Чем мыть процедурный кабинет
Текущая и генеральная уборка процедурного кабинета
В медучреждении, будь то поликлиника или стационарное отделение, всегда должно быть стерильно. Это влияет на риск развития осложнений или инфицирования медработников или их пациентов. Существуют специальные нормы и требования, согласно которым проводится влажная уборка больничных помещений. Текущая уборка процедурного кабинета и генеральная уборка процедурного кабинета — важнейшая часть данной работы.
Виды уборок
Проводится ежедневная и ген уборка процедурного кабинета. Санобработка, которая проходит каждый день, подразделяется на подвиды:
Генеральная санобработка выполняется не реже 1 раза в 7 дней. В редких случаях можно раз в полторы недели.
Особенности санитарной обработки
Убирают процедурную медсестра или санитарка, которая закреплена за определенным кабинетом. Она должна иметь опыт и обладать знаниями, практиковать основы современных технологий выполнения приборки и требования санэпидемиологического режима.
Если медработник не проходил обучение и специальных инструктажей, его запрещено допускать до выполнения уборки процедурного кабинета. Перед тем как проводить обработку и после ее окончания, при выполнении текущей приборки необходимо продезинфицировать помещение (кварцем).
На заметку! Приборы кварцевания способны уничтожить не менее 95% болезнетворных микробов, которые витают в воздухе.
Обеспечить противовирусный режим в медкабинете следует тогда, когда на объекты, которые находятся в помещении, попали какие-то биоматериалы заболевшего пациента. Первое — кровь. Так как она может содержать в себе антитела вирусного гепатита и ВИЧ-инфекции.
Если загрязнений биоматериалами нет, проводится штатный противомикробный режим. При нем применяются соответствующие дезрастворы. Обязательно соблюдается алгоритм уборки процедурного кабинета.
Генуборка проходит в соответствии с планом-графиком. Ее выполняют при отсутствии пациентов. Накануне стерилизуется инвентарь:
Ветошь должна иметь маркировку. Салфеток применяют не менее 8 шт. для:
Все уборочные средства должны быть хорошо просушены (кроме ершика, который находится в дезрастворе). Они должны находиться в отдельном месте, использоваться исключительно для санобработки кабинета, для которого они предназначаются. Запрещено применять уборочный инвентарь, промаркированный «Туалет» для обработки больничной палаты. Этапы генеральной уборки процедурного кабинета:
В конце моют полы, начиная с дальнего угла, тщательно промывая поверхность по периметру, плинтуса. Затем моют центр комнаты. Мойки и плинтуса очищаются моющим средством и щеткой.
Влажная уборка кабинета
Разработан алгоритм влажной уборка процедурного кабинета. Ее предпочтительнее выполнять при помощи так называемой моп-методики, которая не может нанести вред. Моп — это заблаговременно приготовленный инструмент, при помощи которого проводится влажная санобработка. У моп-методики есть особенности:
Алгоритм текущей уборки процедурного кабинета предусматривает проведение мойки при помощи оборудования и инвентаря, который специально разработан для использования в медучреждениях. Для его создания применяются материалы, которые обеспечивают комфорт процедуры и длительный период эксплуатации даже при активном ежедневном использовании.
Салфетки и мопы также разрешено использовать неоднократно, но только, если их систематически стирать и дезинфицировать. Алгоритм заключительной уборки процедурного кабинета также основан на этом методе. Моп-метод – это методика выбора. Но она дает возможность, не только гарантировать соблюдение требований санэпидемиологии в медицинских учреждениях, но и ведет к понижению нагрузки на медицинский персонал. Он снижает риск развития у него болезней опорно-двигательного аппарата и других профессиональных патологий.
Помимо этого «неведерный» метод влажной уборки процедурной дает возможность медучреждению значительно снизить траты, которые связаны с закупкой нового инвентаря и приобретением расходников. Соблюдая правила уборки процедурного кабинета, можно добиться идеальной стерильности помещения, оборудования, инструмента.
Алгоритм проведения уборки
Текущая влажная уборка процедурного кабинета проходит как минимум дважды за время работы с применением 3% раствора пероксида водорода или 3% раствора хлорамина. В препарат включают 0,5% моющего геля. Этапы санобработки следующие:
После выполнения работ, необходимо все зафиксировать в графике уборки процедурного кабинета.
Растворы и инструменты для текущей уборки
Каждый обеззараживатель имеет инструкцию по применению. Обычно в ней указаны нормы приготовления в зависимости от уборочной методики. В инструкции указан способ разведения, который соответствует методике протирания поверхностей.
Текущая, заключительная уборка процедурного кабинета выполняется 3% растворами пероксида водорода или хлорамина.
Регламентирующие документы и требования
Базовый нормативный документ, регламент проведение санации, кварца процедурной — СанПиН 2.1.3.2630-10. Помимо правил выполнения санитарной обработки, он включает в себя требования к оснащению и медоборудованию кабинета, отделке внутри.
Кроме того, нельзя исключать требования к медицинскому персоналу. Например, к соблюдению им правил личной гигиены и обработки рук.
Процедурная – это кабинет, режим работы которого соответствует классам чистоты А и Б. Внепланово текущая обработка проходит, если за время работы кабинет загрязнился. Когда таких признаков нет, обычно достаточно 2 текущих моек – они вносятся в рабочий распорядок процедурной. Контролирует процесс старшая медсестра. Главное требование при чистке – не нарушать нормы и установленные рекомендации СанПиНа.
Соблюдая алгоритм генеральной уборки процедурного кабинета и текущей санобработки, можно исключить риск распространения инфекции. Помещения медучреждения должны быть стерильными. Это залог здоровья.
Заключительная уборка процедурного кабинета
Процедурные кабинеты при недостаточном соблюдении санитарных мер могут способствовать гнойным осложнениям и заражениям пациентов и медперсонала инфекциями, в том числе такими опасными как ВИЧ, гепатиты В, С и др.
Поэтому требования к проведению дезинфекционных мероприятий в процедурных кабинетах более строгие. Они отражены в СанПиН 2.1.3.2630-10 (санитарные правила и нормы для медицинских организаций). Согласно им, в этих помещениях должна осуществляться регулярная уборка и дезинфекция.
Как проводится уборка процедурного кабинета
В процедурных проводят несколько видов уборки:
Заключительную уборку проводит медперсонал данного ЛПУ, имеющий допуск к работе с дезсредствами.
Для процедурных кабинетов должен быть предоставлен отдельный инвентарь, промаркированный и использующийся только в данных помещениях. Он хранится в специальных комнатах или шкафах.
Порядок заключительной уборки:
Все использованные и прошедшие дезинфекцию и предстерилизационную очистку (например, в растворе препарата «Септолит Тетра») инструменты отправляются на стерилизацию в ЦСО ЛПУ.
В журнале учета фиксируют факт проведения уборки, время и фамилию проводившего.
Ведется строгий контроль качества дезинфекционных мероприятий со стороны ответственного работника, старшей медсестры отделения и санитарных служб. Периодически берутся смывы с поверхностей и делаются посевы для выявления микробной обсемененности.
Средства для дезинфекции в процедурном кабинете
Заключительная уборка и дезинфекция процедурного кабинета проводится с использованием современных профессиональных дезсредств широкого спектра действия.
Таковыми являются препараты, выпускаемые русской компанией Сателлит.
Например, растворы «Септолит Плюс» отлично продезинфицирует поверхности в кабинете.
«Септолит Тетра», сочетающие в себе и моющие и обеззараживающие свойства, прекрасно подходит как для обработки различных предметов, так и для деконтаминации инструментов.
Хлорсодержащий «Септолит ДХЦ» незаменим для дезинфекции отходов и уборочного инвентаря.
Небольшие труднодоступные поверхности помогут обработать, препараты на основе 60-70% изопропилового спирта «Септолит Экспресс» и «Септолит Антисептик».
Для качественного мытья пола подойдет моющее средство «Проклин Олдэй».
Все эти средства снабжены необходимым пакетом документов, требуемым санитарными органами.
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации проведения текущей влажной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств (текущая дезинфекция).
Дезинфекция — методы по уничтожению в окружающей среде патогенных и условно — патогенных микроорганизмов.
Текущая дезинфекция — проводится постоянно с целью предупреждения
размножения микроорганизмов на объектах внешней среды и прерывания передачи инфекционных агентов через объекты внешней среды.
Дезинфицирующее средство — это химическое средство в составе, которого имеется активное вещество, свойства которого позволяют уничтожать микроорганизмы в окружающей среде.
Влажная уборка — уборка помещений, с использованием воды (водного раствора) с добавлением моющих, дезинфицирующих средств.
Периодичность (кратность) уборки — количество циклов проведения уборки в сутки.
Концентрация дезинфицирующего раствора — доля дезинфицирующего средства в общем объеме воды (водного раствора).
Для организации профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционного заболевания в помещениях подразделений необходимо проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств (профилактическая дезинфекция).
Рекомендуемая периодичность (кратность) уборки — не менее 1 раза в сутки (кабинеты, актовые залы), не менее 2 раз в сутки в местах большого скопления посетителей (помещения приема граждан, входная группа, коридоры, туалетные комнаты).
При проведении уборки должно осуществляться мытье полов, лестничных переходов, а также протирание поручней, перил, дверных ручек, рабочих поверхностей столов, мест (стулья, скамейки) o6іцero назначения.
На период подъема и распространения инфекционного заболевания использование пылесосов запрещается.
В настоящий момент имеется большое количество различных дезинфицирующих средств, разрешенных для проведения уборки. При выборе дезинфицирующего средства следует руководствоваться следующими правилами:
— средство должно содержать активное вещество, свойства которого позволяют уничтожать микроорганизмы в окружающей среде;
— должна быть обозначена его область применения;
— описание приготовления рабочих растворов;
— применение средства для обеззараживания различных объектов, при различных инфекциях;
— меры предосторожности при работе со средством.
Дезинфицирующее средство должно иметь свидетельство о государственной регистрации и декларацию о соответствии.
Проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств (профилактическая дезинфекция) должна проводиться в соответствии с инструкцией.
Для примера прилагается информация по наиболее распространенным дезинфицирующим средствам, используемым для проведения уборки (Хлорамин Б, Ника-хлор, Пюржавель, Жавель солид).
Порядок проведения влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств (профилактическая дезинфекция).
— протирание салфетками, смоченными дезинфицирующим раствором стен, мебели,
подоконников, дверных ручек, перил, поручней. Используется отдельная ёмкость;
— мытье полов отдельной тряпкой из емкости, предназначенной для полов, с применением дезинфицирующего раствора. Используется отдельная емкость и отдельная ветошь;
— обработанные поверхности протираются чистой ветошью;
— проводится проветривание помещения — не менее 10 минут;
Унитазы, смывные кнопки, раковины и ручки крапов в туалетных комнатах, полы и стены моются дезинфицирующим раствором отдельной ветошью из емкости, промаркированных для этих нужд.
После уборки инвентарь замачивается в дезинфицирующем растворе в отдельной емкости.
Концентрация дезинфицирующего раствора и порядок его приготовления зависит от объекта обеззараживания и применяемого средства.
Порядок приготовления рабочих дезинфицирующих растворов
Количество дезинфицирующего средства для приготовления рабочего раствора (против вирусной инфекции)
В помещении пол, стены, двери, жесткая мебель, поручни, перила, дверные ручки, лестницы, переходы
раствор 300 грамм хлорамина
растворить в 10 л. тёплой воды
0,03% раствор 2 таблетки растворить в 10 л. тёплой воды
1 таблетка растворить в 10 л. теплой воды
1 таблетка растворить в 10 л. тёплой воды
Санитарно-техническое оборудование (помещение туалета, пол, степы, двери, дверные ручки, унитазы в том числе смывная кнопка, раковины; водоразборные краны)
раствор 300 грамм хлорамин
растворить в 10 л. тёплой воды
4 таблетки растворить в 10 л. теплой воды
7 таблеток растворить в 10 л. теплой воды
4 таблетки растворить в 10 л. теплой воды
Уборочный инвентарь (ёршик, щётки, ветошь)
раствор 300 грамм хлорамин
растворить в 10 л. тёплой воды
20 таблеток растворить в 10 л. тёплой воды
7 таблеток растворить в 10 л. тёплой воды
7 таблеток растворить в 10 л. тёплой воды
ЦГСЭН ФКУЗ «Медико –санитарная часть МВД России по Нижегородской области»
Как провести генеральную уборку в процедурном кабинете
Как провести генеральную уборку в процедурном кабинете
Процедурный кабинет имеется во всех лечебных медучреждениях (поликлиниках, больницах, диспансерах, санаториях и др.). В нём проводятся лечебные и диагностические манипуляции (инъекции, забор крови на анализы, пункции и т. п.). Поэтому к нему предъявляются особо строгие требования.
В процедурном кабинете имеются:
Каждое утро персонал делает предварительную влажную уборку. В течение дня не менее 2-х раз — текущую. По окончании рабочего дня — заключительную.
Порядок проведения генеральной уборки процедурного кабинета ЛПУ
Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю, либо дополнительно при неудовлетворительных результатах анализов, которые периодически берут сотрудники органов санэпиднадзора.
Техника безопасности при работе с дезсредствами
При работе с дезинфицирующими веществами нужно обязательно соблюдать правила техники безопасности, т. к. они токсичны, обладают раздражающими кожу и дыхательные пути свойствами и могут вызвать отравление при неправильном использовании. Возможны также аллергические реакции.
Основные правила работы с дезинфектантами:
Защитные перчатки — необходимость при уборке
Руки при контакте с дез. веществами могут сильно пострадать. Раздражение и покраснение кожи, аллергические дерматиты можно предупредить, если во время работы с дезинфектантами надевать защитные резиновые перчатки.
Интернет-магазин «Септолит.ру» предлагает удобные латексные нестерильные перчатки «DERMAGRIP HIGH RISK» для работы с агрессивными препаратами, они являются сверхпрочными и не рвутся. Перчатки имеют удлинённую манжету до 30 см, что предотвращает затекание дезсредства на кожу рук. Они экономичные и простые в использовании, т. к. не разделяются на правые и левые, не нужно искать пару.
Дезсредства для проведения уборки в ЛПУ
Все дезсредства должны быть:
Всеми этими свойствами обладают препараты, которые выпускает российская компания «Сателлит».
В линейке представлены моющие средства для уборки («Проклин Олдей», «Проклин Стриппер») и дезсредства («Септолит Тетра», «Септолит Плюс» и др.).
Эти препараты очень облегчают проведение генеральной уборки, делают её эффективной и безопасной для персонала и пациентов.
Заключительная уборка процедурного кабинета
Процедурные кабинеты при недостаточном соблюдении санитарных мер могут способствовать гнойным осложнениям и заражениям пациентов и медперсонала инфекциями, в том числе такими опасными как ВИЧ, гепатиты В, С и др.
Поэтому требования к проведению дезинфекционных мероприятий в процедурных кабинетах более строгие. Они отражены в СанПиН 2.1.3.2630-10 (санитарные правила и нормы для медицинских организаций). Согласно им, в этих помещениях должна осуществляться регулярная уборка и дезинфекция.
Как проводится уборка процедурного кабинета
В процедурных проводят несколько видов уборки:
Заключительную уборку проводит медперсонал данного ЛПУ, имеющий допуск к работе с дезсредствами.
Для процедурных кабинетов должен быть предоставлен отдельный инвентарь, промаркированный и использующийся только в данных помещениях. Он хранится в специальных комнатах или шкафах.
Порядок заключительной уборки:
Все использованные и прошедшие дезинфекцию и предстерилизационную очистку (например, в растворе препарата «Септолит Тетра») инструменты отправляются на стерилизацию в ЦСО ЛПУ.
В журнале учета фиксируют факт проведения уборки, время и фамилию проводившего.
Ведется строгий контроль качества дезинфекционных мероприятий со стороны ответственного работника, старшей медсестры отделения и санитарных служб. Периодически берутся смывы с поверхностей и делаются посевы для выявления микробной обсемененности.
Средства для дезинфекции в процедурном кабинете
Заключительная уборка и дезинфекция процедурного кабинета проводится с использованием современных профессиональных дезсредств широкого спектра действия.
Таковыми являются препараты, выпускаемые русской компанией Сателлит.
Например, растворы «Септолит Плюс» отлично продезинфицирует поверхности в кабинете.
«Септолит Тетра», сочетающие в себе и моющие и обеззараживающие свойства, прекрасно подходит как для обработки различных предметов, так и для деконтаминации инструментов.
Хлорсодержащий «Септолит ДХЦ» незаменим для дезинфекции отходов и уборочного инвентаря.
Небольшие труднодоступные поверхности помогут обработать, препараты на основе 60-70% изопропилового спирта «Септолит Экспресс» и «Септолит Антисептик».
Для качественного мытья пола подойдет моющее средство «Проклин Олдэй».
Все эти средства снабжены необходимым пакетом документов, требуемым санитарными органами.