Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

Чем можно объяснить растущие объемы импорта, сырья и топлива странами зарубежной Европы?

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

Ответ оставил Гуру

развитие науки и техники ведет к расширению старых и созданию новых видов производств, нуждающихся в использовании природных ресурсов. Важная сторона проблемы использования природных ресурсов связана с их географическим размещением. Основная их часть сосредоточена не в развитых странах, а в регионах с относительно слабым уровнем экономического развития. Такое положение делает неизбежным перемещение в огромных масштабах природных ресурсов из районов их добычи в районы их переработки и потребления.. Темпы эксплуатации земных недр ускоряются из года в год Обеспечение минеральным сырьем современного мирового хозяйства очень тесно связанно с энергетической проблемой, поскольку в современном энергообеспечении ведущую роль играют полезные ископаемые, такие как нефть, газ, уголь, уран, торф, горючие сланцы. И хотя мировая обеспеченность ископаемыми энергетическими ресурсами довольно высокая, неравномерность распределения их, а в особенности тех, которые используются наиболее (нефть и естественный газ), колебание мировых цен на них делают проблему энергообеспеченности довольно сложной для многих стран (в особенности тех, которые не владеют достаточными запасами собственных энергоресурсов и не имеют нужных финансовых накоплений для покупки их на мировом рынке). Индустриально развитые страны, которые не имеют больших месторождений нефти, угля и естественного газа, обеспечивают себя энергоносителями за счет международного разделения труда, реализуя на мировом рынке продукцию высокой степени обработки и покупая сырье, а вот менее развитые страны таких возможностей почти не имеют и вынуждены тратить на куплю энергетических ресурсов значительные финансовые ресурсы, увеличивая свою внешнюю задолженность. Общая характеристика зарубежной Европы.

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету География.

Источник

Экономическая и социальная география мира (стр. 4 )

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европыИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

1. Выделить основные центры современного миро­вого хозяйства.

2. Научиться составлять характеристику основных центров со­временного мирового хозяйства.

Практическая работа № 12

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и

1. Установить особенности территориальной струк­туры хозяйства в экономически развитых и развивающихся с гранах.

2. Научиться отражать результаты работы в виде типологичес­кой схемы. Проверить и оценить умение работать с текстом учеб­ника, делать обобщения, выводы

Последовательность выполнения работы

Практическая работа. № 13

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

1. В процессе самостоятельной работы познако­миться с ведущими факторами размещения производительных сил

2. Учиться составлять сравнительные характеристики.

Последовательность выполнения работы

Используя текст учебника на с. 83—86 (пункт 5), изучите веду­щие факторы размещения производительных сил. Объедините их в три основные группы:

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

Практическая работа № 14

Составление картосхемы размещения основных промышленных районов мира

1. Выявить основные промышленные районы мира.

2. Учиться комплексно использовать карты, учебник, справоч­ные материалы с целью отбора информации, отражать результаты работы в картографической форме.

Последовательность выполнения работы

Используя тематические карты атласа «Энергетика», «Черная металлургия», «Цветная металлургия», «Машиностроение и метал­лообработка», «Химическая промышленность», «Текстильная про­мышленность», определите и нанесите на контурную карту основ­ные районы производства электроэнергии, основные районы чер­ной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработ­ки, химической и текстильной промышленности. Знаки легенды на контурной карте должны соответствовать знакам легенды атласа.

Практическая работа № 15

1. Составить экономико-географическую харак­теристику одной из отраслей промышленности мира.

2. Учиться составлять экономико-географические характеристи­ки отрасли хозяйства по типовому плану на конкретном примере.

Последовательность выполнения работы

На основе текста учебника на с. 96—108, данных таблиц и ри­сунков, а также карт атласа дайте развернутую характеристику од­ной из отраслей промышленности (по выбору), используя типо­вой план характеристики отрасли.

План характеристики отрасли хозяйства

Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. Размеры производства продукции с распределением по глав­ным географическим регионам. Главные страны-производители. Главные районы и центры производства; факторы, обусло­вившие размещение отрасли именно в этих районах. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные стра­ны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки. Перспективы развития и размещения отрасли.

Практическая работа № 16

Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития, составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов

1. Определить преобладающие виды транспорта в Африке, оценить степень их развития, составить проект разви­тия транспортной системы для данного региона.

2. Учиться выделять существенное, оценивать явления, со­ставлять проекты развития в процессе самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Последовательность выполнения работы

Используя знания, полученные при изучении темы «Геогра­фия транспорта» (учебник, с. 119—125), карту атласа «Транспорт», с. 23, определите преобладающие виды транспорта в Африке. Оцените степень развития транспорта данного региона:

    технический уровень; взаимодействие различных подотраслей; густота сети; подвижность населения; скорость передвижения транспортных средств; вместимость, комфортность и т. д.

Составьте проект развития транспортной системы для Африки. Работу оформите в виде сочинения или реферата.

Практическая работа № 17

Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма

1. Выделить основные районы международного туризма, опре­делить условия возникновения и разви­тия наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

2. Проверить и оценить умение самостоятельно отбирать источники ин­формации для выполнения работы, от­ражать результаты работы графически­ми средствами.

Последовательность выполнения работы

Используя ранее полученные знания по географии и другим школьным курсам, а также дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту основные районы международ­ного туризма для Старого и Нового Света. Выделите регионы с сочетанием памятников природы и культуры. Проложите маршруты мирового круизного туризма. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

Практическая работа № 18

Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы

1. Охарактеризовать проблемы природных и тру­довых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы.

2. Учиться выявлять и характеризовать проблемы.

Последовательность выполнения работы

(форма выполнения: реферат с элементами работы на контурной карте)

Нанесите на контурную карту страны, входящие в Европей­ский союз.

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной Европы? Какие последствия для стран Европы влечет за собой демо­графический кризис? Охарактеризуйте особенности трудовых ресурсов и их заня­тости в странах Европы.

Сделайте вывод о проблемах природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы.

Практическая работа № 19

Создание экономико-географического обоснования размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран

1. На основе знания факторов размещения производительных сил и технико-экономических особенностей отдельных производств дать экономико-географическое обоснова­ние размещения некоторых отраслей промышленности.

2. Научиться объяснять общие тенденции развития объектов и явлений по различным источникам информации.

Последовательность выполнения работы

Используя текст учебника на с. 147—153 (пункт 5), экономиче­скую карту зарубежной Европы в атласе на с. 27, создайте экономико-гсографическое обоснование размещения 2—3 отраслей про­мышленности в одной из стран (по выбору). Результаты работы оформите в виде таблицы.

географическое обоснование размещения отрасли (факторы размещения)

Практическая работа № 20

Составление сравнительной экономико-географической

характеристики двух стран «большой восьмерки»

1. Выявить географическую специфику стран, вхо­дящих в состав «большой восьмерки».

2. Проверить и оценить умение составлять сравнительную ха­рактеристику двух стран на основе различных источников знаний по плану и отражать результаты работы в табличной форме или в виде реферата.

Последовательность выполнения работы

Используя различные источники географической информации, составьте сравнительную экономико-географическую характерис­тику двух стран «большой восьмерки» по предложенному плану. Результаты работы могут быть оформлены в виде словесного опи­сания или таблицы.

о результате сравнения

1. Название страны и ее столица

2. Влияние ПГП и ЭГП на ее хозяйство

3. Численность и структура заня­тости населения

4. Обеспеченность основными вида­ми природных ресурсов

5. Главные промышленные и сельльскохозяйственные районы, их специализация

6. Развитие различных видов транспорта

7. Место страны в международном географическом разделении труда

Практическая работа № 21

Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин

Источник

Экономическая и социальная география мира (стр. 4 )

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европыИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

1. Выделить основные центры современного миро­вого хозяйства.

2. Научиться составлять характеристику основных центров со­временного мирового хозяйства.

Практическая работа № 12

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и

1. Установить особенности территориальной струк­туры хозяйства в экономически развитых и развивающихся с гранах.

2. Научиться отражать результаты работы в виде типологичес­кой схемы. Проверить и оценить умение работать с текстом учеб­ника, делать обобщения, выводы

Последовательность выполнения работы

Практическая работа. № 13

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

1. В процессе самостоятельной работы познако­миться с ведущими факторами размещения производительных сил

2. Учиться составлять сравнительные характеристики.

Последовательность выполнения работы

Используя текст учебника на с. 83—86 (пункт 5), изучите веду­щие факторы размещения производительных сил. Объедините их в три основные группы:

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Смотреть картинку Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Картинка про Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы. Фото Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

Практическая работа № 14

Составление картосхемы размещения основных промышленных районов мира

1. Выявить основные промышленные районы мира.

2. Учиться комплексно использовать карты, учебник, справоч­ные материалы с целью отбора информации, отражать результаты работы в картографической форме.

Последовательность выполнения работы

Используя тематические карты атласа «Энергетика», «Черная металлургия», «Цветная металлургия», «Машиностроение и метал­лообработка», «Химическая промышленность», «Текстильная про­мышленность», определите и нанесите на контурную карту основ­ные районы производства электроэнергии, основные районы чер­ной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработ­ки, химической и текстильной промышленности. Знаки легенды на контурной карте должны соответствовать знакам легенды атласа.

Практическая работа № 15

1. Составить экономико-географическую харак­теристику одной из отраслей промышленности мира.

2. Учиться составлять экономико-географические характеристи­ки отрасли хозяйства по типовому плану на конкретном примере.

Последовательность выполнения работы

На основе текста учебника на с. 96—108, данных таблиц и ри­сунков, а также карт атласа дайте развернутую характеристику од­ной из отраслей промышленности (по выбору), используя типо­вой план характеристики отрасли.

План характеристики отрасли хозяйства

Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. Размеры производства продукции с распределением по глав­ным географическим регионам. Главные страны-производители. Главные районы и центры производства; факторы, обусло­вившие размещение отрасли именно в этих районах. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные стра­ны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки. Перспективы развития и размещения отрасли.

Практическая работа № 16

Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития, составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов

1. Определить преобладающие виды транспорта в Африке, оценить степень их развития, составить проект разви­тия транспортной системы для данного региона.

2. Учиться выделять существенное, оценивать явления, со­ставлять проекты развития в процессе самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Последовательность выполнения работы

Используя знания, полученные при изучении темы «Геогра­фия транспорта» (учебник, с. 119—125), карту атласа «Транспорт», с. 23, определите преобладающие виды транспорта в Африке. Оцените степень развития транспорта данного региона:

    технический уровень; взаимодействие различных подотраслей; густота сети; подвижность населения; скорость передвижения транспортных средств; вместимость, комфортность и т. д.

Составьте проект развития транспортной системы для Африки. Работу оформите в виде сочинения или реферата.

Практическая работа № 17

Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма

1. Выделить основные районы международного туризма, опре­делить условия возникновения и разви­тия наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

2. Проверить и оценить умение самостоятельно отбирать источники ин­формации для выполнения работы, от­ражать результаты работы графически­ми средствами.

Последовательность выполнения работы

Используя ранее полученные знания по географии и другим школьным курсам, а также дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту основные районы международ­ного туризма для Старого и Нового Света. Выделите регионы с сочетанием памятников природы и культуры. Проложите маршруты мирового круизного туризма. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

Практическая работа № 18

Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы

1. Охарактеризовать проблемы природных и тру­довых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы.

2. Учиться выявлять и характеризовать проблемы.

Последовательность выполнения работы

(форма выполнения: реферат с элементами работы на контурной карте)

Нанесите на контурную карту страны, входящие в Европей­ский союз.

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной Европы? Какие последствия для стран Европы влечет за собой демо­графический кризис? Охарактеризуйте особенности трудовых ресурсов и их заня­тости в странах Европы.

Сделайте вывод о проблемах природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы.

Практическая работа № 19

Создание экономико-географического обоснования размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран

1. На основе знания факторов размещения производительных сил и технико-экономических особенностей отдельных производств дать экономико-географическое обоснова­ние размещения некоторых отраслей промышленности.

2. Научиться объяснять общие тенденции развития объектов и явлений по различным источникам информации.

Последовательность выполнения работы

Используя текст учебника на с. 147—153 (пункт 5), экономиче­скую карту зарубежной Европы в атласе на с. 27, создайте экономико-гсографическое обоснование размещения 2—3 отраслей про­мышленности в одной из стран (по выбору). Результаты работы оформите в виде таблицы.

географическое обоснование размещения отрасли (факторы размещения)

Практическая работа № 20

Составление сравнительной экономико-географической

характеристики двух стран «большой восьмерки»

1. Выявить географическую специфику стран, вхо­дящих в состав «большой восьмерки».

2. Проверить и оценить умение составлять сравнительную ха­рактеристику двух стран на основе различных источников знаний по плану и отражать результаты работы в табличной форме или в виде реферата.

Последовательность выполнения работы

Используя различные источники географической информации, составьте сравнительную экономико-географическую характерис­тику двух стран «большой восьмерки» по предложенному плану. Результаты работы могут быть оформлены в виде словесного опи­сания или таблицы.

о результате сравнения

1. Название страны и ее столица

2. Влияние ПГП и ЭГП на ее хозяйство

3. Численность и структура заня­тости населения

4. Обеспеченность основными вида­ми природных ресурсов

5. Главные промышленные и сельльскохозяйственные районы, их специализация

6. Развитие различных видов транспорта

7. Место страны в международном географическом разделении труда

Практическая работа № 21

Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин

Источник

Чем можно объяснить растущие объемы импорта сырья и топлива странами зарубежной европы

Подробное решение параграф 30 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016

Вопрос 1. Каковы особенности географического положения Зарубежной Европы?

Ответ. Европа с греческого «зуропе» — страна запада, с ассирийского «ереб» — мрак, «заход солнца», «запад» (Азия от «асу» — «восход»).

Особенности географического положения

Территория Зарубежной Европы (без стран СНГ) — 5,1 млн. км2, а общая — около 10 млн. км2. Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) — 5 тыс. км, а с запада на восток — более чем 3 тыс. км.

Рельефная «мозаичность» ее территории: 1:1 — низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.

Высокая степень изрезанности береговой линии.

Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря — 300 км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.

«Глубина» территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на 115-120 км.

Соседское положение, благоприятное для интеграционных процессов.

Выгодное положение в плане контактов с остальным миров, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан — «большой полуостров Евразии».

Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны.

Вопрос 2. В чём заключается специфика природных условий Зарубежной Европы?

Ответ. В Западной Европе широко представлены низменности, холмистые равнины и молодежи высокие горы альпийской складчатости, которые образуют главный водораздел материка.

Здесь находятся небольшие по площади и высоте горы: Центральный Французский массив, Вогезы, Шварцвальд, Рейнские Сланцевые горы, Северо-Шотландское нагорье т.д.. Альпы — самые высокие горы Европы, их длина — 1200 км, ширина — до 260 км. Складчатая структура Альп создана преимущественно движениями альпийского возраста. Самая высокая вершина — Монблан (4807 м). Высокая — осевая — зона гор образована древними кристаллическими (гнейсы, сланцы) породами. В Альпах доминируют гирськольодовиковий рельеф и современное оледенение (до 1200 ледников общей площадью более 4000 км2). Ледники и вечные снега снижаются до 2500-3200 м. Горы изрезаны долинами, заселены и освоены человеком, через перевалы проложены железные дороги и автомобильные дороги.

Равнинные территории расположены преимущественно в прибрежных районах. Крупнейшими низменностями является Северогерманского, Пивничнопольська и др.. Почти 40% площади Нидерландов находится ниже уровня моря, это так называемые «польдеры» — низинные земли, для которых характерна высокая плодородие.

Распределение речного стока территории региона неравномерно: он уменьшается с запада на восток и с севера на юг. Крупнейшие реки — Дунай, Рейн, Луара, Сена, Эльба, Маас, Рона, Темза т.д.. На западе питания рек преимущественно дождевое, они не замерзают, или имеют короткий неустойчивый ледостав. На восточных территориях преобладает также дождевое питание, а на реках высокогорных районов Альп до дождевого и снегового питания присоединяется ледниковое. Здесь летом характерны большие паводки, зимой сток очень мал или вовсе отсутствует. Некоторые страны постоянно ведут гидротехническое строительство и «борьбу с морем». Так, в Нидерландах построено 2400 км дамб и 5440 км каналов.

Значительная часть озер расположена в тектонических понижениях (котловинах, грабенах), характеризующихся очень изрезанной береговой линией, значительной глубиной, удлиненной формой. Таких озер много в Швейцарии: Женевское, Цюрихское, Боденское, Невшательське, Тунське, Лаго-Маджоре и т.д.. В Альпах и горах Британских островов есть небольшие озера в каровых углублениях. Ирландия особенно богата торфяники.

Западной Европы в прошлом имели высокий потенциал минерального сырья, но вследствие длительного промышленного использования они значительно исчерпаны.

На регион приходится более ¼ запасов каменного угля в Европе. Крупнейшими каменноугольными бассейнами и районами являются: в ФРГ — Рурский и Саарский, во Франции — лилльского бассейн и Центральный массив, в Великобритании — север Англии и Шотландия, в Бельгии — район Льежа. Бурый уголь имеет ФРГ (Германия) — Кельнский бассейн и Саксония.

Положение с запасами нефти и газа улучшилось после открытия в начале 60-х годов. огромных месторождений природного газа в Нидерландах (1929 млрд. м3 — 1-е место в Европе по добыче), а впоследствии — нефти и газа в британском секторе шельфа Северного моря (разведанные запасы нефти составляют 0,6 млрд. т, газа — 610 м3 ).

В Ирландии есть существенные запасы торфа. Великобритания — единственная из четырех ведущих индустриальных стран в Европе, полностью обеспечена собственными энергоресурсами.

Сравнительно большие залежи железной руды у Франции (Лотарингия), Люксембурге, полиметаллы — в ФРГ и Ирландии, олово — в Великобритании (полуостров Корнуолл), бокситы — во Франции (побережье Средиземноморья), уран — во Франции (Центральный массив, где находятся крупнейшие в Европе запасы).

Среди нерудного сырья заметны запасы каменной соли (ФРГ и Франция), очень большие запасы магнезита и графита (Австрия).

Гидроэнергоресурсы очень значительными. Особенно богаты ими альпийские районы (Швейцария, Австрия, Франция) и горные районы Шотландии, Припиренейськи районы на юге Франции. На Францию, Австрию и Швейцарию приходится более 2/5 гидроресурсов стран.

Регион беден леса, которые покрывают лишь 22% его территории. Значительные площади лесов в Австрии (лесистость составляет 47%), ФРГ (31%), Швейцарии (31%), Франции (28%). В большинстве стран преобладают искусственные леса, много окультуренных посадок деревьев, которые выполняют природоохранные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Агроклиматические и земельные ресурсы благоприятны для ведения сельского хозяйства. Распаханы практически все пригодные земли: от 10% в Швейцарии до 30% во Франции, ФРГ и Великобритании. Наиболее распространенными являются почвы среднего и низкого плодородия в естественном состоянии. Но повсеместно они значительно улучшены благодаря высокому уровню агротехники. Климат благоприятен для выращивания многих культур.

Природные рекреационные ресурсы очень богаты и разнообразны: от Альп, высоких гор Европы, в самых низменных в Европе Нидерландов, от субтропического Средиземноморья Франции в прохладной и влажной Ирландии. Регион имеет большую рекреационно-туристическую зону. Привлекательными районами являются Лазурный берег во Франции, Альпы, Тюрингенский лес и др.

В странах региона количество заповедников, резерваций, национальных парков (91), охраняемых законом. Они охватывают большие площади. Например, во Франции всю приморскую атлантическую полосу длиной 2500 км провозглашена заповедной, в Великобритании — почти 5% ее территории и т.п.

Разнообразие природных условий и ресурсов в различных районах региона обусловило формирование различных видов хозяйственной деятельности, а соответственно и определенной их специализации.

Вопрос. Чем определяется рисунок хозяйства в стран Зарубежной Европы?

Ответ. Территориальная структура хозяйства зарубежной Европы сложилась еще в 19-ом веке, когда главным фактором был природно-ресурсный. В настоящее время в регионе насчитывается около 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах так называемой «центральной оси развития», которая простирается по территории восьми стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария). Стержнем этой оси служит главная линия Рейн – Рона. В ее пределах проживают 120 млн человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала зарубежной Европы. В регионе можно выделить и ряд подобных «осей» меньшего масштаба (промышленно-городской пояс вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ; дунайская «ось»; полосы вдоль нефтепроводов; некоторые приморские зоны). Промышленные районы Зарубежной Европы условно можно разделить на четыре группы:

1) Высокоразвитые районы, сосредоточившие высоко-технологичные, наукоемкие отрасли производства, крупнейшие банки, биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения и т.п.: столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа; южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене; «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии; промышленно-городская агломерация Рандстад в Нидерландах и др.

2) Старопромышленные районы, где преобладают базовые отрасли, возникшие в 19-ом, начале 20-го веков: Рур в ФРГ; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции; Верхне-Селезский район в Польше; Остравский район в Чехии и др.

3) Отсталые аграрные районы, где доход на душу населения ниже, преимущественное занятие населения – сельское хозяйство: юг Италии; запад Франции; центральная и юго-западная часть Испании; Португалия; Греция и др.

4) Районы нового освоения: северная часть Скандинавии; акватория Северного моря.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Вопрос 1. Чему равна численность населения Зарубежной Европы?

Ответ. Численность населения Зарубежной Европы превышает 800 млн. человек. Это составляет приблизительно 11% от численности населения мира.

Вопрос 2. Какие основные религии распространены в странах Зарубежной Европы?

Ответ. Религиозный состав населения Зарубежной Европы довольно однороден. В регионе абсолютно преобладают христианские страны. Правда, народы Зарубежной Европы относятся к разным христианским церквям. Население Южной Европы тяготеет к католицизму. В Северной Европе распространён протестантизм. Восточная Европа — православный субрегион. А несколько европейских стран, например Албания и Босния, являются исламскими.

Вопрос 3. Какие города региона являются крупнейшими по численности населения?

Ответ. Зарубежная Европа — самый урбанизированный регион мира. Средний уровень урбанизации приближается к 80 %. В некоторых странах он ещё выше: в Германии и Испании показатель достигает 90 %, а в Бельгии — 97 %! Существенно ниже уровень урбанизации в Ирландии и некоторых странах Восточной Европы. А самая низкая доля городского населения в Европе отмечается в Молдавии — 47 %.

В Зарубежной Европе 40 городов-миллионеров, крупнейшими из них являются Лондон и Париж, численность населения в которых по одной из методик превышает 10 млн человек. Другие крупные города: Мадрид, Барселона, Рим, Афины, Берлин, София, Варшава, Белград.

Вопрос 4. Каковы главные особенности хозяйства Зарубежной Европы?

Ответ. В XVIII в. в ведущих европейских странах произошла промышленная революция. С тех пор на протяжении нескольких веков Зарубежная Европа была неоспоримым экономическим лидером планеты. Однако в XX в. ситуация изменилась. В экономическом отношении Зарубежная Европа утратила лидирующее положение. Ни одна из европейских стран, ни даже все страны Зарубежной Европы, вместе взятые, не могут конкурировать по объёму выпускаемой продукции с такими гигантами, как США или Китай. Тем не менее Зарубежная Европа играет заметную роль в мировом выпуске промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почти все страны европейского региона относятся к числу развитых.

Общим для большинства стран Зарубежной Европы является преобладание в структуре хозяйства отраслей непроизводственной сферы: науки, культуры, образования, здравоохранения, сферы услуг. Она даёт значительно больше половины всей продукции региона. Да и занято в ней почти 60% экономически активного населения.

Особенностью промышленности стран Зарубежной Европы является сочетание в экономике «старых» и «новых» отраслей, таких, как металлургия, химическая промышленность, автомобилестроение, лёгкая и пищевая промышленность. Доля и значение «новейших» отраслей, основанных на достижениях современной НТР, меньше, чем в США и Японии. Это отставание ликвидируется общими усилиями: существует ряд международных европейских программ, направленных на развитие электроники, космической сферы и т.д.

Вопрос 5. Что такое «Центральная ось развития»?

Ответ. Основные промышленные районы образовали «Центральную ось развития», которая протянулась по территории восьми стран от Великобритании до Италии по линии Лондон — Париж — Милан.

Центральная ось развития — главный элемент территориальной структуры региона. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась в 19 веке, когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный.

И когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

После 2-ой мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также — наукоёмкости и экологический.

Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах “центральной оси” развития, простирающиеся по территории 8 стран.

Ее стержнем служит ‘главная улица Европы’ — линия Рейн-Рона. В границах этой “оси” Живёт 120 млн. человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1. Почему среди европейских стран преобладают однонациональные страны?

Ответ. Образовались они, в основном, в течении последних 100-150 лет, когда во всём мире, и особенно — в Европе, начался рост национального самосознания народов.. Некогда многонациональные государства начались распадаться на части в связи со стремлением каждого народа создать свое собственное национальное государство. Процесс распада империй шёл одновременно с усилением борьбы за права человека. Стоит учитывать ещё и возникновение в 19-м веке такого политического течения, как национализм, который пришёл на смену религиозной самоидентификации народов и достиг пика своей популярности в 20-м веке. Народы не просто захотели обособиться в границах своего этнического ареала, они ещё и стремились выжить со своей, как они считали, территории, представителей других этносов. В результате большинство народов получили свои государства.

Вопрос 2. Почему в Зарубежной Европе преобладают трудовые внешние и внутренние миграции?

Ответ. Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие с 1815 по 1914 г. «чистая» эмиграция из нее составила 35–40 млн человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине– из Австро-Венгрии, Балканских стран, России. Она продолжалась и в межвоенный период.

Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и в их границах привели прежде всего к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Наиболее многолюдные внешние миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран.

В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире рынок притяжения рабочей силы.. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).

В 50—60-х гг. XX в., когда экономика Западной Европы развивалась преимущественно по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру последовали и другие страны. Во второй половине 70-х гг. XX в., после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.

Вопрос 3. Что сделало Зарубежную Европу одним из самых развитых регионов планеты?

Ответ. Можно выделить несколько причин:

1. Европа — густонаселенная компактная территория;

2. Европа — один из центров мировой цивилизации;

3. Развитие науки и техники;

4. Достаточно благоприятные природные условия;

5. Развитый транспорт (внешний и внутренний);

6. Высокая степень интеграции.

Вопрос 4. Чем характеризуется европейский тип города?

Ответ. Классический город в данном регионе, как правило, включает в себя старую (историческую) часть и новую, где преобладает модерная застройка. Центр «старого города» обычно обозначен просторной площадью (рынком) с ратушей и костелом. От нее в разные стороны расходятся неширокие улочки. Именно старый город привлекает к себе огромное количество туристов, ведь здесь находятся почти все исторические и архитектурные памятники. Вокруг старого города находится так называемое средместье — район, который застраивался значительно позже — в XIX-XX веках. Еще дальше, на окраинах, расположен пояс новостроек (новая часть города), состоящий из «спальных» районов.

Типичные города в Западной Европе очень маленькие по площади, весьма «тесные», но при этом весьма разнообразны в архитектурном плане. Характерные черты западноевропейского города:

• небоскребы могут соседствовать со старинными особняками, бароковые здания — с домами в стиле хай-тек и т. п.;

• большое количество иностранных туристов и трудовых мигрантов;

• обязательное наличие городского герба;

• насыщенное автомобильное движение,

• постоянные проблемы с пробками на дорогах;

• наличие одного или нескольких аэропортов (даже в том случае, если город маленький);

• узкие улицы и дефицит зеленых насаждений;

• очень большое количество архитектурных памятников — церквей, костелов, гражданских сооружений и скульптур.

Вопрос 5. С чем связано преобладание отраслей непроизводственной сферы в структуре хозяйства Зарубежной Европы?

Ответ. Для современного периода развития отраслевой структуры хозяйства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следующие важнейшие черты: широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг; доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промышленности; доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А), опережающее развитие наукоемких производств; переход на постиндустриальную стадию развития, когда ведущей в экономике становится сфера нематериального производства. Отрасли хозяйства, базирующиеся на эксплуатации природно-ресурсного потенциала, по доле в ВВП постепенно «уходят в тень». Однако абсолютные показатели производства во многих из них по-прежнему высоки.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Вопрос 1. С помощью карты состава населения Зарубежной Европы (см. рис. 73) выделите однонациональные и многонациональные страны Зарубежной Европы.

Ответ. 1) Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%) — Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия, Нидерланды.

2) С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния).

3) Двунациональные (Бельгия).

4) Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Хорватия, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония

В связи с многомиллионной миграцией в Западную Европу и последующей ассимиляцией иммигрантов такие страны, как, например, Германия, Австрия, Нидерланды, можно считать условно однонациональными

Вопрос 2. На основании экономической карты Зарубежной Европы (см. атлас) сформулируйте вывод о различиях в промышленной специализации Западной и Восточной Европы. Результаты работы с картой атласа представьте в виде таблицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *