Чем можно помочь на уроке ребенку с нарушением зрительного восприятия вопрос 12
Зрительное восприятие и школьные трудности
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зрительное восприятие и школьные трудности
В практике обучения хорошо известны случаи, когда ученики с большим трудом овладевают письмом или чтением, счетом или решением задач. Эти затруднения, различные по характеру, связаны с индивидуальными особенностями учащихся.
Специфические трудности письма и чтения могут возникать при нарушении того звена в сложном процессе письма и чтения, которое связано со зрительным восприятием. При обучении ребенка в школе на первый план выступают те области зрительного восприятия, которые непосредственно влияют на процесс обучения. Среди них константность – т.е относительное постоянство восприятия цвета, формы, величины и других свойств предметов.
Нормальное обучение ребенка в школе также невозможно без определения уровня развития зрительно – моторных координаций. У ребенка могут быть хорошо развиты зрительные и моторные умения, но если он не способен их координировать вместе, то процесс обучения становится очень затруднен.
Разные нарушения зрительного восприятия вызывают различные по характеру трудности.
Недостатки зрительно – пространственного восприятия и
Нарушения зрительной памяти у детей чаще всего встречаются в комплексе с трудностями зрительно – пространственного восприятия, вызывают сходные по характеру трудности и требуют мер коррекции:
Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает.
Плохое запоминание конфигурации букв при чтении
Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур
Не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке
Не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
Недостатки зрительно – моторной координации
Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
Очень медленный темп письма
Анализируя трудности при обучении, следует обратить внимание, что одни и те же причины могут проявляться по разному в процессе обучения письму, чтению, математике, но корригировать нужно не столько эти трудности, а причины, которые их вызывают. Построить коррекционную работу по этому принципу довольно сложно: необходимо научиться распознавать эти причины, а для этого требуется серьезная подготовка педагога.
Проведение коррекционных занятий требует соблюдения некоторых правил:
темп и скорость работы ребенок должен выбирать сам
никогда не начинать занятия с трудных задач, усложнять задания постепенно
в ходе занятия подкреплять каждый правильный шаг
любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения
перед выполнением каждого задания ребенок должен уметь объяснять, что он должен делать и как
Варианты заданий для коррекционной работы при недостатках в развитии зрительно – моторной координации
При выполнении любых заданий на развитие зрительно – моторных координаций важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность выполнения каждого задания.
Перед началом работы необходимо проверить: правильно ли сидит
ребенок, правильно ли держит ручку.
Для отработки графических движений не следует предлагать просто штриховку, гораздо эффективнее использовать задания с определенными требованиями: провести прямые и наклонные линии, изобразить овалы, полуовалы и круги. Обязательно следует объяснить ребенку, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху – вниз, горизонтальные слева – направо, овалы сверху – вниз.
Варианты заданий для коррекционной работы при недостатках в развитии зрительно – пространственного восприятия
При коррекционной работе с детьми, имеющими трудности зрительно – пространственного анализа и синтеза, следует обратить внимание ребенка на его ошибки.
Для тренировки зрительного восприятия можно использовать следующие задания:
копирование геометрических фигур, графических элементов: перерисуй фигуры так, как ты их видишь; перерисуй фигуры по точкам так, как нарисовано на образце
выделение фигур, букв, цифр из ряда близких по конфигурации
дорисовывание фигур, букв, цифр до заданного образца
составление мозаики по заданной схеме, сборка заданной фигуры из деталей
При трудностях формирования зрительного образа буквы или цифры процесс коррекционной работы идет строго по этапам. Здесь уместны приемы обучения с использованием кинестетического подкрепления. Опора на ощупывание объемных букв, а также на закрепленный в прошлом моторный образ (письмо букв рукой в воздухе) является самым эффективным приемом. Причем следует работать в пределах одного шрифта: либо письменного, либо печатного. Возможно использование метода «реконструкции букв» – путем прибавления или убавления элементов из данной буквы, составить как можно больше других и др.
Пои чтении или письме с трудностями формирования зрительного образа буквы предлагаются находить и подчеркивать отрабатываемые буквы. Возможен и такой вариант письма, когда одну из букв, которую ребенок усваивает с трудом, заменить на печатный вариант или упростить ее написание. Например, при письме букву т часто дети путают с р, п или ш.
Это методика относится не только к нарушениям письма, но и к коррекционной работе при нарушении чтения, если нарушено звено зрительного восприятия.
На следующем этапе необходимо закрепить образ буквы, но уже не отдельно, а в слове. Здесь можно воспользоваться методом словесного анализа при сравнении букв, сходных по написанию.
Хочется надеяться, что те варианты коррекционной работы, которые были предложены, помогут учителям преодолеть быстрее и с наибольшей отдачей период освоения азбуки и цифр с детьми, имеющими трудности зрительного восприятия.
Общие рекомендации по работе с детьми, имеющими зрительные патологии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Общие рекомендации по работе с детьми, имеющими зрительные патологии»
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПЕДАГОГАМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ О КАЖДОМ ВОСПИТАННИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ:
Атрофия зрительного нерва
Дети с атрофией зрительного нерва в большинстве своем имеют низкую зрительную работоспособность. У них быстрее развивается зрительное и общее утомление.
В отношении зрительных и физических нагрузок к детям, страдающим атрофией зрительного нерва, следует подходить строго индивидуально
При остром приступе жалобы на сильные боли в глазу, голове, резкое заманивание зрения; иногда сопровождается тошнотой и рвотой. Глаз раздражен, зрачок широкий, внутриглазное давление резко повышается, глазное яблоко твердое.
При врожденной глаукоме (гидрофтальм ) слабовидящие дети нуждаются в строгом режиме, в отношении физических нагрузок. Им противопоказаны работы и другие физические упражнения, сопровождающиеся подъемом тяжестей, наклонами головы.
Противопоказано длительное пребывание на солнце, в жарком помещении. Они не должны находиться в темном помещении, так как при этом расширяется зрачок, что может привести к повышению офтальмотонуса (внутриглазного давления)
Дети с микрофтальмом в отношении физических и зрительных нагрузок нуждаются в дифференцированном подходе, в зависимости от его выраженности и имеющихся сопутствующих заболеваний.
а) дистрофии сетчатки
б) дегенерации сетчатки
в) отслойка сетчатки
Лица, страдающие пигментной дистрофией, не должны работать в помещениях со сниженной освещенностью, на высоте.
Воспитанники, перенесшие отслойку сетчатки должны избегать физических напряжений. Отслойка сетчатки чаще наблюдается при высокой степени близорукости, часто причиной является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела.
Катаракта – помутнение хрусталика.
Слабовидящие дети с афакией и подвывихом хрусталика должны быть ограничены в отношении физических нагрузок, связанных с резкими движениями, подъемами тяжестей, сотрясениями тела и пр.
Зрительные возможности слабовидящих детей с миопией при работе вблизи относительно высокие. Однако, непрерывная продолжительная зрительная работа вблизи не должна превышать 15 минут.
Миопия высокой степени может осложняться кровоизлияниями, отслойкой сетчатки. Отслойка сетчатки приводит к резкому понижению зрения и даже к полной слепоте. Предрасполагающими моментами к появлению этих осложнений, прежде всего о.с. являются резкие и длительные наклоны головы, подъем тяжестей, сотрясение тела. Поэтому детям с высокой близорукостью противопоказаны те физические упражнения и тот физический труд, которые связаны с необходимостью выполнения указанных движений.
Слабовидящие дети с этой патологией не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам, но функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи у этих детей хуже, чем у близоруких слабовидящих, так как при этом им приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, что вызывает зрительное утомление (астенопию) – тяжесть в глазах и в области лба.
Сравнительная таблица зрительной работоспособности при некоторых заболеваниях (Денискина В.З.):
2. Возраст. Когда возникло нарушение зрения. Если с рождения – то значительно осложняется развитие зрительного восприятия, формирование единой зрительно-двигательной координации, что негативно сказывается на качестве отражения окружающего мира. Еще в дошкольном возрасте у детей развиваются вторичные отклонения в сенсорно-моторной сфере, а это в свою очередь, требует специальных лечебно-восстановительных, коррекционно-развивающих мероприятий (компенсация).
Если зрительная патология наступила после 3-х лет и более, то это все-таки позволяет опираться на предполагаемый запас зрительных образов (коррекция).
Компенсация – процесс восстановления или замещения нарушенных функций через сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние);
Коррекция – система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на исправление дефекта.
3.Количественные и качественные показатели зрительных функций, это поможет педагогу решать многие вопросы по подготовке дидактического материала и выбора методов преподнесения знаний.
4.Тифлогигиенический режим (по рекомендациям врача- офтальмолога) :
Оптическая коррекция : очки, контактные линзы, лупы и т.п. Если ребенку показаны очки, педагог должен следить за режимом их ношения.
Режим зрительной работы: слабовидящим детям рекомендуется непрерывная зрительная работа вблизи не более 5-7-10 минут с кратковременным перерывом (переключение зрения из режима ближнего в режим дальнего зрения). На занятиях необходимо сочетать зрительную работу со слуховым восприятием.
5. Режим физических нагрузок:
Физические ограничения: противопоказаны подъемы тяжестей; резкие движения, длительные и резкие наклоны головы и туловища; удары по голове, прыжки и приседания, отжимания и все другие нагрузки на голову и упражнения, вызывающие покраснение лица и шеи при следующих патологиях:
— дислокация хрусталика и подвывих хрусталика, заболевания хрусталика,
— отслойка сетчатки, микрофтальм, некоторые виды атрофии зрительного нерва,
— текущие воспалительные процессы,
— объемные процессы полости черепа (опухоли и др.)
6. Сроки лечения. Их педагог должен знать, чтобы планировать работу с воспитанником и корректировать занятия для него. Также планируется работа педагогами во время атропинизации. На этот период для ребенка должны быть подобраны задания в основном на слуховое восприятие.
7. Характерные трудности, возникающие у детей в процессе обучения:
— нарушение целостного, детального и последовательного восприятия содержания сюжетных картин с большим количеством деталей;
— трудности в выделении первого и второго плана на сюжетной картине;
— формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
— низкий уровень узнавания предметов в различных вариантах изображения (контур, силуэт, модель);
— снижение развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыков письма и чтения;
— снижение различных способностей конфигурации сходных по написанию цифр, букв, элементов;
— плохое запоминание букв;
— низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
— зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;
— пропуск или появление (лишних, привнесенных) элементов в череде однородных предметов.
Деятельность в работе по охране и развитию нарушенного зрения должна включать:
— четкое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей воспитанников;
— четкое выполнение рекомендаций врача-офтальмолога по размещению ребенка в группе, соблюдению режима использования оптических средств коррекции, по соблюдению структуры урока и учебно-воспитательных занятий;
— контроль за периодичностью посещения ребенком офтальмолога и выполнением им медицинских рекомендаций;
— контроль за соблюдением светового режима (уровнем общего и местного освещения, освещения доски, рационального сочетания естественного и искусственного освещения);
— контроль за правильной посадкой воспитанников и использование приемов по ее достижению;
— контроль за соблюдением рационального режима дня (сочетание труда и отдыха, наличие прогулок на свежем воздухе);
— профилактику простудных и инфекционных заболеваний;
— профилактику общего и зрительного утомления воспитанников за счет включения в воспитательный процесс физ.минуток, использования различных комплексов упражнений, в том числе и для глаз.
Пословица говорит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». Нужно обязательно использовать разнообразные наглядные материалы: сигнальные карточки, таблицы, картины, схемы, фотографии, ребусы, кроссворды и т.д. Это помогает качественно объяснять учебный материал. Усвоение его облегчается, если воспитанник не только воспринимает объяснение на слух, но и рассматривает наглядные пособия. Для детей с нарушением зрения наглядность имеет большое значение.
1. При обучении слабовидящих воспитанников должны применяться разнообразные средства наглядности:
— натуральные объекты (предметы окружающей действительности);
— чучела животных, птиц, рыб;
— изобразительные средства: картины, рисунки, схемы, чертежи, диаграммы;
2. При использовании средств наглядности необходимо учитывать функциональные возможности пораженного зрительного анализатора : индивидуальные и групповые возможности остроты зрения воспитанников, их полей зрения, скорости восприятия, световой, цветовой и контрастной чувствительности.
3. Наглядные пособия должны отвечать определенным требованиям :
— соответствие учебной программе,
— уменьшение интервалов повторения для предупреждения распада представлений,
При использовании типографических наглядных пособий (предметные картинки и др.), необходимо увеличивать в них контрастность очертаний (усилить прорисовку силуэтов и контуров, а при необходимости можно даже обвести черным фломастером), сделать цвета насыщенными, яркими, хорошо различимыми.
Картины, карты, схемы и т.п. следует развешивать на уровне глаз воспитанников, обеспечив при этом достаточную освещенность и яркость изображения. Во время демонстраций пособий, разрешается подходить к доске на необходимое для рассматривания расстояние.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (должны быть различные мозаики, бусы, пуговицы, спички, палочки, пластилин и др.);
— развитие навыков каллиграфии (следить за элементарными правилами написания), следить за подчерком, чистописанием и др.;
— развитие артикуляционной моторики (четкое проговаривание слов, терминов, проговаривание несколько раз).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания; участвуют все анализаторы (слух, осязание, обоняние, зрение) игры-упражнения «найди предмет похожий на квадрат, прямоугольник и т.д.
— развитие зрительной памяти и внимания, (написали, использование как зрительной гимнастики – закрыли глаза вспомнили, что написали, посмотрели, закрыли тетради, расскажи, что написали и т.п.
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), в повседневной жизни: что лишнее, что общее, описание предметов по алгоритму;
— развитие пространственных представлений, слева, справа внизу, вверху и т.п.;
— развитие представлений о времени; дни недели, месяцы, времена года, вчера, сегодня, декада, квартал, полгода, год;
— развитие слухового внимания и памяти, различные упражнения на воспроизведение звуков, упражнение тишина и др.
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
— умения планировать деятельность;
— развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Беседы постоянные, экскурсии, расскажи свой путь из дома до (какого-либо объекта), подробно.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
зрительное, слуховое, осязательное,
зрительные, слуховые, осязательные
непроизвольное, произвольное, пост.произвольное устойчивое, неустойчивое
наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная
наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое
пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)
формировать: целостность восприятия (осмысленность, точность, избирательность), высоту порогов чувствительности;
обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве;
развивать: сенсорные возможности учащихся, константность восприятия, ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные), остроту зрения, глазомер, восприятие пространства;
совершенствовать: цветоразличение, кинестетические ощущения и восприятия
обучать: выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать, анализировать, абстрагированию, критичности мышления;
развивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность
память и представление
формировать: точность представлений, умения самостоятельно выполнять задания, полноту восприятий;
обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания;
развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память
формировать: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
обучать: распределению внимания;
развивать : произвольное внимание, устойчивость внимания
формировать: привычку правильного поведения;
обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства;
развивать: мимические и пантомимические мышцы
Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний воспитанника, включает:
— усиление практической направленности изучаемого материала;
— выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
— опору на жизненный опыт ребенка;
— опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
— соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.
Подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подготовка детей с нарушениями зрения к школе
Дети с ОВЗ должны быть подготовлены к обучению в школе . Поэтому подготовка детей к школе производится с учетом характера отклонения и тяжести нарушения.
Рассмотрим подготовку к обучению в школе детей с нарушениями зрения.
Дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной деятельности, так и с качеством выполнения заданий.
Для детей данной категории характерными являются :
— низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
— низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель) ;
— низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
— плохое запоминание букв;
— невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
— формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
— пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
— низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
— наличие серьезных затруднений в копировании букв;
— появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер.
Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению познавательной деятельности и успеваемости в школе . Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает формирование положительной мотивации учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей .
Все это требует от педагога специальной поддержки детей . Оказание поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие трудности в познавательной деятельности, но и поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительных нарушений.
В педагогической работе по развитию зрительного восприятия выделяют несколько направлений.
К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия, которое осуществляется двумя путями :
— использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр, оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей. Эффективность названных мероприятий определяется системностью и непрерывностью данной работы;
— опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.
Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия.
Путями реализации этого направления являются :
— развитие предметно-практической деятельности детей ;
— развитие и коррекция предметных представлений;
— формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей;
— развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений;
Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха.
Методические приемы развития зрительного восприятия
Основным средством управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения является обучение его способам видения. В процессе обучения педагог использует все общедидактические методы : наглядный, практический, словесный.
В наглядном методе выделяют ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им :
— демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом;
— последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей;
— выделение объекта восприятия из множества или же его части при помощи указки, графических средств, контрастности фона демонстрации для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течение продолжительного времени.
— показ последовательности рассматривания объекта по схеме : целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;
— показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, плавное последовательное выделение деталей объектов сравнения);
— выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее узнаваем;
— ознакомление детей с алгоритмом восприятия.
В зависимости от этапа и задач обучения педагог подбирает задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком. Причем характер решения задания заложен в самом задании. По этому критерию задания классифицируются следующим образом.
1. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется одновременно интеллектуально и практически :
— разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к темному и т. д.) или направлении (по кругу, слева направо, сверху вниз) ;
— дополни или дорисуй недостающие части, детали;
— переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;
— сгруппируй картинки по определенному признаку;
— составь целое из частей;
— составь узор, выложи его из мозаики;
— расставь предметы в пространстве под словесную диктовку;
— составь открытку, сравнивая ее с тем, что нарисовал художник;
— расставь предметы в пространстве так, как указано на схеме;
— отрази на схеме расположение объектов;
— расставь силуэты людей и предметов так, как это нарисовано на картине;
— составь картинку по заданию, по образцу;
— составь лицо человека с выражением определенной эмоции ( «фоторобот» );
— смоделируй позу по образцам;
— подбери то, чего не хватает на картинке.
2. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие выполняется практически, т. е. в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить совершенно определенный результат :
— подбери такой же объект : наложи, положи рядом, соедини линией;
— «спрячь» объект на цветовом фоне;
— переведи рисунок через кальку;
— обведи рисунок по трафарету;
— соотнеси изображение с контуром, силуэтом (наложи, соедини линией, поставь фишки одного цвета и т. д.) ;
— собери разрезанные картинки.
3. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо оформляется словесно :
— выдели (найди, оставь, отметь, покажи, закрой) заданный элемент;
— разложи элементы в том же порядке, что и на образце или по словесной инструкции;
— сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;
— найди пару предложенному образцу;
— покажи, чего не хватает;
— определи, какой из объектов находится ближе, а какой дальше;
— выбери по описанию;
— узнай по эмоции, позе героя картины;
— подбери героя к ситуации;
— подбери противоположные эмоции;
— запомни, перечисли по памяти;
— найди, что перепутано в изображении;
— опиши предмет с помощью алгоритма;
— составь описательную загадку.
Следует отметить, что задания подаются, как правило, в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.