Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

«Трудные» родители: как с ними общаться педагогу

Дарья Дягелец

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Работа с родителями входит в обязанности каждого педагога и тем более классного руководителя. Но далеко не всегда с ними получается установить контакт: одни избегают ответственности, другие заваливают претензиями, третьи хамят и идут на прямой конфликт. Дарья Дягелец, учитель истории, классный руководитель и сооснователь студии педагогической поддержки, рассказывает, почему родители становятся «трудными» и как с ними работать педагогу.

Кто такие «трудные» родители

Все «трудные» родители трудны по-разному — они могут быть агрессивными, инфантильными, уставшими от детских проблем, считающими, что попробовали все возможное для установления контакта с детьми. Я для себя использую простую классификацию:

Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.

Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.

Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.

Как снизить родительскую тревожность по отношению к школе, читайте в нашем материале «На связи с родителями: инструкция для снятия тревожности».

Как работать с «трудными» родителями

Пробовать разные каналы связи

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.

Подключать администрацию

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.

О том, как избегать конфликтов в школьной среде, читайте в нашем материале «Школа без стресса: правила для учителей и родителей».

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.

Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями.

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Как предотвратить появление «трудных» родителей

Самая идеальная мера профилактики — это уроки родительства в школе. Уже с восьмого класса мы можем учить будущих родителей общаться друг с другом, планировать беременность, вести бюджет. Если не хочется делать это под эгидой сексуального воспитания, можно называть подобные занятия «уроками любви, семьи и верности». Родительство — это тоже профессия, и если ей не учить, то, став взрослыми, люди будут сталкиваться с проблемами и дома, и в школе.

О том, как обстоят дела с сексуальным воспитанием в российских школах, читайте в нашем материале «Не будем об этом говорить»: уроки полового воспитания в российских школах».

Если говорить о том, что можно сделать сейчас, — это родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов. Они совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.

Проблема в том, что такие клубы часто встречаются в обычных школах, а не в гимназиях. Там учителя, администрация и родители гонятся за компетенциями и успехами, а об отношениях и воспитательной работе думают меньше.

Что будет, если с «трудными» родителями ничего не делать

Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Или родители критикуют учителя в мессенджерах, причем «прилюдно» — можно закрыть глаза, но уровень стресса будет только расти.

Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.

Источник

«Пути и средства улучшения качества воспитательного процесса»

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

Содержимое разработки

«Пути и средства улучшения качества воспитательного процесса»

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемый извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

определение целей и задач;

разработка содержания воспитания, его основных направлений;

применение действенных методов;

формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам образовательных учреждений, исходя, из которых он должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Современный педагог должен включаться во все виды детской деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Учебный процесс, осуществляемый педагогом должен полнее отражать важнейшие вопросы технологии, теории и практики воспитания, современные научные достижения, способствовать углублению самостоятельной работы педагогов.

В настоящее время педагогические коллективы активно применяют в работе инновационные технологии. Основной задачей педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Роль средства воспитания может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырье, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее, т.е. многомерный и многообразный мир может быть включен в систему организуемой жизнедеятельности воспитанников.

Педагогическая проблема заключается не в отсутствии или скудности средств, а в их адекватности воспитательной задаче. Педагог из всего многообразия жизни избирает то, что является самым сильным по реализации педагогической функции в той или иной педагогической ситуации.

При отборе средства главным для педагога являются ключевые воспитательные функции:

наглядности, обеспечивающая наглядную опору учащимся в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает учащимся картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу;

инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной де­я­тельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;

инструментальная, обеспечивающая учащемуся самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции учащиеся могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, необходимые современному человеку в культурной жизни.

Таким образом, педагог оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции.

Наилучшим вариантом будет один объект: он позволяет концентрировать интеллектуальные усилия, не рассеивать внимания детей, устранять все лишнее и оставлять только то, что необходимо, добиваясь педагогического успеха.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.

Классифицировать средства трудно, как и динамичную реальность. Можно лишь очертить некоторые группы используемых педагогом средств. Выделяют три группы средств воспитания на основании того или иного канала психологического влияния на человека:

аудиальный(лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы.

визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись.

кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутье, ощущение) – ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

В практике мы наблюдаем объединенное единство аудио-, визуально-кинестетических средств. Но один канал всегда доминирует при восприятии, поэтому условно можно было бы считать, что танец – это кинестетическое средство, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен: что наглядное пособие – визуальное средство, хотя подвижные детали – чрезвычайно кинестетическое средство.

Пути повышения эффективности процесса воспитания

Повышение результативности воспитательного процесса, преодоления в нем формализма всегда были актуальными вопросами. Достижению этой цели способствуют избежание бессистемности.

— погоня за количеством воспитательных воздействий, что противоречит характер реального процесса развития человека и коллектива, который определяется прежде всего качеством воспитания;

— односторонность трактовки влияния, которая противоречит многосторонним проявлениям реального человека и коллектива. Так, беседу, поручения и т.п. нередко рассматривают как средство только морального или эстетического воспитания, хотя в действительности они являются комплексными методами воспитания;

— отсталость форм воспитательного, воздействия, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, не противоречит динамичному развитию личности и коллектива;

— невыразительность воспитательного воздействия, отсутствие индивидуально-дифференцированных форм, т.е. односторонний подход к воспитательной работе, ее планирование, осуществление, оценки, противоречит реальному процессу р развития человека и коллектива, в котором органично сочетаются общее, отдельное (групповая) и индивидуальное

— внешне показной характер воспитательной работы, что противоречит характера внутреннего развития человека и коллектива, то есть воспитание должно охватывать открытые и скрытые воздействия на личность, формируется й их целью является развитие внутренних установок личности;

— незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, т.е. их односторонне учебный характер, сведения воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников. При таком подходе ученик рассматривается только как объект воздействия а отношения между ним и наставником является субъект-объектными, хотя должны быть субъект-субъектными, когда личность старшего, более опытного не поднимается над личностью младшего, менее опытного не сковывает ее своим авторитетом, то есть общение и деятельность их происходят на паритетной основе.

Совершенствование воспитательного процесса в школе предполагает:

1. Организация воспитательных центров: создание музеев, тематическое оформление рекреаций. Как утверждал. В. Сухомлинский, в школе и стены должны говорить. Такая информационно-образная насыщенность школьных помещений только обогащает учащихся знаниями, которые выходят за пределы учебных программ, но и имеет ощутимый воспитательное воздействие на них.

2. Органическое сочетание задач, решаемых школой, с потребностями окружающей среды. Это прежде организация помощи школьников населению в охране и приумножении богатств природы, в решении проблем производства, ориентации учащихся на выбор нужной для их города или села.

3. Создание в школе морально-психологического климата уважения к знаниям. Школа должна пропагандировать среди учеников мнение, что в цивилизованном обществе человеку выгодно быть воспитанным и образованным.

4. Подбор рационального содержания воспитания в соответствии с его целью и уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся. Школа должна чувствовать, какое направление содержания воспитания необходимо усилить на определенном этапе работы.

5. Разумное соотношение между информационными методами воздействия на учащихся и привлечением их к различным видам деятельности.

6. Своевременное осуществление воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на профилактике негативных явлений в ученической среде. Нередко некоторые воспитательные мероприятия проводят только после того, как в школе произошел неприятный случай. Но, как известно, воспитание должно быть профилактическим

7. Использование различных форм и методов воспитательного воздействия, соответствующие возрасту учащихся, побуждали их к активности, инициативы и самостоятельности в подготовке и проведении воспитательных мероприятий

8. Повышение эмоциональности воспитательных мероприятий. Это требование основывается на утверждении психологов, знания усваиваются быстрее и становятся взглядами и убеждениями за неравнодушия к ним ученика, эмоционального переживания.

9. Создание условий для развития самостоятельности и инициативы учащихся, их самоуправления, самообразования и самовоспитания

10. Преодоление авторитарного стиля в отношении педагогов к ученикам. Подготовка учащихся к жизни в демократическом обществе требует отказа от командного стиля во взаимодействии с ними.

Источник

Учебно-воспитательная работа в школе

Роль школы и учителя в становлении личности

Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.

Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.

Каждый ребенок – в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и возможностей.

Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.

Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности.

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

Итак, основной целью учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности.

Для педагога очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни, чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.

Для реализации выше поставленной цели учебно-воспитательной работы в школе перед учителем стоят важные задачи:

Поставленные задачи учебно-воспитательной работы в школе соответствуют направлениям формирования личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь основными качествами гармонично развитой личности являются трудолюбие, самостоятельность, доброта, честность, сострадание, готовность защитить родную природу.

Формы и методы учебно-воспитательной работы

Формой учебно-воспитательной работы обозначают способ организации деятельности в школе. В практике учителя имеется большое разнообразие форм работы. Если попытаться их упорядочить, то можно выделить пять основных форм учебно-воспитательной работы в школе. В основе данной классификации лежат главные методы учебно-воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологическое воздействие.

Помимо того, можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы учебно-воспитательной работы в школе. Очень эффективна такая форма работы учителя, как классный час, основой которого является разговор с учениками на заранее приготовленную тему.

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе

В организации учебно-воспитательной работы особое место занимает план. Он является важной частью успеха в воспитании школьников. Быть учителем – значит нести ответственность за их развитие и здоровье. Учитель должен это осознавать и знать, к чему стремится.

Для того, чтобы педагог успешно выполнял свою работу и совершенствовался, он обязан выполнять аналитическую деятельность, оценивать свои поступки и решения.

При планировании учитель должен учитывать как нормативные документы, так и проблемы воспитания каждого из учеников. План должен быть четким и ясным. В школе необходимо календарное планирование, то есть все мероприятия должны быть спланированы по дням, неделям и четвертям.

Каждый из нас в своих воспоминаниях возвращается к событиям школьной жизни. В памяти часто возникает яркий образ, связанный с любимыми педагогами, интересными разносторонними личностями, общение с которыми доставило нам радость. Их любовь к детям, манеры, самоотдача остаются в нашей памяти на всю жизнь, порой становясь примером человеческих отношений.

Итак, главной целью работы учителя является воспитание самостоятельной, культурной, нравственной личности, осознающей свою ответственность перед семьей и обществом. Его работа является важнейшим звеном в воспитательной системе, действенным механизмом осуществления индивидуального подхода к ребенку. Учитель является своего рода посредником между воспитанником и обществом в освоении знаний и культуры.

Источник

7 ситуаций, когда родители могут помочь учителю

Почему-то родителей и учителей принято разводить по разные стороны баррикад, хотя цель у них одна — хорошее образование ребёнка. У учителей большая нагрузка: нужно готовиться к урокам, вдохновлять учеников, заполнять отчеты. Не каждый попросит помощи у родителей, но многие будут ей только рады. Сергей Галиуллин, психолог и в прошлом преподаватель профессионального колледжа, рассказывает, как родитель может помочь учителю.

Домашние задания

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Ученик не всегда может самостоятельно справиться со сложным домашним заданием. Иногда он не понимает условия, иногда просто не успевает его записать в классе и страдает от этого дома, иногда забывает сделать. А без домашнего задания ученику будет трудно понять материал следующих уроков и уложить знания в голове.

Как помогать. Как минимум нужно спрашивать у ребёнка, нужна ли ему помощь. Если она не нужна, можно просто контролировать результаты — проверять дневник и сделанное задание. А если что-то не получается, то нужно уточнить, с чем именно стоит помочь.

Если ребёнок откладывает задание на поздний вечер, важно настроить режим дня. Если всё время раскидывает тетради и учебники по квартире и из-за этого откладывает домашку — помочь с организацией рабочего места или режимом дня. Если вызывает проблемы задание, подключайтесь сами — в начальной школе задачи бывают хитро придуманы, но обычно не требуют особых знаний, а в средней достаточно внимательно прочитать учебник и условия задачи.

Помогать с домашкой можно вплоть до самого выпуска из школы, просто помощь из полноценной превращается в контроль или ценные советы по выполнению особо сложных задач. И эта помощь не блокирует развитие самостоятельности, ведь в ней иногда нуждаются и взрослые люди. При подготовке к ЕГЭ, например, родитель может сильно помочь морально — поддерживать ребёнка, напоминать ему, что он умеет справляться с трудностями.

Отношение к учёбе

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Учитель должен не только нести знания, но и вдохновлять детей. Но это сложно делать в классах из 25–30 человек. У каждого своя мотивация, и здорово, если учёба — это одна из основных ценностей. А если нет?

Как помогать. Спросите ребёнка, зачем он ходит в школу. Возможно, он ответит, что только ради общения со сверстниками. Это здорово, но мешает сидеть на уроках и слушать учителя. Если ребёнку не хватает общения, постарайтесь вместе понять, как он может его дополнительно получить. Например, предложите ему общаться с друзьями после школы, пригласите их в гости.

Спросите у ребёнка, какие уроки ему интересны. Попробуйте объяснить, что в жизни могут пригодиться знания из разных сфер. Если не получается, задайте вопрос учителю — как пробудить интерес именно к его предмету, подумайте вместе, что может заинтересовать ученика.

Отношение к учителю

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Чаще всего первоклассники изначально уважают учителя — он взрослый и знает что-то, чего не знают они. Но чем старше ребёнок, тем сильнее он может разочароваться в учителях и к каждому следующему приходить уже с предубеждением.

Как помогать. Во-первых, не навязывать свою точку зрения. Если родители хотят обсудить промахи учителя, нужно делать это без ребёнка. Он должен сам сформировать свое отношение к преподавателю, и не нужно ему в этом «помогать». Во-вторых, нужно объяснять функции учителя, рассказывать, чем он может помочь, с каким вопросом к нему можно обратиться.

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Звучит глупо, но учитель иногда забывает показать детям, что он живой и интересный взрослый, и начинает рассказывать материал от «А» до «Я». Поэтому нужно помочь детям увидеть в учителе его лучшие стороны.

Отношение к сверстникам

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Со сверстниками бывает тяжело найти общий язык, особенно тем, кто мало общался с братьями-сестрами или ребятами по двору. К тому же у всех разные ценности, принесённые из семьи, и разные модели поведения: кто-то идет навстречу, кто-то вступает в прямые конфликты, кто-то замыкается в себе. Учитель должен помогать детям в разрешении конфликтов, но он не всегда успевает это сделать за 45 минут урока.

Как помогать. Как минимум разговаривать с ребёнком. С одной стороны, базовые ценности закладываются в три-пять лет, с другой — никогда не поздно их менять. По крайней мере, изменять модели поведения. Ребёнку могут не нравиться его соученики, даже бесить его, но все равно они заслуживают уважения, и говорить «нет, я не хочу с тобой общаться» можно спокойно и доброжелательно. И, конечно, нужно быть примером ребёнку — если он видит спокойствие в родителях, то, скорее всего, скопирует его.

Поведение и состояние ребёнка

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Ребёнок может болеть или испытывать стресс из-за отношений в семье и с друзьями. Это может повлиять и на учебу, и на общение с людьми. Но учитель не может увидеть состояние каждого ученика, поэтому ответственность ложится в том числе и на родителей.

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

«Повторение, запугивание, плохие оценки не помогут». Нейропсихолог — о рассеянности, причинах дислексии и гиперопеке

Как помогать. Если кажется, что ребёнок стал хуже спать, есть, если у него часто меняется настроение, то стоит обратить на это внимание и понаблюдать. В подростковом возрасте это нормально, а в младшем школьном скорее говорит о перенапряжении. Спрашивайте у ребёнка, что его беспокоит, старайтесь не перегружать его и чаще отдыхайте вместе. Если вы все это делаете и состояние не меняется, нужно обращаться к врачу или психологу.

Обратная связь

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Учитель не знает, как родители относятся к его работе, и может совершать ошибки. При этом мама и папа не всегда говорят об этом учителю сразу, а могут вспомнить свои обиды и претензии только тогда, когда ситуация накаляется. Это не улучшает ситуацию, а только заставляет учителя испытывать вину или злость.

Как помогать. Если вам кажется, что учитель делает что-то не то и не так, скажите ему об этом. Просто говорить нужно вежливо и аргументировать свое мнение. Не просто «мне не нравится, как вы работаете», а «мой ребёнок сильно устает от домашних заданий, точно ли нужно задавать так много?». И не забывайте говорить спасибо, если вам кажется, что учитель хорошо справляется со своей работой.

Организация мероприятий

Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Смотреть картинку Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Картинка про Чем можно помочь учителю в воспитательной работе. Фото Чем можно помочь учителю в воспитательной работе

В чём проблема. Со многими мероприятиями справляется актив школы. Но опыт родителей иногда бесценен: они умеют то, что не по силам ученикам и учителям. К тому же классные мероприятия проще организовать вместе — актив школы не может помогать каждому классруку.

Как помогать. Поговорите с учителем и классным руководителем и узнайте план воспитательной работы на год. Если вы сможете помочь хотя бы с одним-двумя мероприятиями, это уже разгрузит учителя. Подумайте, в чём вы эксперт: можно организовать экскурсию на ваше место работы, или прочитать интересную лекцию, или просто сводить детей в мини-поход в ближайший парк.

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio, davooda)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *