Чем можно пользоваться на экзамене на судью
Чем можно пользоваться на экзамене на судью
Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи
(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.
2. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, кандидатов на должность судьи арбитражного суда, кандидатов на должность судьи специализированного суда и должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.
3. Теоретические вопросы в экзаменационных билетах составляются Высшей экзаменационной комиссией, а задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела составляются соответствующими экзаменационными комиссиями и утверждаются Высшей экзаменационной комиссией.
С 01.01.2023 п. 4 ст. 26.3 утрачивает силу (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).
4. Для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
5. Высшая экзаменационная комиссия составляет экзаменационные вопросы и утверждает задачи по вопросам судебной практики и письменные задания по подготовке процессуального документа по макету дела по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации.
6. Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председательствующим на заседании экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.
7. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.
8. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с оценками по каждому вопросу и общей итоговой оценкой. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки указанное удостоверение не выдается.
9. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта Российской Федерации.
10. Кандидат, приступивший к ответу и отказавшийся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидат, не сдавший квалификационного экзамена, может обратиться в эту или иную экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев со дня проведения квалификационного экзамена.
11. Кандидату на должность судьи может быть отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена только по основаниям, установленным федеральным законом. В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде.
«ЕГЭ для судей»: кодексы можно, мобильники нет
Судейский экзамен традиционно принимают в зале заседаний Верховного суда РТ. К 11 часам у его дверей выстроились семеро с большими пакетами и сумками с текстами законов и постановлений пленумов высших судов. На этом экзамене участники вправе пользоваться этими документами, а также текстами Уголовного, Гражданского и других кодексов. А вот мобильные телефоны и шпаргалки здесь, как и на школьном ЕГЭ, запрещены.
Первой экзаменуемой нет и тридцати, она претендует на должность судьи Арбитражного суда РТ. По билету отвечает уверенно, но первый же уточняющий вопрос комиссии «В каком издании официально публикуются нормативно-правовые акты Республики Татарстан?» вызывает у нее большое затруднение. Претендентка знает, в какой газете публикуются российские законы, но в наименованиях татарстанских газет несильна. Наконец с улыбкой выдает: «Вечерняя Казань», что ли. «.
Досталось и консультанту адвокатского бюро, который в практическом задании забыл «взыскать госпошлину», а теорию пытался оживить примерами из жизни. Говоря о различиях между злоупотреблением полномочиями и их превышением, он назвал злоупотреблением факт, когда начальник отдела благоустройства «не за спасибо» подписал договор о размещении полигона ТБО в черте города, тогда как законодательством это запрещено. Комиссия тут же указала участнику экзамена, что раз имеется законодательный запрет, значит, чиновник не злоупотребил полномочиями, а превысил их.
Из общего ряда сдающих выбивалась работница районного ЕРЦ. Она единственная попросилась отвечать стоя, тут же завладев вниманием слегка уставших экзаменаторов. Отвечала уверенно и просто, но без ссылок на нормы права, чем вызвала критику председателя комиссии Марата Хайруллина.
Экзамен завершился в пятом часу вечера. Ожидая «вердикта» экзаменационной комиссии, участники вспоминали самые каверзные вопросы и убеждали себя и других, что уж задачи-то они решили правильно. Волновались не зря. «Вердикт» оказался жестким: пять из семи получили за экзамен неуд, шанс стать судьями получили всего двое: помощница судьи Верховного суда РТ и сотрудница Арбитражного суда РТ. Одна сдала на «хорошо», вторая на «удовлетворительно». Примерить судейские мантии они смогут лишь в том случае, если в ближайшие три года получат поддержку квалифколлегии и пройдут по конкурсу. Иначе экзамен придется сдавать повторно.
Вакансии
Квалификационные экзамены
для подготовки к сдаче квалификационного экзамена
на должность судьи суда общей юрисдикции
В соответствии с требованиями действующего законодательства, экзаменационная комиссия должна установить у претендента необходимые профессиональные знания, проверка которых осуществляется у лиц, претендующих на должность судей судов общей юрисдикции.
Формой контроля знаний претендента на должность судьи Республики Алтай является квалификационный экзамен, принимаемый экзаменационной комиссией по билетам.
Экзаменационная процедура предусмотрена «Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи», утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 мая 2002 года, в разделе 4 «Порядок проведения квалификационного экзамена».
Поскольку судье в первый же день работы придется применять профессиональные знания и навыки по изготовлению процессуальных документов, билеты содержат в себе широкий диапазон вопросов из различных отраслей права, задач, практических заданий, позволяющих на экзамене выявить у претендента необходимые профессиональные знания и навыки. Члены экзаменационной комиссии вправе задавать любые дополнительные вопросы.
При приеме заявления о намерении сдать квалификационный экзамен претендент обеспечивается примерным списком вопросов для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.
Билеты содержат: теоретические вопросы, вопросы уголовного права, уголовно-процессуального права, вопросы гражданского права, гражданского процессуального права, вопросы трудового, семейного, жилищного права, административного права, вопросы судоустройства и судебной система, касающиеся подведомственности гражданских и уголовных дел, относимости и допустимости доказательств, ведению судебного процесса, порядка обжалования судебных актов, об определении бремени доказывания, о досудебной подготовке дел, об основаниях оставления заявлений без движения, отказе в их принятии, приостановления и прекращения производства.
Вопросы в билетах контролируют широкий круг правовых знаний претендентом, а также действующих кодексов различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т.д.); при этом необходимо продемонстрировать умение применять соответствующие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, разъясняющих специальные вопросы.
Задачи по квалификационному экзамену содержат вопросы уголовного и уголовно-процессуального права, гражданского и гражданского процессуального права, административного права.
Удостоверение о сдаче квалификационного экзамена действительно в течение трех лет.
Начинать подготовку к квалификационному экзамену лучше еще до сдачи документов в палату
В настоящее время широко обсуждается введение с 2023 г. адвокатской монополии (см. проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанный Минюстом России), в преддверии которой как никогда актуальным является вопрос о получении статуса адвоката.
Вопросы, связанные со сдачей квалификационного экзамена, детально урегулированы Положением, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 25 апреля 2003 г. (в редакции от 17 апреля 2019 г.).
Ответы на дополнительные вопросы без проблем можно найти либо на сайте адвокатской палаты, где претендент будет сдавать экзамен, либо связавшись по телефону с уполномоченным сотрудником данной палаты.
Поделюсь своим практическим опытом подготовки и сдачи квалификационного экзамена, который, надеюсь, будет полезен юристам, претендующим на получение адвокатского статуса.
Я сдавала экзамен год назад в АП г. Москвы. Порядок его сдачи во всех палатах в целом единообразен, но в каждой палате могут быть свои незначительные особенности – например, расширенный список предоставляемых документов (так, АП Ленинградской области просит претендентов представить рукописную автобиографию, АП Смоленской области – письменное согласие руководителя адвокатского образования на прием претендента в члены адвокатского образования, АП Чеченской Республики – подписку на «АГ»), включение в устный экзамен практических задач (как в палатах Московской и Тульской областей), возможность использования «бумажных» кодексов (например, АП Смоленской области рекомендует принести на экзамен свои кодексы) и др.
Сбор документов для допуска к экзамену
Для успешного планирования целесообразно заранее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми адвокатской палатой, и собрать полный пакет документов.
При этом необходимо учесть, что изготовление справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости по регламенту МВД России может занять до 30 дней. В моем случае потребовались три недели – справку я заказывала и получала через Единый портал госуслуг (электронной копии справки достаточно).
Кроме того, претенденты, переехавшие на постоянное место жительства в другой субъект Федерации (или планирующие переезд в срок менее года до подачи заявления на присвоение статуса адвоката), для сдачи экзамена по новому месту жительства с 1 мая 2019 г. должны согласовывать место сдачи экзамена с Советом ФПА, предварительно представив копии документов о действительном изменении места постоянного жительства. Согласование может также занять до 30 дней. Данная мера была принята в связи с массовой проблемой фиктивной миграции претендентов для сдачи экзамена в «удобном» регионе.
После подачи всех документов квалификационная комиссия палаты проверяет их на соответствие установленным требованиям и сообщает о допуске претендента к экзамену и его дате. Мне перезвонили через 10 дней и предложили согласовать дату компьютерного тестирования. Аналогичные условия действовали и при прохождении устного собеседования.
Отмечу, что АП г. Москвы гибко относится к возможности переноса сроков экзамена, и при необходимости можно выбрать иную подходящую дату, главное – уложиться в предельный срок, установленный Законом об адвокатуре (не позднее трех месяцев с даты подачи заявления).
Ко дню прохождения компьютерного тестирования также нужно принести квитанцию (выдадут в адвокатской палате), подтверждающую оплату целевого взноса на организацию и проведение экзамена. Сумма взноса определяется каждой палатой самостоятельно, в Москве она составляет 10 тыс. руб.
Подготовка и сдача теста
Исходя из моего опыта, опыта коллег и комментариев квалификационной комиссии АП г. Москвы, по итогам 2018 г. в среднем успешно сдают адвокатский экзамен около 50% претендентов, при этом абсолютное большинство тех, кто не сдал, сталкивается с затруднениями при устном собеседовании.
При прохождении компьютерного тестирования претендентам предлагается за час ответить на 70 вопросов, которые определяются методом случайной выборки из 324 вопросов, утвержденных ФПА РФ в мае 2019 г., размещенных на ее сайте и применяющихся с 1 сентября 2019 г. Для успешной сдачи необходимо правильно ответить не менее чем на 50 вопросов, при этом правильных ответов может быть несколько и нужно отметить все, иначе ответ засчитывается как неправильный.
Каждому претенденту предоставляется отдельный компьютер, к которому выдаются логин и пароль. Вопросы и их последовательность у каждого претендента различаются, поэтому заглядывать в монитор соседа бессмысленно. Также исключена возможность пользования смартфоном для проверки правильности ответа.
Большинство вопросов посвящены положениям Закона об адвокатуре, КПЭА, а также стандартам и разъяснениям ФПА РФ по конкретным вопросам адвокатской деятельности.
При этом попадаются достаточно узкие и «экзотические» вопросы, например: «Профессиональное объединение адвокатов какого из перечисленных государств не является участником Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности?» или «В Постановлении ЕСПЧ от 12.02.2015 «Дело “Юдицкая и другие (Yuditskaya and Others) против Российской Федерации”» (жалоба № 5678/06) указано: «В связи с этим Европейский Суд напоминает, что в делах, касающихся адвокатов, посягательство на профессиональную тайну адвоката может иметь последствия для ˂…˃ и, соответственно, для прав, гарантированных статьей 6 Конвенции» (вставьте пропущенную фразу)».
В связи с этим рекомендую внимательно ознакомиться с вопросами, найти и запомнить правильные ответы на них до прохождения тестирования.
Также в Интернете можно найти платные тренажеры (стоимость незначительная), имитирующие компьютерное тестирование в адвокатской палате. Я пользовалась таким тренажером – на мой взгляд, он полезен, помогает хорошо подготовиться и впоследствии успешно пройти реальное тестирование. В то же время на сайте ФПА РФ с недавнего времени размещен бесплатный тренажер для подготовки к тестированию. Дело в том, что все другие тренажеры, встречающиеся в Сети, не имеют отношения к ФПА РФ и, по отзывам пользователей, не всегда правильно ориентируют претендентов.
Результаты компьютерного тестирования становятся известны сразу после прохождения теста. Претенденты, успешно сдавшие первую часть экзамена, допускаются ко второму этапу – устному собеседованию. В моей группе все 12 претендентов успешно прошли эту часть испытания.
Подготовка и прохождение собеседования
Устное собеседование было назначено спустя три недели после тестирования. В общей сложности я готовилась к нему около двух месяцев (еще до подачи документов в палату) в комфортном режиме, а с момента назначения даты собеседования – интенсивно.
В ходе собеседования претенденту предлагается выбрать билет, включающий четыре вопроса из перечня, утвержденного ФПА РФ в январе 2016 г. и применяющегося с 1 сентября того же года. При этом вопросы в билете для устного собеседования могут быть дополнены по усмотрению адвокатских палат субъектов РФ задачами по решению правовых ситуаций и заданиями по составлению юридических документов. В экзаменационных билетах АП г. Москвы таких задач нет.
К сожалению, АП г. Москвы не размещает для свободного ознакомления билеты с конкретными вопросами, в то время как, например, АП Московской области это сделала, чем, несомненно, облегчила претендентам подготовку.
Относительно подготовки к устному собеседованию хотелось бы отметить следующее.
Материал очень объемный, охватывает множество отраслей права. Поэтому в идеале желательно начать готовиться к нему заблаговременно – до сдачи документов в адвокатскую палату, чтобы равномерно распределить нагрузку и качественно подготовиться по всем вопросам собеседования.
Когда я готовилась к сдаче экзамена, то решила упростить себе задачу и найти единый подходящий источник для подготовки. Я пыталась использовать соответствующие книжные сборники ответов (купила несколько вариантов), а также подборки ответов с интернет-сайтов (в том числе платные). Однако, на мой взгляд, у каждого источника были свои существенные минусы: много «воды», устаревшая информация либо тема вообще не раскрыта. В итоге по окончании подготовки на моем столе громоздилась гора учебников, кодексов, схематических пособий и распечаток материалов из правовых баз.
При подготовке особое внимание стоит уделить вопросам по адвокатуре – в состав квалификационной комиссии входят 7 адвокатов, в том числе президент палаты (его заместитель), которые знакомы с теоретическими и практическими аспектами адвокатуры в деталях и проявляют особую щепетильность при проверке знаний в соответствующей области.
По моим наблюдениям, большинство экзаменационных билетов включали вопрос по адвокатуре, причем он был первым. Соответственно, претенденты, показавшие хорошие знания по данному вопросу, сразу располагали к себе комиссию и далее более уверенно, чем остальные, продолжали ответ.
Исходя из моего опыта и опыта коллег, добавлю, что в билетах обязательно попадаются вопросы и по уголовному праву (процессу), и по гражданскому. В связи с этим юристам, практикующим в уголовном праве (процессе), целесообразно сделать упор на изучении и повторении вопросов по гражданскому праву и процессу, и наоборот.
В любом случае я бы рекомендовала как минимум: подготовиться к ответу на все вопросы по тем отраслям права, которые вы не используете в своей практике и (или) забыли в связи с давностью изучения, а также хорошо выспаться накануне экзамена, чтобы использовать свои способности по максимуму. Добавлю, что атмосфера при прохождении собеседования доброжелательная, члены комиссии проверяют знания претендентов, не выходя за рамки темы вопроса, не «заваливают», а, напротив, помогают наводящими вопросами сориентироваться в ответе.
Для подготовки к ответу предоставляется время – первого из претендентов приглашают к ответу через 45 минут после начала подготовки, при отсутствии желающих комиссия по своему усмотрению определяет кандидатуру первого отвечающего. Кроме того, экзаменуемым предоставляются «бумажные» кодексы и законы в достаточном количестве.
До начала ответа комиссия предостерегает претендентов от чтения ответа «по бумажке» и просит каждого убрать листок, где написан ответ, и не смотреть в него. В случае заглядывания в листок комиссия относится к этому негативно и повторно просит его убрать. По этой причине на экзамене бессмысленно подробно расписывать ответы по каждому из вопросов. Также не стоит рассчитывать на использование смартфона – в ходе устного ответа без какой-либо письменной заготовки знания претендента либо отсутствие таковых станут очевидны.
Вместо этого целесообразно, на мой взгляд, сосредоточиться на плане выступления, при необходимости воспользоваться предоставленными кодексами и законами и вспомнить базовые положения по соответствующему вопросу, проговорить «про себя» ответы на наиболее сложные вопросы, а также обдумать возможные дополнительные вопросы со стороны комиссии и свои ответы на них. Отвечать необходимо четко, уверенно и последовательно – как выступая перед судом.
В большинстве случаев комиссия начинает с проверки базовых знаний претендента по каждому из вопросов, не особо углубляясь в детали, далее задает дополнительные вопросы – как правило, это бывает в случае неуверенности претендента или неправильности его ответов либо наоборот: если претендент сразу начинает детально излагать материал, комиссия спрашивает основные положения, чтобы ускорить ответ и перейти к следующему вопросу.
В моем случае устное собеседование группы из 12 человек длилось около трех часов (включая время на подведение итогов и их оглашение). Я отвечала порядка 15 минут; семеро претендентов, включая меня, прошли собеседование успешно.
Подводя итог, хочу пожелать всем претендентам успеха, а для его достижения рекомендую при подготовке использовать тайм-менеджмент и планировать все этапы, а также выделить достаточное время на повторение (изучение) материала.
«Регламент Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи» (утв. Решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 29.06.2017, Протокол N 6)
Решением Высшей экзаменационной
комиссии по приему квалификационного
экзамена на должность судьи
29 июня 2017 г. Протокол N 6
ВЫСШЕЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
1.2. Нормативно-правовую основу деятельности Высшей экзаменационной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
1.4. Целями деятельности Высшей экзаменационной комиссии являются:
— взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
1.5. Для достижения целей, указанных в пункте 1.4 настоящего Регламента, Высшая экзаменационная комиссия решает следующие задачи:
— организует прием документов у кандидатов на должности судей, обратившихся в комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена;
— обеспечивает допуск кандидатов на должности судей к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи;
— организует прием у допущенных к сдаче квалификационного экзамена кандидатов квалификационного экзамена и обеспечивает официально-документальное оформление его результатов;
— осуществляет общее и методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации;
— обеспечивает подготовку и направление необходимой информации о своей деятельности в органы судейского сообщества;
— осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
1.6. Реализация перечисленных в пункте 1.5 настоящего Регламента задач обеспечивается посредством осуществления Высшей экзаменационной комиссией следующих полномочий:
— принятие решений о допуске кандидатов к сдаче квалификационного экзамена и об отказе в допуске их к сдаче квалификационного экзамена;
— принятие квалификационного экзамена у кандидатов, допущенных к сдаче этого экзамена, и принятие решений в отношении каждого из кандидатов по результатам принятого у них экзамена;
— составление и принятие решений об утверждении экзаменационных билетов для сдачи квалификационного экзамена в Высшей экзаменационной комиссии по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации;
— составление теоретических вопросов, принятие решений об утверждении задач по вопросам судебной практики и письменных заданий по подготовке процессуального документа по макету дела, включаемых в экзаменационные билеты, используемые экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации для приема квалификационного экзамена по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации;
— принятие решения об утверждении Регламента Высшей экзаменационной комиссии и регламентов экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации;
— рассмотрение письменных обращений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена, и принятие решений о даче соответствующих разъяснений;
— подготовка и направление необходимой информации о своей деятельности в органы судейского сообщества;
— подготовка и направление необходимой информации в органы государственной власти, общественные объединения, должностным лицам по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
2. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии
2.1. Высшая экзаменационная комиссия правомочна принимать решения о допуске кандидатов к сдаче квалификационного экзамена, осуществлять прием у кандидатов квалификационного экзамена, если в ее заседании участвует не менее половины членов избранного состава комиссии. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на приеме квалификационного экзамена членов комиссии.
2.2. Высшая экзаменационная комиссия правомочна принимать решение о представлении к назначению на должность секретаря Высшей экзаменационной комиссии или освобождению его от должности, если в ее заседании участвует более половины членов избранного состава комиссии.
2.3. Высшая экзаменационная комиссия правомочна принимать решения о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации и по другим вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, если в ее заседании участвует не менее половины членов избранного состава комиссии.
2.4. Решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции Высшей экзаменационной комиссии, принимаются посредством проведения открытого голосования простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на ее заседании.
Содержание принятых Высшей экзаменационной комиссией решений отражается в протоколе заседания комиссии. Решения, принятые Высшей экзаменационной комиссией в отношении кандидатов, доводятся до их сведения как путем устного оглашения, так и в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, посредством вручения, направления им соответствующей выписки из протокола заседания комиссии, заверяемой председателем и секретарем комиссии.
2.5. Работу Высшей экзаменационной комиссии организует председатель Высшей экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя либо член Высшей экзаменационной комиссии.
Председатель Высшей экзаменационной комиссии либо замещающее его лицо осуществляет следующие организационно-распорядительные полномочия:
— предварительно изучает поступившие в комиссию заявления, жалобы и иные обращения, приложенные к ним документы и дает поручения по их дальнейшему движению секретарю Высшей экзаменационной комиссии;
— дает устные и письменные поручения членам и секретарю комиссии по предварительной подготовке вопросов, рассмотрение которых отнесено к компетенции комиссии, в том числе по подготовке проектов соответствующих документов и решений комиссии;
— организует проверку предоставленных кандидатами документов на соответствие требованиям, установленным к лицам, имеющим право на сдачу квалификационного экзамена;
— по согласованию с членами комиссии назначает даты и время проведения квалификационных экзаменов, посредством утверждения графика на очередной календарный год в конце текущего года, в случае необходимости вносит в него изменения, назначает даты и время проведения внеочередных заседаний комиссии;
— докладывает на заседании комиссии о результатах проверки предоставленных кандидатами документов и вносит на рассмотрение комиссии вопрос о возможности принятия решения о допуске каждого из них к сдаче квалификационного экзамена;
— ведет заседания комиссии;
— оглашает результаты приема комиссией у кандидатов квалификационного экзамена;
— подписывает удостоверения о сдаче кандидатами квалификационного экзамена, протоколы заседаний Высшей экзаменационной комиссии и другие официальные документы, исходящие от комиссии;
— организует обеспечение сохранности экзаменационных билетов, гербовой печати, бланков удостоверений и иных документов комиссии;
— своевременно предоставляет Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации информацию, необходимую для обеспечения деятельности Высшей экзаменационной комиссии;
— представляет Высшую экзаменационную комиссию в органах государственной власти, общественных объединениях, органах судейского сообщества по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
— организует ежегодное обобщение результатов работы Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, принимает меры по улучшению организации их деятельности;
— осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.
2.6. Секретарь Высшей экзаменационной комиссии осуществляет правовое, методическое, документационное, информационное и материально-техническое обеспечение работы комиссии и не участвует в принятии комиссией решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Секретарь Высшей экзаменационной комиссии назначается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Высшей экзаменационной комиссии.
В случае временного отсутствия секретаря Высшая экзаменационная комиссия принимает решение о возложении его обязанностей на одного из членов комиссии.
Секретарь Высшей экзаменационной комиссии, либо член комиссии, исполняющий его обязанности, осуществляет следующие организационно-обеспечительные полномочия:
— принимает заявления кандидатов о сдаче квалификационного экзамена, информирует их о порядке обращения в экзаменационную комиссию, требованиях к заявлению и к документам, предоставление которых необходимо для допуска к сдаче экзамена, осуществляет предварительную проверку полноты и правильности оформления предоставленных кандидатом документов;
— по поручению председателя Высшей экзаменационной комиссии обеспечивает подготовку мотивированных проектов решений комиссии по вопросам о допуске кандидатов к сдаче квалификационного экзамена и о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации по поставленным ими вопросам;
— ведет, оформляет и подписывает протоколы о ходе и результатах заседаний комиссии;
— готовит выписки из протоколов о сдаче кандидатами квалификационного экзамена и предоставляет эти выписки кандидатам по их просьбе, выраженной в форме письменного заявления, в течение трех рабочих дней со дня поступления указанного заявления;
— оформляет и подписывает удостоверения о сдаче кандидатами квалификационного экзамена;
— заверяет копии документов, предоставленные кандидатами в комиссию;
— ведет делопроизводство комиссии;
— обеспечивает хранение документов и ведение архива комиссии;
— осуществляет размещение информации о работе комиссии на интернет-сайте комиссии;
— осуществляет иные полномочия на основании поручений председателя Высшей экзаменационной комиссии либо его заместителя, данных по вопросам организации работы комиссии.
3. Производство по приему квалификационного экзамена
на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии
3.1. Общие правила приема квалификационного экзамена в Высшей экзаменационной комиссии
3.1.1. Квалификационный экзамен в Высшей экзаменационной комиссии вправе сдавать гражданин Российской Федерации, не являющийся судьей либо являющийся судьей в отставке и пребывающий в отставке более трех лет подряд (за исключением граждан, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» к кандидату на должность судьи суда соответствующего вида, системы и уровня, и предоставивший в комиссию необходимые для допуска к сдаче экзамена документы.
3.1.2. Высшая экзаменационная комиссия принимает квалификационный экзамен у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым и утверждаемым комиссией по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации.
Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции, кандидатов на должность судьи арбитражного суда, кандидатов на должность судьи специализированного суда и должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.
Для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации экзаменационные билеты составляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом порядок составления и утверждения экзаменационных билетов, производства по приему квалификационного экзамена и определения оценки знаний кандидата на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации не должен противоречить общему порядку, предусмотренному Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и настоящим Регламентом.
3.2. Допуск кандидатов к сдаче квалификационного экзамена
в Высшей экзаменационной комиссии
3.2.1. В целях сдачи квалификационного экзамена кандидат предоставляет в комиссию заявление о приеме у него экзамена, к которому прилагает следующие документы: подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копию; анкету, содержащую биографические сведения о кандидате; подлинник и копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенных в установленном порядке; документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; расписку о том, что кандидат не сдавал в течение последних трех лет квалификационный экзамен на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии, а также о том, что не является кандидатом, приступившим к ответу и отказавшимся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидатом, не сдавшим квалификационный экзамен в этой или иной экзаменационной комиссии в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о сдаче квалификационного экзамена.
Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов.
3.2.2. Кандидату, предоставившему в Высшую экзаменационную комиссию документы, перечисленные в пункте 3.2.1 настоящего Регламента, и не явившемуся в течение двух месяцев с момента подачи заявления на заседание экзаменационной комиссии без уважительной причины, а также кандидату, не приступившему к ответу и отказавшемуся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена, принятые у него документы возвращаются экзаменационной комиссией без рассмотрения.
3.2.3. Высшая экзаменационная комиссия в соответствии с утвержденным графиком проведения квалификационных экзаменов и на основании даты и времени, указанных в письменном заявлении кандидата о сдаче квалификационного экзамена, вправе принять решение об отказе в допуске его к сдаче экзамена при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
— несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 3.1.1 настоящего Регламента;
— непредоставление или предоставление кандидатом не в полном объеме к назначенной дате приема квалификационного экзамена документов, перечисленных в пункте 3.2.1 настоящего Регламента.
Решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске кандидата к сдаче квалификационного экзамена должно содержать указание на основания его принятия и доводится до сведения кандидата на заседании комиссии устно, а также по его просьбе, выраженной в форме письменного заявления, в течение трех рабочих дней посредством вручения или направления соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
3.2.4. Даты, время и место проведения заседаний экзаменационной комиссии определяются председателем на календарный год в конце текущего, посредством утверждения графика проведения квалификационных экзаменов по согласованию с членами комиссии. В случае необходимости в график проведения квалификационных экзаменов могут быть внесены изменения. Председателем комиссии по согласованию с членами комиссии могут быть назначены даты и время проведения внеочередных заседаний комиссии
3.3. Порядок проведения квалификационного экзамена в Высшей
3.3.1. По прибытии в помещение, предназначенное для подготовки к сдаче квалификационного экзамена, кандидат предъявляет секретарю Высшей экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий его личность, после чего выбирает на столе одну из карточек (с указанием номера соответствующего экзаменационного билета, уровня, системы, вида суда), после чего данному кандидату выдается экзаменационный билет, соответствующий номеру на выбранной им карточке, и в этом же помещении в пределах установленного комиссией времени, который не может составлять менее трех часов, готовится к устному ответу на заседании комиссии и изготавливает проект процессуального документа по предложенному макету дела. Номер полученного кандидатом экзаменационного билета заносится в протокол заседания Высшей экзаменационной комиссии.
3.3.2. Во время подготовки к сдаче экзамена кандидат вправе пользоваться печатными текстами соответствующих нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или техническими средствами, предоставленными Высшей экзаменационной комиссией и позволяющими получить доступ к текстам нормативных правовых актов, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации без выхода в сеть «Интернет», делать необходимые записи по вопросам и задачам экзаменационного билета, составлять процессуальный документ по макету дела на специальных выданных ему листах бумаги, на которых проставлен штамп Высшей экзаменационной комиссии. Кандидату запрещается пользоваться какими-либо иными источниками информации, в том числе мобильным телефоном, другими средствами связи, а также иными техническими средствами, в том числе позволяющими осуществлять выход в сеть «Интернет».
В случае обнаружения нарушения указанного порядка подготовки к сдаче квалификационного экзамена Высшая экзаменационная комиссия на основании соответствующего сообщения секретаря комиссии, устных или письменных объяснений кандидата вправе принять решение об отстранении кандидата от сдачи экзамена на данном заседании комиссии.
3.3.3. По окончании подготовки к сдаче экзамена кандидат приглашается для устного ответа. При этом кандидат представляется комиссии, передает ей для изучения и оценки подготовленный им проект процессуального документа по макету дела и приступает к устному изложению ответов на вопросы и решений по задачам экзаменационного билета.
В ходе и по окончании устного изложения ответов на вопросы и решений по задачам члены комиссии вправе задавать кандидату вопросы в пределах содержания соответствующих вопросов и задач. По окончании устного ответа кандидата член (члены) комиссии, изучивший (изучившие) подготовленный этим кандидатом проект процессуального документа по макету дела, оглашает (оглашают) свое мнение о качестве подготовки данного документа и вправе задать кандидату вопросы, связанные с его составлением.
По окончании процедуры приема у кандидата (кандидатов) квалификационного экзамена кандидат (кандидаты) удаляется (удаляются) из зала заседания экзаменационной комиссии, после чего члены комиссии совещаются по вопросу о результатах сдачи кандидатом (кандидатами) экзамена и оценке уровня его (их) теоретической подготовки и практических правоприменительных навыков. При совещании членов комиссии не допускается присутствие кандидата, иных лиц, за исключением секретаря комиссии, ведущего протокол заседания комиссии.
3.3.4. По окончании совещания о результатах сдачи кандидатом квалификационного экзамена Высшая экзаменационная комиссия принимает решение об оценке его теоретических знаний и умений, правоприменительных навыков по каждому теоретическому вопросу, каждой задаче по вопросам судебной практики и по составленному им процессуальному документу по макету дела, а также об общей итоговой оценке, которая подлежит выставлению кандидату по результатам приема у него экзамена в целом. Комиссией может быть принято решение о выставлении кандидату следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Оценки, выставленные Высшей экзаменационной комиссией кандидату по каждому теоретическому вопросу, задаче по вопросам судебной практики и процессуальному документу по макету дела, а также общая оценка по результатам приема экзамена заносятся секретарем комиссии в протокол заседания комиссии, к которому приобщаются все письменные материалы (записи по вопросам и задачам билета, процессуальный документ по макету дела), составленные кандидатом в ходе подготовки к сдаче экзамена.
3.3.5. По окончании приема квалификационного экзамена каждый из кандидатов персонально или все кандидаты одновременно, у которых был принят экзамен, приглашаются в зал заседания экзаменационной комиссии для объявления результатов сдачи им (ими) экзамена. Председатель экзаменационной комиссии либо замещающее его лицо оглашает кандидату (кандидатам) выставленные ему (им) комиссией общие итоговые оценки по результатам приема у него (них) квалификационного экзамена.
3.3.6. Высшая экзаменационная комиссия выдает кандидату, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение утвержденного образца о результатах сдачи экзамена с указанными в нем оценками по каждому теоретическому вопросу, каждой задаче по вопросам судебной практики и по составленному процессуальному документу по макету дела, а также общей итоговой оценки (Приложение N 1). В случае получения кандидатом по результатам сдачи квалификационного экзамена общей итоговой неудовлетворительной оценки указанное удостоверение не выдается.
По просьбе кандидата, выраженной в форме письменного заявления, секретарь Высшей экзаменационной комиссии обязан предоставить ему в течение трех рабочих дней со дня обращения выписку из протокола заседания комиссии о результатах сдачи им квалификационного экзамена.
4. Производство по подготовке и направлению Высшей
экзаменационной комиссией разъяснений экзаменационным
комиссиям субъектов Российской Федерации
4.1. Подготовка и направление экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации разъяснений по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи осуществляются Высшей экзаменационной комиссией на основании соответствующих письменных запросов указанных комиссий, а также в случае возникновения необходимости в таких разъяснениях по собственной инициативе.
Запрос экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи, должен быть рассмотрен на заседании Высшей экзаменационной комиссии в срок не позднее трех месяцев со дня его поступления в комиссию.
4.2. Подготовка проектов решений Высшей экзаменационной комиссии о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации осуществляется секретарем комиссии и (или) на основании соответствующего поручения председателя комиссии отдельными членами комиссии.
4.3. На заседании Высшей экзаменационной комиссии секретарь комиссии или член комиссии, осуществлявший подготовку соответствующего вопроса, по которому необходимо дать разъяснение экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации, доводит до сведения присутствующих членов комиссии существо данного вопроса и предлагает проект решения по нему. После этого члены комиссии обсуждают вынесенный на рассмотрение вопрос и принимают по нему решение путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего Регламента.
4.4. Решение Высшей экзаменационной комиссии о даче разъяснений экзаменационным комиссиям субъектов Российской Федерации оформляется в виде соответствующего информационного письма, содержащего ответы на поставленные в запросах указанных комиссий вопросы и (или) разъяснения по вопросам, связанным с приемом квалификационного экзамена на должность судьи, данные Высшей экзаменационной комиссией по собственной инициативе. Указанное письмо подписывается председателем Высшей экзаменационной комиссии или его заместителем и направляется в адрес всех экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации или только тех экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, по запросам которых были даны разъяснения.
5. Делопроизводство в Высшей экзаменационной комиссии
5.1. Высшей экзаменационной комиссией ведутся следующие документы:
— журнал регистрации заявлений и документов, поступивших от кандидатов на должность судьи (Приложение 2);
— протокол заседания комиссии с обязательным отражением в нем необходимых сведений (Приложение 3);
— журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (Приложение N 4);
— иные документы, ведение которых признается необходимым решением комиссии.
5.3. Ведение делопроизводства возлагается на секретаря Высшей экзаменационной комиссии.
5.4. Высшая экзаменационная комиссия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименования, штамп, удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и бланки.
5.5. Высшая экзаменационная комиссия имеет свой интернет-сайт.
6. Обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссии
6.1. Организационное, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссии осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
6.2. Судьи, входящие в состав Высшей экзаменационной комиссии, на период участия в ее заседаниях освобождаются от выполнения своих обязанностей по осуществлению правосудия с сохранением установленного для них денежного содержания в полном объеме.
Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества Российской Федерации».
6.3. Удостоверение председателя Высшей экзаменационной комиссии подписывается председателем Совета судей Российской Федерации. Удостоверения членов Высшей экзаменационной комиссии и председателей экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателем Высшей экзаменационной комиссии.
Удостоверение оформляется и выдается на основании письменного заявления члена комиссии в соответствии с установленным образцом (Приложение N 5).
7. Обжалование решений Высшей экзаменационной комиссии
7.1. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации следующие решения и действия (бездействие) Высшей экзаменационной комиссии:
— решение комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена;
— действия (бездействие) комиссии, в результате которых кандидат не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
— решение комиссии, принятое по результатам приема у кандидата квалификационного экзамена.
7.2. Решение Высшей экзаменационной комиссии, принятое по результатам приема у кандидата квалификационного экзамена, может быть обжаловано кандидатом в Верховный Суд Российской Федерации только по основаниям нарушения комиссией установленной Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества» и настоящим Регламентом процедуры проведения квалификационного экзамена. Кандидат не вправе обжаловать выставленные ему комиссией по результатам сдачи квалификационного экзамена оценки по каждому теоретическому вопросу, каждой задаче по вопросам судебной практики и по составленному им процессуальному документу по макету дела, а также общую итоговую оценку.
7.3. Обжалование решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии, указанных в пункте 7.1 настоящего Регламента, осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
7.4. Решения, принятые Высшей экзаменационной комиссией по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции законом и настоящим Регламентом, обжалованию в административном и судебном порядке не подлежат.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящий Регламент вступает в силу со дня его утверждения решением Высшей экзаменационной комиссии.
8.2. Выданные кандидатам в соответствии с Регламентом Высшей экзаменационной комиссии, утвержденным 29 марта 2012, удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи действуют до истечения установленного срока их действия.
ВЫСШАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
Настоящее удостоверение выдано
Протокол Высшей экзаменационной комиссии
от _____________________ N _____ (число, месяц, год)
в Высшей экзаменационной комиссии сдал(а) квалификационный экзамен на должность судьи
по результатам которого выставлены следующие оценки:
РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ ОТ КАНДИДАТОВ
НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
Дата поступления заявления и документов
Фамилия, имя, отчество кандидата
Наименование должности, уровня, системы, вида суда
Дата сдачи экзамена, указанная кандидатом в заявлении
Результаты экзамена, номер и дата протокола