. Не случайно худож­ник Эжен Делакруа называл его «Гоме­ром живописи», а Карл Брюллов нахо­дил в его картинах «роскошный пир для очей ».

Рубенса часто называют крупней­шим мастером торжествующего барок­ко. Это верно, так как в своём творчестве он унаследовал и развил многие тради­ции этого художественного стиля. Ощу­щение бесконечности мира, неукротимо го всеобщего движения, столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей — вот что характерно для многих поло­тен художника. Многофигурные асимметричные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями.

Картины Рубенса отличают свободное построение компози­ции, объёмная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тон­чайшая игра красочных оттенков. Они полны напряжённой ди­намики, буквально светятся сочными, яркими красками, кото­рые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Для него было характерно письмо длинными вол­нистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. Вот почему грузные тела в его ком­позициях воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации.

Полотна Рубенса, отвечавшие вкусам монархов, великолеп­но вписывались в роскошное убранство прославленных дворцов Лондона, Парижа и Антверпена. Но его картины нельзя рассмат­ривать только как декорации парадных залов, дворцов и музеев. Это подлинные шедевры, в которых органично сочетаются луч­шие традиции нидерландских мастеров живописи, ощущается собственный почерк талантливого мастера.

Рубенса часто называют счастливым и блистательным худож­ником. И это верно. В 23 года он получил от гильдии Святого Луки звание художника и отправился совершенствовать своё мастерство в Италию.

Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабел­лой Брант», и вы поймёте, насколько талантлив был этот на­чинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и пре­исполнено чувства собственного досто­инства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шля­па с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчёркивают его аристок­ратичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой Изабел­лой в беседке, увитой зеленью и цвету­щей жимолостью. Выразительные глаза супругов обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склонён­ные друг к другу фигуры, красноречи­вый жест соединённых рук символизи­руют внутреннее согласие и любовь. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника.

Рубенс, как уже отмечалось, никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвящённые важ нейшим проблемам современной жизни, обращал­ся к древним античным мифам, наполняя их со­держание глубоким символическим смыслом. В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух при­родных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Зем­лю олицетворяет мать богов Кибела, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освя­щает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из ог­ромной урны. Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции, отражающей надежду Рубенса на скорей­шее процветание родины. После разделения Нидерландов на Се­верные и Южные провинции Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

Рубенса всегда вдохновляла античная мифология, в ней он находил радость жизни, единение человека с природой, яркие

мужественные образы. Пирующие боги и силены, вакханки и нимфы, сатиры и пастушки, живущие в ми­ре страстей и желаний, становятся главным объектом изображения. В «вакханалиях жизни» Рубенс пе­редаёт своё восхищение человече­ской красотой, умеющей и в мире стихийных чувств сохранить свою глубокую чистоту и праздничное мироощущение.

Немало прекрасных полотен со­здано Рубенсом на темы Священно­го Писания. Одно из лучших его произведений — алтарная картина «Снятие с креста», блестяще опи­санная французским писателем, ху­дожником и искусствоведом Э. Фро- мантеном в книге «Старые мастера» (1820—1876):

«Сцена — значительна и суро­ва. здесь страдание представле­но благородное и величаво-ти­хое. Тут всё сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривлённых тел, ни криков, ни мук, ни лишних слёз. Быть может, только Богоматерь не сдержала рыдания. Непомерная скорбь её выражена неутеш­ным жестом, заплаканным лицом и красными глазами. Христос — одна из наиболее прекрасных фигур. В нём не­уловимо гибкое, утончённое изящество, передающее мягкость тела и изысканность, свойственную прекрасному академиче­скому этюду. Чувство меры — тонко. Вкус — совершенен. Рисунок не уступает по силе чувства. Обратите особенное внимание на то. как осторожно его поддерживают, как бес­сильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его к себе на руки женщины. Есть ли что-нибудь более трогательное.

Это картина с темноватым фоном, на котором положены ши­рокие, сильные, совершенно не оттенённые световые пятна. Колорит не очень богат. Он напряжён, выдержан, точно рас­считан на впечатление издали. Он слагается из тёмно-зелё­ного, почти чёрного цвета, из абсолютно чёрного, из немного глухого красного и из белого. Эти четыре цвета положены один возле другого так же свободно, как могут быть положе­ны четыре краски такой силы. всё это поразительно по раз­маху и строгости ».

В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это в свою очередь поднимало его престиж в обществе и откры­вало ему путь к свободному творчеству. В заказах не было недос татка, число поклонников его таланта постоянно росло. Заказчиками художника были француз­ская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабел­ла, генуэзские купцы.

Не имея возможности быстро выпол­нять многочисленные заказы, Рубенс со­здал огромную мастерскую, куда стека­лись лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаме­нитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657).

Рубенс обладал колоссальной рабо­тоспособностью. В шесть часов после ут­ренней мессы он шёл в мастерскую к ра­бочему столу или мольберту, делая де­сятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на определён­ных элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоя­тельных произведений и ещё столько же совместно с учениками — невероятная цифра для выдающегося мастера, про­жившего всего 63 года! Убедительный комментарий к сказанному — оценка Делакруа: «Рубенс — Бог!»

Рубенс был не только художником, но и блестяще образован­ным человеком. Разносторонний учёный, знаток и коллекци­онер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписы­вавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издав­ший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе за­служенную славу при жизни. В 1630 г. после удачной диплома­тической миссии английский король Карл I пожаловал худож­ника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами. Один из влиятель­ных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

Как и живопись, скульптура барокко подчинялась общему декоративному оформлению фасадов и интерьеров зданий. Она отличалась подчёркнутой экспрессивностью форм, её излюбленными мотивами стали спираль, гнутые и витые формы, закруглённые грани, возможность рас­смотрения их с разных точек зрения. Идеальные скульптурные образы сочетали в себе бурную ди­намику выражения чувств, реальность с фантази­ей, искусственные материалы с природными. До­биваясь впечатления невесомости фигур, скульп­торы, казалось, стремились преодолеть тяжесть мрамора или бронзы.

Одним из лучших мастеров скульптуры барок­ко был Лоренцо Бернини, которому удалось и в этом виде искусства сделать немало художественных открытий. Определяя главные особенности изобра­зительного искусства барокко и скульптурного творчества Бернини, искусствовед Н. А. Дмитри­ева отмечала:

«Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Не живопись стремится быть скульптурной, как в искусстве Возрождения, а скульптура хочет быть живописной. Немуд­рено писать красками воздушные облака или пушистый мех и лёгкое кружево, а вот превратить мрамор в облака и мех — это триумф художника, для которого нет ничего невозможного».

Действительно, Лоренцо Бернини умел подчинять своей творческой фантазии твёрдый камень, превращая его в послуш­ный и податливый материал. Он говорил:

«. Я победил трудность, сделав мра­мор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью. »

Он мог вручную шлифовать камень по пять—семь часов в день «без единой передышки». Такого напряжения и са­моотверженности в работе не выносили даже его молодые ученики-помощники. Тщательно обрабатывая белый или цветной мрамор и бронзу, он добивался удивительных световых эффектов, ими­тировал блеск и мягкость кожи, факту­ру ткани. Но главной заслугой скульп­тора было мастерское воспроизведение тончайших движений человеческой ду­ши, в этом искусстве ему не было рав­ных. В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он со­здавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции.

Подлинным шедевром скульптурно­го творчества Бернини стала скульп­турная композиция «Экстаз Святой Те резы» для римской церкви Санта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизо­дов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и по­зднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и прон­зил ей сердце золотой стрелой:

«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огнен­ным остриём; мне показалось, что он вонзил её несколько раз в моё сердце. Боль была так сильна, что я не могла удер­жаться от крика, но в то же время испытала такую бесконеч­ную сладость, что. пусть бы эта боль длилась вечно».

Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъ­естественное явление, поэтому скульптурная группа была за­думана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Нереальность происходящего подчёркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Её веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-вос­торженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего пре­дела, до исступления, но при этом у зрителя не создаётся впечат­ления неестественности в проявлении чувств.

Композиция помещена в глубокой нише, обрамлённой цвет­ным мрамором. На рельефах боковых стен Бернини запечатлел заказчиков. Эффект мистического видения скульптор подкре­пил светом, падающим в дневное время сквозь жёлтое стекло ок­на собора. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удаётся представить их парящими в облаках.

Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознатель­но не даёт здесь проявиться природе камня: мрамор восприни­мается лишённым тяжести и веса. Твёрдый камень пласти­чен и податлив, он передаёт то воздушность облаков, то барха­тистую нежность кожи, то гладкость ткани. В фигурах он отполирован с осо­бой тщательностью: бурно извиваются складки одеяния, сливающиеся с клу­бящимися облаками. Складки драпиро­вок настолько глубоко прорезаны, что эта вспененная поверхность разрушает цельность объёма композиции. Да, Бер­нини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».

К лучшим творениям Бернини при­надлежат и фонтаны, которыми он укра­сил Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона и фонтан Четырёх рек — блестящее сочетание экспрессивной ба­рочной пластики с бурлящей и пеня­щейся водой.

Почему изобразительное искусство барокко тяготело к декора­тивно-монументальной живописи, каковы его характерные черты? Чем можно объяснить особый интерес художников к аллегорическим сюжетам на мифологическую или библейскую тематику? На примере известных вам произведений попробуйте показать их принадлежность к стилю барокко.
Что характерно для творческой манеры Питера Рубенса? Поче­му его называют крупнейшим мастером барокко? Каковы главные те­мы его творчества? Отметьте характерные особенности в изображении мира и героев на полотнах художника. Какие из произведений Рубен­са вам особенно понравились? Почему?
Какими художественными средствами Лоренцо Бернини доби­вался особого воздействия скульптуры на чувства зрителей? Как ему удавалось передавать стремительную динамику жизни, самые слож­ные и тонкие движения человеческой души? Какова художественная роль деталей в созданных им скульптурных портретах?

Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капел­ле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональ­ные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрожде­ния, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живо­писи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса Ан­тониса Ван Дейка, Якоба Йорданса или Франса Снейдерса. Что общего и в чём различие их творческой манеры по сравнению с произведения­ми их прославленного учителя? Оформите стенд (выставку или аль­бом) на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живо­писные произведения краткими аннотациями.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Изобразительное искусство барокко»; «Монументальная живо­пись итальянских и французских мастеров»; «Особенности парадного портрета барокко»; «Традиции Возрождения в изобразительном ис­кусстве барокко»; «Портретное искусство Питера Рубенса»; «Творче­ство Антониса Ван Дейка»; «Живописные шедевры Якоба Йорданса»; «Натюрморты Франса Снейдерса»; «Произведения фламандских мас­теров в собраниях российских музеев»; «Скульптурные шедевры Ло­ренцо Бернини»; «Роль художественной детали в скульптурных про­изведениях Лоренцо Бернини».

Книги для дополнительного чтения

Авермат Р. Рубенс. М., 1995.

АркинД. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Тома­на. М., 2000.

Варшавская М. Л. Питер Пауль Рубенс. М., 1958.

Грицай Н. Фламандская живопись XVII века. Л., 1990.

Живопись барокко. Глубины души в беспредельности мира. М., 2002.

Лебедянский М. С. Портреты Рубенса. М., 1991.

Локтев В. И. Барокко: от Микеланджело до Гварнини. М., 2004. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.

Морозова С. В. Якоб Йордане. М., 1974.

Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. Уэджвуд К. В. Мир Рубенса. М., 1998.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *