Чем на ваш взгляд объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке
Чем, на Ваш взгляд, объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке?
Составьте картотеку методов педагогического исследования.
4.Что такое человек? Отметьте правильный, на Ваш взгляд, ответ:
— конечный результат органической эволюции на Земле;
— цель, объект и субъект воспитания;
— единственный носитель социальных ценностей, духа и разума
5. Что такое личность?
— социальная сущность человека, формируемая в деятельности и общении;
— выдающиеся люди, повлиявшие на ход развития человечества
6.Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:
А) “Общее понятие о педагогической антропологии”.
Б) “Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда и образование как целенаправленное обучение и воспитание ребенка”.
В)“Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема их развития?”.
Г) «Акселерация и ее последствия».
Задание Б.
1. Прочитайте отрывок из произведения Ш. Бронте «Джейн Эйр». Что от природы дается человеку? Как это проявляется в процессе развития личности? Какие факторы влияют на развитие личности? Как это нужно учитывать в педагогической деятельности?
«- Мисс Темпль, что это за девочка с кудрявыми волосами? Рыжие волосы, сударыня, и кудрявые, вся голова кудрявая.
— От природы! Но мы не можем подчиняться природе… Я повторял без конца мое требование, чтобы волосы были зачесаны скромно и гладко… Эту девушку надо остричь наголо. Завтра же у вас будет парикмахер!»
2. Прочитайте текст, выделите его главную мысль.
«Борис Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:
— первое условие успешного развития – раннее начало;
— третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;
— четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;
— обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку».
3. Прочитайте отрывок из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Какие противоречия в деятельности педагогов и желаниях учащихся выделяет автор? Какие педагогические категории, понятия можно выделить при анализе этого отрывка?
«Мы хотели много знать и еще больше уметь. Но начальство разрешало нам знать лишь то, что было в гимназических учебниках…а уметь мы совсем ничего не умели…мы хотели участвовать в жизни наравне со взрослыми – нам предлагали играть в солдатики, иначе вмешивались родители, учитель или городовой… Мы могли общаться лишь с теми, кто был угоден нашим воспитателям».
(Кассиль, Л. А. Три страны, которых нет на карте / Л. А. Кассиль. – М.: Детская литература, 1970. – С. 13.)
4. Педагогика: наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по Вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики? Нужно ли педагогическое искусство теоретику-ученому? Исследование педагогических явлений (характеров, поступков, ситуаций, процессов и пр.) – удел только специалистов–ученых или учителей тоже? И тех, и других? В обоих случаях: в чем общее и в чем различие.
5. Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в технологии, методике воспитания детей и воспитания взрослых?
6. Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Назовите и ранжируйте – по критерию продуктивности – связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение.
Задание В.
(Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8 )
Вопросы и задания к тексту
Сформулируйте основную идею данного отрывка
2. Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка». Определите, какую информацию получил учитель о ребятах в процессе беседы, а также подумайте, как ее можно использовать в дальнейшей работе. Какие методы педагогического исследования используются в современном образовании?
«Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку… Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:
— О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?
— Это вы что играли, Борис Сергеевич?
— Это Шопен. Я его люблю.
— Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.
— Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».
Он серьезно и ясно ответил:
— Му-зы-ка. Шопен – великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.
Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
— Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
— Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все…
Тут в наш разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
— А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!
Борис Сергеевич рассмеялся:
— Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету. Итак, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
— Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазированные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари…
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал: крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, вареники, колбасу…
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку недовольно и даже как будто строго…»
( Драгунский, В. Что любит Мишка / В. Драгунский. – М.: Детская литература).
3.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Легко ли быть одаренным ребенком?».
***4.Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».
**5.Прочитайте отрывок сказки.
«И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хорошо знакомым скалам на то место, где его когда-то приняли в Стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти совсем ослепшего от старости, и тяжеловесного, хладнокровного Каа, свернувшегося кольцом вокруг опустевшего места Акелы.
— Значит, твой путь кончается здесь? – сказал Каа, когда Маугли бросился на землю. – Еще когда мы встретились в холодных берлогах, я это знал. Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят.» (Киплинг Р. Маугли: повесть – сказка. – М., 1978. – С. – 189.)
Киплинг предложил читателю домыслить судьбу своего героя. Попытайтесь это сделать, представить себя в качестве апологета биологической, социологической и биосоциальной философско-педагогических концепций. Не забывайте, что апологет – это убежденный сторонник какой – либо идеи, который, отстаивая свое мнение, умеет выстраивать систему логических доказательств, находить необходимые аргументы.
**6. Говорят: трудные дети, трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не беспокоимся о другом явлении, распространенном, быть может, не меньше: трудная. школа. Для ребенка. И речь идет не о трудностях в учении, в привыкании к режиму (вторая, а то и третья смены): одни – естественны, другие – объективны и пока непреодолимы. Мы говорим о психологическом дискомфорте, когда ребенку неуютно от открытости происходящего, от того, что его не понимают товарищи и учителя, не принимают его индивидуальности, когда учительница несправедлива («она меня не любит», «она ко мне придирается») или сложна по характеру, когда ребят дразнят, когда «достает» расслоение на «богатых» и «бедных», когда в классе презирают тех, кто хочет хорошо учиться, когда честный ребенок не хочет участвовать в коллективном прогуле. Чем отличается круговая порука от общественного мнения? Приходилось ли вам переживать такие или подобные трудности в школьные, а то и в студенческие годы? Как Вы их преодолевали самозащищаясь? Кто Вам помогал, что помогало? Поразмышляйте над данными вопросами в своем сочинении.
Вопросы и задания к тексту
Чем отличаются житейское и научное определение личности и что в них общего?
® Рекомендуемая литература
2. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики/ В.С.Кукушин. – М., 2006.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2005.
6. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Уч. пос. – М., 2005.
Тема 2: Образование как ценность, процесс и результат.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)
«Подходы ученых к классификации закономерностей и принципов в педагогике: Я.А.Коменского, Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, Б.Т.Лихачева».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Подходы ученых к классификации закономерностей и принципов в педагогике: Я.А.Коменского,
Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, Б.Т.Лихачева».
В настоящее время в педагогической литературе термин «принцип» трактуется как основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; определенная система исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность; руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.
Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой; исходные основополагающие положения, определяющие деятельность педагога и характер учебно-познавательной деятельности обучающихся.
В пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся. Это объясняется тем, одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие – из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики обучающихся. И хотя законы и закономерности не содержат прямых указаний, как действовать педагогу в той или иной ситуации, они являются теоретической основой для обоснования принципов обучения.
Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» в 1632г.
Обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи, например, такие как Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и другие.
В системе обучения принципы занимают определенное место:
Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классически давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.
В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подход, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Различные классификации принципов обучения обуславливаются различными идеями, положенными в их основу. Например, Я.А. Коменский попытался создать систему дидактических принципов, основываясь на идее природосообразности обучения, хотя само понятие «принцип» им не было обосновано. Идея природосообразности в понимании Я.А. Коменского – это естественный метод, или принцип соответствия природе. Природа единая, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем. Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественным путем. Однако следует учитывать, что Я.А. Коменский в своей идее природосообразности не изменяет ни своему мировоззрению, ни своей эпохе. Идею Коменского, считает педагог Д. Лордкипанидзе, следует рассматривать как прогрессивное и даже революционное явление в педагогике, поскольку она направлена против средневекового схоластического воспитания.
Согласно Я.А. Коменскому, там, где отсутствует сознательность, и обучение ведется догматически посредством бессмысленного заучивания, в знании господствует формализм, а сам процесс обучения неизбежно будет механическим и пассивным. В процессе обучения сознательность и активность выступают в единстве. Этот прогрессивный принцип проникнут духом демократизма, поскольку предполагает усвоение учащимися истинного знания, адекватного окружающей действительности. Главное условие успешного обучения – постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский писал: «Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Вместе с тем Я.А. Коменский считал основным свойством сознательного знания не только его понимание, но и использование на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством.
Главный враг в обучении – бездеятельность и лень. В работе «Об изгнании из школ косности» Я.А.Коменский раскрывает принципы лени учащихся, дает ряд указаний о том, как ее искоренить. Золотое правило обучения, согласно Я.А.Коменскому – наглядность. В основе его учения наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Он приводит известную эмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении». В «Великой дидактике» Я.А.Коменский следующим образом определил наглядность, ее задачи и значение: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство». И далее: «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами заменяет собой доказательство».
Принцип наглядности Я.А.Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений.
Я.А.Коменский сформулировал ряд конкретных указаний, в которых распределил занятия по годам, месяцам, дням, часам с учетом возрастных особенностей учащихся. Согласно его рекомендациям, один предмет следует преподавать до тех пор, пока его не уяснят все учащиеся. Обучение должно идти от более близкого к более отдаленному.
Важную роль Я.А. Коменский отводил упражнениям, которые имеют большое значение для прочного усвоения знаний. В «Пансо-фической школе» он писал: «Так как только упражнение делает людей искусными, а мы исполнены стремлением сделать людей сведущими во всех классах учащиеся упражнялись на практике: а) чувств, Б0 ума, в) памяти, г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, е) в голосе, ж) в нравах и в благочестии».
Таким образом, Я.А.Коменский выделил следующие дидактические принципы обучения: сознательность и активность, наглядность, последовательность и систематичность, упражнение и прочное усвоение знаний. Принципы обучения, сформулированы Я.А.Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами.
Привожу классификацию принципов, данную Ю.К.Бабанским.
Основные компоненты и
Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучающихся
Принципы: научность обучения; связи обучения с жизнью; системности и последовательности обучения; доступность обучения
Методы обучения и соответствующие им средства
Принципы: наглядности обучения; сознательности и активности обучающихся при руководящей роли педагога; сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения
Формы организации занятий
Принцип сочетания различных организационных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения
Условия для обучения
Принцип создания необходимых условий для обучения
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, образования и развития
Рассмотрев различные классификации принципов обучения, можно сделать вывод, что не существует какой-либо универсальной классификации, хотя есть классические принципы, которые признаются всеми авторами. Эти принципы можно объединить в следующие группы:
-Методологические (философские), отражающие концептуальную стратегию образования (принципы гуманизации, демократизации, связи с жизнью, уровнем развития психологии, философией образования и др.);
-Научные, касающиеся как содержания образования, так и самого образовательного процесса (принцип научности, систематичности и др.);
-Психологические (принцип учета возрастных особенностей, психологии личности, группы и др.);
-Собственно дидактические (принципы доступности, наглядности, индивидуализации и др.)
Можно считать, что предложенная Ю.К.Бабанским совокупность дидактических принципов является системой, в основе которой лежит деятельностный подход к обучению. Такой подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса, каждый из которых, как и весь процесс в целом, должен соответствовать определенным принципам обучения. Ю.К. Бабанский выявил соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения.
Расположение принципов обучения в логике развития компонентов целостного цикла процесса делает их перечень не только четко последовательным, но и относительно целостным.
Цели общества, реализуемые через школьное образование, находят свое отражение и в существующих классификациях принципов обучения. Так, М.Н.Скаткин в 1975 году сформулировал следующие принципы обучения:
— принцип коммунистического воспитания в процессе обучения;
— научность обучения и его доступность;
— систематичность обучения и связь его с практикой;
— сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя;
— принцип единства конкретного и абстрактного, принцип наглядности в обучении;
— принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся;
— принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Здесь ясно видна взаимосвязь между целями воспитания молодежи – формированием личности коммунистического общества – и общими законами обучения. На основе этого был сделан вывод, что принципы обучения действуют на протяжении времени существования отдельной социально-экономической формации.
Если сравнить классификации принципов обучения, предложенные Ю.К.Бабанским, М.Н.Скаткиным и др., то можно сделать вывод, что несмотря на то что ученые по-разному подходят к объекту исследования – целенаправленному управлению познавательной деятельностью обучающего, предложенные ими классификации не являются вариативными. Неустойчивость этих классификаций говорит о том, что, во-первых, у авторов нет уверенности, что сформулированные принципы охватывают все стороны педагогического процесса, и во-вторых, что все эти положения выведены эмпирическим путем. Кроме того, эти принципы не выстроены каким-либо образом иерархически, они раз-ноуровневы, иногда трудно увязываемы друг с другом. Так, принцип доступности порой заставляет обучение отходить от принципа научности. Содержание дидактических принципов, к сожалению, не показывает, каким образом снимаются эти противоречия и трудности.
Принципы отбора содержания школьного образования Б.Т.Лихачевым рассматриваются так.
Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области труда; из области физического развития.
К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т.Лихачев относит:
— общеобразовательный характер учебного материала;
— гражданская и гуманистическая направленность содержания;
— связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
— основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
— интегративность изучаемых курсов;
— развивающий характер учебного материала;
— гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
— взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
— эстетические аспекты содержания образования.
Среди специальных принципов формирования содержания школьного образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки.
Легко заметить, что вся номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципах, а именно:
— принцип соответствия содержания уровня образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающего гуманистического демократического общества;
— принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
— принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.
Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания.
Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику
XX в.
XIX в.
Просвещение (XVIII в.)
XVII в.
Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира.
Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.
Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.
В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности.
Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.
И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.
Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения. Дистервег(1790–1866) и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848),А. И. Герцен(1812–1870),Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828–1910),Н. И. Пирогова(1810–1881).
К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.
Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.
В этот период целью воспитания становится развитие личности.
Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семейного воспитания.
Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Это явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан.
С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:
1) изучить опыт предыдущих поколений;
2) обогатить и приумножить этот опыт;
3) передать его следующему поколению.
Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки.
Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. Провозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. Практика показывает, что люди должны уметь жить в условиях предоставленных свобод. Жизнь при демократии возможна лишь при условии, что демократия будет существовать в нас, также как мораль, справедливость, право. Для педагогики данная задача является серьезной проблемой.
2. Педагогика – наука или искусство
Насколько можно говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих педагогов она зачастую рассматривается как искусство или как нечто производное от философии, психологии, социологии? Известные ученые и философы по-разному высказывались на эту тему.
«Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П. П. Блонский).
«Педагогика – прикладная наука. Наука не о сущем, а о должном, исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (С. И. Гессен).
«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А. Г. Ободовский).
«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В. П. Беспалько).
«Положения науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть».
«Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука» (П. П. Блонский).
В статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не наука, а искусство».
К. Д. Ушинский в конце XIX в., по мнению многих, не рассматривал педагогику как науку. На самом деле он рассматривал педагогику достаточно обстоятельно.
В первых работах К. Д. Ушинский рассматривал вопросы о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности. К таким работам относятся «Лекции о камеральном образовании» (1846–1848), «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также в других работах, где были использованы различные средства, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательной деятельности.
Ушинский выражал такую мысль, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не является постоянным, но исторически изменяется.
Его несогласие с немецкими философами и психологами возникало, потому что они все представляли в систематическом изложении, называли практическую деятельность наукой, в результате чего четкая граница между ними исчезала. Ушинский указывал на то, что истина – это есть завершающий сущностный этап, к которому возможно подойти через исследования предмета науки. Это и есть основной и определяющий критерий, по которому выделяются научные базовые понятия и определяется наука вообще. Ушинский также говорил: «Возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…».
Чтобы доказать свою точку зрения, Ушинский давал определения, согласно которым искусство, в отличие от науки, может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. В то время как выводы науки имеют объективный характер, в искусстве преобладает субъективное начало. В то время как многие критерии и принципы меняются в течение определенного времени, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким или, что все равно, приближается более и более к сущности предмета».
К. Д. Ушинский, в отличие от своих предшественников, высказывает мнение, что педагогика не наука, а искусство, совершенно неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь потому, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Ошибочно полагать, что любая теория или наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.
Н. К. Гончаров не соглашался с этим и считал, что Ушинский инициалы не проявляет последовательности в определении предмета педагогики как науки или искусства.
Долгое время разделение педагогики как науки и искусства воспитания имело место тогда, когда Ушинский определял отличие педагогики от других наук. Отсюда смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам проявлялся в определении практических задач и целей педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.
Педагогическая наука очень заинтересована во влиянии других наук, в том смысле, что необходимые научные знания можно использовать для продвижения собственных целей и получения необходимого результата педагогического действия.
К. Д. Ушинский указывал на то, что если большинство наук только открывают факты и законы и не занимаются разработкой практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.
Пытаясь разобраться в сути вопроса и наконец определить, к какой сфере деятельности относится педагогика, можно предположить, что философ, психолог реализуют те же функции, что и педагог, но каждый из них является прежде всего специалистом в своей деятельности. Можно спросить: какую позицию занимает педагогика среди наук и какова особенная область ее изучения? Стоит рассмотреть объект и предмет изучения для определения области изучения науки.
В соответствии с объектом изучения науки разделяются на естественные и гуманитарные. Являясь прикладной наукой, педагогика в своем теоретическом обосновании содержит и использует данные других наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них – философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе.
Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.
Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.
Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.
Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.
Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.
Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.
На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение».
И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это очень отрицательно отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточно подробно, емко, систематично отразить суть явлений и процессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функционирования и преобразования педагогической практики.
Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.