Чем мулявин брал женщин
10 неизвестных (малоизвестных) фактов о Владимире Мулявине
В прошлую субботу, 26 января исполнилось шестнадцать лет со дня, когда Владимир Мулявин ушел из жизни. К тому же 2019-й – год пятидесятилетия «Песняров»: тот самый культовый ансамбль, что гремел на весь Советский Союз и был известен далеко за его пределами, начинал «Лявонами» в Минской филармонии, которым 1 сентября 1969 года разрешили называться ВИА. Оказалось, в биографии Владимира Мулявина достаточно лакун, но с рассказами его родственников, друзей и знакомых пробелы заполняются довольно интересными фактами. Занимательных историй, опубликованных в том числе впервые, хватает в книге «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное. » авторства музыковеда Ольги Брилон и дочери музыканта Марины Мулявиной. Книга акцентирует внимание на периоде, когда Владимир Мулявин жил со своей первой женой – артисткой Лидией Кармальской, той самой, «без которой неизвестно, были ли бы «Песняры». Вместе с Ольгой Брилон мы покопались во впервые опубликованной переписке, впервые показанных фотографиях и впервые обнародованной информации и выделили десять, подчас даже немного невероятных, фактов о жизни знаменитого музыканта.
1. Отца Мулявина арестовали за связь с сыном Чан Кайши
Владимир Мулявин всю жизнь винил отца в том, что тот бросил семью. Оказалось, Акулина Сергеевна, мать Владимира, сама испугалась и сбежала из Свердловска в поселок Дегтярка (сегодня город Дегтярск), когда в 1939 году ее муж Георгий попал под репрессии. Георгия Мулявина осудили за связь с сыном президента Китайской Республики Чан Кайши, с которым они вместе жили в студенческом общежитии. Когда Чан Кайши у советской власти оказался в опале, врагом стал и его сын, а в итоге и Георгий Мулявин. После переезда Акулина Мулявина боялась даже посещать мужа в тюрьме, так их брак и распался. Георгий Мулявин был реабилитирован и, как рассказал его сын уже от второго брака Илья, до конца жизни носил в нагрудном кармане портрет Лаврентия Берии, что объявил амнистию, по которой он снова оказался на свободе.
2. Отцом Владимир Мулявин называл своего дядю Филиппа Палычева
В переписке с женой Лидией Кармальской Мулявин часто упоминает отца, но подразумевает не Георгия Мулявина, а своего дядю Филиппа Палычева, в семье которого жил до тринадцати лет. Когда Акулина Мулявина осталась одна с детьми, один из ее братьев, которых у нее было пять, предложил взять Владимира к себе на воспитание. У Филиппа с женой не было собственных детей, а жили они по тем временам довольно зажиточно – глава семьи содержал обувную мастерскую.
В результате «отец», можно сказать, вырастил Владимира Мулявина, впервые подтолкнул к занятиям музыкой и полюбил настолько, что захотел усыновить, но мать Владимира этого не разрешила.
3. С первой женой Мулявин познакомился во время командировки концертной бригады
4. Минская филармония отказала Мулявину в приеме на работу
Когда Лидия Кармальская родила дочь Марину, Владимир Мулявин из Кемерово, где они тогда жили, поехал искать работу ближе к Европе, а точнее в Москву. Перед отправлением поезда на Томском вокзале музыкант пошел в туалет, где хулиганы заметили его дорогие часы и попытались отнять. В этот момент в туалете оказался парень, который владел восточными единоборствами и отбил Владимира и его часы. Им оказался акробат Александр Ван Ли, который также искал работу в филармонии и ехал в том же направлении, только дальше Москвы – в Минск, куда пригласил и Мулявина. Ван Ли в минскую филармонию взяли сразу, а Мулявину отказали, так как гитаристов, мол, и без того хватает. Ван Ли потом говорил, что это он впервые привез Мулявина в Минск.
5. Некоторое время звездой в семье был не Мулявин, а Кармальская
Лидия Кармальская была исполнительницей необычного жанра художественного свиста, благодаря чему в 1963 году ее с радостью приняли в Минскую филармонию. Гитаристов же в Минске хватало, поэтому Владимир Мулявин был принят на работу, вероятно, как дополнение к Кармальской. Здесь он продолжил выполнять второстепенную роль аккомпаниатора для своей жены и других артистов. Но все изменилось с IV Всесоюзным конкурсом эстрады в Москве. Филармония делала ставку на номер Кармальской, а «Лявонам», как сначала назывались «Песняры», пришлось еще побороться за возможность поучаствовать в конкурсе отдельно. Руководство филармонии долго не давало согласия, но наконец сказало что-то вроде: «Ну и черт с ними, пусть едут, облажаются и вернутся домой». В результате выступление Кармальской на конкурсе не засчитали из-за возраста, а «Лявоны» разделили вторую премию со Львом Лещенко (первая присуждена не была).
6. Мулявина не хотели переводить из музыкальной роты из-за его активной деятельности
Владимир Мулявин служил три года один в музыкальной роте, что означало обычную солдатскую службу с музыкальными занятиями в дополнение, и два в Ансамбле песни и танца Белорусского военного округа, который давал служащим определенную свободу. Среди тех, кто служил вместе с Мулявиным,– заслуженный артист России Николай Моисеенко, заслуженный артист Беларуси Виктор Стрельченя, заслуженный артист БССР Михаил Зданевич, звезда московской оперетты Юрий Веденеев. В письмах жене Мулявин писал, как несладко служится в музыкальной роте, и шутил о том, как «чуть не сдох на кроссе, а морду скоро разгонит так, что он станет выглядеть как председатель колхоза». Игорь Раевский, который в то время был начальником — художественным руководителем Ансамбля песни и танца, рассказал авторам книги, что Мулявина не хотели переводить на более привлекательную службу в Ансамбль, ведь показатели музыкальной роты благодаря его деятельности заметно улучшились. Игорь Раевский также вспомнил, как уже в ансамбле раздавал музыкантам партии, а Мулявин сказал: «Игорь Иванович, я прошу вас, не пишите мне, пожалуйста, мою партию. Я послушаю и сам сложу». «И фокус был в том, что он слушал произведение только один раз, а потом вставал и обволакивал оркестр какой-то неимоверной гармонией», – рассказывает Раевский.
7. Кличка Муля появилась у музыканта в армии
Когда в 27 лет Владимир пришел служить в музыкальную роту, там уже был один гитарист – Сулейман Абдуллаев. Они с Сулейманом подружились и стали играть вместе, о чем Владимир упоминал в письмах жене, мол, сыграли дуэтом, могло бы быть и лучше. А поскольку у Сулеймана было прозвище Суля, Мулявина стали называть Муля. И называли так всю жизнь.
8. Мулявину не разрешалось носить тяжести
Многие из знакомых Владимира и Лидии говорил, что, если бы не Кармальская, неизвестно, были ли бы «Песняры». Жена видела талант Владимира и по-хорошему не давала ему спуску: заставляла заниматься, заботилась об отдыхе, не разрешала носить тяжести, так как нужно беречь руки. Марина Мулявина вспоминает: самым тяжелым, что мог нести отец, был чехол от гитары. Лидия Кармальская работала в составе «Песняров» до 1974 года и не зря в ее архивах лежит грамота за «активное участие в создании и работе ансамбля «Песняры».
9. В день смерти брата Валерия Мулявин отыграл концерт
Валерий был старшим братом, но в творческом плане смотрел на Владимира снизу вверх. Из-за некоторых проступков Валерия лидер ансамбля мог выйти из себя настолько, что другие члены коллектива даже защищали коллегу и просили дать ему шанс. Тем не менее братья были очень привязаны друг к другу. Когда «Песняры», уже очень известный коллектив в СССР, приехали в криминальный город Ялта, Валерий отправился на свидание. На следующий день его нашли мертвым, а на вечер у «Песняров» был запланирован концерт. Который нельзя было отменить.
10. Уход Мулявина из семьи был предсказан Анной Арго
Мулявин с Кармальской расписались 20 апреля 1960 года в Калининграде, где познакомились и подружились с Анной Арго – Вольфом Мессингом в женском обличии. Тогда Анна сказала Лидии, что Владимир – мужчина, которого та будет любить всю жизнь. В начале 1960-х они снова встретились в Минске, когда Анна Арго сама позвала Лидию к себе, чтобы предсказать, что у нее родится сын, которого через двадцать лет она возможно потеряет, и после рождения ребенка либо разведется, либо станет вдовой. Марина Мулявина помнит, как мать пришла домой и в разговоре с бабушкой сказала: «Никто не собирается разводиться, а умирать тем более». Через полтора года Лидия забеременела и родила сына, развелась с Мулявиным, через двадцать лет сын попал в аварию, но выжил.
Записала Ирена КОТЕЛОВИЧ
Книга «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное. » номинирована на премию Федерации профсоюзов Беларуси
Валерий Мулявин: Отец всех подбадривал, что с ним все будет в порядке
Наши десять неизвестных фактов о Владимире Мулявине, которые мы отыскали совместно с музыковедом Ольгой Брилон и старшей дочерью музыканта Мариной Мулявиной, имеют продолжение. На этот раз мы встретились с Валерием Мулявиным — сыном песняра и актрисы Светланы Пенкиной, известной по фильмам «Хождение по мукам» и «Берегите женщин». 2019-й является годом пятидесятилетия «Песняров», а в интервью, например, Валерий вспомнил подготовку к двадцатипятилетию коллектива. А также отношения своих родителей, шутки Владимира Мулявина и его настроение после аварии. На встречу он принес семейные фотографии, и оказалось, что его архив помимо снимков хранит много видеоматериала:
— Во время длительных гастролей «Песняров» в Африке мама заболела малярией. Когда она начала поправляться, отец, зная, как мама скучает по кино, подарил ей видеокамеру, — объясняет Валерий. — Так она смогла хотя бы как-то снова приобщиться к профессии и начала снимать. У меня хранится большой архив записей с гастролей и семейных торжеств.
— Ваша мама переживала, что в определенный момент сознательно прекратила свою актерскую карьеру?
— Она на самом деле очень любила кино. Родители и начали встречаться, когда мама снималась в фильме «Берегите женщин» на Одесской киностудии. Папа начал понемногу за ней ухаживать, приезжать на съемки, а когда под конец мама сильно простудилась и попала в больницу, отец, взяв одеяло, чай и варенье, поехал за ней на машине, чтобы отвезти домой, потому что лететь самолетом ей было нельзя. Уже после моего рождения мама уехала на пробы в Ленинград, а когда вернулась, как она рассказывала, и увидела меня с отцом, поняла, что уже не актриса, а жена и мама. В этот момент она прекратила свою карьеру, хотя была на взлете, известной актрисой не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Папа, например, впервые увидел ее на экране именно за границей, это был фильм «Хождение по мукам». Но мама все равно нашла себя в творчестве: некоторое время вела концерты «Песняров» — представляла ансамбль, программу, песни, потом стала помощником руководителя ансамбля, то есть моего папы, и в конце концов, уже после смерти отца, чтобы сохранить о нем надлежащую память, возглавила музей Владимира Мулявина. К тому же она всегда поддерживала отношения со знакомыми актерами, легко общалась с операторами и режиссерами, потому что хорошо знала профессию.
— Младшие дети часто бывают любимыми. Вы — младший сын Владимира Мулявина. Можете сказать, что вы — любимчик?
— Могу сказать только, я всегда чувствовал, что отец меня очень любит. Недаром он назвал меня в честь своего старшего брата Валерия, которого очень рано потерял.
— Что он говорил о загадочной смерти Валерия?
— У него была только одна версия того, что случилось, и она никогда не менялась. Когда они приехали выступать в Ялту, утром мой дядя вышел на улицу, сел на парапет. Мимо проезжала машина, которая чистит дороги, он поднял ноги, не удержался и с небольшой высоты неудачно упал и ударился головой. Других версий от отца я не слышал.
— Как он вспоминал брата?
— У них было небогатое свердловское детство, одна пара хороших ботинок на двоих. В те послевоенные, как отец рассказывал, бандитские времена Валерий защищал младшего брата от уличных разборок и вообще от всех неприятностей молодости. Он был сильный и коммуникабельный, а папа, наоборот, — более творческий и спокойный. А уже когда отец всерьез занялся музыкой, он предложил Валерию взять в руки гитару, получить профессию и и прийти в ансамбль. То есть сначала покровительство было за старшим братом, потом — за младшим.
— Были ли у вас какие-то семейные традиции?
— Как у всех, главные праздники отмечались в кругу семьи. На Новый год мама прекрасно готовила утку с яблоками, а мы с отцом в это время украшали елку. Если получалось, в свободный вечер мы любили смотреть фильмы на видеокассетах. Сначала смотрели втроем, но, поскольку мама через пятнадцать минут начинала комментировать работу оператора или режиссера, игру актера, а магия фильма исчезала, скоро мы стали смотреть кино вдвоем. Отец любил как серьезные фильмы, так и американские блокбастеры, а если было грустно, включали французские комедии с Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром, они всегда подбадривали. Любимыми актерами были Марчелло Мастроянни, Марлон Брандо, Джек Николсон, Роберт де Ниро и Аль Пачино. Отец любил перенастраиваться: отыгрывал концерт, раздавал автографы, а дома, чтобы перезагрузиться, нырял в киноисторию. Также он ввел традицию ходить в баню, если получалось, раз в неделю. То же самое в ансамбле: отец мог арендовать баню и пригласить туда коллектив. И никто не сопротивлялся, все это любили.
— Где-то встречалось, что во время гастролей «Песняров» вы спали в чехле от гитары. Можете вспомнить, как ездили с отцом в длинные туры?
— Моя гастрольная жизнь началась в раннем детстве. У родителей не всегда получалось взять с собой детскую кроватку, поэтому приходилось где-то в гримерке брать чехол — я говорю о чехле с жесткими бортами — пеленать меня и укладывать. Если это были непродолжительные переезды, я брал в школе задание и после сдавал зачет. А если длительные, как гастроли в Африке, тогда приезжал мой дедушка и смотрел за мной. В Африку я очень хотел, хотя мама, возможно, и пожалела, что туда поехала. Первая моя поездка именно за границу была в начале 1990-х в Германию. Мы ехали на автобусе через Польшу, помню, как водители решили сделать привал, достали полевую кухню и на весь коллектив приготовили макароны по-флотски. Я это никогда не забуду, походные условия всегда присутствовали, хотя принимающая сторона организовывала кафе и рестораны. В моем возрасте мне все было интересно, думаю, отцу уже нет. Мне запомнились аттракционы в парках, которых у нас тогда не было. Потом отец любил толкать меня в нерусскоязычную среду, так как я углубленно изучал иностранные языки. Хотел, чтобы я преодолел языковой барьер, что было очень трудно.
— Как во время гастролей ваша семья организовывала свой досуг?
— За границей мы любили посещать исторические места, музеи, храмы, отец старался узнать как можно больше о городе, в который приехал. Он был спортивным человеком и часто в поездки брал футбольный мяч, и когда я играл, мог вместе с участниками ансамбля присоединиться. Я же, когда подрос и меня не надо было оставлять в чехле от гитары, приходил за кулисы и слушал папин концерт, а во время антракта любил подбежать к инструментам и посвоевольничать.
— Вы помните, как у Владимира Мулявина проходил творческий процесс?
— Самая загадочная часть — рождение мелодии — была известна, наверное, только отцу. Он рано просыпался, где-то в пять часов, шел в отдельную комнату, брал гитару и тетрадь и тихонько занимался. Помню, как однажды папа разбудил маму, посадил рядом и начал наигрывать мелодию. Она сказала: «Очень красиво», — в итоге из этой мелодии родилась прекрасная песня «Чырвоная ружа», которую отец посвятил матери. Ну а потом уже работа на студии, аранжировка, расписать партии для вокала и так далее.
— Вспомните, как «Песняры» готовились к своему 25-летию.
— Легенды ходят о чувстве юмора Владимира Мулявина.
— Да, это у нас врожденное. Что можно говорить о человеке, настольной книгой которого были «Приключения бравого солдата Швейка»? Она лежала у отца возле кровати, я и сам не один раз ее перечитал. Папа шел с юмором по жизни, шутил постоянно. Помню правительственный концерт в Украине, когда президентом был Леонид Кучма. После концерта все гости, политики, артисты собирались, чтобы сделать общее фото. В середине должен был стоять президент, а все остальные, как предполагалось, соберутся вокруг него. Долго бегали и командовали, кому ниже, кому правее, пока отцу это не надоело и он не крикнул: «Дорогие друзья, кучмее-кучмее!». Еще пример из семейной поездки в Париж, которую отец подарил маме. Мы пошли в Лувр, и, конечно, главная картина, которую нужно увидеть, — «Мона Лиза». Из-за толпы к ней невозможно было подойти, хотя папа особо и не горел желанием, но мама все настаивала, чтобы он оценил в том числе знаменитые глаза: «Володя, посмотри. Посмотри под этим ракурсом. Посмотри под другим». Пока отец не сказал: «Света, я, что, по-твоему, офтальмолог?»
— Вы помните момент, когда узнали об аварии?
— Утром нам позвонили, человек в трубке сказал, что отец попал в аварию и направлен в больницу, и попросил позвать мама или кого-либо из родственников. По его голосу я уже понял, что случилось что-то страшное. Когда я сказал матери, она резко вскочила с дивана и подбежала к телефону, ей сообщили, что отцу делают операцию в Институте травматологии, но без подробностей, мы еще не знали, что у него травмирован позвоночник. Мы и участники коллектива собрались в больнице и стали ждать результатов операции, о последствиях не задумывались, нужно было просто сохранить жизнь. И спасибо нашим врачам, у них это получилось. Потом началось довольно трудное время реабилитации, сначала в Минске, а после — благодаря ходатайству Иосифа Давыдовича Кобзона — в Институте нейрохирургии Бурденко в Москве. Реабилитация — уже другая история, отец нуждался в нашем присутствии, ему надо было помогать с определенными процедурами, лечебной физкультурой, так как ниже грудной клетки у него была полностью потеряна чувствительность. В основном он лежал, в редком случае — сидел. В последние месяцы мама попросила, чтобы в отцовскую палату поставили кровать для нее, и стала оставаться на ночь. Меня он просил принести послушать музыку, к счастью, у нас были похожие музыкальные вкусы.
— А что Владимир Мулявин слушал?
— Он был стопроцентным битломаном еще со времен, когда The Beatles можно было услышать только на запрещенном «Голосе Америки». Слушал Чайковского, The Beatles, Стиви Уандера — диапазон был широк, пластинки отец привозил с гастролей.
— Все же месяцы реабилитации вселяли иногда надежду на лучшее?
— Надо знать моего отца. Многие бы в этой ситуации сдались, но окружающие люди были так напуганы, что это отец подбадривал, поддерживал и говорил, что с ним все будет в порядке. Папа в любой работе, за которую брался, ставил высокие планки и на этот раз поставил задачу пройти реабилитацию и встать. Его уверенность передалась маме, мне, врачам, мы отпраздновали очередной Новый год и день рождения отца, но в итоге, к сожалению, тело оказалось слабее духа, сердце не выдержало.
— Мне показалось, у вас хорошие отношения с сестрами — детьми Владимира Мулявина от первого и второго браков.
— Да, с Мариной и Ольгой мы общаемся и встречаемся. На днях я был в гостях у Ольги, до этого — у Марины. Мы видимся и вспоминаем отца на день его рождения, 12 января, в филармонии, где проходят ежегодные приуроченные к этой дате концерты. Эту традицию ввела мама, чтобы все вместе собирались.
— Наконец, расскажите, по каким ориентирам отец вас воспитывал.
— Конкретно папин ориентир — это, конечно, музыкальная школа. Поверьте, у меня не было никакого желания там учиться, но я до сих пор вспоминаю мудрые папины слова, о том, что когда-то я буду ему за это принуждение благодарен. И на самом деле через столько лет я говорю отцу спасибо. Также он считал, что время меняется, и если его поколению английский язык был не нужен, то для моего становится обязательным. Отец сильно любил футбол, мы вместе смотрели матчи, вместе болели — когда играли Советский Союз или Бразилия, только за них. Папа научил меня скромности и порядочности. Помню, многие были шокированы личным знакомством с отцом, когда оказывалось, как просто, не задирая нос, на любые темы говорит народный артист и музыкальный гений. Наверное, этим человек и велик.
Беседовала Ирена КОТЕЛОВИЧ
Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ и из архива героя
Горькое счастье Владимира Мулявина: Что привело к расколу группы «Песняры»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Стремительный взлёт
Ещё в 1968 году в Белоруссии появилась группа «Лявоны», художественным руководителем которой стал Владимир Мулявин. Правда, находилась она в статусе аккомпанирующего ансамбля певицы Нелли Богуславской, хотя часто и выступала с самостоятельной программой. Но слава пришла к ним в 1970 году после участия в IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
На конкурс коллектив поехал аккомпанировать Лидии Кармальской, выступавшей в жанре художественного свиста. Она же была супругой Владимира Мулявина. Но артистка на втором туре выбыла из конкурсной программы, а «Песняры» решили показать жюри собственные песни: «Чаму ж мне не пець?», «Ой, рана на Iвана», «Ты мне вясной прыснiлася», «Хатынь». Они вернулись в родной Минск лауреатами, разделив второе место с Львом Лещенко и ансамблем «Диэло».
С тех пор отношение к коллективу кардинально изменилось. «Песняры» стали желанными гостями на правительственных приёмах, их песням люди подпевали. Особый колорит народным композициям придавала уникальная обработка Владимира Мулявина. Он дополнял и обогащал народное песенное творчество и эстрадную музыку. Многие зарубежные певцы и композиторы говорили о том, что о Беларуси они узнали именно благодаря Владимиру Мулявину и «Песнярам».
ВИА «Песняры» колесил с гастролями по всей стране и выезжал за рубеж, причём не только в страны социалистического лагеря, но даже в США. Естественно, повсюду у голосистых талантливых ребят находились поклонницы. А сам Мулявин, по его собственному признанию, совершенно не мог обходиться без женщины. Но мимолётные романы его не интересовали. Он непременно должен был жениться.
От славы к расколу
Его первой женой стала Лидия Кармальская. Именно благодаря её участию Владимир Мулявин состоялся, как музыкант. На момент бракосочетания ему было всего 18, Лидия была на два года старше и активно занималась творчеством. Она уговорами и убеждением заставляла супруга заниматься. Когда же появились «Песняры», она стала ангелом-хранителем ансамбля. Лидия Кармальская договаривалась о съёмках на телевидении и записях на радио, продвигала коллектив в сборные престижные концентры. Когда же «Песняры» уже прославились, она чрезвычайно гордилась успехами мужа. Она вела их концерты и участвовала в жизни членов коллектива, которые относились к ней с ответной теплотой и любовью. Она готова была даже мириться с увлечениями мужа, тем более, что в семье подрастали двое детей, дочь Марина и сын Сергей.
Но вскоре после появления на свет Сергея Владимир Мулявин ушел к другой женщине. Его второй женой стала актриса Светлана Слизская. Лидия Кармальская просто отпустила мужа, пожелав ему счастья. Она не хотела бороться за него, но искренне желала счастья любимому человеку. Наверное, только благодаря её мудрости бывшие супруги смогли сохранить дружеские отношения до конца дней.
Второй брак музыканта просуществовал всего пять лет и спасти его не смогло даже рождение дочери Ольги. А вот с последней своей женой, актрисой Светланой Пенкиной Владимир Мулявин прожил больше 20 лет. Он ласково называл её Пеночкой, а вот участники коллектива и многие люди из окружения музыканта называли её не иначе, как Йоко Пенкина. Именно её многие обвиняют в том, что в коллективе начался раскол.
Светлана Пенкина, снявшаяся в фильме «Хождение по мукам» в роли Кати, после заключения брака с Мулявиным оставила свою карьеру и приняла решение полностью посвятить себя мужу. И его коллективу, как вскоре оказалось. Если музыканты в чём-то отказывались слушать Светлану Пенкину, она, имея огромнейшее влияние на супруга, всё равно добивалась своего. По воспоминаниям некоторых «старичков» коллектива, супруга художественного руководителя «Песняров» оказывалась вдруг задействована в распределении гонорара, согласовании гастрольного графика и даже расположении участников ансамбля на местах на сцене.
Но даже не это ставили в вину третьей жене Владимира Мулявина. Во второй половине 1990-х он очень увлёкся спиртными напитками. Он стал нарушать установленное ним же самим правило: появляться во время выступлений и репетиций в нормальном виде и с подобающим самочувствием, не допуская того, чтобы употребление спиртного накануне оказывало влияние на качество работы. Но уже в 1997 году ряд участникам ВИА «Песняры» концерт за концертом приходилось выходить на сцену без своего руководителя, который стал слишком уж злоупотреблять спиртным.
Тогда же товарищи Мулявина заметили, что Светлана Пенкина явно поощряет употребление супругом спиртного. На замечания коллег мужа о том, что недопустимо писать музыку в таком состоянии, она отвечала: «Пусть пьёт, у него так лучше получается!» И он пил, будучи не в силах быстро приспособиться к новым реалиям жизни, развалившейся на кусочки некогда огромной стране и отсутствию зрителей на концертах. Слава «Песняров» явно шла на убыль, а после и вовсе грянул гром.
В конце 1997 года коллектив «Песняры» направил письмо на имя министра культуры Белоруссии, в котором жаловались на своего художественного руководителя. Вышел приказ о назначении директором ансамбля Владимира Мисевича. После обращения Мулявина лично к президенту Белоруссии, Владимира Георгиевича восстановили в должности, но при этом старый состав ансамбля, за исключением нескольких человек, написал заявление об уходе. Они создали другой коллектив – «Белорусские песняры» и стали выступать самостоятельно. Владимир Мулявин набрал молодых певцов и музыкантов, с которыми гастролировал.
Но в 2002 году произошла трагедия: Владимир Мулявин попал в автомобильную катастрофу, в результате которой оказался парализован. В январе 2003 года он ушёл из жизни. После ухода Владимира Мулявина появилось ещё несколько коллективов, в названии которых есть слово «Песняры». Они по-прежнему гастролируют по республикам бывшего СССР и поют песни из старого репертуара ансамбля. И все сходятся во мнении: коллективы эти, в том числе ансамбль «Белорусские песняры» и Белорусский государственный ансамбль «Песняры», считающиеся правопреемниками легендарного ВИА, держаться на славе, созданной Владимиром Мулявиным.
Пик популярности ВИА «Песняры» в СССР пришелся на 1970-1980-е гг. «Алеся», «Беловежская пуща», «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия» – эти песни в исполнении «Песняров» были всенародно известны и любимы. Несмотря на невероятную популярность ВИА, отношение к ним всегда было неоднозначным: кто-то обвинял в нарушении этнической чистоты белорусской народной музыки, кто-то – в исполнении госзаказа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: