Чем мылись в 17 веке

«Обоняние»: личная гигиена в Средневековье

Разные эпохи ассоциируются с разнообразными запахами. Средние века приятными ароматами похвастаться вряд ли могут.

Средневековая Европа пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Александра Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего Средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец 15-го в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости, Папа Римский Климент V — от дизентерии. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся вусмерть, и еле-еле отмыли.

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Женская гигиена. Источник: tinhte. vn

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию донжуана королём Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль д’Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины 19-го века не существовало.

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 м (такова, например, ширина магистрали, которая ведёт к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека»: двое не могли там разойтись.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Ванная комната Людовика XVI. Источник: ekladata.com

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Но и сами люди были не намного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат 15-го века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть заражённый инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в 15−16 веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в 17−18 веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились к лёгкому ополаскиванию рук и рта, но не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в 16-м веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2−3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от неё тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешёвая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи подавали остальным христианам соответствующий пример служения богу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «божьими жемчужинами». Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придётся. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Средневековый бал. Источник: blogspot.com

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как, например, палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по-своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шёлковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шёлк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шёлковое нижнее белье, к шёлку блохи и вши действительно не прилипают.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Кровать с балдахином. Источник: pinterest.com

Кровати, представляющие собой рамы на точёных ножках, окружённые низкой решёткой и обязательно с балдахином, в Средние века приобретают большое значение. Столь широко распространённые балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна, потому что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своём дворе баню. В зависимости от того, как баня топилась, парились в ней «по-белому» или «по-чёрному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шёл непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-чёрному».

Был ещё один оригинальный способ мытья — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня топилась по субботам и перед большими праздниками. Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

В общественных банях мылись все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но ещё и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один иностранец. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своём только на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные находились в Царском Селе.

Источник

Чем мылись в 17 веке

Современное поколение молодежи часто во многих вопросах ставит России в пример Европу и Америку. Чужие страны они считают более развитыми и более цивилизованными. Вот только это представление не во всех аспектах оказывается верным. И одним из таких показателей является сложившееся отношение русского народа к чистоте и личной гигиене.

Принято считать, что западные страны во многом опережают Россию. Это ведь они придумали биде (сидячую ванночку для водных процедур), дезодоранты, влажные салфетки и парфюмерию. Да, это так, но такая ли уж Россия «немытая», как её хотят представить себе наши западные соседи?

Долгое время хорошим тоном было цитировать строки, якобы принадлежавшие перу М.Ю. Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». И только с недавних пор всуе и по существу стали вспоминать погрязшую в нечистотах Европу.

Вот типичное мнение европейца о наших предках XVII столетия: «Русские ужасно нечисты. Они насквозь пропахли самыми подлыми и зловонными овощами – луком и чесноком, которые поедают в неимоверных количествах. Зубы здесь чистить не принято, считается, что тем самым сдирается с них природный лоск. Между тем, многие знатные мужи и дамы имеют зубы отвратительно черные и гнилые. Также у них в домах водится несметное количество черных тараканов, коих не выводят, а, напротив, почитают за хорошую примету – к богатству».

А вот как в том же XVII столетии отзывался о европейцах московский посол Петр Потемкин: «В Париже, в королевском дворце великой смрад и сугубое зловоние, само же его величество Лудовик XIV смердит, аки дикой зверь. Паче же прочего в великую досаду нам стали воши, коих здесь называют «Божьим жемчугом».

Давайте обратимся к истории…

Русский народ был очень чистоплотным. Его отношение к чистоте собственного тела всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье. Для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. Даная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Был и ещё один оригинальный способ мыться – в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь шли мужчины с ребятами и обязательно натощак. Считалось, что поход в баню на полный желудок приводит к увеличению веса.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивал его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться. В воду добавляли травяные отвары. Считалось, что баня может излечить любую хворь. Здесь хозяйки стирали белье, сюда же приводили рожениц.

В бане именно пропаривались, а после обливались холодной водой, наиболее смелые люди могли прыгнуть в ближайшую реку или водоём. А зимой поваляться в снегу.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Не каждый гость из-за границы мог понять и принять такую традицию. Во-первых, температура в бане была довольно высокая. Европейцы приходили в недоумение от высокой температуры воды, которой мылись русские. Из-за нехватки дров в городах Европы люди проводили гигиенические процедуры холодной водой в любое время года. Во-вторых, людей было принято хлестать веником, а в третьих – нагишом валяться в снегу. И самое главное, парились часто все вместе.

Девушки, дети и старики, которые не могли дойти до бани, купались в печи или их купали в воде, подогретой на печи. Русская печка была предусмотрена не только для того, чтобы кормить всю семью, но и для того, чтобы принимать гигиенические процедуры.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трёх помещений: раздевальни, мыльни и парной. Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище.

Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем только на бумаге.

Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова). Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из крупных городов были свои «Сандуны».

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Вообще баня для русского народа была чем-то вроде современной поликлиники. Вывески: «Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь» были обычным явлением. В парной лечили все виды простуд, бабки-костоправки правили вывихи, «пресекали» радикулиты, заговаривали грыжу, «правили животы» как мужчинам, так и женщинам.

Во всем мире люди давно поняли прелесть русской бани, её замечательные свойства и стараются строить их как можно больше.

Нет «английской» или «французской» бани. Но есть «русская» баня, в которую ходят мыться в наше время и англичане, и французы.

Одним из самых прогрессивных городов Руси в плане гигиены был Новгород. Историки утверждают, что там были обнаружены останки городского водопровода и канализации. И функционировала эта система еще в ХI веке. А, к примеру, в Париже в это время нечистоты выливались прямо из окон.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Кстати сказать, мода носить шляпы с широкими полями появилась именно по этой причине. Чтобы не быть испачканным содержимым ночного горшка, приходилось быть всегда начеку.

Сюда же можно отнести и ещё одну модную традицию. Дело в том, что в Европе был большой дефицит дров, поэтому и горячая вода являлась большой роскошью. К тому же нечистоплотность оправдывала и религия. Католическая церковь считала, что вода должна касаться человеческого тела только два раза в жизни. Это во время крещения и перед свадьбой. Не удивительно, что даже привилегированные дамы чесались от блох и вшей. Спасение находили в шелковом белье, поскольку насекомые не могли за него зацепиться. Вторым спасением от пьющих кровь насекомых являлись маленькие домашние собачки. Дело в том, что у питомцев температура тела выше, чем у человека, и поэтому вши перекидывались в первую очередь на них. Тем самым, давая возможность «отдохнуть» нечистоплотному человеку.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Дипломаты, приезжавшие на русскую землю, получали культурный шок, когда видели сколько раз в неделю мылись местные люди.

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

Многие ошибочно думают, что наши предки не пользовались косметикой. На самом деле это так, но только косметикой, приготовленной на основе химии. Предпочтение отдавалось натуральным ингредиентам.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Для того, чтобы ухаживать за лицом и телом использовались специальные отвары, примочки и настои из трав и ягод. Женщины очень тщательно следили за собой, особенно за волосами и лицом. Этот навык прививался с малых лет, а «рецепты красоты» передавались от матери к дочери. Девицы хорошо знали, что осветлить волосы можно с помощью отвара ромашки, добиться алых губ и румяных щек помогал свекольный сок, а бледности лица можно добиться, используя в качестве пудры муку.

В каждой деревне была своя знахарка, которая хорошо разбиралась в целебных свойствах трав и растений, знала в какое время и где их нужно собирать. Вообще русский народ был близок к природе и умело пользовался её дарами.

К воде на Руси относились как к святыне. Предки всячески оберегали её источники, считали, что вода – это жизнь.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Перед сном было принято мыть ноги и лицо. Таким образом человек избавлялся не только от грязи, но и от повседневных проблем и забот.

А за стол никогда не садились с грязными руками. Характерно, что еда на ходу, так называемый фастфуд, пришла к нам из соседних стран. А на Руси была гигиена питания. За стол садились причесанными и умытыми, с молитвой и благодарностью за пищу.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Кстати, христианская религия предусматривала вступление в пост. И помимо основных миссий такое воздержания благоприятно сказывалось на состоянии организма. Он успевал очиститься и восстановиться.

Наши предки заботились о состоянии зубов, хотя в то время им ещё не были известны ни зубная щетка, ни зубная нить. От неприятного запаха изо рта они избавлялись с помощью обычной соли, втирая её в десны и массируя их с помощью пальцев. По некоторым источникам для этих же целей народ жевал пчелиный воск.

Петр Первый задался этим вопросом на государственном уровне и повелел своим боярам жевать мел или древесный уголь, пользоваться влажной тряпочкой.

Даже иностранцы удивлялись белоснежным и крепким зубам наших предков.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Тело мыли с помощью золы. А ещё и овсяной мукой, в которую добавляли отвары разных трав. Вот откуда пошли многие современные рецепты косметических средств.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Вот такая она была гигиена на Руси! Кажется нам есть чем гордиться!

Источник

Изучаем миф о «Немытой Европе» 1 351 слово читать

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов. Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может – ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм. Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической – там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке
Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались – они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” – так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта – существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века – это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это – появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму. По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри. Как мылся европеец в течение этого сложного периода?

Вода и дрова – без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.

О парных не говорим – мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой. Парные – крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны. Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности – насос и ёмкость-накопитель. До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости. Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом. Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей – пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу. Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX – начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая – стоки. Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований. Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» – моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии – множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади – местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) – там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце – огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.

Главная башня замка – донжон – господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы. Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе. Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей – от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами – в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году. Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему – каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань. Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег…

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах. А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное – спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

Из собранных и приведённых нами свидетельств можно понять, что помывка в бане или собственной ванне во многом зависела от возможности платить – кому-то за доступ в общественную баню, кому-то за привилегию пользоваться бассейном. А тот, кто не испытывает такого желания, не станет мыться и сейчас, несмотря на все блага цивилизации.

КОММЕНТАРИИ: 9 Написать Ответы

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

на гравюре Дюрера русская баня.))) римлян научили греки и этруски, а в европе мылись, но редко и не все. Иначе эпидемий не было бы. Бани были коммерческие и денег стоили.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Всё запад отмыть пытаемся? скоро заблестит и сороки утащат!!

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Статья, как ни парадоксально для её авторов, не опровергает стереотип о том, что в Европе не мылись, а опять таки его подтверждает. После чумы в городах перестали мыться в общественных банях – факт. Мыло тогда еще не изобрели – факт (мытье уксусом – это не мытье, а развезение грязи и инфекции по телу). Воду греть и наливать-сливать дорого даже для королей – факт. Нержавейку еще не изобрели и мылись в кадушках, в которых еще надо натаскать бесценную нагретую на огне воду. Т. е. более чем половина населения, живущая близко к бедности, не могла нагреть на семью (а семьи были большие) много ванн с горячей водой. В общем, с мытьем в Европе был полный швах.

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Чем мылись в 17 веке. Смотреть фото Чем мылись в 17 веке. Смотреть картинку Чем мылись в 17 веке. Картинка про Чем мылись в 17 веке. Фото Чем мылись в 17 веке

Горячая ванна была нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Папа Климент V погибает от дизентерии. А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки… Как и король Филипп II.

Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто. Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф. Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX (!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть. ». Доктору мало кто верил…

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета.

Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *