Чем можно объяснить существование в рамках социологии различных уровней социологического знания
Последовательность уровней социологического знания
Уровни социологического знания — общие понятия
Социологические знания, несмотря на многоуровневую структуру, — это не разрозненная информация насчет конкретного объекта, а некая система знаний об устройстве общества как развивающейся среде, выполняющей определенные функции.
Под объектом подразумевается как жизнь отдельного индивида, так и определенных социальных групп. Сформированные группы в социологии именуются социальными институтами. Минимальной ячейкой общества принято считать семью, а государство, например, является социальным институтом масштабных размеров.
Информационная база социологических знаний формируется веками. Она является взаимосвязанной системой, опирающейся на научные познания в области философии и психологии, на имеющийся опыт. Ключевое значение отводится здесь опыту, поскольку с развитием цивилизации научные познания в данном направлении могут утрачивать свою актуальность.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
При этом, благодаря вновь полученному опыту, делаются новые открытия. Если говорить о преемственности поколений, через которую происходит обмен информацией, то особая роль здесь отводится истории. Эта наука считается хранилищем полученного опыта.
Структура, общая характеристика, что входит в состав
В социологии, как и у многих неточных наук, полностью отсутствует доказательная база. Но это не лишает ее права охарактеризовать изучаемый ею предмет и установить теоретические принципы его существования.
Строение науки имеет многоуровневую структуру. Ее классификация представлена макро- и микроуровнями. Под макросоциологией подразумеваются большие социальные группы. Микросоциология базируется на изучении небольших по численности участников групп. Из-за малой численности количества участников, процессы, рассматриваемые в микросоциологии, имеют локальный характер.
Анализируя предметы исследования микро- и макросоциологии были определены 3 предметных уровня исследования:
Эмпирический уровень
Эмпирическая социология является комплексом методических, а также технических приемов. Они направлены на сбор первоначальной информации. Эта разновидность считается самостоятельной. Ей также присуще наименование «социография». Это обусловлено описательной функцией эмпирических исследований.
По этой же причине эмпирическая социология не затрагивает исследование общепринятых законов. Она определяет наличие конкретных проблем в определенном локусе. Это могут быть цитаты людей и их поступки, а также материальные или духовные стороны жизнедеятельности человека.
Являясь аналитическим исследованием, эмпирическая социология предполагает следующие действия: определение проблемы; постановка его целей и задач; исследование определенного объекта; формулировку гипотез и результатов исследования; операциональность в определении значимых понятий.
Методами исследования данного уровня является наблюдение, анкетирование, анализ, сравнение, эксперимент.
Отраслевой уровень
Отраслевую социологию в какой-то степени можно назвать продолжением эмпирического уровня. В отличие от него, отраслевая социология конкретизирует положения определенной отрасли. Это может быть торговля, какое-либо производство или любое другое образование. Целью отраслевой социологии является объяснение происходящего в условиях конкретного социума.
Структурной составляющей уровня является институциональное происхождение социума, общностное формирование индивидов, процессное проявление общественной жизни. В качестве примеров данного вида знания можно привести теории появления аномии, социального конформизма, массовых культур. Методы исследования такие же, как и при эмпирическом уровне познания. Разница состоит в том, что они углубляются в конкретную отрасль.
Теоретический уровень
Теоретический уровень знания определяется при взаимосвязи эмпирических и отраслевых открытий. Данная модель также является многоуровневой:
К методам исследования данного уровня относятся анализ; синтез, основанный на аналогии; сделанные на основе анализа и синтеза гипотезы. Гипотезы могут быть построены на основе индукции и дедукции. Итогом исследования теоретического уровня является моделирование, основанное на абстрагировании от частных практик.
Конечным результатом теоретического уровня можно считать формирование социологических теорий. По охвату количества участников информация должна быть разделена на группы с точки зрения глобальности.
Упомянутые уровни социологии не являются обособленными. Они взаимно дополняют друг друга. Например, микроуровень является частью макроуровня. А эмпирический уровень немыслим без тонкостей отраслевого. Подобная многоуровневая система, основанная на взаимодействии, позволяет определить теоретическую базу социологии как науки, отражающей действительность.
Уровни социологического знания
Социологическое знание представлено достаточно сложной многоуровневой структурой. Можно выделить различные подходы к описанию уровней социологии, самыми известными из которых будут два. Первый из них называется двухуровневый, а второй – трехуровневый. В отечественной литературе широко распространен также и пятиуровневый подход к описанию социологического знания.
Двухуровневый подход
Два уровня социологического знания выделяются по различным основаниям. К примеру, в зависимости от масштаба исследуемых социальных явлений принято выделять макро и микросоциологические уровни социологического знания.
Макросоциологический подход | Микросоциологический подход |
---|---|
Изучает человеческую цивилизацию, разные виды обществ, общество как социальную систему, его социальную структуру и социальные институты в динамике и статике. Макросоциологические теории: структурный функционализм, теория социальных систем, социального конфликта, концепция глобализма. | Изучает небольшие социальные образования, межличностные отношения, мотивацию поведения людей. Социология на микроуровне – это область изучения социальных позиций и поведения людей в окружающей среде. Микросоциологические теории: интеракционизм, феноменологическая социология, теория социального обмена. |
Современная социология стремится преодолеть структурные разрывы между макро и микросоциологическими теориями (в частности это пытаются сделать в теории структурации Э. Гидденса, теоретических исследованиях Дж. Александера, общесоциологических исследованиях П. Бурдье, теории социальных систем Ю. Хабермаса).
В зависимости от степени абстракции (обобщения) принято выделять эмпирическую и теоретическую социологию.
Теоретическая социология | Эмпирическая социология |
---|---|
Дает систематизированный, глубокий, обобщенный взгляд, объяснение и понимание жизни общества. Ориентирована на то, чтобы сформулировать закономерности социума, общественных изменений, механизмов их действия и форм, в которых они проявляются. | Направлена на получение конкретной информации (в результате опроса, наблюдения, анализа документов и статистических данных и т.д.) о различных проявлениях в жизни общества, жизнедеятельности индивидов и групп. |
Несмотря на то, что в социологии существует разделение на эмпирику и теорию, они не противопоставляются друг другу, а образуют две стороны единого социологического познания, которые дополняют и обогащают друг друга.
В зависимости от целевой направленности на практический или собственно научный результат исследования, принято выделять прикладной и фундаментальный (теоретический) социологические уровни
Фундаментальный уровень | Прикладной уровень |
---|---|
Исследование относят к данному уровню, если цель его – это дополнение знаний об изучаемом объекте (развитие теории) | Исследование относится к данному уровню, если его целью является разработка практических рекомендаций, каких-либо социальных технологий, которые направлены на то, чтобы решить ту или иную социальную проблему |
Трехуровневый подход
Роберт Мертон, известный американский социолог, в своей работе «Социальная теория и социальная структура» (1949) изложил концепцию, более известную как теория среднего уровня. В соответствии с ней, существует 3 уровня социологического знания:
Мертон считал, что наибольшее внимание в социологии должно уделяться среднему уровню, т.к. системные теории высшего уровня направлены на всеобщий охват и чересчур абстрактны, у них нет соответствующей научно обоснованной эмпирической базы. Низший уровень, в свою очередь, нельзя исследовать как самодостаточный, вне определенной теоретической концепции из-за того, что он является полностью эмпирическим. Теории среднего уровня же исследуют отдельные социальные сферы, процессы и проблемы.
По Мертону теория среднего уровня – это связующее звено между эмпирическими исследованиями и общей социологией. Самым ярким примером такой теории он называл исследование самоубийства Э. Дюркгейма. Благодаря развитию идей Р. Мертона в современной социологии теории среднего уровня или специальные социологические теории играют значительную роль.
Пятиуровневый подход
В социологическом знании выделяют также и иерархию, состоящую из пяти уровней.
Самый верхний, пятый уровень отведен научной картине мира (философским предпосылкам, метатеоретическому знанию). В социологии под научной картиной мира понимают совокупность философских и общетеоретических категорий, которые описывают социальную реальность.
На четвертом уровне располагается общая (социологическая) теория, которой называют совокупность логически взаимосвязанных теоретических суждений и понятий, которые объясняют значительный фрагмент социальной реальности.
Третий уровень отведен частным (специальным) теориям. В социологии к ним относят взаимосвязанные логически системы конкретных научных суждений и понятий, которые описывают отдельное явление или же группу явлений. При этом они получили эмпирическое подтверждение, базирующееся на фундаментальных теоретических исследованиях.
На втором уровне находятся эмпирические исследования. В социологии под ними понимают фундаментальные исследования, которые проводятся в соответствии с требованиями научного метода. Они направлены на то, чтобы подтвердить частную теорию.
Низший, первый уровень иерархии отведен прикладным исследованиям, которыми называют оперативные исследования, изучающие один объект в сравнительно короткие сроки для того, чтобы провести социальную диагностику ситуации, объяснить конкретное явление или же подготовить практические рекомендации и социальные технологии.
Социология
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Социология», разработанного на кафедре. К каждой теме предлагаются контрольные вопросы, усвоение ответов на которые позволяет успешно пройти аттестацию. Усвоение материала по конкретно-социологическим исследованиям позволит студентам успешно работать над дипломной. Вопросы плана каждой темы являются также вопросами для зачета. Пособие адресовано студентам очной и заочной формы обучения
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Объект и предмет социологии.
2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.
3. Уровни социологического знания.
4. Функции социологии.
5. Краткая история развития социологической мысли.
Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».
Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.
Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.
Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.
Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.
Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.
Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.
Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.
Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.
Естественно, что социология не может не опираться на достижения философской мысли, поскольку социологу необходимо целостное видение проблемы, умение в единичном увидеть общее, существенное. Вместе с тем, социологу требуется знание реальных социальных процессов, а их невозможно постичь умозрительно, не опираясь на чувственный опыт и не используя эмпирические методы (например, наблюдение, эксперимент и т.д.). Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.
Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.
Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).
1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).
Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.
2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.
3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.
Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.
До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.
Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.
1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.
Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.
2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.
3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.
Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.
Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:
1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.
2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.
Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.
Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.
3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.
Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.
Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.
По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.
Мы предлагаем выделять следующие функции:
1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.
2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.
3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.
4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.
Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.
Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.
Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.
Классическая социология развивалась в работах ее классиков: О. Конта (1798-1857), Г. Спенсера (1820-1903) и Э. Дюркгейма (1858-1917).
Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.
О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.
Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.
Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.
1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.
2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.
3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.
4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.
Другой тип социологии — неклассический разрабатывался Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе их методологии лежит представление о противоположности законов природы и общества. На этой основе выделяется два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные). Каждому типу знания соответствуют свои методы. Для гуманитарных наук характерен метод понимания и отношения к ценностям.
Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.
Кроме классической и неклассической социологии в истории социологии встречается их синтез. Он был реализован в социальной теории К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Они сформулировали принципы материалистического учения об обществе. Они, как и позитивисты, рассматривали социальные явления как факты и стремились объяснить социальные процессы по образцу естественных наук. Предметом социологии они считали изучение основных закономерностей развития общества.
Их принципы сводятся к следующему:
1. Признание закономерности общественного развития.
2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.
3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.
4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.
Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.
Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.
Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.
Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).
Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).
Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.
Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.
1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.
2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.
3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.
4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.
5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.
1. Объект и предмет социологии.
2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.
3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.
4. Что общего между социологией и философией.
5. Отличие социологии от философии.
6. Отличие социологии от других социальных наук.
7. Назовите уровни социологического знания.
8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.
9. Роль эмпирии в социологическом знании.
10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.
11. Что познают теории среднего уровня.
12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.
13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.
14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.
15. Назовите основные функции социологии.
16. Суть классической социологии.
17. Отличие классической социологии от неклассической.
18. Основные черты «смешанной» социологии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Как собрать данные в полевом качественном исследовании. Учебное пособие
Социология международных отношений
Немирова Наталья, 2017
Основы социологии и политологии
Николай Демидов, 2015
Социология труда: Методические указания к курсовым работам
Андрей Алексеевич Булков, 2018
Трехсекторальное социальное партнерство
Н. Г. Хорошкевич, 2018
Социология. Краткий курc
Коллектив авторов, 2014
Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий
Переговоры в социальной работе
Ольга Аллахвердова, 2017
Общество как объект социологического анализа
Николай Вахнин, 2019
Группа авторов, 2013
Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности