Чем можно потушить пожар для детей
Как вести себя при пожаре детям
Возникновение пожара вызывает тревогу и панику даже у взрослых людей, не говоря уже о детях. Но если взрослый в большинстве случаев знает, как вести себя в опасной ситуации, то ребенок может растеряться и от страха забиться в дальний угол. Поэтому необходимо обсуждать правила безопасности при пожаре для детей, начиная с самого раннего возраста.
Важно, чтобы памятка правил поведения при пожаре была на виду, поскольку у детей хорошо развита зрительная память. Для лучшего восприятия информации подойдут схемы и наглядные изображения действий при пожаре.
Действия при пожаре в квартире для детей
Часто причинами пожаров становятся действия малышей, оставшихся без присмотра родителей. Поэтому первые уроки должны начинаться с обсуждения профилактических мер и правил безопасности при пожаре для детей.
Маленьким детям с раннего возраста важно объяснять, почему нельзя трогать провода, розетки, электроприборы, приближаться к зажженной плите или играть с огнем. Незнание элементарных правил приводит к плачевным последствиям.
Ребята старшего возраста, оставаясь дома одни, должны понимать уровень ответственности, возложенный на них. А в задачи родителей входят такие действия:
Важно объяснить, как вести себя во время пожара детям, а также убедиться, что ребенок знает номера спасательной службы и свой домашний адрес. Это поможет в экстренной ситуации сэкономить время на вызов пожарной бригады.
Оставляя детей дома одних, необходимо убрать из зоны досягаемости пожароопасные вещества и предметы.
Памятка правил обращения с электроприборами
Сегодня почти все дети умеют пользоваться микроволновкой, компьютером или утюгом. Но ошибки в обращении с техникой часто становятся причиной пожаров.
Не стоит запрещать пользоваться электроприборами, но инструктаж по технике безопасности необходим:
Правила безопасности при пожаре для детей, как и правила использования бытовых приборов, необходимо прививать с раннего детства.
Как вести себя при пожаре детям, если рядом нет взрослых
Дети должны знать признаки, указывающие на начало пожара. Услышав запах дыма, нельзя его игнорировать. Нужно обойти жилище и найти возможный источник возгорания. Если в квартире ничего не горит, возможно, что запах идет с улицы или от соседей. Поэтому рекомендуется посмотреть в окно и на лестничную площадку.
Ребенок должен знать соседей, чтобы в опасный момент обратиться к ним за помощью.
Если источник огня обнаружен дома, можно приступать к тушению только в том случае, если возгорание небольшое. Для этого использовать воду, плотное одеяло, песок, соду или землю. Тушить водой электрические приборы запрещено!
Как потушить небольшое возгорание
Зная, как вести себя во время пожара детям, можно адекватно оценить ситуацию и предпринять правильные действия. Возможно, что с небольшим возгоранием ребенок может справиться сам, без обращения в экстренную службу.
При быстро разрастающемся пожаре все силы направить на спасение, воспользовавшись следующей памяткой поведения при пожаре.
Что делать при пожаре детям
К сожалению, никто не застрахован от критических ситуаций. Поэтому кроме профилактических бесед, полезно рассказывать о конкретных действиях при наступлении пожара. Памятка правил поведения для детей звучит так:
Отдельным списком идет перечень действий, которые категорически запрещены при пожаре:
Если случилось так, что выйти из горящего помещения невозможно, нужно защитить от дыма дыхательные пути тканью, смоченной в воде. При помощи воды, имеющейся в распоряжении, можно создать вокруг себя безопасную зону, выливая жидкость на пол. Это поможет выиграть время в ожидании пожарной службы.
Для лучшего усвоения правил поведения при пожаре, лучше вести диалог в игровой форме, приводя подробные примеры.
Правила эвакуации
Едкий густой дым при пожаре бывает опаснее, чем огонь. Он снижает видимость, затрудняя эвакуацию, к тому же отравляет дыхательные пути. Поэтому инструкция при пожаре для детей учит позаботиться о защите органов дыхания.
Для этого использовать любой подручный материал: шарф, футболку, полотенце. Ткань смочить в воде и приложить к лицу.
Дым поднимается вверх, поэтому для выхода из горящего помещения перемещаться ползком или на четвереньках.
Покинув квартиру, входную дверь плотно закрыть, чтобы не допустить распространение огня по подъезду и не пустить в квартиру кислород.
Главная задача в экстренной ситуации – спасти жизнь. Поэтому не стоит тратить время на поиск и сбор ценных вещей!
Что делать при пожаре в лесу
Ребята школьного возраста могут выезжать с классом или друзьями на отдых в лес. Но назвать это место безопасным нельзя, ведь лесные пожары считаются разрушительным стихийным бедствием.
Поэтому, отпуская ребенка в лес, важно провести для него инструктаж по технике безопасности.
Обучение правилам безопасности при пожаре призвано сохранить жизнь детям. Поэтому в школах проводятся открытые уроки и учебные эвакуации, а на видных местах размещаются памятки поведения при пожаре. В свою очередь, родители обязаны с раннего детства заботиться о грамотности ребят, рассматривать различные ситуации и возможные варианты решения проблем.
Правильно усвоить материал поможет обучающий мультфильм:
НОД в форме путешествия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Юные пожарные спешат на помощь»
майя шайкатарова
НОД в форме путешествия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы «Юные пожарные спешат на помощь»
— научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях ;
— знакомить детей с огнем и его свойствам;
— расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
— закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
— воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
— развивать любознательность, память, логическое мышление.
Оборудование: Автобус-стулья, картинки для игры интерактивная доска. Для игры «Потуши пожар»: макет костра, картинки- ведра, песка, воды земли, снега, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности.Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба. Музыкальный центр, аудио запись мелодии песни «Мы едем, едем, едем…» музыка М. Старокадомского, на стихи воспитателя Е. А. Пищик
ХОД ЗАНЯТИЯ. Красный язык, Дремать не привык Раз-два слизал все дрова. Что это такое? (огонь)
В: Ребята! Сегодня я получила письмо от инспектора Пожаркина.
Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара.Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята детского сада N10! Я- инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»
В: Вы согласны помочь пожарным?
В: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.
Д: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
В: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре,поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем,чем можно потушить огонь.
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.
— Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
— Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
— Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01)В:- Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?
Д:- За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.В:- А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?
Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Но главное- могут погибнуть люди.
В:- От чего бывают пожары?
Дети продолжают поездку, подъезжают к картинной галерее.
В:- Обратите внимание налево- здесь находится «Картинная галерея».(на интерактивной доске картины правила безопасного поведения при пожаре) Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:
— Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице,и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
— Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
— Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
-Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
— Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
— Если ребята мы будем соблюдать эти правила то с нами некогда не случится беды.
Воспитатель приглашает детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие. А пока мы с вами едем повторим правила поведения пассажиров в транспорте. (не шуметь,не мешать другим пассажирам, громко не разговаривать,не толкаться,уступать место взрослым).
«Горит или не горит»
На столе разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т. д.Ребенок выбирает предмет и выкладывает предметы определяя: горит или не горит этот предмет?
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
— Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да)Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
В: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
В: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.
В: Мы много сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
-Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)
-Вопрос третий: Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
— Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем и т. д.)-Вопрос пятый:А чем опасен дым (трудно дышать и можно задохнуться)-Вопрос шестой:Чем можно затушить начинающийся пожар (огнетушителем,водой,песком,землей из цветочного горшка,одеялом).-Вопрос седьмой:Что вы должны сообщить,когда вызываете пожарных? (адрес,фамилию,имя и о том что горит).-Вопрос седьмой:Если в помещении сильный дым,что нужно сделать,чтобы дым не проник в лёгкие (намочить любую ткань или одежду и дышать через неё).-Вопрос восьмой:Как нужно двигаться во время пожара к выходу (на корточках или ползком,потому что дым поднимается на вверх,а внизу его меньше)
Игра «Потуши пожар»
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т. д.)
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.
Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята, с огнем. Наше путешествие окончено.
Дети садятся в автобус, едут домой, звучит музыка, дети поют
«Песенку юных пожарных»
(Автор стихов песни воспитатель Пищик Е. А., на музыку песни «Песенка друзей»):
1. Мы едем, едем, едем,
Спешим на помощь людям
И медлить нам нельзя!
Не просто ведь живется пожарникам страны,
И в песенке поется,
О том, как мы важны.
Припев:И сейчас вам споем:
Не шутите вы с огнем!
Спички жечь опасно,
Чтобы не было беды:
Не берите спички вы! (2 раза)
2. А коль беда случилась,То не теряйтесь вы,
На помощь к вам придут,
Воды с собой возьмут!
Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшей группы «Юные пожарные» Цели и задачи: 1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность» 2. Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении.
Квест-игра «Юные экологи спешат на помощь». Фотоотчет Экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных учреждений. Для повышения эффективности.
Сценарий развлечения по правилам пожарной безопасности в младшей группе «Юные пожарные» Развлечение по пожарной безопасности в младшей группе Тема: «Юные пожарные» Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах,.
Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные» Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности Игра-квест «Юные пожарные» Составили: Орлова Т. В. воспитатель подготовительной.
Сценарий мероприятия по пожарной безопасности для детей старшей группы «Смелые пожарные» МКДОУ «Станционно –Ояшинский детский сад» Новосибирской области Мошковского района р. п. Станционно- Ояшинский Сценарий мероприятия по пожарной.
Спортивно-информационное развлечение по пожарной безопасности «Юные пожарные» Спортивная эстафета «Юные пожарные»Интеграция образовательных областей: безопасность, физическая культура, познавательное развитие, художественно.
Занятие «Первичные средства тушения пожаров»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Тема.docx
Тема: Первичные средства тушения пожаров.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
познакомить учащихся с первичными средствами тушения пожаров;
показать детям значение огня в жизни человека;
рассказать воспитанникам, как правильно тушить пожар;
развивать чувство ответственности за свои поступки.
воспитывать чувство осторожности в обращении согнем;
обучать элементарным действиям при возникновении пожара;
помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Воспитатель загадывает детям загадку:
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Что это такое? (Огонь.)
Воспитатель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажигает свечу:
На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» его, «поселить» в своём доме, и сделать своим верным помощником. Как вы думаете, ребята, как и чем, огонь стал помогать людям? (ответы детей)
Молодцы ребята! Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает нам отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.
Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Воспитатель : Чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим, как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечаете: Это я, это я, это все мои друзья. Если вы не согласны с тем, что услышите, начинайте хлопать в ладоши.
Кто из вас заметил дым,
Кто забыл вчера из вас
Кто свечей не зажигает,
И другим не разрешает? ……….
Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл? …………
Дым, увидев, не зевая,
Кто пожарных вызывает? ……………..
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг? ……………..
Правила пожарные, кто точно знает,
И всегда их соблюдает? …………….
Воспитатель: Вы внимательны и правила знаете. Но нужно помнить всегда:
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Но если вдруг пришла беда,
Что же делать нам тогда? (Ответы детей)
Воспитатель: Но давайте посмотрим, чем можно тушить пожар (ответы детей).
Воспитатель: Горение можно прекратить тремя способами: удалить горючее вещество из зоны горения, прекратить доступ воздуха к горящему веществу или охладить его.
Но вода не всегда может быть использована для тушения огня. Ею нельзя тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), так как вода тяжелее их и опускается вниз, а горящая жидкость поднимается вверх.
Вода – хороший электропроводник, поэтому ее нельзя использовать для тушения электрических приборов или проводки, находящихся под напряжением. При попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание.
Воспитатель: А вы знаете, что огонь может дышать, так же как и люди. И если ему перекрыть доступ воздуха (кислорода), то огонь погибнет.
Опыт с песком, землёй, плотной тканью.
На него дождем пролиться. (Огнетушитель)
Воспитатель: Самый эффективный способ тушения с помощью огнетушителей. Они подразделяются на воздушно-пенные, аэрозольные и порошковые.
Предназначены для тушения пожаров огнетушащими пенами: химической или воздушно-механической. Химическую пену получают из водных растворов кислот и щелочей, воздушно-механическую образуют из водных растворов и пенообразователей потоками рабочего газа: воздуха, азота или углекислого газа.
Пенные огнетушители применяют для тушения пеной начинающихся загораний почти всех твердых веществ, а также горючих и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей на площади не более 1 м². Тушить пеной загоревшиеся электрические установки и электросети, находящиеся под напряжением, нельзя, так как она является проводником электрического тока. Кроме того, пенные огнетушители нельзя применять при тушении щелочных металлов натрия и калия, потому что они, взаимодействуя с водой, находящейся в пене, выделяют водород, который усиливает горение, а также при тушении спиртов, так как они поглощают воду, растворяясь в ней, и при попадании на них пена быстро разрушается. Современные пенные огнетушители используют в качестве газообразующего реагента азид натрия, который легко разлагается с выделением большого количества азота.
К недостаткам пенных огнетушителей относится узкий температурный диапазон применения (5—45 °C), высокая коррозийная активность заряда, возможность повреждения объекта тушения, необходимость ежегодной перезарядки.
Огнетушащие порошки представляют собой мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими слеживанию и комкованию.
Заряжены огнетушащим порошком и закачаны инертным газом (это может быть азот, углекислота) или воздухом под давлением примерно 16 атм. Данным типом огнетушителя возможно тушение: если тип порошка А, В, С, Е — горящих твердых веществ, горящих жидкостей, воспламеняющихся газов, электропроводки под малым напряжением до 1000 В, если тип порошка В, С — небольших возгораний жидкостей и газов в легкодоступных местах. В конструкцию данного огнетушителя входит запорное устройство, которое позволяет, не прикладывая особых усилий, подавать порошок на пламя простым нажатием рукой на верхнюю ручку или, отпуская ручку, прекращать его подачу. Преимуществом данного типа огнетушителя является индикатор внутреннего давления, установленный на головке огнетушителя и показывающий его работоспособность (зеленый сектор шкалы)в отличие от всех остальных типов огнетушителей.
Особенности применения порошковых огнетушителей
Необходимо знать возможности вашего огнетушителя — на каждом из них на этикетке указаны классы пожаротушения как то: «А В С E» или «В С E», также обязательно указан тип порошка, например «АВС» или «ВС». Ещё при покупке обязательно обратите на это внимание, потому что пытаться тушить дерево, ветошь, бумагу и пластик огнетушителем, у которого на этикетке символ «А» перечеркнут, а тип порошка указан как «ВСE» — бесполезно! Это приводит к повторному воспламенению уже потушенного горючего материала от остаточного тления или нагретых элементов строительных конструкций и оборудования. Именно добавки в порошок компонентов, поднимающих ранг огнетушителя до классов «А В С E» и предохраняют вас от повторного возгорания уже потушенного пламени;
В результате образования порошкового облака при тушении образуется высокая запыленность и резко снижается видимость (особенно в помещениях небольшого размера), а также у некоторых людей может проявляться аллергическая реакция (особенно сильная при вдыхании)на компоненты порошка.
Обладая высокой дисперсностью, огнетушащие порошки при хранении проявляют склонность к комкованию и слеживанию, что может привести к потере огнетушащей способности. Поэтому при использовании порошков в огнетушителях необходимо строго соблюдать рекомендованный режим хранения, а также помнить о сроках проверки рабочего давления и сроке перезарядки.
Удобное средство для тушения начинающегося пожара в квартире, гараже, машине и на даче. Простота в использовании детьми и пожилыми людьми. Компактная упаковка, позволяющая хранить огнетушитель в удобном для вас месте. Безопасен для здоровья, не вредит окружающей среде. Не оставляет следов на одежде и предметах мебели.
Порошковый Аэрозольный Воздушно-пенный
Воспитатель читает рассказ.
Спустя немного времени, огнетушитель вновь красовался на стене, его зарядили, вымыли и он, посматривая свысока на пробегающих мимо учеников, думал: «Все-таки лучше тихо пылиться на стене, как бы скучно при этом не было, чем бороться с огнем. Пожар приносит много бед. Пусть его никогда не будет в жизни этих детей».
Как правильно тушить пожар? (ответы детей)
Следует быстро реагировать на возгорание, используя все доступные средства для тушения огня (вода, мокрая тряпка, песок). Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше воспользоваться куском плотной мокрой ткани. При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию. Для предотвращения взрыва перекройте газ. Во время пожара не открывайте окна и двери: это увеличит приток воздуха и, значит, усилит огонь.
Как вы поступите, если загорелся ваш магнитофон или музыкальный центр?
Как вы поступите, если пожар в соседней квартире?
Воспитатель: Мы сегодня говорили об огне. Огонь бывает разным, он может быть другом и врагом. Поэтому мы всегда должны помнить о чём? (Ответы детей.)
Воспитатель благодарит детей за занятие и прощается с ними.