Чем можно объяснить сложности вхождения стран восточной европы в систему европейских экономических
Страны Восточной Европы и Евросоюз
Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами Восточной Европы. На втором этапе должен произойти полный доступ стран Восточной Европы к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны Восточной Европы могут стать полноправными членами ЕС.
На деле имеющиеся противоречия между странами Восточной Европы и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран Восточной Европы и ЕС будет довольно длительным и будет проходить индивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС.
Страны Восточной Европы стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шагом на пути расширения экономических связей ЕС со странами Восточной Европы явилось положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины для стран Восточной Европы.
Вопросы по теме
1) Какое влияние на положение в Восточной Европе оказала начавшаяся в СССР перестройка?
2) Как выдумаете, почему избиратели восточноевропейских стран отказали в поддержке реформированным коммунистическим партиям в конце 1980-х г?Как им удалось вернуть себе доверие населения?
3) Перечислите ход демократических революций в странах Восточной Европы.
4) Какие сложились два основных подхода в реформировании экономики в странах Восточной Европы? Какой подход, по вашему мнению, наиболее эффективный?
5) Почему история Восточной Европы пересекается с историей Евросоюза? Как они взаимосвязаны? Приведите примеры.
Литература
Основная
Дополнительная
Интернет ресурс: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml
2. Беляев М.И. Тема 19. Восточная Европа
Интернет ресурс: http://www.milogiya2007.ru/mireconom19.htm
Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки:
Проблемы модернизации
План
1. Китай и китайская модель
2. Японское «экономическое чудо»
3. Новые индустриальные страны (НИС)
4. Послевоенное развитие Индии
6. Страны Центральной и Южной Африки
7. Латиноамериканские страны
10. Задание для самостоятельной работы
11. Список литературы
Китай и китайская модель
В 1981 г. в Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Пленум Центрального Комитета КПК принял разработанное под его руководством «Решение ЦК КПК по некоторым вопросам истории партии после образования КНР», где подводились итоги политики Мао Цзэдуна. В документе осуждались «культурная революция» и связанные с ней репрессии. В то же время утверждалось, что Мао Цзэдун остается «великим пролетарским революционером», несмотря на допущенные им ошибки.
Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими».Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. Произошедшие в 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были подавлены военной силой.
Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980—2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10 %. Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1 млрд. 300 млн. человек, полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай становится индустриальной страной. Удельный вес городского населения за последние десятилетия возрос, но по прежнему значительная часть рабочей силы (ок. 50 %) занята в сельском хозяйстве. В то же время за счет промышленного производства в КНР создается около половины ВВП.
Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай к середине ХХI в. сможет на равных конкурировать с Соединенными Штатами.
Китайская модель преобразований с 1987 г. стала с успехом использоваться во Вьетнаме. Политика вьетнамских властей принесла значительные плоды: страна не только начала обеспечивать себя продовольствием, но и стала одним из крупнейших экспортеров риса. С участием иностранного капитала быстрыми темпами (ок. 10 % в год) развивалась промышленность. однако Вьетнам по-прежнему остается аграрной страной (ок. 75 % населения занято в сельском хозяйстве).
Довольно широко распространена точка зрения, будто «китайская модель» реформ могла быть применена и в СССР вместо перестройки. При этом не учитывается, что Китай располагал огромным ресурсом для реформирования экономики: многосотмиллионым крестьянским населением, не утратившим навыка работы на себя. Поэтому как только были сняты ограничения на проявления личной предпринимательской инициативы, начался бурный экономический подъем. Это обеспечило правящей партии полную и безоговорочную поддержку населения В СССР подобных условий не было. Кроме того, конкурентным Преимуществом Китая на мировых рынках является существование многочисленных общин — выходцев из этой страны в США, большинстве стран Юго-Восточной Азии, России. Многие из живущих за рубежом китайцев сохраняют тесные связи со своей родиной. Они переводят значительную часть заработанных средстств своим родственникам, что обеспечивает дополнительный приток иностранной валюты в Китай. Представители китайских общин, получившие образование в университетах стран Запада работавшие в их научных центрах, потом нередко возвращаются в Китай. Это обеспечивает ему постоянный приток квалифицированных специалистов и получение передовой научно-технической информации.
Относительно новая проблема для Китая — рост социального неравенства. Возник новый слой имущих граждан — зажиточных крестьян, городской буржуазии. Увеличилось число чиновников, обогащающихся за счет служебного положения. Власти ответили на это кампаниями по борьбе с коррупцией, которые сопровождались массовыми казнями. Увеличилась неравномерность в развитии регионов страны. Приморские провинции, связанные с передовыми отраслями промышленности, вырвались вперед. В аграрных регионах возросла безработица.
В тех районах страны, где проживают национальные меньшинства (Тибет, Синцзянь-Уйгурский автономный округ), усилились сепаратистские настроения.
С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событием стало воссоединение с Гонконгом (1997) по соглашению с Великобританией, у которой истек срок аренды этого порта и прилегающих земель.
После присоединения к Китаю Гонконга возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40 % ВВП. При этом 74 % китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36 %). В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику автомобили и военную технику.
Особенно тесные отношения у Китая сложились с соседними государствами, принявшими социалистическую модель развития. В 1980-е гг. нормализовались отношения с Вьетнамом. Традиционно дружеские отношения Китай поддерживал с Северной Кореей. Правящая в ней Трудовая партия стремится к построению социализма с корейской спецификой.
В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово-экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Особое значение придается сближению с Венесуэлой, руководство которой заявляет о своей приверженности социализму.
Успешно развиваются российско-китайские отношения. Ониначали улучшаться еще при М.С. Горбачеве. В 1992 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Пекин. В 1996 г. в Шанхае произошло подписание соглашения о мерах доверия в зоне границы, дополненное договоренностью 1997 г. России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. В 2001 г. эти страны, на очередной встрече в Шанхае, учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Ее участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Это имеет для Китая большое значение, поскольку на его территории проживает ряд этнических меньшинств, а их наиболее радикальные представители борются за независимость, используя методы террора.
В2001 г. был подписан российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы.
Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой, по российским представлениям, заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири, на дальнем Востоке.
Массовая миграция рабочей силы из Китая вызывает тревогу во многих соседних с ним странах, а также в США. Китай, выполняя рекомендации ООН развивающимся странам о сокращении темпов прироста народонаселения, проводит жесткую политику по снижению рождаемости. Наряду с пропагандистским лозунгом «Одна семья — один ребенок» принимаются и экономические меры, такие, как штрафы за рождение второго и последующих детей.
Глава 3. Последствия и прогнозы вступления стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз
Вступление стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз представляется очень важным и серьезным шагом, так как непосредственно влияет на расстановку политических и экономических сил в Европе и в мире в целом. Часто возникающий вопрос: кто же больше выигрывает от расширения ЕС – крупные старые члены, новые члены, Союз в целом – не имеет однозначного и окончательного ответа.
В результате вступления стран ЦВЕ население ЕС увеличилось примерно на 100млн. человек и составило порядка 470 млн. человек. Значительно расширилась территория Евросоюза. Таким образом усиливается политический вес ЕС в мире, большая часть Европы объединена в рамках общей системы политической, экономической и экологической безопасности.
Необходимо отметить, что многие положительные результаты углубления интеграции страны ЦВЕ ощутили уже на этапе ассоциированного членства. Тогда государства ЦВЕ получили возможность до 60-65% товарооборота реализовывать на беспошлинной основе, а с 2001 года торговля промышленными товарами практически на 100% освобождена от пошлин и каких-либо количественных ограничений[24].
Также лидеры Евросоюза одобрили введение евро в Словении с 1 января 2007 года. Словения является первой страной из вступивших в ЕС стран ЦВЕ, которой удалось выполнить все необходимые критерии по снижению государственного долга и дефициту бюджета для присоединения к зоне евро. Инфляция в стране составила в 2005 году 2,4% при необходимых 2,61%[25]. Остальные страны, претендующие на вхождение в зону евро, пока не могут исполнить критерий по инфляции. Ожидается, что Эстония, Литва, Латвия перейдут на европейскую валюту в 2008 году, в 2009 году к зоне евро присоединится Словакия, а в 2010-м Чехия.
Необходимо заметить, что на заседании Совета Европейского союза по внутренним делам было принято решение о расширении Шенгенской зоны: с 2007 года в нее войдут девять из десяти государств, ставших членами ЕС в мае 2004 года. В основном она пополнится странами Центральной и Восточной Европы, среди которых Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. Окончательное решение по упразднению контроля на границах с этими государствами примут на встрече министров внутренних дел и юстиции ЕС осенью следующего года, так что реальный процесс их интеграции начнется только в декабре 2007 года и продлится до конца марта 2008 года[26].
Еще до пятого расширения Европейского Союза можно было говорить о двухуровневом развитии стран ЕС: «на одном экономическом полюсе – Германия, Италия, Франция, на другом – Португалия и Греция»[27]. Теперь же, с принятием десяти новых членов и расширением числа участников крупнейшей интеграционной группировки до 25, уместно ставить вопрос о трехуровневом экономическом развитии стран, входящих в Европейский Союз.
Крупномасштабное присоединение к ЕС новых членов из стран ЦВЕ делает невозможным проведение политики солидарности в том объеме и тех формах, как это было в 90-е годы. В эти годы за счет ресурсов структурных фондов оказывалась поддержка регионам-получателям, в которых проживало 178 млн. человек.
Складывающееся положение не останавливает процесс политической интеграции и не служит непреодолимой преградой на пути экономической интеграции – оно просто осложняет ее. Разные скорости сокращения отставания новых государств ЕС от ведущих европейских стран остаются такой же реальностью, какими были разные скорости их движения на пути к евро-атлантическим структурам. Внутри Союза, видимо, никогда не исчезнут этноконфессиональные и культурные различия, останутся очертания и границы существующих географических зон. Если говорить конкретнее, то можно предположить, что сохранят свою региональную идентичность страны Балтии, Балкан, а также Польша, Чехия и Венгрия как группа инициаторов вхождения в НАТО и ЕС; Словакия и Словения вместе с Польшей и Чехией могут образовать субрегион (по отношению ко всей ЦВЕ) с преобладанием славянских этносов и католицизма[28].
Для оценки возможностей не формальной, а сущностной экономической интеграции ЦВЕ в ЕС полезно констатировать, что за полтора десятилетия в регионе появились средние слои материально обеспеченного населения и независимое предпринимательство, включая мелкий бизнес, перенимается управленческий опыт развитых капиталистических стран, происходит адаптация законодательства в хозяйственной сфере к нормам и практике ЕС-15, расширяется ассортимент товаров массового спроса и услуг. Темпы, количественные и качественные характеристики этих явлений в разных странах неодинаковы и достаточно условны[31]. Сохраняются более низкая по сравнению с ядром Европы технологическая и инфраструктурная оснащенность экономик, более низкое качество культуры труда и рабочей силы и, как следствие, невысокая конкурентоспособность большинства производимых в регионе товаров и услуг. Никто не в состоянии дать точный прогноз о сроках преодоления этого отставания, как и с уверенностью предположить, что оно вообще произойдет, поскольку за это время развитые страны также не будут стоять на месте. В странах ЦВЕ есть отрасли и предприятия, выполняющие роль флагманов в движении реальной экономики к стандартам Запада, но вне сырьевого и добывающего сектора их пока слишком мало (например, полиграфическая индустрия в Польше, автомобилестроение в Чехии, гостиничный бизнес и электроника в Венгрии). Во многих странах региона после вхождения в ЕС был закрыт ряд предприятий по причине их неконкурентоспособности. Хотя эти предприятия в основном государственные, в целом сохраняется чрезмерно высокая (по меркам Запада) роль государства в экономике. Не преодолена система административного контроля над ценами на сельскохозяйственную продукцию[32].
Оставляет желать лучшего и интеграция иностранного и национального секторов промышленности. Она остается слабой, собственное производство стран ЦВЕ резко отстает по показателям эффективности, качеству продукции и оплате труда от предприятий с иностранным участием. Иностранные инвесторы открывают в странах ЦВЕ собственные производства, работающие по модульному принципу, а традиционные низкоприбыльные отрасли остаются вне зоны их интереса. К тому же отрасли промышленности в странах «Новой Европы»[33] все более тяготеют к «монопродукции»[34].
При такой модели ухудшение положения крупных материнских компаний тут же негативно сказывается на деятельности их предприятий в восточноевропейском регионе. В-третьих, несмотря на высокую динамику экспорта, в последние годы ухудшается внешнеторговая сбалансированность. Данная ситуация особенно болезненна для Польши, где отрицательное сальдо импортно-экспортных операций вдвое превышает размер иностранных инвестиций.
И главное, в результате опоры на ТНК, как основной источник технологических инноваций, сфера науки в восточноевропейских странах оказалась на положении изгоя. Почти целиком распалась индустриальная и научно-исследовательская деятельность. Прикладные исследования были частично или полностью прикрыты. В целом за время постсоциалистической трансформации страны ЦВЕ «растеряли»[35] от половины до 75% своих научных кадров. Подобная ситуация вызывает беспокойство даже в Брюсселе, где считают, что страны ЦВЕ должны осуществить соответствующие изменения в экономической стратегии и политике, чтобы наверстать отставание в инновационной сфере от западного сообщества.
Однако стоит заметить, что после вступления стран ЦВЕ в Европейский Союз стало возможным повышение занятости и конкурентоспособности национальных экономик благодаря проникновению в экономику крупных зарубежных транснациональных корпораций. Этому способствовала политика восточноевропейских стран, рассматривающих зарубежные инвестиции как одно из наиболее эффективных направлений интеграции в западноевропейское пространство, как основную движущую силу реструктуризации, единственную возможность получения доступа к современным технологиям и значительным финансовым ресурсам. Для деятельности ТНК в этих странах были созданы все условия: предоставлены налоговые льготы и каникулы, организованы зоны свободной торговли, приняты другие важные макроэкономические решения.
Необходимо отметить, что в условиях соперничества между ведущими державами за лидерство в Евросоюзе перед средними и малыми государствами-членами возникла проблема выбора линии поведения: либо быть расколотыми и войти в команду какого-либо «гранда»[38], либо формировать собственную консолидированную позицию относительно перспектив Европейского Союза и последовательно отстаивать в рамках складывающейся политической системы свои специфические интересы. Главным препятствием на пути создания такого «мини-союза» являются разные производственно-экономические, социально-демографические, территориальные и другие возможности развития стран ЦВЕ.
Таким образом, страны ЦВЕ автоматически встают на путь догоняющего развития, а это не самая оптимальная модель в нынешнем быстро меняющемся мире[39].
Единственным вариантом решения перечисленных проблем и противоречий могла бы стать эффективная промышленная политика, которая бы позволила восточноевропейским странам наверстать экономическое и технологическое отставание от своих западных партнеров по Евросоюзу и одновременно предотвратить складывающуюся зависимость от ТНК[40].
Но если же государства ЦВЕ хотят добиться реального влияния на формирование ЕС своей политики, на определение стратегического курса европейской интеграции, им «придется увязать свои интересы и цели с целями и интересами единой Европы»[41]. Новичкам придется заключать временные, продиктованные краткосрочными интересами альянсами, одновременно сохраняя стратегическое взаимодействие со «старым ядром» ЕС.
Лишь «активное» членство в ЕС устранит скептицизм и пассивность и придаст мощный импульс европейской интеграции[42].
Заключение
Подводя итог проделанной работе, нужно отметить, что все поставленные цели и задачи были выполнены.
Были изучены требования Европейского Союза, предъявляемые странам Центральной и Восточной Европы к вступлению в ЕС. Они были в полной мере выполнены странами. К тому же сам Евросоюз шел в некоторых случаях на уступки. Кроме того Европейский Союз на предвступительном этапе финансировал страны ЦВЕ, благодаря чему они смогли быстрее закончить реформирование различных институтов и структур.
Также были определены последствия вступления стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз. Несмотря на скептические настроения до вступления, на предположения о полном провале, страны ЦВЕ все же смогли достичь поставленной ими цели. Более того, можно назвать данное событие положительным, так как в итоге страны добились немалых успехов в экономике. Ведь даже сама перспектива присоединения к Евросоюзу позволила ускорить экономические и политические реформы и снизить потенциал возможного возникновения между странами региона конфликтов. С точки зрения новых членов ЕС, они получили шанс выбраться с периферии Европы и стать составной частью «европейского пространства благосостояния и безопасности»[43].
Сам же Европейский Союз показал себя миролюбивым актором международных отношений, готовым пойти на уступки и заключение консенсусов.
Пятое расширение Евросоюза сделало европейскую часть континента еще более бесконфликтной и объединенной. По мнению старых членов ЕС, удалось добиться огромного успеха в плане стабилизации ситуации на континенте, так как в состав Европейского Союза была принята группа стран, которые были непосредственными соседями ЕС. Кроме того, в начале 1990х годов эксперты затруднялись сказать, какой путь развития изберут эти государства.
Другими словами, членство в ЕС предоставляет странам Центральной и Восточной Европы уникальную историческую возможность придать мощный толчок собственной модернизации и «состыковаться с локомотивом»[44] социально-экономического развития Европы, получив в то же время доступ к механизму принятия Европейским Союзом политических решений.
Однако же, несмотря на немалое количество положительных моментов, существуют и недостатки вступления стран ЦВЕ в ЕС. Но можно с большой долей вероятности сказать, что Союз и новые государства-члены сделали все для того, чтобы как можно сильнее сузить их масштаб.
Как показало вступление 1 января 2007 года Болгарии и Румынии в Европейский Союз, страны Европы по-прежнему хотят войти в ЕС. Можно с уверенностью предполагать, что пройдет еще не одно расширение Евросоюза, и в конце концов в Европе надолго установится бесконфликтное положение.
Содержание:
Сегодня некоторые страны региона являются членами Европейского Союза и явно приближаются к показателям экономического развития стран ЕС-15.
Определение, причины и содержание перехода в восточноевропейских странах
Правление тоталитарных режимов в социалистических государствах Восточной Европы завершилось кризисом экономик восточноевропейских стран.
К основным причинам этого кризиса относятся:
Единственным выходом из ситуации была подготовка условий для радикальной трансформации. Речь шла о преобразовании тоталитарного общества в правовое, а государственно-административной экономики в рыночную. Разворачивающиеся трансформационные процессы, степень и глубина их последствий в разных странах были весьма различны. Но в каждом из них они были сложны и трудны по-своему.
Сущность и признаки переходной экономики
Развитие общества всегда сопровождалось осложнением экономических отношений в нем. Обмен был первой формой экономических отношений. Чуть позже появилась единая естественная мера стоимости товара. С появлением денег как универсального эквивалента появилась тенденция к накоплению капитала. Это, в свою очередь, привело к внедрению производства в жизнь общества, а также связанных с ним операций.
Как наука, экономика занимается оптимизацией спроса и предложения в условиях ограниченных ресурсов.
Общество в ходе исторического развития требовало новых принципов экономических отношений. Традиционный тип хозяйствования, характеризующийся низким уровнем жизни, неразвитостью производства и ориентацией на ремесла и народные промыслы, остался только среди народов, живших вдали от цивилизованного мира.
Модель командной экономики, основанная на принципах государственных директив, также относится к прошлому. С одной стороны, такой подход к формированию национальной экономики имел свои положительные стороны, так как государство могло моментально реагировать на негативные тенденции внутри экономической системы. Однако отсутствие конкуренции привело к снижению уровня жизни населения, ухудшению производственной и финансовой системы. В настоящее время подобная процедура сохраняется в отдельных отраслях промышленности разных стран. Как правило, это отрасли, имеющие стратегическое значение, а также те, которые обеспечивают защиту интересов страны.
Рыночная модель экономических отношений является наиболее гибкой и устойчивой системой, способной развиваться и саморегулироваться. Она характеризуется свободой предпринимательства, потребительского выбора, ценообразования и конкурентной средой.
Во многих странах сочетаются элементы различных моделей. Такой подход называется смешанным типом экономики.
Это предполагает полную структурную перестройку всей системы экономических отношений. Дуальность системы переходной экономики определяет ее характерные особенности:
Проблемы трансформационной экономики в Восточной Европе
Сходные факторы, определившие трансформацию экономических моделей в Восточной Европе и методы трансформации, создали аналогичные проблемы.
Девальвация ВВП произошла почти во всех странах, независимо от модели перехода. Первоначально ожидалось, что ВВП будет сокращаться, но лишь незначительно, однако на практике наблюдалось снижение экономического производства и темпов воспроизводства.
Высокие темпы инфляции, которые трудно сдержать. В Эстонии и Литве, например, цены выросли в четыре раза, а в странах бывшего СССР в пять раз превысили свои доиндустриальные показатели.
Перебалансировка производства привела к росту безработицы. Система социального обеспечения также претерпела структурные изменения, которые привели к снижению уровня жизни и стратификации доходов населения.
Переходная экономика в Восточной Европе
Переходные экономики в настоящее время характерны для ряда стран, находящихся в процессе перехода от командной к рыночной модели. К ним в основном относятся страны, возникшие после отказа от социализма.
Согласно позиции ООН, к странам Восточной Европы относятся: Россия, Беларусь, Украина, Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Молдова, Польша и Болгария.
Некоторые из них являются частью Европейского союза и по умолчанию считаются развитыми странами, хотя в действительности они переживают реструктуризацию собственной экономики.
Сходство этих стран заключалось в том, что им приходилось перестраивать аналогичные экономические институты, используя аналогичные методы.
Одним из этапов преобразований во всех странах стала денационализация собственности и ее передача в частные руки. Распределение цен и создание свободного ценообразования также имели важное значение. Изменения коснулись также систем управления, переориентации национальной экономики, технического перевооружения производства.
Для проведения структурных преобразований использовались два подхода: Градуализм и «шоковая терапия».
Здесь важна роль государства. Это создает условия для постепенного перехода от административной к рыночной экономике.
Во-первых, устанавливается баланс потребительского спроса посредством введения гибкого ценообразования и развития частного сектора экономики, который создает предложение.
Во-первых, трансформация происходит в производстве и распределении, и только после этого привлекаются инвестиции.
Ценообразование контролируется государством в случае монополистической и предпринимательской деятельности. Инфляция также держится под контролем. Большое внимание уделяется малым, средним предприятиям и сельскому хозяйству.
Шоковая терапия» основана на принципе саморегулирования рыночной экономики. Это выражается в снижении роли государства, которое только обеспечивает приток денег и сдерживает инфляцию.
Этот подход характеризуется резким изменением устоявшихся экономических институтов. Среди наиболее важных изменений:
Есть и негативные стороны этого подхода. Резкий переход к частной собственности влияет на потоки капитала из обрабатывающей промышленности в сектора коммерческого значения. Первоначальное сохранение государственных монополий и дефицит продукции создает условия для высоких темпов инфляции. Все это приводит к снижению уровня жизни населения.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.