Чем мумифицировали мумий в древнем египте
Как сделать мумию
Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов
Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танатопрактик, патологоанатом и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почетная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выполнения процедуры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого человека — переход в загробный мир. Успешность этого перехода зависела от многих факторов, но одним из главных считалась правильная сохранность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зависимости от финансового положения усопшего. В «Истории» Геродот описывает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начиналось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и простым способом мумифицирования было влить в брюшную полость умершего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.
Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желудок. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.
Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древнеегипетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструкция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.
1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подмастерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духовную часть ритуала.
2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы исполняете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Осириса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.
Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum
3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарайтесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).
4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не считали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевернуть на живот.
Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري / Египетский национальный музей, Каир
5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вынуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специями. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.
Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art
7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе перехода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладется перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начинает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.
Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum
8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.
Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري / Египетский национальный музей, Каир
10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой версии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.
Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum
11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность говорить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.
Мумии Египта: зачем и как сохраняли тела усопших в древности
Что такое мумия
Древние египетские мумии хранят всебе множество тайн изагадок. Они демонстрируют бессмертие фараонов, знания иумения древних жрецов иврачевателей.
Все мызнаем опроклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором иврачом) благодаря культовым фильмам ипубликациям вСМИ. Ночто такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает ивпечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? Навсе эти вопросы мыпопытаемся найти ответ.
Мумия— это труп человека, обработанный специальными средствами, составами имаслами сприменением древних техник иметодов для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить разложениетрупа. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, помнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.
Мумификация имеет ряд отличий отбальзамирования. Если впервом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями ивысушивали, тововтором варианте основной задачей было приостановить процессы разложения тканей иоставить тело вмаксимально приближенном виде ктому, которое имел человек при жизни.
Изучением подобного явления вмировой культуре занимаются многие специалисты изразных областей. Особенную ценность эти знания несут для:
Все они исследуют разные стороны одного иогоже явления (условия жизни, социальные иполитические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат воснове кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны изаполнить белые пятна ввопросе, как кремировали ипогребали втевремена усопших.
Как изачем это делали вДревнем Египте
Мумификация вДревнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается навере вто, что фараон имеет божественное происхождение иего тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело иузнать его.
Аначалось все слегенды обогине Исиде иеевозлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, ачасти его тела были разбросаны повсему миру. Нобог Анубис (полегенде) спомощью Исиды нашелих, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью ивдохнул вумершее тело жизнь.
Именно вера вбожественность, бессмертие, высокий социальный статус ибогатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям вЕгипте того времени. Кним принадлежали:
Что касается простых людей, тодолгое время существовало мнение, что уних впринципе нет души, поэтому эта процедура иминенужна вовсе. Однако современем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если уних наэто было достаточно средств ивозможностей.
Кроме этого, взахоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились втевремена, считались неприкосновенными ижили при храмах идворцах.
Мумификация: этапы ипроцессы
Мумификация как физическое явление— достаточно сложный идолгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей вДревнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики иклиматических условий определенной территории, атакже условия, необходимые для приведения трупа внужное состояние.
Существует два вида мумификации:
Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали впеске. Именно песок впитывал всю влагу изтела человека иненадавал ему возможности разложиться. Апостоянные высокие температуры иветра высушивали останки естественным путем.
Что касается второго варианта, тоздесь нужно более основательно разобраться вовсех процессах инюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали вспециальное помещение, где ипроисходил весь обряд, который длился 70дней. Эта цифра связана спереплетением религии иастрономии всознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится загоризонтом иееневидно нанебосводе.
Наиболее полное идостоверное описание процесса кремирования умершего можно найти втрудах Геродота. Онрассказывает обо всех этапах иметодах.
Первое, что делали стелом— специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка— прототип современно скальпеля) делали надрез впаховой зоне, чтобы вынуть внутренности. Изымали изчеловека все, кроме сердца, в котором, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой испециальными составами, маслами иблаговониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах иуничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).
Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами инастоями, апотом погружали всосуды— канопы, где эти части тела исодержались. Крышка каждого сосуда была выполнена вформе определенного божества, который иотвечал затуили иную внутренность.
Что касается мозга, тоондобывался особым методом. Спомощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие вносовой части, проникали вчерепную коробку ипочастям извлекали содержимое. Другой вариант— спомощью тогоже крючка разжижали (разбалтывали) мозг, апотом тело переворачивали ичерез ноздри выливали его.
Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел исоды иоставляли на40дней для высыхания. Сода исоль забирали влагу стела, масла имели бактерицидное действие, асоединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.
После того, как миновал отведенный срок, стела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями наоснове масел ибитумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму иобъем, вполость укладывали опилки, песок, соль изашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожесть сумершим человеком, еймогли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок изубов.
Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Ихпропитывали всмоле, которая была вместо клея, благовониях имаслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между слоями ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса смолитвой овоскрешении. После завершения всех этих этапов готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали еевсаркофаг (подобие современного гроба), выполненного ввиде человека. Саркофаг помещали вродовую усыпальницу.
Процесс мумификации вДревнем Египте был очень длинным исложным, занимал много времени иусилий, требовал определенных знаний иумений. Наиболее известными мумиями, которые дошли донаших дней, считаются останки жреца ПаДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.
Сколькобы тайн иужасных историй ниокружало мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры ивнимание ученых, путешественников иохотников задобычей. Раскопки продолжаются и по сей день: в сентябре 2020 года была найдено целых 27 саркофагов, на некоторых из которых даже сохранились древние рисунки.
Главное фото: 1000sovetov.ru
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы ничего не пропустить!
Тайна древнеегипетской мумии
В этот раз у нас с вами речь пойдет вовсе не о гробницах фараонов, не о спрятанных в них грудах сокровищ, а о мумии рядового жреца Амона. Сегодня я постараюсь вас убедить, что ее загадка не менее интересна чем истории царских мумий.
Нескаф-Амун (принесенный [в дар] Амону) – так его звали. Довольно распространенное имя среди жрецов Амона. Только на моей памяти три человека с таким именем: один из них – 15-летний мальчик-певчий при храме, чья до сих пор запеленутая мумия находится в музее Руана (Франция). Для простоты звучания мы с вами будем звать нашего жреца чуть проще – Несамун.
Он не так уж богат, судя по отсутствию дорогих золотых украшений, хотя его похоронили в прекрасном деревянном саркофаге, снабдив всем необходимым погребальным инвентарем, в одной из скальных гробниц в местности Дейр-эль-Бахри, где его не беспокоили 29 веков. Увы, с наступлением XIX века все изменилось.
Процветала торговля древностями в самом Египте и за его пределами. Например, существовала такая модная забава в Лондоне – приглашение на «вечеринку с мумией». Гвоздем таких вечеринок было разматывание пелен древних мумий – приглашенные при свечах наблюдали за этим процессом. Судьба самих мумий после такого шоу мало кого интересовала – их растаскивали на сувениры, продавали по частям на шарлатанские снадобья от всех болезней.
Развилась огромная и весьма прибыльная контрабандная торговля древностями. Не могло это не повлиять и на местных жителей, появились целые селения, поколениями жившие лишь за счет грабежа древних захоронений. Масштаб мародерства сегодня трудно даже представить.
Вот такая картинка вполне типична для Египта XIX века.
Продавец мумий 1875 год, Египет.
Фотограф Félix Bonfils
В 1822 году саркофаг с мумией Несамуна приобрел известный итальянский торговец древностями, антиквар и контрабандист Джузеппе Пассалаква. По его словам гробницу обнаружили неподалеку от храма Хатшепсут, и через несколько месяцев находку отправили морем на продажу в Триест (Австрия). Там ее в 1823 году купил англичанин Уильям Баллок, у которого саркофаг с мумией в свою очередь перекупил банкир из Лидса Джон Блейд и передал в дар «Философскому и литературному обществу» родного города.
В 1824 году на совете общества произошло вскрытие саркофага и самой мумии Несамуна. В зале присутствовали все члены общества, включая главного врача и хирурга города. Благодаря им мы имеем подробный рассказ об этом событии. Это первая в истории попытка вполне научного исследования древнеегипетской мумии.
В 1928 году даже вышла брошюра «Исследование египетской мумии» (автор Уильям Осборн) на 60 листах с подробным и тщательным описанием произошедшего события с замечательно выполненными рисунками.
Скан рисунка из книги «Исследование египетской мумии», автор Уильям Осборн
А теперь устраивайтесь поудобнее, предлагаю вам перенестись сейчас в Англию в тот серый промозглый вечер осени 1824 года и поприсутствовать на том событии.
Сначала аккуратно сняли крышку деревянного искусно расписанного саркофага. На ней помимо изображения лица, прически и украшений написаны художником 12 сцен, на нижней же части саркофага по бокам – еще 30 сцен из Книги Мертвых.
Взято с https://leeds-list.com/culture/3-forgotten-stories-from-leeds-past/ и www.mylearning.org
А вот на следующей фотографии слева крупным планом «лицо» саркофага анфас.
Взято с alchetron.com/Nesyamun
Обратите внимание на отверстие на «подбородке», туда вставлялся короткий черный брусок, исполняющий роль декоративной бородки. Таким образом саркофаг из «женского» превратили условно в «мужской». По мне, так себе переделка, прямо скажем. А вот справа на фото – изображение на «пятках» саркофага: богиня Нефтида простирает руки с анкхами – символами вечной жизни и воскрешения.
Почему все же использовали женский саркофаг? Скорей всего, саркофаг купили заранее и его не готовили именно для Несамуна, такое могли позволить себе лишь очень богатые люди. Как вариант, возможно, он купил его загодя для своей жены, но умер раньше и его похоронили именно в нем. Надписи на саркофаге сделаны уже после смерти Несамуна с упоминанием его имени явно уже по конкретному заказу.
Под крышкой оказался… правильно – второй саркофаг. Роскошь, конечно, не царская, но далеко не все могли себе позволить два красивых саркофага, ведь и один такой стоил весьма немало.
Крышка внутреннего саркофага Несамуна
Взято с http://content.presspage.com/uploads/1389/lcm0084.jpg и www.mylearning.org
Затем саму мумии вынули из саркофага и срезали темно-красные кожаные ремни, которые как бандажи скрепляли пелены. Кстати, сами они не дошли до нашего времени (утеряны), но остались их рисунки с изображением иероглифов на них.
Фото мумии птоломеевского периода из музея Лувра, следы уже срезанных ремней заметны, здесь стоит обратить насколько тщательно и искусно обернуто лицо.
Взято с https://www.baixaki.com.br/papel-de-parede/43538-mumia-museu-du-louvre-paris.htm
Далее переходим к самому главному – снятие льняных полотен с мумии. Их оказалось аж 40 слоев. Сверху шла очень тонкая дорогая прекрасно выделанная ткань, а вот ниже использовали материал попроще и погрубее. Скорей всего, бальзамировщики таким образом экономили, возможно, они взяли у родственников полный комплект самых лучших тканей, но обернули ими лишь сверху, использовав в основном более дешевые. При разворачивании бинтов так же обнаружили несколько амулетов и украшений.
И вот наконец снимают последние слои бинта с лица мумии… но его не видно!
Лицо и тело покрыто толстым слоем порошкообразной коричневой массы с сильным запахом корицы. Она состоит из размолотых частей растений и специй, нанесенных бальзамировщиками на тело 3000 лет назад. В прошлом это было густым влажным тестом, которым равномерно обмазали мумию перед обертыванием.
Аккуратно счищают порошок и вот наконец лицо самого Несамуна.
Использовано фото из книги The Mummy’s Tale: The Scientific and Medical Investigation of Natsef-Amun, Priest in the Temple at Karnak Hardcover, 1993, by A. Rosalie David, Edmund Tapp.
Использовано фото из книги The Mummy’s Tale: The Scientific and Medical Investigation of Natsef-Amun, Priest in the Temple at Karnak Hardcover, 1993, by A. Rosalie David, Edmund Tapp.
Прикосновение к коже мумии неожиданно показало, что она вовсе не сухая и хрупкая, а напротив – мягкая и словно бы жирная. На самом деле вы видите сейчас не совсем то, что увидели в тот вечер члены «Философского и литературного общества Лидса», своего носа мумии лишилась более века спустя, но об этом позже.
Так же, опускаю историю о том, как мумия неожиданно вздохнула и раздался тихий стон, который явственно услышали некоторые свидетели. Без подобных «мистических» деталей не обходится ни одна история про мумии, так что простим эту мелочь автору брошюры. На самом деле «вздыхать» ей нечем – у нее нет легких, трахеи и прочего, бальзамировщики удалили все внутренности, оставив только сердце, заполнив тело внутри все той же душистой массой с запахом корицы. Мозг удалили через правую ноздрю, судя по тому, что ее основательно расковыряли.
Поразило зрителей и само лицо мумии – запрокинутая голова и черный язык, выглядывающей из рта почти на три четверти дюйма (то есть, на 2 см).
Что же послужило причиной смерти?
Врач, проводивший первоначальное вскрытие мумии, предположил версию насильственной смерти Несамуна – удушение или отравление. Но хороши бы мы с вами были, если доверились мнению пусть даже весьма уважаемых ученых мужей, живших почти два века назад.
На сегодняшний день мумия Несамуна самая изученная древнеегипетская мумия в мире. Ее несколько раз комплексно исследовали в 1970-х, 90-х и 2000-х годах, отдавая предпочтение неинвазивным методам. Это стало возможным благодаря тому, что доступ к мумии всегда открыт ученым, что, к сожалению, нельзя сказать, например, про мумии, находящиеся в ведении Верховного совета древностей Египта. Так же в 2000-х годах повторно провели анализ всех надписей на саркофаге, что открыло некоторые нюансы из жизни и работы Несамуна.
Несамун и его «ранение» носа
Photograph Jon Farman
Photograph Jon Farman
Несамун в двух своих саркофагах. Внутренний саркофаг из-за хрупкости никогда не извлекался из внешнего. Фотография из музея в Лидсе.
Несамун (судя по иероглифическим надписям на его саркофагах) был одним из жрецов в храмовом комплексе бога Амона в Карнаке во время правления Рамзеса XI (1099-1069 гг. до н.э.). Он оказался священником, занимающим довольно важные должности в храме бога Монту в Карнаке. Надписи свидетельствуют о том, что он — жрец храма Монту, а так же писец, который ведет учет крупного рогатого скота храма бога Амона. Официальные обязанности Несамуна включали ведение счетов и заполнение кадастровых записей, отчетов и административных документов.
Он непосредственно принимал участие в совершении ритуалов в святая святых храма перед статуей Амона, и его жизнь управлялась специальными правилами, такими как ежедневное двухкратное ритуальное омовение и бритье.
Несамун жил во времена, когда верховный жрец Амона, Аменхотеп фактический правитель Фив, вступил в конфликт с Панехси, наместником Нубии, и был им убит. Вскоре сам Панехси объявил себя верховным жрецом Амона. Сам же Рамзес XI имел реальную власть лишь на севере страны.Во время правления Панехси в Фивах ограбили многие царские гробницы в Долине Царей. Однако вскоре полководец Рамзеса Херихор изгнал Панехси из Фив и объявил себя первосвященником в Карнаке.
Скорей всего, при Херихоре и умер наш с вами священник. Наличие кожаных ремней (уже несуществующих) с картушем Рамзеса XI на мумии Несамуна вовсе не обязательно означает его верности данному фараону. Скорей всего, эти ремни лишь часть дара Рамзеса XI статуе бога в храме Монту. Связь с богом, несомненно, казалась Несамуну гораздо более важной, чем имя правящего фараона.
Что же показали современные исследования мумии Несамуна?
Новейшие исследования включали в себя радиологию, компьютерную томографию, эндоскопию, серологию (иммунологическое исследование), гистологию (изучение микроскопической структуры тканей), стоматологическую экспертизу.
Состояние костей указывает, что Несамун не занимался физическим трудом и умер в возрасте 35-45 лет.
Кстати, с зубами у него — полный швах. Если вы когда-нибудь с помощью машины времени попадете в древний Египет, умоляю вас, не целуйтесь с египтянами того времени – воняло у них у всех (!) изо рта изрядно. Несамун, увы, не исключение. Обычно египтологи связывают это с хлебом грубого помола, в котором часто встречался песок и каменная крошка. Однако в этом у меня есть определенные сомнения, для бедноты такая причина вполне возможна, но для нужд богатеев просеять муку от тяжелых фракций не так уж трудно. Представить, что лепешки во рту фараона скрипели на зубах от песка, уж извините, не могу.
Так какая же причина могла привести к такому результату? Возможна чрезмерная гигиена рта, так же как, например, древняя косметика могла быть губительна для кожи лица, вспомните хотя бы столь популярные в Европе не так давно свинцовые белила!.
У Несамуна нашли между зубов сломанные остатки зубочисток, а их эмаль разрушена не только сверху (жующая поверхность), но и с боков. Как вариант, египтяне могли ополаскивать рот кислым раствором, обеззараживая ранки и воспаления, разрушая при этом эмаль зубов.
Однако нас с вами, мой читатель, без сомнения, прежде всего занимает язык Несамуна и причина его смерти.
Итак, первоначально имелись две версии:
Несамун был задушен, поскольку вываленный язык характерен именно для повешенных;
У него была большая опухоль, возможно раковая, на языке, что привела его к смерти.
И такая причина нашлась. Иммунологи предположили, что у Несамуна была острая аллергическая реакция на укус пчелы или осы, что привело его анафилактическому шоку и быстрой, но мучительной смерти.
К сожалению, 100% гарантии правдивости такой версии дать нельзя, хотя она весьма вероятна и на сегодняшний день это самая вероятная причина смерти Несамуна.
Реконструкция лица Несамуна, проведенная в 1990 году. Считается, что его черты лица отражают сильное нубийское влияние на население Верхнего Египта.
Историю Несамуна, его жизни до и после смерти рассказал вам сегодня Лысый Камрад.
В качестве бонуса: статуя писца Митри, 5 династия, Древнее Царство,XXV-XXVI века до н.э, жил за полторы тысячи лет до Несамуна.