Чем знаменит китайский театр
Театральное искусство Китая
Театральное искусство Китая
Выполнил Лукошин Денис ; студент первого
курса бакалавриата по направлению
Школа педагогики ДВФУ
Введение
1. Традиционный китайский театр
Характерная особенность искусства актёра китайского театра – игра с воображаемыми предметами, аллегорическое использование предметов театрального реквизита. Например, стол в зависимости от ситуации может изображать алтарь, стол, гору, наблюдательную площадку; шапка, завёрнутая в красное полотнище, – отрубленную голову; чёрные флажки – ветер; красные флажки – огонь. Пространство сцены делится на две части. Одна – по кругу просцениума – обозначает место действия вне помещения. Например, улицу.
Двое актёров пытаются найти друг друга и промахиваются на освещённой сцене – все догадываются, что дело происходит в темноте.
Символизм китайского театра принципиально отличен от европейского. Игра актёров также очень далека от какого-либо жизненного правдоподобия. Она строится на канонизированных, отточенных условных приемах выразительности, стилизованных движениях и жестах. Все пьесы традиционного репертуара делятся на две большие группы – вэньси (пьесы на гражданские, светские сюжеты) и уси (пьесы на военные, исторические темы, в которых главное место занимают батальные сцены, построенные на акробатике и фехтовании).
В традиционном театре и поныне сохраняется система амплуа. Все персонажи делятся на четыре группы: вэнь – штатских и у – военных; по возрасту персонажи делятся на лаошэн – стариков и сяошэн – молодых. Дань (женские роли) подразделяются на циньи – положительная замужняя женщина, чжэньдань – положительная героиня, чаще всего молодая, хуадань – служанка, куртизанка, даомадань – женщина-воин, гуймэндань – незамужняя юная девушка из знатного дома. По возрасту женские роли делятся на лаодань – старуха и сяодань – юная девушка. Цзинь объединяет характерные роли, как положительные, так и отрицательные. Исполнители этих амплуа обладают яркими гримами, масками, манера их игра подчёркнуто гиперболична. Чоу – комические роли (мужские и женские). Для каждого амплуа разработаны строгие комплексы изобразительных приемов.
В зависимости от уровня мастерства различали актёров блестящих, совершенных (мяо), божественных (шэнь), красивых, привлекательных (мэй), умелых (нэн). Вплоть до начала XX века в Китае отсутствовали смешанные труппы. Это обусловливалось тем, что актрисы считались женщинами лёгкого поведения и не имели права выступать вместе с мужчинами. Поэтому существовали женские труппы, в которых все роли исполнялись женщинами, и мужские. Интересно, что китайцы полагали, что только мужчина способен понять и выразить женскую сущность, красоту её души и тела.
Неповторимое своеобразие традиционного китайского театра связано с тем, что в нём отсутствовала принятая у европейцев дифференциация на жанры. Актёр такого театра должен был владеть в равной степени искусством сценической речи и пения, жеста, пантомимы, танца, элементами боевого искусства. Отсутствие сцены-коробки в таком театре породило особые приёмы сценической выразительности. Действуя на открытой площадке, актёр достигал тесного контакта со зрителем. Необходимость предельно концентрировать внимание публики (в старом китайском театре зрители могли во время представления пить чай), обширность аудитории, не замкнутость пространства породили резкие акценты исполнения, а отсутствие декораций тоже требовало от актёра большого мастерства игры с воображаемыми предметами. Актёр, игравший в каком-либо одном амплуа, овладевший в совершенстве техникой исполнения, очень редко мог перейти в другое амплуа. Каждая группа ролей имеет разработанные до мельчайших подробностей, закреплённые вековой традицией приёмы сценической выразительности. Совершенствование и развитие традиции было возможно только в строго определённых границах. А потому столь важно было овладеть ритмически организованной речью в традиционном театре, точным сценическим движением, когда с помощью «языка жестов» актёр ведёт диалог.
В китайском театре детально разработаны движения рук актёра: «отрицающие» руки, «скрывающие» руки, «хватающие» руки, «плачущие» руки, «отдыхающие» руки и т. д. Грубый характер выражался широко раздвинутыми пальцами, тогда как для старцев характерны сдержанность и скованность их движений. Сложенные женские пальцы символизируют женственность и изящество.
Пластика актёра традиционного театра почти статуарна, отточена в позах. Движение героя определяется не столько обстоятельствами пьесы, сколько показывает его характер и даже общественное положение. В китайском театре, например, гражданский положительный герой при ходьбе выбрасывает не сгибающиеся ноги в стороны и при этом поглаживает бороду. Военный положительный герой ходит «тигровыми шагами» – как бы скользит и застывает на месте, ускоряя темп движения во время ухода со сцены. «Почтенная матрона» при ходьбе не должна отделять от сцены ног. «Обольстительная красавица» переступает, плотно сжав колени. «Комик» обладает торопливой и крадущейся походкой.
В гримах и костюмах китайского театра широко используется символика цвета: костюмы жёлтого цвета носят императоры, в красных появляются верные, преданные и храбрые министры и военачальники, злые и жестокие люди ходят в чёрных, чиновники с дурным характером – в голубых. Большое значение придаётся и пышному головному убору.
Символика грима тоже о многом говорила зрителям: прямодушные и стойкие люди имеют красное лицо; люди буйного характера – чёрное, белый цвет в гриме обозначает низость, жестокость и все отрицательные качества. Демонические персонажи появляются с зелёным, а божественные – с золотым лицом. Помимо цветовых обозначений, присутствуют и рисунки. Например, царь обезьян имеет на лбу изображение кокосового ореха. Если у актёра на виске изображена монета, значит, зритель имеет дело с сребролюбцем.
В китайском традиционном театре уделялось большое внимание психологической разработке роли. Но психологизм восточного театра тоже существенно иной, чем в театре европейском. Актёр китайского театра должен владеть способами внешнего выражения чувств. Китайская традиционная театральная теория предлагает восемь психологических состояний, или категорий (па-син), каждой из которых соответствует определённая манера поведения.
В трактате «Зеркало просветлённого духа» они описываются так:
· Знатный – вид внушительный, взор прямой, голос низкий, походка важная;
· Богатый – вид довольный, голос мягкий, глаза улыбающиеся, выражая радость, щёлкает пальцами;
· Бедный – вид удручённый, взгляд неподвижный, сутулится, под носом мокро;
· Низкий – вид добродушный, смотрит искоса, плечи приподняты, походка быстрая;
· Глупый – вид тупой, глаза вытаращены, рот разинут, мотает головой;
· Безумный – вид гневный, взгляд остановившийся, кричит и смеётся, двигается беспорядочно;
· Больной – вид изнурённый, глаза слезящиеся, дышит тяжело, тело трясущееся;
· Пьяный – вид усталый, глаза мутные, тело обмякшее, ноги неподатливые.
Выделялись четыре основных эмоции (сы-чжуан) – радость, гнев, печаль, испуг.
Обучение искусству актёра носило цеховой характер и начиналось в раннем детстве – с 7–8 лет. Исполнительские традиции передавались из поколения в поколение, старый опытный актёр сообщал свой опыт своим ученикам, которые обычно были его детьми и внуками. Все указания учениками исполнялись беспрекословно, и они в занятиях проводили большую часть своего времени. Помимо полного владения своим телом, они учились, например, искусству живописи, чтобы понимать значение цвета и узора своего костюма и выполнять сложный грим.
2. Пекинская опера
Самым распространенным и самым влиятельным театральным жанром является «Пекинская опера».
Ее прародитель – еще более древний жанр «куньцюй». Пекинская опера появилась в Пекине в начале XIX века, это сценическое искусство объединяет в себе элементы пения, драмы, акробатики и боевого искусства. За 200 с лишним лет это сценическое искусство вобрало в свой репертуар свыше 1000 замечательных опер, отличающихся оригинальными условными сценическими приемами. Пекинскую оперу прославили выдающиеся актеры Мэй Ланьфан, Чэн Яньцю, Ма Ляньлян, Чжоу Синьфан и Ду Цзиньфан, появилось много молодых выдающихся актеров, беззаветно преданных любимому искусству. И сегодня искусство пекинской оперы не утрачивает свои традиции.
В течении прошедших лет Китайский театр пекинской оперы сделал смелую попытку – в традиционной пекинской опере использовать элементы западной музыки, что было положительно встречено критикой и зрителями. Произошло другое важное событие в истории пекинской оперы – завершены видеозапись и озвучивание 355 пьес из классического репертуара пекинской оперы. В антологии собраны замечательные арии 47 покойных известных мастеров пекинской оперы 40 – 60-х гг. XX века, шедевры в исполнении выдающихся молодых актеров нашего века, чтобы традиции искусства передавались из поколения в поколение.
Пекинская опера это слияние всех жанров театрального искусства (оперы, балета, пантомимы, трагедии и комедии).
За счет богатства репертуара, хрестоматийности сюжетов, мастерства актеров и сценических эффектов она нашла ключик к сердцу зрителей и вызвала их интерес и восхищение. А ведь театр «Пекинской Оперы» это не только место для удобного размещения зрителей, но и чайная, то есть во время представления вы еще сможете наслаждаться ароматным зеленым чаем с засахаренными фруктами. Непередаваемая игра актеров, их полное перевоплощение заставят вас полностью перенестись в сказочный, волшебный мир Пекинской оперы.
Пение занимает очень важное место в «Пекинской Опере». Большое значение здесь имеет сам звук. Неповторимость исполнения, завораживающее звучание обуславливается глубоким знанием фонологии, техники пения и достижением гармонии Инь и Ян. Песня не только увлекает своим содержанием, но и вызывает глубокие чувства у слушателя. Артисту сначала нужно влезть в чужую кожу, перенять характер и язык персонажа, затем мастер и внешне должен стать похожим на него, слышать и чувствовать как он, стать ему родным человеком. Очень большую роль в исполнении партии играет дыхание, во время пения используют «смену дыхания», «тайное дыхание», «передышку» и другие приемы. После своего образования «Пекинская Опера» стала богатым собранием певческого мастерства. Необычное использование голоса, тембр, дыхание и другие аспекты используются для достижения наибольшего сценического эффекта. Хотя на первый взгляд от певца требуется абсолютное соблюдение канонов Китайского традиционного исполнительского искусства, как раз через них и проявляется индивидуальное видение и талант артиста.
Жестикуляция— это элементы акробатики во время представления. В «Пекинской опере» есть такие персонажи, которых можно представить, только применяя акробатическое искусство. Это, так называемые амплуа «военного героя», «военной героини» и «женщины-воительницы».Все сцены жестокой войны в спектаклях составлены из акробатических трюков, есть даже специальные «военные пьесы».
Шаги. Под «шагами» подразумевают театральные позы и передвижения по сцене. В Пекинской опере есть несколько основных поз и шагов. Позы: прямая; буквой «Т»; «ма-бу» (ноги расставлены в стороны, вес распределен равномерно на обе ноги); «гунн-бу» (вес перенесен на одну ногу); поза наездника; расслабленная стойка; «пустые ноги». Способы шагов: «облачный», «дробленный», «круговой», «карликовый», «быстрый», «ползающий», «расстилающий» и « семенящий».
На этих восьми китах – «четырех способах игры» и « четырех видах мастерства» стоит Пекинская опера.
Заключение
Традиционное театральное искусство Китая – один из развитых видов восточного искусства, в котором, в отличие от искусства европейского, принцип новизны никогда не был главным. Но это не значит, что традиция не знает ни малейшего движения – просто изменения в ней происходят медленно, и чтобы быть принятыми внутрь традиции, они проходят долгий путь, оправдывающий необходимость изменений. Чтоб ощутить всю прелесть и глубину театрального действа для этого нужно «один раз увидеть».
Список литературы
2. «История культуры Китая» Издательство: Планета музыки, Лань Автор: Марина Кравцова
История китайского театра — как он зарождался и развивался
Здравствуйте, любознательные читатели!
История китайского театра – это очень интересная тема, о которой мы собираемся рассказать вам сегодня. Пантомима, вокал, акробатические номера и танцы – всё это, в сочетании со своеобразной музыкой, можно увидеть и услышать в одном классическом китайском спектакле.
На сцене отсутствует реквизит, но актёры играют в великолепных костюмах, на них надеты оригинальные маски. Действо поражает воображение гостей Поднебесной своей уникальностью.
Зарождение театрального искусства
Истоки театра в древнем Китае возникли ещё около четырёх тысяч лет назад в шаманских и религиозных ритуалах, представлениях при дворе. Уже в те времена в последних участвовали придворные шуты, актёры – чан-ю и комедианты – пай-ю.
Народные обряды и празднества были тоже театрализованными. Это проявлялось, в частности, в культе поклонения предкам. В «покойницких играх» было принято в подражательной манере изображать поступки покойного и его славные дела.
Во времена династии Хань любимым народным развлечением была борьба, так называемое «бодание» — цзяодиси. Оно проходило в сопровождении музыки и позднее было включено в сто представлений – байси. Кроме борцов в них участвовали:
Фехтовальщики использовали в своих поединках боевые топоры, трезубцы и клевцы – молоты с ударной частью в виде клюва.
Кукольный театр
В этот же период зарождается кукольный театр. Вне театра куклы были известны задолго до этого времени. Но тогда они использовались ритуально: помогали отправляться покойному в мир иной.
Теперь же они перебрались на театральные подмостки. Куклы были представлены:
Эпоха Сун – это золотой век кукольного театра. Особенно необычными были водные спектакли: актёры находились под водой и управляли при помощи специальных машин драконами и огромными рыбами, которые исчезали и вновь появлялись самым неожиданным образом.
Несмотря на то, что куклы неизменно привлекали внимание зрителей, среди которых были и обычные актёры, кукольный театр повлиял на традиции классического китайского театра не так сильно, как на японских лицедеев Кабуки.
По китайским меркам, живой актёр должен был быть эмоциональнее и подвижнее. В более поздних театральных требованиях порицалась зажатость актёра и его статичность, делающие его похожим на куклу.
XII-XIII века
Народные китайские песни и танцы в средневековье способствуют зарождению нового вида искусства: музыкально-театрального. В этот период здесь появляется опера и классический театр, художественные принципы которого почти не изменились до наших дней.
Подлинная народность китайского театра выражалась в том, что у спектакля не было как композитора, так и режиссёра-постановщика, так как он создавался группой актёров коллективно.
Музыке в классическом театре были подчинены и слова актёров, и их танцы. Она определяла круг действующих лиц и приёмы, которые актёры применяли в своей игре, подчёркивала настроение персонажа.
Ритм и мелодические особенности исполняемой музыки, состав инструментов в оркестре придавали действию на сцене особую выразительность. Особенно важны были ударные инструменты, а среди них – барабан.
Он приковывал внимание зрителя к определённым сценам, подчёркивал важность происходящего, усиливал актёрскую игру.
Мелодичность театра тех времён черпал в народной песне. Давным-давно у крестьян зародилось массовое представление, посвящённое труду земледельца.
В основе его лежали театрализованные действия в сопровождении музыки, которые бытовали повсеместно и носили название «янгэ». Эти представления и повлияли на формирование традиций китайского народного театра.
Классический китайский театр современности, «цзин-си», является театром столичных пьес. За трёхсотлетнюю историю существования он вобрал в себя весь многовековой опыт развития театрального искусства в Поднебесной.
Пекинская опера – это национальное достояние китайцев, которое внесено во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Гастроли Пекинской оперы проходили в Москве и других крупных городах мира.
Необычное зрелище
Языковой барьер и уникальная манера игры актёров долгое время мешали иностранцам понимать содержание обычных спектаклей. Этих проблем не возникало при посещении театра теней.
Только эта разновидность театра распространилась за пределы китайских границ и стала популярна за рубежом:
Интересна легенда его возникновения. Два тысячелетия назад у одного из китайских императоров внезапно скончалась возлюбленная жена.
Правитель оставил все государственные заботы и пребывал в унынии. Один из придворных, чтобы облегчить его страдания, решил развлечь повелителя необычным способом.
Осуществил свою идею этот человек после прогулки, где по пути придворному встретилась ему группа детишек. Они придумали развлечение: играли в тени, возникающие на пыльной дороге.
Придя обратно, мужчина вырезал лицо императорской супруги из куска ткани, добавил ему красок и приделал к изображению верёвочки. Вечером он установил ширму и подсвечники со свечами таким образом, чтобы лицо отбрасывало чёткую тень на белое полотно и двигалось бы, когда дёргали за верёвочки.
Цель была достигнута, правитель повеселел и опять принялся за государственные дела. При дворе часто стали устраивать теневые забавы. А вскоре такие представления стали любимы и в народе.
Но становление театра теней шло довольно долго, только во времена правления династии Сун, спустя девять веков, находятся официальные упоминания о такого рода театре.
Техника исполнения включала в себя вырезание необходимых персонажей из разных видов кожи:
Последняя считалась наиболее удачной для этой цели, и во многих местах театр теней так и называли: Люй Пиин, что означало «тени из ослиной кожи».
Вырезанные профили окрашивали в пять характерных цветов, чтобы зрителю было понятно, какими качествами обладал тот или иной герой:
Русский китайский театр
При дворе Екатерины II в эпоху рококо в России было принято увлекаться всем китайским. По проекту архитектора А. Ринальди в Царском Селе в 1778-79 годах был выстроен летний китайский театр. В те времена он носил название Каменная опера.
Снаружи здание имело вполне типичные для Европы архитектурные черты, только загнутые вверх углы крыши и красочный карниз напоминали о Китае.
Внутри же зрителей восхищал роскошный шёлковый занавес оранжевого цвета, на котором изображались сценки из жизни китайцев и их национальные пейзажи. Потолок, сцена и ложи включали такие декоративные элементы, как:
В репертуар театра входили оперы Д. Паизиелло, который служил при дворе композитором. После смерти императрицы театральная жизнь замерла почти на сто лет. Только заезжие артисты иногда давали на местной сцене представления.
С конца XIX столетия и до начала Первой мировой войны театр переживал бурное возрождение. На его сцене ставили Толстого и Шиллера, Софокла и Ростана.
Артистами, кроме труппы театра, выступали гимназисты, офицеры и даже великий князь Константин Константинович. В театре была проведена реконструкция, что позволило ставить спектакли не только летом, но и круглогодично.
С началом войны театральная жизнь приостановилась, и только в 30х годах спектакли начали идти снова. Но в 1941 году, когда город Пушкин (бывшее Царское Село) подвергся обстрелу, театр сгорел изнутри вместе с крышей. Оставшиеся стены с тех пор не реконструировались.
Китайцы и Лос-Анджелес
В начале XX века американский бизнесмен Сид Грауман решил построить в Лос-анджелесском Голливуде многофункциональный кинотеатр более чем на тысячу зрителей.
Постройка спроектирована в стиле китайской пагоды. Перед ней находится громадный дракон. Вместе с ним вход охраняют два сторожевых пса.
Китайский театр Граумана
Кроме постановки драматических спектаклей, здесь регулярно бывают показы голливудских премьер.
Первоначально здание носило название «Китайский театр Граумана». Затем оно изменилось на «Китайский театр Манна», по имени бизнесмена, приобретшего его.
Пять лет назад строение назвали «Китайский театр TCL», как следствие коммерческого контракта со стороной из Китая, осуществляющей поставки электронной техники.
Примечательна такая история. На этапе завершения строительства, пространство вокруг театра было залито свежим цементом. Пришедшая по делу американская кинозвезда Норма Толмадж волей случая оступилась, и оттиск её ступни остался в незастывшем цементе.
Это послужило толчком к тому, чтобы Грауман придумал гениальную идею: создать Аллею славы на плитах перед входом. На них будут сберегаться оттиски ладоней и ступней знаменитостей и их подписи. Сейчас их порядка двухсот.
Заключение
Основа национального театра в Китае, подобно Кабуки в Японии, – подлинно народная. Он отражает яркие чувства китайского народа, его духовную силу, чаяния, радость и печаль.
Всего доброго, друзья! Если статья вам понравилась, делитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!
Китайский театр и опера
Постепенно китайский театр стал развиваться, появились отдельные площадки для спектаклей, начали создаваться труппы и постоянные спектакли. В XIV-XVII вв. начинается расцвет китайского театрального искусства, появляются два основных направления.
Иянский театр брал за основу своих постановок повседневную жизнь простого народа или исторические события. Это театральное направление было распространено среди простого народа. Представления давались на базарных площадях или в трактирах. Другое театральное направление – куньшанский театр было распространено среди аристократов и при дворе императора.
Сам по себе китайский театр уникален. В средние века существовали труппы, где и женские и мужские роли играли либо только мужчины, либо только женщины. Кроме того, характер персонажа, можно было проследить не только по игре актера, но и по гриму, которым было раскрашено его лицо. В зависимости от цвета, зрители понимали типаж роли. Например, красный цвет говорил о верности и честности героя, золотой использовали для мифических героев и т.д.
Самым главным правилом традиционного театра является то, что все его участники должны владеть не только актерским мастерством, но и музыкальным талантом, а также ораторским искусством. Они должны отлично танцевать и владеть навыками восточных единоборств, последнее необходимо для постановок пьес на военную тематику, так любимую китайцами.
Одной из разновидностей китайского театра является опера. Китайская опера почти ничем не отличается от драматического спектакля. От артистов требуют не только уникальные вокальные данные, но и артистический талант. Следует отметить, что на сегодняшний день лучшим оперным театром Китая считается знаменитая Пекинская опера.
Сегодня китайский театр – это довольно распространённое явление. Это красочное увлекательное зрелище, которое сочетает в себе не только драматическое искусство, но и акробатические, танцевальные и музыкальные сцены. Театральные постановки можно увидеть не только в крупных городах во время театрального сезона, в Китае широко распространены так называемые «бродячие труппы», когда представление даются артистами во время ярмарок, фестивалей или различных праздников.